Открытые уроки

Вершинина Наталья Сергеевна

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7-м классе на тему:

"Морфологический разбор союза"

Класс: 7 «в» класс

Дидактическая цель: создать условия для обобщения знаний учебного материала по теме «Союзы», применение их в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений средствами технологии развивающего обучения.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Средства обучения:

  1. Учебник. Русский язык. 7 класс. /Под ред. Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др.- М.: Просвещение, 2016
  2. проектор;
  3. карточки.

Планируемый результат

Предметные умения

- повторить изученный материал о союзах

- знать морфологическую характеристику союза как служебной части речи;

- уметь определять роль союза, создавать предложения с союзами, находить их в тексте.

Универсальные учебные действия (УУД)

личностные

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности, умений оценивать чужой труд

регулятивные

Проектировать маршрут преодоления трудностей в обучении через включение в новые виды деятельности

познавательные

Анализировать и извлекать информацию, уметь воспринимать текст художественного стиля

коммуникативные

Эффективное взаимодействие с учителем и сверстниками в процессе учебной деятельности

Ход урока

  1. Орг. момент
  2. Беседа

- Кому принадлежат слова: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»? (А.С.Пушкину)

-Скажите, в связи с каким событием Пушкин произносил эти слова? (19 октября –день выпуска лицеистов)

- С точки зрения русского языка, чем интересно это предложение? (слово союз)

  1. Целеполагание

А.С.Пушкин очень любил использовать союзы в стихах!!

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

(сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. (Зимнее утро)

           

                И сердце бьется в упоенье,

               И для него воскресли вновь

               И божество, и вдохновенье,

               И жизнь, и слезы, и любовь.

 

-Также это слово можно назвать космическим, связанным с космическими кораблями. Кто знает, как оно связано?  (Название КК под названием «Союз»)

-Записываем дату!

12 апреля

Лучший, величайший, светлый день!

-Чем знаменателен этот день? (День Космонавтики в 1961 году)

- Какими эпитетами вы его охарактеризовали бы? (Величайший, лучший день, светлый, прекрасный, космический)

 - Работа с текстом

4. Работа с текстом

-Предлагаю для работы текст А. Леонова, друга Ю.А.Гагарина. Прочитайте про себя. Выполните задания по «Дорожной карте».

 Задание1: Прочитайте и определите устно тип и стиль речи.  Разделите на три абзаца. Спишите, расставляя пропущенные запятые и буквы.

   О Гагарине написа(н,нн)о немало. Для нас знавших его близко Юрий Гагарин прежде всего неут..мимый труженик. Он любил повеселит(?)ся пошутить. Все помнят знаменит… гагаринск.. улыбку. Но в работе он был предельно собран и сер(?)ёзен. Юрий стремился к знаниям. Его тетрадки с лекциями конспектами а(к,кк)уратными чертежами служили примером. Он настойчиво учился в Военно-воздушной академ..  в срок (с,з)д.. вая зачёты и экзамены (не)требуя никаких поблажек. Гагарин получил диплом с отличием. Гагарин был простым но отнюдь не простоватым, умным и душевно щедрым. Его отл..чал дар мгновенно оц..нить ситуацию принять правильное решение.

 Чем различаются по значению слова простой и простоватый (человек)? Какое из них стилистически окрашенное? Устно ответьте на вопрос: Какие качества характера отметил в своём друге космонавт Алексей Леонов? (Если речь идёт о человеке, то эпитет "простой" означает простодушный, бесхитростный, прямой, добродушный, без церемоний. Слово "простоватый" характеризует человека как не очень умного, недалёкого)

5.Оцениваем друг друга по критериям (Взаимопроверка).

Критерии оценивания списывания текста

Баллы

К1

Соблюдение орфографических норм:

  1. Орфографических ошибок нет
  2. 1-2 орфографические ошибки
  3. 3-4 орфографические ошибки
  4. Допущено 5 ошибок
  5. Допущено более 5-ти ошибок

4

3

2

1

0

К2

Соблюдение пунктуационных ошибок

  1. Нет пунктуационных ошибок
  1. 1-2 орфографические ошибки
  2. 3-4 орфографические ошибки
  3. Допущено 5 ошибок
  1. Допущено более 5-ти ошибок

4

3

2

1

0

К3

Правильность списывания текста

  1. Правильно разделен на абзацы
  2. Есть пропуски слов, изменен графический облик букв

1

0

Задание 2:

-Сейчас предлагаю на выбор выполнить следующее задание. Напишите в тетради любое число от 1до 4-х:

1. Составить кластер на тему «Союз».

2.  морфемный разбор слов  «настойчиво», «сдавая».

3.  морфологический разбор слова «написано»

4. синтаксический разбор «Он настойчиво…».  

-Сколько союзов в этом тексте? (5)

6. Самопроверка

К1

Выполнение морфемного разбора:

  1. Разбор выполнен верно
  2. При разборе допущена 1 ошибка
  3. При разборе допущено 2 ошибки
  4. При разборе допущено более 2 ошибок

3

2

1

0

К2

Выполнение морфологического разбора:

  1. Разбор выполнен верно
  2. При разборе допущена 1 ошибка
  3. При разборе допущено 2 ошибки
  4. При разборе допущено более 2 ошибок

3

2

1

0

К3

Выполнение синтаксического разбора:

  1. Разбор выполнен верно
  2. При разборе допущена 1 ошибка
  3. При разборе допущено 2 ошибки
  4. При разборе допущено более 2 ошибок

3

2

1

0

К4

Составление кластера:

  1. Указаны все признаки союзов
  2. не указан 1 признак
  3. не указаны 2 признака
  4. не указаны более 2-хпризнаков

3

2

1

0

Четверо ребят выполняют на доске!    Сами себя оцениваем.

  1. Физминутка (под музыку группы «Земляне») поднимаем левую руку, если я показываю на слайде СС, правую руку – если показываюПС.

  1. Практическая работа

        

Задание3: Работа по вариантам  (взаимопроверка)

         Спишите, расставляя пропущенные запятые. Дайте обоснование постановки знаков препинания.  Напишите, сколько союзов в тексте.

Сделайте морфологический разбор одного союза.  

вариант I : Облетев Землю в корабле-спутнике я увидел как прекрасна наша планета. Люди будем хранить и приумножать эту красоту а не разрушать её.

вариант II: Он сядет в ракету не справившись лишь с улыбкой и скажет Поехали! Человек преступил таинственное прорвав стратосферу вырвался в космос

           

Алина Богомолова, победительница Всероссийского конкурса сочинений в 2016 г.

- Все тексты связаны с именем Гагарина. Первый текст – это отзыв друга о Гагарине, второй текст – это слова самого Гагарина, третий текст – это отрывок из сочинения школьницы. А каким вы его видите-опишите с помощью нескольких эпитетов.

Задание 4 - Творческое задание: «восстановить текст с помощью союзов»

Жизнь героя не может быть ровной и гладкой. Жизнь Юрия Гагарина – это жизнь  человека и жизнь страны, переплетённые в единое целое, отданная людям без остатка. Война, шипевшая взрывами, прошла по Юриной судьбе, но его она не тронула, не забрала себе. Курсант Саратовского аэроклуба Юрий Гагарин совершил свой первый самостоятельный полёт. Ему принадлежали и синь бескрайнего неба, и лёгкие светлые облака, и ширь земли далеко внизу -  его первая высота! Полет во Вселенной – не только страсть, не только любовь и  забота, но и тяжкий пот и ответственность!

Жизнь героя не может быть …. и …… . Жизнь Юрия Гагарина – это жизнь  человека и жизнь страны, переплетённые в единое целое, отданная людям без остатка. Война, шипевшая взрывами, прошла по Юриной судьбе, но….  …. ….., ……. Курсант Саратовского аэроклуба Юрий Гагарин совершил свой…… и …… полёт. Ему принадлежали и синь ……….. неба, и …. ………. облака, и ……………. -  его первая высота! Полет во Вселенной – не только ………., не только….……, но и ….……..!

-Поставьте себе по пятибалльной системе оценку за творческое задание.

-Оцените свою работу по этой таблице:

отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

первичные баллы

0-12

13-19

20-23

24-26

 

  1. Рефлексия

Интерактивная беседа: - Был ли у нас на уроке союз? - Актуален ли для нас сейчас выбранный эпиграф?

 Я ухожу с урока с чувством…………………….

 О чем заставил задуматься урок?................................

  1. Домашнее задание: сочинение-рассуждение «В чем состоит служба союзов?»


Предварительный просмотр:

Открытый урок в 10 классе «Защита творческих проектов» по мотивам рассказов Р. Белоглазовой, Г. Гусаченко, В. Ходос «Ветка багульника»

                                 

Цели урока:

1) исследовать концепт «Счастье» в рассказах писателей Сибири и Дальнего Востока: Р. Белоглазовой, Г. Гусаченко, В. Ходос «Ветка багульника»;

2) способствовать формированию у учащихся умений синтезировать свои идеи в проект, излагать материал, обобщать, анализировать, способствовать развитию навыков защиты своих идей, оценивать себя; развивать творческие и коммуникативные способности учащихся; способствовать формированию навыков делового партнёрства, умений коллективного планирования, держаться перед аудиторией, отвечать на вопросы.

3) Расширить представление о счастье как любви, милосердии, уважении, доброте, дружбе, умении сопереживать. 

Тип урока:  урок обобщения знаний.

Форма урока: урок – защита проектов.

Оборудование урока: проектные работы учащихся, пояснения к проектам, компьютер, проектор, экран, презентации.

Используемые технологии: проектные технологии, информационные технологии, технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие  технологии.

 

Ход урока

  1. Организационный момент. Доброе утро, дорогие ребята, уважаемые гости! Рада приветствовать вас на нашем открытом занятии.

 - Прошу вас занять места в соответствии с тем, направлением, которое вы выбрали

1 направление – «Журналисты»

2 направление – «Творцы»

3 направление – «Актеры»

4 направление -  «Литературоведы»

  1. Этап целеполагания

 - Ребята, что такое творческий проект?

(это самостоятельная идея, воплощенная в определенный продукт, выполненный  при консультативном участии учителя).

-Как вам может помочь создание проектов на уроках литературы?

Возможные ответы детей: Проекты позволяют выбрать деятельность по интересам, мы не только узнаем новое, но и пробуем выражать свои знания через какой-то продукт, пробуем себя в роли режиссеров, актеров, писателей.

Это и будет целью нашего сегодняшнего урока.

Желаю, чтоб сегодня каждый из вас испытал радость от процесса и результата вашего творческого труда.

  1. Защита творческих проектов

Я предлагаю сегодняшние выступления построить по плану:

  1. Минута славы (презентация своей работы)
  2. Пресс – конференция (защита по вопросам)
  3. Взаимное оценивание

 - Уважаемые ребята, сегодня перед вами стоит непростая задача – оценивать своих одноклассников и себя. Перед вами лежат оценочные листы с критериями и шкалой оценивания

Итак, страница первая открыта. Сегодня мы анализируем и обсуждаем рассказы писателей Сибири и Дальнего Востока: Раисы Белоглазовой, Геннадия Гусаченко, Валентины Ходос «Ветка багульника»

Выступление 1 группы «Журналисты»

Максимов Кирилл «Мудрые мысли каждый день»

Вопросы

Никитенко Елена, Ипатова Эльмира «Видеоролик»

Вопрос эксперта

Выступление 2 группы «Творцы»

Ушков Александр «Обнажая душу, обнажая сердце…»

Вопросы

Миронов Артем, Дементьев Никита «Я нарисую счастье»

Вопросы

Гонгорова Арина «Я музыкой любовь пою»

Вопросы

  1. Валеологическая пауза

 - Нарисуйте глазами слово «счастье»

 - Нарисуйте руками слово «любовь»

 - Нарисуйте счастье при помощи рук и подарите его друг другу

  1. Выступление 3 группы «Актёры»

Аюшеева Инга, Карюкин Владимир «С любимыми не расставайтесь»

Вопросы

Михалев Никита, Ефимов Евгений, Шагдурова Юлия «Казнить, нельзя, помиловать?»

Вопросы

  1. Выступление 4 группы «Литературоведы»

Кравченко Алена « Символический образ ветки багульника»,

Вопросы

Фрицлер Юлия «Формула счастья»

Вопросы

  1. Выступление экспертной группы

  1. Рефлексия

 - Ребята, всем большое спасибо за работу, ваши творческие проекты были интересны и оригинальны. А теперь давайте обсудим

 - Чему вы научились на этом занятии?

 - За что бы ты себя похвалил на уроке?

 - Как ты оцениваешь работу своего одноклассника?

 - Теперь я могу…

10. Домашнее задание на выбор

1) Написать сочинение на тему «Что было бы, сложись судьба героя иначе?» (на выбор рассказ Р. Белоглазовой, В. Ходос, Г. Гусаченко)

2) Написать несколько страниц дневника женского персонажа (на выбор рассказ Р. Белоглазовой, В. Ходос, Г. Гусаченко)

3) Составить сценарий рассказа (на выбор рассказ Р. Белоглазовой, В. Ходос, Г. Гусаченко)

Самоанализ урока

Проведенный мною урок литературы в 10 классе  посвящён теме «Защита творческих проектов по мотивам рассказов Р. Белоглазовой, Г. Гусаченко, В. Ходос «Ветка багульника». Данный урок является уроком внеклассного чтения. На проведение данного урока было отведено 40 минут.

Тип урока:  урок обобщения знаний.

Форма урока: урок – защита проектов.

               При подготовке к уроку была поставлена цель:

Методические приемы: беседа с элементами диспута, художественное чтение произведения, аналитическая беседа, комментированное чтение, словарная работа, просмотр видеоролика.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Метод урока по типу познавательной деятельности:

 частично-поисковый  метод (знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно под руководством учителя),

осуществлялся творческий характер познавательной деятельности (придумать цветок и дать ему название).

Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации,

На данном занятии  использовались  технологии:

  • здоровьесберегающие технологии,
  • технологии коллективного сотрудничества,
  • компьютерные технологии.

В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, коллективная работы.

Соблюдены были структурные компоненты урока:

  1. Организационный момент
  2. Целеполагание
  3. Защита творческих проектов
  4. Выступление экспертной группы
  5. Рефлексия.

6. Дано домашнее задание.

Я считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.

Карта оценки проекта

Название направления: Литературоведы

Критерии оценивания

Самооценка творческой группы

(0-2 б)

Цель проекта

(0-2)

Оформление проекта

(0-2)

Защита, представление

(0-2)

Ответы на вопросы

(0-2)

Культура речи

(0-2)

Творчество

(0-2)

Оценка учителя

Шкала оценивания 

2 балла – реализовано полностью

1 балла – реализовано частично

0 балла – не реализовано

14 – 12 баллов – результат отличный

11 – 10 баллов – результат хороший

 9 – 7 баллов – результат удовлетворительный



Предварительный просмотр:

Сценарий ток-шоу «Пусть говорят»

Ведущий: Здравствуйте. В студии Александр Жигжитов. В эфире ток-шоу «Пусть говорят». Сегодня в этой студии мы обсудим невыдуманные истории, о которых невозможно молчать.

Слайд 1.В наши дни слишком много людей знают всему цену, но не понимают истинных ценностей. 
                                                                                         Энн Ландерс

Ведущий: Итак, сегодня мы поговорим с вами о жизненных ценностях. Нам предстоит разобраться в том, что является наиболее важным в жизни каждого из нас, что можно назвать истинными ценностями ,и ответить на вопрос: Можно ли оценить ценности.

Разрешите мне представить наших экспертов:

  • Баранова Тамара Сергеевна
  • Злыгостева Галина Ильинична
  • Антонова Галина Николаевна
  • Грязева Людмила Александровна
  • Вишневская Вера Борисовна
  • Жамсаранова Наталья Цыренжаповна

Начнём с исследования, которое провели наши корреспонденты. Среди учащихся и работников школы был проведён опрос, в котором приняли участие 74 ученика и 19 работников школы. Им предстояло выбрать по шкале ценностей наиболее значимые ценности. Давайте познакомимся с результатами анкетирования

Слайд 2 Результаты анкетирования по классам

Ведущий: Итак, вы видите, что на первом месте для всех участников опроса стоит семья и здоровье.

А сейчас небольшая пауза, после которой мы продолжим

Худ номер 1 (Старицына Алина, 8а)

Ведущий: Предлагаю участникам сегодняшнего ток-шоу активно включиться, принять участие в небольшой игре, которая называется «На что потратить жизнь?» Игра поможет каждому ответить на поставленный вопрос. Перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов, попрошу подписать их. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их! К игре мы обратимся чуть позже, а сейчас мы приглашаем в нашу студию первого участника – ученика 6 «а» класса Карюкина Владимира.

Здравствуйте, Владимир. Итак, что, по вашему мнению, является самым ценным в жизни человека?

В. Карюкин:………………………….

Второй участник – Старицына Алина, ученица 8 «в» класса. Итак, Алина, что для вас самое главное в жизни?

С. Алина…………………

Теперь послушаем точку зрения ученицы 10 «а» класса Лев Анастасии

Л. Анастасия……………….

А что думают по этому поводу наши эксперты?

Мнение экспертов………………….

Мне подсказывают, что сейчас нам необходимо сделать небольшую паузу, после которой мы продолжим. Не переключайтесь.

Слайд 3 Презентация о бабочке

Ведущий: Итак, мы продолжаем. К нам присоединился ещё один участник, учитель русского языка и литературы школы № 5 Цыбикова Маргарита Очировна. Что скажет нам она? Встречаем Маргариту Очировну

Маргарита Очировна…………………

Ведущий: А сейчас мы перенесёмся в век 19-й. Гений русской и мировой литературы – Александр Сергеевич Пушкин. Что же было истинной ценностью для писателя и поэта Пушкина?

Слайд 4. А. С. Пушкин (После того как Следственному комитету не удалось выяснить прикосновенность Пушкина к тайному обществу в такой степени, чтобы навсегда обезвредить поэта, перед царем и его приспешниками встал вопрос: как с ним быть? Аудиенция в Кремлевском дворце была демонстративным актом «милости» царя. Содержание разговора, происходившего между царем и опальным поэтом, осталось неизвестным. Но, по словам современника, Николай I спросил у Пушкина: «Что сделали бы вы, если бы 14-го декабря были в Петербурге?.. — Стал бы в ряды мятежников», — отвечал поэт.)

Ведущий: Что же думают по этому поводу наши эксперты?

Зал? Участники?

Мнения экспертов……………………Мнение зала………… Мнение участников

Худ номер 2 (Шагдурова Юля, 6а)

Ведущий: А теперь мы переносимся в 21 век. Перед вами Григорий Перельман, российский математик, которому удалось доказать гипотезу Пуанкере, над которой математики всего мира ломали голову с 1904 года. Перельману должны были вручить Нобелевскую премию, однако математик отказался от самой престижной награды в мире. Как известно, размер денежной премии составляет 1 млн. долларов.

Как вы думаете какова причина отказа?

Мнение экспертов………………..

Ведущий: А вот комментарий самого Перельмана

Слайд 5. Фото Перельмана и его высказывание

Ведущий: Сейчас мы сделаем небольшую паузу, после которой продолжим.

Худ номер 3 (Яковлев Дима, 7а)

Итак, мы продолжаем. Перед нами президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. 

Слайд 6 Присоединение Крыма к России проводилось с целью защитить его жителей от украинских националистов. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин в интервью для телефильма «Крым. «Я всем моим коллегам, а их было четверо, сказал, что ситуация развернулась таким образом на Украине, что мы вынуждены начать работу по возврату Крыма в состав России. Потому что мы не можем бросить эту территорию и людей, которые там проживают, на произвол судьбы, под каток националистов»

Выскажите ваше мнение, согласны ли вы с этим?

Мнение экспертов……….

Ведущий: Предлагаю вашему вниманию высказывание известного актёра и режиссёра Никиты Сергеевича Михалкова

Слайд 7  Душа должна быть здорова, в первую очередь, ну и тело, конечно, желательно. Потому что у здорового человека и взгляд здоровый. Михалков

Ведущий: Можно ли согласиться с мнением Михалкова?

Мнение экспертов…………….

Ведущий: А сейчас мы сделаем небольшую паузу. Не переключайтесь

Худ. номер 4, 5 (Гомбоева Арюна, 6в, Карюкин Владимир 6а)

Ведущий: а теперь вернёмся к нашей игре. В руках у вас жетоны. Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: “потратить” жетоны или “сэкономить”. На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.

Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.

Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с “торгов”.

Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.

Готовы?

Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей:

Слайд 8

а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)

б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)

Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?

(Покажите классу слайды с названиями двух первых “товаров”.Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.)

Следующая пара:

Слайд 9

а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (2 жетона)

б) Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем). (2 жетона)

Затем:

Слайд 10

а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)

б) Один настоящий друг. (2 жетона)

Следующая пара:

Слайд 11

а) Хорошее образование. (2 жетона)

б) Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)

Далее:

Слайд 12

а) Здоровая семья. (2 жетона)

б) Всемирная слава. (3 жетона)

Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда - два лишних жетона.

Потом:

Слайд 13

а) Изменить любую черту своей внешности. (1 жетон)

б) Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)

Дальше:

Слайд 14

а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)

б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)

Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если у вас они еще остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

Следующая пара:

Слайд 15

а) Чистая совесть. (2 жетона)

б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)

Затем:

Слайд 16

а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)

б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)

И, наконец:

Слайд 17

а) Семь дополнительных лет жизни. (3 жетона)

б) Безболезненная смерть, когда придет время. (3 жетона)

Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

Обсуждение игры

Я предлагаю вам в течение следующих пяти минут, разбившись на группы по три-пять человек, обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы:

1. Какой покупкой вы более всего довольны?

2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?”

Мнение участников и экспертов

Ведущий:  Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает. Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно “отменить” последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.

Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.

На сегодня всё. Берегите себя и своих близких.

И в завершение для вас прозвучит песня учащихся 9 «в» класса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оценка ценностей

Слайд 2

В наши дни слишком много людей знают всему цену, но не понимают истинных ценностей Энн Ландерс , журналист

Слайд 3

Результаты анкетирования учащихся 6 класса Семья Здоровье Жизненная мудрость Любовь Дружба

Слайд 4

Результаты анкетирования учащихся 8 класса Семья Здоровье Жизненная мудрость Дружба Общественное признание

Слайд 5

Результаты анкетирования учащихся 11 класса Семья Здоровье Познание Жизненная мудрость Общественное признание

Слайд 6

Результаты анкетирования работников школы Семья Здоровье Любовь Материально-обеспеченная жизнь Общественное признание

Слайд 7

Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший человек долго стоял и наблюдал как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.

Слайд 8

Прошло много времени. Бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась всё такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала всё, что могла, и что ни на что другое у не было больше сил.

Слайд 9

Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла, но её тельце было слабым и немощным, а крылья были неразвитыми и едва двигались .

Слайд 10

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут, и она сможет летать.

Слайд 11

Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле своё слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

Слайд 12

А всё потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать .

Слайд 13

Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться

Слайд 14

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать .

Слайд 15

Живи без страха, смело встречай все препятствия и докажи, что ты их преодолеешь.

Слайд 16

После того как Следственному комитету не удалось доказать участие Александра Сергеевича Пушкина в деятельности тайного общества декабристов состоялась аудиенция во дворце. Содержание разговора между царём и поэтом осталась неизвестной. Но, по словам современника, Николай I спросил у Пушкина: «Что сделали бы вы, если бы 14 декабря были в Петербурге?»… «Стал бы в ряды мятежников», - отвечал поэт

Слайд 17

Перед вами Григорий Перельман, российский математик, которому удалось доказать гипотезу Пуанкаре, над которой математики всего мира ломали голову с 1904 года. Перельману должны были вручить Нобелевскую премию, однако математик отказался от самой престижной награды в мире. Как известно размер премии составляет 1 млн. долларов

Слайд 18

Присоединение Крыма к России проводилось с целью защитить его жителей от украинских националистов. Об этом заявил президент РФ: «Я всем моим коллегам сказал, что ситуация развернулась таким образом, что мы вынуждены начать работу по возврату Крыма в состав России. Потому что мы не можем бросить эту территорию и людей, которые там проживают на произвол судьбы, по каток националистов»

Слайд 19

Душа должна быть здорова в первую очередь, ну и тело, конечно, желательно. Потому что у здорового человека и взгляд здоровый. Никита Сергеевич Михалков

Слайд 20

Классный час – игра “На что потратить жизнь?”

Слайд 21

Первая пара ценностей Новый спортивный автомобиль (1 жетон) Хорошая просторная квартира или дом (1 жетон)

Слайд 22

Вторая пара ценностей Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга (2 жетона) Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем) (2 жетона)

Слайд 23

Третья пара ценностей Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет (1 жетон) Один настоящий друг (2 жетона)

Слайд 24

Четвертая пара ценностей Хорошее образование (2 жетона) Предприятие, приносящее большую прибыль (2 жетона)

Слайд 25

Пятая пара ценностей Здоровая семья (2 жетона) Всемирная слава (3 жетона )

Слайд 26

Шестая пара ценностей Изменить любую черту своей внешности (1 жетон) Быть всю жизнь довольным собой (2 жетона)

Слайд 27

Седьмая пара ценностей Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения (2 жетона) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените (2 жетона)

Слайд 28

Восьмая пара ценностей Чистая совесть (2 жетона) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали (2 жетона)

Слайд 29

Девятая пара ценностей Возможность заново пережить (повторить) одно любое событие прошлого (2 жетона) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите (2 жетона)

Слайд 30

Десятая пара ценностей Безболезненная смерть, когда придет время (3 жетона) Семь дополнительных лет жизни (3 жетона)

Слайд 31

Обсуждение игры 1. Какой покупкой вы более всего довольны? 2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели? 3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?»

Слайд 32

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия в 8-х классах,

 посвящённого Дню славянской письменности и культуры

Ход мероприятия

  1. Оргмомент

Добрый день, уважаемые гости! Сегодняшняя наша встреча посвящена знаменательному в истории нашей страны событию – ежегодному празднику – Дню славянской письменности и культуры.

Что для каждого из нас значит родной язык, слова, которые мы слышим, которые можем написать и прочитать? Очень многое! Без этого языка, без букв не было бы нашей нации - русского народа, не было бы ни истории, ни одной великой даты, ни одного великого имени. Сегодня мы с вами поговорим об истоках нашего языка, письменности и культуре, о том, как появились первые буквы, без которых у нас не было бы сегодня ни одной книги.

Страница первая. «Кирилл и Мефодий»

Эта страница посвящена тем, кто создал славянскую азбуку - Кириллу и Мефодию. Это было давно, в IX веке.

(Видеоролик про Кирилла и Мефодия)

Страница вторая. «Польза от учения книжного»

В наши дни есть много свидетельств того, как в Древней Руси почитали грамоту и книги. Ученые-историки и археологи считают, что общее количество рукописных книг до XIV века было примерно 100 тысяч экземпляров. Это много.

Еще в IX и X веках были люди, знавшие старославянский язык и применявшие кириллицу для государственных документов. Но после принятия христианства на Руси, в 988 году, письменность стала распространяться быстрее. Старославянский язык, на который были уже переведены богослужебные книги, очень близок к древнерусскому, понятен и доступен. Когда русские переписчики переписывали эти книги, они добавляли в них еще и черты родного языка. Так постепенно складывался древнерусский литературный язык, появились произведения древнерусских авторов «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Александра Невского».

О жизни в Древней Руси есть немало летописей - это исторические повествования, в которых записи велись по годам. Самая яркая из них - «Повесть временных лет», написанная в начале XII века. В эту летопись вошли песни, легенды, предания, рассказы.

Чтец.

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

Автор: Н. Кончаловская

В то время на Руси еще учебников не было, обучение шло по церковным книгам, приходилось заучивать наизусть огромные тексты-псалмы. Названия букв заучивали наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога и произносился этот слог, потом назывались буквы второго слога и произносился второй слог. Например: како, наш, иже - кни, глаголь, аз - га. Вот как было трудно учиться грамоте. Не случайно Владимир Иванович Даль в своем Толковом словаре записал пословицу: «Азбуку учат, во всю избу кричат», «Кончил курс науки, а знает аз да буки».

Предлагаем посмотреть сценку из повести Максима Горького «Детство» о том, как дед обучал внука грамоте.

Автор. Дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, позвал внука.

Дед. Ну-ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда! Садись! Видишь фигуру? Это «аз». Говори: Аз! Буки! Веди! Это что? Внук. Буки. Дед. Попал! Это? Внук. Веди.

Дед. Врешь, аз! Гляди: глагол, добро, есть. Это что?

Внук. Добро.

Дед. Попал! Это?

Внук. Глагол.

Дед. Верно! А это?

Внук. Аз.

Дед. Валяй, Лексей!

Внук. Земля! Люди!

Дед. Ах, лихорадка астраханская, чего орешь, чего? Внук. Это вы кричите.

Дед. Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак...

(Видеоролик про древнерусские  книги)

Страница третья. «Славянское слово»

Литературный язык славян понятен всем славянским народам, хотя есть у него яркие отличительные черты. Например, старославянское слово «неполногласие» - начальная буква Е (един - один, есень - осень).

Игра «Назови слово»

Ведущий называет старославянское слово, а ученики - русское.

Глад (голод).

Здравие (здоровье).

Здравый (здоровый).

Страж (сторож).

Страна (сторона).

Драгоценный, драгой (дорогой).

Брег (берег).

Древо (дерево).

Хлад (холод).

Врата (ворота).

Злато (золото).

Владимир (Володя).

Власы (волосы).

Ведущий. Старославянский язык внес большой вклад в развитие русского языка: он обогатил его интересными и нужными словами. Некоторые старославянизмы стали часто употреблять: время, среда, пламя, праздник. Другие ушли из нашего языка. В последнее время возрождаются такие слова, как милосердие, великодушие, благословенный.

Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются во фразеологизмах:

Знать на ять - знать досконально, отлично («ять» произносилась как Е, слова, где была эта буква, нужно было просто знать наизусть).

Прописать ижицу - проучить как следует, высечь, наказать («ижица» похожа на перевернутый кнут).

Стоять фертом - стоять руки в боки (ферт - буква Ф).

Сперва аз да буки, а потом и науки - сначала азбуку нужно выучить, а потом заниматься науками.

Славянское слово можно услышать везде - на острове в Ледовитом океане, на Дунае, на берегах Байкала - в самых разных уголках земного шара. Не перечислить всех богатств славянской речи, без которых не было бы произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Писатели использовали все богатство русского языка, в том числе и старославянизмы - слова, пришедшие в русский язык из старославянского. О происхождении таких слов можно узнать в этимологическом словаре.

Чтец (читает стихотворение Сергея Крыжановского «Старославянский язык»).

Отчего, обжигая горло,

Разбираю часами подряд

Сочетания «оро» и «оло» -

«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?

«Человек некий имел два сына...»

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян...

Сто-ро-на.

Го-ло-са.

До-ро-га.

Я усвоил твердо азы: С давних лет к открытости слога Тяготел славянский язык.

Страница четвертая. «Возрождение славянского праздника»

Уже в IX-X веках на родине Кирилла и Мефодия стали зарождаться первые традиции прославления и почитания создателей славянской письменности. Но скоро римская церковь стала выступать против славянского языка, называя его варварским. Несмотря на это имена Кирилла и Мефодия продолжали жить среди славянского народа, а в середине XIV века официально их причислили к святым.

В России было по-иному. Память славян-просветителей праздновалась уже в XI веке, здесь никогда их не считали еретиками (безбожниками). Но все же это больше интересовало только ученых. Широкие празднества славянского слова начались в России в начале 60-х годов XIX века.

1862 год. В древнем русском городе Новгороде чествование подвига солунских братьев вписалось в программу торжеств, посвященных 1000-летию России. На территории Новгородского кремля состоялось открытие памятника «Тысячелетие России», рядом с другими выдающимися людьми изображены Кирилл и Мефодий.

В 1885 году вышло свыше 20 книг, рассказывающих о жизни и деятельности Кирилла и Мефодия. Особенно привлекает книга «В память 1000-летия блаженной кончины святого Мефодия, просветителя славян», выпущенная большим форматом в синем бархатном переплете и красочно оформленная лучшими петербургскими художниками.

К сожалению, потом несколько десятилетий праздник в России не проводился.

На Кольской земле впервые в мае 1986 года по инициативе писателей возобновилась древняя традиция чествования первоучителей в России. В течение недели проходили торжества с участием виднейших священнослужителей и литераторов страны. В знак признательности болгары подарили мурманчанам памятник Кириллу и Мефодию. Это точная копия памятника, который стоит в Софии - столице Болгарии и в Риме. Этот монумент везли через все города, которые принимали участие в празднике славянского слова - Киев, Владимир, Ленинград, Новгород, Минск.

23 мая 1990 года состоялось открытие памятника в Мурманске перед зданием областной научной библиотеки. Там прозвучало много хороших слов писателей и поэтов. Весной 1991 года праздник объявлен всероссийским. Ежегодно в весенние дни по всей стране отмечаются Дни славянской письменности и культуры, чтобы люди не забывали - Кирилл и Мефодий помогли через буквы и письменность сохранить язык и культуру славян.

Послушайте гимн «Кирилл и Мефодий» на слова Стояла Михайловского. Перевод с болгарского Владимира Смирнова - мурманского поэта.

 Ролик Гимн Кириллу и Мефодию

-А теперь, ребята, проведём небольшую викторину.

1.Кто создал славянскую азбуку?  (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела?   (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Какое имя в миру до монашеского пострига  носил Кирилл?(Константин)

5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий?  (Мефодий)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином?  (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание?  (Философ)

8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества?  (Киев)

9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники?  (Глаголицей)

10.Какой язык является древнейшим литературным языком?  (Славянский)

11.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском            языке.  ( «Повесть временных лет»,  «Русская правда» - свод законов,    «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.)

12.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»

(По Указу Петра Первого)

13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)

15.Кто был первопечатником на Руси?    (Иван Фёдоров)

16.Когда вышла его первая книга и как она называлась?(в 16в.,«Апостол»)

17.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)

18.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке?  (ё, й)

19.Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию?   (Михаил -III)

20.Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей»  (Ломоносов)

21.К какой группе языков относятся славянские языки? (Индоевропейской)

22.К какому алфавиту восходит кириллица? (К греческому уставному письму)

23.На какие три большие группы подразделяются современные славянские языки? (Восточнославянские, западнославянские, южнославянские)

24.Как назывались церковные рукописи, «написанные русскими письменами», которые видел Константин в Корсуне (Крым)?  (Евангелие, Псалтырь)

25.Назовите первый датированный письменный памятник древнерусского языка (Остромирово Евангелие)

26.Когда образовались три самостоятельных языка: русский, украинский, белорусский? (В 13-16 в.в.)Далее - просмотр док. фильма о слав просветителях.

Ребята, вспомните пословицы о пользе учения.

Азбука — к мудрости ступенька.

Без муки нет науки.

Век живи — век учись.

Красна птица перьем, а человек ученьем.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

С книгой жить — век не тужить.

С книгой поведешься, ума наберешься.

Учиться всегда пригодится.

Учиться никогда не поздно.

Хорошая книга — лучший друг.

Чему учился, тому и пригодился.

Чтенье — лучшее ученье.

Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сценарий интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»

для 11 классов.

Музыка НАЧАЛО

Ведущий. Сегодня вторник, 19 апреля, время 9 часов 40 минут (10 часов 00 минут) утра, и мы начинаем прямую трансляцию первой игры весенней серии игр «Что? Где? Когда?», 2022 года.

Включить «Что наша жизнь? Играааа…»

Против учителей сегодня играют две команды знатоков: (Включить музыку «НАЧАЛО»)

Приветствуем команды

 

Команда: «Литераторы»

  1. Аюшеева Инга
  2. Гонгорова Арина
  3. Ипатова Эльмира
  4. Кравченко Алена
  5. Михалёв Никита
  6. Намсараева Елена
  7. Никитенко Елена
  8. Цыренова Арюна

И капитан команды: Шагдурова Юлия

Команда: «Математики»

  1. Гончикова Алина
  2. Зоткин Данил
  3. Карюкин Владимир
  4. Максимов Кирилл
  5. Намсараева Юлия
  6. Осокина Мария
  7. Стрепков Владимир
  8. Устинович Ярослав

И капитан команды: Михайлова Екатерина

Члены команды кладут руки на стол. Произносят заранее подготовленный девиз и название.

Ведущий: против команд знатоков сегодня играют:

  1. Учитель биологии Эрдынеева Ирина Андреевна
  2. Учитель истории Гонгорова Цындема Владимировна
  3. Учитель физики Дариева Галина Владимировна
  4. Учитель химии Дарижапова Анна Дондоковна
  5. Учитель географии Аюшеев Николай Дугаржапович
  6. Учитель русского языка и литературы Дамбаева Будама Бимбаевна
  7. Учитель ОБЖ Аминев Александр Игоревич
  8. Учитель физической культуры Ефремова Ирина Александровна
  9. Учитель иностранного языка Ловцова Раиса Александровна
  10. Учитель математики Раднаева Гармасу Бадмаевна

Сегодня на нашей игре присутствуют эксерты, учителя высшей квалификационной категории – компетентное жюри:

Жамсаранова Наталья Цыренжаповна, учитель русского языка

Цыбикова Маргарита Очировна, учитель русского языка

Ручевская Елена Рафаиловна, учитель математики

Батуева Вера Дымпиловна, учитель математики

Ведущий: напоминаю вам правила игры. Учителя играют против учеников. Услышав вопрос, у знатоков есть одна минута для обсуждения, после чего они должны дать ответ, записав его на листе и передав волонтёрам. Наши волонтёры: Ваганова Анастасия, ______________

Сектор БЛИЦ включает 2 вопроса. ЗНАТОКИ за 20 секунд должны найти ответы на них. Для того чтобы выиграть сектор БЛИЦ, знатокам надо правильно ответить на все три вопроса. 

         Сектор СУПЕРБЛИЦ включает 2 вопроса, по 20 секунд на каждый, играет один знаток. Кто останется за столом, решает командир. Чтобы одержать победу в этом раунде, знаток должен ответить на все три вопроса.

Один раз за игру команда может взять "Помощь Клуба". После этого команда должна дать ответ. "Помощь Клуба" не распространяется на сектор СУПЕРБЛИЦ и Решающий Раунд. В "Помощи Клуба" может участвовать любой человек, присутствующий в зале. 

Музыкальную паузу игроки могут взять в любой момент игры. 

Ведущий: Весенняя игра «Что? Где? Когда?» Учителя против учеников. Играем до 6 очков. Счет 0-0.

1 раунд. (Волчок)

(Обращение к капитану команды): Госпожа _______, скажите, как ваш настрой? Настрой вашей команды?

  1. А начинаем мы с вопроса по русскому языку.

Против вас играет учитель русского языка и литературы Дамбаева Будама Бимбаевна.

Внимание! Вопрос! ________________________

Пожалуйста, _____, кто будет отвечать?

Очко уходит в пользу команды ___________

  1. Против вас играет Раднаева Гармасу Бадмаевна, учитель математики.

Внимание! Вопрос! _______________________        

Очко уходит в пользу команды ___________

  1. Против вас играет Аюшеев Николай Дугаржапович, учитель географии

Внимание! Вопрос! _______________________        

Очко уходит в пользу команды ___________

  1. Против вас играет Дарижапова Анна Дондоковна, учитель химии.

Внимание! Вопрос! _______________________        

Очко уходит в пользу команды ___________

Господин Карюкин, как вам игра?

А вам – госпожа Аюшеева?

  1. Против вас играет Гонгорова Цындема Владимировна, учитель истории и обществознания

Внимание! Вопрос! _______________________        

Очко уходит в пользу команды ___________

  1. Против вас играет Эрдынеева Ирина Андреевна, учитель биологии

Внимание! Вопрос! _______________________        

Очко уходит в пользу команды ___________

  1. Против вас играет Ловцова Раиса Александровна, учитель английского языка

Внимание! Вопрос! _______________________        

Очко уходит в пользу команды ___________

  1. Против вас играет Ефремова Ирина Александровуна, учитель физической культуры

Внимание! Вопрос! _______________________        

Очко уходит в пользу команды ___________

  1. Против вас играет Дариева Галина Владимировна, учитель физики

Внимание! Вопрос! _______________________        

Очко уходит в пользу команды ___________

  1. Против вас играет Аминев Александр Игоревич, учитель ОБЖ

Внимание! Вопрос! _______________________        

Очко уходит в пользу команды ___________

 

  1. Ведущий: Внимание! Сектор БЛИЦ. 2 вопроса, на обсуждение 20 секунд.

Очко зарабатывает команда _______________

 

  1. Итак, сектор СУПЕР БЛИЦ. Вашему вниманию предлагается ответить на 2 вопроса, время – по 20 секунд на каждый. Кто будет отвечать, госпожа Михайлова? А у вас, ГОСПОЖА ШАГДУРОВА?

 Очко зарабатывает команда _______________

  1. Внимание! ЧЁРНЫЙ ЯЩИК! В черном ящике сегодня находится то, что неразрывно связано с морем. Это являлось компонентом панциря в Древней Греции. В Дневнем Китае это служило деньгами? ЧТО В ЧЁРНОМ ЯЩИКЕ?

Ведущий: __________ (счёт) в пользу знатоков.

________________(ФИО) приносит победу своей команде!

Команда _____________одерживает победу над _______________ и становится главным претендентом на выход в финал весенней серии игр.

Вот имена победителей_____________________________!

Поздравляем вас! Господа эксперты, кто из игроков был сегодня лучшим?

Кто получит приз за лучший вопрос? 150 тысяч отправляется учителю ________________________________

Звучит музыка победителей



Предварительный просмотр:

  1. Дамбаева Будама Бимбаевна, учитель русского языка и литературы

Очень часто мы употребляем выражение баш на баш, говоря о равноценном обмене. Вспомните просторечное название части тела человека и скажите, как дословно переводится с татарского это выражение.

Ответ: Просторечное слово «башка» переводится с татарского «голова». У кочевых народов голова рогатого скота была обиходно расчётной единицей на рынке натуральных товаров. Дословно выражение переводится «голова на голову».

  1. Раднаева Гармасу Бадмаевна, учитель математики

В 1758 году математик Иоганн Альбер Эйлер опубликовал труд под названием «Исследование о движении шара в горизонтальной плоскости». Назовите двумя словами горизонтальную плоскость, ставшую наглядным экспериментальным полем Эйлера.

Ответ: Бильярдный стол

  1. Иванова Наталия Борисовна, учитель биологии

Из окна второго этажа горящего дома выпрыгнул человек, он катается по снегу, пытаясь сбить пламя. Его спина сильно обгорела, она черного цвета с множеством пузырей. Ваши действия

Ответ: перевернуть на живот, набрать как можно больше пакетов со снегом и положить их на спину, накрыть спину чистой простыней, предложить 2-3 таблетки анальгина, дать пострадавшему обильное теплое питье, вызвать скорую помощь

  1. Дарижапова Анна Дондоковна, учитель химии

Вы собрались бетонировать дорожку на дачном участке. Когда лучше этим заняться: в жаркую сухую погоду или в дождливую, влажную?

Ответ: основным химическим процессом, происходящим при “схватывании” бетона, является гидратация. Поэтому все бетонные работы нежелательно проводить в жаркую, сухую погоду, когда вода быстро испаряется. Для нормального схватывания бетона по технологии строительных работ его надо поливать водой, поэтому для выполнения бетонных работ всегда предпочтительна влажная погода.

  1. Гонгорова Цындема Владимировна, учитель истории

Молодой девушке, желавшей быть принятой в археологическую экспедицию, археологи посоветовали изучить некую толстую книгу, каждая строчка которой, по их словам, пронизана любовью к человечеству. Они справедливо утверждали, что человека, досконально изучившего эту книгу, с удовольствием возьмут в любую экспедицию. Вопрос: что же это за книга?

Ответ: поваренная книга

  1. Аминев Александр Игоревич, учитель ОБЖ

Доктор медицинских наук профессор Змановский, пытаясь выделить главные компоненты здоровья современного человека и найти соотношения между ними, вывел "формулу здоровья". Приведем ее, опуская некоторые детали: З (здоровье) равняется: в числителе — Д (двигательная активность), Т (термозакаливание), П (рациональное питание), а в знаменателе стоят буквы Б, К, А. Этими буквами обозначены факторы, отрицательно влияющие на уровень здоровья. Расшифруйте их (или хотя два из них).

Ответ: Болезни, Курение, Алкоголизм.

  1. Ловцова Раиса Александровна, учитель английского языка

Однажды французский философ Жан Лабрюйер заметил, что ЭТО ослабляет любовь. И неудивительно: по словам другого философа и мыслителя ЭТО — "плохой косметолог", хотя и хороший доктор. Что это?

Ответ: Время

  1. Аюшеев Николай Дугаржапович, учитель географии

Вместо ожидаемого золота в этой стране были найдены значительные запасы серебра, что и отразилось в названии этой страны. Какая страна стала разочарованием для золотоискателей?

Ответ: Аргентина. От латинского argentum – серебро

  1. Ефремова Ирина Александровна, учитель физической культуры

Есть только один вид спорта, в котором к победе надо пятиться задом. Когда-то он даже входил в программу Олимпийских игр. Как он называется?

Ответ: Перетягивание каната.

  1.  Дариева Галина Владимировна, учитель физики

Ежедневно мы кипятим воду. Чтобы стакан не лопнул, когда в него наливают кипяток, что нужно положить внутрь стакана? Какая чашка с толстой или тонкой стенкой не лопнет от кипятка?

Ответ: металлическая ложка. Та, у которой стенка тоньше, так как она равномерно прогреется.

  1. Черный ящик

Это неразрывно связано с морем. Это являлось компонентом панциря в Древней Греции. В Древнем Китае это служило деньгами. Что это?

Ответ: соль

  1.  Блиц
  1. О каком веществе (материале) идет речь в этих стихах:

Белизной он подобен нефриту,

Тонкостью – бумаге,

Блеском подобен зеркалу,

Звонкостью – цимбалам?

Ответ: фарфор

     

  1. У многих скоморохов в древности была погремушка из бычьего пузыря. А плоды какого растения находились внутри этого пузыря? Назовите растение и второе, комичное название такого скомороха.

 Ответ: гороха — "шут гороховый".

  1. Корова и кресло, курица и циркуль, штатив и рояль.
    Внимание вопрос: что общего у каждой пары?
    Ответ: количество ног. 



Предварительный просмотр:

Школьный семинар-практикум учителей-предметников и классных руководителей

«Проектирование учебных ситуаций и организация содержания воспитания

для обеспечения формирования функциональной грамотности

обучающихся»

Дата проведения: 25 ноября 2022 г. 

Цели: 

  1. Повышение мотивации учителей к процессу формирования у учащихся практических навыков развития функциональной грамотности.
  2. Повышение квалификации педагогов школы в области формирования функциональной грамотности обучающихся.
  3. Обмен опытом (использование приёмов работы, способствующих развитию функциональной грамотности учащихся).

Время

проведения

Мероприятия

Открытые уроки и классные часы

08.00-08.40

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Модератор

Убашеева О. Б.

Модератор

Федосеева Е. М.

Модератор

Норбоева Я. В.

Модератор

Цыбикова М. О.

Урок технологии

Викулина М. Н.

7 «д» класс

каб. 21

Урок обществознания

Гонгорова Ц. В.

9 «д» класс,

каб. 43

Урок математики

Раднаева Г. Б.

9 «б» класс

каб. 8

Урок русского языка

Вершинина Н. С.

7 «г» класс

каб. 1

08.50-09.30

Урок бурятского языка

Маланова С. Ц.

7 «а» класс,

 каб. 5

Урок биологии

Василькова О. В.

 6 «в» класс,

каб. 11

Урок ОБЖ

Аминев А. И.

8 «в» класс,

каб. 21

Урок физики

Васильева М. Г.

7 «в» класс

каб.1

09.40-10.20

Классный час

Хадаева Б. Б.

8 «г» класс

каб.2

Классный час

Семенова Г. В.

8 «в» класс,

каб.27

Классный час

Максарова Ж. Г.

7 «г» класс,

каб. 43

Классный час

Мункуев К. С.,

6 «в» класс,

 каб. 8

10.30-11.10

Классный час

Жамсаранова Н. Ц.

9 «б» класс,

каб. 26

Классный час

Бабаева Т. Н.

8 «б» класс,

каб. 14

Классный час

Никитенко А. А.

 9 «а» класс,

каб. 13

Классный час

Дариева Г. В.

9 «г» класс,

каб. 9

11.20-12.00

Обсуждение уроков в группах

12.00-13.00

Обед

13.00.-14.00

Выступления модераторов.

Вершинина Н. С., Раднаева Г. Б. «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»

1 группа

2 группа

3 группа

  1. группа

Убашеева О. Б.

Федосеева Е. М.

Норбоева Я. В.

Цыбикова М. О.

Карнышева Г. Э.

Герцог Н. Н.

Гармаева М. Д.

Баландина Н. Д.

Балданова С. Ш.

Аминева Г. С.

Батуева В. Д.

Аминев А. И.

    Очирова Д. Ц.

Гатапова Ю. И.

Шелкунова Т. М.

Цыренова Л. И.

Иванова Н. Б.

Будаева Н.Д.

Сороковикова Э. Д.

Гомбоева Л. С.

Вершинина Т. В.

Гомбожапова Г. Ж.

Близнюк А. М.

Ловцова Р. А.

Ёлшина Т. А.

Гуржапова С. В.

Жапова Р. Б.

Леонова А. В.

Ручевская Е. Р.

Ефремова И. А.

Сизова С. В.

Унтанова А. В.

Цыбикова М. А.

Забанова Д. С.

Аюшеев Н. Д.