Конкурс "Учитель года Кировской области" в 2020 г. в номинации "Учитель-дефектолог года"

Стародубцева Наталия Васильевна

Материалы на конкурс "Учитель года Кировской области" в 2020 г. в номинации "Учитель-дефектолог года"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дефектолог – профессия на века

Счастье педагога, когда ребенок, впервые пришедший в школу, на слова «Здравствуй, мой друг!» доверчиво вкладывает свою руку в твою ладонь. Если мы взялись за руки, то уже можем делать первые шаги, вместе, к цели. Получая доверие как бонус, очень важно сохранить его, присоединив уважение, любовь и желание маленького человека трудиться вместе с тобой.

«Их руки, как крылья, как мостик к свободе, как ключик к общенью, где нет недомолвок. Их мир - море звуков, особых, быть может, негромких, тягучих. Но мир этот - полон! Кому-то покажется, что не доступно понять нам друг друга - не схожи планеты. Не слышат? Но души их чище, чем многих звучат в унисон колокольчиком где-то».

Детство – это удивительный мир. Но не каждому ребёнку жизнь дала возможность самостоятельно открыть его. Ребёнок познаёт предметы, глядя на них, прикасаясь к ним, но не слышит звуки, которые они издают. Он наблюдает действия окружающих его людей, движения животных, но не слышит их. Не слышит и пение птиц, и журчание звонкого весеннего ручья, и шелест листьев от лёгкого прикосновения ветерка…

Современная медицина делает большие шаги вперед. Ранняя диагностика и широкие возможности слухопротезирования, кохлеарная имплантация повышают возможности ребенка в начальный период обучения. В настоящее время в системе образования набирает обороты инклюзия. При этом роль дефектолога, сурдопедагога выходит на первый план. Ему, знающему, ответственному, главному учителю – семья вручает самое дорогое – судьбу своего малыша, его будущее. Чтобы помочь слабослышащему ребёнку жить нормальной детской жизнью – играть и учиться, дружить со сверстниками, общаться с родителями, нужно очень много знать и уметь, а главное любить его.

Я свяжу тебе жизнь

Из пушистых мохеровых ниток,

Я свяжу тебе жизнь,

Не солгу ни единой петли.

Я свяжу тебе жизнь,

Где узором по полю молитвы -

Пожелания счастья

В лучах материнской любви.

Я свяжу тебе жизнь

Из весёлой меланжевой пряжи,

Я свяжу тебе жизнь,

И потом от души подарю.

Где я нитки беру?

Никому никогда не признаюсь:

Чтоб связать тебе жизнь,

Я тайком распускаю свою. (Беляева В.)

Соль профессии сурдопедагога – умение и желание помочь слабослышащему ребёнку адаптироваться к жизни в мире слышащих людей. Уверена, трудности со слухом не являются преградой на пути достижения мечты!

В специальной педагогике нет готовых рецептов. Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, педагог постоянно находится в поиске инновационных форм и методов - "обходных путей", которые за короткий промежуток времени позволяют максимально эффективно решить педагогические задачи.

В специальной школе невозможно надеть на себя мундир, «застегнуться на все пуговицы» и работать шаблонно: прийти на занятие, выдать содержание, выставить отметки, выполнить программу. Если учитель идёт на урок с целью изложить новую информацию – это провал. Информация учителя – это ещё не знания ученика.

Если познание не затрагивает душу ребёнка, требуя только умственной работы и механического запоминания, если не дарит ему собственных, выстраданных открытий, не даёт простора для развития, то такому обучению не велика цена. Поэтому школа должна быть очень «живой», наполненной атмосферой человеческого общения. Изучение любого предмета слабослышащим ребенком, прежде всего, должно давать уверенность в том, что он обычный ученик, который может и должен научиться «слышать» и порхание бабочки, и шум моря, и силу ветра, и общение людей. И мы, педагоги, решая эту задачу, где-то его поддерживаем, где-то преграду поставим, чтобы он её преодолевал, находим силы ему сказать:

«Твердым будь, потерпи немного,
Не сдавайся, иди и верь,
Кто идет - тем короче дорога,
Кто стучит - открывается дверь».

Считаю, что миссия педагога — влюбить детей в учебную деятельность! Жан де Лафонтен сказал: «Человек устроен так, что когда что-то зажигает его душу, всё становится возможным».

Ребенок – это личность, и необходимо уважать и любить его, не подавлять его желания и интересы, уметь вовремя найти объяснение и мудрый выход из положения. Тогда он станет вашим другом. Запомните, что он учится, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.

Наша школьная театральная студия покоряет сердца детей. Здесь мы становимся единомышленниками в творчестве, эмоциях и тогда смело шагаем вместе в сложную, кажущуюся детям недоступной проектно-исследовательскую деятельность. Верботональный метод поднимает речь ребят до уровня блестящих выступлений на большой сцене и достойной защиты серьезного проекта. Участвуя в конкурсах наравне со слышащими детьми, проходя путь преодоления, одерживая победы в конкурентной борьбе, находя поддержку и восхищение сверстников, наши дети чувствуют себя уверенными в этом не простом для них мире. Из их маленьких побед и складывается жизнь!  

Счастье педагога, когда ребенок, прощаясь с начальной школой, на слова «До свидания, мой друг!» - легко отпускает руку учителя и уверенно шагает вперёд.

Стародубцева Наталия Васильевна, учитель начальных классов, учитель-дефектолог КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Советска