МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

Ларина Надежда Юрьевна

Анализ опыта работы (для конкурса "Учитель года России 2015") :

1. Конкурсное задание.

2. Приложения.

3. Презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурсное задание «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Рымша Надежда Юрьевна, учитель русского языка и литературы г. о. Самара

Формирование и развитие интеллектуальных способностей учащихся среднего школьного возраста на уроках русского языка через применение образовательной развивающей технологии «ИнтеллекТ». (Из опыта работы)

Интеллект - совокупность способностей, которые характеризуют уровень и качество мыслительных процессов личности. (Мельхорн Г.Г., Мельхорн Х. Г.)

Мой педагогический стаж – 14 лет. За время работы в МБОУ СОШ № 22 осваиваю, внедряю и апробирую элементы новых педагогических технологий: игровых, технологии проблемного обучения, технологии сотрудничества, ИКТ технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, а также авторской развивающей технологии «ИнтеллекТ». Читаю литературу по теме, изучаю терминологию, связанную с той или иной технологией, планирую и провожу уроки с использованием данных технологий (с 2009 – по 2014 учебные годы - открытые уроки с использованием элементов выше названных технологий на школьном уровне). После участия в семинаре: «Образовательная технология «ИнтеллекТ» (ОТИ). 1-я ступень использования ОТИ в образовательном процессе (2007 г.) пришла к выводу, что на уроках русского языка буду использовать особенности данной технологии. Также изучала научную и методическую литературу, связанную с интеллектуальным направлением, а в последние годы – требования ФГОС. Всё это и оказало влияние на формирование моего опыта.

Актуальность заключается в следующем: в процессе обычного школьного обучения развитие интеллектуальных качеств происходит нецеленаправленно. Технология же «ИнтеллекТ» обеспечивает проведение целенаправленной работы по развитию речевых навыков (слушание, чтение, говорение, письмо), психических качеств (память, внимание, мышление, воображение), непосредственно влияющих на успеваемость учёбы.

Стандарт российского образования требует развития не общих интеллектуальных способностей, а развития интеллектуальных способностей в каждой предметной области. И одной из задач современной школы является ориентация на интеллектуальное развитие школьников. Таким образом, выявляется противоречие между назревшей в образовательной практике необходимостью интеллектуального развития у обучающихся и тем, что происходит это не специально и не системно.

Результатом школьного образования должно быть опережающее развитие: учащиеся должны понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формировать интересы и  осознавать возможности.[1, п.2] Образовательный процесс современной школы постоянно требует повышения своей эффективности. Особенно это касается уроков русского языка, так как школа должна, во-первых, подготовить всех, без исключения, учащихся к успешной сдаче единого государственного экзамена, а во-вторых, выпускник, переступающий порог школы, должен хорошо владеть родным языком, соблюдать нормы как устной, так и письменной речи. Русский язык – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Именно в недостаточной интеллектуальной зрелости учащихся заключается причина трудностей становления филологического  профиля.

Таким образом, выделяю проблему профессиональной готовности  учителя к реализации авторской образовательной технологии «ИнтеллекТ»  как средство формирования и развития интеллектуальных способностей учащихся. Одним из путей решения задач, поставленных перед учителем русского языка, является гармоничное сочетание обучения и развития. Но в начале работы по данному направлению были следующие затруднения:

• снижение мотивации у учащихся (из-за отсутствия оценки), поэтому было принято решение применять методику «Рейтинговая система», разработанную лично мной (Приложение № 1);

• низкая способность концентрации внимания: нежелание некоторых детей просто выполнять задания, ссылаясь на то, что мало времени, не успевают, не понимают смысла заданий (была оказана помощь педагога-психолога: проведён ГИТ - групповой интеллектуальный тест (Приложение № 8. 1).

Авторская образовательная развивающая технология «ИнтеллекТ» была разработана в XX веке Зигановым Маратом Александровичем, научным руководителем Ломоносовской школы, доктором педагогических наук, профессором Европейского университета права (Приложение № 2). В российской педагогической практике технология применяется с 90-х годов XX века. Методологическую и теоретическую основу ОТИ составляет практико-ориентированный материал, изложенный в пособии «Образовательная технология «ИнтеллекТ»: Развивающая технология в образовательном процессе общеобразовательной школы. - М.: «Ломоносовская школа», 2007». [2] Научной основой концепции предметно-интеллектуального развития школьника является личностно-деятельностный подход, который своей задачей ставит развитие не только предметной и коммуникативной компетентности учащегося, но и его самого как личности. Основы личностно-деятельностного подхода были заложены Л. С. Выгодским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, Б. Г. Ананьевым.  Личностный компонент предполагает, что учитель выстраивает учебную цель занятий, формирует и управляет всем образовательным процессом в целях развития личности учащегося.  Основные принципы учёта личностного компонента в развивающем обучении проработаны в трудах А. К. Марковой, И. С. Якиманской и др. Деятельностный компонент проявляется при выполнении учащимися учебных действий для достижения различных результатов. Основы деятельностного подхода и теории деятельности были заложены И. Пестолоцци, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и др.

Можно выделить следующие доминирующие цели в рамках реализации ОТИ:

1) повышение качества обучения на уроках  русского языка;

2) повышение мотивации учащихся при изучении тем русского языка;

3) снижение утомляемости ребенка во время учебного процесса (учебной нагрузки);

4) развитие интеллектуальных способностей (мышления, воображения, внимания, памяти и др.)

Достижение обозначенных целей решается посредством выполнения следующих задач:

• Развитие способности запоминать устную и письменную речь с целью последующего воспроизведения и применения на практике.

• Развитие различных граней внимания, а именно: избирательности, переключаемости, устойчивости и других.

• Развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, приведение аналогий, выявление взаимосвязей, взаимодействия и взаимосоотнесённости.

• Развитие умения создавать образы, удерживать их и манипулировать ими.

• Формирование тезаурусов (обобщения) по темам.

• Развитие навыков продуктивного чтения.

• Развитие навыков продуктивного усвоения прослушиваемых текстов.

• Развитие умения формулировать и высказывать мысли в устной форме.

• Формирование навыков письменного изложения мыслей.

Цель же моего опыта: формирование и развитие интеллектуальных способностей учащихся среднего школьного возраста на уроках русского языка через применение образовательной развивающей технологии «ИнтеллекТ».

Задачи:

1) адаптировать учащихся к личностно-ориентированному подходу в процессе обучения;

2) организовать деятельностный подхода на уроке;

3) создать условий для учащихся при реализации технологии «ИнтеллекТ»;

4) применить эффективные приёмы в достижении личностных результатов школьников.

При реализации технологии «ИнтеллекТ» в структуру урока мной были введены новые методы и приёмы для достижения образовательных и метапредметных результатов. Процесс использования ОТИ модифицирован следующим образом: увеличено время до 5-10 минут, задания применяются не только в качестве закрепления изученного ранее учебного материала, но и обобщения, объяснения нового, а также и на уроках развития речи как дополнительный материал при написании сжатых и выборочных изложений, сочинений-описаний. Если во время выполнения заданий были допущены ошибки и/или недочёты, то обязательно проводится коррекционная работа или в классе, или дома.

Данная технология оставляет возможность учителю работать по выбранной государственной программе и учебнику. Но в учебном процессе, для того чтобы учащиеся добились успеха, следует мотивировать познавательно-интеллектуальную деятельность учеников на уроке за счет смены вида деятельности, снижения физической и психологической нагрузки, создания на каждом его этапе ситуации успеха, включать обучающихся не только в индивидуальную работу (самостоятельно выполнять задания, проверять по тренажёру и выставлять процент выполнения, а на основе процента – баллы, которые через несколько уроков переводятся в оценку по пятибалльной шкале) , но и работу в парах (объяснять друг другу, совместно разбирать задания и оценивать), организуя взаимопомощь, предлагать детям добровольный выбор уровня усвоения учебного материала (задания с уровнем А, В, С) (Приложение № 3 и http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/11/26/primernye_zadaniya_oti.pdf).

Средства обучения следующие: 1) материальные (дидактические) – визуальные (зрительные) – печатные рабочие пособия-тетради для 5-8 классов (отдельно для каждого класса) с упражнениями, где схемы, графики, таблицы; 2) материализованные (речь, мимика, жесты и др.). Особенности заданий технологии «ИнтеллекТ»: игровой (соревновательный) характер, установка на время, за которое должно быть выполнено задание обязательно (но иногда время условно в связи с тем, что система реализации мной ОТИ  преобразована; конечно, указано идеальное время, к которому должны стремиться учащиеся, и совсем не страшно, если ребята, выполняя первые задания, не укладываются в отведённый им временной промежуток), три уровня сложности (разноуровневые упражнения: такие задания позволяют успешному ученику выйти за рамки школьной программы, выполняя задания повышенной сложности, а ученик с трудностями в обучении не чувствует себя беспомощным, так как способен овладеть минимумом посильных знаний, и, самое главное, - он тоже успешен). Применяя задания «ИнтеллекТ», можно использовать на уроке следующие методы обучения: продуктивный (применение полученных знаний); частично-поисковый (моменты поиска); проектный, стимулирования и мотивации учения, организации и осуществления учебных действий и операций, контроля и самоконтроля. Работа с текстом упражнения осуществляется через аналитический метод обучения.

И всё же хочется подчеркнуть принципиальную важность некоторых упражнений для учеников. Так, задания, направленные на развитие мышления, способствуют более глубокому осмыслению материала, они учат анализировать и обобщать изучаемый материал, строить логические цепочки, устанавливать взаимосвязи между лингвистическими явлениями, готовят ребят к элементарной исследовательской работе. Задания, направленные на развитие внимания и памяти, помогают быстро и эффективно сформировать прочные орфографические и пунктуационные навыки, совершенствуют практическую грамотность. Особое значение имеют задания по тезаурусу: они помогают систематизировать и обобщать изученный по теме материал, формируют способность свободно пользоваться терминами, что является показателем прочных знаний по теории русского языка. Такие упражнения дают возможность проверить глубину и качество усвоения той или иной темы, объективно оценить знания и построить работу так, чтобы в короткий срок пробелы в знаниях учащихся были ликвидированы.

Виды контроля такие: «стартовые» и текущие (составление диагностических карт), тематические и итоговые (рейтинговая система). Ведутся диагностические карты, указывающие динамику роста уровня развитости всех интеллектуальных составляющих учащегося. По карте можно судить об успешности интеллектуального развития ребёнка или наоборот. По окончании изучения тем проводятся срезовые работы (тестирование) с целью выяснения уровня усвоения основных понятий. Система самооценивания учащимися (самоконтроль): в конце урока в специальной тетради «ИнтеллекТ» (Приложение № 7) ученики ставят себя оценку в виде следующих знаков: «+» - всё понял и разобрался, задание выполнено без ошибок;  «+-» - не всё до конца понял и/или не во всём разобрался, были допущены ошибки и/или недочёты; «-» - ничего не понял и/или не разобрался, много ошибок.

Глубокое осмысление процесса развития через предмет русского языка привело к тому, что на определённом этапе обучения ребёнка есть более и менее востребованные качества и навыки. Поэтому технология «ИнтеллекТ» предполагает работу над развитием только определённых качеств. Итак, 5 класс - развиваемые качества и навыки: избирательность внимания, устойчивость внимания, долговременная память, воображение; 6 класс - переключаемость внимания во время письма, переключаемость внимания во время слушания, долговременная память; 7 класс - системность мышления, скорость извлечения информации из памяти, структурность мышления; 8 класс - переключаемость внимания, системность мышления в рамках одной темы, скорость извлечения информации из памяти, кратковременная память.

В результате использования на уроках русского языка развивающей технологии «ИнтеллекТ» были достигнуты следующие образовательные результаты:

1) изучение, закрепление, обобщение знаний, умений, навыков по темам русского языка (5-8 классы);

2) повышение успеваемости учащихся при изучении тем урока;

3) позитивная динамика учебных достижений при закреплении тем урока;

4) повышение качества учебно-познавательной деятельности по итогам года (Приложение № 4)

5) «ликвидирование» пробелов в знаниях учащихся, благодаря коррекционной работе;

6)  результаты диагностических работ (Приложение № 5).

Универсальные (метапредметные) результаты:

Познавательные:

1) сформированы умения устной и письменной речи и их применение на практике;

2) развито умение применять различные мыслительные операции при выполнении упражнений;

3) освоены навыки предметно-речевой деятельности.

Регулятивные:

1) сформировано умение работать по заданному плану, схеме;

2) сформировано умение корректировать, исправлять свои ошибки;

3) сформировано умение проверять свои результаты по образцу, готовому ответу.

Коммуникативные:

1) умение слушать других и вести диалог (Приложение № 8. 2);

2) умение излагать собственное мнение, аргументы;

3) умение задавать вопросы.

Личностные результаты:

1) формирование и развитие интеллектуальных особенностей (в связи с тем, что упражнение каждого типа предлагается детям многократно);

2) формирование самооценки (Приложение № 8. 3);

3) умение давать оценку другим;

4) формирование навыков научной организации труда;

5) формирование устойчивого интереса к учебному процессу как к интеллектуальному труду;

6) формирование внутренней готовности обучающихся к осознанному и самостоятельному планированию (Приложение № 8. 4) .

7) ученики – победители, призёры и участниками различных интеллектуальных конкурсов, олимпиад, конференций как регионального, так и Всероссийского уровней (Приложение № 6).

Предметно-интеллектуальное развитие учащихся в итоге показало успешность в усвоении школьной программы и успешность в личностном развитии ученика.

Таким образом, технология «ИнтеллекТ» не только способствует интеллектуальному развитию ребёнка на уроках русского языка, но и формирует универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные).

Для внедрения в процесс обучения технологии «ИнтеллекТ» нужны пособия с упражнениями для каждого ученика, раздаточного материала с заданиями не достаточно. Применение развивающих заданий на уроке (по усмотрению учителя, в среднем затрачивается от 3 % до 13 % (1,5-5-10 минут) учебного времени): 5 класс – на каждом уроке (желательно); 6 класс – 4 раза в неделю; 7 класс – 3 раза в неделю; 8 класс – 1-2 раза в неделю. В календарно-тематическом планировании надо указать темы (по плану): при изучении какого раздела учебной программы какое задание следует выполнять и что развивать). По возможности ввести в сетку расписания по одному уроку в неделю предмет, например, «интеллект» (технология), но только индивидуальная или групповая деятельность (дифференцированный подход), что позволит добиться лучших результатов интеллектуального развития. В связи с этим можно выдвинуть гипотезу: уровень интеллектуального развития учащихся будет повышаться, если систематически применять технологию «ИнтеллекТ». Новизна этой работы в том, что формирование и развитие интеллектуальных качеств личности достигается путём внесения определённых изменений в содержание и организацию процесса обучения.

Вывод следующий: на различных этапах обучения в каждом классе по каждому учебному предмету (предметно-ориентированное развитие интеллектуальных способностей) надо использовать технологию «ИнтеллекТ» или хотя бы её отдельные элементы, чтобы  интеллектуальное развитие школьников имело положительную динамику и представляло собой всесторонне развитую личность. Таким образом, надо привлекать практически всех учителей-предметников.

Данный опыт работы был представлен на педагогическом совете 25 апреля 2012 г., семинаре учителей русского языка и литературы 14 февраля 2013 г. МБОУ СОШ № 22 г. о. Самара  и межрайонном методическом семинаре «Профессиональные компетенции  учителя в условиях внедрения ФГОС» 11 ноября 2014 г.

Список источников и литературы

1.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного  общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный режим] // Режим доступа http://yandex.ru/clck/jsredir. Дата доступа 17.06.2014.
2.Образовательная технология «ИнтеллекТ»: Развивающая технология в образовательном процессе общеобразовательной школы. - М.: «Ломоносовская школа», 2007. – 14с.
3. Фотографии учащихся МБОУ СОШ № 22 г. о. Самара (на публикацию фотографий детей получено письменное разрешение от родителей).
4. Фотографии Рымша Н.Ю.
5. Яндекс. Рисунки и картинки о школе, учениках и учителях [Электронный режим] // Режим доступа http://yandex.ru/images/search. Дата доступа 10.10.2014.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рымша Надежда Юрьевна - - учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 22 Советского района г. о. Самара Образование высшее: Самарский государственный педагогический университет, филологический факультет, 2000 Стаж педагогической работы – 14 лет Наличие высшей квалификационной категории Эксперт по проверке ЕГЭ, ОГЭ г . о. Самара, 2014

Слайд 2

Интеллект - совокупность способностей , которые характеризуют уровень и качество мыслительных процессов личности. Г.Г.Мельхорн , Х.Г.Мельхорн Формирование и развитие интеллектуальных способностей учащихся среднего школьного возраста на уроках русского языка через применение образовательной развивающей технологии « ИнтеллекТ ».

Слайд 3

На формирование опыта оказали влияние следующие факторы: 1) участие в семинаре: «Образовательная технология « ИнтеллекТ » (ОТИ). 1-я ступень использования ОТИ в образовательном процессе ; 2 ) изучение научной и методической литературы; 3 ) требования ФГОС. Актуальность: т ехнология « ИнтеллекТ » - целенаправленная работа по развитию речевых навыков (слушание, чтение, говорение, письмо), психических качеств (память, внимание, мышление, воображение), непосредственно влияющих на успеваемость учёбы. ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА

Слайд 4

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОТИВОРЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ Противоречие между назревшей в образовательной практике необходимостью интеллектуального развития у обучающихся и тем, что происходит это не специально и не системно. Русский язык – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Именно в недостаточной интеллектуальной зрелости учащихся заключается причина трудностей становления филологического профиля. Выделяется проблема профессиональной готовности учителя к реализации авторской образовательной технологии « ИнтеллекТ » как средство формирования и развития интеллектуальных способностей учащихся. Одним из путей решения задач, поставленных перед учителем русского языка, является гармоничное сочетание обучения и развития.

Слайд 5

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАТРУДНЕНИЙ • снижение мотивации у учащихся (из-за отсутствия оценки) (методика рейтинговой системы оценивания ( Приложение № 1 ); • низкая способность концентрации внимания: нежелание некоторых детей просто выполнять задания, ссылаясь на то, что мало времени, не успевают, не понимают смысла заданий ( ГИТ - групповой интеллектуальный тест ( Приложение № 8. 1 ).

Слайд 6

Технология « ИнтеллекТ » разработана Зигановым Маратом Александровичем, научным руководителем Ломоносовской школы, доктором педагогических наук, профессором Европейского университета права ( Приложение № 2 ). В российской педагогической практике технология применяется с 90-х годов XX века. Методологическую и теоретическую основу ОТИ составляет практико-ориентированный материал, изложенный в пособии «Образовательная технология « ИнтеллекТ »: Развивающая технология в образовательном процессе общеобразовательной школы.- М.: «Ломоносовская школа», 2007 ». В основе - концепция предметно-интеллектуального развития школьника (личностно- деятельностный подход). Основы личностно- деятельностного подхода были заложены Л.С.Выгодским , А.Н.Леонтьевым , С.Л.Рубинштейном , Б.Г.Ананьевым и др. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Слайд 7

цели в рамках реализации ОТИ: 1) повышение качества обучения на уроках русского языка; 2) повышение мотивации учащихся при изучении тем русского языка; 3) снижение утомляемости ребенка во время учебного процесса (учебной нагрузки); 4) развитие интеллектуальных способностей (мышления, воображения, внимания, памяти и др.) Задачи: • Развитие способности запоминать устную и письменную речь с целью последующего воспроизведения и применения на практике. • Развитие различных граней внимания, а именно: избирательности, переключаемости, устойчивости и других. • Развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, приведение аналогий, выявление взаимосвязей, взаимодействия и взаимосоотнесённости . • Развитие умения создавать образы, удерживать их и манипулировать ими. • Формирование тезаурусов (обобщения) по темам. • Развитие навыков продуктивного чтения. • Развитие навыков продуктивного усвоения прослушиваемых текстов. •Развитие умения формулировать и высказывать мысли в устной форме. •Формирование навыков письменного изложения мыслей.

Слайд 8

Цель опыта: формирование и развитие интеллектуальных способностей учащихся среднего школьного возраста на уроках русского языка через применение образовательной развивающей технологии « ИнтеллекТ ». Задачи: адаптировать учащихся к личностно-ориентированному подходу в процессе обучения; организовать деятельностный подхода на уроке; создать условий для учащихся при реализации технологии « ИнтеллекТ »; применить эффективные приёмы в достижении личностных результатов школьников.

Слайд 9

Пути достижения результатов Технология « ИнтеллекТ » 1) установка на время обязательна (1-5 мин.) 2) задания на закрепление и обобщение изученного материала 3) добровольный выбор уровня усвоения учебного материала ( А, В, С ) ( Приложение № 3 ) 4) р абота с текстом упражнения - через аналитический метод обучения 5) индивидуальная работа 6) нет оценивания 7) диагностические карты 8) контроль учителя 9) предметные результаты и развитие, формирование интеллектуальных качеств и навыков 10) методы: продуктивный , мотивация 11) смена вида деятельности, создание ситуации успеха Нововведения 1) время увеличено до 10 мин. 2) задания используются и в качестве объяснения нового материала 3) материал применяется на уроках развития речи (при написании сжатых и выборочных изложений, сочинений-описаний) 4) игровой характер заданий 5) работа в паре 6) методика «Рейтинговая система» 7) тетрадь « ИнтеллекТ » ( Приложение № 7 ) 8) самоконтроль 9) формирование УУД 10) методы : частично-поисковый, проектный, стимулирования 11) снижение физической и психологической нагрузки 12) виды контроля: «стартовые» и текущие, тематические и итоговые, срезовые (тестирование) 13) « ликвидирование » пробелов: коррекционная работа и в классе, и дома 14) применение технологии на различных этапах урока

Слайд 10

Методы обучения: продуктивный ; частично-поисковый; п роектный; а налитический; стимулирования и мотивации учения; контроля и самоконтроля Средства обучения:  материальные (дидактические) – визуальные (зрительные): печатные рабочие пособия-тетради для 5-8 классов (отдельно для каждого класса) с упражнениями, где схемы, графики, таблицы .  материализованные (речь, мимика, жесты и др.). Особенности заданий: 1) установка на время (условно), за которое должно быть выполнено задание 2) три уровня сложности ( разноуровневые упражнения ); 3) игровой (соревновательный) характер.

Слайд 11

Виды контроля «стартовые» и текущие (составление диагностических карт) тематические и итоговые (рейтинговая система) срезовые работы (тесты) Система самооценивания учащимися Знак Что оцениваем «+» всё понял и разобрался, задание выполнено без ошибок «+-» не всё до конца понял и/или не во всём разобрался, были допущены ошибки и/или недочёты «-» ничего не понял и/или не разобрался, много ошибок

Слайд 12

Характеристика особенностей развития в процессе реализации технологии «интеллект» Класс Развиваемые качества и навыки 5 класс избирательность внимания, устойчивость внимания, долговременная память, воображение 6 класс переключаемость внимания во время письма, переключаемость внимания во время слушания, долговременная память 7 класс системность мышления, скорость извлечения информации из памяти, структурность мышления 8 класс переключаемость внимания, системность мышления в рамках одной темы, скорость извлечения информации из памяти Исследователь- ская работа систематизация и обобщение

Слайд 13

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ образовательные результаты: 1) изучение , закрепление, обобщение знаний, умений, навыков по темам русского языка (5-8 классы); 2) повышение успеваемости учащихся при изучении тем урока; 3) позитивная динамика учебных достижений при закреплении тем урока; 4) повышение качества учебно-познавательной деятельности по итогам года ( Приложение № 4 ) ; 5) « ликвидирование » пробелов в знаниях учащихся, благодаря коррекционной работе. Универсальные ( метапредметные ) результаты: Познавательные: 1 ) сформированы умения устной и письменной речи и их применение на практике; 2 ) развито умение применять различные мыслительные операции при выполнении упражнений; 3 ) освоены навыки предметно-речевой деятельности. Регулятивные: 1 ) сформировано умение работать по заданному плану, схеме; 2 ) сформировано умение корректировать, исправлять свои ошибки; 3 ) сформировано умение проверять свои результаты по образцу, готовому ответу .

Слайд 14

Универсальные ( метапредметные ) результаты Коммуникативные: 1) умение слушать других и вести диалог ( Приложение № 8. 2 ); 2 ) умение излагать собственное мнение, аргументы; 3 ) умение задавать вопросы. Личностные результаты: 1 ) формирование и развитие интеллектуальных особенностей (в связи с тем, что упражнение каждого типа предлагается детям многократно); 2 ) формирование самооценки ( Приложение № 8. 3 ) ; 3 ) умение давать оценку другим; 4 ) формирование навыков научной организации труда; 5 ) формирование устойчивого интереса к учебному процессу как к интеллектуальному труду; 6 ) формирование внутренней готовности обучающихся к осознанному и самостоятельному планированию ( Приложение № 8. 4 ) ; 7 ) ученики – победители, призёры и участниками различных интеллектуальных конкурсов, олимпиад, конференций как регионального, так и Всероссийского уровней ( Приложение № 6 ).

Слайд 15

Диаграмма результатов итоговой аттестации учащихся ( за последние 3 года) Предмет русский язык ( Приложение № 4 )

Слайд 16

Результаты внеурочной деятельности по русскому языку (достижения учащихся МБОУ СОШ № 22 г. о. Самара (2012 – 2014 уч . г .) ( Приложение № 6 ) № Ф.И. уч-ся Класс Название конференции Дата Секция, название работы Уровень Результат 1 Короткова Анастасия 8 А 41 городская научно-практическая конференция Март 2012 Русский язык 8-9 класс: «Ошибки в наружной рекламе» Городской тур Свидетельство участника окружного этапа областной научной конференции школьников 2 Челнокова Алёна 7 А «Я – исследователь» 07.02.13 Русский язык: «Энциклопедия одного слова («страх»)» Районный тур межшкольной конференции Диплом (Победитель в номинации «Оригинальность и ценность познавательного материала») 3 Буренок Марина 7 Б Всероссийский дистанционный конкурс сочинений и эссе Февраль 2013 Русский язык: «Мой город через 100 лет» Всероссийский Диплом за 2 место 4 Буренок Марина 7 Б Всероссийский дистанционный конкурс сочинений и эссе Март-апрель 2013 Русский язык: «Сколько красок у зимы!» Всероссийский Диплом за 3 место 5 Коваленкова Мария 8 А Олимпиады по русскому языку Ноябрь 2013 Русский язык Школьный Победитель 6 Буренок Марина 8 Б Олимпиада по русскому языку Ноябрь 2013 Русский язык Школьный Призёр 7 Шуринова Виктория 8 А Олимпиада по русскому языку Ноябрь 2013 Русский язык Школьный Призёр 8 Сторожева Ольга 8 А Олимпиада по русскому языку Ноябрь 2013 Русский язык Школьный Призёр

Слайд 17

№ тема память внимание мышление воображение С Ч Г П С Ч Г П С Ч Г П С Ч Г П 1 Правописание наречий 100% 100% 100% 50% 2 Правописание союзов и омонимических сочетаний (повторение) 100% 90% 100% 80% 3 Синтаксический разбор простого предложения 90% 100% 100% 70% 4 «Образ» на развитие воображения 100% 100% 100% 100% Д иагностики Сценарий развития предметно-речевых навыков по русскому языку в 8 «Б» классе (по определённым темам). Итоговая таблица ( Приложение № 5 ). Цель: проанализировать процесс развития психических качеств с показателями речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо) на конкретно заданную тему Результаты : согласно таблице у учащихся в большей степени развито воображение (100% по всем показателям: слушание, чтение, говорение, письмо), затем – внимание (80 %) и мышление (70 %), а память – на последнем месте (50 %)

Слайд 18

ПЕРСПЕКТИВЫ работы Применение развивающих заданий на уроке (по усмотрению учителя, в среднем затрачивается от 3 % до 13 % ( 1,5- 10 минут) учебного времени): 5 класс – на каждом уроке (желательно); 6 класс – 4 раза в неделю; 7 класс – 3 раза в неделю; 8 класс – 1-2 раза в неделю. Новизна работы в том, что формирование и развитие интеллектуальных качеств личности достигается путём внесения определённых изменений в содержание и организацию процесса обучения на уроках русского языка в 5-8 классах. В календарно-тематическом планировании надо указать темы (по плану): при изучении какого раздела учебной программы какое задание следует выполнять и что развивать . По возможности ввести в сетку расписания по одному уроку в неделю предмет «интеллект» (технология), но только индивидуальная или групповая деятельность. Привлекать практически всех учителей-предметников и педагогов-психологов.

Слайд 19

1.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)[Электронный режим ] // Режим доступа http:// yandex.ru/clck/jsredir. Дата доступа 17.06.2014. 2.Образовательная технология « ИнтеллекТ »: Развивающая технология в образовательном процессе общеобразовательной школы. - М.: «Ломоносовская школа», 2007. – 14с . 3. Фотографии учащихся МБОУ СОШ № 22 г. о. Самара (на публикацию фотографий детей получено письменное разрешение от родителей). 4. Фотографии Рымша Н.Ю. 5. Яндекс. Рисунки и картинки о школе, учениках и учителях [Электронный режим ] // Режим доступа http :// yandex.ru/images/search . Дата доступа 10.10.2014. Список источников и литературы

Слайд 20

Данный опыт работы был представлен на педагогическом совете 25 апреля 2012 г., семинаре учителей русского языка и литературы 14 февраля 2013 г. МБОУ СОШ № 22 г. о. Самара и межрайонном методическом семинаре «Профессиональные компетенции учителя в условиях внедрения ФГОС» 11 ноября 2014 г . контакты: 8927-688-36-25 rnu78@yandex.ru