Материалы районного дистанционного семинара

Методическое объединение учителей технологии

На этой странице размещены материалы дистанционного семинара учителей технологии Шурышкарского района за 2014-2015 уч.год

Скачать:


Предварительный просмотр:

  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • «ПИТЛЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
  • «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»
  • Набережная, 8, село Питляр, Шурышкарский район, Ямало - Ненецкий автономный округ, 629647.
  • Тел/факс (34994)6-33-42, 6-33-73. Е-mail pitlar627@mail.ru
  • ИНН 8907001258 КПП 890701001 ОКПО 31126858 ОГРН 1028900556981 Банк РКЦ  г.Салехард расчетный счет 4070180700001000016 БИК 047182000

Описание  кружка «Сказка своими руками»

 Учитель начальных классов

        МБОУ «Питлярская СОШ

        «Образовательный центр»

Аристова Светлана Михайловна

   Детство... Какое это замечательное время! Именно в детстве происходят чудеса: приходят волшебники и сказочные феи, оживают любимые герои сказок.

 Сказка – это вымысел. Но что мешает нам сделать её былью. Как приятно собрать вокруг себя малышей и вместе с ними сотворить сказку своими руками.

Прежде чем сшить сказочную игрушку, нужно познакомиться с миром народных игрушек, узнать какие инструменты и материалы можно при этом  использовать и, самое главное, – научиться шить.

Знакомство с народной игрушкой, правила безопасной работы, инструменты и их назначение, применение и назначение фурнитуры, разнообразие тканей входят в первый раздел начального курса занятий по программе «Сказка своими руками». Она разработана  мною  с целью  изучения  народной игрушки  и направлена:  на обучение детей начальных классов  технологии кройки и шитья мягкой игрушки, на знакомство с народной культурой и традициями своего края.  Программа предназначена для работы педагогам дополнительного образования с учащимися 7-10 лет   по развитию художественно-творческой  деятельности.

Тему «Знакомство с народной игрушкой» мы изучаем  на уроках рисования, технологии, окружающего мира в начальных классах  и закрепляем на   втором занятии кружка в течение двух часов.  На  теоретических занятиях  дети знакомятся с народными традициями при изготовлении  национальной  народной игрушки, материалами из которых они создаются (шкура,  сукно, бисер, шерстяная нить и т.д.).  Данная тема является  очень интересной,  она охватывает большой объём теоретического материала. Чтобы сократить этот объём главным объектом для изучения является не сама игрушка, а материал, из которого она изготавливается. При этом в ходе занятия не называются все промыслы, которые используют эти материалы, а лишь те, которые детям близки и понятны.

Народное искусство было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приёмы и традиции своего народа, своеобразную художественную структуру, дети смогут создать нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение.

Данное занятие плавно перетекает в следующее – «В городе швейных принадлежностей». Знания, полученные при изучении народной игрушки, закрепляются при знакомстве с инструментами и приспособлениями, используемыми при шитье.

Тема

Кол-во часов

Раздел 1 ГОТОВИМСЯ К ШИТЬЮ

6

1.

Знакомство с народной игрушкой

2

2.

В городе швейных принадлежностей

1

3.

Бережливый  портняжка

1

4.

Магазин тканей

1

5.

Что такое фурнитура?

1

       

 Следующий раздел программы посвящён ручным швам.

В процессе работы используются разнообразные методы обучения:

рассказ,  беседа,  повествование,  работа с книгой, инструктаж, демонстрация, упражнение, показ образцов и примеров,  практические работы, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля, познавательная игра. Часть занятий сопровождаются презентациями в Power Point.  Кроме того, много наглядности и раздаточного материала оформляется  на  компьютере.  Активно используется  работа на планшетах 1-ученик 1-компьютер, интернет.

Чтобы занятия не были скучными и однообразными, в них использованы элементы занимательности, сказки или сказочные сюжеты, что позволяет внести разнообразие, способствует усвоению знаний, повышает познавательный интерес и даёт возможность оценить себя на фоне других. Они помогают переключать внимание школьников с учебного материала на практическую деятельность, минуя категорические указания.

Регулярно в ходе занятий проводятся физкультминутки с упражнениями по профилактике переутомления зрительной системы, а также упражнения на релаксацию.

Занятия тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисованием и математикой.

В результате работы у учащихся:

  • формируется устойчивый интерес к занятиям и декоративно-прикладному творчеству в целом;
  • проявляется большой интерес к  изучению  истории и традициям своего народа;
  • повышается работоспособность, появляется желание проявлять свои умения;
  • речь детей становится образнее и выразительнее;
  • межличностное общение приобретает продуктивный характер;
  • появляется желание творить!



Предварительный просмотр:

Технология изделий из древесины на Руси.

Замятин Александр Николаевич, учитель технологии

МБОУ Горковской средней общеобразовательной школы

Обработка дерева — одно из первых ремесел, которым овладел человек, а древесина – один из самых популярных стройматериалов. И это не удивительно, древесина имеет массу плюсов - легкость обработки, высокие декоративные и строительные качества, широкий выбор пород и т.д.


Несколько тысячелетий назад у пещерных людей появились первые инструменты для деревообработки. Этот факт позволял им строить деревянные дома, делать деревянную мебель, посуду и даже обувь. Со временем из простого ремесла обработка дерева превратилась в искусство.

 Основным поделочным материалом в древней Руси было дерево. Жилища и городские укрепления, мастерские и другие хозяйственные постройки, корабли и сани, мостовые и водопроводы, машины и станки, многие орудия труда и некоторые инструменты, посуда и мебель, домашняя утварь и детские игрушки - все делалось из древесины. Особенно широкого распространения и высокого мастерства деревообрабатывающие ремесла достигли в центральных и северных районах Руси, богатых хвойными и лиственными лесами.  

Дерево – один из самых распространенных строительных и отделочных материалов, любимый и широко применяемый человеком на протяжении многих веков. Обилие лесов на Руси позволяло всегда иметь его под рукой, а удивительные природные качества древесины – прочность, податливость в обработке, красивая естественная текстура, водонепроницаемость, теплоизоляционные и другие ценные свойства во все времена привлекали и щедро вознаграждали трудолюбие и изобретательность мастеров. Из дерева возводились целые поселения, изготовлялись орудия труда, средства передвижения (телеги, сани, лодки), предметы быта (мебель, посуда и т.д.), музыкальные инструменты, игрушки, сувениры, а также другие поделки. Часто их отделывали ажурной выпиловкой, резьбой, выжиганием, мозаикой, росписью красками, создавая таким образом настоящие произведения декоративно-прикладного искусства. Вспомним Кижи – одно из старых русских поселений на берегу Онежского озера, в котором сохранились замечательные творения русского народного деревянного зодчества XVIII века. Вспомним знаменитую хохломскую роспись - старинный вид русского народного искусства. Или популярный народный промысел абрамцево-кудринской плоско-рельефной резьбы по дереву.

Известна всему миру семеновская матрешка, которая неоднократно завоевывала золотые медали на выставках Парижа, стала символом России, ни один турист не уезжает из России без этой матрешки. Персональный сайт

Традиции деревообработки на Руси сложились с тех времен, когда появились деревообрабатывающие орудия, нож, топор и т.д. Это неудивительно, так как территория жизнеобитания человека была сплошь покрыта лесами. Поэтому вся жизнь была связана с лесом.

Позднее стало развиваться плотничное, бондарное, столярное, токарное и другие ремесла. Из дерева делали не только крупные вещи, но и разнообразные предметы быта - веретена, ступки, табакерки, подсвечники, игрушки и другие поделки, украшая их оригинальной резьбой.

На Руси распространено несколько видов резьбы по дереву: контурная, выемчатая (преимущественно трехгранно-выемчатая), рельефная, сквозная, объемная. В XVII-XVIII веках существовало даже понятие «золотой рези» - обьемно-ажурной золоченой резьбы, напоминающей легкий декоративный кружевной узор. Ею украшали иконостасы, алтари, стены церквей, дворцов. В быту чаще использовали трехгранно-выемчатую резьбу, отделывая орудия труда, транспортные средства, посуду. С конца XIX века в народном творчестве популярна пропиловка - техника создания ажурного сквозного или краевого узора на наличниках окон, фронтонах, коньках, углах, верандах, воротах, калитках.

Традиционный растительный, зооморфный или геометрический ажурный рисунок часто подчеркивают полихромной раскраской. Особой декоративностью и многоплановостью композиций отличается костромская резьба. 

С развитием монументально-декоративной резьбы связано появление в интерьерах деревянной скульптуры. Народные мастера, следуя привычному плоскостному видению, находили выразительный силуэт, подчеркивали характерные детали.

Даже под краской видно, как податлив материал, как пробивается духовное начало - печаль, страдание, радость.

Издавна на Руси занимались плетением из лозы, соломы, рогоза, корней деревьев, луба, бересты, лучины, стружек, прутьев орешника, можжевельника, рябины и т.д. Плели аккуратно, плотно подгоняя материал, варьируя разные техники. Так из гибкого корня хвойных пород получалась красивая ритмичная или мелкоузорная поверхность, из лубяных или берестных лент - шахматный рисунок. 

Наиболее распространенным было плетение из лозы. Из нее делали плетни, стены хозяйственных построек, отличающиеся ритмичным рисунком переплетенных прутьев. Изготовлением мебели из лозы, чемоданов, корзин славились мастера Среднерусской возвышенности, где этого строительного материала по берегам многочисленных рек и протоков было предостаточно.

Всегда большой популярностью пользовались плетеные изделия из соломы - шкатулки, сумки, шляпы, игрушки; из бересты - соломки, коробочки, табакерки; из рогоза – легкие эластичные маски и кошелки.

Из корней хвойных деревьев, тонко нарезанных лент орешника плели изящные коробочки для рукоделия, фруктовницы, конфетницы и другие небольшие художественно исполненные предметы. спиральное плетение " COMGUN.RU - Сайт для увлеченных людей!

Высоко ценятся изделия из натуральной древесины и в настоящее время. Особенно приятно, если они сделаны своими руками. Но для этого необходимо знать строение и свойства древесины, а также приемы и способы ее обработки.

Дальше мы вместе с Вами рассмотрим вопрос: почему деревянные окна лучше? Красивый деревянный дом с обилием пропильной резьбы Nalichniki.com

Дерево - как строительный материал (мы это отмечали раньше) известен человеку с древнейших времен.

До сих пор встречаются хорошо сохранившиеся деревянные окна, изготовленные более века назад, хотя технология их изготовления была далека от совершенства. Неоспоримы экологические преимущества древесины. Этот материал создает приятный климат и уютную атмосферу в доме. Дерево всегда смотрится богаче и солиднее пластика. И как бы ни расхваливали производители пластиковых окон замечательные свойства современных пленочных покрытий “под дерево”, отличия дерева и пластика видны невооруженным глазом. Они примерно такие же как между живыми и искусственными цветами. В странах, сравнимых с Россией по климатическим условиям, споры «пластик-дерево» давно утихли. В Германии 70% окон жилых помещений из дерева. В скандинавских странах, где климат значительно суровее немецкого и сопоставим с климатом средней полосы России более 70% всех окон - из дерева тоже.

Дерево - особенно покрытое прозрачными лаками - излучает природное тепло, накопленное за годы роста. Деревянные окна не электризируются, поэтому не притягивают пыль, не выделяют ядовитых газов при пожаре. Уникальна способность дерева регулировать режим воздухообмена в помещении. Деревянные окна «дышат». Стандартная деревянная рама за сутки пропускает через свои поры примерно 2,5 м3 воздуха. Наружный и внутренний воздух медленно меняются местами, поддерживая в помещении оптимальное сочетание свежести и влажности. Оснащенные качественными стеклопакетами окна прекрасно изолируют шум, обеспечивают высокие показатели по теплосбережению, особенно в случае применения специальных энергосберегающих стекол. В тех случаях, когда требования к теплосберегающим характеристикам окон особенно высоки, только деревянные окна со створками раздельного открывания и коробками толщиной до 150 мм позволяют гарантировать их выполнение.

Современная технология изготовления деревянных окон с использованием многослойного бруса, склеенного из планок (ламелей) толщиной 20-30 мм, обеспечивает большую прочность и устойчивость к деформации всех элементов окна. Такая технология сборки бруса позволяет облицевать поверхность относительно недорогого профиля из сосны ламелями из более твердых пород дерева, например, дуба, сочетая, таким образом, в одном профиле положительные свойства различных пород – низкую теплопроводность сосны с твердостью дуба.

Для отделки деревянных окон применяются различные грунты, пропитки, лессирующие составы и красители, позволяющие обеспечить высокую устойчивость к ультрафиолетовому излучению и погодным условиям и сохраняющие при этом структуру дерева. Высококачественная фурнитура позволяет выбрать для створок окон различные режимы открывания и проветривания. При этом управление открыванием в обеих плоскостях и многоточечное запирание створок осуществляется одной ручкой.

Конечно, люди не только работали, но и развлекались. В древних городах найдены музыкальные инструменты (гусли, гудки, варганы, трещотки), многочисленные костяные шашки, шахматные фигурки из кости и дерева, игральные кости, бабки и кожаные мячи, костяные коньки. Известны также детские игрушки из дерева и глины: куклы, коники, мечи, кинжалы, луки и стрелы, свистульки, фигурки животных. 

Используемые интернет ресурсы:

  1. http://www.zanoza.com.ua/
  2. https://yandex.ru/clck/redir
  3. http://www.comgun.ru/tags/
  4. http://www.liveinternet.ru/users/ver4a/post172915000
  5. http://drunemeton.itersuum.ru/gotland3.htm


Подписи к слайдам:

Коллективная работа «Берёзка»
учащиеся 2 класса
Выставка работ
Волшебная нить
Коллективная работа «Ёлочка»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Овгортская общеобразовательная школа –интернат среднего общего образования
Внеурочная деятельность
«
волшебная нить»
Лонгортовой

М.И.

Внеурочная деятельность «Волшебная нить» в 1, 2 3 классах в 2013-2014 учебном году.
По списку в 1 классе - 9 уч; во 2 классе – 8 уч; в 3классе – 7 учениц.
По плану 33 урока . Выдано -30 уроков.
Актированных дня 3 .
В течении года оформляли выставку работ на межрегиональном семинаре,
н
а районном семинаре по ханты языку.
Оформляли выставку на итоговом отчёте школы.
Грамотой награждены ученицы 3 класса Куртямова Любовь, Конкина Ольга за активное участие на внеурочной деятельности.
Диплом 1 степени в районном конкурсе детских работ «Моя мама лучшая на свете ! В номинации «Декоративно-прикладное искусство в возрасте 8-10 лет. Куртямова Любовь.
Диплом
Л
онгортовой М.И руководитель кружка «Волшебная нить» за вклад в развитие дополнительного образования детей .Приказ ОУ№147 от 26.04.2014 года
Коллективная работа букет цветов «Ромашки»
задачи
Образовательные
– углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.
Воспитательные
– привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Корзина с цветами
Цели:
нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения,
активизация познавательной и творческой деятельности;
подготовка
к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.
Коллективная работа
«букет мимозы»
учащиеся 2-3 класса
Спасибо
за внимание


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

 

Методическая разработка общешкольного мероприятия

                                                                        Составитель: Новикова Наталья Николаевна,

 учитель профессионально- трудового

 обучения  по швейному делу.

Горки

Аннотация.

Данное мероприятие   проводилось  по итогам учебного года в рамках предметной недели по трудовому обучению. Форма проведения мероприятия – игровая  (соревнование между двух команд).  Участники игры – ученицы 5 – 9 классов. Судейское жюри  следит за ходом работы участников игры: кто вперед просигналил готовность отвечать, за правильностью ответов, количеством набранных командами жетонов и на финальном задании следит за отведенным командам временем. Выполняя задание в течение игры, участники зарабатывают время  для выполнения финального задания, которое определит команду - победителя.

Такая форма проведения мероприятия повышает активность ребят, уровень успешности и создает эмоциональное благополучие.  А главное - практическая значимость мероприятия: каждая мастерица увидела результат своего труда и поняла, что на уроках швейного дела она получает нужные, полезные умения, которые пригодятся ей в жизни. А все остальные дети, присутствующие на мероприятии, задумались о необходимости швейного дела и прониклись уважением к людям этой профессии.

E:\фото\DSC02214.JPG                                                                                                    E:\фото\DSC02193.JPG

                                                                                     

                                                 

                                                                       

                                                     

Цель:  

- способствовать  положительной учебно-трудовой  мотивации, через демонстрацию личных достижений учащихся.

Задачи:

- способствовать  развитию эмоционально — волевой сферы, с целью переключения энергии эффективных переживаний на личностно — значимую деятельность, во время досуга;

- способствовать коррекции нарушения психофизических функций посредством выполнения творческих заданий, умение концентрировать внимание, развитие зрительного и слухового внимания,  конструктивного мышления;

- способствовать расширению кругозора;

- способствовать   воспитанию   интереса  к   прикладному творчеству  (лоскутное шитье).

Методы проведения:

- частично-поисковый метод;

- словесный метод;

- наглядный.

Оборудование:   мультимедийный проектор;  экран.  

Раздаточный материал для  команд:   сигнальные карточки для каждой команды, 2 конверта с геометрическими фигурами (разрезной квадрат), жетоны (для раздачи за правильный ответ).

Наглядность:

На стене  выставка  работ учащихся, выполненных в технике  лоскутного шитья  (подушки, картины, мягкие  игрушки, прихватки, пледы и т.д.).

Плечевые и поясные изделия изготовленные ученицами старших классов на уроке трудового обучения.

 

Ведущий.                Внимание!  Внимание!  

Сегодня в этом зале не по телевизору и не в кино

Вы увидите игру

«Швей не слабое звено».

Ученица 1.                      «Игла не игрушка  -  моя верная подружка».

                                 От иголки мало толку,

                          Если без ушка иголка.          

                         Как и руки без труда

                        Не годятся никуда.

Ученица 2.                  Чтоб иголка шила с толком  

                                       Строчка ровная  была    

                                       Чтобы ткань не загибалась

                                 Чтоб работа удавалась

Надо к этому стремиться

Надо этому учиться

Ведь без знаний и труда

Ни туда и ни сюда.

Ученица 3.          На уроках нас учили,

                            И  чему мы научились,

                             Мы сегодня вам  расскажем,

                             Дело рук своих покажем.

  Вместе.                          Вы нас строго не судите,

                                    За ошибки нас простите.

                                    Мы ещё не мастерицы,

                                    Мы лишь швеи – ученицы.

 Ведущий.      Представляем вашему вниманию  команды учениц - мастериц.  Сегодня им предстоит проявить свою смекалку, находчивость,  сплоченность, блеснуть знаниями,  приобретенными на уроках труда.

Условия игры:  

Во время игры очередность не устанавливается. Отвечает та команда, которая первая просигналит о готовом ответе. За правильный ответ команда получает жетон.  Но не забывайте пословицу  «Поспешишь -  …  (людей насмешишь)».

Если ответ  команды  неверный, ход переходит другой команде.

За игрой следит опытное жюри.

 Разминка

 Расшифруйте пословицу, которая является девизом    игры  (слайд 2).

«Собирай по капельке – наберёшь кузовок».

Как вы понимаете данную пословицу?

 - Выполняя задания  игры, команды будут зарабатывать время.  Каждый заработанный, в течение игры,  жетон равен 5 секундам.  Вот так собирая «по капельке» - секундам вы наберете целый «кузовок» времени для выполнения финального задания, которое выявит победителя игры.

Задание.  «Вопрос - ответ».  Внимательно прослушайте вопрос и варианты ответов. Подумайте. Только после этого сигнальте карточкой.

1. Ткани  растительного происхождения получают из чего?

а) льна
б) шерсти
в) шёлка

2. Короткие брюки выше колен:

а) бермуды

б) шорты

в) бриджи

3. Домашнее платье с застёжкой спереди:

а)  Халат

б) Сарафан

в) Туника

 4.  В машинной игле ушко находится:

  а) в середине иглы
 б) рядом с остриём
 в) там же, где у  ручной  иглы

5. Для обработки нижнего среза изделия используют машинные швы:

а) стачной
б)   запошивочный

в)  шов вподгибку с закрытым срезом.

6. Сырьём для получения шелковых нитей является:

а) волокна тутового шелкопряда
б) волокна льна
б) волокна овечьей шерсти.

Задание.   «Игра со словами омонимами» (слова, совпадающие по звучанию и написанию, но различные по значению).

1. В природе это явление наблюдается во время грозы. А в швейном производстве так называют один из видов застежки.  

а) гроза

б) молния

в) ливень

2. Так  называют женщину, которая  старается  понравиться кому-либо. А в швейном изделии   этим,  словом называют    отрезную  деталь переда или спинки.

 а)  модница

 б)  кокетка

в) кривляка

3. В географии, этим словом, обозначают  отделившийся  от главного русла реки водяной поток.  А в одежде их может и не быть. Но если они есть, то они бывают длинные и короткие,  узкие или широкие. Бывают втачные, цельнокроеные, реглан.

 а) воротник

 б) рукав    

в)полотнище.

4. У  мелких животных так называется конечность. Так же называется мелкая ветвь хвойного дерева.  В швейной машине  она прижимает материал к зубчикам продвигателя ткани.            

а)  ножка          

б)   лапка    

в)  ручка.

Игра со зрителями.  «Шапочный разбор».

1. Какой сказочный герой носил головной убор, сшитый из носка? (Буратино).

2. Как  назывался головной убор русских воинов?  (Шлем).

3. Назовите головной убор монарха (царя).   (Корона).

4. Каким волшебным свойством наделили шапку в русских народных сказках?  (Шапка-невидимка).

5. Головной  убор мушкетёров. (Шляпа).

6. Какой головной убор носили звездочёты?  (Колпак).

7. Назовите головной убор младенца. (Чепчик).

8. Какая страна носит название головного убора?  (Панама).

9. Из какой шляпы фокусник достаёт кролика?  (Из цилиндра).

Задание.  «Фразеологизм».  

 Объясните значение  следующих  выражений.

1. «Работать спустя рукава».

а) хорошо работать

б) плохо работать

в)  работать с опущенными рукавами

Ответ:  (слайд 3)  Это выражение имеет прямое отношение к моде, в  15-17 веках на Руси встречалась верхняя одежда с очень длинными рукавами. Они не позволяли работать быстро и хорошо.

2.«Ходить козырем».

а) передвигаться  неуклюжей  походкой

б) ходить с  высоко поднятой головой

в)  стесняться

Ответ: (слайд 4)  Означает ходить с высоко поднятой головой, связано с модой 18 века. Козырь – это высокий воротник, который носили  тогда на Руси. Опускать, поворачивать голову было действительно неудобно, и человек ходил с высоко поднятой головой.

3. «Распоясался совсем»

 а) неряшливо одетый

б) стал непослушным

в) носит одежду без пояса

Ответ: (слайд 5)  Оказывается,  на Руси считалось неприличным ходить  без пояса, и если его публично снимали с человека, то этим хотели его унизить.

4. В каких случаях о человеке  говорят: «Не лыком шит».

а) плохо одетый  человек

б) умеет делать что-либо не хуже других

в) человек не умеющий работать

Ответ: (слайд 6)   Выражение связано во-первых с тем, что плетение лаптей из лыка считалось очень простой работой, а во-вторых, с тем, что ношение лаптей было признаком  бедности. Первоначально «не лыком шит» означало «он не из простых», а потом – «он не  такой уж простак».

Ведущий. Обратите внимание на выставку работ. Наши ученицы  тоже «не лыком шиты».

Все работы выполнены   в технике лоскутного шитья.

Лоскутное  шитье – это искусство с богатой историей.  Первые упоминания об искусстве датированы 11 веком (10 веков назад). Причиной появления лоскутного шитья явилась бедность. Старым вещам и обрезкам ткани давали новую жизнь в виде ковриков,  лоскутных одеял и других изделий окружающего быта. В настоящее время отношение к этому виду искусства кардинально изменилось, изделия,  выполненные в этой технике, по праву занимают достойное место    среди произведений декоративно – прикладного  искусства.

Для выполнения   работ  в технике лоскутного шитья необходимо  умение из различных лоскуточков составить рисунок.

Следующее задание   способствует  развитию  этих умений.

Задание.   «Китайская  головоломка».  

(слайд 7) (Каждой команде выдается по одному конверту с геометрическими фигурами)

 Используя все фигуры необходимо собрать  предлагаемый  рисунок.

Задание.    Определи  по схеме машинный шов.  

(слайд 8)  (ведущий показывает карточку с изображением схемы шва, командам необходимо определить шов)

1.

     (двойной шов)

2.

    (стачной шов)

3.

 (накладной шов с двумя закрытыми срезами)

4.

  (подрубочный шов)

- Для чего служат швы? (чтобы шить одежду)

- Что такое одежда? (изделие покрывающее тело человека полностью или частично).

Сведения об одежде. (Рассказ ведущего)

(слайд 9) История одежды древняя. Она берёт  начало у первобытных дикарей, которые носили звериные шкуры.  

(слайд 10)Позднее разные народы  - древние римляне, греки, скифы, китайцы имели свои только им понятные одежды. Менялись костюмы медленно и отражали  те перемены, которые происходили в стране, национальной культуре.

(слайд  11) Мода, как направление одежды, появилась в 14 веке в Париже (Франция) и со временем стала распространяться по всей  Европе – в Италии, Англии, Испании.

(слайд  12) В Россию мода пришла в 1701 году, когда Пётр 1 издал указ с точностью перечисляющий все виды одежды, которые должны носить русские люди и мужчины и женщины от нарядных костюмов до нательного белья, от шапок  до башмаков. Россия начала менять гардероб.

 (слайд  13)Традиционно в женский костюм входили: рубаха, сарафан, душегрея, в холодное время – шугай (шуба).

(слайд 14) На голову девушки завязывали повязку (ленту) или венец, а замужние женщины – кокошник.

(слайд 15) Мужской костюм состоял из рубахи  - косоворотки и портов.  Верхней одеждой являлись кафтан (длиннополая одежда), зипуны (короткая суконная куртка без воротника), шубы и тулупы. Современная мода  разнообразна по стилям.

(слайд 16) Фольклорный стиль, одежда включающая элементы народного костюма. (слайд 17) Спортивный стиль. Спортивная одежда  характеризуется свободой форм, обеспечивающих удобство человека в движении.

(слайд 18) Классический стиль характеризуется подчеркнутой строгостью и элегантностью форм.  Такая одежда современна при любых направлениях моды.

(слайд 19) Романтический стиль  отличается большим разнообразием форм и деталей,  нарядностью отделки.

В последнее время  выделилось молодежное направление в одежде, одновременно может сочетаться несколько стилей одежды. Спортивный и романтический и классический.

(слайд 20) В национальной одежде народов Крайнего Севера),  как и много веков назад одежда сохранила свой первоначальный вид и названия. (Подскажите названия национальной одежды)   (малица,   сах,   ягушка).

Давайте вспомним  девиз игры («собирай по капельке – наберешь кузовок»).

-  В нашей швейной мастерской  каждый день кипит работа. Девочки получают новые знания,  осваивают  разную технику шитья и технологию пошива швейных изделий. Сейчас они продемонстрируют  тот самый «кузовок» знаний и умений в своих работах.

Демонстрация швейных  изделий, изготовленных ученицами в течение  учебного года на уроках, факультативных занятиях, кружке. 

 Под музыку на подиум  выходят ребята в швейных изделиях.

Ведущий:   Впереди у нас осталось последнее задание, которое и выявит победителей игры. Посчитайте количество жетонов.  Решите задачу: Каждый заработанный вами жетон равен 5 секундам. Сколько вы заработали секунд?  (команды подсчитают свое время).

Судейское жюри проследит за истечением времени по секундомеру.

6 задание  (отводится заработанное командами  время, по истечении времени работа останавливается)

Проведи аналогию швейных изделий:

 в первом столбике -  так назывались швейные  изделия раньше,  

во втором столбике – современные названия швейных изделий

порты – брюки

кафтан – пальто

телогрея – кофта

летник – плащ

колпак – шапка

перстень – перчатки

Подведение итогов работы

Награждение.

Литература:

1. Большой энциклопедический словарь, М. – 2006 г.

 2. Жуков В.П./ Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. –   М: Просвещение, 1980 – 447 с.

3. Ожегов С.И./ Словарь русского языка, М. – «Русский язык», 1983 г.

4. «Начальная школа»,  № 13 -  2005 г.

5. Пословицы и поговорки/ сост. Сысоев В.Д. – М.: П62 АСТ: Астрель : Хранитель, 2008. – 191 с.

6. Швейное дело/ Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина – М. «Просвещение» 2006г.



Предварительный просмотр:

Открытый урок в 9 классе по теме:

«Класс весёлых и находчивых» (в игровой форме).

Подготовил и провел: учитель трудового обучения

Уткин А.Г.

Цели. Проверка и корректировка знаний, практических навыков и приёмов работы учащихся.

Задачи. 1. Закреплять знания учащихся по общему курсу обработка металлов ручными инструментами и на станках.

2. Выполнить упражнения по работе с проволокой.  

3. Закрепить знания и умения приёмов работы с техническим рисунком и чертежом.                                                                                                                                                                                                                                                    

4. Развивать мыслительную деятельность, обогащать активный словарь детей технической терминологией.

5. Воспитывать усидчивость и внимательность при проведении занятия.

Оборудование. Дидактический материал игры: «Мыслительная разминка», игры «Своя игра» чертежи, чертёжный инструмент, инструменты и приспособления для работы с проволокой.

Структура урока.

Организационный момент.

Игра: «Мыслительная разминка» (вопросы на скорость мышления).

Работа с проволокой.

Работа с чертежом и ребусом.

Интеллектуальная игра «Своя игра».

Подведение итогов.

Ход урока.

1. Объяснение задач урока. Правила выполнения заданий. Количество заданий и начисление баллов в задании. Деление класса на команды. Выбор названия команды.

2. Игра мыслительная разминка (вопросы на скорость мышления) Учитель задаёт вопрос, задача команды как можно быстрее ответить на заданный вопрос. Та команда, учащийся которой поднимет руку первым,  отвечает на вопрос. Если ответ не правильный -  очерёдность ответа переходит к другой команде. Побеждает та команда,  у которой больше правильных ответов в задании.

Вопросы на скорость мышления.

  1. Как называется нижняя часть кернера?  (остриё)
  2. Как называется нижняя часть зубила? (лезвие)
  3. Как называется средняя часть чертилки?  (державка)
  4. Как называется верхняя часть зубила?  (ударная часть, боёк)
  5. Как называются риски, цифры на линейке?  (шкала делений в мм, см)
  6. Как называется верхняя часть молотка?  (носок)
  7. Из чего делается ручка молотка?  (из твёрдых пород древесины, берёзы)
  8. Какие молотки бывают по форме?  (с круглым или квадратным бойками)
  9. Как называется передняя часть напильника?  (носок)
  10. Как называется задняя часть рабочей части напильника?  (пятка)
  11. Как называются плоские части напильника?  (грань)
  12. Как называются углы напильника?  (рёбра)
  13.  С помощью чего определяют десятые доли миллиметра? (штангенциркуля).                          
  14. На каком станке затачивают инструменты?  (электроточило)
  15. Что применяют для закрепления деталей и заготовок при сверлении?  (ручные тиски, машинные тиски)
  16. Что должно иметь ножовочное полотно, чтобы при работе оно не заклинивало? (развод)                                    
  17. Как называются зубья напильника?  (насечка)
  18. Как называется зубило для вырубания отверстий, канавок, пазов?  (крейцмейсель)
  19. Как называется резьба, нарезанная на болтах?  (наружная)
  20. Как называется резьба, нарезанная в гайках?  (внутренняя)                              

Подведение итогов по выполнению задания.

3. Работа с проволокой. Задача используя алюминиевую проволоку диаметром 3 мм, слесарные тиски, плоскогубцы, круглогубцы, острогубцы (кусачки), изготовить буквы определённого размера и сложить из них слово «Напильник», «Струбцина». Оценивается качество выполненной работы по 5 бальной шкале.                                                                                                                                                      

4. Работа с чертежом и ребусами.

1 часть. Задача каждой команды,  используя чертёжный инструмент: транспортир, циркуль, линейку, карандаши. Построить заданные углы, начертить окружности по заданным размерам.

2 часть. Определить длину сторон фигур, определить общую длину сторон фигур.

3 часть. Определить сколько квадратов и прямоугольников находится в рисунке. При подведении итогов в 1 и 2 части задания оценивается точность и качество выполненных упражнений по 5 бальной шкале. В 3 части команда оценивается по количеству найденных фигур в рисунке.                                                                                                                                                

5. Интеллектуальная игра «Своя игра».  Один из членов команды выбирает по таблице раздел и количество баллов в разделе. Учитель зачитывает вопрос в зависимости от выбранного раздела и баллов. При правильном ответе ученика команда получает выбранные баллы, при неправильном ответе -  право ответить на этот вопрос переходит к  команде соперников и команда  получает заслуженные баллы в свою копилку. При неправильном ответе обеих команд баллы сгорают. В конце игры подсчитывается общее количество баллов в каждой команде и определяется победитель.                                                                                                                              

   

Раздел

Баллы

Инструменты

20

50

100

200

300

500

1000

Приспособления

20

50

100

200

300

500

1000

Рабочие приемы

20

50

100

200

300

500

1000

Рабочие операции

20

50

100

200

300

500

1000

Термины

20

50

100

200

300

500

1000

Разное

20

50

100

200

300

500

1000

                                             

Инструменты.

Вопрос 20 баллов. Инструмент для выполнения рисок?

Ответ.  Чертилка.

Вопрос 50 баллов. Инструмент для правки металлов?

Ответ.  Молоток.

Вопрос 100 баллов. Инструмент для разделения металлов без образования стружки?

Ответ.  Зубило.

Вопрос 200 баллов. Инструмент, с помощью которого деталь доводят до нужных размеров?

Ответ.  Напильник.

Вопрос 300 баллов. Инструмент для разрезания толстых листовых металлов, труб, стержней,

проволоки?

Ответ.  Слесарная ножовка.

Вопрос 500 баллов. Инструмент для изготовления канавок, пазов, отверстий, изогнутых кромок?

Ответ.  Крейцмейсель (зубило с узким лезвием)

Вопрос 1000 баллов. Инструмент, с помощью которого снимают фаски в нутрии просверленного отверстия?  

Ответ.  Зенковка, сверло большого диаметра.

                                                     Приспособления.

Вопрос 20 баллов. Приспособления для закрепления шаблона на заготовке?

Ответ.  Струбцина.

Вопрос 50 баллов. Приспособления для закрепления деталей и заготовок при обработке?

Ответ.  Тиски.

Вопрос 100 баллов. Приспособления для закрепления заготовок при сверлении?

Ответ.  Ручные тиски, машинные тиски.

Вопрос 200 баллов. Приспособления, с помощью которого детали придают нужную конфигурацию?

Ответ.  Оправка.

Вопрос 300 баллов. Что нужно использовать при отделке детали в тисках, чтобы не испортить

её кромки?

Ответ.  Нагубники.

Вопрос 500 баллов. Приспособления для разметки границы или формы будущей детали?

Ответ.  Шаблон.

Вопрос 1000 баллов. Приспособления, с помощью которого получают отверстия в металле и других материалах?

Ответ.  Сверлильный станок.

                                                      Слесарные операции.

Вопрос 20 баллов. Слесарная операция, в которой используются разметочные инструменты?

Ответ.  Разметка.

Вопрос 50 баллов. Слесарная операция, в которой при обработке образуются опилки?          Ответ.  Опиливание.

Вопрос 100 баллов. Слесарная операция, в которой обработка происходит методом скалывания металла?

Ответ.  Рубка.

Вопрос 200 баллов. Слесарная операция, в которой образуется длинная витая стружка?

Ответ.  Сверление.

Вопрос 300 баллов. Как называется слесарная операция, в которой используется нагревательный процесс?

Ответ.  Термообработка.

Вопрос 500 баллов. Как называется слесарная операция, в которой могут производиться как подвижные так и неподвижные соединения металлов?

Ответ. Клёпка.

Вопрос 1000 баллов. Как называется слесарная операция, в которой используют инструмент, имеющий элемент под названием обойма?

Ответ. Резка металлов  слесарной ножовкой.

                                                       Рабочие приёмы.

Вопрос 20 баллов. Расскажи, как выполняется рабочая операция - опиливание?

Ответ.  Взял заготовку закрепил её в тиски.  Взял напильник и опилил кромки детали до нужных размеров.

Вопрос 50 баллов. Расскажи, как выполняется рабочая операция рубка металла в тисках?

Ответ.  Взял заготовку закрепил её в тиски. Взял зубило молоток и срубил кромки заготовки по уровню губок тисков.

Вопрос 100 баллов. Расскажи, как выполняется рабочая операция отделка?

Ответ.  Взял деталь. закрепил её в тиски. Взял напильник, навёл штрихи, снял фаски, отшлифовал деталь шлифовальной шкуркой.

Вопрос 200 баллов. Расскажи, как выполняется рабочая операция - гибка?

Ответ.  Взял деталь закрепил её в тиски. Взял оправку молоток и загнул деталь по заданным размерам.

Вопрос 300 баллов. Расскажи, как выполняется рабочая операция  - резка металла слесарной ножовкой?

Ответ.  Взял заготовку закрепил её в тиски. Взял ножовку и разрезал заготовку по заданным размерам.

Вопрос 500 баллов. Расскажи, как выполняется рабочая операция - клёпка?

Ответ. Взял проволоку закрепил её в тиски. Взял слесарную ножовку и отрезал заготовку по заданным размерам. Закрепил заготовку в тиски, взял молоток и изготовил головку заклёпки.

Вставил заклёпку в просверленное отверстие, установил головку заклёпки в гнездо поддержки, взял молоток и произвёл клёпку

Вопрос 1000 баллов. Расскажи, как выполняется рабочая операция - сверление?

Ответ.  Взял сверло закрепил его в патроне сверлильного станка. Взял заготовку закрепил её в ручные тиски. Надел очки, включил станок и произвёл сверление. Выключил станок, снял очки.              

Освободил заготовку, снял сверло и прибрал рабочее место.

                                                        Термины.

Вопрос 20 баллов. Инструмент, в котором используется термин «колодка»?

Ответ.  Угольник.

Вопрос 50 баллов. Как называется инструмент, в котором используется термин «шкала»?

Ответ.  Линейка.

Вопрос 100 баллов. Как называется инструмент, в котором используются термины «носок, пятка, ребро»?

Ответ.  Напильник.

Вопрос 200 баллов. Как называется рабочая операция, в которой используется термин «штрих»?

Ответ.  Отделка.

Вопрос 300 баллов. Как называется инструмент, в котором имеются элементы под названием гнездо?

Ответ.  Поддержка, обжимка.

Вопрос 500 баллов. Что должно иметь полотно, чтобы при работе оно не заклинивало?

Ответ.  Развод.

Вопрос 1000 баллов. Как называется приспособление, в котором используется термин шкив?

Ответ. Сверлильный станок.

Термины № 2

Вопрос 20 баллов. Как называется  стержень с головкой, с помощью которого удерживается полотно в слесарной ножовке?

Ответ.  Штифт.

Вопрос 50 баллов. Как называется часть сверла, за которую инструмент закрепляется в сверлильный патрон?

Ответ. Хвостовик.

Вопрос 100 баллов. Как называются плоские части треугольника, квадрата, шестигранника?

Ответ.  Грань.

Вопрос 200 баллов. Как называются углы у  трёхгранника?

Ответ. Рёбра.

Вопрос 300 баллов. Как называется шкала деления штангенциркуля определяющая десятые доли миллиметра?

Ответ.  Нониус.

Вопрос 500 баллов. Как называется плавный переход из прямой в кривую или кривой в кривую?

Ответ.  Сопряжение.

Вопрос 1000 баллов. Как называется движение напильника вперёд и назад?

Ответ.  Движение вперёд – рабочий ход.

             Движение назад – холостой ход.

                                                              Разное.

Вопрос 20 баллов. Взял заготовку, линейку наложил линейку на заготовку и посмотрел на свет, как называется контролирующая операция?

Ответ. Контроль обработанной поверхности на просвет.

Вопрос 50 баллов. Взял заготовку положил на приспособление, взял в левую руку один инструмент, в правую руку другой инструмент и разделил заготовку на части. Как называется рабочая операция?

Ответ.  Рубка на плите.

Вопрос 100 баллов. Закрепил заготовку в приспособление, взял инструмент и обработал кромки заготовки до нужных размеров. О какой рабочей операции идёт речь?

Ответ.  Опиливание.

Вопрос 200 баллов. Взял заготовку, закрепил её в приспособление, взял инструмент и изготовил деталь, с помощью которой соединяют между собой другие детали. О какой рабочей операции идёт речь?

Ответ. Клёпка.

Вопрос 300 баллов. Взял заготовку закрепил её в приспособление, взял инструмент закрепил его в механическое приспособление и произвёл. Назови рабочую операцию?

Ответ.  Сверление.

Вопрос 500 баллов. Как называется слесарная профессия, в которой рабочий собирает различные механизмы, станки, машины?

Ответ.  Слесарь-сборщик

Вопрос 1000 баллов. Как называется слесарная профессия, в которой рабочий устанавливает и ремонтирует водопроводные краны, раковины, ванны, отопительные батареи?

Ответ. Слесарь-сантехник.

6. Общее подведение итогов по игре. Подсчитывается общее количество заработанных баллов в каждой команде и определяется победитель игры.