Городское методическое объединение учителей географии

Афанасьева Людмила Павловна

Выступления

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде www.themegallery.com

Слайд 2

вариативность открытость интерактивность Визуализация Полифункциональ ность Дидактические характеристики ИОС урока

Слайд 3

Роли участников образовательного процесса Ученик Активный субъект деятельности ИОС Учитель Организатор учебной деятельности школьника, способный к проектированию и препроектированию учебного процесса

Слайд 4

Блоки учебного процесса в ИОС Компоненты урока Ценностно-целевой (цели и задачи учебного процесса) Технологический ( средства обучения, используемые в ИОС) Программно-методический (стратегия, формы, программы, технологии) Коммуникационный ( формы взаимодействия между участниками учебного процесса ) Информационный ( информация, положенная в основу учебной деятельности)

Слайд 5

Этапы подготовки урока в информационной образовательной среде 1.Планирование новых образовательных результатов ( личностных, предметных, метапредметных) 2. Подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов 3. Выбор средств обучения, обеспечивающих реализацию видов учебной деятельности Этапы подготовки урока

Слайд 6

Схема анализа образовательного предметного результата Ознакомление с Областью перспективных проблем и вопросов Эссе по проблемным вопросам Ученик может сформулировать проблемы и гипотезы Знание проблем, гипотез Условия формирования предметного опыта ученика Форма представления результата Критерий достижения результата Элемент описания результата

Слайд 7

www.themegallery.com Спасибо за внимание ! www.themegallery.com



Предварительный просмотр:

Слайд№1

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях  современной информационной образовательной среды. В связи с этим педагогу необходимо овладеть соответствующей технологией подготовки урока.

Из определения информационно-образовательной среды образовательного учреждения мы выделяем понятие информационно-образовательная среда урока. Ей присущи следующие характеристики: гибкость организационной структуры обучения, целостность, открытость, полифункциональность, вариативность, визуализация, интерактивность.

Слайд №2

Гибкость- определяется в частности, тем, что сама среда имеет гибкую структуру и набор средств обучения, изменяющихся в зависимости от применяемых учителем образовательных технологий.

Целостность- возникает в результате сознательных действий субъектов учебного процесса.

Открытость- как результат взаимодействия среды с информационным образовательным пространством.

Полифункциональность- среда может быть источником знаний и одновременно способствовать организации различных форм самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Вариативность- предполагает различный подбор фрагментов содержания в зависимости от поставленных задач.

Визуализация- представление физического явления или процесса в форме, удобной для зрительского восприятия.

Интерактивность- предоставляет условия для оперативного контроля учебных достижений, доступа к разнообразным источникам учебной информации.

Слайд №3

Построение учебного процесса в информационной образовательной среде кардинально меняет роли и характер современного взаимодействия его участников. Характер взаимодействия  участников учебного процесса отражается в принципах педагогики сотрудничества. К числу основополагающих относятся: демократичность, открытость, альтернативность, диалогичность, рефлексивность. В такой среде достигается понимание и признание ученика, основанное на стремлении учителя встать на место ученика.

В ходе проектирования учебного процесса в современной информационной образовательной среде следует помнить, что он должен  важным дидактическим принципам

Принцип научности- в современном представлении он определяет как отбор содержания учебного материала, так и способы его усвоения, адекватные научному знанию. В соответствии с этим учащиеся должны получить навыки научного поиска, освоить современные методы познания.

Принцип визуализации- создание у школьника чувственного представления об изучаемом объекте в современной его трактовке, выдвигает требование предъявлять модель изучаемого объекта или процесса в форме, позволяющей наиболее четко раскрыть существенные связи и отношения объекта.

Принцип системности- необходимо выделять в объектах или явлениях , представляемых с помощью средств ИКТ, основные структурные элементы и существенные связи между ними, позволяющие представить этот объект в целостном виде.

Принцип активности- призван указывать критерии выбора наиболее рациональных видов деятельности учащихся.

Принцип индивидуального подхода- базируется на идеях личностного подхода к обучаемому как к субъекту деятельности.

Принцип кооперации- отражает совместную деятельность педагога с учащимися, когда каждый из участников выполняет определенные функции, при этом учитель прежде всего стремится создать условия для развития школьников.

В состав учебного процесса в  информационной образовательной среде входит пять блоков.

 Слайд №4

Не стоит забывать, что важным элементом урока в информационной образовательной среде является учебник. На смену прежним , традиционным учебникам приходит учебно-метадический  комплекс, включающий электронные приложения, средства методической поддержки и многое другое.

Проектирование учебного процесса в информационной образовательной среде представляет собой реализацию определенной последовательности этапов.

Слайд №5

Определение и анализ планируемых результатов

Сегодня под образовательными результатами подразумеваются личностные ресурсы обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Личностные ресурсы можно разделить на:

Мотивационные( потребности, запросы, конкретизируемые в мотивах деятельности)

Инструментальные или операционные( универсальные способы деятельности)

Когнитивные  ( предметные умения и навыки)

Развитию ресурсов личности соответствуют планируемые результаты образования: личностные, метапредметные и предметные

Личностные- фактор развития мотивационных ресурсов, метапредметные- инструментальных, предметные- когнитивных.

Личностные результаты- это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащегося к себе, другим участникам образовательного процесса.

Метапредметные  результаты -это освоенные обучающимися на базе нескольких или всех ученых предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так  в реальных жизненных ситуациях.

Предметные результаты- выражаются в усвоении учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов

Подбор видов учебной деятельности  и методов обучения, соответствующих запланированным образовательным результатам

Классификация видов деятельности

Виды деятельности

 1.Виды словесной деятельности

Контент-анализ выступлений одноклассников.

Подготовка и представление публичного выступления в виде презентаций.

Самостоятельная работа с учебником, электронным образовательным ресурсом(ЭОР)

Поиск информации в электронных справочных изданиях: электронные энциклопедии, словари, сети Интернет, электронные базы и банки данных.

Отбор и сравнение материала из нескольких источников( образовательный ресурс сети Интернет, ЭОР, текст учебника, текст научно-популярной литературы)

Составление с помощью различных компьютерных средств обучения плана, тезисов, резюме, аннотаций и др.

Подготовка выступлений и докладов с использованием  разнообразных  источников информации.

Решение задач

Выполнение заданий по классификации понятий

2. Виды деятельности на основе  восприятия

Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов

Участие в телеконференциях

Наблюдение за демонстрациями учителя

Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений

Анализ графиков, таблиц, схем

Анализ проблемных ситуаций

3. Виды деятельности с практической основой

Постановка опытов для демонстрации классу

Постановка фронтальных опытов

Выполнение фронтальных лабораторных работ

Выполнение работ практикумов

Разработка новых вариантов опытов

Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных

Проведение исследовательского эксперимента

Моделирование и конструирование

Решение экспериментальных задач

Подготовка и оформление с помощью прикладных программ общего назначения результатов самостоятельной  работы в ходе учебной и научно-познавательной деятельности.

Классификация электронных образовательных ресурсов по методическому назначению

Основные группы электронных образовательных ресурсов

Наименование

Электронные образовательные ресурсы для поддержки и развития учебного процесса

Электронные учебные пособия, содержащие систематизированный материал в рамках программ учебной дисциплины

Электронно- образовательные  ресурсы информационно-справочного характера

Энциклопедии, словари, хрестоматии , атласы, нормативно-правовые, экономические сборники и др.

Электронно- образовательные ресурсы общекультурного характера

Виртуальные экскурсии по музеям мира, виртуальные путешествия по городам мира, странам и континентам, электронные издания, посвященные классикам мировой культуры, архитектуры, живописи, музыки.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №4»

Использование информационных технологий как средство обучения

( разработка урока с применением информационно-коммуникационных технологий).

                                                                                                               Афанасьева

                                                                                                    Людмила Павловна

                                                                                                   учитель географии

Югорск

2010

Содержание

1. Аннотация…………………………………………………………………….     3

2. Пояснительная записка………………………………………………………     4-6

3. Основной материал…………………………………………………………..     7-11

4. Список используемой литературы………………………………………….      12

5. Приложения………………………………………………………………….       13

Аннотация

   Данное методическое пособие содержит методику проведения уроков географии с использованием информационных технологий. Пособие включает также справочные и дополнительные материалы, задания для групповой и индивидуальной работы.

   Все материалы могут быть использованы на уроках географии по любой программе.

Пояснительная записка

     Освоение компьютерных технологий- требование времени. Трудно создавать образ той или иной страны, своей малой Родины, используя лишь текст учебника с небольшим количеством иллюстраций и карт. География должна быть « живой». Мы должны учить образному мышлению, формированию « географической картины мира». Не случайно в 1976 г. Дэвид Трейклер констатировал: « Люди запоминают 10 процентов того, что они читают, 20 процентов того, что они слышат, 30 процентов того, что они видят, и 50 процентов того, что они слышат и видят одновременно». Помочь этому смогут компьютерные технологии.

     Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации за  последние 15 лет прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого  и эффективного усвоения новых приемов ее представления.

     Новые информационные технологии в обучении географии могут быть использованы в разных направлениях.

     Прежде всего, это использование демонстрационного комплекса « Компьютер- экран- проекционное устройство» на уроках изучения нового материала и закрепления пройденного при иллюстрации закономерностей развития природы и общества. На конкретном материале регионального содержания. С их помощью можно продемонстрировать яркие географические объекты и явления, используя дешевые носители информации. Интерактивные средства позволяют управлять учителю и ученику  потоком информации, акцентируя внимание на наиболее интересных или сложных моментах изучаемого материала.

     Использование мультимедийных интерактивных средств в сочетании с аудиовизуальным при выводе изображения на большой экран  существенным образом может повысить наглядность обучения и повысить мотивацию к нему. Компьютерные анимации позволяют наглядно и в динамике рассмотреть многие географические объекты и явления. При этом обучение проводится с безусловным соблюдением санитарных норм использования компьютерной техники, поскольку полностью отсутствует ее вредное воздействие на учеников.

     С помощью мультимедиа легче создавать целостный образ территории, что очень важно при изучении физической географии. Для этого одних только карт недостаточно. Наряду с этим необходимо показывать аэрокосмические  и фотоснимки, схемы, графики и диаграммы. И здесь мультимедиа приходит на помощь. Для примера возьмем тему « Движения земной коры»  в VI классе. Она сложна тем, что у учащихся нет возможности самим наблюдать  явления, связанные с движениями блоков земной коры. Поэтому возникает необходимость привлечения компьютерных технологий, посредством которых возможно показать на экране физические процессы и явления, происходящие в недрах земной коры.

     При проверке знаний возможны различные подходы с использованием компьютера и мультимедиа: компьютерные тесты; индивидуальные задания, которые могут получить как ученики слабые, так и сильные; групповые работы; практические работы. Ведется апробация тестов и контрольных заданий по различным темам. В связи с вводимой рейтинговой системой такие разработки становятся еще более актуальными.

     С каждым годом увеличивается количество учащихся, владеющих компьютерными технологиями и выполняющих с их помощью замечательные работы. Особенно заметны работы  по элективным курсам, где учащемуся самому предоставляется возможность, используя свои знания компьютерных технологий, использовать и применять их для дополнения содержания элективного курса.

     Информационные технологии в образовательном процессе позволяют создать положительную мотивацию и повысить интерес к изучению географии. Использование ИКТ способствует развитию у учащихся зрительной памяти, которая в сочетании с используемой чаще всего в процессе обучения слуховой памятью позволяет повысить эффективность профессиональных усилий педагога. Но не менее важен и эмоциональный фактор, который проявляется при использовании ИКТ на уроках. Он способствует развитию творческого потенциала учителя и ученика. Ведь к созданию подобных ресурсов легко привлекаются учащиеся, которые создают мультимедийную продукцию.

Основной материал

Урок по теме : « Реки» физическая география 6 класс.

Цель урока: восприятие нового материала и его первичное осознание и осмысление.

Задачи:

Образовательные: 

1. сформировать знания о реке и ее частях

2. дать представление о бассейне и водоразделе

3. сформировать умение правильно показывать и обозначать реки России и мира.

Воспитательные:

1. содействовать в ходе урока формированию познаваемости мира и природы

2. воспитывать чувство патриотизма и любви к своей стране

3. содействовать в ходе урока формированию умения работать в одной команде.

Развивающие:

1. осуществлять дальнейший познавательный интерес к предмету

2. развивать у учащихся самостоятельность мышления на уроке, в ходе учебной деятельности.

3. развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале.

Ход урока:

Слайд №1

Определение темы и целей урока

Зимой скрываюсь,

Весной появляюсь,

Летом веселюсь,

Осенью спать ложусь.

Слайды № 3-4

Эвристическая беседа о реке

Слайд №5

Формирование понятия река

Слайд№6

Знакомство с равнинной рекой и профилем ее долины

Слайд №7

Заполнение схемы, части реки, речная система, бассейн реки, водораздел.

Слайд №8-9

Исток и устье реки. Что может быть истоком и устьем реки.

Слайд №10-11

Сравнение рек Амазонки и Лены ( отличие устьев рек).

Слайд № 12

Работа с атласом . Групповая форма 1 группа характеризует реку Обь ( план на экране), 2 группа реку Лена по учебнику стр. 89, рис. 58.

Слайд №13

Динамическая пауза:

Ровно сели- потянулись,

Всем тихонько улыбнулись,

Две погладили ладошки,

Посмотрели на окошки,

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

Слайд № 14-15

Приемы обозначения рек на контурной карте.

Слайд № 16

Терминологический диктант

Слайд №17

 Домашнее задание.

Слайд №18

Подведение итогов урока

Слайд № 19

Рефлексия.

Тема урока « Ветер» ( 6 класс).

Цель урока: восприятие и первичное осознание, и осмысление нового материала.

Задачи, поставленные на урок:

Образовательные:

1. сформировать представление о ветре и причинах его образования

2. уметь называть основные виды ветров

3. научиться определять направление и силу ветра.

Воспитательные:

1. содействовать в ходе урока формированию познаваемости мира и природы.

Развивающие:

1. осуществлять дальнейший познавательный интерес к предмету

2.развивать у учащихся самостоятельность мышления на уроке, в ходе учебной деятельности.

3. развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.

Ход урока:

1. Актуализация знаний

Учащимся предлагается вспомнить определение понятий « атмосферное давление», « атмосфера», « нормальное атмосферное давление», закономерность изменения атмосферного давления с высотой.

Слайд №2-3

2. Активизация знаний:

Учащиеся самостоятельно определяют тему урока.

Хоть бескрылый, а летает,

Безголосый, а свистит

Хоть безрукий, но, бывает,

Груши с веток обивает

Сосны с корнем вырывает,

Так порою он сердит.

Только что он был везде-

Миг- и нет его нигде.

                                  ( Ветер).

3. После определения темы урока, учащиеся самостоятельно определяют задачи на урок, записывают тему в тетрадь

4. Объяснение нового материала.

Начинается с постановки проблемного вопроса.

Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Тихий зимний вечер, за окном вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова. Куда уходит дым?

Дым уходит в трубу. Почему дым вытягивает в трубу? Вспомним разницу в давлении между двумя точками земной поверхности, движение воздуха в  вертикальном направлении.

Слайд-№4-5

Знакомимся с определение « ветер».

Слабые ученики могут воспользоваться помощью учебника, сильные ученики составляют определение сами в тетради. Затем сравниваем полученные результаты.

Но ведь ветер перемещает воздух и, значит у него должны быть скорость и он должен перемещаться.

Задание на доске:

Обратите внимание, даны две точки Аи Б, для каждой даны значения давления.

760                720

740        720

Попробуем из этих примеров выделить закономерность, которая существует между силой ветра и величиной атмосферного давления

Слайд № -6-7-8

Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее ветер и больше его скорость.

Выполняем задания самостоятельно:

758                      759

759                      757

760                      765

763                      755

741                      744

Слайд №-9

Кроме скорости ветры различаются по направлению. Прочитайте отрывок в учебнике, как правильно определять направление ветра. Выполняем задание.

северный

южный

Северо-восточный

западный

Северо-западный

восточный

Юго-восточный

Юго-западный

Справка для любознательных:

Самые сильные ветры у земной поверхности отмечены в Антарктиде на Земле Адели 87 м\с.  На австралийской  антарктической станции Моусон более 300 дней в году со штормовым ветром.

На форзаце учебника знакомимся с силой ветра в баллах.

Слайд №-10-11-12

А теперь узнаем разновидности ветров.

Работа с учебником и схемами образования ветров, бриз(ночной, дневной), муссон( летний, зимний).

Заполнение таблицы.

Опишите ветры бриз и муссон

План описания

Бриз

Муссон

1. Название в переводе на русский язык.

2.  Виды ветров.

3.  Причины образования.

4.  Где их можно наблюдать.

5.  Как далеко проникают на сушу.

6.   Когда приносят осадки.

Слайд № 13-17

5 Заключительный этап урока

Что такое ветер?

Какие виды ветров вызнаете?

Коков механизм образования ветра?

Восстановите цепочку причинно-следственных связей: образование ветра, разница в нагревании моря и суши, разница в давлении.

6 Выводы по уроку

Что узнали?

Чему научились?

Оценки за работу на уроке.

Слайд №-18

7 Домашнее задание.

Слайд № 19

8 Рефлексия

Литература

1.Андреева Е.Ю. Проблемное обучение в географии География в школе №7 1999г.

2. География: 6 кл.: Поурочные планы по учебнику Т.П. Герасимовой, Г.Ю. Грюнберга, Т.П. Неклюковой « География.6 класс»/ Сост. Воробцова Т.Н.- Вологоград: Учитель-АСТ, 2002.

3. Нагорная И.И. География: 6 кл.: Поурочные планы по учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой.- Волгоград: Учитель, 2005.

4. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс, 6 класс.- М.: Дрофа, 2002.

5. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2006.

6. Новенко Д.В. О новых технологиях в преподавании географии. География в школе № 7 1999г.

7. Шульгина О.В. Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии. География в школе №8 2003г.

Приложения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: