Использование современных оценочных средств

Кондратьева Наталья Викторовна

Пояснительная записка

 

      Педагогическая диагностика

     Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

     Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и

организовывать свою деятельность);

• художественной деятельности;

• физического развития.

        Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

        В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

_________________________________________________________________________________________________

 (название образовательной организации)

 Диагностика индивидуального развития детей

 5—6 лет с ТНР

 202__ / 2__ учебный год

 Группа __________

 Педагоги (Ф. И. О. полностью, должность):

 1. _____________________________________________________________________________

 2. _____________________________________________________________________________

 3. _____________________________________________________________________________

 4.______________________________________________________________________________

                                       

Диагностический инструментарий

Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, в которой имеются компенсирующие группы для детей 5—6 лет с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) или комбинированные группы с вариантом комплектации детьми с ТНР этого возраста.

Предлагаемые критерии оценки развития ребенка соответствуют Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н. В. Нищевой (3-е изд., перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018) — рецензия ФГБОУ ВО «УдГУ», протокол № 6 от 27.06.2019 г. заседания Учебно-методической комиссии Института

педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «УдГУ» (источник: http://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/478- programma-n-v-nishcheva). Также следует отметить, что эти критерии оценки достижений ребенка 5—6 лет с ТНР соответствуют общевозрастным

  достижениям, что обеспечивает возможность продолжить обучение в общеразвивающей группе детского сада (при необходимости).

Данное пособие позволяет оценить не только индивидуальные достижения ребенка 5—6 лет с ТНР, но и общегрупповые тенденции педагогического процессе в конкретной группе, то есть позволяет определить, какая образовательная область или их сочетание нуждается в пристальном внимании педагогов для получения наилучших результатов воспитанниками.

Стандартизация данных педагогической диагностики обеспечивается уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл/уровень, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе. Система педагогической диагностики (мониторинга) содержит пять образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 г. с изменениями на 21 января 2019 г.): «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе компенсирующей/комбинированной направленности и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения. Обратите внимание, что последовательность образовательных областей в предлагаемом пособии соответствует Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н. В. Нищевой.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

  • низкий уровень 1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
  • низко-средний уровень 2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
  • средний уровень 3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
  • средне-высокий уровень 4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
  • высокий уровень 5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов). Для проведения сравнительного анализа используется подсчет средних значений по

достижениям конкретного ребенка и по отдельному параметру оценивания каждой образовательной области.

Технология работы с таблицами проста и включает три этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются цифры (баллы, уровни) в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все цифры сложить (по строке) и разделить на количество параметров,

округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения адаптированной программы, так как отражает, насколько качественно ребенок усвоил данную образовательную область.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все цифры сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей и комбинированной направленности — для подготовки к групповому медико-психолого-педагогическому совещанию/консилиуму), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения адаптированной программы, так как отражает качество образования в группе по данной образовательной области (правый нижний угол).

Двухступенчатая система педагогической диагностики (мониторинга) позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и своевременно определять детей 5—6 лет с ТНР с проблемами в усвоении материала при групповой форме работы. Это важный момент, так как часть детей с ТНР имеют сопутствующие нарушения развития, что не отражается в заключении психолого-медико-педагогической комиссии. Это позволяет разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов и родителей в аспекте повышения их психолого-педагогической компетенции в вопросах обучения и воспитания, что регламентировано ФГОС ДО и Стандартом педагога.

Этап 3. Получив средние значения по параметрам развития ребенка (по строке), по параметрам оценки образовательной области (по столбцу), по общему результату по образовательной области (правый нижний угол) или качеству образования в группе в целом (средние значения сложить по пяти образовательным областям и разделить на пять), следует соотнести их с интервалами нормативных значений. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов педагогической диагностики (мониторинга) детей данного возраста.)

  • Средние значения больше 3,8 указывают на нормативные варианты развития ребенка (оценка по строкам) / достаточный уровень реализации

содержания адаптированной программы ДОО (оценка по столбцам).

  • Средние значения в интервале от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза

(оценка по строкам), а также незначительных трудностей в организации педагогического процесса в группе (оценка по столбцам).

  • Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту (оценка по строкам), а также о

необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру / данной образовательной области (оценка по столбцам).

Для удобства оценивания педагогического процесса выделены отдельные таблицы для записи средних значений по направлениям, часть из

которых объединена для удобства диагностики, в каждой образовательной области, что позволяет сформулировать выводы и перспективные задачи коррекционно-развивающей работы. Выводы формулируются на основании анализа всех параметров оценки по образовательной области, а также, общего уровня усвоения образовательной области и ее отдельных направлений.

Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе.

При необходимости образовательное учреждение может расширить количество оцениваемых параметров по каждой образовательной области с учетом особенностей материально-технического обеспечения педагогического процесса.

Таким образом, данный диагностический подход позволяет не только оценить индивидуальные особенности развития ребенка, но и определить успешность реализации педагогического процесса в группах для детей с ТНР.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Направление 2. Формирование целостной картины мира

Таблица 2.1

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

Называет основные цвета

Называет оттенки цвето

Может самостоятельно характеризовать свойства и качества предметов, определять свойства ,цвет, величину, форму, назначение , детали и  части предмета

Может объяснить назначение бытовой техник

Имеет элементарное представление о Российской Армии и о профессии военных

Может определить профессии (пять-семь) и подобрать к ним атрибут

Умеет называть некоторые материалы (бумага, дерево, металл, пластмасса)

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1.

среднее значение

Окончание таблица 2.1

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

Называет времена года в правильной последовательности

Правильно определяет принадлежность явлений природы по сезонам

Знает и соблюдает некоторые правила поведения в природе

Имеет элементарное представление о космосе и планетах

Правильно определяет  последовательность частей суток, правильно их называет

Имеет представления о днях недели, и называет их

Среднее значение (по направлению)

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1.

среднее значение

Направление 1. Развитие математических представлений

Таблица 2.1

№ п/п

Ф.И.О .ребенка

Владеет навыками счета в прямом порядке до10

Отчитывает предметы из большего количества в пределах 10

Правильно отвечает на вопросы6 (сколько всего? Который по счету?

Умеет сравнивать рядом стоящие числа (со зрительной опорой)

Может сравнивать множества и уравнивать их разными способами

Умеет составлять числа из единиц в пределах 5

Называет части, умеет сравнивать целое и часть

Понимает что результат счета зависит от расположения предметов и направлении счета

Количественного счета

Порядкового счета

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

Н

Н

К

1.

среднее значение

Окончание таблица 2.1

№ п/п

Ф.И.О. ребенка

Узнает и различает плоские и объемные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат , прямоугольник, треугольник, шар, куб , цилиндр.)

Правильно собирает разрезные картинки (из 4-8 частей, все виды разрезов)

Умеет ориентироваться на плане, схеме группы, определяет и  называет положение предмета  относительно другого

Умеет сравнивать предметы с помощью условной меры по длине, ширине, высоте

Умеет пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже, шире, длиннее, короче)

Группирует предметы по двум – трем признакам (цвету, форме, размеру, материалу)

Среднее значение (по направлению)

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1.

среднее значение

Обобщение результатов педагогической диагностики

по направлениям ОО «Познавательное развитие»

Учебный год

Формирование целостной картины мира

Развитие математических

представлений

Средний балл/уровень (итоговый)

Начало

Конец

Выводы (начало учебного года):_________________________________________

Выводы (конец учебного года): _____________________________________________-

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие »

Направление 1. Формирование общепринятых норм поведения. Формирование гендерных и общегражданских чувств.

Развитие игровой деятельности

Таблица 3.1

№ п/п

Ф.И.О .ребенка

Понимает эмоциональное состояние детей, умеет выражать сочувствие и оказывать помощь, заботу социально приемлемом виде

Понимает различие в правилах поведения мальчиков и девочек. Демонстрирует правильные образцы поведения

Узнает и называет некоторые достопримечательности поселения

Узнает и называет государственные символы (герб, флаг) и столицу РФ по фото (Кремль, Красная площадь)

Соблюдает правила совместных со сверстниками игр(сюжетно-ролевые, эстафетные, настольно-печатные)

Использует предметы заместители в самостоятельной игре

Правильно оценивает свои поступки и поступки других

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1.

среднее значение

Окончание таблица 3.1

№ п/п

Ф.И.О. ребенка

Самообслуживание полностью сформировано

Хочет участвовать в хозяйственно-бытовой деятельности, наводить порядок в группе и на участке., выполняет обязанности дежурного по столовой, на занятиях, в  уголке природы

Выполняет трудовые поручения, выбирает необходимые орудия труда и отслеживает результат(выполнил, не выполнил)

Соблюдает правила этикета за столом, при встрече и прощании, по просьбе

Проявляет интерес к ручному труду. Планирует свою деятельность, адекватно оценивает результат

Среднее значение (по направлению)

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

К

Н

Н

К

1.

среднее значение

НАПРВЛЕНИЕ 2. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, ПРИРОДЕ.

Таблица 3.2

№ п/п

Ф.И.О .ребенка

Может опознать специальный транспорт н объяснить свой выбор

Знает и называет некоторые дорожные знаки («Дети», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход»,  «остановка общественного транспорта»,  «велосипедная дорожка»

Правильно называет домашний адрес, телефон родителей, Ф.И. родителя. (родителя, законного представителя)

Соблюдает правила безопасного поведения

Среднее значение (по направлению)

В группе

На прогулке

С незнакомыми людьми

С бродячими животными

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1.

среднее значение

Обобщение результатов педагогической диагностики

по направлениям ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Учебный год

Формирование общепринятых норм поведения

Формирование гендерных и общегражданских чувств

Развитие игровой деятельности

Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе

Средний балл/уровень (итоговый)

Начало

Конец

Выводы (начало учебного года): ____________________________________________________________________________________________________________

Выводы (конец учебного года): __________________________________________________________________________________________________________________

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

НАПРАВЛЕНИЕ 1. ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

                                                                                                                                                                                                                                             Таблица 4.1

№ п/п

Ф.И.О. ребенка

Слушает произведение

до конца, правильно отвечает на вопросы, подбирает иллюстрации к содержанию текста

Может определить жанр литературного произведения (сказка, рассказ, стихотворение)

Правильно отвечает на вопросы по прочитанному/ прослушанному тексту, дает характеристики героев

Умеет пересказывать знакомые тексты

со зрительной опорой

Выразительно рассказывает стихи

Среднее значение (по направлению)

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

К

Н

Н

К

1.

среднее значение

НАПРАВЛЕНИЕ 2. КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                                                                                                                                                                                                                                             Таблица 4.2

№ п/п

Ф.И.О. ребенка

Умеет выделять и называть части построек, определять их назначение

н пространственное

расположение

Может собирать разрезные картинки из шести и более частей с разными видами разрезов, кубики — из девяти

Умеет создавать узоры из палочек, мозаики по схеме и по инструкции

Умеет строить из разных

конструкторов постройки

по образцу, схеме, описанию

Умеет сгибать лист бумаги вчетверо, создавать

объемные фигуры

(корзинка, кубик, лодочка)

Среднее значение (по направлению)

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

К

Н

Н

К

1.

среднее значение

НАПРАВЛЕНИЕ 3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                                                                                                                                                                                                                                             Таблица 4.3

№ п/п

Ф.И.О. ребенка

Рисование

Аппликация

Лепка

Среднее значение (по направлению)

Правильно держит карандаш, кисть, соблюдает алгоритм рисовании красками композиции

В рисунках есть изображения предметов и явлений, сюжетные композиции

Передает в рисунке движение, правильно располагает в пространстве

Правильно называет некоторые росписи

с опорой на предмет, или его изображение, или элемент росписи (Полхов-Майдан, Городец, Гжель)

Правильно держит кисть для клея, соблюдает алгоритм аппликации

Создает из готовых геометрических форм орнаменты (по образцу и по представлению), образы предметов окружающего мира

Пользуется ножницами, правильно их держит, режет по прямой, преобразовывает одни фигуры в другие (квадрат в круг)

Использует разные приемы работы с пластилином, лепит мелкие детали

Создает из пластилина объемные одиночные предметы, в том числе человека, соблюдает пропорции

Создает из пластилина ооъемиые сюжетные композиции, в том числе декоративные

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1.

2.

3.

среднее значение

НАПРАВЛЕНИЕ 4. МУЗЫКАЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                                                                                                                                                                                                                                             Таблица 4.4

№ п/п

Ф.И.О. ребенка

Правильно называет жанр музыкального произведения (песня, танец, марш)

Правильно называет жанр музыкального произведения (песня, танец, марш)

Правильно называет жанр музыкального произведения (песня, танец, марш)

Правильно называет жанр музыкального произведения (песня, танец, марш)

Различает на слух народную, классическую и современную музыку

Называет некоторых композиторов

Умеет играть в оркестре на разных детских

музыкальных инструментах

Среднее значение (по направлению)

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1.

среднее значение

Обобщение результатов педагогической диагностики
по направлениям ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Учебный год

Восприятие художественной литературы

Конструктивно-
модельная деятельность

Изобразительная
деятельность

Музыкальная
деятельность

Средний
балл/уровень
(итоговый

Начало

Конец

Выводы (начало учебного года): ___________________________________________________________________________________________________________

Выводы (конец учебного года): _________________________________________________________________________________________________________________

Образовательная область «Физическое развитие»

Направление 1.Физическая культура

Таблица 5.1

№ п/п

Ф.И.О. ребенка

Умеет ходить на носках, на пятках,

на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена, в полуприседе, перекатом с пятки на носок, мелким

и широким шагом, приставным шагом влево и вправо

Умеет ходить в колонне по одном', по двое, по трое

Умеет бегать на носках, с высоким подниманием колена, в колонне но одному, по двое, «змейкой», врассыпн) ю, с преодолением препятствий

Умеет ползать на четвереньках с опорой на колени и ладони, на животе

по гимнастической скамейке

Прыгает на двух ногах на месте,

с продвижением вперед, перепрыгивает

через препятствие

Прыгает разными способами:

ноги скрестно - ноги врозь, одна нога

вперед - другая назад

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

К

Н

1.

среднее значение

                                                                                                                                                                                                                                              Продолжение табл. 5.1

№ п/п

Ф.И.О. ребенка

Умеет прыгать в длину с места и с разбега

Умеет прыгать в высоту с разбега

Умеет прыгать через короткую и
длинн' ю скакалку на двух ногах

Умеет прокатывать обручи, мячи в заданном направлении

Умеет подбрасывать мяч вверх и ловить его двумя руками и с хлопками, бросать мяч о землю и ловить двумя руками

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1.

среднее значение

Продолжение табл. 5.1

№ п/п

Ф.И.О. ребенка

Умеет отбивать мяч на месте более 10 раз

Умеет метать предметы в горизонтальную

и вертикальную цели

Правильно участвует

в различных построениях: колоннах, шеренгах, кругах

Умеет выполнять упражнения без предметов, с предметами, соблюдает исходное положение

Умеет играть в спортивные игры (элементы): городки, баскетбол, футбол, хоккей

Включается в подвижные игры, соблюдает правила

Участвует в играх-эстафетах, соблюдает правила

передвижения

Среднее значение (по направлению)

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1.

среднее значение

Направление 1. Формирование основ здорового образа жизни

Таблица 5.2

№ п/п

Ф.И.О. ребенка

Навыки  самообслуживания сформированы (умеет следить за состоянием одежды, прически, чистотой рук и ноггей)

Знает некоторые полезные и неполезные для здоровья продукты

Знает назначение частей тела и некоторых органов, может рассказать о6 этом

Воспроизводит некоторые пальчиковые игры на одной и двух руках

Умеет самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, аккуратно складывать одежду

Умеет удерживать двумя пальцами мелкие предметы, переносить и класть

в маленькую емкость

Среднее значение (по направлению)

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1.

среднее значение

Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Физическое развитие»

Учебный год

Физическая культура

Формирование основ

здорового образа жизни        

Средний
балл/уровень
(итоговый)

Начало

Конец

Выводы (начало учебного года): ___________________________________________________________________________________________________________

Выводы (конец учебного года): _________________________________________________________________________________________________________________

Обобщение результатов педагогической диагностики
по всем образовательным областям на 2022 /23 учебный год

Учебный год

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-
коммуникативное
развитие

Художественно-
эстетическое
развитие

Физическое
развитие

Средний
балл/уровень
(итоговый)

Начало

Конец

Основные выводы по результатам педагогической диагностики

Педагогический процесс организован на_______________уровне.

Следует обратить внимание на трудности реализации образовательной(-ых) области(-ей) « ___________развитие»  в следующих аспектах:___________________

1._______________________________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________________________

В индивидуальной помощи нуждаются следующие дети:

1.«Речевое развитие»:_______________________________________________________________________________

2. «Познавательное развтитие»:______________________________________________________________________

3. «Социально-коммуникативное развитие»:________________________________________________________________

4. «Художественно-эстетическое развитие»:________________________________________________________________

5. «Физическое развитие»:________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

_________________________________________________________________________________________________

 (название образовательной организации)

 Диагностика индивидуального развития детей

 6—7 лет с ТНР

 202__ / 2__ учебный год

 Группа __________

 Педагоги (Ф. И. О. полностью, должность):

 1. _____________________________________________________________________________

 2. _____________________________________________________________________________

 3. _____________________________________________________________________________

 4.______________________________________________________________________________

Диагностический инструментарий. 

Диагностика индивидуального развития детей подготовительной группы с ТНР (с 6 до 7 лет) разработана кандидатом психологических наук, практикующим педагогом-психологом и учителем-дефектологом детей дошкольного возраста Верещагиной Натальей Валентиновной. Данное пособие помогает оценить не только индивидуальные достижения ребенка 6 – 7 лет с ТНР, но и общегрупповые тенденции педагогического процесса в конкретной группе, т. е. позволяет определить, какая образовательная область или их сочетание нуждается в пристальном внимании педагогов для получения наилучших результатов воспитанниками. 

Стандартизация данных педагогической диагностики обеспечивается уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл/уровень, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе. Система педагогической диагностики (мониторинга) содержит пять образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки №1155 от 17 октября 2013 г. с изменениями на 21 января 2019 г.): «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе компенсирующей/комбинированной направленности и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы  учреждения. Обратите внимания, что последовательность образовательных областей в предлагаемом пособии соответствует Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н. В. Нищевой.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

Низкий уровень (1 балл)  – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

Средний уровень (3 балла)  – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

Высокий уровень (5 баллов)  – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, – в начале и в конце учебного года. Для проведения сравнительного анализа используется подсчет средних значений по достижениям конкретного ребенка и по отдельному параметру оценивания каждой образовательной области.

Технология работы с таблицами включает 3 этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются цифры (баллы, уровни) в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения адаптированной программы, так как отражает, насколько качественно ребенок усвоил данную образовательную область.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей и комбинированной направленности — для подготовки к медико-психолого-педагогическому совещанию/консилиуму), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения адаптированной программы, так как отражает качество образования в группе по данной образовательной области (правый нижний угол).

Двухступенчатая система педагогической диагностики (мониторинга) позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и своевременно определять детей 6 – 7 лет с ТНР с проблемами в усвоении материала при групповой форме работы.

Этап 3. Получив среднее значение по параметрам развития ребенка (по строке), по параметрам оценки образовательной области (по столбцу), по общему результату по образовательной области (правый нижний угол), следует соотнести их с нормативными значениями.

Средние значения больше 3,8 указывают на нормативные варианты развития ребенка – достаточный уровень реализации содержания программы.

Средние значения в интервале от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе.

 Средние значения менее 2,2, будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области.

Диагностика позволяет сформулировать выводы и перспективные задачи. Выводы формулируются на основании анализа всех параметров оценки по образовательной области, а также общего уровня усвоения образовательной области и ее отдельных направлений.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

НАПРАВЛЕНИЕ 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРИНЯТЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ И ОБЩЕГРАЖДАНСКИХ ЧУВСТВ. РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п/п

ФИО ребенка

Понимает эмоциональное состояние детей и взрослых, умеет выражать сочувствие и оказывать помощь в социально приемлемом виде

Правильно определяет мужские и женские профессии и атрибуты к ним

Может назвать три (и более) достопримечательности родного поселения

Может организовать настольно-печатные, подвижные и сюжетные игры и умеет соблюдать правила

Соблюдает последовательность трудовых операций: при подготовке к занятиям, поливе растений, уборке снега/песка и т.д.

Соблюдает правила безопасного поведения (и может рассказать о них)

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

В группе

На прогулке

С незнакомыми людьми

С бродячими животными

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

НАПРАВЛЕНИЕ 2. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, ПРИРОДЕ

№ п/п

ФИО ребенка

Знает правила безопасного обращения с некоторыми электроприборами

Знает некоторые правила безопасного поведения с огнем

Имеет элементарные представления о безопасности дорожного движения

Правильно называет свой домашний адрес, телефон родителя, Ф.И.О. родителя (родителей, законных представителей)

Соблюдает правила этикета за столом, при встрече и прощании, при просьбе

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

Определяет назначение некоторых дорожных знаков

Называет правила перехода через дорогу по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу

Называет правила пользования общественным транспортом

Называет правила безопасной поездки в личном автомобиле

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО

«Социально-коммуникативное развитие»

Учебный год

Формирование общепринятых норм поведения. Формирование гендерных и общегражданских чувств. Развитие игровой деятельности

Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе

Средний балл/уровень

(итоговый)

Начало

Конец

Выводы (сентябрь) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы (май) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образовательная область «Познавательное развитие» (мир природы и мир человека)

НАПРАВЛЕНИЕ 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА

п/п

ФИО ребенка

Называют основные цвета

Называют оттенки цветов

Называют мужские и женские профессии (по четыре)

Называют свой адрес, имена родителей

Умеют ориентироваться на плане-схеме группы, участка

Называет и опознает некоторые достопримечательности родного поселения

Называет и опознает государственные символы (герб, флаг, гимн) и столицу РФ по фото (Кремль, Красная площадь)

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

п/п

ФИО ребенка

Называют времена года в правильной последовательности (вперед и назад)

Правильно определяет принадлежность признаков времен года по сезонам

Знает некоторые сезонные в жизнедеятельности диких животных

Знает некоторые сезонные изменения в росте и развитии растений

Знает и соблюдает некоторые правила поведения в природе

Имеет элементарное представление о космосе, планете, первом космонавте

Имеет элементарное представление об армии, солдатах, вооружении

Среднее значение

(по направлению)

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Образовательная область «Познавательное развитие»

НАПРАВЛЕНИЕ 2. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

п/п

ФИО ребенка

Владеет навыком количественного счета до 10

Владеет навыком порядкового счета до 10

Знает и называет цифры от 0 до 9

Называет предыдущее и последующее число в заданном ряду

Может увеличивать и уменьшать заданные числа на 1

Умеет раскладывать заданное число на два меньших

Умеет придумывать и решать задачи на сложение и вычитание до 10

Умеет пользоваться математическими знаками +, -, =

В прямом порядке

В обратном порядке

В прямом порядке

В обратном порядке

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

п/п

ФИО ребенка

Называет геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал; объемные геометрические формы: куб, шар, цилиндр

Ориентируется на плоскости и в пространстве (вверху, внизу, слева, справа, выше, ниже, левее, правее)

Ориентируется на плане, схеме группы/участка

Называет дни недели и месяцы года

Умеет определять время по часам

Сравнивает предметы с помощью условной меры по длине, ширине высоте, толщине

Умеет группировать предметы по трем-четырем признакам

Умеет делить целое на две, четыре, восемь равных частей, правильно называет части

Среднее значение (по направлению)

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО

«Познавательное развитие»

Учебный год

Формирование целостной картины мира

Развитие математических представлений

Средний балл/уровень

(итоговый)

Начало

Конец

Выводы (сентябрь) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы (май) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

НАПРАВЛЕНИЕ 1. ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

п/п

ФИО ребенка

Аккуратно обращается с книгой, рассматривает иллюстрации, умеет подбирать их к содержанию текста

Правильно отвечает на вопросы по прочитанному/прослушанному тексту, дает характеристики героев

Умеет пересказывать знакомые тексты по плану и от лица героев

Выразительно рассказывает стихи

Умеет определить жанр литературного произведения (сказка, рассказ, стихотворение)

Среднее значение (по направлению)

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итоговый показатель по группе

(среднее значение)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

НАПРАВЛЕНИЕ 2. КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

п/п

ФИО ребенка

Умеет создавать поделки из природного материала по представлению

Собирает разрезные картинки из пяти и более частей с разных видами разрезов

Умеет создавать узор из палочек, мозаики по схеме и по инструкции

Строит из разных конструкторов по схеме в горизонтальной и вертикальной плоскостях постройки, объединенные общей темой

Умеет сгибать лист бумаги по линиям и создавать поделки из бумаги

Среднее значение (по направлению)

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итоговый показатель по группе

(среднее значение)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

п/п

ФИО ребенка

Рисование

Аппликация

Лепка

Среднее значение (по направлению)

Правильно держит карандаш, кисть, соблюдает алгоритм рисования красками

В рисунках есть изображения предметов и явлений (опознаются, в пояснениях не нуждаются), сюжетные композиции

Фигура человека и лицо имеют все прорисованные части, на руках – правильное количество пальцев

Может назвать несколько известных картин и художников

Правильно называет пять и более росписей с опорой на предмет или его изображение или элемент росписи

Правильно держит кисть для клея, соблюдает алгоритм аппликации

Создает из готовых геометрических форм орнаменты (по образцу и по представлению), образы предметов окружающего мира

Пользуется ножницами, правильно их держит, режет по прямой и изогнутой линиям

Использует разные приемы работы с пластилином в соответствии с их назначением (пять и более)

Создает из пластилина объемные одиночные предметы и сюжетные композиции по образцу, инструкции и по представлению

Может самостоятельно создать картину из пластилина (с учетом сочетания цветов) и с использованием стеки

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО

«Художественно-эстетическое развитие»

Учебный год

Восприятие художественной литературы

Конструктивно-модельная деятельность

Изобразительная деятельность

Средний балл/уровень

(итоговый)

Начало

Конец

Выводы (сентябрь) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы (май) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обобщение результатов педагогической диагностики

по всем образовательным областям на 2022 -2023 учебный год

Учебный год

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Средний уровень (итоговый)

Начало

Конец

Основные выводы по результатам педагогической диагностики

Педагогический процесс организован на ____________________ уровне.

Следует обратить внимание на трудности реализации образовательной (-ых) области (-ей) «_____________________ развитие» в следующих аспектах:

  1. _______________________________________________________________________________________________________________________
  2. _______________________________________________________________________________________________________________________
  3. _______________________________________________________________________________________________________________________

В индивидуальной помощи нуждаются следующие дети:

  1.  «Познавательное развитие»: ______________________________________________________________________________________________
  2. «Социально-коммуникативное развитие»: __________________________________________________________________________________
  3. «Художественно-эстетическое развитие»: __________________________________________________________________________________