Школьное методическое объединение учителей русского языка и литературы

Вершинина Наталья Сергеевна

В нашем методическом объединении работают творческие, активные, креативные педагоги - Жамсаранова Наталья Цыренжаповна, Цыбикова Маргарита Очировна, Цыбикова Сэсэгма Владимировна, Семенова Галина Владимировна, Цыденова Дарима Шагдаровна, Дамбаева Будама Бимбаевна, Вершинина Наталья Сергеевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное казенное учреждение

«Закаменское районное управление образования»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 г.Закаменск»

Утверждаю:

Директор муниципального автономного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа

№5 г. Закаменск»

_____________________  Н.Д.Аюшеев

«___»__________2015г.

приказ от «__»___________2015г.

ПЛАН РАБОТЫ

МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

(2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД)

     

2015-2015 учебный год

Единая методическая проблема:

  • Современные подходы к организации обучения русскому языку и литературе в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.

Цель:

  • Совершенствование форм и методов обучения русскому языку и литературе на основе компетентного, деятельностного и личностно ориентированных подходов с целью вовлечения учащихся в активный познавательный и творческий процесс.

Задачи:

  • создание условий для подготовки поэтапного введение ФГОС основного общего образования;
  • освоение новых технологий и их практическое применение на уроках русского языка и литературы;
  • способствование установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  • определение путей дальнейшей работы по повышению результатов итоговой аттестации учащихся;
  • проверка освоения учащимися общеучебных умений и навыков (проведение контрольных, диагностических, тренировочных работ по предметам);
  • повышение уровня профессиональной подготовки учителя через систему семинаров, курсов повышения квалификации;
  • раскрытие индивидуальных педагогических способностей, профессионально-личностный рост учителя (открытые уроки, профессиональные конкурсы);
  • расширение творческого потенциала, кругозора учащихся (участие в конкурсах, тематических экскурсиях);
  • формирование личности и гражданской компетентности учащихся, как на уроках, так и внеурочное время;
  • разработка и внедрение прогрессивных технологий в работе с одарёнными детьми и с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • развивать интерес учащихся к изучаемому предмету;
  • способствовать повышению образовательного уровня, созданию научной базы знаний у учащихся выпускных классов для успешного поступления в вузы по избранной специальности;
  • повышать уровень мотивации изучения русского языка и литературы, продолжить опыт дифференцированной работы с учащимися на уроках русского языка;
  • достижение высокого качества учебно-воспитательного процесса на основе изучения личности учащихся;
  • способствовать развитию межпредметных связей на уроке.

Направления работы на 2015 – 2016 учебный год:

  • развитие профессионально-ценностных ориентаций, соответствующих задачам развития школы;
  • развитие современного стиля педагогического мышления, готовности к самосовершенствованию, повышению профессионального уровня;
  • создание условий для подготовки поэтапного введения ФГОС основного общего образования.

Аналитическая деятельность методического объединения  учителей русского языка и литературы

  • анализ работы методического объединения  в 2014-2015 году;
  • анализ итоговой аттестации  в форме ЕГЭ и ОГЭ в 11-х и 9-х классах;
  • анализ результатов административных контрольных работ;
  • анализ результатов участия в школьной, районной и республиканской олимпиаде по русскому языку и литературе;
  • анализ результатов взаимопроверки тетрадей;
  •  анализ динамики успеваемости учащихся по русскому языку и литературе во всех классах;
  • формирование умения анализировать свою педагогическую деятельность;
  • подведение итогов предметной недели русского  языка.

Консультационная  и информационная деятельность   МО учителей  русского языка и литературы

  • консультации по вопросам составления календарно-тематического планирования;
  • консультации по вопросу организации и проведения школьного этапа олимпиады;
  • консультации по вопросам нормативно -правового и учебно-методического  обеспечения преподавания русского языка и литературы;
  • консультации по вопросу организации современного урока;
  • обзор новинок методической литературы.

 Организационно-методическая деятельность  методического объединения  учителей русского языка и литературы

  • составление  программ по русскому языку и литературе;
  • утверждение плана  работы МО на 2015-2016  учебный год;
  • организация  проведение школьного этапа олимпиады по русскому языку и литературе;
  • составление паспорта кабинета,  пополнение кабинета дидактическим и наглядным материалом;
  • проведение недели русского языка и литературы в школе (январь 2016);
  • участие в «Молодёжном филологическом чемпионате», во Всероссийских олимпиадах по русскому и литературе, в профессиональных конкурсах по предметам;
  • взаимопосещение уроков словесников;
  • взаимопроверка тетрадей;
  • организация подготовки учащихся выпускных классов к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе;
  • пополнение методической копилки;

Состав методического объединения

ФИО учителя

Образование, вуз, специальность

Педагогический стаж

Категория,год присуждения

Награды

1

Вершинина Наталья Сергеевна

высшее

ИГПУ, учитель русского языка и литературы

9

Первая категория

2015

2

Дамбаева Будама Бимбаевна

высшее

3

Жамсаранова Наталья Цыренжаповна

высшее

Первая категория

2013

4

Семёнова Галина Владимировна

высшее

Первая категория

5

Цыбикова Маргарита Очировна

высшее

Первая категория

2015

6

Цыбикова Сэсэгма Владимировна

высшее

Первая категория

2013

7

Цыденова Дарима Шагдаровна

высшее

Первая  категория

2013

Сведения об учебной нагрузке

ФИО учителя

Год аттестации

Нагрузка

Методическая проблема

1

Вершинина Наталья Сергеевна

2015

5б, 6а, 8в

Система работы по обучению различным видам исследовательской деятельности (реферированию, моделированию, проектированию и др.)

2

Дамбаева Будама Бимбаевна

6б, 7б (рус), 7в, 9а

Эмоционально-эстетическое воспитание на уроках литературы.

3

Жамсаранова Наталья Цыренжаповна

2013

5в, 5а (лит), 9в, 11а

Компьютерные технологии на уроках русского языка.

4

Семёнова Галина Владимировна

10а, 11б

Организация исследовательской работы школьников в процессе обучения русскому языку и литературе и во внеурочной деятельности.

5

Цыбикова Маргарита Очировна

2015

5г, 8б

Уроки внеклассного чтения как средство повышения читательской самостоятельности учащихся.

6

Цыбикова Сэсэгма Владимировна

2013

6в, 7а, 7б (лит), 10б

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной  компетенции учащихся

7

Цыденова Дарима Шагдаровна

2013

5а (рус), 8г, 9б, 9г

Личностно-ориентированный подход как ведущий фактор успешности обучающихся в условиях перехода к  ФГОС

Программы и учебники

Русский язык

Класс

Программа

Название учебника

Автор

5 класс

Программы образовательных учреждений: Русский язык. 5- 9 классы  

/ Авт.: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. – М.: Просвещение.

                                     

Русский язык: Учебник   для 5 класса общеобразовательных учреждений

в 2-х частях.– М.: Просвещение, 2015.

Т.А.Ладыженская,  М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.

6 класс

Русский язык: Учебник   для 6 класса общеобразовательных  учреждений в 2-х частях.– М.: Просвещение, 2015.

М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

7 класс

Русский язык: Учебник   для 7 класса общеобразовательных  учреждений.– М.: Просвещение, 2015.

М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

8 класс

Русский язык: Учебник   для 8 класса общеобразовательных  учреждений.– М.: Просвещение, 2013.  

Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л. Ю.

9 класс

Русский язык: Учебник   для 9 класса общеобразовательных  учреждений.– М.: Просвещение, 2013.  

Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л. Ю.

10 классы

Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень)

Русский язык. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Хлебинская Г. Ф. М.: Олма, 2013.

Г.Ф. Хлебинская

11 классы

Русский язык. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /  М., Олма, 2013.

Г.Ф. Хлебинская

Литература

Класс

Программа

Название учебника

Автор

5 класс

Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы (базовый уровень).

Под редакцией В.Я.Коровиной. Авторы:  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина

Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях.– М.: Просвещение, 2013.

Авторы -составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин

6 класс

Литература. 6 класс. Учебник  для общеобразовательных учреждений. В 2 частях.– М.: Просвещение, 2013.

Автор-составитель В.П.Полухина и др. Под ред. В.Я.Коровиной

7 класс

Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2013.

Авторы-составители

В.Я.Коровина,

В.П.Журавлев, В.И.Коровин

8 класс

Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2013.

Авторы -составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин

9 класс

Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2013.

Авторы -составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский

Под редакцией В.Я.Коровиной

10 класс

Русская литература XIX века. 10 класс.

Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях.

Под редакцией Коровина В. И.

11 класс

Русская литература XX века. 11 класс.

Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях

Под редакцией В.П.Журавлёва

План работы методического объединения на 2015-2016 учебный год

Сентябрь 2015

  • анализ работы МО за 2014-2015 учебный год;
  • обсуждение и утверждение плана работы МО на 2015-2016 учебный год;
  • рассмотрение и принятие  рабочих программ  по русскому языку,  литературе;
  • знакомство с нормативными документами, изучение образовательных стандартов по предмету;
  • результаты государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку;
  • работа по совершенствованию базы кабинетов русского языка и литературы;
  • обзор новых образовательных порталов по русскому языку и литературе;
  • инструкция «Соблюдение единого орфографического режима при оформлении журналов и ведении тетрадей учащихся»;
  • подготовка и проведение школьного этапа Всероссийского конкурса сочинений;
  • организация входного контроля знаний, умений и навыков учащихся;
  • подготовка к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников;
  • планирование работы с одарёнными и отстающими учащимися;
  • оформление кабинетов, стендов;

Октябрь 2015

  • проверка состояния преподавания русского языка в 5, 9, 11 классах;
  • проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников;
  • организация работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к обучению: система индивидуальных занятий, работа с родителями, дифференцированный подход на уроках и во внеурочное время;
  • организация участия школьников в различных викторинах, играх, конкурсах (очных и заочных), муниципального, республиканского, федерального уровня;
  • результаты входного контроля знаний, умений и навыков учащихся 5-11 классов;
  • планирование открытых уроков и взаимопосещение уроков;
  • проверка рабочих тетрадей по русскому языку в 5-х классах;
  • проведение техники чтения в 5-7 классах;
  • конкурс проектов в 5-х классах (обсуждение);
  • работа с одарёнными детьми;
  • работа с отстающими учениками.
  • оформление кабинетов, стендов.

Ноябрь 2015

  • семинар «Система оценки планируемых результатов»
  • анализ результатов олимпиад;
  • корректировка рабочих программ за 1 четверть.
  • уровень ЗУН учащихся 5-11 классов. Независимая диагностика учебных достижений учащихся. Анализ, выявление проблемных моментов;
  • подготовка учащихся к муниципальным олимпиадам по русскому языку и литературе;
  • подготовка учащихся 11 классов к итоговому сочинению;
  • подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников;
  • подготовка к НПК «Шаг в будущее»;
  • участие в дистанционных олимпиадах различного уровня;
  • взаимопосещение уроков;
  • работа с одарёнными детьми;
  • работа с отстающими учениками.
  • оформление кабинетов, стендов.

Декабрь 2015

  • семинар «Реализация программы воспитания и социализации»;
  • написание итогового сочинения по русскому языку;
  • участие школьников в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников;
  • рассмотрение КИМов по русскому языку за 1 полугодие, утверждение промежуточной аттестации;
  • подготовка к НПК «Шаг в будущее»;
  • Обзор методических новинок;
  • подготовка к проведению предметной недели по русскому языку
  • итоговые контрольные работы по русскому языку и литературе за I полугодие в 5 – 11 классах;
  • участие в дистанционных олимпиадах различного уровня;
  • взаимопосещение уроков;
  • работа с одарёнными детьми;
  • работа с отстающими учениками.
  • оформление кабинетов, стендов.

Январь 2015

  • семинар «Методика формирования навыков исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности»
  • проведение предметной недели;
  • проведение диктанта «Самый грамотный грамотный»;
  • анализ итоговых сочинений учащихся 11 классов;
  • анализ результатов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников;
  • анализ результатов контрольных работ по русскому языку и литературе за I полугодие;
  • проведение школьного этапа НПК «Шаг в будущее»;
  • корректировка деятельности учителя при подготовке к ЕГЭ, выявление слабоуспевающих, организация  работы  с ними;
  • работа по предупреждению неуспешности при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, выявление и ликвидация пробелов в знаниях учащихся.
  • взаимопосещение уроков;
  • работа с одарёнными детьми;
  • работа с отстающими учениками.
  • оформление кабинетов, стендов.

Февраль 2015

  • семинар «Методика формирования ИКТ-компетенций»;
  • Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ;
  • уровень ЗУН учащихся 5-11 классов. Независимая диагностика учебных достижений учащихся. Анализ, выявление проблемных моментов;
  • анализ результатов школьного этапа НПК «Шаг в будущее»;
  • участие школьников в муниципальном этапе НПК «Шаг в будущее»;
  • участие в дистанционных олимпиадах различного уровня;
  • взаимопосещение уроков;
  • оформление кабинетов, стендов.
  • подготовка к ОГЭ, ЕГЭ;
  • подготовка к конкурсу проектов учащихся 5 класса;
  • работа с одарёнными детьми;
  • работа с отстающими учениками;
  • оформление стендов.

Март 2015

  • семинар «Развитие читательской компетенции средствами учебных предметов»;
  • подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ в школе;
  • проведение конкурса проектов учащихся 5 класса;
  • контроль ЗУН учащихся 5-8, 10 классов;
  • уровень ЗУН учащихся 9,11 классов;
  • организация подготовки  учащихся 9-х, 11-х классов;
  • участие в дистанционных олимпиадах различного уровня;
  • работа с одарёнными детьми;
  • работа с отстающими учениками;
  • оформление стендов.

Апрель 2015

  • Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ в школе. Анализ результатов диагностических и тренировочных работ по предметам.
  • Рассмотрение и одобрение УМК по русскому языку, литературе на 2016-2017 учебный год.
  • участие в дистанционных олимпиадах различного уровня;
  • работа с одарёнными детьми;
  • работа с отстающими учениками;
  • оформление стендов.

 Май 2015

  • уровень ЗУН учащихся 2-8, 10 классов, Независимая диагностика учебных достижений учащихся;
  • анализ итогов работы МО;
  • годовые контрольные срезы и работы по единым текстам;
  • анализ работы ШМО за 2015-2016 учебный год;        
  • составление учебного плана на новый учебный год;        
  • проверка прохождения практической части программы по русскому языку и литературе;
  • Отчёты  о работе по индивидуальным методическим темам.
  • Отчеты о работе предметных кабинетов

Тематика заседаний школьного методического объединения  учителей русского языка и литературы в 2013-2014 учебном году

Месяц

Тема

1

Сентябрь

«Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение преподавания русского языка и литературы»

2

Октябрь

«Особенности преподавания русского языка и литературы в условиях обновления образования, внедрения ФГОС основного общего образования»

3

Ноябрь

«Система оценки планируемых результатов»

4

Декабрь

«Реализация программы воспитания и социализации»

5

Январь

«Методика формирования навыков исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности»

6

Февраль

«Методика формирования ИКТ-компетенций»;

7

Март

«Развитие читательской компетенции средствами учебных предметов»;

8

Апрель

«Критерии успешности учителя»

9

Май

Итоговое заседание, анализ работы МО за год



Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия в 8-х классах,

 посвящённого Дню славянской письменности и культуры

Ход мероприятия

  1. Оргмомент

Добрый день, уважаемые гости! Сегодняшняя наша встреча посвящена знаменательному в истории нашей страны событию – ежегодному празднику – Дню славянской письменности и культуры.

Что для каждого из нас значит родной язык, слова, которые мы слышим, которые можем написать и прочитать? Очень многое! Без этого языка, без букв не было бы нашей нации - русского народа, не было бы ни истории, ни одной великой даты, ни одного великого имени. Сегодня мы с вами поговорим об истоках нашего языка, письменности и культуре, о том, как появились первые буквы, без которых у нас не было бы сегодня ни одной книги.

Страница первая. «Кирилл и Мефодий»

Эта страница посвящена тем, кто создал славянскую азбуку - Кириллу и Мефодию. Это было давно, в IX веке.

(Видеоролик про Кирилла и Мефодия)

Страница вторая. «Польза от учения книжного»

В наши дни есть много свидетельств того, как в Древней Руси почитали грамоту и книги. Ученые-историки и археологи считают, что общее количество рукописных книг до XIV века было примерно 100 тысяч экземпляров. Это много.

Еще в IX и X веках были люди, знавшие старославянский язык и применявшие кириллицу для государственных документов. Но после принятия христианства на Руси, в 988 году, письменность стала распространяться быстрее. Старославянский язык, на который были уже переведены богослужебные книги, очень близок к древнерусскому, понятен и доступен. Когда русские переписчики переписывали эти книги, они добавляли в них еще и черты родного языка. Так постепенно складывался древнерусский литературный язык, появились произведения древнерусских авторов «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Александра Невского».

О жизни в Древней Руси есть немало летописей - это исторические повествования, в которых записи велись по годам. Самая яркая из них - «Повесть временных лет», написанная в начале XII века. В эту летопись вошли песни, легенды, предания, рассказы.

Чтец.

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

Автор: Н. Кончаловская

В то время на Руси еще учебников не было, обучение шло по церковным книгам, приходилось заучивать наизусть огромные тексты-псалмы. Названия букв заучивали наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога и произносился этот слог, потом назывались буквы второго слога и произносился второй слог. Например: како, наш, иже - кни, глаголь, аз - га. Вот как было трудно учиться грамоте. Не случайно Владимир Иванович Даль в своем Толковом словаре записал пословицу: «Азбуку учат, во всю избу кричат», «Кончил курс науки, а знает аз да буки».

Предлагаем посмотреть сценку из повести Максима Горького «Детство» о том, как дед обучал внука грамоте.

Автор. Дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, позвал внука.

Дед. Ну-ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда! Садись! Видишь фигуру? Это «аз». Говори: Аз! Буки! Веди! Это что? Внук. Буки. Дед. Попал! Это? Внук. Веди.

Дед. Врешь, аз! Гляди: глагол, добро, есть. Это что?

Внук. Добро.

Дед. Попал! Это?

Внук. Глагол.

Дед. Верно! А это?

Внук. Аз.

Дед. Валяй, Лексей!

Внук. Земля! Люди!

Дед. Ах, лихорадка астраханская, чего орешь, чего? Внук. Это вы кричите.

Дед. Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак...

(Видеоролик про древнерусские  книги)

Страница третья. «Славянское слово»

Литературный язык славян понятен всем славянским народам, хотя есть у него яркие отличительные черты. Например, старославянское слово «неполногласие» - начальная буква Е (един - один, есень - осень).

Игра «Назови слово»

Ведущий называет старославянское слово, а ученики - русское.

Глад (голод).

Здравие (здоровье).

Здравый (здоровый).

Страж (сторож).

Страна (сторона).

Драгоценный, драгой (дорогой).

Брег (берег).

Древо (дерево).

Хлад (холод).

Врата (ворота).

Злато (золото).

Владимир (Володя).

Власы (волосы).

Ведущий. Старославянский язык внес большой вклад в развитие русского языка: он обогатил его интересными и нужными словами. Некоторые старославянизмы стали часто употреблять: время, среда, пламя, праздник. Другие ушли из нашего языка. В последнее время возрождаются такие слова, как милосердие, великодушие, благословенный.

Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются во фразеологизмах:

Знать на ять - знать досконально, отлично («ять» произносилась как Е, слова, где была эта буква, нужно было просто знать наизусть).

Прописать ижицу - проучить как следует, высечь, наказать («ижица» похожа на перевернутый кнут).

Стоять фертом - стоять руки в боки (ферт - буква Ф).

Сперва аз да буки, а потом и науки - сначала азбуку нужно выучить, а потом заниматься науками.

Славянское слово можно услышать везде - на острове в Ледовитом океане, на Дунае, на берегах Байкала - в самых разных уголках земного шара. Не перечислить всех богатств славянской речи, без которых не было бы произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Писатели использовали все богатство русского языка, в том числе и старославянизмы - слова, пришедшие в русский язык из старославянского. О происхождении таких слов можно узнать в этимологическом словаре.

Чтец (читает стихотворение Сергея Крыжановского «Старославянский язык»).

Отчего, обжигая горло,

Разбираю часами подряд

Сочетания «оро» и «оло» -

«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?

«Человек некий имел два сына...»

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян...

Сто-ро-на.

Го-ло-са.

До-ро-га.

Я усвоил твердо азы: С давних лет к открытости слога Тяготел славянский язык.

Страница четвертая. «Возрождение славянского праздника»

Уже в IX-X веках на родине Кирилла и Мефодия стали зарождаться первые традиции прославления и почитания создателей славянской письменности. Но скоро римская церковь стала выступать против славянского языка, называя его варварским. Несмотря на это имена Кирилла и Мефодия продолжали жить среди славянского народа, а в середине XIV века официально их причислили к святым.

В России было по-иному. Память славян-просветителей праздновалась уже в XI веке, здесь никогда их не считали еретиками (безбожниками). Но все же это больше интересовало только ученых. Широкие празднества славянского слова начались в России в начале 60-х годов XIX века.

1862 год. В древнем русском городе Новгороде чествование подвига солунских братьев вписалось в программу торжеств, посвященных 1000-летию России. На территории Новгородского кремля состоялось открытие памятника «Тысячелетие России», рядом с другими выдающимися людьми изображены Кирилл и Мефодий.

В 1885 году вышло свыше 20 книг, рассказывающих о жизни и деятельности Кирилла и Мефодия. Особенно привлекает книга «В память 1000-летия блаженной кончины святого Мефодия, просветителя славян», выпущенная большим форматом в синем бархатном переплете и красочно оформленная лучшими петербургскими художниками.

К сожалению, потом несколько десятилетий праздник в России не проводился.

На Кольской земле впервые в мае 1986 года по инициативе писателей возобновилась древняя традиция чествования первоучителей в России. В течение недели проходили торжества с участием виднейших священнослужителей и литераторов страны. В знак признательности болгары подарили мурманчанам памятник Кириллу и Мефодию. Это точная копия памятника, который стоит в Софии - столице Болгарии и в Риме. Этот монумент везли через все города, которые принимали участие в празднике славянского слова - Киев, Владимир, Ленинград, Новгород, Минск.

23 мая 1990 года состоялось открытие памятника в Мурманске перед зданием областной научной библиотеки. Там прозвучало много хороших слов писателей и поэтов. Весной 1991 года праздник объявлен всероссийским. Ежегодно в весенние дни по всей стране отмечаются Дни славянской письменности и культуры, чтобы люди не забывали - Кирилл и Мефодий помогли через буквы и письменность сохранить язык и культуру славян.

Послушайте гимн «Кирилл и Мефодий» на слова Стояла Михайловского. Перевод с болгарского Владимира Смирнова - мурманского поэта.

 Ролик Гимн Кириллу и Мефодию

-А теперь, ребята, проведём небольшую викторину.

1.Кто создал славянскую азбуку?  (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела?   (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Какое имя в миру до монашеского пострига  носил Кирилл?(Константин)

5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий?  (Мефодий)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином?  (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание?  (Философ)

8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества?  (Киев)

9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники?  (Глаголицей)

10.Какой язык является древнейшим литературным языком?  (Славянский)

11.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском            языке.  ( «Повесть временных лет»,  «Русская правда» - свод законов,    «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.)

12.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»

(По Указу Петра Первого)

13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)

15.Кто был первопечатником на Руси?    (Иван Фёдоров)

16.Когда вышла его первая книга и как она называлась?(в 16в.,«Апостол»)

17.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)

18.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке?  (ё, й)

19.Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию?   (Михаил -III)

20.Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей»  (Ломоносов)

21.К какой группе языков относятся славянские языки? (Индоевропейской)

22.К какому алфавиту восходит кириллица? (К греческому уставному письму)

23.На какие три большие группы подразделяются современные славянские языки? (Восточнославянские, западнославянские, южнославянские)

24.Как назывались церковные рукописи, «написанные русскими письменами», которые видел Константин в Корсуне (Крым)?  (Евангелие, Псалтырь)

25.Назовите первый датированный письменный памятник древнерусского языка (Остромирово Евангелие)

26.Когда образовались три самостоятельных языка: русский, украинский, белорусский? (В 13-16 в.в.)Далее - просмотр док. фильма о слав просветителях.

Ребята, вспомните пословицы о пользе учения.

Азбука — к мудрости ступенька.

Без муки нет науки.

Век живи — век учись.

Красна птица перьем, а человек ученьем.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

С книгой жить — век не тужить.

С книгой поведешься, ума наберешься.

Учиться всегда пригодится.

Учиться никогда не поздно.

Хорошая книга — лучший друг.

Чему учился, тому и пригодился.

Чтенье — лучшее ученье.

Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.

Подведение итогов викторины (за каждый правильный ответ – 1 жетон)

Звучит финальная песня в исполнении Евсевлеевой Елизаветы «Лети перышко»