Инновационная деятельность

Зиновская Ирина Владимировна

 

Тиражирование своего педагогического опыта я могу представить в виде проведения районных мастер-классов, ПТГ, выступлений на семинарах, методических объединений:

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий с целью повышения мотивации на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС

Зиновская Ирина Владимировна

МБОУ «СОШ № 6 им. К. Минина» г. Балахны

Учитель английского языка

I квалификационной категории

Мир, в котором мы живем, весьма разнообразен. И огромное значение в этом мире придается воспитанию в человеке такого свойства характера, как толерантность. Терпимость и уважительное отношение к другим людям, к тем, кто не похож на тебя, к представителям других национальностей и культур – те качества, без которых немыслимо современное общество. Приучаясь думать и говорить на языке чужого народа, ученик начинает уважительно относиться к его культуре, осознает особенности его мировоззрения, менталитета. Посредствам изучения другого языка человек может осознать себя членом мирового сообщества, самореализоваться, быть успешным в профессиональном отношении, т.к. знание иностранного языка открывает новые возможности для профессионального роста. Но это, конечно, в перспективе.

 А что же делать сейчас? Как достичь того, чтобы у учащихся не сформировалось неприятие чужой речи, ощущение невозможности постичь все её сложности и тайны, как раскрыть их индивидуальность, творческий потенциал, сформировать интерес к предмету?

Учение – это познание. Нельзя обязать человека познать что – либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.

Мотивация – это результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности. Психологи, изучая характер побудительных сил и их регуляции в учении, установили сложную структуру мотивационной сферы.

Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. Между тем при овладении иноязычной культурой важно, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности. Задача педагога при формировании внутренней мотивации у учащихся состоит в том, чтобы ценным (адекватным) мотивам придать побуждающую силу, а неценные мотивы (антимотивы) – отодвинуть на задний план.

С этой целью используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности, задача которых – вызвать и усилить у школьника собственные мотивы деятельности.

Формирование мотивов – это прежде всего создание условий и стимулов для появления внутренних побуждений к учению, осознание их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов, является игра, т.к. все возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст – учебная деятельность, средний – общественно полезная, старший школьный возраст – учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс развития ребенка.

Игровые технологии - действенный инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет школьников волноваться и переживать. Это мощный стимул повышения мотивации к овладению иностранным языком.

Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

Игровые технологии  дают возможность учащимся пофантазировать и, время подумать, раскрывают их творческий потенциал, формируют интерес к иностранному языку. Тем самым появляется положительная мотивация к его изучению. А что может быть важнее для любого учителя, чем пробудить в ребенке самосознание, тягу к творчеству, к новым открытиям?

У младших школьников нет осознанной внутренней потребности к изучению иностранного языка. Но есть их природный интерес, любопытство ко всему новому и неизведанному. Поэтому целью обучения иностранному языку в начальной школе является не только удержание этого интереса, но и дальнейшее повышение мотивации детей к изучению иностранных языков.

Известно, что возможность пополнить словарный запас в непринужденной обстановке в форме игры гораздо выше, чем на обычном уроке.

В зависимости от цели урока игры могут быть самыми разными. Они могут предлагаться как в процессе закрепления учебного материала, так и на начальном этапе при изучении той или иной темы. Игра может являться лишь элементом  урока, либо весь урок может быть проведен в форме игры с элементами соревнования между группами или членами групп.

Следующие игры не только повышают уровень лексических и грамматических знаний, но и развивают память, внимание.

Игры для развития внимания.

Animals

Речевой задачей данной игры является тренировка учащихся в названии различных животных, в употреблении различных животных, в употреблении личных местоимений с глаголом to be.

Учащиеся стоят в кругу. Каждый участник в маске животного, либо держит в руках игрушку, либо картинку с животным

а) Дети по очереди называют животное соседа справа (соответствующий жест в сторону соседа) и свое животное (с указанием на себя)

- He is rabbit. I’m a monkey.

- He is a monkey. I’m an elephant.

b) Дети называют свое животное и бросают мяч любому участнику в кругу.

 - I am a monkey. You are a cat.

 - I am a cat. You are a crocodile.

«Будь внимателен»

Главная цель – тренировка речевого образца have got\have not got  в речи учащихся

Учитель показывает и называет игрушки. Дети соглашаются с ним.

Например, учитель показывает щенка: I have got a puppy.

Дети: Yes, you’ve got a puppy.

Учитель показывает крокодила, а говорит: I have got a monkey.

Дети: You have not got a monkey.

Игры на внимание (цифры)

Данная игра очень хорошо тренирует навыки счета учащихся. Нужно выполнять следующие задания:

    - назвать числа, которые делятся на 2, 3

    - посчитать через один

    - назвать все чётные числа

    - обратный счёт

Игры для развития памяти

Задачей данной игры является обучение умению описания внешности друг друга. Учитель вызывает к доске двух учеников  и дает возможность рассмотреть внешность собеседника в течение нескольких секунд, после чего ребята поворачиваются друг к другу спиной и пытаются описать друг друга по тем признакам, которые им запомнились. Победителем в данной игре становится ученик, который последним назовет фразу.

Например

  • He has got blue eyes.
  • She has got black hair.
  • He has jeans on.
  • She is wearing a black skirt. Etc.

«Подбери рифму»

  1)   Учитель называет слово, а учащиеся – название цвета, рифмующееся я этим словом,

     например:

                                T: Ted         P: red

        night             white

        they             grey

        town                           brown

        crack        black

        seen        green

        fellow        yellow

        glue        blue

2)Учитель придумывает короткие рифмовочки, а учащиеся заканчивают их, называя

     цвет. Например:

            You like me

            And I like you.

            Red and yellow

            White and … (blue)

                                        This is city

              And that is a town.

                                        Grey and black

                                        Green and … (brown)

«У кого лучше память»

     P1: I can play with a cat.

     P2: I can play with a cat and a dog.

     P3: I can play with a cat, a dog and a puppy. Etc.

Выигрывает ученик, сказавший самое длинное предложение без ошибок.

Для объяснения спряжения глагола to be  можно рассказывать учащимся сказку: “Жил-был король to be, и было у него трое верных слуг: amis и are. Самым привилегированным был слуга am, он прислуживал лишь одному господину IIs прислуживал трём господам: heshe,itAre – тоже трём: youwethey.” Если в том, о чём мы говорим, нет действия, то место занимает слуга короля to be. После этого уместно провести игру “Есть ли действие?” Я говорю по-русски ряд предложений и прошу хлопнуть тогда, когда действия нет». Такие же сказки используются для объяснения и других тем: артикли, окончание –s у глаголов в 3 лице ед.ч., времена и т.п. Эти истории очень нравятся ребятам, с их помощью они легко и с удовольствием осваивают азы грамматики. А полученные знания отрабатываются в том числе и в игровых упражнениях.

Ролевые  игры дают мне возможность научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности, начать беседу, поддержать её, прервать собеседника, проявлять самостоятельность в решении речемыслительных задач, практически и творчески применять полученные речевые навыки, обучить учащихся речевой  реакции в процессе коммуникации. Они помогают мне максимально мобилизовать речевые навыки учащихся.

         Считаю, что эффективность в  обучении ролевым играм  обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, т.к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.

Ролевая игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.  Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.

Все мы в этой жизни играем какие-то роли: ребёнка, родителя, ученика, учителя, товарища, родственника.… Надеюсь, что мои подопечные овладеют умением великолепно играть ещё одну роль: роль человека, прекрасно знающего иностранный язык.

Опыт использования игровых технологий на уроках английского языка убедил меня, что учебная игра способствует формированию компонентов учебной деятельности, развитию коммуникативных умений, познавательных, творческих способностей,  способствует выработке рефлексивных умений, а также формированию оценки и самооценки. Благодаря игре можно воспользоваться знаниями, спрятанными так глубоко в недрах памяти, что они кажутся забытыми. Играя в одиночку, испытываешь настоящую радость, отыскав правильное решение. Коллективные игры учат добиваться успеха, делают речь более свободной. В лингвистической игре можно имитировать ситуации общения, создавая условия для развития устной и письменной речи учащихся, что способствует развитию мотивации к изучению иностранного языка.

Решение задачи, предложенной в учебной игре, предполагает не только формирование новых качеств, навыков и умений, но также и актуализацию уже приобретенного багажа знаний и выработанных иноязычных навыков и умений. Данный факт позволяет сделать вывод, что игра является, в том числе и средством контроля.

Успех использования учебных игр, по моему убеждению, зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения. Учащиеся быстро привыкают к такому общению, увлекаются и становятся вместе со мной участниками учебного процесса. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций.

Игра — превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке (или поблагодарить их за сотрудничество), когда приходится заниматься менее приятными вещами.

После трудного устного упражнения или другого утомительного занятия веселая игра — это идеальная возможность расслабиться.

Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно и будет участвовать в игре активнее, если цель игры — просто повеселиться, а не считать очки и выигрывать. Хотя элемент соревнования часто добавляет оживление и повышает активность, именно он создает большое психологическое давление на учеников, они боятся не справиться с заданием, что выводит из игры застенчивых и отстающих.

Независимо оттого, насколько вы динамичны как учитель, всегда есть моменты, когда внимание учеников рассеивается. Быстрая, спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие.

Игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не давая им глубоко закрепиться в памяти.

Учащиеся обычно лучше запоминают то, что им было приятно делать. Поэтому игры позволяют запоминать глубоко и надолго.

Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к учению.

Ученики очень активны во время игры, потому что никто не хочет, чтобы из-за него приятное времяпрепровождение быстро закончилось. Следовательно, игры заставляют их бороться.

Список литературы:

1. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М.: Просвещение. 1991г. – с.116

2. Колесникова И.Е. Игры на уроках английского языка. Минск: Народная Асвета. 1990г. – с.22

3. Обобщение педагогического опыта./ Под ред. Е.Б. Спасская – СПб.: «Каро». 2000г. – с.58

4. Обучение иностранным языкам в школе и вузе./ Под ред. М.К. Колкова -  СПб.: «Каро». 2001г. – с.111

5.Олейник Т.Н. Ролевая игра в обучении диалогической речи шестиклассников// Иностранные языки в школе. М.: 1999г. - № 1. – с.12

 6. Перкас С.В. Ролевые игры на уроках английского языка// Иностранные языки в школе.  М.: 1999г. - № 4. – с.9

 7. Петрова Л.В. Игровые технологии на уроках английского языка// Английский язык, №11, 2008 – с.5-6

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. //Народное образование.  М.: 1998г. - № 4. – с.17

9. Стайнберг Д. 110 игр на уроках английского языка. – М.: АСТ: Астрель. 2006г. – с.11

10. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка.- М.: Просвещение. 1984г. – с.3

11. Сумин В.М. Речевые ситуации на уроках иностранного языка //Иностранные языки в школе. М.: 1993г. - № 6. – с.12

12. Шоева Е.Ю. Занимательный английский для младших школьников // Английский язык, №11, 2008 – с.19-20



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 им. К.Минина»

Педагогические чтения

Тема:

«Проектная технология

 на уроках английского языка в начальной школе и

её влияние на качество образования обучающихся»

Авторы работы: Козлова Наталья Евгеньевна, Зиновская Ирина Владимировна, учителя английского языка МБОУ «СОШ № 6

им. К. Минина»;

Рецензент: Лопатина Т.П., зам. директора

по научной работе МБОУ «СОШ № 6

им. К. Минина»

Балахна, 2012.


Оглавление

Стр.

Введение

3

Глава I. Теоретические основы проектного метода

5

Глава II. Из опыта использования проектной технологии на уроках английского языка в начальной школе

II.1. Этапы становления опыта

II.2. Творческие проекты

II.3. Ролево-игровые проекты

13

Заключение

20

Библиография

22

Приложения

23

Введение.  

Изучение действующей нормативной базы обучения иностранному языку в начальной школе, анализ  предполагаемых изменений в ней в связи с переходом к ФГОС второго поколения, анализ действующих УМК, знакомство с передовым педагогическим опытом коллег из разных регионов нашей страны свидетельствуют о необходимости объективных изменений в практике преподавания иностранного языка младшим школьникам.

Во-первых, экономические, политические и культурные предпосылки развития общества способствует осознанию необходимости изучения иностранных языков как непременного условия успешной коммуникации с представителями иноязычной культуры в области осуществления межкультурного сотрудничества. Интеграция России в мировое экономическое пространство, осуществление совместных научно-технических проектов с другими странами делают иностранный язык не просто учебной дисциплиной, но необходимым средством для диалога культур. Возрастает потребность в специалистах, владеющих разговорной речью, подготовленных для работы с литературой на иностранном языке. Всё это способствует значительным изменениям в практике обучения иностранным языкам, где доминирующими подходами становятся коммуникативный и компетентностно-деятельностный подходы к изучению иностранного языка.

Во-вторых, с введением нового образовательного стандарта в качестве ведущего подхода в обучении утверждается личностно-ориентированный подход, что вызывает потребность изменения требований к оцениванию достижений обучающихся. ФГОС второго поколения задает интегральные критерии оценки предметных, метапредметных и личностных результатов обучаемых, довольно подробно раскрывая их сущность. Одним из наиболее действенных вариантов оценки личностного роста признается портфель (портфолио) ученика, в состав которого будут входить работы, наиболее полно отображающие динамику развития обучающихся, в том числе, проектные.

В-третьих, выделение культуроведческой социологизации в качестве одного из приоритетных направлений реформирования образовательных систем вызывает необходимость разработки новых подходов к формированию социокультурной компетенции учащихся на основе сопоставительного изучения цивилизаций и культур, их влияния друг на друга, взаимодополняемости в мировом процессе развития общечеловеческой культуры. Именно такую возможность дают детям выполняемые ими предметные и межпредметные проекты, выполнение которых становится все более увлекательным для школьников в силу расширяющихся информационных возможностей школы.

В-четвёртых, направленность современного образования на построение личностной  образовательной траектории каждого отдельного учащегося делает необходимым такую организацию  работы (в том числе, и внеклассной), где учащиеся получат дополнительную возможность реализовать своё интеллектуальное и творческое развитие и воспитание, а учитель иностранного языка - возможность использовать его как дополнительный источник информации в различных областях знаний, как средство расширения общеобразовательного кругозора учащегося и способ его развития.

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что коммуникативная деятельность на английском языке в рамках урока иностранного языка является на сегодняшний день той специфической деятельностью, освоение и опыт которой выступают как предметные, метапредметные и личностные результаты обучения иностранному языку на начальной ступени. Личностно-ориентированное обучение, одной из форм которого и является проектная технология, предоставляет возможность каждому ученику реализовать себя в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт. Широкая практика использования данной технологии показывает, что метод проектов ориентирован на непосредственную самостоятельную деятельность обучающихся, на интеграцию их знаний и умений из различных областей, на конкретно-практический результат,  на рефлексию.


Глава I. Теоретические основы проектного метода

Проектирование  относят  к  технологиям  личностно-ориентированного  подхода  в  обучении  иностранным  языкам.   При  этом   технология  рассматривается   как  совокупность  приемов,  позволяющих  в  определенной  последовательности  (диктуемой  логикой  познавательной  деятельности  и  особенностями  используемого  метода)  реализовать  данный  метод  на  практике.

Проект  как  метод – это способ  достижения   дидактической  цели  через  детальную  разработку  проблемы   (технологию).  Разработка  должна  завершиться  вполне  реальным,  осязаемым  практическим  результатом,  оформленным  тем  или  иным  образом.  

В  основу  метода  проектов  положена  идея,  составляющая  суть  понятия  «проект»,  его  прагматическая  направленность  на  результат,  который  можно  получить  при  решении  той  или  иной  практически  или теоретически  значимой  проблемы.  Этот  результат  можно  увидеть,  осмыслить,  применить  в  реальной  практической  деятельности.  Чтобы  добиться  такого  результата,  необходимо  научить  детей  самостоятельно  мыслить;  находить  и  решать  проблемы,  привлекая  для  этой  цели   знания  из  разных  областей;  прогнозировать  результаты  и  возможные  последствия  разных  вариантов  решения.

Проектный  метод   возник  еще  в  начале  прошлого  столетия,  когда  педагоги  и  философы  были  заняты  поиском  способов  развития  активного  самостоятельного  мышления  ребенка,  чтобы  научить  его  не  просто  запоминать  и  воспроизводить  то,  чему  учат  его  учителя,  но  еще  использовать  полученные  знания  на  практике.  Автором  метода  проектов  считается  американский  философ  и  педагог  Джон  Дьюи  (1859-1952),  идеи  которого  развивались  и  распространялись  впоследствии  его  учениками  и  последователями.   Первые  проекты  ставили  своей  задачей  активизировать  познавательную  и  творческую  совместную  деятельность  детей  при  решении  одной  общей  проблемы,  используя  при  этом  знания  из  различных  областей.  Именно  поэтому  первоначально  метод  проектов  назывался  проблемным. 

Новое  рождение  метода  проектов  как  альтернативного  классно-урочной  системе  произошло  в  60-70-е  годы.   В  настоящее  время  он  имеет  широкое  распространение  в обучении,  в  том  числе  и  иностранному  языку,  поскольку  позволяет  применить    полученные  знания  на  практике,  генерируя  при  этом  новые  идеи.

Содержание  любого  метода  раскрывается  через  его  принципы.  Применительно  к  методике  обучения  иностранным  языкам  выделяются  такие  принципы  использования  метода  проектов как связь  идеи  проекта  с  реальной  жизнью; интерес  к  выполнению  проекта  со  стороны всех  его  участников; ведущая  роль  консультативно-координирующей  функции  учителя; самоорганизация  и  ответственность  участников  проекта; нацеленность  на  создание  конкретного  продукта; монопредметный  и  межпредметный  характер  проектов; временная  и  структурная  завершенность  проекта.

Решение  проблемы,  лежащей  в  основе  проекта,  требует  от  учащихся не  только  знания  языка,  но  и  владения  большим  объемом  разнообразных  предметных  знаний,  необходимых  и  достаточных  для  решения  данной  проблемы.   Кроме  того,  школьники  должны  владеть  определенными  интеллектуальными,  творческими  и  коммуникативными  умениями.  К  ним  можно  отнести  умение  работать  с  текстом  (выделять  главную  мысль,  вести  поиск  нужной  информации  в  иноязычном  тексте),  анализировать  информацию,  делать  обобщения,  выводы  и  т.п.;  умение  работать  с  разнообразным  справочным  материалом.  Формирование  многих  из  названных  умений  и  является  задачей  обучения  различным  видам  речевой  деятельности.

К  творческим  умениям  психологи  относят  умение  генерировать  идеи,  для  чего  требуются  знания  из  разных  областей;  умение  находить  не  один,  а  много  вариантов  решения  проблемы;  умение  прогнозировать  последствия  того  или  иного  решения.

К  коммуникативным  умениям  относится  умение  вести  дискуссию,  слушать  и  слышать  собеседника,  отстаивать  свою  точку  зрения,  подкрепленную  аргументами;  умение  находить  компромисс  с  собеседником;  умение  лаконично  излагать  свою  мысль.

Таким  образом,  для  грамотного  использования  метода  проектов  требуется  значительная  подготовка,  которая  осуществляется  в  целостной  системе  обучения  в  школе  (не  только  в  обучении   иностранному  языку),  причем  совсем  необязательно,  чтобы  она  предваряла  работу  учащихся  над  проектом.  Такая  подготовительная  работа  должна  проводиться  постоянно,  систематически  и  параллельно  с  работой  над  проектом.

Выделяются  основные  требования  к  использованию  метода  проектов:

  1.  наличие  значимой  в  творческом  плане  проблемы,  требующей    интегрированного  знания,  исследовательского  поиска  для  ее  решения   (например,  исследование  истории  возникновения  различных  праздников  в  англо-говорящих  странах;  организация  путешествий  в  разные  страны;  проблема  взаимоотношений  с  друзьями;   проблема  организации  спортивных  мероприятий  и  т.п.);
  2. практическая,  теоретическая  значимость  предполагаемых     результатов      (например,  план  обустройства  дома,  парка;   планировка  и  обустройство  квартиры  и  т.п.);
  3. самостоятельная  (индивидуальная,  парная,  групповая)  деятельность  учащихся  на  уроке  и  во  внеурочное  время;
  4. структурирование  содержательной  части  проекта  (с  указанием  поэтапных  результатов  и  распределением  ролей);
  5. использование  исследовательских  методов:  определение  проблемы,  вытекающих  из  нее  задач  исследования;   выдвижение  гипотезы  их  решения;  обсуждение  методов  исследования;  оформление  конечных  результатов;  анализ  полученных  данных;  подведение  итогов,  корректировка,  выводы  (использование  в  ходе  совместного  исследования  метода  «мозговой  атаки», «круглого  стола»,  творческих  отчетов,   защиты  проекта  и  т.п.).

Исходя  из  этого,  можно  обозначить  следующим  образом  этапы разработки   проекта:

  1. выдвижение  проблемы;
  2. постановка  цели и  задач  проекта;
  3. построение  гипотез  решения  поставленных  задач;
  4. поиск  методов  и  приемов  реализации  гипотез;
  5. работа   по  сбору  информации,  поиску  фактов,  подтверждающих  или  опровергающих   гипотезу;
  6. оформление  проекта;
  7. защита  проектной  работы  с  оппонированием  со  стороны  всех  присутствующих;
  8. определение  перспектив  данного  проекта  (выявление  новых  проблем).

Немаловажен и вопрос  типологии  проектов. Существует целый ряд  типологических  признаков,  в  соответствии  с  которыми  и  классифицируются  проекты:

  • доминирующие  в  проекте  метод  или  вид  деятельности:   исследовательский,  творческий,  ролево-игровой,  информационный,  практико-ориентированный  и  т.п.;
  • предметно-содержательная  область:  монопроект  (в  рамках  одной  области  знания)  и  межпредметный  проект;
  • характер  координации  проекта :  с  открытой,  явной  координацией  (непосредственный)  и  со   скрытой  координацией  (неявный,  имитирующий  участника  проекта);
  • характер  контактов  (среди  участников  одной  школы,  одного  класса,  города,  региона,  одной  страны,  разных  стран  мира):  внутренний,  или  региональный,   и   международный;
  • количество  участников  проекта  (личностные,  парные,  групповые);
  • продолжительность  проекта  (краткосрочный,  средней  продолжительности,  долгосрочный).

В  соответствии  с  признаками  доминирующего  в  проекте  метода можно  обозначить  следующие  типы  проектов:   исследовательские,  творческие,  ролево-игровые,  информационные,  практико-ориентированные.

Исследовательские  проекты  требуют  хорошо  продуманной  структуры  обозначенных  целей,  обоснования  актуальности  предмета  исследования  для  всех  участников,  обозначения  источников  информации,  продуманных  методов,  результатов.  Они  полностью  подчинены  логике  небольшого  исследования  и  имеют  структуру,  приближенную  к  подлинно  научному  исследованию  или  полностью  совпадающую  с  ним (аргументация  актуальности  принятой  для  исследования  темы;   определение  проблемы  исследования,  его  предмета  и  объекта;  обозначение  задач  исследования;  определение  методов  исследования,  источников  информации;  выдвижение  гипотез  решения  обозначенной  проблемы,  определение  путей  ее  решения;  обсуждение  полученных  результатов,  выводы;  оформление  результатов   исследования;  обозначение  новых  проблем  для  дальнейшего  процесса  исследования).  Все  сказанное,  разумеется,  должно  полностью  соответствовать  уровню  языковой  подготовки  школьников  определенного  этапа  обучения.

Творческие  проекты  предполагают  соответствующее  оформление  результатов.  Они,  как  правило,   не  имеют  детально  проработанной  структуры  совместной  деятельности  участников.  Она  только  намечается  и  далее  развивается,  подчиняясь  принятой  группой  логике  совместной  деятельности,   интересам  участников  проекта.  В  данном  случае  следует  договориться  о  планируемых  результатах  и  форме  их  представления  (совместной  газете,  сочинении,  видеофильме,  драматизации,  ролевой  игре  и  т.д.).  Это  могут  быть  проблемы,  связанные  с  содержанием  какого-либо  произведения,  статьи,  фильма,  жизненной  ситуации.  Это  может  быть  и  фантастика.  Оформление  результатов  проекта  требует  четко  продуманной  структуры  в  виде  сценария  видеофильма,  драматизации,  программы  праздника,  плана  сочинения,  статьи,  репортажа,  дизайна  и  рубрик  газеты,  альманаха,  альбома  и  т.д.

В  ролево-игровых  проектах  структура  также  только  намечается  и  остается  открытой  до  окончания  проекта.  Участники  принимают  на  себя  определенные  роли,  обусловленные  характером  и  содержанием  проекта,  особенностью  решаемой  проблемы.  Это  могут  быть  литературные  персонажи  или  выдуманные  герои,  имитирующие  социальные  или  деловые  отношения,  осложняемые   ситуациями  придуманными  участниками.  Результаты  таких  проектов  могут  намечаться  в  начале  проекта,  а  могут  проявляться   лишь  к  его  окончанию.  Степень  творчества  здесь  очень  высокая,  но  доминирующим  видом  деятельности  все-таки  является  ролевая игра.

По  признаку  предметно-содержательной  области  проекта  можно  выделить   монопроекты  и  межпредметные  проекты.

Монопроекты,  как   правило,  проводятся  в  рамках  одного  учебного  предмета.  При  этом  выбираются  наиболее  сложные  разделы  или  темы  программы,  например,   в  курсе  иностранного  языка  это  темы,  связанные  со  страноведческой,  социальной,  исторической  тематикой  и  т.п.,  но  работа  над   монопроектами  предусматривает  применение  знаний  из  других  областей  для  решения  той  или  иной  проблемы.  Подобный  проект  также  требует  тщательной  структуризации  по  урокам  с  четким  обозначением  не  только  целей  и  задач  проекта,  но и  тех  знаний,  умений,  которые  ученики  предположительно  должны  в  результате  приобрести.  Заранее  планируется  логика  работы  на  каждом уроке  по  группам  (роли  в  группах  распределяются  учащимися),  форма  презентации,  которую  выбирают  участники  проекта  самостоятельно.  Часто  работа  над  такими  проектами  имеет  продолжение  в  виде  индивидуальных  или  групповых  проектов  во  внеурочное  время.

Межпредметные   проекты,  как  правило,  выполняются  во  внеурочное  время.  Они могут небольшими,  затрагивающими  два-три  предмета,  а  также  достаточно  объемными,  продолжительными,  общешкольными,  планирующими  решить  ту  или   иную  достаточно  сложную  проблему,  значимую  для  всех  участников  проекта  (например,  такие  проекты,  как  «Культура  общения»,   «На  рубеже  веков»).  Такие  проекты  требуют  квалифицированной  координации  со  стороны  специалистов,  слаженной  работы  многих  творческих  групп,  имеющих  четко  определенные  исследовательские  задания,  хорошо  проработанные  формы  промежуточных  и  итоговых  презентаций.

В  проектах  с  открытой,  явной  координацией  координатор  участвует  в  собственной  своей  функции,  ненавязчиво  направляя  работу  его  участников,  организуя  в  случае  необходимости  отдельные  этапы  проекта,  деятельность  его  отдельных  участников  (например,  если  нужно  договориться  о  встрече  в  каком-то  официальном  учреждении,  провести  анкетирование,  интервью  и  т.п.).  В  проектах  со  скрытой  координацией координатор  выступает  как  полноправный  участник  проекта  (один  из  участников). Примером  может  служить проект  по  исследованию  некоторых  исторических  фактов,  в  который  был  введен  профессиональный   археолог,   выступавший   в   роли   престарелого,  немощного  специалиста,  который  направлял  «экспедиции»  участников  проекта  в  разные  регионы  планеты.  Он  просил  сообщить  ему  обо  всех  интересных  находках,  обнаруженных  их  участниками  при  раскопках,  задавая  время  от  времени  «провокационные  вопросы».  Эти  вопросы  заставляли  участников  проекта  глубже  вникать  в  проблему.

Что  касается  характера  контактов,  то  проекты  могут  быть  внутренними,  или  региональными  (т.е.  в  пределах  одной  страны),  и  международными.

Внутренние  проекты  организуются  или  внутри  одной  школы  на  уроках  по  одному  предмету,  или  междисциплинарные,  или  между  школами,  классами  внутри  региона,  одной  страны.  (Это  относится  только  к  телекоммуникационным  проектам.)

Международные   проекты  -  участниками  проекта  являются  представители  разных  стран.  Эти  проекты  представляют  исключительный  интерес,  поскольку  для  их  реализации  требуются  средства  информационных  технологий.

По  количеству  участников    можно  выделить  проекты:  личностные  (между  двумя  партнерами,  находящимися  в  разных  школах,  регионах,  странах);   парные  (между  парами  участников)  и  групповые  (между  группами).

По  продолжительности  проведения  проекты  могут  быть  краткосрочными  (для  решения  небольшой  проблемы  или  части  более  значимой  проблемы);  средней  продолжительности  (один,  два  месяца)  и  долгосрочными  (до  года).

Как  правило,  краткосрочные  проекты  проводятся  на  уроках  по  отдельному  предмету  иногда  с  привлечением  знаний  из  другой  учебной  дисциплины.  Что  касается  проектов  средней  продолжительности  и  долгосрочных,  то  такие  проекты,  обычные  или  телекоммуникационные,  внутренние  или  международные  являются  междисциплинарными  и  содержат одну   или  несколько  взаимосвязанных  проблем,  и  тогда  они  могут  представлять  собой  целостную  программу (совокупность  проектов,  решающих  одну  значимую  проблему).  Такие  проекты,  как  правило,  проводятся  во  внеурочное  время,  хотя  отслеживаться  могут  и  на  уроках.

Разумеется,  в  реальной  практике  чаще  приходится  иметь  дело  со  смешанными  типами  проектов,  в  которых  имеются  признаки  исследовательских  и  творческих  проектов,  например,  одновременно,  практико-ориентированные  и  исследовательские.  Каждый  тип  проекта  имеет  тот  или  иной  вид  координации,  сроки  исполнения,  этапы,  количество  участников.     Поэтому,  разрабатывая  проект,  надо  иметь  в  виду  признаки  и  характерные  особенности  каждого  из  них.

             


Глава II. Из опыта использования проектной технологии

на уроках английского языка в начальной школе

II.1. Этапы становления опыта

Началом опыту применения проектной технологии послужила разработка темы самообразования «Использование метода проектов на уроках английского языка». Введение в 2006 году обязательного раннего обучения английскому языку, которое осуществляется в нашей школе по авторской программе Биболетовой М.З. и Трубаневой Н.Н. к УМК “Enjoy English”, позволило расширить возрастной диапазон участников проектных работ, включив в этот круг учащихся 2-4 классов.

В целом, становление нашего опыта работы, который охватывает период с 2004 по 2011 годы, можно условно разделить на несколько этапов:

I этап: организационный - выявление проблемы (2004 г.)

II этап: теоретический поиск - изучение теоретико-методологических основ, защита квалификационной работы в рамках курсов в НИРО, анализ УМК “Enjoy English” Биболетовой М.З., Денисенко О.А., Трубаневой Н.Н., ознакомление с тематикой проектов, предлагаемых его авторами (2005-2007 гг.)

III этап: накопление и обработка фактического материала -–апробация методики создания, защиты, оценки проектов на разных ступенях обучения (в том числе, и в начальной школе); знакомство с передовым практическим опытом; защита курсовой работы на факультете профессиональной переподготовки в НИРО; участие в обучающих семинарах для учителей английского языка (2007 - 2009 гг.)

IV этап:  оценка фактического материала и принятие решений (2010 – 2011 гг.)

V этап: пропаганда, распространение, внедрение опыта - участие в XIII Международной конференции NNELTA, с докладом на тему «Использование метода проектов на уроках иностранного языка в начальной школе», публикация статьи  в научном сборнике конференции (2011 г.)

II.2. Творческие проекты

Практика работы со школьниками всех возрастных ступеней способствовала выработке собственного подхода к использованию данной технологии.

Хорошо известен тот факт, что ученики младшего школьного возраста усваивают язык через контекст. Их больше занимает сам процесс получения знаний, нежели результат. Дети не боятся ошибаться, они любознательны и их умения развиваются в процессе работы. Такая точка зрения помогает развитию ученической успешности, самоконтроля, рефлексии и творчества, учит работать в сотрудничестве с другими ребятами,  развивает положительное отношение и мотивацию к изучению предмета.

Метод проектов ориентирован на следующие позиции:

  • самостоятельная деятельность обучающихся;
  • совокупность разнообразных методов и средств обучения;
  • интеграция знаний и умений из различных областей;
  • конкретно-практический результат.

Учитывая тот факт, что любой проект обязательно предполагает проблему, планирование, поиск информации, продукт и презентацию (т.н. «Правило пяти П»), играющие каждый свою роль в формировании тех или иных учебных действий, представляется целесообразным выделить в проекте такие этапы как целеполагание, планирование, выбор  методов  проверки  принятых  гипотез, выполнение, защита  проекта. Каждый из этих этапов способствует формированию тех или иных учебных действий (Приложение 1).

Работа  над  творческим проектом  в начальной школе начинается  на  уроке  под  руководством  учителя, выступающего в роли адекватного речевого партнера и старшего помощника, продолжается  дома,  а  презентация  проекта  осуществляется  на  следующем  уроке.  При  этом  особое  внимание  уделяется созданию  и  поддержанию  благоприятного  психологического  климата  на  уроке. После каждого проекта в классном кабинете устраивается выставка проектов,  чтобы  их  могли  увидеть  учащиеся  других  классов,  учителя  и  родители.

Темы проектов для учащихся уже определены УМК (Приложение 2), но возможна и замена некоторых тем, добавление своих – это зависит от каждого конкретного класса, от интересов детей. Ни для кого ни секрет, что тема, легко и с интересом усваиваемая одним классом, с большим трудом продвигается в другом классе, и дело здесь бывает не только в разном уровне сформированности навыков познавательной деятельности, но и в разнице интересов ребят. Поэтому были случаи, когда тему приходилось завершать без предусмотренного учебником проекта, но придумывая свою, например, в учебнике нет проекта, посвященного фантастическому герою Юфо, но ребята проявили к нему такую симпатию, что проект вырос сам по себе, и работы отличались яркостью и оригинальностью исполнения (Приложение 3).

К оформлению проекта предъявляется ряд требований, и дети знакомятся с ними по ходу работы:

  • Содержание проекта: соответствие поставленной цели, полнота раскрытия темы, логичность и последовательность изложения
  • Грамматика и лексика
  • Качество оформления
  • Качество презентации (защиты проекта)

Постепенно, за три года изучения английского языка в начальной школе, у учеников вырабатывается свой определенный стиль выполнения работ, отвечающий общим требованиям и одновременно отражающий своеобразие позиции автора проекта.

Вопрос о требованиях к выполнению проектов неразрывно связан с самым, пожалуй, важным этапом проектной работы – с его презентацией, т.е. защитой. По сути, защита проекта – это то, ради чего ребята старались. И здесь особенно важна доброжелательная атмосфера, создаваемая учителем: проекты бывают не всегда красивы с нашей, взрослой, точки зрения, работы некоторых детей могут вызвать даже наше недоумение – и вот тут необходим педагогический такт, чтобы не обидеть ребенка, не выставить его на смех перед одноклассниками. Ведь проект – это, прежде всего, удовольствие от работы, от творчества; это возможность проверить ребенку себя, где-то даже побороть себя, свою неуверенность и, возможно, слабость. Проект, даже странный и смешной, - это маленький шаг ребенка к собственному успеху, и с каждым проектом ребенок будет подниматься выше в своих глазах, будет расти его уверенность в собственных силах, он будет испытывать моральное удовлетворение от проделанной работы и желать большего. Дело учителя – помочь ребенку почувствовать свой успех, и делать это надо аккуратно, тактично, бережно.

Надо  подумать,  какую  помощь  можно  оказать  ученикам,  не  предлагая  готовых  решений.  Важно  иметь  в  виду  необходимость  отслеживания  деятельности  каждого  ученика  на  всех  этапах  работы  над  проектом.   С  этой  целью  используют  возможности  само-  и  взаимоконтроля.  На  уроки  защиты  проектов  можно  пригласить  других  учителей  иностранного  языка,  которые  могут  выступить  как  эксперты.  Деятельность  учащихся  необходимо  отслеживать  поэтапно,  оценивая  ее  шаг  за  шагом.  При  этом  необязательно оценивать  ее  отметками,  можно  использовать  разнообразные  формы  поощрения,  включая  самое  обычное: «Все  правильно.  Продолжайте.»  или  «Надо  бы  остановиться  и  подумать.  Что-то  не  клеится. Обсудите.»

II.3. Ролево-игровые проекты

Ролево-игровые проекты, рассматриваемые нами как ещё одна возможность раскрытия индивидуальности, творческого потенциала учащихся, формирования у них  интереса к предмету, так же помогают решать определенные методические задачи:

  • создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
  • обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи  вообще.

         Игровые проекты  дают возможность учащимся пофантазировать и время подумать, тем самым закрепляя положительную мотивацию к изучению английского языка. Создаваемые  комфортные психологические условия  лишают ребенка страха знакомства с чужим языком, страха оказаться неуспешным. Игра делает общение на уроке более свободным, непосредственным, преодолеваются с легкостью многие психологические барьеры при взаимодействии учащихся, как с одноклассниками, так и с учителем. А что может быть важнее для любого учителя, чем пробудить в ребенке самосознание, тягу к творчеству, к новым открытиям?

         Особенно эффективны проекты в виде ролевых игр. Они дают возможность научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности,  начать беседу,  поддержать её, прервать собеседника, проявлять самостоятельность в решении речемыслительных задач, практически и творчески применять полученные речевые навыки, обучить учащихся речевой  реакции в процессе коммуникации. Такие проекты помогают учителю  максимально мобилизовать речевые навыки учащихся.

         Проекты - ролевые игры  целесообразно использовать ещё и потому, сто обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Ролевая игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.  Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. Происходит так называемый «мотивационный взрыв».

Благодаря игре можно воспользоваться знаниями, спрятанными так глубоко в недрах памяти, что они кажутся забытыми. Играя в одиночку, испытываешь настоящую радость, отыскав правильное решение. Коллективные игры учат добиваться успеха, делают речь более свободной. В лингвистической игре можно имитировать ситуации общения, создавая условия для развития устной и письменной речи учащихся, что способствует развитию мотивации к изучению иностранного языка.

Решение задачи, предложенной проектом, через учебную игру, предполагает не только формирование новых качеств, навыков и умений, но также и актуализацию уже приобретенного багажа знаний и выработанных иноязычных навыков и умений. Данный факт позволяет сделать вывод о том, что игровой проект является, как и другие виды проектов, средством скрытого контроля. В то же время, игровой проект — превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке (или поблагодарить их за сотрудничество), когда приходится заниматься менее приятными вещами.

Игровое начало помогает снять скованность, особенно если исключить элемент соревнования или свести его к минимуму. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно и будет участвовать в проекте активнее, если цель его игрового поведения — просто обменяться информацией, а не считать очки и выигрывать. С другой стороны, именно элемент соревнования часто добавляет оживление и повышает активность, благодаря ему становится возможной оценка деятельности учащихся в проекте.

В  некоторых ролево-игровых  проектах, предусматривающих  соревновательный  характер,  может  использоваться  бальная  система  (от  12  до  100  баллов), хотя на начальных этапах обучения это не всегда необходимо.  Гораздо важнее, как и в творческих проектах, своевременное  отслеживание  работы,  чтобы  вовремя  прийти  на  помощь,  если  она  потребуется  (в  виде  совета).  Иными  словами,  внешняя  оценка  проекта  необходима,  но  она  принимает  различные  формы  в  зависимости  от  множества  факторов.  Учитель  или  доверенные  внешние  независимые  эксперты  проводят  постоянный  мониторинг  совместной  деятельности,  но  не  навязчиво,  а  тактично,  приходя  на  помощь  ребятам  в  случае  необходимости.

Безусловно, успех использования учебных игр при выполнении проектов зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций. Учащиеся быстро привыкают к такому общению, увлекаются и становятся субъектами учебного процесса.

У ролево-игровых проектов есть и другое несомненное преимущество: игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не давая им глубоко закрепиться в памяти. Учащиеся обычно лучше запоминают то, что им было приятно делать. Поэтому игры позволяют запоминать глубоко и надолго.

Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию к учению. Ученики очень активны во время игры, потому что никто не хочет, чтобы из-за него приятное времяпрепровождение быстро закончилось. Следовательно, игры заставляют их бороться.


Заключение

Подводя итоги проведенной работы, анализируя ситуацию, сложившуюся в области обучения английскому языку в начальной школе, учитывая изменения, связанные с введением ФГОС, необходимо отметить следующее. Выбор проектной методики как технологии скрытого контроля качества сформированности речевых и социокультурных навыков является объективно обусловленным и перспективным, поскольку позволяет решить целый ряд задач:

  • повышение  мотивации  (новый  вид  работы,  вовлечен  каждый  ученик,  тема  личностно  ориентирована);
  • использование  и  развитие  творческих  способностей  учащихся;
  • совершенствование  языковых  и  учебных  знаний,  умений  и  навыков;
  • развитие  личностных качеств обучающихся;
  • формирование компонентов учебной деятельности;
  • развитие коммуникативных умений;
  • выработка рефлексивных умений, а также формирование оценки и самооценки.

          Метод  проектов,  четко  ориентированный  на  реальный  практический   результат,  значимый  для  школьника,  позволяет   создавать  на  уроке  иностранного  языка  исследовательскую  творческую  атмосферу,  где  каждый  ученик  вовлечен  в  активный  творческий  процесс  на  основе  методики  сотрудничества.  Во  время  работы  над  проектом  строятся  новые  отношения  учителя  и  учащегося.  Учитель  уже  не  является  для  ребят  единственным  источником  информации.  Он  становится  консультантом,  помощником.  Раскрывая  перед  школьниками  способы  работы,  обучая  их  выдвигать  проблемы  и  находить  пути  их  решения.  Свою  работу  ученики  предъявляют  скорее  товарищам,  чем  учителю.  Работа  над  проектом  помогает  детям  проявить  себя  совершенно  неожиданно,  давая  им  возможность  показать  свои  организаторские  способности,  скрытые  таланты.  По  ходу  выполнения  своего  самостоятельного  фрагмента  работы,  учащиеся  приходят  к  выводу,  что  от  успеха  каждого  зависит  успех  всего  проекта,  поэтому  каждый  ученик  активно  включается  в  поиск  новой  информации,  в  «добывание»  знаний.  А  это  огромный  стимул  к  активному  усвоению    новой  информации.

           Овладевая  культурой  выполнения  проектных  заданий,  школьник  приучается  творчески   мыслить,  самостоятельно  планировать  свои  действия,   прогнозируя  возможные  варианты  решения  стоящих  перед  ним  задач,  реализовывать  усвоенные  им  средства  и  способы  работы.  Работая  над  проектом,  школьники  учатся  работать  в  «команде»,  ответственно  относиться  к  выполнению  своего  участка  работы,  оценивать  результаты  своего  труда  и  труда  своих  товарищей.

Таким  образом,  все  вышесказанное  позволяет  рассматривать  метод  проектов  как  один  из  путей  модернизации  образовательного  процесса  в  рамках  урока  иностранного  языка,  несущий  в  себе  богатые  возможности  развития  личности  ученика  и  роста  уровня  профессионального  мастерства   учителя.  


Библиография

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ.- Стандарты второго поколения.- М.: Просвещение, 2010. – 31с.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (Стандарты второго поколения). / Сост. Е.С.Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 204 с.  
  3. Планируемые результаты начального общего образования / Л.А.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др. / Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.- Стандарты второго поколения, раздел «Иностранный язык» (английский).- М.: Просвещение, 2009. – С.47-57.
  4. Оценка достижений планируемых результатов. Начальная школа.- Стандарты второго поколения, раздел «Иностранный язык» (английский).- М.: Просвещение, 2010.
  5. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка к УМК “Enjoy English” для учащихся 2-11 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2011. - 48 с.
  6. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.  УМК «Английский с удовольствием» / “Enjoy English”: Учебник для 2 кл. общеобраз. учрежд. (новая редакция). – Обнинск: Титул, 2011. – 128 с.
  7. Биболетова М.З. Как в УМК “Enjoy English” реализуются идеи нового образовательного стандарта //Английский язык в школе. - Обнинск: Титул, 2011. – №2. – С.8-14.
  8. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.  Книга для учителя к учебнику для 2 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2010. – 124 с.
  9. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. – 2008. – № 3. – С.5-9.
  10. Андриевская В.В. Психологические предпосылки эффективности совместной учебной работы младших школьников // Вопросы психологии. – 1984. – № 2.
  11. Вронская И.В. 105 занятий по английскому языку для   школьников. - С-Пб.: КАРО, 2006. – 252 с.
  12. Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя (Стандарты второго поколения) – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
  13. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения – М., 1996. – 180 с.
  14. Дзюина Е.В. Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 176 с.
  15. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / Ф.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.Ф. Володарская и др. / Под ред. А.Г.Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- С.28-30.
  16. Калинина Л.В. Предметная неделя английского языка в школе. - Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 176 с.
  17. Клементьева Т.Б. Enjoy teaching English. - С-Пб.: КАРО, 2003. – 256 с.
  18. Комаров А.С. Игры и пьесы в обучении английскому языку. - Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 220 с.
  19. Комченко М.С. Энциклопедия педагогических технологий. - С-Пб., 2006. -  258 с.
  20. Конышева А.В. Английский для малышей. - С-Пб.: КАРО, 2004. – 84 с.
  21. Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие.– М.: Дрофа, 2004. – 96 с.
  22. Кулясова Н.А. Алфавитные и тематические игры на уроках английского языка: 2-4 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 144 с.
  23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.– М.: Просвещение, 1974. – 394 с.
  24. Материалы ХIII Международной конференции Нижегородской ассоциации преподавателей английского языка NNELTA 25-26 апреля, 2011 / сост.: - Нижний Новгород, 2011. – 112 с.
  25. Нехорошева  А.В.  Из  опыта  работы  по  проектной  методике //ИЯШ. – 2002. - №1. – С.18.
  26. Новые  педагогические  и  информационные  технологии /под  ред.  Е.С. Полат. – М., 1999. – 188 с.
  27. Никитенко З.Н. Языковой портфель в начальной школе // ИЯШ. - 2008. - № 5.
  28. Никонова Н.К. Готовимся к урокам английского языка. - М.: Айрис-пресс, 2004. – 96 с.
  29. Открытые уроки и праздники на английском языке.- Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – 180 с.
  30. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. – 223 с.
  31. Полат  Е.С.  Метод  проектов  на  уроках  иностранного  языка //ИЯШ. – 2000. - №2 – С.3.
  32. Полат  Е.С.  Метод  проектов  на  уроках  иностранного  языка //ИЯШ. – 2000. - №3 – С.3.
  33. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка: Метод. пособие.– М.: АСТрель, 2003. – 78 с.
  34. Стихи и пьесы для детей: сборник на английском языке/ Сост. К.А. Родкин, Т.А. Соловьёва - М.: Просвещение, 1989. – 176 с.
  35. Сухоросова М.А.,  Павленко И.Н., Федотова Н.Н. Сценарии школьных праздников на английском языке.– М.: АСТрель, 2008. – 204 с.
  36. Филатова Г.Е. Ваш ребёнок изучает иностранный язык: памятка для родителей. – Ростов н/Дону: АНИОН,  1993. – 24 с.
  37. Charrington M. Christmas Fun. Songs and activities for children. Oxford, 2008.
  38. Evans V. УМК “Welcome”. Starter (A, B) - М.:Просвещение – CenterCom Express Publishing, 2007.
  39. Villiers S., Ward T. Oxford Professional Development Programme. –OUP, 2008.

 



Приложение 1

Этапы работы над проектом

Этапы

Задачи

Формируемые учебные действия

Деятельность

учащихся

Деятельность  учителя

I. Целеполагание

  • определить   тему;
  • выявить  одну  или  нескольких  проблем;
  • выбрать  рабочие  группы

Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение

  • уточняют  

информацию;

  • обсуждают

задание;

  • выявляют пробелы
  • мотивирует  учащихся;
  • объясняет  цели;
  • наблюдает

II. Планирование

  • проанализировать  проблему; выдвинуть  гипотезу(ы);  
  • дать обоснование  каждой  из  гипотез

Регулятивные и коммуникативные:  умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты

  • выдвигает

гипотезы;

  • формирует  задачи
  • помогает  в  анализе    и синтезе;
  • наблюдает

III. Выбор  методов  проверки  принятых  гипотез 

  • обсудить методы  проверки  гипотез;
  • обсудить возможные  источники  информации  
  • провести поиск  необходимой  информации,  подтверждающей  или  опровергающей  гипотезу

Познавательные: воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач

  • обсуждают методы  

проверки;

  • выбирают оптимальный  вариант;  
  • определяют источники

информации

  • наблюдает;
  • консультирует;
  • советует (по  просьбе)

IV. Выполнение

  • выполнить  проект;
  • оформить проект

Познавательные и коммуникативные

  • работают  с  информацией;
  • синтезируют  и  анализируют  идеи;
  • проводят  исследование;
  • оформляют  проект
  • наблюдает;
  • направляет  процесс  анализа  (если это необходимо).

V. Защита  проекта

  • представить  результаты проектирования;
  • оценить результаты (самооценка  (рефлексия) и внешняя оценка)

Регулятивные; коммуникативные; познавательные и личностные: внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

  • защищают  проект;  
  • участвуют в коллективной  оценке

результатов деятельности

  • участвует  в  коллективном  анализе  и  оценке  результатов  проектирования



Приложение 2

Темы проектов для учащихся начальной школы,

предлагаемые УМК “Enjoy English”

2 класс

3 класс

4 класс

«Азбука в рисунках»        

«Меню для ученика «Зеленой школы»

«Каникулы в волшебной стране»

«Закладка-загадка»

«Новогодняя открытка»  

«Сочини свою сказку!»

«Книжка-раскладушка»

«Мой друг инопланетянин»

«Магазин моды для звезд»

«Открытка для Тайни»

«Диплом»

«Письмо другу»


Приложение 3

Примеры проектных работ, выполненных учащимися 3-х классов


Приложение 4

Примеры ролево-игровых проектов

1. 4 класс. Тема: «Одежда» (тренировка навыка аудирования).

Предварительно приготовлены карточки с изображением людей.

Учащимся раздаю бумагу и цветные карандаши.

Достою одну из карточек, изображение ученикам не показываю.

- Children, I have a picture.

-  I’ll read this text and you must draw clothes for these people. (Читаю текст 2 раза, учащиеся рисуют).

- Let’s start.

- The person is a man.

  He is European or North American.

  He has short blond hair.

  He is young.

  He is wearing a blue suit.

  He is wearing black shoes.

  He is wearing a white shirt and a blue tie.

 Оцениваю сходство рисунков.

Эту игру можно усложнить. Учащиеся сами готовят карточки и проводят игру ”Словесный портрет”.

3 класс. Тема: «В гостях у Кролика» (тренировка навыков диалогической речи)

Учащиеся распределили между собой  роли: Кролик и гости (Медвежонок, Лисенок и т.д.)  Им необходимо разыграть сценку «В гостях».

Пример диалога «В гостях»

-Would you like some tea?

-Yes, please.

-Would you like some cakes?

-No, thank you. Can I have some sweets?

-Yes, please. Help yourself!


Предварительный просмотр: