Анализ рассказов И.Чойновой. Автор: Чойнова А.Н.

Федотова Анна Григорьевна

«Доверие к окружающему миру»

(заметки о сборнике «Рассказы» И. Чойновой)

 

Творчество Чойновой (Ивановой) Инны Владимировны обращено к миру детства. По-моему, её творческая лаборатория – жизненный опыт, впечатления детства, работа учителем, чтение как работа души. Много лет работая бок о бок, я бы отметила такие её качества, как искренность, самостоятельность в суждениях и поступках, стремление познавать новое, независимость от чужих мнений.

Всё это сконцентрировалось в её произведениях. Она ведёт разговор с читателем, доверяя ему свои размышления о жизни, о добре и зле. В первый сборник включены 7 рассказов, основанные на реальных событиях. Названия произведений: «Случай из жизни», «Мишкины сказки», «Страшное кино», «Один день в тайге», «Медвежьи истории», «Мой первый урок» - нацеливают на философское восприятие. Жизнь писательница рассматривает как философскую категорию: она кратковременна, как «день», изменчива, богата разными «случаями». Жизнь в рассказах – это «фильм», лента разных событий, объединённая единым сюжетом: счастливым детством, любимой родиной – Кемпендяем. Маленький человек получает «уроки» жизни – перед нами проходит «история» жизни целого поколения детей шестидесятых.

        «Романтичная, истинно детская жизнь», близкая к природе и лесу, «настоящий детский рай» - «маленький таёжный посёлок» – вот истоки писательского дара Инны Владимировны. Культ книги в учительской семье Ивановых, близость двум культурам: русской и якутской – взрастили в маленькой девочке «бурную фантазию», позволявшую «ей наделять душой и магической силой всё окружающее: лес, деревья, камни».

        Рассказы выросли из жизненных материалов, почерпнутых в родном Кемпендяе, из студенческих лет и учительских будней. Но все они стянуты в один узел пространственно-временным образом детства. Этот образ, в моём понимании, стал философским лейтмотивом сборника и определяет его характер. Произведения в сборнике словно фотографический отпечаток: напоминают нам время счастливого, беззаботного детства, первых уроков жизни. С высоты прожитых лет сквозь магический кристалл воспоминаний она вводит нас в то время, когда «царили наивная открытость и архаичное простонародное доверие к окружающему миру». В «маленькой фантазёрке» Нонке, «первоклашках», «детсадниках», «забавном мальчике» Мишке – детворе Кемпендяя мы узнаём себя, свои приключения. И, читая рассказы, вместе с автором грустно восклицаем: «Ах, детство! Время, когда самым страшным в жизни была киносказка…» Но если у автора, у нас было такое детство – значит, мы были, сами не подозревая того, самыми счастливыми людьми на свете. А как повезло кемпендяйцам, что их житие запечатлено так трогательно, лирично и живо в этих рассказах. Как здорово, наверное, узнавать себя в персонажах произведений и гордиться этим втихомолку, а может быть, громогласно...

      Публицист, прозаик Владимир Николаевич Крупин сказал: «Детство сильнее всей остальной жизни». Как ни странно покажется, но, по-моему, это высказывание относится к Мергену, герою рассказа «Полуволк». «Выбракованный сразу после рождения, он избежал утопления», т.е. с рождения он лишён матери, ласки, и хотя он найдёт заботу и любовь у своей хозяйки, эти чувствазапоздали. Может, поэтому так трагически сложилась его судьба. Я, например, спроецировала его судьбу на человеческую жизнь. Мало ли бродит в нашей жизни вот таких «полуволков», лишённых любви при рождении, отторгнутых от общества? Задумавшись о судьбе этих сильных, но несчастных существ,я пришла ещё к одному выводу: рассказы Чойновой И. не только философичны, но и наполнены притчевым содержанием.

Рассказов в сборнике семь, и это я считаю неслучайным. Значение числа семь символично у всех народов. В христианстве семь – число человеческое, единение божественной и человеческой природы, символ гармонии. Оно передаёт динамику реального времени, смену его циклов. В сборнике мы видим гармонию человека и природы, взросление человека и физически, и духовно. У якутов число семь обладает магической силой, оберегает человека от несчастий. Оно охраняет земной покой, выполняет роль хранителя домашнего очага. В рассказах герои воспринимают окружающий мир как свой дом, в котором добро побеждает зло.

        В нашем народе есть хороший обычай - сопровождать знаменательное событие алгысом (благословением). Такой алгыс я пожелаю автору: “Сэттэ иэйиэхситиҥ эҥэрдэстин, аҕыс айыыһытыҥ арчылаатын”. Чего и пожелаем Инне Владимировне.

А.Н.Чойнова, учитель русского языка и литературы МБОУ “СПТЛ-И”

А.Н.Чойнова