Тема урока: Инна Чойнова – новое имя в литературе. «Рассказы». Рассказ «Полуволк» (урок внеклассного чтения). Автор: Федотова А.Г.
Тема урока: Инна Чойнова – новое имя в литературе. «Рассказы».
Рассказ «Полуволк» (урок внеклассного чтения)
Автор: Федотова А.Г.
Класс: с 5 по 11 класс.
Педагогические задачи: способствовать формированию представления о писательнице Инне Чойновой как авторе книги «Рассказы», вовлечению в решение поставленных в рассказе проблем, развитию интереса к творчеству писательницы.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- познавательная сфера: иметь представление об отличии автора от повествователя; выявлять своеобразие писательского мастерства, художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка, определять их роль в произведении; владеть навыками анализа произведения в единстве содержания и формы;
- ценностно-ориентационная сфера: формировать собственное отношение к произведениям И.В. Чойновой; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской и родной литератур; анализировать формы выражения авторской позиции;
- коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения, ведения диалога и устного рецензирования выразительного чтения одноклассников, умением создавать собственный текст на основе личного опыта, на основе прочитанного;
- эстетическая сфера: проявлять эмоциональную чуткость, эстетический вкус.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию, уважительное отношение к литературе.
Метапредметные(критерии сформированности/оценки УУД):
- познавательные: отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в тексте, Интернете; анализировать найденную информацию, использовать ее в самостоятельной деятельности;
- регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; самостоятельно организовывать собственную деятельность;
- коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
Методы, формы, технологии обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая; РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Оборудование: презентация, распечатки рассказа «Полуволк», книга «Рассказы» И. Чойновой.
Основные понятия и термины: рассказ, автор, повествователь, сюжет, идея.
Сценарий урока
I. Проверка домашнего (индивидуального) задания: презентация ученика по теме «Чойнова Инна Владимировна - новое имя в литературе». После того как ученик сообщает о том, что рассказ «Полуволк» получил первое место в 62-ом конкурсе для новых авторов Международного Фонда ВСМ, учитель переходит к кластеру.
II. Стадия вызова: применяется кластер, ученики обмениваются ассоциациями к слову «полуволк». Учитель фиксирует высказывания на доске.
III. Стадия осмысления: работа с художественным текстом по следующему алгоритму:
- чтение со «стопами»;
- вопрос-прогноз о развитии сюжетной линии и раскрытии смысла произведения;
- ответ-предположение, обоснование.
При чтении текста:
- 1-я остановка («стоп») делается после слов: «А щенок продолжал рычать на него своим писклявеньким детским рыком».
Вопрос-прогноз: Какими качествами, на ваш взгляд, может обладать щенок? Каким он будет псом?
- 2-я остановка («стоп») делается после слов: «Байбал увел своего хулигана, а я долго утешала плачущего, прижимавшегося к моим ногам питомца».
Вопрос-прогноз: Как вы думаете, каким Мерген будет псом?
- 3-я остановка («стоп») делается после слов: «Теперь про нашу собаку, нападающую молча и очень похожую на волка, знали все».
Вопрос-прогноз: Какие детали в поведении Мергена привлекают ваше внимание?
- 4-я остановка («стоп») делается после слов: «Не выживет».
Вопрос-прогноз: Как вы думаете, выживет ли Мерген? О чем говорит этот случай? О чем предупреждает?
- 5-я остановка («стоп») делается после слов: «Он сорвался, невероятно сильным рывком сломав карабин».
Вопрос-прогноз: Чем закончится рассказ?
- 6-я остановка («стоп») делается после слов: «Что его убило?»
Вопрос-прогноз: Что же убило Мергена?
- 7-я остановка («стоп») делается после слов: «Следующей весной над ним взошла крохотная колючая ёлочка».
Вопрос-прогноз: Почему именно ёлочка выросла на могиле Мергена?
- 8-я остановка («стоп») делается после слов: «И важно ли, кто ты: полуволк или …?».
Вопрос-прогноз: Какое слово вы вставили бы в конце рассказа?
IV. Рефлексия: возвращаемся к кластеру, определяем верные и неверные утверждения.
Завершается урок написанием мини-эссе, которое является ответом-размышлением на вопрос: «Какое слово пропущено в конце рассказа «Полуволк»? Почему я так считаю?» Цель эссе – размышления в письменной форме, отражающие мнение ученика, его точку зрения, согласующуюся с его опытом, рефлексивная оценка изученного.
V. Домашнее задание:
для учащихся младших классов, на выбор:
- групповое: сделать афишу рассказа «Полуволк», подумать над оформлением, системой образов;
- индивидуальное: сделать рисунок/написать отзыв о рассказе;
для учащихся среднего, старшего звеньев: выбрать тезис, подготовиться к экспресс-дебатам «Почему Мерген умер? Мог ли он остаться в живых?»