Новые стандарты ФГОС

Афанасьева Людмила Павловна

Разработка программы духовно нравственного воспитания школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

СОДЕРЖАНИЕ

     I.   Пояснительная записка.

1.1. Современные особенности воспитания  учащихся начальной школы.

  1. Цель и общие задачи духовно-нравственного воспитания и развития  обучающихся.
  1. Основные направления и ценностные основы воспитания  обучающихся.
  2. Содержание духовно-нравственного воспитания  и развития обучающихся.

3.1. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися

  1. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по  воспитанию  обучающихся

4.1.Повышение педагогической культуры родителей

                  4.2        Взаимодействие школы с общественными  организациями

  1.      Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания  обучающихся на ступени начального общего образования.

 

     I.   Пояснительная записка.

1.1. Современные особенности воспитания  учащихся начальной школы

Нормативно-правовой и документальной основой Концепции духовно-нравственного  развития и воспитания, обучающихся  в рамках Образовательной системы   являются Закон Российской Федерации «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

   В соответствии с требованиями ФГОС и другими вышеперечисленными документами данная Концепция является основой для разработки Программы духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся в Образовательной системе. На основании данной Концепции и Программы образовательные учреждения, могут разрабатывать собственные программы  духовно-нравственного развития и воспитания ,обучающихся  с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, имея в виду конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

      Особая роль в стандартах  второго поколения отводится  такой области, как духовно-нравственная. Духовно-нравственный компонент является важнейшей составляющей стандартов, а в дальнейшем, возможно, станет  именно той доминантой, которая позволит поменять существующую сегодня образовательную парадигму на такую, где воспитательный аспект займет достойное место. Именно на воспитание человека делается сегодня акцент в развитии мировой педагогической мысли, именно образованию предназначается ведущая роль в осуществлении насущных и будущих  социальных реформ  в обществе, решении глобальных проблем человеческой цивилизации. Нарастание динамизма социальных процессов, сложность задач, решаемых в современном мире, обострение глобальных проблем человечества заставляют сегодня мировое сообщество все настойчивее обращаться к проблеме духовно-нравственного воспитания, которое выступает условием и средством сохранения, как самой личности, так и всего общества.

   Особое значение данная проблема представляет для России:  сегодняшние процессы в экономике, политике, национальных отношениях ученые связывают, в том числе и с духовным кризисом, кризисом человека – особым состоянием нашего общества, сутью которого является неспособность сделать следующий шаг в своем развитии,  нравственно-ценностная дезориентация и опустошенность людей, прежде всего молодежи. Серьезная проблема современности состоит, в том числе, в забвении золотого правила нравственности, в утрате взаимной зависимости и ответственности в условиях положительного значения свободы, в подмене ценностей.

Воспитание – составная часть образовательного процесса. Образование выполняет функцию приобщения учащихся к ценностям морали и культуры. которые освящают жизнь учащихся и учителей. Важно, чтобы учащиеся становились способными «проживать» в социокультурном пространстве таким образом, чтобы оно, отвечая потребностям и интересам школьников, подвигало их на реализацию адекватных нравственных ценностей, на созидание (через преодоление «превращенных» смыслов жизни) новых ценностей, являющихся аксиологической формой культуры (Р. Бунеев).

Решение этой задачи невозможно без учета изменений общества, влекущих за собой и изменение в характере межличностных, межгрупповых отношений; изменение Детства не только в смысле расширения его границ, но, главное, в плане искусственной задержки личностного развития детей,  изменение системы интересов, ценностей, личностных ориентаций, мотивационно-потребностной сферы, сферы отношений и структуры умственной деятельности (Д. Фельдштейн).

2.1 Цель и общие задачи духовно-нравственного воспитания и развития  обучающихся.

В связи  с вышесказанным в данной Концепции представляется необходимым определить важнейшие понятия духовно-нравственного развития и воспитания с опорой на ведущие принципы воспитания[1], выделенные в рамках личностно ориентированного подхода в образовании.  

   Воспитание –  одна из основных категорий педагогики, однако общепринятого определения его нет, что объясняется отчасти его многозначностью. Воспитание рассматривается и как процесс, и как ценность, как общественное явление, как деятельность, как система, как воздействие и проч. Каждое их этих определений не дает полноты и отражает лишь какую-то грань данного понятия, не позволяя охарактеризовать  воспитание в целом.  

Поскольку данная Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России создается в рамках нашего образовательного учреждения МБОУ «СОШ» №4, мы берем за основу определение воспитания, сформулированное академиком А.А. Леонтьевым.  

Воспитание – это «управляемая система процессов взаимодействия общества и личности, обеспечивающая, с одной стороны, саморазвитие и самореализацию этой личности,  с другой – соответствие этого саморазвития ценностям и интересам общества» [16, c. 131].

Важнейший результат воспитания готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию);  «…"выращивание" у него способности и потребности к творчеству, в первую очередь социальному и личностному – творчеству самого себя» (А.А. Леонтьев). Данный результат в основе своей предполагает ориентацию процессов обучения, воспитания и социализации личности на ее  самоопределение – жизненное, ценностно-смысловое как основу духовно-нравственного;  социальное, национальное, религиозное, профессиональное, семейное и т.д., осуществляемое человеком на протяжении всего его жизненного пути, а в момент окончания школы выступающее «ядром» жизненной ситуации выпускника. Такое понимание результата воспитания отражает важнейший  его принцип – принцип его незавершенности (А. Мудрик), который свидетельствует о незавершенности развития личности на каждом возрастном этапе, обусловленной бесконечностью и возможностью человеческого развития и совершенствования на всем протяжении его жизни.

   В современных условиях акцент в разработке проблемы духовно-нравственного воспитания должен быть сделан:

        – ориентацию воспитания на универсальную этику, что предполагает НЕ сведение его только к узконациональным, групповым, корпоративным, иным интересам, но учет при этом безусловных  ценностей, содержащихся во всех культурах и принимаемых представителями всех этносов, социальных групп и классов, верующими разных религий и атеистами;

        – гармоничное сочетание ориентации на универсальные общечеловеческие ценности и опоры на национальные традиционные духовные ценности. Именно такое их сочетание должно быть положено в основу жизнедеятельности современного человеческого общества и эффективного диалога между разными государствами, группами и сообществами;

        – смещение «центра тяжести» с внешних моральных ограничений к внутренним нравственным установкам и ориентациям личности в сторону усиливающейся роли нравственности как внутренней саморегуляции  по сравнению с моралью, представляющей собой, скорее, внешние нормы – регуляторы поведения;

        – проблему  самоопределения личности,  ориентации на ценностно-смысловую составляющую воспитания. Она заключается в том, что школьник сам вырабатывает ценностные смыслы через обретение нравственных знаний, их эмоциональное прочувствование, апробирование в собственном опыте построения отношений с людьми и окружающим миром, его активная (субъектная) позиция в этом процессе.  Усвоение, постепенное развитие и присвоение этих знаний и опыта поведенческой деятельности и взаимоотношений и составляет основу   духовно-нравственного воспитания в школе.

Следующим ключевым понятием Концепции является понятие развитие.

Только то общество способно двигаться вперед, где целью школы является вырастить ученика, способного превзойти своих учителей. Иначе говоря, школа не «формирует» ребенка, как гончар «формирует» глиняный горшок на гончарном круге. Она выращивает в нем творческие способности и потребности в творчестве (будь оно научным или техническим, художественным или социальным, этическим или педагогическим), она ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, она поддерживает в ребенке все то, что связано с «лица необщим выраженьем», с личностным развитием. (Образовательная программа «Школа 2100»)

Развивающее образование в исконном, прямом смысле этого слова ориентировано на то, чтобы создавать каждому школьнику условия, в которых он максимально реализовал бы себя, и не только свой интеллект, свое мышление, свою деятельность и способности, но именно личность.

В современной школе существуют две образовательные парадигмы – формирующая и развивающая. Наша Концепция, как и вся Образовательная система  опирается на развивающую парадигму, основания которой выражены в системе психолого-педагогических принципов:

1) Личностно ориентированные принципы (адаптивности, развития, принцип психологической комфортности).

2) Культурно ориентированные принципы (принципы образа мира, целостности содержания образования, систематичности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, овладения культурой).

3) Деятельностно ориентированные принципы (обучения деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).

Введение понятия духовное в  определение «нравственное воспитание и развитие» требует специального рассмотрения.

Термин «духовное»  в отличие от «нравственное» – относительно  новый для нашей школы, и следует понять, что именно привнесено с ним в определение и суть нравственного воспитания и развития.

 В философских, социологических, психологических, педагогических исследованиях проблемы духовности отечественных и западных ученых накоплен огромный материал, однако вместе с тем отмечается его фрагментарность, отсутствие разработанного понятия духовности как феномена, выражающего сущность человека, связующего в нем индивидуальное, социальное, культурные начала. На сегодняшний день набирает силу даже некая «никакая» духовность или «просто нулевая», «культурная духовность» (В. Слободчиков), которая отражает светское понимание духовности: высшие образцы человеческих достижений в искусстве, в литературе, в производящей деятельности: технической, интеллектуальной и т.д. Для секулярного (внецерковного) сознания освоение высших образцов исторических и сегодняшних достижений культуры как раз и есть духовное развитие человека, а духовные ценности могут существовать только в пространстве самой культуры. Светское понимание духовности, по утверждению ученых, в самом ее общем виде связывается со сферой высших потребностей познания и альтруизма без присутствия Бога. Духовность в этом контексте соотносится с заботой о других, с потребностью познания, с субъективным бескорыстием (Т.А. Костюкова).

   Ретроспективный анализ понятия духовности в отечественной практике образования показывает, что в послеоктябрьский период оно было вытеснено из педагогического лексикона как несущее религиозную окраску, и до сих пор в большинстве случаев понятие «духовное» отождествляют с понятием «религиозное». В религиозном понимании духовность – это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность – это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие). Религиозное понимание духовности имеет четко заданные границы: в нем духовное выступает только как Божественное откровение: Бог есть Дух,  а жизнь духовная есть жизнь с Богом и в Боге. Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Богу (человек сотворен по образу и подобию Божьему), на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели. Именно оно, с точки зрения теологии, формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром.

   Анализ светского и религиозного понимания духовности позволил нам выделить общие составляющие этого понятия:

        – морально-психические качества человека, фиксируемые  в нравственных категориях добра и любви;

        – идейно-эмоциональная возвышенность  присущих духовности мыслей и поступков, их вселенская всеохватность и высокий патриотизм;

        – устремленность  к новому, лучшему, благородство дерзаний, воодушевленных высокой целью;

        – понятие и чувство прекрасного;

        – совесть, чувство стыда, понимание нравственной ответственности за свое поведение перед собой и окружающими людьми;

        – милосердие, сострадание, сопереживание, забота;

        – интеллект, разум, знание, творчество, стремление  к постижению истины;

        – ориентация на  сохранение устойчивого экологического (или ноосферного) развития цивилизации.

Духовность понимается и как гуманизм, составляющий аксиологическую (ценностную) основу воспитания, в котором раскрываются ключевые ценности: личностная ориентированность, свобода, творчество и др., служащие критериями педагогической деятельности.

В целом же с понятием духовности связывают сегодня  в отечественной педагогике обращение ее к традиционным российским культурным духовным ценностям, которые по своей природе большинством исследователей рассматриваются как религиозные ценности традиционных для России религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма – как части культурного наследия, как в мире, так и в нашей стране в частности. Однако такой взгляд на проблему представляется довольно узким. В Конституции РФ зафиксирована свобода вероисповедания, и потому мы должны учитывать интересы  представителей всех религиозных направлений и атеистов. В понимании российских традиционных культурных духовных ценностей обязательно должна быть учтена также поликультурная и полиэтническая специфика России. Нельзя всю духовность сводить только к религии. Культурологический подход, на который мы опираемся, требует рассматривать духовность как часть культуры народов, ее основу.

Объединяющим началом в системе российских духовных ценностей становится идея гражданственности.

Гражданственность определяется нами через понятие национальное самосознание (идентичность) – то есть чувство принадлежности человека к своей стране и ее народу. Для современной России это означает принадлежность к многонациональному народу Российской Федерации, к ее гражданской нации.

 II. Основные направления и ценностные основы воспитания  обучающихся.

Цель образовательного процесса – развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.

Данная цель предполагает, в том числе присвоение каждым школьником системы ценностей. Под ценностью обычно понимаются объекты и явления, выступающие как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп  и отдельных личностей.

Принято выделять следующие уровни ценностей: общечеловеческие и национальные.  Под общечеловеческими понимаются ценности, принимаемые всеми людьми в условиях любых общественно-исторических изменений цивилизационного развития. В качестве общечеловеческих, как правило, определяют такие ценности, как жизнь, добро, истина и красота (гармония), справедливость, равенство, сотрудничество, терпимость, счастье, свобода, милосердие, творчество, труд, мирное решение споров.

Общечеловеческие ценности, воспринятые индивидуальным сознанием человека через призму национальной культуры, национального самосознания, определяют национальные ценности. Для современного многонационального российского общества актуально понимание национальных ценностей как общегражданских – объединяющих всех российских граждан вне зависимости от их этнической принадлежности. Это предполагает формирование в образовательном процессе российской идентичности школьников наряду с идентичностью этнической. При этом и только при этом условии может быть обеспечена, как говорится в Законе РФ "Об образовании", полноценная "интеграция личности в национальную и мировую культуру". Только тогда так называемые общечеловеческие ценности будут восприниматься как естественное продолжение и условие национальных ценностей и перестанут противопоставляться им и связываться, как это иногда происходит, с "образом врага". Только на этой основе возможно воспитание у молодежи понимания и терпимости в отношении людей другой расы, другого этноса, другой религии, другого социального статуса и других убеждений».

Присвоение каждой ценности из общей системы – это конкретная задача образовательного процесса. Таким образом, перечень задач мы соотносим с перечнем основных ценностей: общественных, регулирующих поведение людей, и личностных, образующих духовный мир конкретного человека.  

Личностные ценности

Ценность жизни означает отношение человека к мирозданию, Земле, природе, другим людям как носителям бытия, признание человеческой жизни как величайшей ценности. Ценность жизни лежит также в основе подлинного экологического сознания.

Ценность добра означает направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви. «Возлюби ближнего» – не только религиозный тезис, но и одна из основных максим гуманизма. Призыв «Спешите делать добро» становится определенным жизненным правилом организации социальных отношений, которое противостоит тенденции насилия, разрушения, зла.

Ценность свободы, чести и достоинства человеческой личности является базовой ценностью гуманистического общества, на которой основаны современные принципы и правила межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, ее совершенства, сохранение и приумножение ее богатства. В настоящее время любовь к природе есть не пассивное, созерцательное отношение к ней, а действенная активная работа по ее сохранению и улучшению. Воспитание любви к окружающей природе начинается в семье, с формирования доброго и бережного отношения к домашним животным, растениям в процессе ухаживания за ними, помощи им. Оно продолжается в школе, в жизни как осознание определяющей роли природы в жизни человека, необходимости ее сохранения.

Ценность истины – это ценность научного познания, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе природных и социальных явлений. Формирование приоритетности знания, ценности познания, установления истины является одной из важных задач образования.

Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «Красота спасет мир».

Общественные ценности

Ценность семьи. Семья является первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной средой. Формирование эмоционально-позитивного, доверительного отношения к семье есть ценность любви, благодарения.
Вступая в жизнь, ребенок вступает в две системы взаимосвязанных отношений: «ребенок – предмет, предметный мир, мир вещей» и «ребенок – взрослый». Семья служит моделью этих отношений и сама целенаправленно формирует их, организуя и направляя познавательную творческую активность ребенка в предметных, сюжетных и ролевых играх. Семья создает атмосферу свободного творческого развития ребенка. В семье формируется
 отношение человека к себе: его самооценка на основе оценки взрослых. Общение с взрослыми является основой развития понятийного мышления ребенка, его речевого развития, его личностного становления.
Любовь ребенка к своей семье воспитывается, прежде всего, самой семьей, всей системой семейных отношений. В силу этого воспитание любви ребенка к своей семье начинается с воспитания родителей, формирования у них чувства ответственности за ребенка и перед ребенком. Роль семьи как источника формирования личности не уменьшается в период школьного детства человека ,  она трансформируется в роль советчика, помощника, в роль дружеской, доверительной поддержки. Соответственно расширяется и изменяется глубина и эмоциональная насыщенность отношения человека к семье, его любви к близким.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Включение ребенка в непосредственное бытовое обслуживание себя, помощь другим формирует основные трудовые действия, создает предпосылки позитивного отношения к труду, вырабатывает привычку трудового взаимодействия. Одно из основных правил воспитания трудолюбия – стимулирование и поощрение труда ребенка. Овладевая трудовыми действиями сначала в игре, а затем в учебной деятельности, учебном труде, ребенок учится разграничивать цель, средства, результат труда. Различные посильные формы трудового обучения, например в процессе художественно-изобразительной и технологической деятельности, развивают желание и умение трудиться, приносят радость от полученного результата и положительной оценки. Особую роль в развитии трудолюбия ребенка играет его учебная деятельность. Именно в ее процессе ребенок формируется как субъект организованной, целенаправленной деятельности. У него развиваются такие качества, как организованность, ответственность, целеустремленность, самостоятельность. Эти качества способствуют формированию трудолюбия как ценностного отношения к труду и возможности выполнения трудовой деятельности. Воспитание трудолюбия представляет собой сложный многоплановый и многоуровневый процесс, достижение положительного результата которого есть функция согласованного взаимодействия семьи, самого ребенка, школы и всех форм дошкольного образования.

 Ценность  свободы и прав человека, социальной солидарности  основывается на понимании цели воспитания как воспитания свободы.  Достаточно распространенным является представление о том, что свобода всегда относительна, она всегда связана, соотнесена с необходимостью. Свобода человека, по определению, есть осознанная (в той или иной степени) необходимость действовать в соответствии с нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. С этой точки зрения, абсолютной свободы человека, живущего в обществе, быть не может. Социальная психология сформулировала тезис о том, что свобода одного человека всегда есть ограничение свободы другого (других). У человека есть свобода выбора, свобода действия в рамках закона, свобода вероисповедания, свобода определения жизненного пути – свобода быть самим собой. Уважение другого как человека, который свободен быть самим собой, есть уважение самого себя. Права и свободы человека, зафиксированные в Конституции России, являются предметом целенаправленного правового воспитания в школе. Воспитание уважения ребенка к этим правам начинается в  раннем дошкольном возрасте в семье, с формирования чувства признания и принятия другого человека как личности.

Ценность гражданственности есть осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Гражданственность есть чувство и состояние принадлежности к стране рождения, воспитания, жизни человека. Понятие «гражданин страны», «гражданин России» означает, что человек принимает на себя ответственность за  происходящее в стране, за ее будущее. В демократическом обществе важной составляющей гражданской позиции является осознанное принятие и соблюдение законов своей страны и отстаивание прав, предоставляемых ее Конституцией. Воспитание гражданственности означает привитие человеку с самых ранних лет жизни интереса к истории своей страны, ее жизни, ее народу. Гражданственность означает знание законов, регулирующих общественные отношения в стране, понимание их роли в развитии общества и обязанность их соблюдения.
Формируемое с ранних лет в семье чувство гражданственности человека целенаправленно развивается образовательной средой, всей системой гуманитарных учебных дисциплин и внешкольной, внеаудиторной работой. Воспитание гражданственности соотносится с формированием системного политического мышления и политической культуры, с одной стороны, и правового сознания и правовой культуры – с другой.  

Ценность патриотизма. Патриотизм как любовь к Родине является стержнем гражданского воспитания. Любовь к Родине – это активная гражданская позиция гордости и, может быть, страдания за то, что не соответствует представлению человека о Родине. Любовь к Родине означает неравнодушное отношение к ее истории, готовность защищать Родину от любых посягательств, служить ей. Наша позиция по этому вопросу изложена в разделе «Образование и жизнь» Образовательной программы «Школа 2100»: «Чтобы подросток или юноша любил свою Родину, эта любовь должна быть взаимной. Чтобы он активно участвовал в общественной жизни (как минимум осознанно голосовал на выборах, что может фундаментально изменить политическое лицо власти), он должен чувствовать заинтересованность общества и государства в его судьбе, внимание к его мнению, его потребностям и интересам».

Ценность человечества. Патриотизм не противоречит осознанию того, что человек – не только гражданин России, но и часть мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов, уважение к многообразию их культур.

Таким образом, задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников видятся как присвоение школьниками определенной системы ценностей, изложенных выше. Эта система ценностей наглядно представлена в виде таблиц «Общественные ценности» и «Личностные ценности».

Таблица 1. Общественные ценности, регулирующие поведение людей

Семья

Любовь и верность.

Здоровье, достаток.

Почитание родителей.

Забота о старших и младших.

Забота о продолжении рода.

Труд и творчество

Трудолюбие  (значимость труда и потребность в нем).

Созидание и творчество и (самоценность труда).

Уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Целеустремленность и настойчивость.

Социальная солидарность

Взаимообусловленность (связь) личности и общества.

Признание свободы, чести и достоинства каждого члена общества.

Понимание других людей и умение договариваться с ними в общих интересах.

Милосердие и справедливость.

Свобода национальная.

Гражданственность

Долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей.

Служение Отечеству.

 

Закон и правопорядок.

Правовое государство и гражданское общество.

Поликультурный мир.

Свобода совести и вероисповедания.

Патриотизм 

Любовь

к «своим»

(к близким,

к классу, друзьям и т.д.),

к своей малой родине,

к своему народу,

к России

и действия во благо их.

Человечество

Мир во всем мире.

Многообразие культур и народов.

Прогресс человечества.

Международное сотрудничество.

Личностные ценности, образующие духовный мир человека (идеалы, убеждения)

Человек (личность)

Человеческая жизнь.

Добро.

Свобода личности.

Честь и достоинство.

Стремление к совершенствованию и саморазвитию:

– нравственный выбор;

– смысл жизни;

– этическое развитие;

– духовная безопасность (добрый человек в  мире, где есть зло).

Природа

Жизнь и эволюция.

Природа родного края.

Заповедная природа.

Планета Земля.

Экологическое сознание.

Наука

Знание.

Стремление к истине и критичность мышления.

Научная картина мира.

Традиционные российские религии

Формирование в светской школе на основе межконфессионального диалога представления о религиозных идеалах:

–  вера, духовность;

–  религиозная жизнь человека;

–  религиозное мировоззрение

Толерантность в отношениях между верующими разных религий и атеистами.

Искусство (включая литературу)

Духовный мир человека.

Красота.

Гармония.

Эстетическое развитие.

 III. .Содержание духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся.

      3.1. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Ханты- Мансийского округа- Югры, города Югорска, ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, изучения  учебных дисциплин);

ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий,  изучения вариативных учебных дисциплин);

знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);

знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного  участия в социальных проектах и мероприятиях);

участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России);

участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально- нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности;

посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;

получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

расширение опыта позитивного взаимодействия в семье(в процессе проведения«открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, жизни.

участвуют в экскурсиях по  городу, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;

узнают о профессиях своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;

получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;

учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология (труд, художественный труд)», участия в разработке и реализации различных проектов);

приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, трудовые акции);

приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;

Формирование у учащихся интереса и потребности в образовании,  развитие их  кругозора и любознательности

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся начальной школы получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления школьникам возможностей творческой деятельности и инициативы в учебном труде);

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);

участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);

составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);

получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива) - в ходе бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями;

получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями).

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);

получение первоначального опыта эмоционально-чувственного  непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);

получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой,  (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России
(в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);

ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);

обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворения, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах. Обучение понимать красоту окружающего  мира через художественные образы;

обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);

получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования);

участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;

получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;

участие в художественном оформлении помещений.

IV. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ  УЧАЩИХСЯ

Воспитание  младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и  семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно-нравственного, психо-

эмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Активное участие в процессах духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на основе национальных ценностей и духовных приоритетов могут принимать традиционные российские религиозные организации.

Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов  педагогической работы с традиционными религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования.

4.1.        Повышение педагогической культуры родителей

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры мы рассматриваем как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52  Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих  принципах:

–        совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

–        сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

–        педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

–        поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

–        содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

–        опора на положительный опыт семейного воспитания.

эмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Активное участие в процессах духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на основе национальных ценностей и духовных приоритетов могут принимать традиционные российские религиозные организации.

Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов  педагогической работы с традиционными религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования.

Родители принимают деятельное участие в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по воспитанию и социализации младших школьников, в оценке эффективности этих программ. Соответственно составной частью содержания деятельности школы по воспитанию и социализации обучающихся является деятельность школы по повышению педагогической культуры родителей. Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях. Эти знания должны открыть родителям возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей должны быть согласованы с планами воспитательной  работы  школы.  Работа  с  родителями,  как  правило,  предшествует работе с учащимися и подготавливает к ней.

В  системе повышения педагогической культуры родителей  используются следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция,  собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

       4.2.        Взаимодействие школы с общественными  организациями

Образовательное учреждение взаимодействует с общественными  организациями, госучреждений,  учреждениями дополнительного образования для создания достаточных условий духовно-нравственного развития младшего школьника, его воспитания и полноценной социализации в контексте формирования идентичности гражданина России, более полной реализации собственной программы воспитания и социализации обучающихся:

- для проведения отдельных мероприятий в рамках основных направлений воспитания и социализации младших школьников ( Дворец семьи, городская клиническая больница, городской методический центр, МУК. «МИГ»)

- на систематической основе ( городская библиотека, Югра- Презент, « Норд», « Прометей».)

V    Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

При организации любого вида деятельности школьников в целях их воспитания и социализации необходимо понимать различие между воспитательными результатами и эффектами.

Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности. Например, пройдя туристический маршрут, школьник не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).

Эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили юного человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная путаница понятий «результат» и «эффект». Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т.д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации (в том числе сам ребенок) достигли своих результатов. Тогда в чем же результат воспитательной деятельности педагога? Невнятность понимания самими учителями  результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности. Но может быть, гораздо более серьезное последствие неразличения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности  (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования.

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность.  Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности.

По каждому из направлений воспитания  младших школьников планируется достижение следующих воспитательных результатов.

Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты воспитательной деятельности

Направления воспитания

Ценностные установки

Планируемые результаты воспитательной деятельности

1 Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

2 Развитие нравственных чувств и этического сознания.

3 Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учебе, труду, жизни.

4 Формирование ценностного отношения к здоровью и

здоровому образу жизни.

5 Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

6 Формирование ценностного отношения к прекрасному,

формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое  воспитание).

Любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Нравственный выбор;  справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение,

равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; стремление к развитию духовности.

Уважение к труду; творчество и созидание;

стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое,

нервно-психическое и социально-психологическое.

Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Красота; гармония; духовный мир человека;

эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению;

- учащиеся имеют элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- учащиеся имеют начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

- учащиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в т.ч. об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп;

- учащиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста;

- учащиеся уважительно  относятся к традиционным религиям;

- учащиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- учащиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

сформировано ценностное отношение к труду  и творчеству;

- учащиеся имеют элементарные представления о различных профессиях;

- учащиеся обладают первоначальными навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста;

- учащиеся осознают приоритет  нравственных основ труда, творчества, создания нового;

- учащиеся имеют первоначальный опыт участия в различных видах деятельности;

- учащиеся мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной, общественно полезной деятельности.

- у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- учащиеся имеют элементарные представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

- учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

- учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

- учащиеся имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

- учащиеся имеют элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

- у учащихся есть первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

- у учащихся есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

учащиеся имеют элементарные представления о эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

- учащиеся имеют первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

- у учащихся есть первоначальный опыт эстетических переживаний, отношения к окружающему миру и самому себе;

самореализации в различных видах творческой деятельности;

- учащиеся мотивированы к реализации эстетических ценностей в образовательном учреждении и семье.


[1]         Десять основных принципов гуманистического (развивающего) воспитания: принцип социальной активности; социального творчества; взаимодействия личности и коллектива; развивающего воспитания, ориентированного на зону ближайшего развития ребенка; принцип мотивированности; проблемности; индивидуализации; целостности воспитательного процесса; единства образовательной среды; опоры на ведущую деятельность, опоры на традиции. См. Подробнее: Леонтьев А.А. «Принипиы воспитания в Образовательной системе «Школа 2100» / Сб. «Школа 2100» – педагогика здравого смысла – М.: Баласс, 2003. – С. 132-135.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: