Система оценивания образовательных достижений

Вершинина Наталья Сергеевна

В своей работе я придерживаюсь системы оценки, соответствующей ФГОС, в котором содержатся четкие требования к системе оценки достижений планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

А) ориентировать на достижение результата

  • Духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),
  • Формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
  • Освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

Б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

В) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе.

2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.):

1) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

2) метапредметные диагностические работы, составленные из заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий).

3)диагностика результатов личностного развития.

Письменные контрольные работы необходимо дополнить такими новыми формами контроля результатов, как:

  • Целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам),
  • Самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
  • Результаты учебных проектов,
  • Результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx33.59 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений

Принципы, которыми я руководствуюсь  при осуществлении оценочной деятельности:

  • любая деятельность ученика по добыванию знаний должна быть оценена;
  • оценка не должна носить в первую очередь контролирующей функции на каждом уроке, не должна быть наказанием со стороны учителя;
  • оценка должна содержать побуждающие для ученика стимулы;
  • оценка на уроке должна быть лишена момента сравнения одного ученика с другим;
  • оценка должна отмечать изменения, происходящие с данным учащимся, позитивные или негативные;
  • учить детей самооценке и саморефлексии;
  • оценка должна быть понятна ученику и восприниматься им как объективная;
  • оценку должен давать не только учитель, но и ученики друг другу.

         На мой взгляд, следует оценивать любую деятельность детей, направленную на добывание знаний, и прежде всего – успехи.

        Основные направления деятельности по формирующему оцениванию:

  • самооценка (необходимо научить детей принципам самооценки);
  • взаимооценка (эта деятельность побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше);
  • обеспечение обратной связи (предоставление учащимся комментариев, замечаний, предложений по оценке их деятельности);
  • разработка критериев оценивания той или иной деятельности на уроке

Традиционно в моей работе используются следующие виды внутренней оценки: входная диагностика, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, итоговое оценивание. Входная диагностика в начале учебного года проверяет готовность учащихся к дальнейшему обучению. По результатам входной диагностики намечаю работу по повторению плохо усвоенного материала и выстраиваю ход уроков таким образом, чтобы в процессе прохождения нового материала появилась возможность включения тренировочных упражнений по выявленным пробелам знаний. В текущем оценивании используются субъективные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ) и методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.       Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

 Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

 Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала. Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

 В устных формах текущего оценивания: докладах, зачетах – мною применяется следующий показатель по 100% -ой шкале. Необходимый уровень (базовый) – от 30-51 баллов, оценки: «хорошо» и «нормально» (решение с недочётами) предполагает решение задачи с отработанными действиями и усвоенными знаниями. Повышенный уровень (программный) – от 52-72 баллов, оценки: «отлично» и «почти отлично» (решение с недочётами) требует использование новых, усваиваемых в данный момент знаний или решение задачи в новой непривычной ситуации. Максимальный уровень - от 72-100 баллов, качественная оценка - «превосходно», решение сверхзадачи требует самостоятельно добытых знаний или новых умений и действий.

Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для 7 – 110-120. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки. Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы. При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим: Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно. Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания. Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий. Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий. Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания. Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим: Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок. Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки. Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки. Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Примерный объем текста для подробного изложения: в 8-9 классе – 250-350 слов. Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 8-9 классе – 350-450 слов

Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно.4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета. Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. Оценивание тестов При выставлении оценки учитывается количество процентов выполненных правильно заданий: 90% -100% - оценка "5" 75% - 89 % - оценка "4" 60% - 74 % - оценка "3" 45% - 59 % - оценка "2" В тематических тестах или комплексных тестах небольшого объема соотношение следующее: 100% - оценка "5" 75% - 99 % - оценка "4" 60% - 74 % - оценка "3" 45% - 59 % - оценка "2" Итоговое оценивание происходит в конце года, а затем в конце обучения. Наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки.

Методы и формы оценивания (перечислить):

Тест, экспресс-опрос, расширенный опрос, игровые методы оценивания, контрольные работы, оценочные листы, наблюдение, самооценка.

В своей работе я применяю как традиционную, так и систему формирующего оценивания. Результаты образовательных достижений по данному методу фиксируются в оценочных листах.

Оценка должна быть ориентирована не только на определение уровня усвоения содержания, но и на глубину и объем индивидуальных заданий, готовности их использования, овладения специальными и универсальными способами действия.

Оценка знаний и умений ученика по освоению темы

«Имя существительное. Обобщающий урок» (5 класс) Устный ответ

Содержание ответа

Правильное воспроизведение каждого элемента определения (1-5 баллов)

Приведены примеры (1-3 балла)

Определение существительного

Синтаксическая роль существительного

Категория одушевленности/неодушевленности

Нарицательные/собственные существительные

Склонение

Род

Число

Падеж

Знакомим учащихся с критериями, по которым будет оцениваться устный ответ. Подсчитываем максимальное количество баллов, которое ученик может получить за правильно выученное и воспроизведённое понятие, и осуществляется их перевод в традиционную отметку. Теперь учащийся, запоминая дома правило и пытаясь его воспроизвести, может контролировать себя по количеству баллов, которые надо набрать.

Критерии оценивания:

  1. Правильное воспроизведение каждого элемента определения – 1-5 баллов.

5 баллов ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка

 4 балла ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

3 балла ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

2 балла ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

1 балл ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

  1. Приведены примеры – 1-3 балла за каждый пример.

Подсчитываем количество баллов, переводим баллы в оценку.

Шкала оценивания:

Максимальное количество баллов: 64

64-58 баллов – «5»

57-47 баллов – «4»

46- 35 баллов – «3»

34 и ниже – «2»

Мониторинг формирования умения учащегося производить морфологический разбор имени существительного

Упр.93

Упр.96

Упр.99

Самостоятельная работа

Диктант

Находить в предложении имя существительное

Определять морфологические признаки

Определять синтаксическую роль в предложении

В данной таблице фиксируется количество ошибок на формируемое умение с указанием их числа от объёма анализируемых предложений. Таблицу заполняем после проверки выполнения упражнения или другого вида задания. Данный вид работы призван выявить ошибки в работе ребенка, скорректировать работу по устранению ошибок и «пробелов».

Лист самооценки знаний и умений ученика по теме «Имя существительное»

Знаю/умею

Не знаю/не умею/не понял

Определение существительного

Синтаксическая роль существительного

Категория одушевленности/неодушевленности

Нарицательные/собственные существительные

Склонение

Род

Число

Падеж

Изучая лист самооценки ученика, можно выяснить, какие темы ученик не до конца понял, что нужно повторить, закрепить.

В качестве альтернативы можно предложить еще один вариант листа оценивания (использовать на обобщающих уроках)

Вопрос

Есть улучшение

Нет улучшения

Добился ли я результатов в изучении темы?

Почему это произошло? (не произошло?)

Что мне осталось непонятным?

Какие действия я предпринял, чтобы улучшить результат?

Приемы формирующего оценивания использую на каждом уроке, таким образом, связь между учителем и учеником осуществляется систематически  и позволяет ученику и учителю  скорректировать свою работу, устранить возможные пробелы и недочёты. Практикую на уроках групповой анализ работ. После  того, как выполнена та или иная работа (тест, словарный, контрольный диктант и т.д.) я объединяю ребят в мини- группы по 5 человек, где они обсуждают и анализируют работы друг друга, определяют, что получилось, что не удалось, над чем еще надо работать, что в работах необходимо исправить, объясняют друг другу правописание слов, делятся знаниями.  В результате такой работы у детей развиваются навыки само- и взаимооценки.

Карта оценки группового творческого проекта на уроках литературы

 (используется на обобщающих уроках)

Самооценка группы

(0-2)

Цель проекта

(0-2)

Оформление проекта

(0-2)

Защита, представление

(0-2)

Ответы на вопросы

(0-2)

Творчество

(0-2)

Оценка учителя

(0-2)

Критерии оценивания 

2 балла – реализовано полностью

1 балла – реализовано частично

0 балла – не реализовано

Результат

14 – 12 баллов – результат отличный

11 – 10 баллов – результат хороший

 9 – 7 баллов – результат удовлетворительный

 

Шкала перевода в пятибалльную систему

14-12 баллов – оценка «5»

11-10 баллов – оценка «4»

9-7 баллов – оценка «3»

Лист самооценки работы на уроках русского языка и литературы

ФИ ученика_________________

1. На уроке я работал

 

активно

пассивно

2. своей работой на уроке я …

доволен

не доволен

3. урок для меня показался

коротким

длинным

4. за урок я

устал

не устал

5. мое настроение

стало лучше

стало хуже

6. материал урока мне был

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен

7. домашнее задание мне кажется

легким

интересным

трудным

не интересным

Лист самооценки (заполняется по результатам выполнения контрольной работы)

  1. Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Наиболее трудным мне показалось_____________________________________________________________________________________________________________________________________
  3.  Самым интересным было ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Я бы хотел попросить своего учителя ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Теперь я знаю и могу_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________