Классный час «Поговорим о смысле жизни: слагаемые человеческого счастья» Автор: Федотова А.Г.

Федотова Анна Григорьевна

 

Классный час «Поговорим о смысле жизни: слагаемые человеческого счастья»

Автор: Федотова А.Г.

 

Цель:

1. На материале рассказов Инны Чойновой

- помочь учащимся осмыслить смысл жизни, понять красоту окружающего нас мира, разобраться в жизненных взглядах, убеждениях;

- помочь учащимся в личностном росте, самоопределении;

- развитие коммуникативных, творческих компетенций учащихся.

2. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Инны Чойновой, развить живой интерес к ее произведениям.

3. Формировать потребность к чтению художественной литературы.

Личностные результаты: определение внутренней позиции учащихся к осмыслению понятий «смысл жизни», «счастье», «милосердие»; ценностная и морально-этическая ориентация детей (ориентация на выполнение милосердных поступков); определение способности к решению нравственных проблем, оценка собственных поступков.

Метапредметные результаты: осуществление контроля собственных действий, развитие коммуникативной деятельности, познавательной активности.

Предметные результаты: учащиеся должны четко понимать и применять понятийный инструментарий классного часа, уяснить, что такое счастье, что нужно для счастливой жизни человека с точки зрения «милосердного сердца».

Оборудование: презентация, буктрейлер, книга «Рассказы» И.Чойновой.

Опережающее задание: прочитать рассказы И.Чойновой «Страшное кино», «Один день в тайге», «Полуволк».

 

Ход классного часа

I стадия – вызов:

 

Учитель: Сейчас я вам зачитаю ситуации из жизни, а вы попробуете их проанализировать.

Ситуация №1

Банка жизни

Студенты уже заполнили аудиторию и ждали начала лекции. Вот появился преподаватель и выставил на стол большую стеклянную банку, что многих удивило:
- Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке?
- Ну, она пустая, - сказал кто-то.
- Совершенно верно,- подтвердил преподаватель, затем он достал из-под стола мешок с крупными камнями и начал укладывать их в банку до тех пор, пока они не заполнили ее до самого верха. - А теперь что вы можете сказать об этой банке?
- Ну, а теперь банка полная! - опять сказал кто-то из студентов.
Преподаватель достал еще один пакет с горохом, и начал засыпать его в банку. Горох начал заполнять пространство между камнями:
- А теперь?
- Теперь банка полная!!! - начали вторить студенты. Тогда преподаватель достал пакет с песком, и начал засыпать его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.
- А вот теперь банка полна! - сказал он. - Сейчас я буду объяснять вам, что произошло. Банка - это наша жизнь, камни - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох - это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок - это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении все нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпал в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи. У меня всё, лекция окончена.

 

Учитель: Сталкивались ли вы когда-нибудь с подобными ситуациями? Как вы относитесь к происходящему в данной истории?

 

(обсуждение в группах 1,5-2 мин.)

 

Учитель: Ситуация №2

В Ковчег (экопоселение в России, где люди живут в естественных условиях без использования благ цивилизации) приезжали чехи, набираться опыта, хотят создать у себя поселение. Их спросили: вот мы один и тот же народ - славяне, скажите, чем мы отличаемся от вас? «У вас есть маленький кедрик и маленький домик. Вы называете это поместьем, и вы счастливы. У нас для счастья надо больше».

 

(обсуждение в группах 1,5-2 мин.)

 

Подведение итога. Чем развитее цивилизация, тем больше условий, необходимых для счастья: получи образование, устройся на престижную работу, сделай карьеру, купи - машину, дом, модную безделушку - и тогда можешь быть счастливым. Постепенно люди начинают забывать, в чем настоящий смысл счастья.

 

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о… О чем?

 

Версии учащихся (О счастье, о жизни, о смысле жизни)

 

II стадия – осмысление содержания:

 

Учитель: Что такое жизнь, в чём её смысл? Как надо жить, чтобы стать счастливым? Сегодня мы об этом поразмышляем. А помогут нам рассказы Инны Владимировны Чойновой (Ивановой), которые вы прочитали. Но сперва посмотрим презентацию и буктрейлер об этой писательнице. Подумайте, в чём заключался смысл жизни её родителей? Что переняла Инна Владимировна от родителей? О каких ценностях она говорит в своих рассказах? Как вы думаете, что убило Мергена? О чем задумалась впервые Нонка? Сравните свои детские годы с детством кемпендяйских детей. Отличаются ли они?

 

Просмотр презентации, буктрейлера.

 

Обсуждение, ответы на вопросы:

Родители Инны Владимировны были учителями и всю свою жизнь они посвятили детям, своим ученикам. Для них счастье заключалось в работе, ответственному служению своему делу, в воспитании хороших людей.

Инна Владимировна тоже стала учительницей и переняла от родителей не только любовь к своей профессии, но и любовь к Родине, к природе, к окружающему миру, она умеет видеть радость в самых, казалось бы, обычных вещах.

Её рассказы полны любовью к родным местам, к простым людям, жившим в Кемпендяе. Самые дорогие воспоминания для неё – это воспоминания о детстве, таком светлом, прекрасном, счастливом и беззаботном времени… Времени, «когда самым страшным в жизни была наивная киносказка…» Но если у автора и у нас было такое детство – значит, мы были, сами не подозревая того, самыми счастливыми людьми на свете.

В рассказах ставятся и такие проблемы, как проблема милосердия, любви, взросления, смысла жизни.

 

Учитель: Давайте подведем итоги. Итак, в чем же состоит смысл жизни, для чего мы живем? (Для счастья, чтобы быть счастливыми)

Счастье – это высшая цель нашей жизни. А что же нужно для счастья? Что же сделать, чтобы жизнь не казалась пустой, трудной чередой полос, препятствий? Предлагаю вам кластер:

 

 

 

 

Счастье

 

 

 

 

Заполнение кластера:

- любовь к родным местам, к природе;

- полезный для людей труд, любимый труд;

- служить другим и делать добро, быть милосердным;

- любовь близких;

- умение видеть прекрасное в простых вещах;

- иметь друзей, увлечения, интересы;

- жить в мире.

 

Учитель: Каждый день – это маленькая жизнь, в которой нужно увидеть главное. Жизнь – это счастье! Нужно это не забывать и видеть это самому и помогать видеть другим! Милосердие в этом помогает человеку!

С детства нас учат добру и справедливости, учат отличать правду от лжи, бескорыстие от зависти, первым долгом родителей во все времена было дать хорошее воспитание своим детям. Почему именно воспитание, а не образование? (Можно много учиться, но если не знать законов, по которым строится жизнь или не соблюдать их, то вряд ли жизнь вообще можно построить).

 

III стадия – рефлексия:

 

Учитель: Попрошу Вас встать в круг, сейчас мы проведем игру «Клубок счастья». Каждый участник кидает клубок кому-нибудь при этом говорит какое-либо пожелание по теме классного часа. Участник, получивший клубок наматывает на руку нить и кидает следующему и т.д. (Игра)

 

Учитель: Сегодня мы с вами рассмотрели одно непростое понятие – понятие счастья, с которым человек старается идти в ногу по жизни. Но не у всех это получается. Еще раз хочу пожелать, чтобы в вашей жизни счастье шло с вами в ногу, но для этого вы должны быть добрыми, милосердными, честными, трудолюбивыми людьми. И тогда счастье вас не подведет. И помните уроки героев Инны Чойновой!

 

 

 

Данную разработку можно использовать и на внеклассных мероприятиях.

Слайд-презентацию и буктрейлер к классному часу смотрите здесь