Проектно-исследовательская деятельность

Стародубцева Наталия Васильевна

Проектно-исследовательская деятельность - одна из технологий, которая успешно решает задачи личностно-ориентированного обучения школьников. Она совместима с различными системами и формами организации учебного процесса (урочной и внеурочной). В проектной деятельности у школьников развиваются общеучебные умения, которые в настящее время получили название универсальных учебных действий.

1) Коллективный исследовательский проект "Шумовое загрязнение школы" с использованием мобильной естественно-научной лаборатории с мультисенсорным регистратором данных ЛабДиск ГЛОМИР.

2) Паспорт пректа.

3) Защита проекта.

4) Презентация.

5) Теоретические материалы по организации проектной деятельности.

6) Программа объединения "Юный исследователь".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Советска»

Выполнили:

обучающиеся 2 класса -

Елистратов Александр, Золотарёва Яна,

Ренёва Виктория, Смекалова Варвара,

Софронов Илья, Шевнин Станислав.

Руководитель: Стародубцева Н.В.

2019 г.



Предварительный просмотр:

Защита проекта

  1. Тема нашего проекта «Шумовое загрязнение школы».        

Цель нашей работы: составить «шумовую карту» школы.

Мы выдвинули гипотезу, предположили, что в некоторых местах в школе уровень шума превышает норму.

Задачи проекта:

1) Собрать информацию о шуме, шумовом загрязнении.

2) Провести анкетирование среди учащихся школы.

3) Выполнить измерения уровня шума с использованием ЛабДиска.

4) Выявить в школе места, где уровень шума превышает норму.

  1. Мы узнали много интересных фактов о шуме и шумовом загрязнении. Вот некоторые из них.

Шум - это беспорядочное смешение звуков, обычно громкое.

Шумовое загрязнение - это раздражающий шум, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека.

Уровень шума измеряется в децибелах.

Единица измерения названа в честь американского учёного Александра Белла, который изобрёл телефон и металлоискатель.

Мы узнали, что …

Шелест падающих листьев - это 10 децибел.

Тиканье часов - 30 децибел.

Обычная беседа - 50 децибел.

Шум пылесоса - 70 децибел.

Приближающийся поезд - 80 децибел.

Гром - 100 децибел.

Двигатель реактивного самолёта - 140 децибел.

В ходе работы мы выяснили, что

Допустимая норма шума 40-55 децибел.

Постоянный уровень шума более 80 децибел опасен для здоровья.

Уровень шума выше 130 децибел причиняет боль.

А при шуме 160 децибел может произойти разрыв барабанной перепонки.

  1. Мы нашли информацию о том, что постоянный шум отрицательно влияет на организм человека. И наш медицинский работник  Елена Анатольевна это подтвердила.
  • Шумовое загрязнение утомляет, снижает внимание и работоспособность, вызывает головную боль и даже может произойти снижение слуха.

Мы провели анкетирование среди ребят нашей школы и снова информация об отрицательном влиянии шума на человека подтвердилась.

  • Почти все ребята ответили, что шум на переменах мешает отдыхать.

Большинство шум раздражает.

  • С помощью анкет мы выяснили, какие места в школе, по мнению ребят, самые шумные. Именно они были включены в таблицу для исследования.

Это столовая, коридоры в перемену, спортивный зал, мастерские, классы в перемену.

  • Мы провели в этих местах измерения уровня шума с помощью ЛабДиска и получили результаты.

Уровень шума в столовой - 70 децибел.

  • В коридоре на 1 этаже - 82 децибела.

В коридоре на 2 этаже - 66 децибел.

  • Уровень шума в спортивном зале - 76 децибел.

Уровень шума в мастерских во время работы станков - 74 децибела.

  • Уровень шума в классе на перемене - 60 децибел.

Эти данные мы загрузили в лабораторию.

  • Мы увидели, что самый высокий уровень шума в коридоре на первом этаже во время перемены.

Уровень шума в столовой выше приятной нормы.

  • Высокий уровень шума в спортивном зале, в мастерских во время работы станков.

Иван Васильевич нам объяснил, что работа на станках длится небольшое количество времени.

  • Таким образом, наша гипотеза подтвердилась - в некоторых местах в школе уровень шума превышает норму.

Цель проекта была достигнута, мы получили «шумовую карту» школы. Но на этом этапе мы решили внести изменения в наш план.

Мы поставили вопрос. Как можно снизить уровень шума в школе?

IV) Мы нашли такие решения.

1) Рассказали ребятам о нашем проекте.

2) Сделали памятки.

3) Нарисовали плакаты и повесили их в самых шумных местах.

4) Стараемся сами соблюдать тишину.

В перспективе мы планируем выполнить контрольные измерения уровня шума в школе.

Благодарим за внимание!



Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

1

Название проекта

Шумовое загрязнение школы

2

Предмет, в рамках которого разработан проект

Окружающий мир

3

Цель проекта

Составить «шумовую карту» школы

4

Задачи проекта

1) Собрать информацию о шуме, шумовом загрязнении

2) Провести анкетирование среди учащихся школы

3) Выполнить измерения уровня шума с использованием мобильной естественно-научной лаборатории ЛабДиск

4) Выявить в школе места, где уровень шума превышает норму

5

Предполагаемый продукт проекта

«Шумовая карта» школы

6

Этапы работы над проектом

1 неделя - выбор темы, сбор информации

2 неделя - выполнение практической части

3 неделя - подготовка выступления и презентации

4 неделя - защита проекта

7

Оборудование

Мобильная естественно-научная лаборатория с мультисенсорным регистратором данных ЛабДиск ГЛОМИР

8

Аннотация проекта

Проект реализован в рамках школьной Программы «Школа - территория здоровья».  Выдвинута гипотеза - в некоторых местах школы уровень шума превышает норму.

В ходе работы выяснили допустимую норму шума, узнали о влиянии шума на организм человека. Провели измерения уровня шума в различных местах школы с использованием ЛабДиска, с учётом результатов анкетирования. Ответили на вопрос «Как снизить уровень шума в школе?» и нашли практические решения. Результаты исследования зафиксировали в Глобальной школьной лаборатории Globallab.

Содержание

Введение

I Теоретическая часть

II Практическая часть

1. Ход исследования

2. Результаты исследования

Заключение

Литература

Приложения



Предварительный просмотр:

Содержание

Содержание        3

Введение        4

I. Теоретическая часть        4

II. Практическая часть        5

1. Ход исследования        5

2. Результаты исследования        7

Заключение        8

Используемая литература        10

Приложение        11


Введение

Школа - это место, где ежедневно собирается большое количество детей и взрослых. Каждый издаёт звуки: кто-то разговаривает, кто-то поёт, кто-то кричит. Есть уроки, на которых неминуемы громкие звуки, например, физкультура, музыка, технология. На переменах дети устремляются в разные кабинеты, столовую и часто эти перемещения сопровождаются шумом.

Мы выдвинули гипотезу, предположили, что в некоторых местах школы уровень шума превышает норму.

Цель: составить «шумовую карту» школы.

Задачи:

1) Собрать информацию о шуме, шумовом загрязнении.

2) Провести анкетирование среди учащихся школы.

3) Выполнить измерения уровня шума с использованием мобильной естественно-научной лаборатории ЛабДиск.

4) Выявить в школе места, где уровень шума превышает норму.

Сроки реализации проекта: 4 недели (1 неделя - выбор темы, сбор информации; 2 неделя - выполнение практической части; 3 неделя - подготовка выступления и презентации; 4 неделя - защита проекта).

I. Теоретическая часть

Мы живем среди различных звуков и шумов. Часть из них является полезными сигналами – они дают возможность общаться, правильно ориентироваться в окружающей среде, принимать участие в трудовом процессе. Некоторые из них, такие как шумы природы (листьев, дождя, моря, птиц) даже оказывают благоприятное воздействие на человека. А многие другие мешают, раздражают и даже могут навредить здоровью.

При изучении теоретического материала мы узнали много интересных фактов о шуме и шумовом загрязнении.

Шум - это беспорядочное смешение звуков, обычно громкое.

Шумовое загрязнение - это раздражающий шум, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека.

Уровень шума измеряется в децибелах. Единица измерения названа в честь американского учёного Александра Белла, который изобрёл телефон и металлоискатель.

Мы изучили шкалу шумов и узнали:

  • Шелест падающих листьев - это 10 дБ
  • Тиканье часов - 30 дБ
  • Обычная беседа - 50 дБ
  • Шум пылесоса - 70 дБ
  • Приближающийся поезд - 80 дБ
  • Гром - 100 дБ
  • Двигатель реактивного самолёта - 140 дБ

В ходе работы мы выяснили, что допустимая норма шума 40-55 дБ. Постоянный уровень шума более 80 дБ опасен для здоровья. Уровень шума выше 130 дБ причиняет боль. А при шуме 160 дБ  может произойти разрыв барабанной перепонки.

Мы нашли информацию о том, что постоянный шум отрицательно влияет на организм человека. И наш медицинский работник  Елена Анатольевна это подтвердила.

Шумовое загрязнение утомляет, снижает внимание и работоспособность, вызывает головную боль и даже может произойти снижение слуха.

II. Практическая часть

1. Ход исследования

Мы провели анкетирование среди ребят нашей школы и снова информация об отрицательном влиянии шума на человека подтвердилась (Приложение 1).

Почти все ребята ответили, что шум на переменах мешает отдыхать. Большинство шум раздражает. Результаты анкетирования мы отразили в диаграммах.

Диаграмма 1

Шум на переменах мешает вам отдыхать?

Диаграмма 2

Как влияет шум на ваше состояние?

С помощью анкет мы выяснили, какие места в школе, по мнению ребят, самые шумные (Приложение 1). Именно они были включены в таблицу для исследования: столовая, коридоры в перемену, спортивный зал, мастерские, классы в перемену.

Таблица 1

Название места

Уровень шума (дБ)

1

Столовая

2

Коридор (1этаж)

3

Коридор (2 этаж)

4

Спортивный зал

5

Мастерские

6

Класс

Мы провели в этих местах измерения уровня шума с помощью мобильной естественно-научной лаборатории ЛабДиск.

Мобильная естественно-научная лаборатория с мультисенсорным регистратором данных ЛабДиск ГЛОМИР.

Измерения уровня шума проводились по следующему алгоритму:

1. Включите ЛабДиск, нажав кнопку «Включить».

2. Выберите датчик «Микрофонный датчик».

3. Установите частоту замеров «Вручную».

4. Выберите «Количество измерений».

5. Чтобы начать запись, нажмите кнопку «Выбор».

6. Произведите измерения, нажав кнопку «Прокрутка».

7. Когда эксперимент будет завершён, остановите запись, нажав сначала кнопку «Выбор», а затем кнопку «Прокрутка».

2. Результаты исследования

При измерении уровня шума в определённых местах школы мы получили следующие результаты:

Таблица 2.

Название места

Уровень шума (дБ)

1

Столовая

70 дБ

2

Коридор (1этаж)

82 дБ

3

Коридор (2 этаж)

66 дБ

4

Спортивный зал

76 дБ

5

Мастерские

74 дБ

6

Класс

60 дБ

Эти данные мы загрузили в лабораторию, выполняя следующий алгоритм:

1) Запустите программу GlobiWorld.

2) Подключите ЛабДиск к компьютеру.

3) Загрузите данные на компьютер.

4) Добавьте комментарии.

Лаборатория Globilab - «Шумовая карта школы»

Мы увидели, что самый высокий уровень шума во время перемены в коридоре на первом этаже. Уровень шума в столовой выше приятной нормы.

Высокий уровень шума в мастерских во время работы станков. Иван Васильевич нам объяснил, что работа на станках длится небольшое количество времени.

Заключение

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась - в некоторых местах в школе уровень шума превышает норму.

Цель проекта была достигнута, мы получили «шумовую карту» школы.

Но на этом этапе мы решили внести изменения в наш план. Мы поставили вопрос: «Как можно снизить уровень шума в школе?»

Нашли такие решения:

1) Рассказали ребятам о нашем проекте.image (32).jpg


2) Сделали памятки.

image (21).jpg

3) Нарисовали плакаты и повесили их в самых шумных местах школы.


image (23).jpg

4) Стараемся сами соблюдать тишину.

Таким образом, нами было проведено исследование шумового загрязнения школы.  Школа страдает от «школьного шума». Уровень шума на уроках и переменах полностью зависит от самих учеников. Наша задача - обезопасить себя и окружающих от такого небезопасного шумового фона, который отрицательно влияет на самочувствие, способствует быстрому утомлению. Наше здоровье - в наших руках!

В перспективе планируем выполнить контрольные измерения уровня шума в школе.

Результаты исследования, полученные при реализации проекта «Шумовое загрязнение школы»,  зафиксированы на сайте Глобальной школьной лаборатории Globallab.

Используемая литература

1. Мобильная естественно-научная лаборатория с мультисенсорным регистратором данных. Справочное пособие. - М.:ИНТ. - 116с.

2. Глобальная школьная лаборатория https://globallab.org

3. Толковый словарь С.И. Ожегова.

Приложение


Приложение 1

Анкета

1.Знаете ли вы о влиянии шумового загрязнения на живые организмы?

А) Да

Б) Нет

В) Немного

2.Влияет ли шум на ваше состояние?

А) болит голова

Б) раздражает

В) не влияет

Г) другое__________________________________________________________

3.Какие места нашей школы наиболее шумные?

А) в классе на уроке

Б) в классе на перемене

В) в столовой

Г) в коридоре

Д) в спортивном зале

Е) в мастерских

Ж) другое__________________________________________________________

4.Как вы чувствуете себя после урока, на котором было шумно?

А) хорошо

Б) как обычно

В) раздражен

Г)другое___________________________________________________________

5.Шум на переменах мешает вам отдыхать?

А) нет

Б) да

6.Что является источником шума в нашей школе?

А) дети

Б) звонок

В) другой ответ_____________________________________________________________

7. Как можно снизить уровень шума в школе?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Шумовое загрязнение школы»

Слайд 2

Цель составить «шумовую карту» школы

Слайд 3

Гипотеза в некоторых местах школы уровень шума превышает норму

Слайд 4

Задачи Собрать информацию о шуме, шумовом загрязнении Провести анкетирование среди учащихся школы Выполнить измерения уровня шума с использованием ЛабДиска Выявить в школе места, где уровень шума превышает норму

Слайд 5

Шум это беспорядочное смешение звуков, обычно громкое

Слайд 6

Шумовое загрязнение это раздражающий шум, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека

Слайд 7

Единица измерения уровня шума Децибел (дБ) Александр Белл

Слайд 8

Шелест падающих листьев 10 дБ

Слайд 9

Тиканье часов 30дБ

Слайд 10

Обычная беседа 50 дБ

Слайд 11

Шум пылесоса 70дБ

Слайд 12

Приближающийся поезд 80дБ

Слайд 13

Гром 100дБ

Слайд 14

Двигатель реактивного самолёта 140 дБ

Слайд 15

Допустимая норма шума 40-55 дБ

Слайд 16

Постоянный уровень шума более 80 дБ опасен для здоровья

Слайд 17

Уровень шума выше 130 дБ причиняет боль

Слайд 18

Влияние шума на организм человека Утомляет Снижает внимание Снижает работоспособность Вызывает головную боль Вызывает снижение слуха

Слайд 19

Шум на переменах мешает вам отдыхать?

Слайд 20

Влияет ли шум на ваше состояние?

Слайд 21

Шумные места в школе № Название места Уровень шума (дБ) 1 Столовая 2 Коридор (1этаж) 3 Коридор (2 этаж) 4 Спортивный зал 5 Мастерские 6 Класс

Слайд 22

Столовая – 70дБ

Слайд 23

Коридор (1 этаж) – 82 дБ

Слайд 24

Коридор (2 этаж) – 66 дБ

Слайд 25

Спортивный зал – 76 дБ

Слайд 26

Мастерские – 74 дБ

Слайд 27

Класс – 60 дБ

Слайд 29

Цель проекта достигнута

Слайд 30

Как можно снизить уровень шума в школе?

Слайд 31

Рассказали ребятам о нашем проекте

Слайд 32

Сделали памятки

Слайд 33

Нарисовали плакаты

Слайд 34

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.»

 

           Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.

        Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

         Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-4 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).

          На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.). 

Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:

 

1. Провести подготовительную работу.

Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.

Формирование их целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные).

Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.

Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:

а) выдвижение идеи (мозговой штурм), целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе;

в) слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы,

г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

д) информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

 

2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

 

3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.

          Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы.

 

4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.

 

5. Создавать группу не более 5- 8 человек.

Для работы над проектом класс разбивается на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом».

 

6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.

Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.

Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

 

7. Учесть и избежать «подводных камней».

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.

Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.

         Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу самим ребенком своей работы

 

Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?

Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

•    необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;

•    специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

 

         В связи с этим метод проектов начинаем реализовывать с 1 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяем развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

 

      В рамках традиционных учебных занятий используют:

•    проблемное введение в тему урока;

•    постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

•    совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

•    групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

•    выдвижение идеи (мозговой штурм);

•    постановку вопроса (поиск гипотезы);

•    формулировку предположения (гипотезы);

•    обоснованный выбор способа выполнения задания;

•    составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

•    поиск дополнительной литературы;

•    подготовку доклада (сообщения);

•    самоанализ и самооценку, рефлексию;

•    поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

 

          Такими творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

             Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

          При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом

           Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

         Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

 

Обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.

 

Общие правила для педагогов – руководителей проектов

• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями.

• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо,

• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.

• Не сдерживайте инициативы детей  Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

•. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

 

Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта: видеофильм, альбом, газета, бюллетень, зимний сад, альманах, аппарат, сайт, костюм, исковое заявление, макет, словарь, электромагнит, атлас, макет, передвижная выставка, генеалогическое древо, электродвигатель, сбор лекарственных трав и т.д.

 

Примерные критерии оценок проектной деятельности:

1.самостоятельность работы над проектом

2.актуальность и значимость темы

3.полнота раскрытия темы

4.оригинальность решения проблемы

5.артистизм и выразительность выступления

6.как раскрыто содержание проекта в презентации

7.использование средств наглядности, технических средств

 

       Какова же роль учителя в ПД?

       Она своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

          Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

        Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

           Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

 



Предварительный просмотр:

Программа объединения «Юный исследователь»

Пояснительная записка

Одним из направлений обеспечения образовательного процесса специальными условиями является  реализация оптимальных методов, средств и способов построения процесса обучения и воспитания детей с нарушенным слухом; подбор методического аппарата учебных материалов, технических средств обучения, форм занятий.

В развитии человека слух играет первостепенную роль. Нарушение слуховых функций приводит к невозможности качественно воспринимать звуковые сигналы, которые важны для полноценного познания окружающего мира, для создания полных и всесторонних представлений о предметах и явлениях действительности. В силу этого резко ограничиваются возможности общения с людьми, а значит, и познания, поскольку одним из важных способов передачи информации является устная речь. Отсутствие или недоразвитие речи ведёт, в свою очередь, к нарушениям в развитии других познавательных процессов и, главным образом, словесно-логического мышления.

Своеобразие развития внимания, восприятия детей, имеющих нарушения слуха, заметно влияет на деятельность памяти. Доминирует зрительное восприятие, поэтому весь процесс запоминания в основном строится на зрительных образах, в то время как у людей слышащих этот процесс слухо-зрительный и опирается на активную звуковую речь. Особенности развития наглядного мышления, как и развития восприятия, у детей с нарушением слуха свидетельствуют о своеобразии развития чувственного познания, практической ориентировки, осмысления закономерностей, существующих в предметном мире. У детей с нарушением слуха недостаточно развиты житейский опыт, соответствующие житейские представления, понятия и практические умения. Очень важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения. Наглядность является одним из эффективных средств обучения слабослышащих детей. Поскольку работа слухового анализатора протекает неполноценно, поэтому в процессе обучения большая роль отводится зрительному анализатору.

При выборе методов, средств и способов построения образовательного процесса детей с нарушенным слухом следует обратить внимание на учебно-исследовательскую деятельность. Ребёнок познаёт мир только в процессе взаимодействия с ним, особенно это важно для детей с нарушением слуха. В процессе предметно-практической деятельности происходит развитие высших психических функций ребёнка: восприятия, речи и общения, мышления, памяти, эмоций, мотивации.

Учебно-исследовательская деятельность, как специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых для учащихся знаний или способов деятельности, эффективно реализуется на уроках окружающего мира и во внеклассной деятельности по предмету.

Важную роль играет оснащение школы современными техническими средствами. В Федеральном государственном образовательном стандарте подчёркивается важность самостоятельной исследовательской и практической деятельности учащихся. Выпускник начальной школы должен уметь проводить эксперименты с помощью учебного лабораторного оборудования, включающего как привычные традиционные, так и современные цифровые измерительные приборы.

В декабре 2013 г. нам в школу поступил комплект учебного оборудования кабинета начальных классов, в который входят  цифровые микроскопы и естественно-научная лаборатория ЛабДиск. Таким образом, открылись новые возможности в проведении учебно-исследовательской деятельности  на уроках «Окружающий мир» и предметном кружке «Живой мир».

Программа кружка «Живой мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественнонаучным дисциплинам. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Программа строится на основе принципов:

  • целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
  • междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
  • соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Программа кружка «Живой мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся с нарушением слуха, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

Содержание программы

В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.

Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов. Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов, фотографий, презентаций.

ЛабДиск – это полноценная научная лаборатория, созданная специально для младших школьников – проста и понятна для них. Прибор имеет пять встроенных датчиков: температуры, расстояния, освещённости, звука и GPS. Это позволяет выполнять цифровые измерения без проводов, что существенно облегчает работу. Чтобы измерить температуру воды или почвы к ЛабДиску присоединяется внешний датчик, можно измерить и пульс, для этого нужна клипса – это второй внешний датчик. Результаты текущих измерений выводятся на экран ЛабДиска и параллельно на экран компьютера и интерактивную доску.

Цифровые микроскопы - это простое в использовании устройство и при этом обладает большими возможностями. С его помощью мы превращаем самые обычные окружающие предметы в объекты исследования,  в реальном времени на экране компьютера мы можем наблюдать многократно увеличенное изображение микрообъектов, с помощью мультимедийного проектора передавать изображение на  экран интерактивной доски, мы можем создавать фотоснимки и видеозаписи наблюдаемых объектов, протекающих процессов в микромире. С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру.

Учебно-исследовательская деятельность способствует формированию универсальных учебных действий: познавательных – ориентироваться в работе приборов, считывать и преобразовывать информацию, представленную в виде графиков, таблиц, диаграмм, делать выводы на основе результатов измерений; коммуникативных – слушать и понимать других, договариваться при работе в группе; регулятивных – давать словесную характеристику своей работы и осмысливать свои результаты.

Таким образом, учебно-исследовательская деятельность открывает детям с нарушением слуха возможность понимать окружающий мир, развивать свою речь, описывать явления окружающего мира на языке науки. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать интеллектуальные, творческие способности детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предметный кружок «Живой мир» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Планируемые результаты освоения программы

№ п\п

Обучающийся будет знать

Обучающийся будет уметь

1уровень

1. Основные особенности проведения исследований разных видов.

2. На репродуктивном уровне выполнять предлагаемые задания

Самостоятельно выбирать тему и объект исследования.

Правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы.

2 уровень

 На алгоритмическом уровне способны справиться с заданиями, направленными на определение методов исследования, выполнение простейших экспериментов. Основных логических операций, способны высказывать суждение, сделать умозаключение по предлагаемой теме.

На творческом уровне в нетипичной ситуации способны самостоятельно выбрать тему исследования, определить объект, самостоятельно технику экспериментирования.

Выделать главное и второстепенное в собранном материале. Выделять из текста основные понятия и давать им определения. Классифицировать предметы, процессы, явления и события.

3 уровень

На исследовательском уровне выполнять предлагаемые задания по определению круга проблем, связанных с объектом собственного исследования, высказывать гипотезы, которые впоследствии должны быть аргументированы и подтверждены или опровергнуты.

Основные логические операции, их отличительные особенности.

 Правила успешной презентации работы.

Делать выводы и умозаключения. Указывать пути дальнейшего изучения объекта.

Презентовать свою работу.

Личностные результаты и универсальные учебные действия

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну. Осознавать себя гражданином страны.

Выполнять правила поведения на природе.

Уважать чужое мнение, определяя свою позицию

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и ли самостоятельно, искать средства и пути их осуществления.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта. Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого характера.

Использовать основные и дополнительные средства.

 Оценка результативности проекта: успехов и допущенных ошибок.

Определять, какая нужна  информация.

Отбирать необходимые источники: книги, словари,  справочная литература, электронные носители.

Отбирать, классифицировать полученную информацию; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Выстраивать логическую цепь суждений.

Оформлять и представлять полученную информацию.

Организовывать взаимодействие в группе, договариваться друг с другом; распределять роли и т.д.

Прогнозировать последствия коллективно принимаемых решений.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи в соответствии с ситуацией.

При необходимости отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами;

при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая  другие аргументации.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата факт.

1

Разнообразие окружающего мира. Как можно изучать окружающий нас мир.

1

2

Мы – исследователи. Учимся наблюдать.

1

3

Учимся проводить опыты.

1

4

Какие бывают книги. Путешествие на книжную полку.

1

5

Книги – помощники исследователей.

1

6

Компьютер – наш помощник.

1

7

8

9

Компьютер и книга – источники информации. Отбор нужной информации.

3

10

Детские презентации.

1

11

Естественно-научная лаборатория ЛабДиск. Характеристика датчиков.

1

12

13

14

Температура вокруг нас. Измерение температуры различных объектов (датчик температуры исследования окружающей среды).

3

15

Измерение роста человека (датчик расстояния).

1

16

Цифровой микроскоп Digital Blue QX5

1

17

Рассматривание и фотографирование пальцев рук. Правила гигиены.

1

18

Рассматривание и фотографирование различных видов тканей.

1

19

Рассматривание и фотографирование различных видов бумаги.

1

20

Рассматривание и фотографирование волоса человека.

1

21

Рассматривание и фотографирование клетки. Объект: кожица лука.

1

22

Рассматривание строения листа. Жилкование. Объект: листья различных растений.

1

23

Рассматривание строения насекомых. Объект: оса.

1

24

Рассматривание строения насекомых. Объект: муха.

1

25

Рассматривание строения насекомых. Объект: бабочка.

1

26

27

Рассматривание и съёмка видео личинки комара (мотыль).

2

28

29

Выращивание плесени. Рассматривание и фотографирование плесени.

2

30

Смешивание веществ. Объект: вода, акварель, сахар, кофе.

1

31

32

Подготовка лука к посадке, посадка лука.

2

33

34

Подведение итогов. Создание фото отчёта кружка.

Материально-техническое обеспечение

        Справочно-методическое пособие «Мобильная естественно-научная лаборатория с мультисенсорным регистратором данных». – М.: Институт новых технологий.

Экранно-звуковые пособия: видеофильмы (в том числе в цифровой форме) по   природоведению,   истории,   обществоведению, этнографии  народов  России и мира. Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: цифровые микроскопы (2 шт.), ЛабДиск (1 шт.).

Натуральные объекты: коллекции полезных ископаемых, гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения), живые объекты  (комнатные растения, животные).

Интернет-ресурсы:

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru

Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru

Учебно-методический портал. – Режим доступа: http://www.uchmet.ru

Технические средства

  1. Классная доска.
  2. Магнитная доска.
  3. Интерактивная доска.
  4. Ноутбук.
  5. Документ камера.