ДИСТАНЦИОННОЕ обучение 7 класс

Токтарева Марина Анатольевна

Ребята! Мы снова работаем 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22 сентября1.1 МБ
Файл 23 сентября13.76 КБ
Файл 24 сентября14.53 КБ
Файл 27 сентября14.68 КБ
Файл 28_sentyabrya.docx16.09 КБ
Файл 29_sentyabrya.docx17.32 КБ
Файл 30_sentyabrya.docx975.59 КБ
Файл 5 октября974.08 КБ
Файл 6-7 октября649.88 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Все желтое пишем. А зеленое запоминаем- учим

Двадцать третье сентября.

Классная работа.

Выполните задания 1-5 письменно. Что-то если непонятно - звоните

1. Выпишите причастия

Синий  Зеленоватый     Синеет Зеленеет   Синеющий Зеленый       Синеватый Зеленеющий     Синь Зелень

2. Укажите словосочетания «прилагательное +существительное»

Зимняя дорога  Растаявший лед Зимующие птицы Замолкшие голоса Замерзшая река   Голубая лента 

3. Записать прилагательные с существительными, рядом однокоренные причастия.

                    Образец: темный лес – темнеющий лес.

Синий горизонт -

Желтая кувшинка -

Колючий еж --

Шумный поток -

4. Заменить причастие сочетаниями глаголов с местоимением который

Образец: читающая девочка – которая читает.

Сражающийся воин-

решаемая задача-

 отвечающий ученик-

 заданное упражнение--

5. Подобрать к причастиям подходящие по смыслу имена существительные. Определить род, число и падеж причастий  

Образец: бушующая (вода) - ж.р., ед.ч., И.п.

Горящее (   ), текущими (     ), спеющую (     ), дремлющего (        ).

Устно выполним

Сравните пары предложений, сделайте вывод о роли причастий в речи.

Мы встретили старика, который жил в избе,

которая стояла на опушке леса.

Мы встретили старика, который жил в избе,

стоящей на опушке леса.

Книга, которая лежит на столе, уже прочитана.

Лежащая на столе книга уже прочитана.

За столом сидят ученики и читают книгу.

За столом сидят ученики, читающие книгу.

Мы видим, что во втором столбике предложения построены удачнее.

Вывод: Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной.



Предварительный просмотр:

Двадцать четвертое сентября.

Склонение причастий.

1. Словарная работа

Запишите словарные слова, написанные в столбик, выделите орфограммы в них. Составить со словами словосочетания «причастие +существительное»

Колонна

Гирлянда

Калитка

2.  Объяснение нового материала

Шумящий поток – шумный поток.

Желтеющую кувшинку – желтую кувшинку.

Белеющим туманом – белым туманом.

Спеющая малина – спелая малина.

Подумайте : в чем разница между прилагательным и причастием?

ВСПОМНИМ вчера рассматривали

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – ПОСТОЯННЫЙ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

А ПРИЧАСТИЕ – ВРЕМЕННЫЙ ПРИЗНАК по действию.

А в чем сходство между ними? (род, число, падеж, окончание)

Как определяются окончания у прилагательных? Запишите!!

род, число, падеж определяются ПО РЯДОМ СТОЯЩЕМУ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ

(от существительного задается вопрос, а окончания прилагательного совпадает с окончанием вопроса). Какого? –ого, -его.

Какому? –ому, -ему.

Каким? –ым, -им.

О каком? –ом, -ем.

Какой (какою?) –ой, -ей, -ою, -ею.

Какую? –ую, -юю.

Какие? –ые, -ие.

Исключения: Именительный падеж мужского рода – какой? –ой, а может быть окончание ЫЙ – серый, чистый, или  -ИЙ – синий, яркий

3. чтение параграфа 13

ВЫВОД: ПРИЧАСТИЯ СКЛОНЯЮТСЯ КАК И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

4. Упр.79 стр 35 Просклоняем вместе РазвЕвающийся синий шарф записать в тетрадь для теоретических работ

И.п.

какОЙ?

развевающийся синий шарф

Р.п.

какОГО?

развевающЕГОся синЕГо шарфА

Д.п.

какОМУ?

развевающЕМУся синЕМУшарфУ

В.п.

\какоОЙ?

развевающийся синий шарф

Т.п.

какИМ?

развевающИМся синИМ шарфОМ

П.п.

о какОМ?

о развевающЕМся синЕМ шарфе

Остальные сами в указанных падежах – в Д.п., Т.п., П.п.

5. Выполняем  упр. 80 

Образец: от надвигающейся тучи – от какой? тучи (женский род, Р.п.ед.ч.)

6. ВСТАВЬТЕ пропущенные буквы

Поросш...м болотом, на раскачивающ...ся березу, шумящ...м потоком, в чернеющ...м лесу, у волнующ...ся озера, о бушующ...м океане.



Предварительный просмотр:

Все желтое пишем. А зеленое запоминаем- учим

Двадцать седьмое сентября.

Склонение причастий.

1. Словарная работа

Запишите словарные слова (каждое слово с новой строки), пропишите всю строчку и ЗАПОМНИТЕ их

 гирлянда,                 отразить,                 калитка,                 искриться,                         колонна 

2. устная словарная работа со словом отразить 

Первоначально в этом слове выделялся общеславянский корень -раз- («удар», «случай»). Разить означало «рубить», «ударить». Этот корень мы видим в словах поразительный, сразить, отражение, сражение и др.

3.Напишем  глаголы с этим корнем, а потом причастия.

поразить – пораженный

поражать - поражающий

 сразить – сраженный

 сражать(ся)- сражающийся, сражавшийся

отразить – отраженный,

отражать- отражающий, отражавший отражаемый

 выражать.- выраженный.

4. Карточка 1 

Перепишите, согласуя причастия с нужными по смыслу словами.

От (нависший) деревьев; вид (увядающий) сада; на (ревущий) море; вдоль (оживлённая) реки; рассказывать о (разыгравшийся) метели; (строящийся) здания; наблюдать за (скачущий) всадником; в (застывающий) воздухе; смотреть на (нарисованная) картину; сварить (протёртый) овощи; любоваться (журчащий) ручьём: отдёрнуть (занесённый) руку.

5. Карточка № 2. или упр 82 стр 36

Перепишите. Расставьте пропущенные буквы в окончаниях причастий.

Улыбающ..ся ребёнка; о наступивш.. лете; цветущ.. яблоня; с зелено-ющ.. лесу; мчащ..ся река; употухш.. костра; в застывющ.. воздухе; к расстроенн.. человеку;

за ближайш.. огородами; залетящ.. стрелой; заросш.. дорожка; на посветлеев.. небе; о клокочущ.. лаве; с проваленн.. крыши; не законченн.. работа.



Предварительный просмотр:

Все желтое пишем. А зеленое запоминаем- учим

Двадцать восьмое сентября.

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

- Что такое причастие(-самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию)

– В.И.Даль говорил о причастии: «Причастие – это часть речи, причастная глаголу, во образе прилагательного». Как понять это высказывание?

(причастие объединяет в себе свойства прилагательного и глагола).

признаки прилагательного

признаки глагола

зависят от существительного, одинаковый вопрос: какой? какая? какое?, род, число, падеж, полная и краткая форма, определение

вид, время (настоящее и прошедшее), возвратность и невозвратность, может быть сказуемым

– Чем отличается причастие от прилагательного? (причастие обозначает непостоянный признак предмета, а прилагательное постоянный, причастие можно заменить сочетанием : глагол + слово который).

– Чем отличается причастие от глагола? (причастия не спрягаются).

– Как склоняются причастия?  Каковы условия выбора окончаний в причастиях? (гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных).

– Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

От движущ..ся коло..ы, спускающ..ся г..рляндами,  отр..зивш..ся в озере луна, к отворивш..ся к..литке, осыпающ..ся листьями, соб..рающ..ся в стаи птицы

– А сейчас мы с вами начинаем исследование. Посмотрите на данные словосочетания. Запишите словосочетания

            От КАКОЙ ?              X

         X            ГДЕ?

от движущейся          колонны                      

Отразившаяся  в озере

  в калитке КАКОЙ?          X

        X              КУДА? или КАК?

к отворившейся      калитке                      

собирающиеся          в       стаи

Найдем в них главное слово. Сравним  словосочетания 1-го и 2-го столбика. Какой вывод мы можем сделать?

Причастие может быть зависимым словом в словосочетании, а может быть главным, иметь при себе зависимые слова.

 –ПРИЧАСТИЕ С ЗАВИСИМЫМИ СЛОВАМИ в грамматике называется причастным оборотом.

Сколько зависимых слов может быть в причастном обороте?

– А как вы думаете, какое причастие будет называться одиночным? (если причастие не имеет при себе зависимое слово, такое причастие называется одиночным).

Распределительный диктант.

– А сейчас задание посложнее. Распределите данные словосочетания на две группы в два столбика:  

X

 

X

а) прич.

+сущ.,                                                                        б) прич. +

сущ.

– Какие из них можем назвать причастным оборотом?

Бегущий мальчик, бегущая по волнам, любящий Родину, падающие листья, падающие с кленов, нарисованная картина, нарисованная карандашом, исполненный ученицей.

Посмотрите на предложения и запишите их в тетрадь.

За полем расположена УСАДЬБА, /заросшая цветами/.

УСАДЬБА, /заросшая цветами/, расположена за полем.

За полем расположена /заросшая цветами/ УСАДЬБА.

– Найдем причастные обороты

– Выделим с двух сторон черточками. Найдите слово в предложении, от которого можно задать вопрос к причастному обороту. Это слово называется определяемым (или главным для причастия).

– Обозначим это графически.

– Определите, каким членом предложения будет являться причастный оборот? (определением).

– – Обратите внимание на место определяемого слова и причастного оборота в предложении.

– Где могут стоять причастные обороты? (причастный оборот может стоять перед определяемым словом и после).

– Какую особенность в постановке знаков препинания вы заметили? (некоторые причастные обороты выделены запятыми, а некоторые нет).

– Сделайте вывод, когда причастный оборот выделяется запятыми.     

Стр 37 параграф 14 читайте если еще пока не поняли.

Упр 85 по образцу  



Предварительный просмотр:

Все желтое пишем. А зеленое запоминаем- учим

Двадцать девятое сентября.

Описание внешности человека.

Само слово портрет происходит от старофранцузского выражения, означающего «воспроизводить что-либо черта в черту».

Портрет — в литературном произведении изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. («Словарь литературоведческих терминов»)

Портрет — произведение изобразительного искусства, в котором запечатлен внешний облик конкретного человека (или группы людей). («Энциклопедический словарь юного художника»)

Мимика – движение лица, выражающее внутреннее душевное состояние.

Жест – телодвижение, выражающее яркий всплеск эмоций.

Поза – положение тела, выразительный язык тела.

Описание внешности ЭТО ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ

Красивое, круглое, длинное, широкое, узкое, продолговатое, скуластое, худощавое, изящное, миловидное, располагающее, симпатичное, вдохновенное, задумчивое, улыбчивое, умное, смугловатое.

Лицо

Голубые, синие, стальные, серые, зеленые, карие, черные, светлые, серые, бесцветные, блеклые, тёмные, дымчатые

Глаза

По цвету

Большие, круглые, широкие, маленькие, суженные, миндалевидные, раскосые, глубокие, бездонные, запавшие.

По форме и размеру

Быстрые, блестящие, сощуренные, смеющиеся.

Безмолвный, безжизненный, блеклый, потухший, настороженный, мертвый, ненавидящий, немой, неподвижный, спокойный, смелый, уверенный. Бархатный, бездонный, горячий, задорный, искрометный, лучистый, мерцающий, оживленный, понимающий, светлый, чудесный, энергичный, ясный, твердый,

Взгляд

Гладкий, сократовский, морщинистый, ясный, хмурый.

Лоб

Вишнёвые, карминные, нитевидные, припухлые.

Губы

Румяные, бледные, горящие

Щёки

Белокурые, черные, каштановые, русые, седые, пепельные, соломенные, огненно-смоляные, шелковистые

Волосы

Цвет

Волнистые, кудрявые, прямые, редкие, густые, жесткие, мягкие, длинные, короткие, неровно подстриженные, гладкие, ершистые.

Форма и длина

Черные, белесые, густые, редкие, круглые, длинные, вразлёт, сдвинутые, широкие, соболиные, грозные, гордые, капризные, сердитые, упрямые; нависшие.

Брови

Большой, длинный, короткий, крошечный, крупный, маленький, массивный, огромный, увесистый, тяжелый, античный, горбатый, острый, правильный, греческий, римский, классический, вздернутый, вислый, курносый, кривой, приплюснутый, широкий, клювом, крючком, пуговкой.

Нос

Гладкая, рыхлая, пористая, бугристая

Кожа

Статный, приземистый, квадратный, стройный, сутулый, сухонький, подтянутый, аккуратный, высокий, маленький, низкий, среднего роста, полный, худой (человек)

Осанка

Перед вами текст. Прочитайте его. На что обращает внимание автор, описывая бабушку? Какой вы ее представляете? Что можно сказать об отношении к ней человека, глазами которого вы смотрите на бабушку?

Говорила она, как-то особенно выпевая слова... Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце... Вся она - темная, но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.

Автор описывает речь, детально внешность: глаза, нос, зубы, осанку, походку.

Писатель своим рассказом вызывает у нас представление не только о лице и фигуре человека, но сообщает нам об изменениях в выражении лица или глаз, о' голосе, манере держаться, о походке, жестах и пр.

В литературном портрете черты внешности являются не только наружным признаком персонажа, но и служат выражению его внутренней сущности.

 А теперь выясним, какие бывают портреты. Нам помогут тексты, в которых встречаются описания портретов.

1) Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами.

Узнали?: Кто автор этого отрывка? Валек – герой произведения В. Г. Короленко “Дети подземелья” - задача этого описания показать социальное положение мальчика

2) Очередь была за Дубровским. Секретарь поднес ему бумагу. Но Дубровский стал неподвижен, потупя голову и молчал. Потом вдруг поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал....

-Вспомнили? Дубровский” А.С.Пушкин

автор хотел передать эмоциональное состояние Дубровского

3) Написать сочинение о ком- либо из близких вам людей: « Мой лучший друг», «Моя любимая бабушка», « Моя мама» и т.д.  ИЛИ из любого произведения выписать портрет героя и написать какое значение имеет это описание

.



Предварительный просмотр:

Все желтое пишем. А зеленое запоминаем- учим

ВЫПОЛНЕННЫЕ ЗАДАНИЯ ПРИШЛЕТЕ В ВОСКРЕСЕНЬЕ

Первое октября

Действительные и страдательные причастия.

ЧИТАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО!! ТОЛЬКО В ЭТОМ случае вы разберетесь с этой темой

Мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию.

Но действия бывают разные. Есть те, которые зависят от нас. А есть такие действия, которые от нас не зависят.

Например — Сын учит уроки. Он это делает сам.

Любой человек или предмет может совершать какие-то действия или быть для них объектом.

Мороженое лежит и тает (оно это делает само).

Мороженое быстро съедается (мальчиком).

Мы знаем, что одно и то же действие тоже

    может быть ПРОИЗВЕДЕНО НАД КЕМ-ТО И КЕМ-ТО.

Например: Однажды Маша разбила вазу.

Но когда пришел папа и спросил, кто это сделал, Маша закричала: «Ваза разбилась сама!»

Сравним два словосочетания с причастиями:

РАЗБИВШАЯСЯ внезапно ваза

ваза разбилась сама.

это действительное причастие

РАЗБИТАЯ девочкой ваза

ее разбила девочка

это страдательное причастие.

III. Изучение нового материала. В ТЕТРАДЬ ДЛЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ РАБОТ

Действительное причастие — от слова «действовать» — обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.

Например:

бегущий от медведя охотник 

(это тот охотник, который бежит)

Действительное причастие.

бежавший за охотником медведь 

(медведь, который бежал за охотником, но потом перестал).

Действительное причастие.

Фокусник, придумавший трюк —

«тот, который придумал трюк».

Действительное причастие.

Собака, встречающая хозяина —тоже действительное причастие.

то есть, та, которая встречает —

Действительное причастие.

Апельсины, лежащие на столе —— тоже действительное причастие.

те, которые лежат 

Действительное причастие.

Страдательное причастие — от слова страдать — обозначает признак предмета, возникший у него под воздействием другого предмета.

Давайте подумаем, почему это причастие называется страдательным.

сваренная в кипятке вишня

Вишня пострадала — ее сварили.

Страдательное причастие 

пойманный в море осьминог

Осьминог тоже пострадал — его поймали.

Страдательное причастие 

Но, конечно, страдательное причастие совсем не обязательно обозначает чьи-то страдания.  Оно может быть и СОстрадательным.

Подобранный на улице щенок 

щенок, которого подобрали

Страдательное причастие 

Обогретый теплом малыш 

малыш, которого обогрели

Страдательное причастие 

КАК ЖЕ НАМ РАЗЛИЧИТЬ, ГДЕ СТРАДАТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ, А ГДЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ?

Во-первых,

 мы можем поставить вопрос:

для действительных причастий: — КТО совершил действие, о котором идет речь,

для страдательных причастий — КЕМ совершено это действие.

сваривший — кто? — волшебник, сваривший зелье.

сваренное — кем? — зелье, сваренное волшебником.

Во-вторых, к действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.

Например:

Состарившийся башмак состарился САМ. Это действительное причастие.

А приготовленное блюдо приготовилось само? Нет, конечно, оно было приготовлено поваром.

В –третьих,  есть морфемная разница? РАЗНЫЕ СУФФИКСЫ

Эту схему записать в тетрадь для теоретических работ и ВЫУЧИТЬ!!!

1.  Распределите словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями

Съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт.

 2. упр 100 (ВНИМАТЕЛЬНО читайте задание)

3. упр 101

4. УЧИТЬ СХЕМУ

так, сегодня на уроке мы узнали, что причастия бывают действительными и страдательными. Действительные причастия обозначают признак предмета, возникший в результате действий самого предмета. Страдательные причастия обозначают признак предмета, возникший в результате воздействия на него другого предмета.

Действительные причастия можно узнать, потому что они любят ДЕЙСТВОВАТЬ.



Предварительный просмотр:

Все желтое пишем. А зеленое запоминаем- учим

Пятое октября.

1. Вспоминаем что мы знаем о причастии

1. Причастие-самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета  по действию.

2. Причастие обозначает непостоянный признак предмета, а прилагательное постоянный,

3. Причастие можно заменить сочетанием : глагол + слово который.

4. ПРИЧАСТИЕ С ЗАВИСИМЫМИ СЛОВАМИ в грамматике называется причастным оборотом

5. Причастия бывают  Записать по памяти. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!!

2. Распределительный диктант

Действительные причастия                  Страдательные причастия.

Читающий мальчик   Проезжавших мимо               поющая девочка

мигающими звездами         освещающий дорогу    бегущий спортсмен

отсутствующий ученик    изучаемый предмет        производимые травы

           создаваемый проект                           публикуемые журналы

омывающие скалы          проверенный диктант

Оцените себя!!

1-2 ошибки -" 5"

3-4 ошибки- "4"

5-6 ошибки - "3"

7-8 ошибки - "2"

Действительные причастия

Страдательные причастия.

Читающий мальчик

Проезжавших мимо

поющая девочка

мигающими звездами

освещающий дорогу

бегущий спортсмен

отсутствующий ученик

изучаемый предмет

производимые травы

создаваемый проект

публикуемые журналы

омывающие скалы

проверенный диктант

6. Причастия, как и некоторые прилагательные, имеют не только полную, но и краткую форму.

Обожаемая – обожаема

Приклеенный – приклеен

Озарённые – озарена

Запертый – заперт

Нетрудно заметить, что краткую форму могут образовывать ТОЛЬКО страдательные причастия, то есть  те, которые обозначают признак по действию, произведённому кем-то другим.

Краткие страдательные причастия настоящего времени на -ем-, -им- в современном языке почти не употребляются. Случаи типа: «Стюардесса по имени Жанна, обожаема ты и желанна» – очень редки. Они заменяются конструкцией с глаголом: вместо всеми обожаема скажут: все обожали.

Кратких действительных причастий в современном русском языке нет: они превратились в деепричастия.

Краткая форма причастий образуется от основы полной формы с помощью окончаний:

нулевого — для мужского рода,

-а — женского рода,

-о — среднего рода,

-ы — множественного числа

Например: приклеенный – приклеен, приклеена, приклеено, приклеены

Т. е., окончания кратких причастий состоят из одной буквы или могут быть нулевыми.

Как и полные, краткие причастия изменяются по родам (аппликация  приклеена к стене – листик приклеен к бумаге) и числам (аппликация  приклеена к стене –аппликации  приклеены к стене).

Однако, в отличие от полных, краткие причастия НЕ СКЛОНЯЮТСЯ (не изменяются по падежам).

Краткие причастия отвечают на вопросы каков? какова? каково? каковы? 

Дуб (каков?) спилен.

Трава (какова?) скошена

Чашки (каковы?) вымыты. 

В предложении краткие причастия, как и краткие прилагательные, являются сказуемым и стоят после подлежащего.

Учебник стр. 43-44 ЧИТАЙТЕ МАТЕРИАЛ.

Упр 104



Предварительный просмотр:

Все желтое пишем. А зеленое запоминаем- учим

Шестое октября.

1. Вспоминаем что мы знаем о причастии

1. Причастие-самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета  по действию.

2. Причастие обозначает непостоянный признак предмета, а прилагательное постоянный,

3. Причастие можно заменить сочетанием : глагол + слово который.

4. ПРИЧАСТИЕ С ЗАВИСИМЫМИ СЛОВАМИ в грамматике называется причастным оборотом

5. Причастия бывают ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ и СТРАДАТЕЛЬНЫЕ

6. Причастия имеют краткую форму. Её могут образовывать ТОЛЬКО страдательные причастия, то есть  те, которые обозначают признак по действию, произведённому кем-то другим.

Краткая форма причастий образуется от основы полной формы с помощью окончаний:

нулевого — для мужского рода, прочитан, создан, снят, решён.

-а — женского рода,                     прочитана, создана, снята, решена

-о — среднего рода,                           прочитано, создано, снято, решено

-ы — множественного числа       прочитаны, созданы, сняты, решены.

2.А сегодня рассмотрим ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ параграф 18. Читаем стр 47 и стр 50

и записываем схематично в тетрадь ДЛЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ РАБОТ

ЧИТАЕМ СХЕМУ.  Действительные причастия настоящего времени образуются от переходных или непереходных глаголов совершенного или несовершенного вида с помощью суффиксов  - ущ-, -ющ-, если образовываем от глагола  I спр  

С помощью суффиксов -ащ- -ящ- если образовываем от глагола  II спр

 таять (I спр.) — они та-ют — та-ющ-ий на солнце лёд;

стелиться ( I спр.) — они стел-ют-ся — стел-ющ-ийся туман;

зависеть (II спр.) — они завис-ят — завис-ящ-ие от обстоятельств;

 спорить (II спр.) — они спор-ят — спор-ящ-ий до хрипоты.

Действительные причастия прошедшего  времени образуются от НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ формы глагола  совершенного или несовершенного вида с помощью суффиксов  -вш- или –ш-               смотре-ть — смотре-вш-ий;

 приклеи-ть — приклеи—вш-ий;

зада-ть — зада-вш-ий;

Чтобы правильно написать безударный глагольный суффикс перед суффиксом

 –ВШ-  или - Ш-, СОХРАНЯЕМ гласную (он же суффикс) в Н,Ф,  перед суффиксом -вш-. ЭТО У ВАС ТОЖЕ В УЧЕБНИКЕ ЕСТЬ!!! Стр 50 в примерах это хорошо видно. Запишите их. Можно тоже в тетрадь для теорет. работ

виде-ть — видевшие молнию;

почуя-ть — почуявший дичь;

зависе-ть — зависевший от погоды;

близи-ться — близившиийся рассвет;

опротиве-ть — опротивевший всем;

лакоми-ться — лакомившийся шоколадом;

обиде-ть — обидевший сестрёнку;

мери—ть — меривший шагами комнату;

затея-ть — затеявший веселую игру клоун;

выздорове-ть — выздоровевший ребёнок.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ СДЕЛАТЬ  ФИЗМИНУТКУ!!!

3. письменно Упр 107

4. Упр 113 (выполняйте  задания)

Жду работы. Если непонятно, приходите, будем разбираться вместе. АРТЁМ, ты куда пропал? Потом будешь после уроков сидеть. Просто так отметку не нарисую. Тетради приносим, передаем  в школу. Я вам поставлю отметки. Будьте внимательны. Очень много ошибок.