Интегрированные уроки
Интеграция- неизбежный процее современной школы, такие уроки интересны всем и педагогам, и детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект интегрированного урока | 77.5 КБ |
карточки к уроку | 35.5 КБ |
презентация урока | 414.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по информатике, математике , географии в 10 классе.
Тема урока: « Виды диаграмм и их применение на уроках естественно- математического цикла».
Разработали:
Кулаева И.Н.
Черменева Г.Г.
Афанасьева Л.П.
Югорск -2012г
Цели урока:
1.- обучающие: повторить ранее накопленные знания об уравнении касательной; применении производной; рассмотреть примеры применения формулы для решения задач с использованием компьютера; научить способам построения диаграмм различного вида и типа возможностями табличного процессора MS Excel; обучить приемам построения диаграмм по статистическим данным в области географии.
2. - развивающие: развивать у учащихся умения анализировать условие задачи, эффективно применять изученные методы, приемы и формулы; развивать навыки исследовательской деятельности, синтеза, обобщения; Развивать компьютерную грамотность учащихся; развивать представления о прикладном значении программного пакета Microsoft Office (в частности программы MS Excel); развивать интерес к уроку, предмету, науке в целом, а также развитие логического мышления по средствам сравнения, анализа, синтеза, сопоставления; развивать умение самостоятельно работать, компоновать материал, анализировать его и защищать; видеть практическую значимость изученного материала; развивать умение работать с информационными и коммуникационными технологиями и применять их на практике в различных жизненных ситуациях
3. - воспитывающие: предоставить учащимся возможность осознать значимость себя, почувствовать уверенность в своих силах; воспитывать у учащихся личностную рефлексию: стал ли он сам для себя изменяющимся субъектом деятельности.
Технология проведения урока: технология деятельностного подхода.
1. Оргмомент. (Настроить учащихся на деятельность, эмоционально ободрить их, снять напряженность, создать ситуацию комфорта).
Учитель информатики: “Уважаемые друзья! Сегодня у нас необычный урок, мы будем с вами изучать географию и математику с помощью компьютера. Это, на мой взгляд, очень интересно, ведь информатика – это, прежде всего наука, помогающая нам с вами овладевать знаниями по другим предметам, и в этом мы еще раз сегодня убедимся. А как Вы считаете, (обращается к учителю географии и математики) почему география не стала наукой с математическим фундаментом, подобно физике?”
Учитель географии: “География – это, прежде всего, экспериментальная наука. Основные теоретические выводы и закономерности в географии до последнего времени базировались преимущественно на наблюдениях за природой и экспериментальных исследованиях. Именно поэтому география еще не стала наукой с математическим фундаментом ”.
Учитель математики: Позвольте с вами не согласиться, в последнее время математические методы находят широкое применение в таких разделах географии, как изучение внутреннего строения земли, климатические условия, тектонические движения земли.
Учитель информатики: Одна из основных предпосылок – широкое внедрение компьютерной техники, во все сферы человеческой жизни. Возможность на их основе осуществить математическое моделирование различных географических явлений и процессов.
Учитель географии: В принципе, Вы правы. Действительно в последнее время начато и успешно продолжается исследование живой природы, составление географических карт. Ну а более наглядного представления данных, чем диаграммы, просто нет! Давайте начнем наш урок!
Информатика:
Проверка присутствующих.
Вспомним, что мы проходили на прошлом уроке?
(Отв: Эл таблицы, по данным строили диаграммы)
Что такое диаграмма? Как ее построить ? Какие виды диаграмм вы знаете? Как вы думаете, почему люди выбирают тот или иной вид диаграмм в одной и той же ситуации?
(отв: В зависимости от цели построения диаграмм).
Подумайте и скажите, в каком случае вы примените этот вид диаграммы?
(Отвечаем и смотрим презентацию, которая должна подтверждать правильный ответ )
Математика:
Самоопределение к деятельности.
Учащимся предлагается вспомнить ранее изученные факты о прямой и ее уравнении, ответить на вопросы о коэффициентах, входящих в уравнение прямой, вспомнить методы их отыскания по графику.
Этот этап проводится в виде разминки («пристрелки»). Используется презентация, вопросы выводятся на экран, ответы анализируются. В случае затруднений учитель направляет и комментирует ситуацию, подводя учащихся к правильному ответу.
На данном этапе кроме включения в деятельность преследуется цель актуализации ранее накопленных знаний, необходимых для дальнейшего работы.
Во всех диаграммах используется функциональная зависимость как минимум двух типов данных. Соответственно, первыми диаграммами были обыкновенные графики функций, в которых допустимые значения аргумента соответствуют значениям функций.
Идеи функциональной зависимости использовались в древности. Она обнаруживается уже в первых математически выраженных соотношениях между величинами, а также в первых правилах действий над числами.
Астрономические таблицы вавилонян, древних греков и индийцев — яркий пример табличного задания функции, а таблицы, соответственно, являются хранилищем данных для диаграмм.
А первые статистические графики начал строить английский экономист
У. Плейфер в работе «Коммерческий и политический атлас» 1786 года. Ещё 226 лет назад. Именно это произведение послужило толчком для развития графических методов в общественных науках.
******
А сейчас вспомните правила нахождения производной функции в алгебре и началах анализа.
Найдите производные данных функций:
1. Найдите производные функций:
1.
2.
3.
2. В чём состоит геометрический смысл производной?
Геометрический смысл производной это тангенс угла наклона касательной к графику функции в данной точке х0.
3. Найти уравнение касательной к графику функции и построить данный график и касательную к нему в данной точке.
Задание вам придётся выполнить не только в тетрадях, но и в электронной форме.
1). Найдите и запишите уравнение касательной к графику функции в точке хо.
2). Постройте данный график и касательную к нему в данной точке.
в точке хо = 2
Оценочная таблица учителя.
Фамилия | Производная | Касательная |
Бугай Богдан | ||
Макаренко Саша | ||
Ванифатьев Женя | ||
Пирмшоев Алишер | ||
Решетов Игорь | ||
Колибабчук Юля | ||
Черёмушников Лёша |
География:
1. Линейные графики используются для представления количественных переменных: характеристики вариации их значений, динамики, взаимосвязи между переменными.( слайд №1)
2.Столбиковые диаграммы - это наглядные графические изображения для сравнения значений статистических показателей, характеризующих разные объекты или одни и те же объекты в разные годы.( слайд №3)
3.Полосовые диаграммы - это те же столбиковые, только столбцы в них расположены не вертикально, а горизонтально. (слайд №4)
4.Секторные диаграммы наглядно раскрывают структуру явления и структурные сдвиги в нем в зависимости от территории, времени и других обстоятельств.( слайд№5)
5. Правила выполнения практического задания
- Внимательно изучите задание на инструктивной карточке, выделите главное.
- Выберите вид диаграммы и постройте ее с учетом правил.
- Над северной рамкой (вверху диаграммы) не забудьте написать название выполненной работы.
- Определите по выполненной диаграмме страну, для которой характерна данная структура ВВП.
6.Образцы заданий для практической работы
Карточка №1
Для какой страны характерна структура ВВП, постройте диаграмму, определите страну и тип отраслевой структуры хозяйства.
Сельское хозяйство-55%
Промышленность-23%
Непроизводственная сфера-24%
1) Лаос 2) Россия 3) Канада 4) Франция
Карточка №2
Для какой страны характерна структура ВВП, постройте диаграмму, определите страну и тип отраслевой структуры хозяйства.
Сельское хозяйство-1%
Промышленность-24%
Непроизводственная сфера-75%
1) Бангладеш 2) Индия 3) Бельгия 4) Гана
Карточка № 3
Для какой страны характерна структура ВВП, постройте диаграмму, определите страну и тип отраслевой структуры хозяйства.
Сельское хозяйство- 2%
Промышленность-33%
Непроизводственная сфера-65%
1) Индия 2) Лаос 3) Нигерия 4) Австрия
Карточка № 4
Для какой страны характерна структура ВВП, постройте диаграмму, определите страну и тип отраслевой структуры хозяйства.
Сельское хозяйство-2%
Промышленность-21%
Непроизводственная сфера- 77%
1) Камбоджа 2) Танзания 3) Индия 4) Великобритания
Карточка № 5
Для какой страны характерна структура ВВП, постройте диаграмму, определите страну и тип отраслевой структуры хозяйства.
Сельское хозяйство- 2%
Промышленность-28 %
Непроизводственная сфера- 70%
1) Вьетнам 2) Швеция 3) Бразилия 4) Пакистан
Карточка № 6
Для какой страны характерна структура ВВП, постройте диаграмму, определите страну и тип отраслевой структуры хозяйства.
Сельское хозяйство- 40 %
Промышленность- 12 %
Непроизводственная сфера- 48 %
1) Таиланд 2) Нидерланды 3) Эфиопия 4) Саудовская Аравия
Карточка №7
Для какой страны характерна структура ВВП, постройте диаграмму, определите страну и тип отраслевой структуры хозяйства.
Сельское хозяйство- 18 %
Промышленность- 45 %
Непроизводственная сфера- 38 %
1) Индонезия 2) Германия 3) Чад 4) ОАЭ
Ответы:
Карточка №1- Лаос
Карточка № 2- Бельгия
Карточка №3- Австрия
Карточка №4- Великобритания
Карточка №5- Швеция
Карточка № 6- Эфиопия
Выводы по уроку -диаграммы, графики, таблицы наглядно представляют необходимую информацию
Рефлексия.
Весёлая минутка:
Три слога в слове. Первый слог – большой снеговика кусок.
Осуществляют слог второй слоны, придя на водопой.
А третий слог зовётся так, как раньше звался твёрдый знак.
Соедини все три как надо. Получишь ЭВМ в награду.
( Компьютер.)
Предварительный просмотр:
Карточка №1
Для какой страны характерна структура ВВП, постройте диаграмму, определите страну и тип отраслевой структуры хозяйства.
Сельское хозяйство-55%
Промышленность-23%
Непроизводственная сфера-24%
1) Лаос 2) Россия 3) Канада 4) Франция
Карточка №2
Для какой страны характерна структура ВВП, постройте диаграмму, определите страну и тип отраслевой структуры хозяйства.
Сельское хозяйство-1%
Промышленность-24%
Непроизводственная сфера-75%
1) Бангладеш 2) Индия 3) Бельгия 4) Гана
Карточка № 3
Для какой страны характерна структура ВВП, постройте диаграмму, определите страну и тип отраслевой структуры хозяйства.
Сельское хозяйство- 2%
Промышленность-33%
Непроизводственная сфера-65%
1) Индия 2) Лаос 3) Нигерия 4) Австрия
Карточка № 4
Для какой страны характерна структура ВВП, постройте диаграмму, определите страну и тип отраслевой структуры хозяйства.
Сельское хозяйство-2%
Промышленность-21%
Непроизводственная сфера- 77%
1) Камбоджа 2) Танзания 3) Индия 4) Великобритания
Карточка № 5
Для какой страны характерна структура ВВП, постройте диаграмму, определите страну и тип отраслевой структуры хозяйства.
Сельское хозяйство- 2%
Промышленность-28 %
Непроизводственная сфера- 70%
1) Вьетнам 2) Швеция 3) Бразилия 4) Пакистан
Карточка № 6
Для какой страны характерна структура ВВП, постройте диаграмму, определите страну и тип отраслевой структуры хозяйства.
Сельское хозяйство- 40 %
Промышленность- 12 %
Непроизводственная сфера- 48 %
1) Таиланд 2) Нидерланды 3) Эфиопия 4) Саудовская Аравия
Карточка №7
Для какой страны характерна структура ВВП, постройте диаграмму, определите страну и тип отраслевой структуры хозяйства.
Сельское хозяйство- 18 %
Промышленность- 45 %
Непроизводственная сфера- 38 %
1) Индонезия 2) Германия 3) Чад 4) ОАЭ
Карточка №1- Лаос
Карточка № 2- Бельгия
Карточка №3- Австрия
Карточка №4- Великобритания
Карточка №5- Швеция
Карточка № 6- Эфиопия
Карточка № 7- Индонезия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для наглядного представления числовых данных используются такие средства графики, как таблицы, диаграммы, графики. Способ условного изображения числовых величин и их соотношений, с использованием геометрических средств называют ДИАГРАММОЙ .
Электронная таблица использует различные типы диаграмм. Типы диаграмм задаются в зависимости от обрабатываемых данных и/или уровня наглядности представленных числовых данных. Тип диаграммы можно подобрать уже после создания определенной диаграммы.
Гистограмма График Круговая Линейчатая С областями Точечная Биржевая Поверхность Кольцевая Пузырьковая Лепестковая
График – диаграмма, изображающая функциональную зависимость переменных данных в виде кривой или ломаной линии.
Во всех диаграммах используется функциональная зависимость как минимум двух типов данных. Соответственно, первыми диаграммами были обыкновенные графики функций, в которых допустимые значения аргумента соответствуют значениям функций.
4. Выбрать МАКЕТ ДИАГРАММЫ. 5. Оформить цветом фон диаграммы.
Идеи функциональной зависимости использовались в древности. Она обнаруживается уже в первых математически выраженных соотношениях между величинами, а также в первых правилах действий над числами. Астрономические таблицы вавилонян, древних греков и индийцев — яркий пример табличного задания функции, а таблицы, соответственно, являются хранилищем данных для диаграмм.
Первые статистические графики начал строить английский экономист У. Плейфер в работе «Коммерческий и политический атлас» 1786 года. Это произведение послужило толчком для развития графических методов в общественных науках.
1. Найдите производные функций: а) б) в)
2. Найдите уравнение касательной к графику функции и постройте данный график и найденную прямую в точке х 0 = 2
Линейные графики используются и для представления количественных переменных: характеристики вариации их значений, динамики, взаимосвязи между переменными.
Периоды «холодной войны»
Столбиковые диаграммы - это наглядные графические изображения для сравнения значений статистических показателей, характеризующих разные объекты или одни и те же объекты в разные годы. Участие крупных стран мира в международном товарообмене.
Полосовые диаграммы - это те же столбиковые, только столбцы в них расположены не вертикально, а горизонтально.
Гидроэнергопотенциал регионов мира ( % ) Секторные диаграммы наглядно раскрывают структуру явления и структурные сдвиги в нем в зависимости от территории, времени и других обстоятельств.
Правила выполнения практического задания. Внимательно изучите задание на инструктивной карточке, выделите главное. Выберите вид диаграммы и постройте ее с учетом правил. Над северной рамкой (вверху диаграммы) не забудьте написать название выполненной работы. Определите по выполненной диаграмме страну, для которой характерна данная структура ВВП.
Вопросы по уроку: Какие виды диаграмм были использованы сегодня на уроке? Рационально ли использование диаграмм для определения и анализа отраслевой структуры хозяйства различных стран мира? В чем вы видите преимущества или недостатки построения графиков функций в электронном виде и в тетради.
Выводы: Диаграммы , графики , таблицы используются во многих областях научных знаний. Диаграммы, графики, таблицы наглядно представляют необходимую информацию. Анализ диаграмм, графиков и таблиц позволяет моделировать различные процессы, происходящие в природе и обществе.