Шпаргалки от наставника

Ситдикова Динара Закуановна

Предварительный просмотр:

Сенсорная интеграция

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем возрасте, когда происходит усиленное физическое и психическое развитие детей, обогащается их сенсорный опыт.

 Сенсорное развитие включает в себя развитие ощущений, восприятий, представлений, т.е. всю систему работы анализаторов. А сенсорная интеграция – это упорядочение, организация ощущений, получаемых от разных органов чувств.

Сенсорная интеграция -это взаимодействие всех органов чувств, позволяющее создавать адекватный ответ, то есть обоснованное и целенаправленное действие в ответ на ощущение. Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящем в головном мозге.

Существуют основные сенсорные системы: тактильная, проприоцептивная, вестибулярная, обонятельная, зрительная, слуховая и вкусовая. Если слуховая, обонятельная, зрительная и вкусовая системы начинают работать на более поздней стадии развития, то и нарушается развитие ребенка.

Предлагаем игры и упражнения, направленные на сенсорное развитие.

Общие рекомендации:

  • Упражнения направлены на развитие потенциала, который не в полной мере развит у ребенка.
  • Перед началом упражнений необходимо повести предварительную оценку развитию ребенка, для оптимального подбора соответствующих игр.
  • Необходимо постепенно вводить в деятельность ребенка упражнения сенсорно-интегративной коррекции.
  • Упражнения целесообразно делать регулярно и систематически.
  • Игры и упражнения можно использовать в любой удобный режимный момент (перед едой, перед началом образовательной деятельности, на прогулке)
  • Целесообразно начинать коррекцию с тех сенсорных каналов, которые достаточно развиты, а постепенно вводить стимуляцию слабых каналов.
  • Упражнения могут быть использованы как для стимуляции отдельных сенсорных каналов (зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного и гравитационного), если в каком либо, из них обнаруживаются элементы дезинтеграции, так и в комплексе.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ И ГРАВИТАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Основная цель данных упражнений – стимулировать вестибулярный аппарат,

улучшить чувство равновесия, ощущение положения тела в пространстве и способность восстанавливать равновесие. У некоторых детей это может снизить боязнь движения.

Вестибулярное раскачивание

Материал: доска-качалка с мягким верхом, вестибулярная доска, скамья-качалка, лодка-качалка, кресло-качалка

Ход упражнения: посадите ребенка на качалку. Попросите его взяться обеими руками за стороны качалки. Предложите ему покачаться несколько минут вперед-назад.

При необходимости помогите: даже если раскачивать качалку будете вы, ребенок извлечет пользу из этого упражнения.

Варианты проведения:

- Используйте различные устройства качалки.

- Качайте ребенка из стороны в сторону.

- Предлагайте ему различные позы: качаться на четвереньках, на коленях, стоя на одном колене (одно колено поднято, другое опущено), стоя.

Кружимся вокруг оси

Материал: вращающаяся доска

Ход упражнения: посадите ребенка на крутящуюся доску и попросите его скрестить ноги. Попросите ребенка покружиться, отталкиваясь обеими руками от пола. Ребенок может начать кружиться в любую сторону, затем следует сменить направление. Позвольте ему самостоятельно выбирать скорость и продолжительность движения. Можно установить разумное ограничение по времени – пять или десять минут. Если ребенок очень боится, не заставляйте его выполнять задание. В этом случае медленно покрутите ребенка (с его разрешения!) от трех до пяти раз, а затем увеличивайте число поворотов и скорость постепенно, пока ребенок не захочет самостоятельно выполнить задание. При необходимости помогите: ребенок извлечет пользу из упражнения даже в том случае, если его крутит педагог.

Варианты проведения

- Используйте мини-карусель.

- Используйте вращающийся конус.

- Попросите ребенка скатиться вниз по склону холма, наклонной доске или любой плоской поверхности.

- Катайте ребенка в бочке: быстро, медленно, под разную музыку

- Закрутите качели вокруг оси, затем отпустите и дайте учащемуся покружиться; следите, чтобы качели не ударили других учащихся.

Меры предосторожности

- Никогда не кружите ребенка, склонного к эпилептическим приступам.

- Никогда не кружите шунтзависимого ребенка (часто детям с гидроцефалией устанавливают шунтирующую систему, в которой «избыточный» ликвор выводится в естественные полости организма)

«Покачай головой»

Ход упражнения: ребенок должен знать понятия «да» и «нет» и правильно отвечать, качая или кивая головой. Удостоверьтесь, что ребенок удобно сидит на полу или на стуле. Задавайте ему шуточные вопросы, предполагающие ответ «да» или «нет» (например: «В классе идет снег?», «Ты любишь есть мороженое на завтрак?»). Попросите его отвечать с помощью движений головы. Позвольте ему самому решать, сколь долго он

сможет кивать и качать головой.

Варианты проведения: если ребенок не понимает значение слов «да» и «нет», адаптируйте задание: попросите ребенка просто качать головой.

«Прыгаем как животные»

Материалы: гимнастический коврик или другая мягкая поверхность, мягкие игрушки – животные

Ход упражнения: попросите ребенка встать на мягкую поверхность, например на гимнастический коврик или ковер. Он должен выбрать животное, прыгать, как это животное, и изображать его голос и повадки (он может вести себя как кролик, изображая руками длинные уши; как кенгуру, прижимая к животу мяч вместо кармана; как обезьяна, почесываясь и издавая звуки). Помогите, если это необходимо.

Варианты проведения: ребенок может прыгать по комнате, следуя за педагогом, другим учащимся или источником звука (держась за плечо проводника).

«Кто меня толкнул»

Ход упражнения: посадите ребенка на пол и попросите его вытянуть ноги вперед и положить расслабленные руки на колени. Прошагайте» пальцами вверх по телу ребенка от ступней до плеч. Дойдя до плеч, слегка толкните его вправо, влево, вперед или назад. Ребенок должен восстановить равновесие.

Варианты проведения:

- Предлагайте ребенку выполнять задание в разных позах: на четвереньках, на коленях, стоя на одном колене (одно колено поднято, другое опущено), стоя.

- Попросите ребенка сесть на качающуюся поверхность, например на доску-качалку с мягким верхом, вестибулярную доску или скамью-качалку.

- Если у ребенка зрение сохранно, попросите его закрыть глаза или наденьте на глаза повязку.

«Прыгаем на мяче»

Материал: гимнастический мяч или мяч для лечебной физкультуры – выберите подходящий для ребенка размер (ему должно быть удобно сидеть, поставив ступни на пол).

Ход упражнения: предложите ребенку сесть на гимнастический мяч, поставив ноги на пол и положив руки на мяч по бокам. Попросите ребенка попрыгать вверх и вниз пять-десять минут, не падая с мяча.

Варианты проведения:

- Используйте мяч с ручками.

- Попросите ребенка раскачивать мяч из стороны в сторону, перенося вес.

- Поиграйте с ребенком в ладушки, когда он сидит на мяче.

- Положить ребенка грудью или животом на большой мяч, придерживая сначала за туловище, затем за колени, и потом за голеностопные суставы мягко раскачивая, руки у ребенка, в этом случае, остаются свободные для опоры перед собой.

«Катаемся на скутерборде»

Материал: доска на колесиках, веревка

Ход упражнения: посадите ребенка на доску и попросите его скрестить ноги. Завяжите большой узел или сделайте петлю на одном конце веревки и попросите ребенка держаться за эту петлю. Медленно потяните ребенка вперед. Постепенно повышайте скорость, позволяя ребенку контролировать нагрузку. Изменяйте скорость и маршруты.

Варианты проведения:

- Ребенок может лечь на живот.

- Ребенок может самостоятельно толкать доску в разных направлениях и принимать различные позы.

Вместо веревки можно использовать эластичную веревку или эспандер

Прыжки на батуте. Ребенку необходимо прыгать вверх-вниз, пытаясь сохранить равновесие. Ребенку, возможно, потребуется помощь – опираться на педагога. При выполнении данного упражнения необходимо следить за техникой безопасности.

«Поймай меня»

Ход игры: ребенок выполняет падание на руки взрослого, стоя к нему лицом, затем спиной. Когда ребенок уже будет готов к этому, можно пробовать тоже самое с закрытыми глазами.

«Перейди через пропасть»

Ход игры: под присмотром взрослого ребенку предлагается перейти с одной возвышающейся поверхности на другую, не становясь на пол.

«Перелезание через стулья»

Ход игры: ставится 2 стула спинками друг к другу, ребенку необходимо перелезть с одного стула на другой. Упражнение хорошо проводятся с двумя детьми, при этом им нужно помогать друг другу.

«Колечко»

Ход игры: дети, собравшись в кружок и выбрав водящего, под его счет собирают колечки из пальцев. Внезапно водящий командует: «Без среднего! – и игроки продолжают перебор, пропуская средний палец. Затем следует команда: «Без мизинца!» и т. д.

Темп счета убыстряется, ошибавшийся выходит из игры.

«Ухо и нос»

Ход игры: эту игру можно провести, сидя за столом. Всем предлагается взяться левой рукой за кончик носа, а правой рукой – за мочку левого уха. По хлопку ведущего необходимо поменять положение рук, то есть левой рукой взяться за мочку правого уха, а правой рукой – за нос. Сначала промежутки между хлопками длинные, а потом ведущий увеличивает темп игры, и промежутки между хлопками становятся все меньше и меньше. Побеждает тот, кто дольше всех продержался и не запутался в руках, носах и ушах.

Игры с мячиком. Все игры с мячом, направлены на улучшение вестибулярной системы, можно использовать «съедобное – несъедобное», «я знаю…».

«Ходьба по линии»

Материал: линия (полоса) шириной 3-4 сантиметра в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Большой диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной.

Цель: координация движений, тренировка равновесия. Сознательно прочувствовать собственное тело, испытать состояние внутреннего покоя через концентрацию.

Ход игры: дети сидят вокруг эллипса. Они удалены от него настолько, чтобы не касаться его ногами. Педагог один раз проходит по линии, стараясь при этом обратить внимание ребенка на постановку всей ступни вдоль линии и на естественность ходьбы. Пальцы ступни и каблук находятся на линии. На этом примере ребенок понимает ходу упражнения. Затем педагог одного за другим называет детей по имени и просит каждого начать упражнение. Постепенно все дети группы принимают участие в упражнении. Наблюдая, педагог замечает трудности отдельных детей и может потом тактично

вмешаться, высказывая общие пожелания, например, «Мы стараемся заступать точно на линию».

«Между двух берегов»

Материал: две скакалки кладем рядом с друг другом, начиная с расстояния 50 см, постепенно уменьшая расстояние до 10 см. Задача – ходьба между линий, стараясь не наступать на края.

«Переступаем через веревочку»

Материал: для игры потребуется веревка, которую необходимо положить на пол.

Задача: ноги ставить с двух сторон от веревочки.

«На носочках»

Ход игры: возьмите бубен или барабан и стучите в него сначала тихо, потом громче и наконец, очень громко. Дети бегают на носочках. Если бубен звучит тихо, нужно идти, звук становится громче – идти широким шагом, еще громче – бежать. Чем чаще вы меняете ритм, тем веселее игра.

«Футбол бумажным пакетом». Надуть бумажный пакет. Играть им в футбол, дети должны соотносить силу удара об пакет, чтобы он не порвался.

«Снежки» – известная игра на улице, когда позволяет погода, но необходимо, ловить снежки поочерёдно правой или левой рукой.

«Мыльные пузыри». Используются мыльные пузыри, необходимо ловить сначала левой рукой, затем правой. Кроме того, для развития вестибулярной и гравитационной системы можно использовать такие упражнения, как прыжки с возвышением, постепенно увеличивая высоту, хождение по гимнастической скамейке, традиционные игры с потешками, такими как «По кочкам», «Кто на лодочке плывет…» и т.д. Поощряйте использование ребенком качелей, горок и другого оборудования на детской игровой площадке. Если есть возможность, поставьте в классе или дома кресло качалку, чтобы ребенок, если захочет, мог качаться во время отдыха. Если ребенок достаточно мал, можно проводить занятия, усадив ребенка к себе на колени. Постепенно сводите свое участие в выполнении задания к минимуму:

сядьте рядом с ребенком, затем подстраховывайте его рукой, потом поощряйте устно. Помните о мерах предосторожности. При использовании качалки, карусели и другого оборудования следите за тем, чтобы ребенок не упал во время движения. Проводя активные игры, убирайте из помещения все предметы, о которые ребенок может удариться.

Следите за проявлениями защитного поведения (уклонение, гримасы, замыкание в себе, недовольные возгласы). В случае негативной реакции нужно прекратить занятие. Возобновляйте его постепенно, позволяя ребенку контролировать процесс. Он должен сам определить, в каком объеме он способен вытерпеть вестибулярную стимуляцию.

Игры и упражнения для развития моторного планирования

Игры и упражнения на развитие системы моторного планирования, как правило,включают в себя последовательность действий и движений.

«Делай как я»

Ход упражнения: попросите ребенка повторять за вами движения: прыгать, вращать руками, бегать на месте, выполнять глубокие приседания, похлопывать себя по голове, прикасаться к пальцам на ногах и т.д. При необходимости помогите ребенку.

«Полоса препятствий»

Материал: стулья, столы, подушки, мягкие модули.

Ход упражнения: составьте полосу препятствий из различных предметов, которые нужно обходить, перешагивать или перелезать. При необходимости помогите ребенку пройти через полосу препятствий. Следите за соблюдением техники безопасности.

Варианты проведения:

- Пройдите маршрут в обратную сторону.

- Изменяйте элементы полосы препятствий.

- Изменяйте способ прохождения маршрута: ползком, на коленях, вприпрыжку

«

Ходим как животные»

Ход упражнения: попросите ребенка пройти по комнате так, как это сделали бы разные животные: попрыгать как кролик или кенгуру, проскользить как змея, пройти на четвереньках как собака или кошка, пройти боком как краб, пройти вразвалку как утка и т.д. При необходимости помогите ребенку. По мере освоения упражнения, можно усложнять маршрут движения.

«Квадратные коврики»

Материал: несколько отрезков ковролина размером 30x30 см (при работе со слабо видящими детьми выберите ковролин контрастного по отношению к полу цвета); слуховые подсказки (используйте щелкающее или пищащее устройство, хлопайте или щелкайте пальцами.

Ход упражнения: составьте прямую дорожку из ковриков, положив их на равных расстояниях друг от друга. Попросите ребенка перешагнуть на другой коврик, предоставляя при необходимости слуховые подсказки. Проведите ребенка до конца маршрута. При необходимости помогите ему.

Варианты проведения:

- Предложите ребенку прыгать с одного коврика на другой.

- Предложите ему прыгать с коврика на коврик на одной ноге.

- Изменяйте расстояние между ковриками.

- Изменяйте маршрут.

- Предложите ребенку пройти по маршруту спиной вперед.

«Гигантские шаги»

Материал: несколько картонных коробок с отрезанным верхом.

Ход упражнения: выложите несколько коробок в ряд так, чтобы их стороны соприкасались. Попросите ребенка перешагивать из одной коробки в другую. При необходимости помогите ему.

- Изменяйте маршрут.

- Изменяйте высоту коробок.

- Постепенно увеличивайте расстояние между коробками

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ СИСТЕМЫ

Общая цель данных упражнений и игр – стимулировать проприоцептивную систему (восприятие сигналов от мышц, связок, суставов), улучшить осознание тела, ощущение положения тела в пространстве и оптимальное приложение силы.

Мешок-комбинезон

Материал: мешок-комбинезон

Ход упражнения: попросите учащегося залезть в мешок-комбинезон (для этого ему может потребоваться ваша помощь). Попросите его вытягивать руки и ноги в разные стороны. Надевая мешок-комбинезон, ребенок должен чувствовать его прикосновение и натяжение по всей длине от ног до головы.

Объединяющая эластичная веревка

Материал: широкая эластичная веревка, сшитая в кольцо.

Ход упражнения: попросите детей встать в круг, взяться обеими руками за веревку на уровне поясницы и потянуть веревку в разных направлениях. Можно попросить детей отойти назад, натягивая веревку, тянуть веревку руками.

Меры предосторожности: смотрите за тем, чтобы дети не тянули веревку слишком сильно – иначе они могут потерять равновесие или травмировать друг друга Движение – это ключевой фактор развития проприоцептивной системы. Поэтому для стимуляции движения могут быть полезны некоторые задания, из других разделов (развитие вестибулярной и гравитационной системы, моторное планирование, развитие тактильной системы, двусторонней координации)

- «Катаем мяч»

- «Прыгаем как животные»

- «Прыгаем на мяче»

- «Катаемся на скутерборде»

- Прыжки на батуте

- «Гребля»

- «Поочередные прыжки»

- «Делай как я»

- «Полоса препятствий»

- «Ходим как животные»

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВУСТОРОННЕЙ КООРДИНАЦИИ

Общая цель данных упражнений – скоординировать работу двух сторон тела и развить способность ребенка к согласованному двустороннему движению.

«Качание»

Материал: вестибулярная доска, доска-качалка с мягким верхом, скамья-качалка.

Ход упражнения: посадите ребенка на качалку лицом вперед. Попросите его взяться руками за качалку с обеих сторон. Предложите ему покачаться из стороны в сторону. Можно также использовать гамак или качели-мешок и раскачиваться из стороны в сторону, вперед-назад.

«Гребля»

Материал: скутерборд (доска на колесах).

Ход упражнения: попросите ребенка сесть на скутерборд или встать на него на колени. Предложите ему «грести», передвигая доску вперед и назад с помощью обеих рук.

Он может сначала использовать обе руки, а затем чередовать их.

Варианты проведения:

Можно использовать небольшой коврик из ткани или мат вместо скутерборда. Изменяйте маршрут движения: прямой, извилистый, по кругу.

«Тележка»

Ход упражнения: попросите ребенка лечь на пол и подтянуться на руках вверх, выпрямив локти (изображая садовую тележку). Возьмите его за ноги. Предложите ему пройтись на руках. Соблюдайте технику безопасности, следите, чтобы ребенок не упал из-за слабости рук.

Варианты проведения:

- Изменяйте маршрут движения: прямой, извилистый, по кругу.

- Организуйте эстафету с группой детей

«Парашют»

Материал: парашют (большой многоугольник, сшитый из легкой ткани).

Ход упражнения: попросите детей взяться за парашют обеими руками. Попросите их разойтись в стороны, чтобы парашют натянулся. Дайте им задание поднимать и опускать руки, удерживая парашют.

Варианты проведения:

- Положите в центр парашюта мячи или воздушные шары и попросите детей сбросить их, поднимая и опуская руки

- Используйте другие материалы: обруч, простыню, одеяло.

«Поочередные прыжки»

Ход упражнения: попросите ребенка встать прямо, опустив расслабленные руки по сторонам. Дайте ему задание по очереди прыгать два раза на правой ноге и один раз на левой, пока вы не попросите его остановиться. При необходимости помогите ему.

Варианты проведения:

- Меняйте инструкции. Например, попросите попрыгать три раза на левой ноге и два раза на правой.

-  Предложите ребенку запрыгивать в обруч и выпрыгивать из него.

«Не роняй крахмальный шарик»

Материал: крахмал, вода, миска

Ход упражнения: смешайте крахмал и воду и вылепите из получившейся массы шарик. Попросите ребенка продолжать лепить шарик, перенося его из одной руки в другую.

Меры предосторожности: будьте особенно внимательны при работе с детьми с чувствительной кожей, аллергиями или сыпью. Следите за детьми, которые могут положить материалы в рот.

«Хоп-хлоп»

Ход упражнения: несколько раз хлопните в ладоши в определенной ритмической последовательности. Попросите ребенка повторить последовательность хлопков. Можно

стучать ладонями по столу или по полу, использовать палочки вместо рук.

«Прыжок кенгуру»

Материал: легкий мяч

Ход упражнения: попросите ребенка встать прямо, опустив расслабленные руки по сторонам. Попросите его держать между коленями предмет, например мяч. Предложите ему попрыгать, держа ступни вместе.

Варианты проведения:

- Попросите ребенка встать прямо, опустив расслабленные руки по сторонам.

- Попросите его держать между коленями предмет, например мяч.

- Предложите ребенку попрыгать, держа ступни вместе

Меры предосторожности: удостоверьтесь, что предмет не слишком тяжелый, чтобы задание было посильным.

«Поймай кольцо»

Материал: пластиковые кольца, палочка

Ход упражнения: попросите ребенка встать в устойчивое положение. Дайте ему палочку и попросите держать ее обеими руками. Бросайте кольца ребенку, а он должен их ловить на палочку, не сдвигая ноги с места.

Варианты проведения:

- Ребенок может взять палку и попытаться попасть по мячику, висящему на веревке.

- Если ребенок тотально слепой, используйте мячик, издающий звуки.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТАКТИЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Общая цель данных упражнений – предоставить ребенку тактильные ощущения и повысить терпимость к тактильной стимуляции. Некоторые задания призваны также улучшить способность ребенка к различению материалов на ощупь. Игры и упражнения на развитие тактильной системы поощряют стремление ребенка к осознанному исследованию окружающего мира. Поэтому используемые материалы должны различаться текстурой, температурой, весом.

«Поймай игрушку»

Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, улучшение внимания и скорости реакции у ребенка.

Ход игры: педагог касается мягкой игрушкой разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где игрушка. Можно использовать игрушки различной фактуры.

«Чудесный мешочек»

Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, тренировка дифференциации собственных ощущений.

Ход игры

1. В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

2. «Определи на ощупь» – в мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.).

Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный – короткий, толстый– тонкий, большой – маленький, узкий – широкий и т. д.

3. «Узнай фигуру» – на столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Платочек для куклы»

Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, тренировка дифференциации собственных ощущений (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани).

Ход игры: детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, тренировка дифференциации собственных ощущений.

Ход игры: Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

«Узнай предмет по контуру»

Ход игры: ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Догадайся, что за предмет»

Ход игры: на столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Найди пару»

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

Ход игры: ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

«Коробка с текстурами»

Материал: обувная коробка с прорезанным отверстием достаточного размера, чтобы в него проходила рука; карточки размером 5x5 см с различными текстурами (наждачная бумага, ткань, алюминиевая фольга, мех, атлас, кожа, вата, перья, дерево, пластик); подготовьте по две карточки с текстурой каждого вида.

Ход игры: положите карточки с текстурами в коробку или мешок. Попросите ребенка просунуть руку в коробку, вытащить одну карточку и описать ее: шероховатая, гладкая, мягкая, твердая, легкая, тяжелая, липкая, скользкая и т.д.

Варианты проведения:

- По мере того как ребенок будет все лучше осваивать задание, добавляйте текстуры, которые сложнее описать: твид, шелк, целлофан и т.д.

- Попросите ребенка найти две карточки с одинаковой текстурой.

- Предложите ему выложить текстурные карточки в ряд от самой шероховатой ксамой гладкой, от самой тяжелой к самой легкой, от самой жесткой к самой мягкой.

- Изготовьте карточки разных форм: квадраты, круги и т.д.

«Найди ящичек»

Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами:

вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно. Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.

«Что в мешочке»

Ход игры: ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).

«Отгадай цифру» (букву)

Ход игры: на ладошке ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву), которую он определяет с закрытыми глазами.

«Что это?»

Ход игры: ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

«Собери матрешку»

Ход игры: двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку – кто быстрее.

«Прочитай».

Ход игры: играющие становятся друг за другом. Стоящий позади пальцем пишет на спине партнера буквы, слова, цифры, рисует фигуры, предметы. Стоящий впереди отгадывает. Потом дети меняются местами.

«Золушка»

Ход игры: дети (2–5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

«Угадай, что внутри»

Ход игры: играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

«Шариковый бассейн»

Материал: надувной бассейн, наполненный шариками

Ход упражнения: попросите ребенка залезть в бассейн и сесть. Спрячьте под шариками одну из частей тела ребенка. Назовите часть тела, прикрытую шариками, или попросите его сделать это.

Варианты проведения:

- Предложите ребенку подвигаться как- будто он плавает.

- Спрячьте среди шариков различные предметы и попросите ребенка их найти.

- Это задание можно выполнять в уменьшенном масштабе, спрятав предметы в миске с макаронами или рисом

Меры предосторожности: обращайте особое внимание на детей, которые могут положить в рот небольшие предметы

«Тактильная дорожка»

Материал: ортопедические резиновые коврики, куски картона, пузырчатой упаковочной пленки, линолеума, ткани и т.д

Ход упражнения: выложите на полу дорожку из различных материалов: плотных ковриков, упаковочной пленки, линолеума, картона и т.д. Попросите ребенка пройти по ней босиком или проползти по дорожке на четвереньках.

Варианты проведения:

- Используйте разнообразные материалы.

- Выкладывайте различные маршруты (изогнутые, извилистые, круговые).

- Изменяйте способ прохождения маршрута (вприпрыжку, на коленях, на цыпочках).

- Обсуждайте ребенком различные типы поверхностей под ногами, когда он ходит босиком (трава, песок, ковер, тротуар).

«Сотри точку»

Материал: мел, мука, пудра, махровая ткань, клубок пряжи, флисовый мячик, отрезок ковра размером с ладонь.

Ход упражнения: нарисуйте на руке, ноге или любой другой части тела ребенка точку мелом, мукой или пудрой. Попросите его стереть точку с помощью полотенца или кусочка ткани.

Варианты проведения:

- Попросите  ребенка назвать часть тела, с которой он стирает точку.

- Нарисуйте мелом на отрезке ковра несложный рисунок или букву и попросите ребенка стереть рисунок с помощью ладоней и предплечий.

Меры предосторожности: будьте внимательны при работе с детьми с чувствительной кожей, аллергиями или сыпью.

«Смеси»

Материал: пальчиковые краски, глина, смесь песка и муки, мокрый песок, земля,

смесь муки и воды

Ход упражнения: ребенок помещает руки в различные смеси и ощущает различия между ними.

Варианты проведения:

- Ребенок может рисовать пальцами и ступнями, используя различные смеси вместо краски.

- Спрячьте в различных материалах предметы и попросите учащегося их найти.

Меры предосторожности: обращайте особое внимание на учащихся, которые могут положить в рот небольшие предметы. Возможно, в данном случае, следует работать только со съедобными материалами.

«Один или два раза»

Ход упражнения: попросите ребенка закрыть глаза или, если это необходимо, завяжите ему глаза. Дотроньтесь до ребенка пальцем и проверьте, может ли он правильно определить, к какому месту вы прикоснулись и сколько раз: прикоснитесь один раз к одному участку, дотроньтесь до двух разных мест одновременно, сделайте то же самое последовательно.

«Рисуем на руке»

Материал: карандаш с ластиком.

Ход упражнения: попросите ребенка закрыть глаза или, если это необходимо, завяжите ему глаза. С помощью ластика на конце карандаша начертите на тыльной стороне ладони какую-либо фигуру (линию, круг, крест, квадрат). Попросите его назвать эту фигуру. Если ребенок знает печатные буквы или цифры, используйте их вместо геометрических фигур.

«Называем пальцы»

Ход упражнения: попросите ребенка поместить руку под стол. Осторожно потяните его за один из пальцев. Попросите его назвать палец, за который вы потянули. Если

ребенок не может назвать палец, попросите его пошевелить им. Это задание может оказаться сложным для детей младше шести лет.

«Катаем мяч»

Материал: большой надувной мяч, гимнастический мяч или мяч для лечебной физкультуры, мягкий валик.

Ход упражнения: попросите ребенка лечь на живот. Прокатите по его телу большой мяч (с легким нажимом). Попросите его затем перевернуться на спину. Еще раз прокатите по нему мяч.

Для развития тактильной системы целесообразно использовать различные виды игр для развития мелкой моторики, любые виды рукоделия, бисероплетение, рисование и раскрашивание, собирать пирамидки, доставать предметы, нанизывать крупные бусины и колечки; рвать бумагу, катать «колбаски» из пластилина; застегивать пуговицы.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТАКТИЛЬНО-ЗАЩИТНЫМ

ПОВЕДЕНИЕМ (ЗАЩИТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТАКТИЛЬНЫМСТИМУЛАМ):

  • Иногда ребенок может некоторое время терпеть тактильную стимуляцию, прежде чем начнет открыто проявлять признаки защитного поведения.
  • Ребенок может плохо осознавать границы собственного тела, поскольку не чув-
  • ствует их.
  • Способность к тактильному различению у разных детей может находиться на противоположных концах возможного диапазона – от практически отсутствующей до прекрасно развитой.
  • Постепенно вводите новые тактильные материалы и позволяйте ребенку самостоятельно определять, как долго он сможет вытерпеть каждое упражнение.
  • Не заставляйте ребенка доводить до конца задание, которое вызывает у него отвращение. В случае проявлений защитного поведения (уклонение, гримасы, замыкание в себе, недовольные возгласы) немедленно прекращайте занятие.
  • Возобновляйте работу постепенно, применяя достаточно плотный нажим.

Позвольте ребенку выполнять задания в комфортном для него темпе.

  • При нарушении сенсорной чувствительности всегда предупреждайте ребенка, чтовы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди.
  • Помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими.
  • Учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье).
  • Если ребенок избегает прикосновения с незнакомыми предметами, целесообразнее использовать знакомые игрушки (предметы), их можно, например, прятать под одежду ребенка и искать.
  • Если же у ребенка наблюдается постоянная потребность в тактильном контакте (дети постоянно обнимаются, при чем, делают это очень крепко, любят залезать в тесные места), то в работе с такими детьми целесообразно использовать тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развитие мелкой моторики, работа с материалами разной фактуры и плотности.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

«Сложи полоски». Нарезаются полоски, отличающиеся длиной на 1 см. Диапазон полосок от 3 см до 16 см. Надо сложить полоски в лесенку, но не соприкасаясь с друг другом.

«Найти предмет указанной формы». Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).

«Из каких фигур состоит машина?». Дети должны определить по рисунку, какие

геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов,

кругов и т. д.

 

«Коврик»

Цель: учить располагать предметы на плоскости, закреплять знание геометрических

фигур, цифр, название основных цветов, и дополнительных.

Материалы: коврик, разделенный на 9 квадратов с липкой лентой в каждом, фишки по вашему усмотрению, которые располагаются над квадратиками (бабочки разного

цвета, цветы трех цветов по три штуки, геометрические фигуры, цифры).

Варианты игры

1. «Продолжи ряд»:

– на верхней полоске расположи синие цветы, а на нижней – зеленые;

– продолжить ряд сверху вниз, снизу вверх, справа налево и наоборот.

2. «Кто где живет»:

– посмотри на мой образец, назови, где находятся цветы (с середине, в центре, справа, слева, вверху, внизу), и на своем коврике выложи точно также;

– воспитатель дает указание, где расположить предметы, а затем показывает образец.

3. «Назови по цвету» дети называют, какого цвета бабочка, где она сидит, используя

слова «в центре», «над», «под», «справа», «слева». В старшем возрасте добавляются ба-

бочки другого цвета и в речь добавляются слова «правый верхний угол», «левый нижний угол» и другое.

4. «Закончи предложение» В центре располагается …..; Вверху находится...; Внизу располагается…; Справа находится ….; Слева располагается ... «Заполни пустые клетки» дети находят пропущенные цифры и располагают их на свои места.

5. «Найди клад» закрыть все квадратики бабочками (цветочками, геометрическими

фигурами, цифрами) и сказать, что клад находится под розовой бабочкой, или в верхнем правом углу, или в среднем ряду на втором по счету месте слева направо и так далее.

6. «Назови соседа» расположить геометрические фигуры или цифры во всех клетках

и попросить назвать, например, соседей цифры пять справа, слева или соседей круга

вверху, внизу, справа, слева.

«Коврик» – 2

Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.

«Найди предмет такой же формы». Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе

геометрические фигуры, на другом – предметы. Например, круг и предметы круглой

формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец,

желудь и т. д.).

«Какая фигура лишняя?». Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала

и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.

«Составь целое из частей». Составить конструкцию из 2 – 3 геометрических фигур

по образцу.

Варианты: составить конструкцию по памяти, по описанию; составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8-9).

«Определи правильно». Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит замок.

 «Зрительный диктант». Дети запоминают орнамент из 3-4 геометрических фигур,

складывают его по памяти. Со временем можно увеличивать количество фигур.

«Определи форму предмета». Перед ребенком разложены карточки с изображением предметов: телевизор, дом, стол, люстра, торшер, кровать и др. Педагог предлагает в соответствующую прорезь перфокарты с вырезанными геометрическими фигурами

вписать название мебели, изображение которой похоже на данную геометрическую фигуру.

«Что изменилось?» Ребенку предлагают рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и т. д.) и отвернуться (выйти из

комнаты). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.

«Найди ошибку». Ребенку предлагают карточку с неправильными написаниями: слов – одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя); примеров – сделана ошибка на вычисление, цифра написана зеркально и др.; предложений – пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию и т. д.).

«Найди отличия». Детям предлагают рассмотреть парные картинки с признаками различий (карточки букв и цифр с различным написанием, различным изображением одних и тем же геометрических фигур и т. д.) и найти эти признаки различия, сходства.

«Наложенные изображения». Ребенку предъявляют 3–5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

«Спрятанные изображения». Ребенку дают изображения, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.

«„Зашумленные“ изображения». Предъявляют контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать.

«Парные изображения». Предъявляют два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие до 5-7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия. При успешном выполнении, количество отличий можно увеличивать.

«Незаконченные изображения». Предъявляют изображения с недорисованными элементами, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать).

«Точечные изображения». Предъявляют изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их.

«Перевернутые изображения». Предъявляют схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180°. Требуется назвать их.

«Разрезанные изображения» Предъявляют части 2-3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.). Требуется собрать из этих частей целые изображения.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

«Различай веселую и грустную музыку». Детям выдают по 2 карточки. Одна из них раскрашена в яркие, светлые, веселые тона, соответствующие веселой музыке, другая – в холодные, мрачные, соответствующие грустной музыке. Прослушав музыку, дети показывают карточку, условно обозначающую данный характер музыки.

«Тихо и громко». Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую – топает ногами.

Варианты проведения:

- можно предложить детям использовать свои произвольные варианты движений,

соответствующие силе звучания музыки; – использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький – тихо;

- на громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне,

на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне; – на громкую музыку рисовать широкие и яркие полоски, на тихую – узкие и более бледные;

- найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика.

«Угадай, какой музыкальный инструмент звучит». Детям раздают карточки с изображением музыкальных инструментов или демонстрируют настоящие музыкальные инструменты. Включается магнитофонная запись со звучанием одного из них. Ребёнок, угадавший по тембру музыкальный инструмент, показывает нужную карточку и

называет его.

 

«Далеко – близко». У водящего закрыты глаза. Кто-то из детей называет имя водящего то близко от него, то на расстоянии. Водящий должен по голосу узнать того, кто назвал его имя.

«Будь внимателен».

Цель игры: дети обучаются быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы. Ход игры: Дети свободно маршируют под музыку. Педагог дает разные команды, а дети имитируют движения названного животного. Например, «аист» – стоять на одной ноге, «лягушка» – присесть и скакать вприсядку, «птицы» – бегать, раскинув руки, «зайцы» – прыгать и т. д.

«Определи, что слышится» Из-за ширмы доносятся различные звуки: переливающейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой – тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; упавшего на стол ключа, судейского свистка, звонка будильника и др. Нужно определить, что слышится. Шумы могут быть записаны на телефон и отражать шумы окружающего мира (мурлыкание кошки, скрип двери, шум машин, храп, дождь и т.д.) – ребенку необходимо определить, что за шум.

«Шумящие коробочки».

Материал: несколько коробочек (можно использовать киндер-сюрпризы), которые заполнены различными материалами (железными пробками, маленькими деревянными брусочками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого).

Ход игры: ребенку предлагают проверить шумы всех коробочек. Затем педагог просит дать коробочку с тихим шумом, а потом с громким шумом. Ребенок выполняет. Вариант: ребенок находит одинаковые коробочки.

«Слушай и выполняй». Педагог называет несколько действий, но не показывает их. Дети должны повторить эти действия в такой последовательности, в какой они были названы. Например: повернуть голову направо, повернуть голову вперед, опустить голову вниз, поднять голову; повернуться налево, присесть, встать, опустить голову.

«Что слышно?» По сигналу педагога внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь, предлагается послушать и запомнить, что там происходит. Затем каждый ребенок должен рассказать, что происходило.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБОНЯТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Игровое упражнение «Поможем Тузику»

Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное – несъедобное. Материал: разложены по пластиковым одноразовым стаканчикам продукты питания: хлеб, шоколад, фрукты; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста.

Ход игры: предложить детям от имени Тузика, который потерял нюх и зрение, определить по запаху съедобные для него продукты.

Игровое упражнение «Фрукт или овощ?»

Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты.

Материал: разложенные по пластиковым одноразовым стаканчикам кусочки фруктов и овощей (банан, огурец, яблоко, апельсин, лимон, лук и т.д.).

Ход игры: предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи.

Игровое упражнение «Что приготовил повар на обед?»

Это игровое упражнение лучше проводить во время обеда.

Цель: развитие обоняния, вкуса.

Ход игры: предложить детям по запаху определить меню сегодняшнего обеда. Например: щи, гороховый или рыбный суп и т.д. Подтвердить запах вкусовыми качествами блюда.

Игровое упражнение «Коробочки с запахами».

Цель: дифференциация запахов с помощью обоняния.

Материал: два набора по 8 контейнеров из под Киндер-сюрпризов с маленькими отверстиями в каждом, наполненные остро пахнущими веществами (кофе, гвоздика, корица, ванилин, цедра, чеснок и т.д.).

Ход игры:

1 этап – предложить детям понюхать все контейнеры одного набора, затем воспитатель вынимает контейнеры из второго набора – предлагает понюхать и сравнить запахи двух наборов, до тех пор пока не найдется пара для каждого контейнера.

2 этап – предложить детям проделать подобное упражнение с закрытыми глазами (т.к. при отсутствии зрительного восприятия – возможность восприятия других органов чувств усиливается).

Улучшение обоняния можно достигнуть, занимаясь по нескольким направлениям. Способствуют улучшению обоняния любые занятия физкультурой, так как они улучшают общее кровообращение. Но, прежде всего, это относится к гимнастике лица. Хорошо восстанавливают и улучшают обонятельные способности упражнения, восстанавливающие местное кровообращение в верхней части носа. Ускорить этот процесс можно прогреванием верхней части носа.

Упражнение для мышц, расширяющих ноздри, выполняется очень просто: во время вдоха раздувайте ноздри как можно шире в течение 5-6 секунд, с выдохом расслабьте мышцы; повторите упражнение ещё 4 раза.

Упражнение для носовой мышцы (она находится в крыльях носа) также желательно делать 5 раз с напряжением во время вдоха на 5-6 секунд: надавите пальцем на кончик носа и, одновременно, носом надавите на палец с максимально возможной силой и потяните вниз нижнюю губу; движения быть не должно, не должны двигаться и другие мышцы лица.

Упражнение для мышцы гордецов (она – над переносицей) делается на тех же условиях: положите один или два пальца на середины бровей; надавите пальцами на брови, а брови со всей силой пытайтесь сдвинуть к переносице, но брови при этом даже шевелиться не должны. Способствует улучшению обоняния упражнение дыхания через нос. Выполните это

упражнение, обращая особое внимание на движение воздуха по верхней части носа, через верхний носовой ход, то есть через область расположения обонятельных рецепторов.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙС НАРУШЕНИЯМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ1

Развитие вестибулярной системы

  • Двигательный опыт крайне важен для развития ребенка. Ежедневно выделяйте время на подвижные игры, включающие раскачивание, скольжение, прыжки и другие активные движения;
  • Подталкивайте ребенка не к пассивным, а к самостоятельным активным движеиям, которые он инициирует и регулирует самостоятельно;
  • Занятия, требующие скорости и быстрых движений, особенно с изменением их направления, стимулируют и воодушевляют;
  • Занятия с медленными ритмическими движениями – раскачиваниями, колебаниями – успокаивают;
  • Наблюдайте за реакциями вашего ребенка на различные виды двигательной активности, стараясь подметить, что побуждает его к действию, а что успокаивает;
  • Никогда не кружите ребенка слишком сильно или слишком долго;
  • Попытайтесь стимулировать ребенка к различным занятиям (чтению, игре, раскрашиванию) в положении лежа на животе, опираясь на локти;
  • Подбадривайте ребенка, когда ему хочется заняться чем-либо, что требует поддержания равновесия, например катанием на коньках, ездой на велосипеде, борьбой и т.д.;
  • Включите в ваше расписание игры с участием обеих сторон тела, например прыжки со скакалкой, плавание, греблю, игру на музыкальном инструменте и т.д.;
  • Попробуйте занятия, стимулирующие координацию движений глаз, головы и рук:игру с мячом, кидание предметов, настольный теннис и т.д.;

ПРЕОДОЛЕНИЕ ГРАВИТАЦИОННОЙ НЕУВЕРЕННОСТИ У РЕБЕНКА

  • Помогайте ребенку постепенно приспосабливаться к тем видам активности, которые вызывают у него страх. Например, если ребенок боится качаться на качелях,сначала попробуйте качели, где он может касаться ногами земли, или посадите его наколени и качайтесь вместе;
  • Иногда почувствовать себя в большей безопасности помогает дополнительная проприоцептивная стимуляция (ощущение давления на мышцы, суставы и туловище). Например, если ребенок боится ходить по лестнице, попробуйте придерживать его за
  • бедра, мягко надавливая. Иногда это действует лучше, чем если просто держать его за руку;
  • Помогайте ребенку двигаться с той скоростью и в том направлении, которые для него наиболее комфортны;
  • Если ребенка тревожит наклон назад, не пытайтесь заставлять ребенка выполнить его, пока он не готов смириться с этими ощущениями;
  • Вовлечение в игру и развитие воображения могут отвлечь ребенка от неприятных физических составляющих ситуации и придать ему смелости;
  • Попытайтесь сделать так, чтобы, выполняя действия, не вызывающие страха, ребенок прикрывал глаза: это помогает «настроиться» на ощущение положения своеготела в пространстве;
  • Иногда, для усиления чувства безопасности при движении или лазании, полезна дополнительная нагрузка весом (например, утяжелители на кисти или лодыжки или небольшой рюкзак, наполненный рисом или фасолью);
  • Не торопите ребенка, когда он пробует выполнять пугающие его действия.

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

  • Возможно, вы заметили, что чем больше ваш ребенок пытается освоить новые действия, тем сильнее он путается, становится менее координированным и в результате все глубже погружается во фрустрацию. Старайтесь предупреждать такие ситуации, ободряйте ребенка словесно и поначалу помогите ему несколько раз выполнить новую задачу;
  • Тактильные, пространственно-телесные и двигательные ощущения – все они нужны, чтобы помочь ребенку почувствовать свое тело и понять, как двигаться в пространстве. Виды активности, стимулирующие эти ощущения, способствуют и более эффективному планированию действий;
  • Разделение задачи на более мелкие шаги, с которыми легче справиться, позволит ребенку почувствовать свои силы и повысить самооценку;
  • Задания, в которых надо карабкаться, пролезать под предметами или сквозь них, например занятия на площадке с различного рода турниками и полосами препятствий, помогут ребенку сформировать базовые навыки управления телом при передвижении,
  • понять, как это делается;
  •  Задачи, основанные на подражании, например игра «делай как я» или копирование движений пальцев и рук под музыку стимулируют развитие такого вида планирования движений, при котором требуется наблюдение и имитация;
  • Вовлекайте ребенка в игры с простыми устными инструкциями, это учит планировать действия при отсутствии зрительных подсказок;
  • Развивайте у ребенка способность планировать серии действий, например, определять, какие шаги надо предпринять, чтобы приготовить бутерброд, завернуть подарок, сделать поделку своими руками;
  • Некоторым детям особенно трудно даются совсем незнакомые задания. Подталкивайте ребенка к поиску новых способов играть с игрушками и использовать игровое оборудование. Также полезно пробовать разные положения и направления, карабкаясь куда-либо или качаясь на качелях разных типов;
  • Выясните, какие аспекты двигательного планирования (например, подражание, выполнение устных указаний, выстраивание последовательности, новые идеи) даются
  • вашему ребенку легче других, а какие – труднее. Используйте сильные стороны развития ребенка, чтобы компенсировать трудности, возникающие в «слабых» местах;
  • Установка «я не могу» может войти у ребенка в привычку. Иногда, чтобы избежать стресса и унижения, ему легче вообще не пытаться выполнить действие. Некоторые дети с нарушением двигательного планирования все время стремятся брать верх, что--бы управлять ситуацией и избегать обстоятельств, грозящих им трудностями. Во всех этих случаях помогайте ребенку справляться с задачами, налаживать и поддерживать дружеские связи.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ТАКТИЛЬНОЙ ГИПЕРЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

  • Легкое, щекочущее прикосновение обычно раздражает сильнее, чем постоянное сильное давление. Касайтесь ребенка всей ладонью, а не кончиками пальцев, – так вы
  • можете ослабить раздражение;
  • Когда детей в школе строят в шеренгу, вашему ребенку, возможно, будет комфортнее в самом конце или в самом начале ряда. При групповых играх, где надо вставать в круг, ему легче располагаться позади ребят, а не между ними. Объясните учителям, что легкие прикосновения проходящих мимо людей могут раздражать ребенка и вызывать у него агрессию и эмоциональные всплески;
  • Длительное ощутимое давление обычно «перекрывает» раздражающие тактильные ощущения. Вот почему мы спонтанно трем ушибленное место.
  •  Обращайте внимание на виды тканей, одежды, игрушек и на повседневные ситуации (например, проход сквозь толпу в большом магазине), которые могут спровоцировать у вашего ребенка отрицательные реакции. Пока проблема стоит остро, старайтесь избегать подобных раздражающих факторов (например, позволяйте ребенку носить одежду из ткани, которая ему нравится, не ходите в многолюдные места);
  • Попытайтесь постепенно вводить в жизнь ребенка различные тактильные ощущения – во время игр, мытья, еды и т.д. Ребенку будет легче усвоить новый опыт, если он сам станет инициатором игры, а не вынужденно окажется перед лицом потенциально опасных или незнакомых обстоятельств, подчиняясь давлению взрослого. Показывайте все на себе и превращайте свои действия в игру;
  • Поддерживайте у ребенка желание приобретать новый тактильный опыт. Тактильные ощущения, которые ребенок получает, активно участвуя в каких-либо действиях, приносят больше пользы, чем полученные в пассивном состоянии;
  •  «Тяжелая работа», когда ребенок помогает нести сумки с покупками или белье из прачечной, надевает в меру тяжелый рюкзак, играет в игры, где надо толкать или тянуть что-либо или прыгать, обеспечивает нервную систему определенными ощущениями, которые, как правило, успокаивают или организуют тактильную гиперчувствительную систему. Пусть ребенок помогает вам выполнять достаточно тяжелую работу по хозяйству, играет в игры, требующие физических усилий, – все это успокаивает и организует его мозг;
  • Доверяйте ребенку, когда он жалуется на неудобства. Скорее всего, он действительно  страдает. Также полезно объяснять родственникам и учителям, что ребенок отрицательно реагирует не на их внимание, а на ощущение чужого прикосновения.

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

  • Побуждайте ребенка строить что-либо из кубиков (конструктора). Создавайте для него образцы, которые он может скопировать, или называйте ему конкретные объекты для постройки (например, мост, тоннель, дом);
  • Специальные книжки для развития зрительного восприятия с заданиями, предлагающими что-нибудь найти на рисунке, различить предметы, их форму, цвет и т. п., будут полезны для развития способности различения предметов, форм и т.д. Читая с ребенком такую книжку, попросите его отыскать ее страницах конкретные объекты;
  • Практикуйте рисование различных форм или букв на материалах разного типа, таких как каша, глина, мыльная пена, песок и т. д.;
  • Вовлекайте ребенка в те виды деятельности, которые требуют хорошей координации глаз-рука: например, в игры, где надо что-либо ловить, бросать. Также полезно заниматься поделками, для которых нужно что-то связывать, сшивать, склеивать;
  • Стимулируйте ребенка к рисованию, письму и т.д. на наклонных и вертикальных плоскостях, чтобы обеспечить обратную связь для его мышц и суставов;
  • Нарисуйте на бумаге или доске лабиринт или «дорогу», по которым можно водить карандашом или игрушечными машинками. Пусть ваш ребенок сам нарисует такие лабиринты и дороги;
  • Следите за признаками чрезмерной зрительной стимуляции. Слишком большое количество отвлекающих факторов дезорганизует ребенка, чувствительного к зрительной стимуляции._

Литература:

Айрес, Джин. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития.



Предварительный просмотр:

Картотека игр по сенсорному развитию детей младшего возраста.

  1. «Загадочные пуговки»

Цель игры: Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игровой материал: 
   Представлено полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки,  каждая из которых соответствует определенному цвету сектора. 
Ход игры: 
   Воспитатель показывает ребенку панно, разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик. 
Взялись цвета мы изучать 
Ну и с чего же нам начать? 
Есть чудо пуговки у нас 
Помогут нам они сейчас 
Мы в руки пуговки возьмём 
И дом по цвету им найдем. 

  1. «Волшебное поле»

Цель игры: Развитие умения узнавать и называть цвета. 

Игровой материал: 
Круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой вверху, карточки основных цветов. 
Ход игры: 
   Воспитатель показывает ребятам круг с изображением основных цветов. Поясняя при этом, что это волшебное поле, на котором живут цвета. Далее детям раздаются карточки соответствующих цветов. Воспитатель поворачивает волшебное поле, стрелка находящаяся на нем указывает на какой либо цвет, а дети в свою очередь должны поднять карту этого цвета. 
Есть у нас игра одна 
Очень круглая она 
Тот кружок наш разделен 
Четыре цвета включает он 
И ребята с ним играют 
Все цвета, там изучают 
Зеленый, красный 
Желтый, синий 
Все известны нам отныне. 

  1. «Радуга»

Цель игры: Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета, 

Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игровой материал: 
   Плоское панно, состоящее из двух частей, одна часть скреплена между собой, а другая разрезана на разные по цвету и размеру лучи. 
Ход игры: 
   Воспитатель кладет перед ребенком радугу одна половина лучей радугу целая, а вторая разрезана между собой на лучи. Задача ребенка подобрать лучи по цвету и размеру. 
Радужная арка 
У нас сияет ярко 
Вот беда случилась с ней 
Потеряла часть лучей 
Лучи ребятки соберут 
Все в порядок приведут 
Станет радуга опять 
Пуще прежнего сиять. 

  1. «Шарики»

Цель игры: Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игровой материал: 
   Плоские шарики 4 основных цветов, и 4 ленты аналогичных цветов к ним. 
Ход игры: 
   Воспитатель показывает детям четыре воздушных шарика основных цветов и четыре ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают попробовать к каждому шарику подобрать ленточку того же цвета. 
Красный, желтый, голубой, 
Шар выбирай себе любой. 
Чтобы шарик удержать 
Нужно ленту привязать, 
Мы в руки ленточки возьмем 
И шар по цвету им найдем. 

  1. «Бабочка»

Цель игры: Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игровой материал: 
   Плоское панно с изображением бабочки, крылья бабочки разделены на 4 основных цвета. В них проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок к которым прикручиваются крышки подходящего цвета. 
Ход игры: 
   Воспитатель показывает бабочку, крылья которой четырех основных цветов, в них проделаны отверстия в которые вставлены горловины от бутылок. Нужно украсить крылья бабочки, прикрутив крышки лежащие в предлагаемом детям поддоне к горловинам. Цвет крышки должен соответствовать цвету крыла бабочки. 
Появилась перед нами 
Бабочка – красавица. 
Будем с бабочкой играть, 
Цвет крышек к крыльям подбирать. 

  1. «Карусель»

Цель игры: Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие различать предметы один – много. 

Игровой материал: 
   Внешний вид шпульки из под ниток, верхний и нижний сектор разделены на 6 цветов: 4 основных, черный и белый. К верхнему сектору прикреплены мешочки (цвет мешочков соответствует цвету сектора, к которому он прикреплен), в мешочках находятся кубики. 
Ход игры: 
   Детям предлагается дидактическое пособие «карусель», верхний сектор которой разделен на 6 цветов. К каждому из которых прикреплен мешочек, в котором лежат кубики (цвет кубиков и мешочка соответствует цвету сектора). Задача детей развязать мешочки, вынуть кубики, и поставить их на сектор соответствующего цвета. 
Закрутилась карусель, 
Ну давай играть скорей. 
Кубик ставим на свой цвет, 
Будет правильный ответ? 

  1. «Яблонька»

Цель игры: Развитие сенсорного восприятия. Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игровой материал: 
   Пособие представлено в виде игрового панно с изображенной яблонькой, в панно проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок, к которым прикручиваются крышки (яблочки). 
Ход игры: 
   Воспитатель предлагает детям панно с изображенной на ней яблонькой, и контейнер с крышками разных цветов, ребенку предлагается подобрать яблочки определенного цвета (красные, желтые). Дети берут крышки и прикручивают их к горловинам. 
Будем с крышками играть, 
Разные яблочки собирать. 

  1.  «На что похожа фигура?»

Цель игры:  Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме. 

Игровой материал: 
   Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов. 
Ход игры: 
    Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.). 

  1. «Спрячемся от дождика»

Цель игры:  Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме. 

Игровой материал: 
   Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей. 
Ход игры:
    Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?” 

  1. «Выбери пуговки»

Цель игры: 

Воспитывать умение группировать предметы по величине. 

Игровой материал: 
   2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие) 
Ход игры: 
    Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей. 

  1. «Найди домик»

Цель игры:  Воспитывать умение различать предметы по величине. 

Игровой материал: 
   Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины. 
Ход игры: 
    Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик. 

«Укрась бабочку»

Цели:

 Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг,          о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.

Материалы:

 Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям бабочек  и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.

В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

«Почини одежду зайчатам»

Цели:

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их ( круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

Материалы:

Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.

Ход игры:

Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.

Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?

Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались.  (Показывает шорты и юбки из картона).

Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?

Дети: на треугольник, квадрат и круг.

Воспитатель: Правильно.

Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки»(столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.

Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!

«Спрячь мышку».

Цели:

Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.

Материал:

Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов(20 – 15), посредине белый квадрат( 8-8 ), на которых нарисована мышка ( мышкин домик ), квадраты тех же шести цветов – дверцы        ( 10х10 ), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.

Раздаточный: такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Ход игры:

Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее.  Дети по очереди гладят мышку.  

- А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».

 Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите в окошко, выглядывают мышки.

Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку.

Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.

Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её  исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».  

 «Пойду,  поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку.  Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику» ( сидящим рядом даю листочки разных цветов)  и по шесть квадратов всех цветов.     « А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки».

Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность ошибшимся детям. Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

 Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята  ошиблись ( указываю, какие именно ошибки были допущены ). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

Игры с бельевыми прищепками.

Цели:

Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.

Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

Ход игры:

Взрослый: Отгадайте загадку.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

Дети: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?

Дети показывают глазик

Взрослый: А где у нее ротик?

Дети показывают на рисунке ротик рыбки.

Взрослый: А где у нее хвостик и плавники?

Дети показывают хвостик и плавники.

Взрослый: А теперь давайте сами сделаем рыбок.

 Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.

Взрослый: Отгадайте, кто это такой:

На спинке иголки, длинные, колкие.

А свернется в клубок — ни головы, ни ног.

Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?

Дети показывают.

Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.

Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам).  Ой!  Какой ежик стал колючий!

А вот новая загадка.

Колкую, зеленую срубили топором.

Красивую, зеленую  принесли к нам в дом.

Дети. Это елочка.

Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.

Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.

Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!

Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?

Дети. Желтого.

Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку.  Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

Полянка

Цели:

Учить группировать предметы по цвету.

Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.

Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».

Ход занятия:

Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим "на полянку”. Ой, куда мы попали?

А как ты догадался? Правильно.

В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.

Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте "полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.

Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.

Повторить можно с листочками разного цвета.

Игра-шнуровка .

Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.

В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути предмета".

Ловкость рук я развиваю

Со шнуровкою играю.

Тренирую логику

И мелкую моторику!

Дидактические игры по методике М.Монтессори

«Светофор», «Мишка».

                               

Цель:Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.

Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь.

Обогащать словарный запас.

Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.  

Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.  

 

Подбери чашки к блюдцам.

Цели:

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

Материалы:

 Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.

Ход игры:

В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца        ( показывает)

Какие? ( Ответы детей ).

На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? ( Ответы детей ). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней?   ( Ответы детей ).

Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.

Воспитатель кладёт на стол  картонные плоские чашки.  Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.

 Одобряет действия  ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

 

«Бусы»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной  координации; различение предметов по форме, цвету и материалу;  развитие усидчивости

Материалы: пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.

Ход: Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус.  После этого ребёнок приступает к созданию бус. 

«Заплети косичку»

Цель:

 развивать умение плести косичку в три пряди, укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, воспитание усидчивости и терпеливости         в работе.

Ход:

        Воспитатель прикрепляет жгутики (маленькие сплетённые косички) к стенду или к столу, так чтобы верхние концы были закреплены вместе или на близком расстоянии друг от друга, а нижние остались свободными. Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.

 

«Разложи фигуры по местам!»

Цель: Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы: Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори.

Ход:

Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними:             «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

 

«Найди окошко для фигурки»

Цель:

Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.

Ход:

Игра проводится с  участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек.

- Какая фигура подойдёт для твоего окошка?

Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка.