Тема урока: Инна Чойнова – новое имя в литературе. «Рассказы». Рассказ «Полуволк» (урок внеклассного чтения). Автор: Федотова А.Г.

Федотова Анна Григорьевна

Тема урока: Инна Чойнова – новое имя в литературе. «Рассказы».

Рассказ «Полуволк» (урок внеклассного чтения)

Автор: Федотова А.Г.

Класс: с 5 по 11 класс.

Педагогические задачи: способствовать формированию представления о писательнице Инне Чойновой как авторе книги «Рассказы», вовлечению в решение поставленных в рассказе проблем, развитию интереса к творчеству писательницы.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- познавательная сфера: иметь представление об отличии автора от повествователя; выявлять своеобразие писательского мастерства, художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка, определять их роль в произведении; владеть навыками анализа произведения в единстве содержания и формы;

- ценностно-ориентационная сфера: формировать собственное отношение к произведениям И.В. Чойновой; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской и родной литератур; анализировать формы выражения авторской позиции;

- коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения, ведения диалога и устного рецензирования выразительного чтения одноклассников, умением создавать собственный текст на основе личного опыта, на основе прочитанного;

- эстетическая сфера: проявлять эмоциональную чуткость, эстетический вкус.  

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию, уважительное отношение к литературе.

Метапредметные(критерии сформированности/оценки УУД):

- познавательные: отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в тексте, Интернете; анализировать найденную информацию, использовать ее в самостоятельной деятельности;

- регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; самостоятельно организовывать собственную деятельность;

- коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Методы, формы, технологии обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая; РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).

Оборудование: презентация, распечатки рассказа «Полуволк», книга «Рассказы» И. Чойновой.

Основные понятия и термины: рассказ, автор, повествователь, сюжет, идея.

 

Сценарий урока

I. Проверка домашнего (индивидуального) задания: презентация ученика по теме «Чойнова Инна Владимировна - новое имя в литературе». После того как ученик сообщает о том, что рассказ «Полуволк» получил первое место в 62-ом конкурсе для новых авторов Международного Фонда ВСМ, учитель переходит к кластеру.

II. Стадия вызова: применяется кластер, ученики обмениваются ассоциациями к слову «полуволк». Учитель фиксирует высказывания на доске.

III. Стадия осмысления: работа с художественным текстом по следующему алгоритму:

- чтение со «стопами»;

- вопрос-прогноз о развитии сюжетной линии и раскрытии смысла произведения;

- ответ-предположение, обоснование.

При чтении текста:

- 1-я остановка («стоп») делается после слов: «А щенок продолжал рычать на него своим писклявеньким детским рыком».

Вопрос-прогноз: Какими качествами, на ваш взгляд, может обладать щенок? Каким он будет псом?

- 2-я остановка («стоп») делается после слов: «Байбал увел своего хулигана, а я долго утешала плачущего, прижимавшегося к моим ногам питомца».

Вопрос-прогноз: Как вы думаете, каким Мерген будет псом?

- 3-я остановка («стоп») делается после слов: «Теперь про нашу собаку, нападающую молча и очень похожую на волка, знали все».

Вопрос-прогноз: Какие детали в поведении Мергена привлекают ваше внимание?

- 4-я остановка («стоп») делается после слов: «Не выживет».

Вопрос-прогноз: Как вы думаете, выживет ли Мерген? О чем говорит этот случай? О чем предупреждает?

- 5-я остановка («стоп») делается после слов: «Он сорвался, невероятно сильным рывком сломав карабин».

Вопрос-прогноз: Чем закончится рассказ?

- 6-я остановка («стоп») делается после слов: «Что его убило?»

Вопрос-прогноз: Что же убило Мергена?

- 7-я остановка («стоп») делается после слов: «Следующей весной над ним взошла крохотная колючая ёлочка».

Вопрос-прогноз: Почему именно ёлочка выросла на могиле Мергена?

- 8-я остановка («стоп») делается после слов: «И важно ли, кто ты: полуволк или …?».

Вопрос-прогноз: Какое слово вы вставили бы в конце рассказа?

IV. Рефлексия: возвращаемся к кластеру, определяем верные и неверные утверждения.

Завершается урок написанием мини-эссе, которое является ответом-размышлением на вопрос: «Какое слово пропущено в конце рассказа «Полуволк»? Почему я так считаю?» Цель эссе – размышления в письменной форме, отражающие мнение ученика, его точку зрения, согласующуюся с его опытом, рефлексивная оценка изученного.

V. Домашнее задание:

для учащихся младших классов, на выбор:

- групповое: сделать афишу рассказа «Полуволк», подумать над оформлением, системой образов;

- индивидуальное: сделать рисунок/написать отзыв о рассказе;

для учащихся среднего, старшего звеньев: выбрать тезис, подготовиться к экспресс-дебатам «Почему Мерген умер? Мог ли он остаться в живых?»