Урок внеклассного чтения в 6-7 классах. Рассказ И.Чойновой "Один день в тайге". Автор: Чойнова А.Н.

Федотова Анна Григорьевна

Цели урока: расширить кругозор учащихся новыми знаниями о нашей землячке, писательнице И. Чойновой; проанализировать рассказ «Один день в тайге».

Оборудование и наглядный материал: тексты рассказа, презентация о И. Чойновой, книга «Горькая соль войны», презентация «Кемпендяйская колония №8».

Формы работы: сочетание письменной работы с устной: выразительное чтение эпизодов рассказа, индивидуальные сообщения.

     Урок можно провести в форме ролевой игры. Разделить класс на группы, в целях дифференциации обучения набрать в группу «Психологи», «Аналитики» детей, склонных к сочинительству, творчеству. В другие группы: «Географы», «Историки» - учеников, обладающих воображением, умеющих рисовать.

Опережающее задание: «аналитики» пишут отзыв о рассказе; «психологи» готовят характеристику Нонки; «географы» готовят карту окрестностей Кемпендяя, сообщение о его природных богатствах, видах флоры и фауны, встречающихся в рассказе; «историки» по книге «Горькая соль войны» рассказывают о колонии, рисуют иллюстрации к эпизодам.

 

1. Знакомство с творчеством И. Чойновой начинается с рассказа подготовленных детей о жизни И.В. Ивановой, чья педагогическая деятельность связана с Сунтарским политехническим лицеем-интернатом. (Показ презентации о жизни и творчестве И. Чойновой).

2. Проверка знания фактического материала.

Вопросы по содержанию рассказа:

1) Как зовут персонажей рассказа? (Нонка, Танюша, её четырёхлетний брат Гошик, Варя, Танюша, Артёмка, Леночка, девятилетняя Полина, Вовка).

2)За что, по словам Нонки, «духи леса» отомстили Артёмке?(«Зря обидел ящерицу», пойманная ящерица убежала, оставив хвостик).

3) Какие грибы принесли дети, побывав «день в тайге»: а) маслята б) рыжики в) грузди?

4) Кем был заключённый спичечной коробки, чьё мнение «никто не спрашивал».(Жук).

4. Какой ритуал дети всегда соблюдали на новых местах? (Приносили дары лесу).

3. Игра «Чёрный ящик»

Показать «обычный трёхлитровый бидон». Дети должны сказать, что в нём находится.

(«Бутылка с чаем, заткнутая самодельной газетной пробкой, и куски хлеба с маслом и вареньем»).

     - Своеобразная и богатая природа Кемпендяя стала источником творчества Инны Владимировны. Её детство прошло в этом посёлке, который является одним из самых замечательных мест Якутии.

4.Выступление «географов».

Показывают на карте Кемпендяй, предполагаемое место событий рассказа, знакомят с особенностями местности, используя текст.

Вопросы:

1) Какими природными богатствами знаменитКемпендяй?

2) Как автор описывает посёлок, какие слова использует для его характеристики? («Воздух, напоённый густым сосновым ароматом, ощутимо сладкий и сытный. Весной весёлые, бурные ручьи водопадами обрушиваются с крутых склонов в обрывистые овраги.

Жарким летом в посёлке благодать:  невысокие горы, покрытые густым лесом, дрожали в раскалённом воздухе, дома скрывались под пышными раскидистыми соснами, прозрачная солоноватая вода в речке тянула искупаться, широченный белопесчаный пляж у сользавода и жаркое солнце не подпускали к купальщикам комаров. В июле быстрая  речка заметно мелела, но в самом удобном месте купалки оставался глубокий и широкий омут. После весеннего половодья на пляже оставалось бесконечное количество сухих коряг всех размеров. Купальный сезон ещё был в самом разгаре, а тайга уже начинала заманивать детей ягодами и грибами. Чёткой границы между посёлком и тайгой не было. Дома и огороды стояли на крохотных, отвоёванных у леса пятачках, так что грибы росли прямо во дворах, а ягодами можно было бы вволю полакомиться на тропинках между дворами»).

3) Какой была жизнь детворы в нём? (Кемпендяй - «настоящий детский рай», «наивная открытость, архаичное простонародное доверие к окружающему миру, романтичная, истинно детская жизнь, праздник для детворы, благодать, счастье, удовольствие»).

- Для детей посёлок был настоящим раем, где можно было вволю поиграть, накупаться, прогуляться в лес, размышлять о каких-то главных вопросах. Предводительницей детворы была Нонка. Какой она показана в рассказе?

5. Выступление «психологов».

Размышляют, почему Нонка стала предводительницей детворы, доказывая своё мнение выдержками из текста.

Вопросы для них:

1. Какимисловами автор характеризует Нонку? («Заводила, фантазёрка, атаманша, предводительница».)

2. Какие качества помогли ей стать предводительницей? («Бурная фантазия наделяла душой и магической жизнью всё окружающее», «гены прабабки – первобытной языческой шаманки», «к двенадцати годам перечитала всю библиотеку», «маленькая фантазёрка разговаривала с лесом, умела пройти босиком по муравьиной тропинке», у неё «своя модель строения мира», «встроенный природный навигатор»).

3. Что можно сказать о семье Нонки, об её родителях? (Семья дружная, родители привили любовь к чтению, они разговаривают с ней как со взрослой).

4. Хотелось бы вам иметь такого друга?

     - Собравшись на целый день в тайгу, компания претерпела много приключений. Какие основные эпизоды можно выделить в рассказе? Запишите их в тетради.

     6. Выделение основных эпизодов

1) Поход в новые места.

2) Привал. Месть духов леса.

3) Странный лес. Гроза.

4) Страшное место. Слепое зеркало.

5) Дорога домой.

6) Разговор Нонки.

     - Начало рассказа радостное. Автор использует слова со значением радости, счастья: ««настоящий рай, романтичная, жизнь, праздник для детворы, благодать, счастье, удовольствие». С какого эпизода меняется настроение рассказа? Докажите это текстуально. (Мальчишки, гоняясь за ящерицей, оторвали ей хвост. Нонка сразу предупредила, что за это духи могут наказать.Вокруг стало «жутковато». Появился волк. «Лес странный, изломанный, больной. Тонкие, кривые сосенки, массивные почерневшие пни, полусгнившие брёвна. Холмики, как на кладбище, ямы. Обрыв, развалины барака, обломок зеркала».Дети, оказывается, пережидали грозу в бараках, в которых жили женщины, работавшие на заготовке леса во время войны).

7. Выступление «историков».

Рассказывают об истории колонии №8, о судьбе поселенцев.

Вопросы для них:

1.      Что вы раньше знали о Кемпендяйской колонии?

2.      Почему она была организована?

3.      Какие условия были в этой колонии?

4.      Где находились бараки колонии?

8. Анализ эпизода «Разговор Нонки»

     Несколько аспектов разбора эпизода: как он включён в сюжет, как в нём раскрывается характер Нонки, какие проблемы решаются. Главное в работе – обеспечить понимание чувств и переживаний героини и авторской идеи о взаимосвязи и единстве человека и природы, проблемы добра и зла.

     Выразительное чтение (можно по ролям) эпизода. После чтения дать задание: выписать слова, характеризующие состояние Нонки, родителей.

Нонка: непривычно тихая; умолчав, что ей стало плохо, вышла поговорить с лесом.

Родители: папа - удивился, тихо сказал; мама - неожиданно встала и вышла, на глазах были слёзы.

     - Один день в тайге для Нонки стал поводом к размышлению: что такое зло и зачем оно совершается. Плохо стало её матери, потому что вернулась память об отце, невинно осуждённом и погибшем в лагере.Нонка непривычно молчалива, ей тяжело. С какими словами Нонка обращается к лесу? («Почему люди губят друг друга?Что заставляет людей мучить и убивать таких же, как они сами?»)

9. Подведение итога

- Что бы вы ответили на вопросы Нонки?

- Когда, по-вашему, взрослеет человек?

     В обсуждение надо включить всех. Учащиеся должны прийти к пониманию, что только гармония человека и природы, доброе отношение ко всему живому на земле спасут мир от зла.

10. Работа со словами

     По ходу работы нужно провести словарную работу, которая активизирует познавательную деятельность детей

 

Иностранные слова

Названия растений, их частей

Просторечные слова

Архаичный

Голубика

Зашоренный

Фанатик

Ольха

Пятачки

Ритуал

Толокнянка

 

Штабель

Шиповник

 

Трофей

 

 

Амальгама