Педагогические/образовательные технологии

Вершинина Наталья Сергеевна

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

         В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую          модель образования, стала непродуктивной. Моя задача, как учителя, – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в  процесс развития личности ребенка.     

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Выбор технологии осуществляю в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii.docx41.46 КБ

Предварительный просмотр:

Использование педагогических образовательных технологий на уроках

(учитель русского языка и литературы Вершинина Наталья Сергеевна)

  1. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Цель использования игровых технологий на уроках русского языка и литературы – способствование развития познавательного интереса к русскому языку и литературе как к учебным предметам.

Передо мной стоят следующие задачи:

  • Обогащение словарного запаса учащихся;
  • Эмоциональная разгрузка урока;
  • Повышение уровня мотивации к изучению предмета;
  • Воспитание таких качеств, как инициатива, целеустремленность;
  • Создание благоприятного психологического климата на уроке.

Примеры применения на уроках

  1. Урок литературы (6-9 классы)

-Ребята, составьте кроссворд, используя литературоведческие термины (можно предложить работу на уроке или в качестве домашнего задания.

Пример: Разгадай кроссворд. В выделенных клетках прочитай слово, обозначающее любое лицо, вовлечённое в сюжет художественного произведения.

             

1

2

3

4

5

6

7

8

э

п

и

ф

о

р

а

х

о

р

е

й

р

а

з

в

я

з

к

а

р

а

с

с

к

а

з

г

и

п

е

р

б

о

л

а

б

ы

л

и

н

а

д

и

а

л

о

г

ж

а

н

р

1. Повторение звуковых сочетаний, слов, словосочетаний, которое используется в конце речевых конструкций. Служит для усиления выразительности речи и выделения наиболее важных моментов в тексте.

2. Двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит ударный и следующий за ним безударный.

3. Окончание действия или событие, разрешающее конфликт между персонажами в эпическом или драматическом произведении.

4. Небольшое по объему эпическое произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем.

5. Одно из средств усиления эмоциональной оценки, заключающееся в чрезмерном преувеличении каких-либо явлений, качеств, свойств или процессов.

6. Древнерусская эпическая песня-сказание, воспевающая подвиги богатырей, отражавшая исторические события 11 – 16 веков.

7. Литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами, вопросами и ответами) между двумя и более людьми.

8. Исторически складывающаяся группа произведений литературы, которая объединяет совокупность формальных и содержательных свойств основанных на формальных признаках.

2)  Игра-эстафета на уроке русского языка (6-7 класс)

Ребята работают в соответствии с тем, на каком ряду они сидя. Учитель раздает 3 листа с заданиями. Кто быстрее выполнит задание, тот и выиграл (учитывается безошибочное выполнение)

Пример:

1 ряд

2 ряд

3 ряд

А…уратный

Б…блиотека

Г…граф

Д…алог

Заг…раться

К…лендарь

Направ…

(Н…)годовать

Параш…т

При…сяга

А…ея

Б…ография

Г…олог

Д…рижер

Заг…реться

К…рикатура

Налев…

(Н…)доумевать

Ж…ри

Пр…чина

Арти…ерия

Б…ология

Г…ометрия

Д…станция

Заг…ранние

К…тастрофа

Влев…

(Н…)навидеть

Брош…ра

Пр…мер

3) Игра на уроках русского языка "Переводчик"(5-9 классы)

Пример:

  • Замените все слова в предложении (кроме служебных) синонимами.

1) Доктор прописал пациенту инъекции. 2) Разъяренная вьюга замела тропинки. 3) Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.4) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

  • Найдете иноязычные слова и замените их русскими?

1) При проверке было выявлено немало дефектов. 2) Он пишет мемуары. 3) Ваши аргументы убедительны. 4) Все работали с энтузиазмом. 5) Мы гордимся нашим голкипером. 6) В газете появилась информация о футбольном матче. 7) В сплаве обнаружено мизерное количество меди.

  • Найдите старославянские (по происхождению) слова и замените их русскими:

1)Киевские врата без боя были открыты Владимиру. 2)Темные испуганные очи широко распахнулись. 3) Умываю я своего дитятку во чистое личико, утираю платом уста сахарные, чело думное, ланиты красные.

4) Игра «Аукцион»  на уроках русского языка и литературы

Суть игры заключается в том, чтобы записать как можно больше  слов на определенное правило. Например, выставляется лот «Несклоняемые существительные». Победит тот, кто больше «предложит» слов на это правило.

Пример 1:

 - Первый лот нашего аукциона «Несклоняемые существительные»

 - Второй лот «Качественные прилагательные»

 - Третий лот «Глаголы II спряжения»

Пример 2:

- Первый лот «Стихотворения о растениях и животных»

 - Второй лот «Сказки»

 - Третий лот «Русские поэты и писатели»

  1. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Цель здоровьесберегающих технологий в обучении – сбережение  здоровья учащихся, привитие  навыков  здорового образа жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни. Мне, как учителю, организующему процесс обучения и воспитания, данная технология позволяет решать следующие задачи:

  • воспитание у учащихся культуры здоровья;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • снижение физической нагрузки на ребенка;
  • снижение эмоционально-психологической нагрузки на уроке.

Включение в урок специальных методических приёмов и средств  обеспечивает выполнение этих задач и не требует больших  временных затрат.

Здоровьесберегающие действия на уроках:

  • оптимальная плотность урока;
  • индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени;
  • чередование видов учебной деятельности;
  • оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы;
  • минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек. 

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления, я провожу физкультминутки, примерно через 15-20 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением и другими средствами, помогающими восстановить работоспособность.

Виды упражнений:

  • пальчиковая гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • потягивание;
  • мимические упражнения;
  • упражнения для руг и ног, позвоночника.

Примеры применения здоровьесберегающей технологии

на уроках русского языка и литературы

  1. Физминутка (8-11 классы)

 - Ребята, предлагаю немного отдохнуть и размять наши мышцы. Встаем. Условия такие. Когда я произношу слова, связанные со здоровым образом жизни, поднимаем обе руки вверх.  Когда я произношу слова, связанные с вредными привычками, нездоровым образом жизни, опускаем руки вниз. Если слышим слово «здоровье», вытягиваем руки в стороны.

- Спасибо, ребята, а теперь повернитесь друг у другу и при помощи рук подарите друг другу здоровье.

Слова для разминки: здоровье, зарядка, курение, гигиена, здоровье, алкоголь, здоровье, спортивные упражнения, здоровье, грязные руки, правильное питание, наркотики, витамины.

  1. Физминутка (5-7 классы)

 - Ребята, давайте немного отдохнем от работы. Встанем в пары, возьмем друг друга за руки. Я буду называть слова, обозначающие продукты питания. Как только вы услышите слово, связанное с правильным питанием, вы подпрыгиваете. Если услышите названия продуктов, которые не совсем полезны или вредны для здоровья, то приседаете. Условие: не отпускаете рук, упражнения делаем вместе.

Слова для разминки: молоко, чипсы, морковь, овсяная каша, кириешки, кефир, пирожное, чеснок, сосиски, борщ, конфеты, капуста, яблоки, картошка фри, котлета, газированная вода «Кока-кола», гречневая каша, лапша быстрого приготовления.

  1. Выборочно-распределительное письмо (6-8 классы). Выпиши из текста глаголы в форме повелительного наклонения.

Правила личной гигиены

Мой руки перед едой, вода и мыло уничтожают микробы. Правильно ухаживай за зубами, чисти зубы два раза в день, зубную щетку меняй раз в 3 -4 месяца. Не реже одного раза в неделю мойся горячей водой. Ухаживай за ногтями и волосами, ногти один раз в неделю подстригай ножницами, волосы ежедневно расчесывай, не реже одного раза в неделю мой волосы с шампунем. Содержи в чистоте одежду и обувь, помещение, в котором живешь, ежедневно делай влажную уборку.

Во время и после водных процедур мы используй средства личной гигиены. Помни, что эти вещи должны быть у каждого свои.

  1. Синтаксическая пятиминутка (5-6 классы). Работа с текстом. Выдели в тексте однородные члены предложения. Укажи, какой частью речи они выражены.

Правильное питание

Наш организм должен получать разнообразную пищу, насыщенную белками, жирами, углеводами, а также витаминами и минеральными веществами.

Белки - основной строительный материал. Из них строятся все необходимые организму процессы. Белки незаменимы в питании.

Если организм не получает белки - это может привести ко многим болезням. Белки содержатся в мясе, молоке, рыбе,  яйцах, орехах. Углеводы – это топливо для производства энергии. Жиры – для образования энергии и тепла. Эти полезные питательные вещества необходимы нам для того, чтобы организм получал достаточно энергии, чтобы двигаться, для лучшей работы головного мозга. Они содержаться в меде, гречке, изюме, масле, фруктах. (90 слов)

  1. Орфографическая минутка. Исправь ошибки и напиши правильно (5-6 классы).

Пачему я не балею, пачему я здаравее

Всех рибят изнашева двара?

Патаму што утром рано

 Занимаца мне гимнастикой не лень.

Патаму што вадой из-под крана

 Абливаюсь я каждый ден.

Тема: Наклонение глагола

  1. Составление текста. Работа в группах (6-7 класс). Класс делится на 4 группы. Задание: составить  рассказ о режиме дня школьника, используя   глаголы в изъявительном и повелительном наклонениях.

Пример. К режиму дня нужно относиться очень серьёзно. Правильное распределение времени помогает организму оставаться здоровым. Вставать необходимо в одно и то же время, принять водные процедуры и обязательно сделать зарядку. Завтрак должен быть сбалансированным, не слишком калорийным и т. д.

Пример. Выполняйте утреннюю гимнастику, которая облегчает переход от сна к бодрствованию и помогает организму активно включиться в работу. Физические упражнения, занятия спортом укрепляют здоровье, повышают сопротивляемость организма, воспитывают волю, дисциплинированность. Утренний завтрак должен быть обязательным. Соблюдайте гигиену учебной деятельности дома: вернувшись из школы, пообедайте и обязательно отдохните. Начинайте выполнение домашнего задания с наименее сложных предметов, постепенно переходя к более сложным. Обязательно делайте перерыв. Правильно организуйте своё рабочее место и т. д.

  1. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Для меня, как для учителя, главная идея проектного обучения состоит в том, чтобы научить школьников осмысленно учиться. С большим увлечением ребенок выполняет только тот вид деятельности, которая выбрана им самим, по собственному желанию. Ученик должен чувствовать себя на уроке активным участником учебного процесса, а не пассивным исполнителем требований учителя.

            Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают знания из разных источников;
  •  учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
  • развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и т.д.), используют  наблюдение, проведение эксперимента, умеют выдвигать гипотезы, обобщать;
  • развивают аналитическое мышление.

 Эффективна работа детей не только при разработке индивидуальных проектов, когда каждый учащийся самостоятельно готовит проект от его начала и до конца: все собранные материалы представляет классу и защищает перед классом свой проект, но и при подготовке и реализации групповых (командных) проектов, когда класс делится на группы (команды) по подготовке проекта.

Этапы работы над проектом.

Этап

Деятельность

1

Подготовка

Определение темы и целей проекта. Знакомство школьников со смыслом проектного подхода и мотивация учащихся, помощь  в постановке целей. Обсуждение проекта с учителем.

2

Планирование

Определение источников способов сбора и анализа информации.

Определение способа представления результатов (формы отчета).

Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса.

Распределение обязанностей между членами команды.

3

Исследование

Стадия сбора информации, решения промежуточных задач. Наблюдение за деятельностью школьников, советы.

4

Результаты и выводы

Анализ собранной информации, оформление результатов проведенного исследования и формулирование выводов.

5

Представление результатов

Устный отчет, письменный отчет, представление модели, презентация и т.п.

6

Оценка результата и процесса

Обсуждение проекта, самооценка. Анализ неиспользованных возможностей, потенциал продолжения.

Пример индивидуального проекта

В 2017 году моя ученица Янькова Валерия (семиклассница) работала над проектом по русскому языку «Создание лингвокультурологического словаря к произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Цель проекта: через  исследование культурных знаков  русской литературы на примере произведения М. Ю. Лермонтова «Песня…» создать иллюстрированный культурологический словарь. Продукт – словарь. https://nsportal.ru/user/497068/page/primer-individualnogo-proekta 

В 2018 году моя ученица Шарапова Диана (шестиклассница) работала над проектом «Отражение истории быта русского народа в зеркале фразеологизмов с гастрономическим значением». Целью проекта явилось исследование фразеологизмов русского языка с гастрономическим значением. Продукт – классификация фразеологизмов с гастрономическим значением, создание презентации. https://nsportal.ru/user/497068/page/primer-individualnogo-proekta 

Пример группового проекта

        В 2019 году мои ученики 10 «а» класса работали в группах над реализацией проекта «Мое прочтение рассказов «Ветка багульника» Р. Белоглазовой, Г. Гусаченко, В. Ходос». Учащимся было предложено распределиться по группам: «Журналисты», «Творцы», «Актеры», «Литературоведы». Внутри группы ученики выбрали для себя то направление, в котором они хотят работать. Группа «Журналистов» снимала видеоролик, работала с афоризмами и высказываниями известных людей. Ребята из группы «Творцы» создали рисунки при помощи карандаша и кисти и компьютерной графики, один ученик сочинил монолог от лица одного из главных героев рассказа. Группа «Актеры» инсценировала эпизоды из рассказов: диалог героев и литературный суд над героем. Группа «Литературоведы» интерпретировала рассказ с научной точки зрения и вывела «формулу счастья»

Пример группового проекта

Проект «Литературный суд над героем» (Ефимов Евгений, Михалев Никита, Шагдурова Юлия)

Название проекта: «Казнить, нельзя, помиловать!»

Цель проекта: выяснить идейный замысел автора в создании образа главного героя - хирурга Коноплева из рассказа Раисы Белоглазовой «Ветка багульника»

Оформление проекта: два ученика в строгих костюмах, один адвокат, другой - обвинитель

Содержание:

Судья (Шагдурова Юлия): Встать! Суд идет! Объявляется литературный суд над героем рассказа госпожи Раисы Белоглазовой «Ветка багульника». Слушание по делу объявляется открытым (стучит молотком). Обвиняемый – хирург Коноплев. Нам предстоит сегодня установить: виновен ли герой в смерти Марии Ивановны. Процесс начинается! Предварительное слушание проходит без участия обвиняемого. Защиту представляет господин адвокат. Слово предоставляется госпоже, главному обвинителю-прокурору.

Прокурор (Ефимов Евгений): в апреле …года товарищ Коноплев  в первый раз проводил до музея Марию Ивановну, далее с периодичностью в каждый день Коноплев провожал потерпевшую. Между ними завязались любовные отношения, которые продолжались до июня. В июне обвиняемый уехал на курорт, а по прибытии не захотел продолжать отношения с Марией Ивановной, испугавшись огласки. Он обидел потерпевшую, отослав назад ее подарок. Зимой Мария Ивановна скончалась от острой сердечной недостаточности.

Ваша честь, обвинение считает этот поступок трусостью и малодушием. Несчастная женщина никак не претендовала на роль его жены и не хотела скомпрометировать его. Она искренне любила Коноплева, и отдала всю себя этой любви, ничего не требуя взамен.

Адвокат (Михалев Никита): Ваша честь, мой подзащитный Коноплев, хирург от бога. Он провел множество сложнейших операций. Сын простого кочегара, он сам, без протекций, достиг медицинских высот. К его мнению прислушиваются. В отделении он пользуется авторитетом, его уважают и любят коллеги. Мой подзащитный женат, имеет двух взрослых дочерей. В отношениях с женой Антониной Ростиславовной уже нет любви, но он благодарен ей за то, что все эти годы, пока он был на работе, она заботилась о нем и создавала семейный уют. А отношения с потерпевшей действительно были, но им не суждено было развиваться, так как герой женат, имеет репутацию хорошего семьянина. Да, любовь была, мой подзащитный этого не отрицает.

Прокурор (Ефимов Евгений): Защита, но ведь героиня умерла от тоски и от обиды.

Адвокат (Михалев Никита):  Да, и мой подзащитный раскаивается в этом.

Судья (Шагдурова Юлия): Суд постановил: хирург Коноплев не виновен в смерти Марии Ивановны, но муки совести будут с ним всю жизнь. Заседание окончено (стучит молотком)

  1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

Я считаю, что сегодня на уроках просто не обойтись без использования ИКТ- технологий. Их использование повышает интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность учеников, развивает их творческий потенциал, позволяет эффективно организовать групповую и самостоятельную работу. Кроме того, способствует совершенствованию практических умений и навыков школьников, повышает эффективность обучения, качество образования (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации, разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке), включает школьников и педагогов в современное информационное пространство, способствует самореализации и саморазвитию личности ученика.

На уроках русского языка и литературы использую следующие варианты применения ИКТ: 

  • создание слайдов с текстовым изображением;
  • компьютерные тесты;
  • электронные конспекты уроков, снабжённые анимацией, речью диктора, мультимедийными эффектами.

На уроках использую различные обучающие программы и материалы для разработки и редактирования различного рода учебных программ (Power Point – для создания презентаций, текстовые редакторы Word, Excel – для создания тестов). Использую представленные на дисках словари и энциклопедии. (Например, «В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», словари).

Используемые формы, методы и средства обучения помогают разнообразить учебный процесс, проверить уровень усвоения информации.