Городской конкурс профессионального мастерства "Учитель года-2015"

Орлова Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

в муниципальной системе городского округа Стрежевой  "УЧИТЕЛЬ ГОДА-2015" (НОМИНАЦИЯ "УЧИТЕЛЬ ГОДА")

Конкурсное задание "Эссе"

Орлова Е.В.

МКОУ ОСОШ

Я - учитель.

Учитель прикасается к вечности:

 никто не может сказать, где кончается его влияние.

Генри Адамс (писатель, историк, педагог)

Я - учитель Открытой (сменной) общеобразовательной школы города Стрежевой. В нашу школу часто поступают  ребята, не соответствующие сложившемуся образу успешного ученика. Основная масса воспитанников ОСОШ - это дети со своими интересами, характерами, не похожие друг на друга, а некоторые  даже имеющие статью Гражданского или Уголовного Кодексов за плечами. Что может послужить причиной становления такого образа? И главное - как воспитывать прибывшего к нам, именно такого ученика? Ведь как сказал  кто-то из ученых - поведение – это еще не весь человек, это лишь вершина айсберга, а главное в айсберге скрыто от глаз окружающих. Поведение – лишь форма, облачающая его сущность: побуждения, мотивы, цели поступков. Форма не всегда, а может быть, всегда не совпадает с сущностью человека. В особенности, если это ребенок. Побуждения ребенка чаще всего искренни, социальны, но реализуются, к сожалению,  не всегда в пристойных по форме поступках: драках, прозвищах, капризах, нигилизме, даже во вранье.

    «Если вы знаете поступок, вы еще не знаете о ребенке ничего» - сказал всем известный педагог Коменский. На мой взгляд, если проступок вызван гуманным побуждением, ребенок, безусловно, должен быть оправдан. А вечная погоня классного руководителя за благополучным поведением класса  может превратить весь класс в отвратительных лицемеров и циников. Воспитанным, гуманным человеком будет тот ребенок, который хочет быть гуманным, кто в поступках «хороших» находит личное удовольствие.  Согласитесь, если ребенок чувствует, что его любят, если подросток знает, что его ценят, с ним считаются – то против чего ему воевать, преступать закон и веления совести?..

   Я считаю, что душевные потребности ребенка и условия их осуществления – вот тот гордиев узел, над которым обречен биться любой воспитатель, будь то родитель или школьный педагог.   Природное и социальное, биологически предопределенное и культурное в процессе становления личности столь тесно переплетаются, прорастают одно в другое, что любая педагогическая прополка одного во имя другого – "лучший способ"  искалечить жизнь, душу, судьбу. Впрочем, всё, что говорится о школе, касается и семьи, мы ведь стараемся в своих детях повторить себя – «делай, как я». Первые подобные «зеркала» в жизни человека – это те, кто окружает его. От них берутся и образцы поведения, и нормы оценки этого поведения. А «зеркала», согласитесь, разные,  и кривизна их далеко неоднозначна...

   Наше собственное поведение остается самым мощным способом воздействия на ребенка. Он всегда внимателен к нам и чаще всего подражает нам не только внешне, но и внутренне.  А что мы можем сказать о своих чувствах, переживаниях и стремлениях? Наверное, не зря все философы мира твердили нам о развитии человеческой души. И уж, согласитесь, мы постоянно требуем этого от детей. А, может, посмотрим со стороны и на себя?  Давайте, мы, взрослые, ответим для себя на вопросы:

 - Я стремлюсь изучить себя?

 - Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами?

 - Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя?

 - Я анализирую свои чувства и опыт?

 - Я верю в свои возможности?

   Если вы ответили «да» на все вопросы, в таком случае никто не сможет вас упрекнуть в остановившемся саморазвитии. Поэтому я считаю, что  любое «прикосновение» к детям при помощи каких бы то ни было методов, приемов, технологий должно делать их сильнее, вооружать новыми знаниями о мире и себе……

   Вот уже 13 лет я работаю педагогом Открытой (сменной) школы и с каждым годом всё более убеждаюсь, что детство грандиознее взрослой жизни. Скорее, не мы, взрослые даны детям для наставления их на путь истинный, а дети наши даны нам для очищения и просветления нашей души. Наше дело – помогая ребенку входить в жизнь, не упустить этот свой шанс!...

Непостижимо каждое мгновенье,

И каждый из живущих уникален,

Но снова повторяется движенье,

Движенье – восхождение к себе,

Где рамки бытия нелепы и условны,

Где беспредельна мысль, ее полёт,

Где человек почти что равен Богу,

Иль это Бог снисходит до него.



Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

в муниципальной системе городского округа Стрежевой  "УЧИТЕЛЬ ГОДА-2015" (НОМИНАЦИЯ "УЧИТЕЛЬ ГОДА")

Конкурсное задание "Методический семинар"

Орлова Е.В.

МКОУ ОСОШ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(слайд 1) Методический семинар по теме "Опыт использования личностно-ориентированного подхода в обучении русскому языку и литературе ".

(2 слайд) Открытая (сменная ) общеобразовательная школа городского округа Стрежевой - это учебное заведение, которое соединяет воедино коррекцию и реабилитацию учащихся. В МКОУ ОСОШ зачастую попадают  ребята, не соответствующие сложившемуся образу успешного ученика. Основная масса воспитанников нашей школы - это дети, имеющие такие проблемы в получении  образования, как частые пропуски занятий,  разная подготовка и возрастной состав обучающихся, разный социальный «облик» (многие учащиеся  из неблагополучных, малообеспеченных слоёв населения, у таких ребят подавлена психика, преобладает комплекс неполноценности).  Но при этом каждый обучающийся обладает своими неповторимыми особенностями психического склада,  индивидуальными возможностями,  интересами, характерами, не похожими друг на друга.

(3 слайд) С первых дней занятий в Открытой (сменной)  школе перед учителем стоит задача поиска творческого  подхода к мотивированию учащихся на успешное овладение знаниями.  Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, ощутить атмосферу сотрудничества и пережить успех, - мечта любого учителя. В работе с ОСОШевцами нельзя  ориентироваться  на одну какую-нибудь группу учеников, например, более слабую или более сильную. И поэтому главным вопросом для меня как учителя является: “Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся для повышения качества образовательной деятельности?”

(4 слайд) Одной из эффективных технологий обучения русскому языку и литературе в открытых (сменных) школах стала технология личностно-ориентированного подхода в организации познавательной деятельности учащихся.  Концепция личностно-ориентированного обучения, которая активно внедряется в образовательный процесс школы и мой личный, подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Реализация педагогом  личностно-ориентированного подхода предполагает открытость к ценностным ориентирам, целям, выраженным в ФГОС общего образования.

(5 слайд) Познакомившись с концепцией личностно-ориентированного подхода в образовании Якиманской И.С. (доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной педагогической академии и Нью-Йоркской академии наук, руководитель отдела «Проектирование личностно-ориентированного образования в средней школе» Института педагогических инноваций РАО),  я подытожила свой опыт внедрения личностно-ориентированного подхода в обучении русскому языку и литературе.

(6 слайд) Чрезвычайно важным аспектом личностно-ориентированного урока считаю опору на субъектный, личностный опыт учащихся. Научная информация, которая преподносится ученику на уроках, только тогда превращается в прочные индивидуальные знания, когда ученик «пропускает» ее через свой жизненный опыт, а вопросы и задания, построенные на основе ассоциативного, образного мышления,  делают предмет изучения зримым, ясным. Особенно актуально это звучит по отношению к урокам литературы.

  (7 слайд)  Остановлюсь на некоторых принципах организации личностно-ориентированного урока, которые я применяю в своей работе.

  (8 слайд) Важным моментом в проведении успешного урока является безболезненное погружение в учебный материал (принцип субъективности ).

   Например, прежде чем начать работу над изучением темы "Модернизм в русской литературе" или " Серебряный век русской поэзии 20 века" в 11 классе, пытаюсь выяснить, что же знают учащиеся о событиях русской истории, с которыми тесно переплетены произведения поэтов Серебряного века.  В результате общения (наводящие вопросы, слайды с фотографиями известных личностей эпохи, документальные и художественные видео-зарисовки ) с учащимися выясняем, что об истории России 20 века им известно достаточно много, при этом происходит "перекличка" с уроками истории, на которых дублируется  изучаемая  эпоха . Это помогает заинтересовать ребят, привлечь их внимание к предстоящей работе над изучением темы. Таким образом я  помогаю ребенку стать подлинным субъектом в ходе урока, который обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении общения.

(9 слайд) Также важна мотивация ученической деятельности к изучению литературного материала (принцип самоактуализации). Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. 

К примеру, анализируя  художественное произведение, отрабатываются навыки разноаспектного анализа текста, что очень важно для ребят при подготовке к экзамену. Или можно взять более узкий пример - мои 11-классники очень любят анализировать лирические стихотворения на предмет нахождения в них изобразительно-выразительных художественных средств, так как, во-первых, это предполагает получение целых 4-х баллов на ЕГЭ за правильно выполненное задание, а, во-вторых, ребята достаточно несложно овладевают знаниями по этой теме, поскольку я любой материал стараюсь объяснить доступно (опорные схемы к правилам, клише к сочинению, план анализа разных типов текста, советы по написанию сочинения и т.п.), с массой примеров из лирики и прозы, и даже сами ребята порой создают свои "шедевры" эпитетов и метафор, что не может не радовать меня как учителя. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих способностей.

   (10 слайд) Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества (принцип доверия и поддержки).  Работа с данной технологией дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса.

   Чаще всего групповая и парная работа используется на повторительно-обобщающих уроках и на уроках изучения нового материала. Например, в старших классах я использую подобную работу при подготовке к сочинению по прочитанному тексту (подготовка к ЕГЭ). Учащиеся делятся на группы по 2-3 человека самостоятельно (некоторые учащиеся не присоединяются к группе по тем или иным причинам, но, как показывает практика, это не мешает, а порой даже помогает этим ребятам успешно овладеть темой). После совместного прочтения текста, ребята получают задания по группам: 1) написать вступление к сочинению, сформулировать проблему, поставленную автором в тексте, прокомментировать ее; 2) выразить точку зрения автора текста (выявив проблему), свою точку зрения, прокомментировать, опираясь на текст; 3) привести аргументы по выявленной проблеме, опираясь на читательский и жизненный опыт. По завершении работы один учащийся из группы зачитывает готовый материал, который выносится в класс на обсуждение, комментирование и рецензирование (по необходимости). Многие важные выводы делаю для себя и я.  Таким образом, учащиеся всего класса в той или иной степени вовлечены в работу по созданию сочинения в формате ЕГЭ. Работа каждого учащегося совместно оценивается, в качестве домашнего задания дается новый текст для написания подобного сочинения. Как правило, в результате такой подготовительной работы учащиеся повышают уровень овладения навыками написания сочинения, а также приучаются к соблюдению правил ведения диалога,  что сослужит ребятам добрую службу в их дальнейшей самостоятельной жизни.

  (11 слайд)  Особое предпочтение отдаю урокам литературы, посвященным анализу художественных произведений, работе над текстом (принцип творчества и успеха).

При подготовке к таким урокам я всегда тщательно подбираю вопросы для анализа текста, индивидуальные задания, которые заставляют учащихся не просто воспроизводить содержание произведения, а размышлять над прочитанным, рассуждать, сопереживать событиям и героям, испытывать положительные эмоции, высказывать свое мнение, порой в дискуссии открывать истину. Задача педагога – пробудить чувства и направить мысль своего воспитанника, не нарушая, а лишь умело корректируя процесс общения автора с читателем.

Урок "Сочинение по картине Т.Назаренко "Церковь Вознесения на улице Неждановой" в 9 классе. Как правило, написание сочинения-описания по картине у многих пришедших в ОСОШ  ребят вызывает чувство страха, это задание им кажется непосильным, сложным для выполнения, но я стараюсь создать  необходимую атмосферу для заинтересованности темой сочинения (показ репродукции картины и фото церкви, рассказом о происхождении этого культурного памятника). Для стимулирования учащихся к собственным высказываниям в ходе обсуждения картины предлагаю ребята вычленить основные фрагменты, которые можно описать, записываю их на доске, после чего мы совместно формируем к ним ряд эпитетов и возникающих мыслей и ассоциаций, которые также помещаются на доску). Всё это создает обстановку на уроке для естественного самовыражения ученика. После проделанной работы ученикам гораздо легче оформить сочинение на бумаге, при этом подключив свою творческую жилку.

(12 слайд) Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся. Использую творческие дифференцированные задания (принцип выбора).  

Например, при изучении творчества Сергея Есенина, предлагаю ребятам в качестве разнообразных домашних заданий такие: выразительное чтение самостоятельно выбранного  произведения с обоснованием своего выбора, анализ  по плану одного из стихотворений поэта, написание эссе "Мое отношение к Есенину"  или даже написание авторского стихотворения, в той или иной мере соответствующее нашей теме (очень мне понравились стихи одной из нынешних выпускниц, написанные по мотивам Блока в духе символизма).  При личностно-ориентированном обучении ученикам предоставляется свобода выбора, т.е. он сам выбирает наиболее интересные задания по содержанию, виду, форме. Такие задания помогают самореализации личности ученика, проявлению и развитию его творческих способностей, дают ребенку возможность выразить свое «я», продемонстрировать собственное отношение к миру.

  (13 слайд)  На своих уроках применяю такой прием как рефлексия (принцип индивидуальности).  Ведь именно она позволяет учителю осуществить  обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке,  что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями  они столкнулись на уроке и как их разрешить. Подобные вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, учат осмысленно работать. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, воспринятого каждым.  Также всегда нахожу время поинтересоваться о настроении учащихся после урока. Если учитель добился того, что на его уроке обстановка доброжелательная - учащиеся искреннее поделятся своими мыслями, выскажут впечатления от прошедшего занятия, пожелания. А это позволит учителю сделать следующий урок успешнее предыдущего

(14 слайд)  Таким образом, моя система работы по формированию личностно-ориентированного подхода положительно влияет как на качество обученности, так и на рост интеллектуально-познавательных способностей детей:

  • (15 слайд) учащиеся стали более свободно выражать свои мысли, вести творческий диалог,  научились слушать и слышать других, исчез страх выступления перед аудиторией, расширился словарный запас;
  • (16 слайд) у ребят появилось ярко выраженное умение работать друг с другом, строить равноправные отношения с педагогом, обозначилось желание работать в группах для решения проблем, ученики стали быстрее формулировать цель деятельности, планировать и организовывать работу и впоследствии ее оценивать;
  • (17 слайд)  развились творческие способности детей.

(18 слайд) Личностно-ориентированный подход интегрируется мною в образовательный процесс не только в качестве урочной, но и внеурочной деятельности,  что позволяет получить уже системный инструмент педагогического влияния. Тем более, что реализация данного подхода во внеурочной деятельности - это еще более широкий спектр возможностей формирования Человека нового поколения.

(19 слайд)  Педагоги Открытой (сменной) общеобразовательной  школы стараются вдохнуть в своих учеников веру в собственные силы и возможности. Благодаря им, за время обучения как-то незаметно возникают те духовные нити, которые вдруг соединяют далеко не лёгких, ершистых и задиристых учеников в единое целое, заставляют задуматься над сложными перипетиями жизни и найти ответы на сложившиеся вопросы. (20 слайд)

.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт использования личностно-ориентированного подхода в обучении русскому языку и литературе методический семинар Городской конкурс профессионального мастерства городского округа Стрежевой «Учитель года – 2015» (номинация «Учитель года») Орлова Елена Владимировна МКОУ ОСОШ

Слайд 2

Ключевая проблема Основная часть контингента учащихся МКОУ ОСОШ: социально и профессионально не определившиеся подростки с явно выраженным негативным опытом обучения в дневных общеобразовательных учреждениях подростки с общей педагогической запущенностью , сопровождающейся негативным отношением к школе, учителям и учебной деятельности вообще более взрослую часть контингента составляют учащиеся с большим перерывом в учебной деятельности, сопровождающимся, как правило, весьма ощутимой утратой мотивов и навыков учебной деятельности беременные молодые женщины и/или воспитывающие малолетних детей.

Слайд 3

ПОЧЕМУ ОТДАНО ПРЕДПОЧТЕНИЕ личностно-ориентированному подходу? Важнейшие вопросы, ответы на которые помогут нам, педагогам, понять своих воспитанников: Как научить ребят понимать себя, другого человека? Как сделать так, чтобы личность другого человека, его внутренний мир стали для учеников величайшими ценностями? Основная ценность ЛО подхода - признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности Цель такого обучения - создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов Задачи как следствие: Реабилитационная педагогика (помощь нравственному становлению подростка) Ориентационная педагогика (создание условий для профессионального самоопределения) Коррекционная педагогика (преодоление отставания учащихся, неуспеваемости, различных нарушений) Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося

Слайд 4

актуальность выбранной темы ФАКТОРЫ, ОКАЗАВШИЕ ВЛИЯНИЕ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА внедрение новых ФГОС курсовая подготовка изучение опыта коллег диагностика собственного опыта

Слайд 5

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ (ПО И.С.ЯКИМАНСКОЙ)

Слайд 6

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК

Слайд 7

В ОСНОВЕ МОЕГО ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ЛО ПОДХОДА:

Слайд 8

ПРИНЦИП СУБЪКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ориентация на использование форм и методов обучения, обеспечивающих рефлексивный самоанализ учебно-воспитательного процесса; педагог апеллирует к сознанию , признает неприкосновенность и автономию личности, при этом максимально содействует развитию способностей , позволяющих ребенку осознавать свое «я»; помогает учащимся оценивать себя как носителя знаний, умений, анализировать собственные мысли и переживания за определенный период или данный момент жизнедеятельности.

Слайд 9

ПРИНЦИП САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА потребность ребенка в реализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей; педагог побуждает и поддерживает стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей; педагог должен верить в возможности ребенка, стимулировать и поддерживать стремление воспитанников проявлять и развивать свои способности, обеспечивать успешное протекание процессов самопознания и саморазвития.

Слайд 10

ПРИНЦИП ДОВЕРИЯ И ПОДДЕРЖКИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА доверие и вера в ребенка, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля; атмосфера доверия и поддержки раскрепощает воспитанников, содействует раскрытию их творческого потенциала, достижению максимально возможных результатов деятельности.

Слайд 11

ПРИНЦИП ТВОРЧЕСТВА И УСПЕХА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ребенок выявляет свои способности, узнает о "сильных" сторонах своей личности; творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности ребёнка и его уникальность; достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции ; достижения и успехи должны стать главным критерием анализа и результата образного процесса.

Слайд 12

ПРИНЦИП ВЫБОРА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности , самоактуализации способностей ребенка; учащийся обладает возможностями в выборе освоения образовательных программ, темпа учебной деятельности, заданий на занятии и способов их выполнения.

Слайд 13

ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА создание условий для формирования индивидуальности личности воспитанника и педагога ; педагог должен не только учитывать индивидуальные особенности ребенка , но и всячески содействовать их дальнейшему развитию; создавать условия, способствующие формированию у него индивидуального стиля познавательной деятельности.

Слайд 14

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ЕГЭ по русскому языку)

Слайд 15

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Кондратьев Кирилл (9 «А» класс 2012-2013 уч.гг .) - II место литературного конкурса «Мир, в котором я живу», посвященного Международной экологической акции «День Земли» (муниципальный уровень) Разнообразие творческих работ учащихся

Слайд 16

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ I место в подготовке и защите проектов занял 9 "А" класс в 2012-2013 уч.гг . под моим руководством в рамках школьной профилактической программы "До 18 и старше... Маршрут здоровья" Диплом II степени - профилактическая акция «Возьми ответственность с собой» в рамках Городского конкурса профилактики «Наш стиль жизни»

Слайд 17

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ I место заняла ученица 11 «В» (2012-2013 уч.гг ) Ломакина Наталия в городском конкурсе «Овеянные славой флаг наш и герб» Реализация творческого потенциала Кондратьева Кирилла (9 «А» 2012-2013 уч.гг ) в виде написания 1 главы «Книги о камне» (размещена на сайте Орловой Е.В. )

Слайд 18

ЛО ПОДХОД ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 20

Список используемой в пояснительной записке литературы и сетевых ресурсов для создания презентации: Губушкина И.Н. Личностно-ориентированный подход к обучению на уроках русского языка и литературы http://zadonskedu.ru/index.php/modernizacia/584-2013-09-06-05-08-47 Дементьева О.М. Влияние принципа субъективности на формирование социально-профессиональной мобильности студентов http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-printsipa-subektivnosti-na-formirovanie-sotsialno-professionalnoy-mobilnosti-studentov Зекирьяева В.М «Личностно-ориентированный подход к обучению на уроках русского языка и литературы» http://klasnaocinka.com.ua/en/article/lichnostno-orientirovannii-podkhod-k-obucheniiu-na.html Фестиваль педагогических идей Открытый урок http://festival.1september.ru/articles/601285/ ; http://festival.1september.ru/articles/559282/ Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования[Текст] /И.С. Якиманская . – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с. Якиманская И. Личностно ориентированная школа: критерии и процедуры анализа и оценки ее деятельности [Текст] /И Якиманская //Директор школы. – 2003. – № 6. – С. 27–36. Яндекс Картинки http://yandex.ru/images/?clid=1946579&win=92&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1366-wh-643-pd-1-wp-16x9_1366x768



Предварительный просмотр:

(слайд с  темой, эпиграфом)

Мастер-класс "Интеграция видов искусств как фактор формирования культуры личности"

Все виды искусств служат величайшему из искусств —

 искусству жить на земле.
                                       Бертольт Брехт

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я представляю вашему вниманию свой мастер-класс "Интеграция видов искусств как фактор формирования культуры личности". Сразу хочу вам сообщить, что формат проведения моего мастер-класса будет соответствовать типу урока "педагогическая мастерская", с его этапами вы ознакомитесь по ходу действия мастерской.

(слайд с принципами л-о подхода)

Одним из принципов л-о подхода, которым я руководствуюсь в своей педагогической деятельности,  является опора на субъектный, личный опыт учащихся.

(слайд 1 этап пед.маст. - индукция - ...)

- Коллеги, скажите, пожалуйста, опыт каждого из учащихся отличен друг от друга?...А в чем это выражается?... С чем может быть связано, что дети имеют отличный друг от друга опыт?

(слайд интеграция - это...)

Да, верно, каждый ребенок обладает своими неповторимыми особенностями. Исходя из этого,  мы с вами понимаем, что  научная информация, преподносимая ученику на уроках, только тогда превращается в прочные индивидуальные знания, когда ученик «пропускает» ее через свой жизненный опыт. И это делает предмет изучения более зримым, ясным. Особенно актуально это звучит по отношению к урокам литературы.

(слайд 2 этап - самоконструкция)            

-Посмотрите на слайд, скажите, что это?

Да, верно, это Каземир Малевич и его картин "Черный квадрат".

-Что вы видите или что ощущаете, когда смотрите на эту картину?

Глядя на эту картину, каждый воспринимает ее по-своему: одни -недоумевают, другие - возмущены бессмыслицей, третьи - видят в ней скрытый замысел художника, а четвертые - ушли в себя, оставшись наедине со своими мыслями.

Наше восприятие - наше внутреннее видение самих себя, зеркало нашей души. Мы как бы смотрим на себя - интересны ли самим себе. Это же самое происходит на уроках. В известном смысле все произведения искусства - это черные квадраты, которые мы должны наполнить собой, собственным "Я".

(слайд 3этап - социоконструкция)

Сейчас мы с вами рассмотрим возможности интеграции на примере стихотворения Пушкина "Зимняя дорога". Я попрошу раздать текст стихотворения по рядам.

Что мы будем делать? Для начала нам необходимо разделиться на 3 группы (по секторам)

Музыканты: задача  - при чтении стихотворения прослушать композицию «Зимняя дорога» в исполнении Хворостовского и затем ответить на вопрос

Художники: задача –обратить внимание на картины на экране, которые будут сопровождать ваше чтение.

Искусствоведы: Подвести итог, обобщить выше сказанное музыкантами и художниками.

Итак, начнем работу.

(слайд картины+музыка) – слушают, смотрят

 (слайд 4 этап - социализация)

Итак, вопросы к музыкантам:

 - На ваш взгляд, музыкальное сопровождение мешало или помогало восприятию стихотворения?

 - Какие чувства и эмоции у вас возникли в ходе прослушивания?

 - Что, по-вашему, сделала музыка?

Спасибо за ответы.

Вопросы к художникам:

 - Сопровождение стихотворения картинами помогало или мешало восприятию стихотворения?

   - Какие образы вы увидели?

 - Какие чувства и эмоции вы испытали, глядя на картины?  

Спасибо за ответы.

(слайд 5 этап - афиширование)

А пока искусствоведы мысленно обобщают все выше сказанное, я хочу представить вам инструмент оперативного мониторинга качества полученной информации.

(слайд о попс-формуле)

Все мы знаем, что формула в традиционном понятии помогает учащимся решать задачи по математике, физике и т.д. А я хочу вам представить новую форму обратной связи с учащимися. Моя задача как педагога ОСОШ – дать максимум инструментария для учеников в помощь. Особенно это хорошо работает на приобретение навыков к написанию сочинения-рассуждения, ведь эта форма экзаменационного испытания стала особенно актуальной.

(слайд со структурой попс-формулы)

Сама ПОПС-формула представляет собой 4 предложения и имеет структуру сочинения-рассуждения.

Итак, пожалуйста, прошу искусствоведов ответить на вопрос при помощи ПОПС-формулы: Что дает нам наличие музыкального и художественного сопровождения для понимания стихотворения Пушкина?...

Благодарю за ответы.

 (слайд 6 этап - разрыв)

А теперь мы с вами сделаем мимическую гимнастику. Я предлагаю вам проявить свои эмоции, свое отношение к увиденному на экране при помощи мимики или жеста, т.е. без слов.

Начинаем мимическую гимнастику!

(слайды с соврем.видами искусства) -3 слайда с несколькими картинами (по 3секунды на картину)

Коллеги, с гимнастикой вы справились отлично. А теперь скажите, пожалуйста,

Какие чувства вы испытали?

А можете подвести итог увиденному? каким словом можно объединить всё это? это можно назвать искусством? (современное)

Кстати, последняя картина является английской рекламой выставки Ван Гога в галерее

(слайд 7этап - рефлексия+ ПОПС-формула и вопрос)

Давайте подведем итог нашей встрече всему тому, что я хотела вам представить.

И попрошу вас при помощи ПОПС-формулы ответить на вопрос: "Какая задача стоит перед педагогом при интегрировании видов искусств в образовательную деятельность? "

Спасибо за ответы.

Конечно, ничто не может заменить то богатство смысла, ту философию, которые заложены в классическом понимании искусства, но мы с вами являемся теми педагогами, которые работают в революционный период изменения взглядов на многие вещи. И я хотела бы предложить вам выбор объектов современного искусства для интеграции их в современное образовательное пространство.

(3 слайда с соврем.видами искусств)

Завершить нашу работу я предлагаю, продолжив фразы на экране

(слайд с началами фраз)

Спасибо всем за участие и работу в моем мастер-классе.

(слайд с эпиграфом) - оставить

Земфира (акустич.версия)  и стих Есенина "Да! теперь решено без возврата.."

"Февраль" Пастернака и композиция Регины Спектор "После меня"

Маяковский и картины модернистов

Предлагаемые творческие задания на прослушанные и увиденные произведения:

 написать эссе.

написать "звуковое письмо"

 (музыкальные интонации воплотить в слова).

 Описать образ и характер поэта, писателя.

  Графически изобразить мелодическую линию.

 Отразить словесными образами - нарисовать картину.

 Написать стихи на музыку.  

ПОПС-формула имеет успех при подготовке к сочинению-рассуждению

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

«Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу это доказать это на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Универсальные учебные действия:

Личностные: личностное  самоопределение в творческом проявлении

нравственно-этическое оценивание себя и окружающих, соблюдение моральных норм, 

Познавательные:

— поиск и выделение необходимой информации;
— структурирование знаний;
рефлексия способов и условий действия,

постановка и формулирование проблемы,

анализ объектов с целью выделения признаков

— синтезирование информации

;— выдвижение гипотез и их обоснование

Регулятивные: 

—  планирование

—  прогнозирование

— контроль (коррекция)

-саморегуляция

— оценка.

Коммуникативные: 

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

— владение монологической и диалогической формами речи

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Цели: 

- показать роль интеграции видов искусств как фактор формирования  личности учащегося в рамках современных стандартов образования

- познакомить с видом рефлексии – ПОПС-формулой

Задачи:

- показать возможности интеграции современных видов искусств, осветить этическую сторону вопроса



Предварительный просмотр:

"Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое"

Всматривайтесь в привычное –
И вы увидите неожиданное,
Всматривайтесь в
некрасивое –
И вы увидите красивое.
Всматривайтесь в
простое –
И вы увидите сложное.

1. ИНДУКЦИЯ.

 Я рада видеть вас в полном здравии, полными сил и энергии и хорошего настроения, о чем свидетельствуют ваши улыбки. Сегодня у нас урок-мастерская. Устраивайтесь поудобнее: нас ждёт путешествие в чудесный мир. А чтобы совершить путешествие, нужно вспомнить волшебное стихотворение. Помните его? Если нет, тогда закрываем глаза и ....

Мимо белого тумана,

Мимо жёлтого тумана,

Мимо чёрного тумана,

Мимо стран и городов,

По лесам и океанам,

По пустыням и полянам

Понарошку без обмана

Мы летим среди миров.

        

Тише, тише, раз, два, три:

Открывай глаза, смотри.

Слайд (Звучит японская музыка.)

- Как вы думаете - где мы?

Давайте разбудим наш язык и вместе поприветствуем друг друга

-А теперь разбудим нашу мысль.

Какие ассоциации возникают у вас, современных молодых людей России, при слове Япония? (автомобили, бытовая техника, восточные искусства)

 - Да, но Япония - не только современные технологии, развитая промышленность. В нашу сегодняшнюю жизнь прочно вошли, джиу-джицу, самураи, оригами, икебана

Слайд (эпиграф)

Сегодняшний урок - своеобразная экскурсия. Я предлагаю вам еще глубже погрузиться в страну Страну Восходящего Солнца и стать хотя бы на один урок ее жителями. Девушки могут прикрепить цветы к волосам и стать похожими на японских женщин, а юноши пусть примерят к себе японские иероглифы, символизирующие то или иное мужское качество.

Вы, наверное, заметили, что на доске в качестве эпиграфа к уроку у нас есть строки с пропущенными словами, я предлагаю нам вернуться к ним в конце урока и вставить пропущенное.

      Также я вам сообщила лишь общее название тому, о чем пойдет речь на уроке. И предлагаю вам самим придумать название  уроку, в зависимости от того, какой отклик найдет он в вашей душе. Это может бать фраза, сформулированная вами самостоятельно или услышанная на уроке. И в конце урока вы ее озвучите.

2. САМОКОНСТРУКЦИЯ

Мы, европейцы, привыкли к масштабам, к вечной суете и спешке. А японская поэзия не терпит поспешности и рассчитана на медленное чтение. Поэтому, чтобы подготовиться к её восприятию, мы обратимся .... к русским пейзажам.

Слайд

- Какой теме посвящены эти картины?

- Что особенного увидели художники в каждом времени года?

 - Какое чувство вызывают картины? что хотели передать нам художники? (Восхищение родной природой, её красотой).

Слайд

А теперь сопоставим эти картины с гравюрами японского художника XIX в. Андо Хиросигэ.

- Какой теме посвящены картины Андо Хиросиге? (Времена года) Он тоже изображал времена года, но немного иначе.
-
А что общего в живописи русских и японских художников? (В умении передать красоту природы, но каждый художник это делает по-своему.)

- В чём вы видите разницу изображений одних и тех же явлений в русской живописи и японской графике? (русские художники передают общую картину природы, японские гравюры поражают яркостью красок, кружевом линий, незнакомыми пейзажами.)

Японская живопись тесно связана с поэзией. Очень часто поэты  сочиняли  стихи на тему взволновавшей их картины и, наоборот, художники, поразившись стихами японских поэтов, писали свои картины.

В Японии поэзия и живопись существуют как одно целое. Сегодня на уроке, ребята, мы познакомимся с японской поэзией, со своеобразным национальным поэтическим жанром - хокку.

Слайд

читаю 2 хокку

- Чем, на первый взгляд, вам кажется это стихотворение непривычным?

(строчки, слоги в строках).

Ребята, каждое стихотворение – это как волшебная картина.

Слайд

Можно, к примеру, написать маслом на огромном холсте зимний пейзаж, тщательно прорисовать всё-всё до мельчайших деталей. А можно картину зимы передать по – другому: несколькими штрихами набросать дерево, согнувшееся под снегом. Вот так и японский поэт «рисует», намечая немногими словами то, что вы сами должны  домыслить. Кстати, почти все японские поэты были хорошими художниками.

Слайд

Русский писатель А.П.Чехов  в письме к брату писал: «… У тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что ....

Как вы думаете, какая общая задача у поэта и художника?
(разбудить воображение,  втянуть читателя в творческий процесс, требует участия читателя и зрителя)

Хокку как бы даёт импульс нашему воображению.

Слайд

читаю хокку

- Получили импульс? Что вы видите? (Можно увидеть картину). Опишите картину.....

А вот следующее хокку

Слайд

читаю хокку

Какой импульс теперь получили вы?

(Звуки природы. Поэт подсказывает: «Слушай»)

Мы с вами рассмотрели основные черты хокку и предлагаю вам записать в своих рабочих блокнотах  это понятие:

Слайд

 (запись в тетрадь)

3. СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ

А сейчас  мы поработаем в группах. Группа может состоять из 2-4 человек, можете развернуться к соседям.  Возьмите листы ......цвета. Посмотрите на задание 1. Перед вами стихи – это хокку..

Ваша совместная задача для группы:

-прочитать хокку, выбрать наиболее понравившееся (может по смыслу, а может по состоянию души)

-озаглавить хокку

- дать истолкование (о чем хокку?)

- проанализировать худож.средства (при помощи чего автор доносит смысл)

Поскольку у нас с вами сегодня творческая мастерская, то я не настаиваю на выполнении всех задач для каждого хокку, но всё же попробуйте.

На работу вам отводится 4 минуты.

Слайд  + музыка аудио

1. Наша жизнь – росинка.

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь – и всё же.

                                      Исса

2. На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер.        

                                     Басё.

3. По дороге не ссорьтесь

Помогайте друг другу, как братья,

Перелётные птицы.

                                      Басё.

4. На солнцепёке
        Прикоснулся к камню рукой-
         Как он прохладен!

                                     Сики

5. Гусь, дикий гусь,
        Скажи, сколько лет ты летаешь
        За леса, за море?

                                     Исса

6. Как вишни хороши!

Они с коня согнали

И князя – гордеца.

                                      Исса

7. Ива склонилась и спит,

И кажется мне, что соловей на ветке –

Это ее душа.

                                       Басё

4. СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Давайте посмотрим, что у нас получилось. Итак, кто выбрал 1-ое хокку (название.....смысл (идея).......худ.средства)

- Что общего в этих стихотворениях вы увидели, что их объединяет? (тема природы)

- А чем они отличны? (в разных хокку заложен разный философский смысл, размышления)

- Можно сказать, что в хокку скрыт какой-то тайный смысл? (недоговоренность, недосказанность).

Давайте вместе сформулируем принципы создания хокку.......(по форме, по содержанию, по смыслу)

Слайд.

Итак, мы выяснили, что главное  для  японского поэта – в сжатой, краткой  форме выразить свои переживания, эмоции, дать возможность слушателю самому  дорисовать намеченную картину, понять  невидимый подтекст .

5.ВТОРИЧНАЯ СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ

 А сейчас мы выделим еще одну особенность хокку, для этого поработаем в парах.

Ваша задача - выбрать из трех предложенных вариантов один, который вам покажется наиболее верным для заключительной, третьей строки. По окончании работы - объяснить свой выбор.

 6.ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Пожалуйста, прочитайте получившиеся хокку. .........

Слайд с ответом


- Ребята, не расстраивайтесь, если ваш ответ не совпал со строками поэта, это лишь означает, что вы мыслите по-своему, ведь каждый из нас уникален.

А все эти хокку объединяет одна мысль - какая же? (отношение человека к природе, окружающему миру, к живому)
- Чему нас учат японские поэты? (бережно относиться ко всему живому)..

И здесь мне хочется  рассказать вам одну маленькую легенду.

 Однажды старый Басё гулял со своим учеником у речки.

Увидев стрекозу, ученик воскликнул: «Я сочинил хокку!"

Слайд  

Оторви пару крыльев у стрекозы,

И получится

 стручок перца.

Басё стихотворение не понравилось.

Зная суть японских хокку, вы с легкостью ответите на вопрос: Почему? (У стрекозы отняли жизнь.) А теперь попробуйте исправить хокку, соблюдая принцип бережного отношения к природе.......

Слайд

    7. ВТОРИЧНАЯ САМОКОНСТРУКЦИЯ

 Почти каждый образованный японец сочинил в своей жизни несколько хокку.

Пусть несовершенное. Попробуем и мы с вами написать хокку. Но прежде вспомним, каковы требования. Давайте их назовем......

      Ну а чтобы как следует погрузиться в творческий мир японской поэзии, давайте подпишем свои листы (возьмите листы... цвета),  сделав их именными, на русском и японском языках.

Слайд

Также хочется дать вам еще один совет:

так как мы с вами непрофессиональные поэты, но при этом знаем многогранность и сложность русской речи, то вполне разрешается отступить от того количества слогов, которые заложены в хокку, и создать свой шедевр!

Для еще большего погружения предлагаю вам просмотреть видеоролик, снятый по мотивам японского хокку.

Слайд 

Также в помощь вашему творчеству предлагаю темы для хокку и  музыку. Ну а кого больше увлекает живопись, нежели поэзия - предлагаю создать рисунок для понравившегося вам хокку. На творчество вам предоставляется 5 минут.

Слайд (музыка)

8.АФИШИРОВАНИЕ

Предлагаю желающим зачитать получившиеся хокку и показать свои рисунки.

Посмотрите, какие разные хокку и рисунки у вас получились!

9.РАЗРЫВ.

А сейчас, ребята, давайте вспомним с чего мы начинали наш урок - мы обращались к произведениям русских художников, а теперь давайте вспомним стихи русских поэтов Серебряного века. (может их кто-то назовет? - если будет время)

Давайте также, как и в хокку, поразмышляем над смыслом и посмотрим внимательней на слова, при помощи которых мы можем определить душевное состояние лирического героя.

Слайд

Ах, метель такая, просто черт возьми!
Забивает крышу белыми гвоздьми.
Только мне не страшно, и в моей судьбе
Непутевым сердцем я
прибит к тебе.

В чем смысл данного стихотворения? (о любви несмотря на трудности жизни, непогоду)

какие слова помогают нам определить душевное состояние героя, его эмоции, мы чувствуем связь человека с природой?

Звенела музыка в саду
Таким
невыразимым горем.
Свежо и
остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.

Он мне сказал: "Я верный друг!"
И моего
коснулся платья...
Как не похожи на объятья
Прикосновенья этих рук.. (печаль, горечь чувств, разочарование) какие слова помогают нам определить душевное состояние героя? почему героиня остро воспринимает звуки и запахи? мы чувствуем связь человека с природой?

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит. (о творческом порыве создания стихов ) какие слова помогают нам определить душевное состояние героя?  мы чувствуем связь человека с природой?

Любит? не любит? Я руки ломаю
и пальцы
разбрасываю разломавши
так
рвут загадав и пускают по маю
венчики встречных ромашек... (по каким словам вы определили муки любви, переживания от сомнений)
какие слова помогают нам определить душевное состояние героя? мы чувствуем связь человека с природой?

Подведем итог. Скажите, пожалуйста, есть ли в стихах русских поэтов детальное изображение через природу?

А чем деталь в русской поэзии отличается от детали в японской?

 (Да, Русские поэты стараются передать полную картину в деталях, выражая глубоко свои мысли. А японский поэт передаёт какую – то деталь, давая возможность нам дорисовать картину и понять её).

   Многие из нас не знают, что можно с восторгом внимать пению лягушек, не умеют часами любоваться камнями или цветущим деревом. У нас гуси улетают осенью и прилетают весной. В Японии – наоборот.

   Но многое в наших представлениях совпадает. Скажите - что?

 взаимосвязь человека и природы, переживания чувств и эмоций, философские размышления о жизни…

Когда мне не нравится что-то в искусстве, я спрашиваю себя: может быть я не очень хороший зритель или читатель? Может я не заставил свою душу трудиться?

Давайте вспомним о строках эпиграфа нашего урока и вставим недостающие слова. Пожалуйста.

Слайд с ответом

Так как  бы вы назвали этот урок? Озвучьте, пожалуйста. Запишите в свой рабочий блокнот.

10.РЕФЛЕКСИЯ.

Слайд

А теперь, ответьте, пожалуйста, на вопрос:

- Что лично вам дало знакомство с японскими хокку?

Слайд

Домашнее задание:

Выбрать в сети Интернет 1 хокку и объяснить его смысл;

 нарисовать иллюстрацию к любому хокку;

сочинить собственное хокку.

Символы Японии я вам дарю в память об этом уроке, а вас попрошу оставить на память мне ваши листы творчества и отразите, пожалуйста, на них свое настроение, обведя смайлик.

Также предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке при помощи  мишени и стикера, мишень появится на последнем слайде

А теперь давайте попрощаемяся по-японски

Слайд

Фаёнара – до свидания

А я вам добавлю:

Го – сэйте

Аригато,

Годзаимасита – спасибо за внимание!   



Предварительный просмотр:

РАБОТА В ГРУППАХ

Задание 1.

Прочитайте хокку, выберите 2-3 наиболее понравившиеся, проанализируйте.

Время выполнения - 4 минуты.

1. Наша жизнь – росинка.

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь – и всё же.

                                      Исса

2. На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер.        

                                     Басё.

3. По дороге не ссорьтесь

Помогайте друг другу, как братья,

Перелётные птицы.

                                      Басё.

4. На солнцепёке
        Прикоснулся к камню рукой-
         Как он прохладен!

                                     Сики

5. Гусь, дикий гусь,
        Скажи, сколько лет ты летаешь
        За леса, за море?

                                     Исса

6. Как вишни хороши!

Они с коня согнали

И князя – гордеца.

                                      Исса

7. Ива склонилась и спит,

И кажется мне, что соловей на ветке –

Это ее душа.

                                       Басё

В помощь: худ.средства - эпитет, метафора, бессоюзие, фразеологизм, сравнение, риторические вопросы, обращения, восклицания, и т.д.

Название________________________________

Идея, смысл__________________________________

Худ.средства_____________________________

Название________________________________

Идея, смысл__________________________________

Худ.средства_____________________________

Название________________________________

Идея, смысл__________________________________

Худ.средства_____________________________

Название________________________________

Идея, смысл__________________________________

Худ.средства_____________________________

Название________________________________

Идея, смысл__________________________________

Худ.средства_____________________________

Название________________________________

Идея, смысл__________________________________

Худ.средства_____________________________

Название________________________________

Идея, смысл__________________________________

Худ.средства_____________________________

Задание 2

Из трех предложенных вариантов заключительной, третьей строки

выберите один, который вам покажется наиболее верным, подчеркните его.

Объясните свой выбор (устно)

1. Бедный мой воробей!
            Измучился, исстрадался.
           
(На пенёчке, в руках у мальчишек,

в перистых облаках.)

Исса.

2. Осторожно – камень!
            Голову не ушиби,
           (
А то больно будет, крошка-светлячок,        шишка вскочит)

Исса.

3.Бабочка, не спи!
            Ну, проснись же поскорее –
            (
Солнце взойдёт, давай с тобой дружить, порхай по цветам.)

Басё.



Предварительный просмотр:

Орлова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы II квалификационной категории МКОУ ОСОШ

Урок литературы в 11 классе(базовый уровень)

"Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое"

Цели:

образовательные: познакомиться с японской национальной культурой;

выяснить, что такое хокку как жанр японской поэзии,

развивающие: формировать умение анализировать хокку;

продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением, способствовать развитию у учащихся воображения, фантазии, поэтического дара слова.

воспитательные: раскрыть философский смысл японских трехстиший;

прививать бережное и внимательное отношение к природе;

воспитывать чувство прекрасного; воспитывать чувство патриотизма.

Задачи:

1)научить различать жанр хокку в сравнении с русской поэзией Серебряного века;
2)воспитывать уважение к культуре и традициям других народов, чувство прекрасного на основе взаимодействия трёх искусств.
3)развивать мышление, познавательный интерес, речь учащихся, пробудить чувство творчества

Тип урока: педагогическая мастерская.

 

 

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1 этап. Индукция

Создание эмоционального фона; введение в ситуацию (тему)

В стихотворной форме

настраивает участников мастерской к

предстоящему уроку,        

просит выдвинуть ряд ассоциаций к теме.

Выделяют существенную информацию из стихотворения. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

 Взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме. Строят монологические  высказывания.

Принимают и сохраняют учебную задачу, контролируют свои действия.

2 этап. Самоконструкция.

Конструирование индивидуальных знаний; активизация собственных знаний по теме

Просит назвать темы картин, выявить разность и общность. Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Осуществляют

анализ объектов с

выделением

существенных

признаков.

Выполняют действия,

задаваемые

ситуацией.

Воспринимают  ответы обучающихся. Формулируют собственное мнение и позицию.

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения, планируют  действия в соответствии с поставленной задачей

Слово учителя о взаимосвязи японской живописи и поэзии. Зачитывает хокку, просит выявить особенности формы хокку.

Осуществляют поиск необходимой информации

Воспринимают  ответы участников. Формулируют собственное мнение и позицию.

Воспринимают информацию в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Подводит детей к выявлению особенностей хокку как жанра поэзии, предлагает  записать понятие хокку.

Осуществляют анализ объекта с выделением признаков.

Воспринимают  ответы. Формулируют собственное мнение и позицию.

Дополняют, уточняют высказанные мнения. Принимают и сохраняют учебную задачу

3 этап. Социоконструкция.

Конструирование знаний, обмен знаниями в группах.

Организует работу в группах по выявлению  смысловой составляющей хокку.

Проводят коллективное исследование

Понимают возможность позиций, различных от собственной, ориентируются на позицию партнера в общении, взаимодействии, развивают умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Осуществляют самоконтроль выполнения заданий в группах. Планируют организацию своей деятельности во времени. Вносят коррективы в действие.

4 этап.Социализация

Обмен знаниями, формулирование определений.

Организует обсуждение для выделения принципов создания хокку.

Конструируют новый способ формирования понятия.

Высказывают и выслушивают разные позиции, строят монологические высказывания.

Вносят коррективы в действие после его завершения.

5 этап. Вторичная социоконструкция.

Конструирование знаний, обмен знаниями в группах

Организует работу в группах по выявлению  гуманистической позиции авторов хокку.

Осуществляют

анализ объектов с

выделением

существенных

признаков.

Выполняют действия,

задаваемые ситуацией.

Понимают возможность позиций, различных от собственной, ориентируются на позицию партнера в общении, взаимодействии, развивают умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Осуществляют самоконтроль выполнения заданий в группах. Вносят коррективы в действие.

6 этап. Вторичная социализация.

Представление своих знаний классу, обмен мнениями, формулирование определений.

Организует учебное исследование (с элементами творческой работы), направленное на выявление понятия.

Ориентируются на разнообразие способов решения задачи, отработка операций, в которых допущены ошибки.

Высказывают и выслушивают разные позиции, участвуют в обсуждении содержания материала

Вносят коррективы в действие после его завершения.

7 этап. Вторичная самоконструкция.

Активизация собственных знаний по теме, творческого потенциала учащихся.

Предлагает обобщить приобретенные знания. Психологически настраивает учащихся на предстоящую творческую деятельность.

Выполняют действие в материализованной форме.

Взаимодействуют с учителем и друг другом.

Планируют организацию своей деятельности во времени. Организуют выбор оптимальной для себя деятельности.

8 этап. Афиширование.

Ознакомление с работами учащихся

Организует демонстрацию работ учащихся

Защита своей работы перед классом, личностный анализ работ одноклассников

Принимают разные, субъективные продукты творческого процесса.

Адекватно оценивают свою работу и работу одноклассников.

9 этап. Разрыв.

Обратить внимание учащихся на значение детали в поэзии разных жанров и культур, а также подвести к принятию чувства уважения к субъективному творчеству и творчеству разных культур.

Через общее и отличное в хокку и поэзии Серебряного века организует обсуждение обобщающего вывода о значимости детали в стихотворениях разных жанров и культур. Предлагает заполнить строки в эпиграфе, озвучить тему урока.

Осуществляют анализ объекта с выделением существенных признаков. Отрабатывают способ в целом.

Участвуют в обсуждении содержания материала. Формулируют собственное мнение и позицию. Осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме.

Умение использовать речь для регуляции своего действия. Осуществляют контроль ответов друг друга. Вносят коррективы в собственные действия.

10 этап. Рефлексия.

Отразить мысли, чувства и ощущения, возникшие у участников во время проведения мастерской.

Предлагает ответить на вопрос: «Что лично вам дало знакомство с японскими хокку?», дает дифференцированное задание на дом (с учетом личных творческих предпочтений). Стимулирует участников дать оценку своим эмоциям и деятельности, возникшим в ходе мастерской.

Переработка изученной информации, рефлексия своих действий

Высказывают собственное мнение, строят логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей, делают выводы о результате своей деятельности

Самостоятельно адекватно оценивают свою деятельность, определяют уровень своей успешности, вносят необходимые коррективы в реализации домашнего задания.