Интегрированные уроки

Афанасьева Людмила Павловна

Интеграция- неизбежный процее современной школы, такие уроки интересны всем и педагогам, и детям.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по информатике, математике , географии  в 10 классе.

Тема урока: « Виды диаграмм и их применение на уроках естественно- математического цикла».

                                                 Разработали:

                                                 Кулаева И.Н.

                                                    Черменева Г.Г.

                                                        Афанасьева Л.П.

Югорск -2012г

Цели урока:

1.- обучающие: повторить ранее накопленные знания об уравнении касательной; применении производной; рассмотреть примеры применения формулы для решения задач с использованием компьютера; научить способам построения диаграмм различного вида и типа возможностями табличного процессора MS Excel; обучить приемам построения диаграмм по статистическим данным в области географии.

2.   - развивающие: развивать у учащихся умения анализировать условие задачи, эффективно применять изученные методы, приемы и формулы; развивать навыки исследовательской деятельности, синтеза, обобщения; Развивать компьютерную грамотность учащихся; развивать представления о прикладном значении программного пакета Microsoft Office (в частности программы MS Excel); развивать интерес к уроку, предмету, науке в целом, а также развитие логического мышления по средствам сравнения, анализа, синтеза, сопоставления; развивать умение самостоятельно работать, компоновать материал, анализировать его и защищать; видеть практическую значимость изученного материала; развивать умение работать с информационными и коммуникационными технологиями  и  применять  их  на  практике  в  различных  жизненных  ситуациях

3. - воспитывающие: предоставить учащимся возможность осознать значимость себя, почувствовать уверенность в своих силах; воспитывать у учащихся личностную рефлексию: стал ли он сам для себя изменяющимся субъектом деятельности.

Технология проведения урока: технология деятельностного подхода.

1. Оргмомент. (Настроить учащихся на деятельность, эмоционально ободрить их, снять напряженность, создать ситуацию комфорта).

Учитель информатики: “Уважаемые друзья! Сегодня у нас необычный урок, мы будем с вами изучать географию и математику с помощью компьютера. Это, на мой взгляд, очень интересно, ведь информатика – это, прежде всего наука, помогающая нам с вами овладевать знаниями по другим предметам, и в этом мы еще раз сегодня убедимся. А как Вы считаете, (обращается к учителю географии и математики) почему география не стала наукой с математическим фундаментом, подобно физике?”

Учитель географии: “География – это, прежде всего, экспериментальная наука. Основные теоретические выводы и закономерности в географии до последнего времени базировались преимущественно на наблюдениях за природой и экспериментальных исследованиях. Именно поэтому география еще не стала наукой с математическим фундаментом ”.

Учитель математики: Позвольте с вами не согласиться, в последнее время математические методы находят широкое применение в таких разделах географии, как изучение внутреннего строения земли, климатические условия, тектонические движения земли.

Учитель информатики: Одна из основных предпосылок – широкое внедрение компьютерной техники, во все сферы человеческой жизни. Возможность на их основе осуществить математическое моделирование различных географических явлений и процессов.

Учитель географии: В принципе, Вы правы. Действительно в последнее время начато и успешно продолжается исследование живой природы, составление географических карт. Ну а более наглядного представления данных, чем диаграммы, просто нет! Давайте начнем наш урок!

Информатика:

Проверка присутствующих.

Вспомним,  что  мы  проходили  на  прошлом  уроке?

(Отв:  Эл  таблицы,  по  данным  строили  диаграммы)

Что  такое  диаграмма?  Как  ее  построить ?  Какие  виды  диаграмм  вы  знаете?  Как  вы  думаете,  почему  люди  выбирают  тот  или  иной  вид  диаграмм  в  одной  и  той  же  ситуации?

(отв:  В  зависимости  от  цели  построения  диаграмм).

Подумайте  и  скажите,  в  каком  случае  вы  примените  этот  вид  диаграммы?

(Отвечаем  и смотрим  презентацию,  которая  должна  подтверждать  правильный  ответ  )

Математика:

Самоопределение к деятельности.

Учащимся предлагается вспомнить ранее изученные факты о прямой и ее уравнении, ответить на вопросы о коэффициентах, входящих в уравнение прямой, вспомнить методы их отыскания по графику.

Этот этап проводится в виде разминки («пристрелки»). Используется презентация, вопросы выводятся на экран, ответы анализируются. В случае затруднений учитель направляет и комментирует ситуацию, подводя учащихся к правильному ответу.

На данном этапе кроме включения в деятельность преследуется цель актуализации ранее накопленных знаний, необходимых для дальнейшего работы.

   Во всех диаграммах используется функциональная зависимость как минимум двух типов данных. Соответственно, первыми диаграммами были обыкновенные графики функций, в которых допустимые значения аргумента соответствуют значениям функций.

Идеи функциональной зависимости использовались в древности.  Она обнаруживается уже в первых математически выраженных соотношениях между величинами, а также в первых правилах действий над числами.

  Астрономические таблицы вавилонян, древних греков и индийцев — яркий пример табличного задания функции, а таблицы, соответственно, являются хранилищем данных для диаграмм.

А первые статистические графики начал строить английский экономист

 У. Плейфер в работе «Коммерческий и политический атлас» 1786 года. Ещё 226 лет назад. Именно  это произведение послужило толчком для развития графических методов в общественных науках.

 

******

А сейчас  вспомните правила нахождения производной  функции в алгебре и началах анализа.  

Найдите производные данных функций:  

1. Найдите производные функций:

1.

2.

3.

2. В чём состоит геометрический смысл производной?

     Геометрический смысл производной это тангенс угла наклона касательной к графику функции в данной точке х0.

3. Найти уравнение касательной к графику функции  и построить данный график и касательную к нему в данной точке.

  Задание вам придётся выполнить не только в тетрадях, но и в электронной форме.  

 1). Найдите и запишите уравнение касательной к графику функции в точке хо.

 2). Постройте данный график и касательную к нему в данной точке.

     в точке    хо = 2

Оценочная таблица учителя.

Фамилия

Производная

Касательная

Бугай Богдан

Макаренко Саша

Ванифатьев  Женя

Пирмшоев Алишер

Решетов Игорь

Колибабчук Юля

Черёмушников Лёша

География:

1. Линейные графики используются для представления количественных переменных: характеристики вариации их значений, динамики, взаимосвязи между переменными.( слайд №1)

2.Столбиковые диаграммы - это наглядные графические изображения для сравнения значений статистических показателей, характеризующих разные объекты или одни и те же объекты в разные годы.( слайд №3)

3.Полосовые диаграммы - это те же столбиковые, только столбцы в них расположены не вертикально, а горизонтально. (слайд №4)

4.Секторные диаграммы наглядно раскрывают структуру явления и структурные сдвиги в нем в зависимости от территории, времени и других обстоятельств.( слайд№5)

5. Правила выполнения практического задания

  • Внимательно изучите задание на инструктивной карточке, выделите главное.
  • Выберите вид диаграммы и постройте ее с учетом правил.
  • Над северной рамкой (вверху диаграммы) не забудьте написать название выполненной работы.
  • Определите по выполненной диаграмме страну, для которой характерна данная структура ВВП.

6.Образцы заданий для практической работы

Карточка №1

Для какой страны характерна структура ВВП, постройте диаграмму, определите страну и тип отраслевой структуры хозяйства.

Сельское хозяйство-55%

Промышленность-23%

Непроизводственная сфера-24%

1) Лаос        2) Россия          3) Канада             4) Франция

Карточка №2

Для какой страны характерна структура ВВП, постройте диаграмму, определите страну и тип отраслевой структуры хозяйства.

Сельское хозяйство-1%

Промышленность-24%

Непроизводственная сфера-75%

1) Бангладеш        2) Индия        3) Бельгия             4) Гана

Карточка № 3

Для какой страны характерна структура ВВП, постройте диаграмму, определите страну и тип отраслевой структуры хозяйства.

Сельское хозяйство- 2%

Промышленность-33%

Непроизводственная сфера-65%

1) Индия      2) Лаос         3) Нигерия            4) Австрия

Карточка № 4

Для какой страны характерна структура ВВП, постройте диаграмму, определите страну и тип отраслевой структуры хозяйства.

Сельское хозяйство-2%

Промышленность-21%

Непроизводственная сфера- 77%

1) Камбоджа        2) Танзания         3) Индия          4) Великобритания

Карточка № 5

Для какой страны характерна структура ВВП, постройте диаграмму, определите страну и тип отраслевой структуры хозяйства.

Сельское хозяйство- 2%

Промышленность-28 %

Непроизводственная сфера- 70%

1) Вьетнам        2) Швеция          3) Бразилия           4) Пакистан

Карточка № 6

Для какой страны характерна структура ВВП, постройте диаграмму, определите страну и тип отраслевой структуры хозяйства.

Сельское хозяйство- 40 %

Промышленность- 12 %

Непроизводственная сфера- 48 %

1) Таиланд        2) Нидерланды          3) Эфиопия             4) Саудовская Аравия

Карточка №7

Для какой страны характерна структура ВВП, постройте диаграмму, определите страну и тип отраслевой структуры хозяйства.

Сельское хозяйство- 18 %

Промышленность- 45 %

Непроизводственная сфера- 38 %

1) Индонезия      2) Германия        3) Чад           4) ОАЭ

Ответы:

Карточка №1- Лаос

Карточка № 2- Бельгия

Карточка №3- Австрия

Карточка №4- Великобритания

Карточка №5- Швеция

Карточка № 6- Эфиопия

Выводы по уроку -диаграммы, графики, таблицы  наглядно представляют необходимую информацию

Рефлексия.

Весёлая минутка:

Три слога в слове. Первый слог – большой снеговика кусок.

Осуществляют слог второй слоны, придя на водопой.

А третий слог зовётся так, как раньше звался твёрдый знак.

Соедини все три как надо. Получишь ЭВМ в награду.

                                                                                                           ( Компьютер.)

     



Предварительный просмотр:

Карточка №1

Для какой страны характерна структура ВВП, постройте диаграмму, определите страну и тип отраслевой структуры хозяйства.

Сельское хозяйство-55%

Промышленность-23%

Непроизводственная сфера-24%

1) Лаос        2) Россия          3) Канада             4) Франция

Карточка №2

Для какой страны характерна структура ВВП, постройте диаграмму, определите страну и тип отраслевой структуры хозяйства.

Сельское хозяйство-1%

Промышленность-24%

Непроизводственная сфера-75%

1) Бангладеш        2) Индия        3) Бельгия             4) Гана

Карточка № 3

Для какой страны характерна структура ВВП, постройте диаграмму, определите страну и тип отраслевой структуры хозяйства.

Сельское хозяйство- 2%

Промышленность-33%

Непроизводственная сфера-65%

1) Индия      2) Лаос         3) Нигерия            4) Австрия

Карточка № 4

Для какой страны характерна структура ВВП, постройте диаграмму, определите страну и тип отраслевой структуры хозяйства.

Сельское хозяйство-2%

Промышленность-21%

Непроизводственная сфера- 77%

1) Камбоджа        2) Танзания         3) Индия          4) Великобритания

Карточка № 5

Для какой страны характерна структура ВВП, постройте диаграмму, определите страну и тип отраслевой структуры хозяйства.

Сельское хозяйство- 2%

Промышленность-28 %

Непроизводственная сфера- 70%

1) Вьетнам        2) Швеция          3) Бразилия           4) Пакистан

Карточка № 6

Для какой страны характерна структура ВВП, постройте диаграмму, определите страну и тип отраслевой структуры хозяйства.

Сельское хозяйство- 40 %

Промышленность- 12 %

Непроизводственная сфера- 48 %

1) Таиланд        2) Нидерланды          3) Эфиопия             4) Саудовская Аравия

Карточка №7

Для какой страны характерна структура ВВП, постройте диаграмму, определите страну и тип отраслевой структуры хозяйства.

Сельское хозяйство- 18 %

Промышленность- 45 %

Непроизводственная сфера- 38 %

1) Индонезия      2) Германия        3) Чад           4) ОАЭ

Карточка №1- Лаос

Карточка № 2- Бельгия

Карточка №3- Австрия

Карточка №4- Великобритания

Карточка №5- Швеция

Карточка № 6- Эфиопия

Карточка № 7- Индонезия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Для наглядного представления числовых данных используются такие средства графики, как таблицы, диаграммы, графики. Способ условного изображения числовых величин и их соотношений, с использованием геометрических средств называют ДИАГРАММОЙ .

Слайд 3

Электронная таблица использует различные типы диаграмм. Типы диаграмм задаются в зависимости от обрабатываемых данных и/или уровня наглядности представленных числовых данных. Тип диаграммы можно подобрать уже после создания определенной диаграммы.

Слайд 4

Гистограмма График Круговая Линейчатая С областями Точечная Биржевая Поверхность Кольцевая Пузырьковая Лепестковая

Слайд 5

График – диаграмма, изображающая функциональную зависимость переменных данных в виде кривой или ломаной линии.

Слайд 6

Во всех диаграммах используется функциональная зависимость как минимум двух типов данных. Соответственно, первыми диаграммами были обыкновенные графики функций, в которых допустимые значения аргумента соответствуют значениям функций.

Слайд 7

4. Выбрать МАКЕТ ДИАГРАММЫ. 5. Оформить цветом фон диаграммы.

Слайд 8

Идеи функциональной зависимости использовались в древности. Она обнаруживается уже в первых математически выраженных соотношениях между величинами, а также в первых правилах действий над числами. Астрономические таблицы вавилонян, древних греков и индийцев — яркий пример табличного задания функции, а таблицы, соответственно, являются хранилищем данных для диаграмм.

Слайд 9

Первые статистические графики начал строить английский экономист У. Плейфер в работе «Коммерческий и политический атлас» 1786 года. Это произведение послужило толчком для развития графических методов в общественных науках.

Слайд 10

1. Найдите производные функций: а) б) в)

Слайд 11

2. Найдите уравнение касательной к графику функции и постройте данный график и найденную прямую в точке х 0 = 2

Слайд 12

Линейные графики используются и для представления количественных переменных: характеристики вариации их значений, динамики, взаимосвязи между переменными.

Слайд 13

Периоды «холодной войны»

Слайд 14

Столбиковые диаграммы - это наглядные графические изображения для сравнения значений статистических показателей, характеризующих разные объекты или одни и те же объекты в разные годы. Участие крупных стран мира в международном товарообмене.

Слайд 15

Полосовые диаграммы - это те же столбиковые, только столбцы в них расположены не вертикально, а горизонтально.

Слайд 16

Гидроэнергопотенциал регионов мира ( % ) Секторные диаграммы наглядно раскрывают структуру явления и структурные сдвиги в нем в зависимости от территории, времени и других обстоятельств.

Слайд 17

Правила выполнения практического задания. Внимательно изучите задание на инструктивной карточке, выделите главное. Выберите вид диаграммы и постройте ее с учетом правил. Над северной рамкой (вверху диаграммы) не забудьте написать название выполненной работы. Определите по выполненной диаграмме страну, для которой характерна данная структура ВВП.

Слайд 18

Вопросы по уроку: Какие виды диаграмм были использованы сегодня на уроке? Рационально ли использование диаграмм для определения и анализа отраслевой структуры хозяйства различных стран мира? В чем вы видите преимущества или недостатки построения графиков функций в электронном виде и в тетради.

Слайд 19

Выводы: Диаграммы , графики , таблицы используются во многих областях научных знаний. Диаграммы, графики, таблицы наглядно представляют необходимую информацию. Анализ диаграмм, графиков и таблиц позволяет моделировать различные процессы, происходящие в природе и обществе.