Замятина Светлана Владимировна учитель трудового обучения Горковской МС(К)ОШИ

Методическое объединение учителей технологии

Должность (в соответствии с квалификационными требованиями): учитель

Квалификационная категория (высшая, первая, вторая): высшая

Дата рождения: 30.07.1956 г.

Национальность: коми

Образование: высшее

Учебное  заведение: Свердловский ГПИ 1983 г.

Специальность: олигофренопедагогика

Преподаваемый предмет: трудовое обучение

Классы: 5-9

Стаж работы: общий стаж-39

                        педагогический-39

                        в данной школе-39

                        на севере-39

Награды:  Ветеран труда, ветеран Ямала, Почетная грамота Министерства образования 2002 г. Грамота Губернатора ЯНАО,  2014г. и.т.д.

Аттестация: 28.12.2014 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материалы к аттестации педагогических и руководящих работников

образовательных учреждений автономного округа                                                                                         ноябрь 2014 год

Ф.И.О.

Должность

Образование,

стаж пед. работы,

квалификационная категория,

курсы повышения квал-ции

Заявленная квалификац. категория

Результативность: успеваемость, олимпиады (отметки экспертов)

Замятина Светлана Владимировна, учитель  МС(К)ОШИ - муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Высшее, пед. стаж- 38 лет, высшая  квалификационная  категория.

07.12.09-16.12.09 г. (72 ч.) ГОУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования»  «Особенности коррекционно-развивающего обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью».

23.12. 2010 г. по 13.05.2011 г. (144 ч.) ГАОУ ДПО ЯНАО «Современный образовательный менеджмент»

26. 03.2013г – 03.04. 2013 г.(72 ч.) ГАОУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования»  «Этнопедагогические и этнопсихологические особенности воспитания и обучения детей коренных малочисленных народов Севера в семье, детском саду, и школе».

 

Октябрь 2014 г. (20 ч.) Международный институт развития «ЭкоПро» Образовательный портал «Мой университет», тема: «Активные методы обучения».

высшая

Общее количество набранных баллов - 149:    91,4%.

Награждена:

-  Минобрнаука России, Почетная грамота, за заслуги в области образования, 2005 г.; 

- Минобрнаука России, Департамент государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей, за заслуги в области образования, 2008 г.;

-  ветеран труда, Департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа, 04 февраля  2010 г.;

- ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа, Губернатор ЯНАО, 06 декабря, 2011г.;

- Минобрнаука России, Федеральный институт развития образования, диплом победителя Первого Всероссийского конкурса авторских программ, учебно-методических материалов, 2012 г.

- почётная грамота Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, 13.01.2014 г.;

- грамота победителя ГАОУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» в окружном конкурсе проектов руководителей образовательных учреждений «Директор 2020», 2011г.

- благодарственное письмо ГБУ ЯНАО «Региональный центр патриотического воспитания», 2012 г.

- участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок», 2011 г.

 - диплом победителя (ΙΙ место) IV Всероссийского детско-молодежного фестиваля искусств Кубок России по художественному творчеству и педагогическим новациям «Ассамблея Искусств», 08.01. 2012 г.

- диплом (I место) ΧΙ Международного конкурса им. А.С. Макаренко, 26.06.2013 г.

- диплом Ι степени Всероссийского дистанционного конкурса работников образования «Лучший педагогический проект», октябрь 2014 г.

- диплом общероссийского проекта «Учитель цифрового века» за 2011-2012 уч. год

- диплом участника Международного фестиваля культуры и искусства, 2012 г.

- диплом общероссийского проекта «Учитель цифрового века» за 2012-2013 уч. год

- диплом участника Всероссийского педагогического конкурса «Сценарий медиаурока с компьютером», 2014 г.

- диплом участника Всероссийского педагогического конкурса «Лучшая презентация к уроку», 2014 г.

- диплом Главы МО Шурышкарский район «Лучшая агрошкола», 2014 г.

Обобщение педагогического опыта:

- статья в районной газете «Северная панорама» - Д. Кобылкин в Горках,  2011 г.

- участие в работе Всероссийской конференции руководителей общеобразовательных учреждений, диплом участника, 2012 г.

- сертификат за размещение материала в электронном СМИ «Педсовет/Pedsovet.org» http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,97044/- 2012 г.

- свидетельство о публикации методического материала на портале  ЗАВУЧ. ИНФО http://www.zavuch.info/- 2012 г. 

- статья в районной газете «Северная панорама» № 42, - Школьное подворье,  20.10. 2012 г.

- сертификат ГАОУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» за участие в семинаре по теме: «Этнопедагогические и этнопсихологические особенности воспитания и обучения детей коренных малочисленных народов Севера в семье, детском саду, и школе».2013 г.

- интервью телепрограмме Ямал - регион  17.04.2013 г.

- публикация в электронном СМИ на сайте: www.gorkorshkola.lact.ru - 2013 г., 2014 г.

 - интервью телепрограмме Ямал - регион на канале Россия 1 - 31.05.2013 г.

- интервью телепрограмме Вести Ямал  на канале Россия 1 - 15.10.2013 г.

- статья в районной газете «Северная панорама» № 37, - Выставка достижений школьного хозяйства, 14.09.2013 г.

- личный  мини-сайт: http://nsportal.ru/zamyatina-svetlana-vladimirovna 

Обучающиеся: 

международный уровень

- диплом Международного детского творчества фестиваля «Южный полюс», 2 участника, Москва, 2012 г.-

- диплом ΙΙΙ степени, IV Всероссийского конкурса для детей и взрослых «В мире прекрасного», 2014 г.

Федеральный уровень - диплом победителя

- диплом победителя Всероссийского творческого конкурса Арт-талант, «Пасхальный звон», май, 2014 г.

- диплом победителя Всероссийского творческого конкурса Арт-талант, «Весенний праздничный букет», апрель, 2014 г.

- диплом победителя Всероссийского творческого конкурса Арт-талант, «Ура, каникулы»,  август, 2014 г.

- свидетельство о публикации в электронном СМИ «Алые паруса» - 15.03.2014 г.

- диплом победителя (IΙI место) Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» 09.10.2014 г.

региональный уровень

- диплом V окружного фестиваля детского творчества «Ямальские каникулы» - специальный приз; 2013 г.

 - участие в V Окружной  выставке – конкурс детского декоративно – прикладного творчества «Ямальчик»   (приказ от 26 мая 2011 № 107) – 1 участник, 2011г.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составила учитель трудового обучения Горковской МС(К)ОШИ С. В. Замятина Откуда к нам пришел Напёрсток

Слайд 2

». В толковом Словаре написано, что «наперсток – это колпачок, который надевается на палец с целью его защиты от укола иголкой при шитье на руках и для проталкивания иглы сквозь толстый материал».

Слайд 3

Один из ранних вариантов наперстка. Представляет собой кольцо из бронзовой пластины. Высота 16 мм. Найдено на территории России

Слайд 4

Ещё одно кольцо, выполняющее роль наперстка. Датировано 9-10 вв. найдено в Прикамье (Россия).

Слайд 5

Еще одна российская находка. Наперсток с донышком. 14- 16 вв.

Слайд 6

Исторические материалы утверждают, что появился наперсток в XVII столетии в Амстердаме. Мастер-ювелир Николай Бентотен был влюблен в соседскую девушку Аниту Ван Ранселье , которая была ловкой вышивальщицей и целыми днями вышивала по указанию скупого отца. Игла часто колола нежные девичьи пальцы и причиняла ей боль. Смотря на эти девичьи страдания, Николай Бентотен ( г алландский ювелир) решил облегчить работу любимой девушке и в 1648 году на день рождения подарил ей маленькую золотую шапочку на пальчик с насечками. В послании он написал: «Прошу уважаемую барышню принять в дар это мое изобретение, чтобы оно защищал от уколов прекрасные и трудолюбивые пальцы».

Слайд 7

Изобретение ювелира начало распространяться по Европе: в конце того же столетия наперсток появился в Англии, а в начале XVIII ст. – во Франции, Германии, России (завезли голландские купцы). Название «наперсток» пошло от русского названия палец – «перст». Также назывались наперстками и « кистеньки », которые надевались для кулачных боев.

Слайд 8

Голландский керамический наперсток с рисунком. Выполняет скорее сувенирную роль. Такие и сегодня можно купить в каждом туристическом киоске в Голландии. А это его практичный собрат: сочетание керамики и металла. Таким удобно работать. А вот замечательный серебряный наперсток с характерными черненными узорами - знаменитые кубачинские (Дагестан , Россия) мастера. Даже на этом фото явно видна проба или клеймо мастера.

Слайд 9

В те времена наперсток изготовлялся из дорогих металлов и использовался женщинами как украшение.

Слайд 10

Разнообразие наперстков

Слайд 11

Кадр из какого мультфильма? В пещере Себастьян наделал много шума. И еще при падении влип ногою в наперсток. Точнее, двумя левыми задними ногами. ( Русалочка)

Слайд 12

Отгадай загадку: «Маленький мальчик вылез на столбик. Одежды не носит, пищи не просит, Личенько рябое. Что оно такое?»

Слайд 13

Запомни всю информацию и расскажи другу или подружке!

Слайд 14

Ссылки на используемые материалы: http :// otvet.mail.ru/question/22515929 http:// www.toontrivia.ru/page/28 http://www.thimble.ru/istori.html



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

ПРОГРАММА

по трудовому обучению и

 дополнительному образованию детей

(национально – прикладное искусство)

для 4 - 9 классов школ VIII вида

Программу составила

учитель трудового обучения

С.В. Замятина

с.  Горки 2012 год

Программа утверждена на

заседании методического

объединения школы

протокол  № 12 от 10.04. 2012 г.

Программа рассчитана

для детей ограниченными

возможностями здоровья

с 4 – 9 классы

Срок реализации программы 6 лет

 Общая пояснительная записка

Программа по трудовому обучению IV - IX  классов предназначена для городских и сельских школ и школ для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также для тех, кто ведет углубленное изучение основ национальной культуры народов Севера — традиций, обрядов, ремесел, фольклора. Обучение традиционным видам прикладного искусства включает в себя развитие всех психологических познавательных процессов человека: ощущения, внимания, наблюдения, мышления, речи.

Содержание программы направлено на выявление и развитие способностей детей коренной национальности в различных видах национально-прикладного искусства. На уроках ДПИ прививается народная традиция искусства плетения и вышивки бисером, знакомство с работой по выделке шкур, пошиву из меха национальной одежды, обуви, предметов домашнего обихода, работы с сукном.

Включение умственно-отсталых школьников в процесс производства материальных ценностей имеет для учащихся огромное значение. Приобщаясь к труду взрослых, они становятся активнее и ответственнее, более осознанно стремятся к совершенствованию своих профессиональных навыков, благодаря чему повышается уровень овладения профессией и успешно происходит адаптация выпускников в быту и на производстве.

В задачи трудового обучения и воспитания, которые ставит перед учителем программа, входит знакомство и приобщение ребят к истокам национальной народной культуры, национальным традициям, а также знакомство с фольклорными жанрами, поговорками, сказками, пословицами, прибаутками, загадками преданиями. Перед школьниками предстоит раскрыть гармоническое взаимодействие всех поколений в семье и обществе: дети, родители, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки. Ребята знакомятся с художественными промыслами народов Крайнего Севера, России. На этой основе у ребят формируются приёмы труда и профессиональные навыки и умения, стремление самостоятельно приобретать знания, умения, наблюдать, обобщать и анализировать факты жизни, вести дом, сложное домашнее хозяйство.

Программа решает и общие задачи трудового воспитания и обучения:

- формирование общей культуры личности: навыки общения, правила этикета;

- социальная адаптация: подготовка к семейной жизни, к выполнению необходимых и доступных видов труда;

- передача традиций народов Крайнего Севера с целью сохранения чистоты национального искусства;

- раскрытие творческих способностей, усиление эстетической направленности уроков труда;

- воспитание трудолюбия, потребности в труде, уважение к людям труда, бережного отношения к природе, любви к родному краю;

- развитие самоконтроля;

- ознакомление с общими основами и. организационно-экономическими принципами современного производства;

- формирование специальных умений, технологических и элементарных экономических знаний по технологии и изготовлению национальной одежды, обуви, украшений из бисера и т. д.;

- развитие глазомера, тактильных ощущений, обоняния, слуха;

- развитие мелкой мускулатуры кисти рук, моторики.

Актуальность программы

Программа направлена на формирование правильных эмоционально-социальных навыков в процессе творческой деятельности. Включение детей в художественную деятельность снимает присущие умственно отсталым учащимся скованность, неуверенность в себе, напряженность или, наоборот агрессивность, расхлябанность. Создание вокруг детей творческой атмосферы вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению, формируются коммуникативные навыки: доброжелательность, сопереживание успеху и неуспеху товарища, взаимопомощи.

Занятия декоративно прикладным искусством способствуют выявлению и развитию потенциальных возможностей детей, развитию компенсаторных возможностей речедвигательного, зрительного и слухового анализаторов. Работа по развитию и коррекции сенсорного восприятия ведется с опорой на сохранные функции анализаторов через ознакомление с различными видами прикладного искусства. В процессе занятий развивается наблюдательность, воображение, фантазия, пространственная ориентировка, мелкая моторика рук, аккуратность. Занятия прикладным искусством способствуют формированию умения концентрировать внимание, стимулируют развитие памяти, так как дети должны запоминать последовательность изготовления поделки, приемы и технику работы с инструментами. Они имеют большое значение для развития, конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса. Дети с проблемами в умственном развитии слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации.

Прикладное искусство способствует развитию умения переносить знания и навыки, приобретенные во время обучения, в практическую деятельность вне урока. Профессионально – трудовая подготовка умственно отсталых учащихся базируется на общих принципах обучения, но имеет свои специфические особенности, в частности носит коррекционную направленность. Данная программа предполагает максимальные возможности исправления недостатков, развития обшетрудовых умений и сознательное владение приёмами работы.

Основные методы работы с учащимися:

словесный - предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов и выражений, принятых в изобразительном искусстве;

наглядный - показ образца изделия, анализ образца, составление плана работы по изготовлению изделия;

практической последовательности — изготовление изделия под руководством учителя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творчески работы.

IV КЛАСС

I четверть  

Вводное занятие (1 час.)

Беседа о мастерах декоративно-прикладного искусства.

Демонстрация лучших изделий учащихся старших классов. Мастерская, её назначение и оборудование. Ознакомление с правилами работы и поведения в мастерской. Распределение учащихся по рабочим местам.

Санитарно-гигиенические требования к рабочим местам. Оборудование рабочих мест и правила посадки учащихся за ними. Обязанности дежурных по мастерской.

ТЕМА: Работа с бисером.

ИЗДЕЛИЯ: Украшение из бисера «Ежик». Плетение цепочки в «крестик».

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: Декоративное искусство народов Севера. Способы нанизывания бисера (леска, нить, конский волос). Назначение и виды бисера и лески (0,2; 0,25). Ценность бисера в старые времена, передача его по наследству.

УМЕНИЯ: Ориентировка в задании по образцу, технологической карте (анализ образца по плану, который предоставляет работы учитель; практический показ всех приёмов работы, сопровождаемый объяснением). Устный отчет о плане предстоящей и выполненной работы. Анализ (с помощью учителя) качества выполненных изделий.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Подбор бисера по цвету и размеру. Подбор лески. Соединение деталей из бисера в случае необходимости. Соблюдение осанки при работе с бисером. Правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами.

УПРАЖНЕНИЯ: тренировочные упражнения в нанизывании бисера. Умение скрыть закончившуюся леску. Соединение деталей «цепочки».

Анализ результатов работы за I четверть. Овладение учащимися организационными умениями и навыками. Подготовка материалов и инструментов к работе. Приведение в порядок рабочих мест.

II четверть  

Вводное занятие.

ТЕМА: Работа с бумагой и мехом.

ИЗДЕЛИЕ: Изготовление сувенира «Оленьи рога».

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: Происхождение оленеводства. Современные оленеводческие навыки для приручения дикого оленя. Истории оленеводства.

Бумага цветная, бархатная. Её свойства и применение. Свойство клея и его применение.

Рабочие инструменты: ножницы, игла, наперсток.

Измерительные инструменты: линейка, угольник. Устройство инструментов. Правила безопасной работы. Организация рабочего места при работе с бумагой, мехом.

УМЕНИЯ: Ознакомление с образцом работы. Сообщение плана работы с демонстрацией выполнения основных операций. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем.

Отличие меха, мездры. Грубый, мягкий ворс.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Раскрой изделия по лекалу. Резание бумаги по закругленным линиям. Обводка шаблонов, вырезание деталей аппликации по контуру.  

УПРАЖНЕНИЯ: Определение вида бумаги по толщине. Правильное пользование ножницами. Изготовление аппликации.

ТЕМА: Работа с сукном и мехом.

ИЗДЕЛИЕ: Изготовление ханты куклы «акань».

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: Трудовое воспитание в хантыйской и ненецкой семье. Обряды и традиции, связанные с рождением ребенка у народов Крайнего Севера. Игры и развлечения детей. Детские игрушки в прошлом народов ханты и ненцев. Кукла - акань (ханты), нухуко (ненецк.) - детское божество. Различие кукол девочек и мальчиков. Композиция оформления нарядов кукол. Цветовая гамма.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Подбор утиного клюва для изготовления куклы. Подбор ткани для изготовления одежды. Пошив одежды для куклы. Оформление одежды для куклы бисером, мехом.

УМЕНИЯ: Подбор ткани. Выполнение отдельных стежков (простейших). Оформление изделия кусочками сукна, меха, бисера. Закрепление утиного носа к туловищу куклы - акань. Окончательная отделка изделия. Соблюдение правила техники безопасности при работе с ножницами, иглой.

УПРАЖНЕНИЯ Подбор ниток, полосок сукна, бисера в соответствующей цветовой гамме.

III четверть  

Вводное занятие.

ТЕМА: Вязание спицами.

ИЗДЕЛИЕ: Вязание подследников.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: История возникновения вязания спицами.

Ассортимент детских изделий чулочной и платочной вязок. Значение вязаной одежды в быту. Виды вязальных спиц. Подбор ниток и синиц.

Стирка и хранение шерстяных ниток. Намотка клубков. Применение простейших узоров в вязаных изделиях. Условные обозначения и графическая запись схем вязания. Набор петель первого ряда. Лицевые и изнаночные петли. Платочное и чулочное вязание. Закрытие последнего ряда вязания. Введение ниток отделочного цвета в булочное вязание. Вязание простейших узоров на основе лицевых и изнаночных петель. Окончательная отделка вязаного изделия. Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.

УМЕНИЯ: Стирка и хранение шерстяных ниток. Намотка ниток в мотки. Приёмы работы (сбрасывание нитки с клубка, движение рук при вязании). Чтение схем платочной и чулочной вязки. Правила подбора спиц в соотношении с толщиной ниток. Условное обозначение лицевых и изнаночных петель.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Платочное вязание. Чулочное вязание. Поперечная резинка. Подготовка к вязанию пряжи бывшей в употреблении.

Правильная посадка во время работы со спицами положение рук, ног, корпуса.

УПРАЖНЕНИЯ: Вязание лицевых и изнаночных петель. Набор петель первого ряда. Закрытие последнего ряда петель.

САМОСТОЯТЕЛЪНАЯ РАБОТА И АНАЛИЗ ЕЕ КАЧЕСТВА (10 часов)

Выполнение образца резинки на основе лицевой и изнаночной петли 1 х 1, 2 х 2.

IV ЧЕТВЕРТЬ

Вводное занятие.

ТЕМА: Плетение из ниток.

ИЗДЕЛИЕ: Фенечка или закладка в книгу.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: Простейшие сведения о видах плетения: косое плетение, прямое плетение, ткачество. Организация рабочего места для ручных работ. Способ закрепления ниток при помощи узла для ручных работ. Сведения по безопасности труда.

УМЕНИЯ: Выполнение изделия по заданным размерам. Ориентировка в задании по образцам (Анализ образца и план работы даёт учитель).

Отчет о плане предстоящей и проделанной работы. Выполнение задания по предметной технологической карте. Оценка качества работы в сравнении с образцом.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Заготовка кусочков шерстяной нити контрастных цукатов размером 50 см. Закрепление ниток в центре с помощью нитки и гвоздика. Переплетение нити с правой стороны на левую сторону в шахматном порядке. Закрепление концов ниток. Обработка.

УПРАЖНЕНИЯ: Выполнение плетения по образцу.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА И АНАЛИЗ ЕЕ КАЧЕСТВА.

К концу обучения национально-прикладному искусству в 4 классе учащиеся должны Знать:  название простых видов вязок на основе лицевой и изнаночной; правильно подбирать леску в соответствии с бисером; строение инструментов.

Должны Уметь: выполнять простейшие вязаные изделия на основе лицевой и изнаночной

петли; уметь выполнять резинки l x l, 2 х 2. Скрыть закончившуюся леску; соединять детали «цепочки» из бисера.

V КЛАСС  

I ЧЕТВЕРТЬ

Вводное занятие.

Беседа о профессиях. Ознакомление с задачами обучения и с планом работы на четверть.

Повторение правил безопасной работы в мастерской. Распределение обязанностей.

ТЕМА: Плетение из бисера.

ИЗДЕЛИЕ: Брелок для ключей или, простого украшения (кулона).

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: История изделий из бисера. Традиции старых мастеров.

Современные способы нанизывания бисера. Зарисовка узора в тетради. Подбор бисера по размеру, цвету. Приёмы шитья бисером. Составление самостоятельного орнамента из бисера.

УМЕНИЯ: Ориентировка в задании по образцу готового изделия под руководством учителя. Анализ образца и обсуждение плана работы в процессе беседы. (Устное объяснение учителя сопровождается показом приёмов плетения).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Плетение углов на изделии. Подбор лески. Подбор бисера необходимого цвета и размера. Плетение брелка, кулона.

II ЧЕТВЕРТЬ

ТЕМА: Вязание на спицах.

ИЗДЕЛИЕ: Вязание варежки, ремонт вязаных изделий.

Вводное занятие.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: Ассортимент детских изделий и сувениров, связанных простейшими узорами. Виды узоров, чередование петель. Эстетика оформления вязаных изделий. Виды отделок: помпоны, кисти, бахрома. Технология вязания отделочных элементов. Снятие мерок и расчет петель на изделие (образец).

Графическая и буквенная запись схем и узоров вязания с чередованием лицевых и изнаночных петель. Назначение, виды и способы вязания резинок. Способы закрепления нитки при окончании вязания. Намотка нитки в объемные клубки. Подбор ниток и спиц для вязания. Окончательная отделка готовых изделий.

УМЕНИЯ: Ориентировка в задании по образцу готового изделия под руководством учителя. Анализ образца и обсуждение плана работы в процессе беседы. (Устное объяснение учителя сопровождается показом приёмов вязания).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Чтение схем вязания с чередованием лицевых и изнаночных петель (изготовление повязки для головы).

Вязание резинки и узора с чередованием петель. Отделка вязаного изделия. Условные обозначения схем вязания на основе лицевых и изнаночных петель. Расчет петель на изделие (образец) Намотка ниток в клубки. Правила вязания кромочных петель.

УПРАЖНЕНИЯ: Вязание одного вида узора с чередованием петель. Оформление края изделия (вязание кромочных петель). Изготовление двух видов отделок (помпоны, бахрома, кисти и т.п.). Вязание резинки и чтение схем вязания резинки.

Практическое повторение.

 ИЗДЕЛИЕ: Ремонт вязаных вещей.

УМЕНИЯ: Подбор ниток по цвету и толщине к местам с дефектами. Устранение дефекта знакомыми приёмами. Оценка качества работы с учётом времени, затраченного на устранение дефекта.

III четверть

Вводное занятие.

Итоги работы за вторую четверть, ознакомление с планом работы на III четверть. Повторение общих правил безопасной работы в мастерской и санитарно-гигиенические требования к уроку. Приведение в порядок рабочих мест.

ТЕМА: Вышивание.

ИЗДЕЛИЕ: Салфетка (двуцветное вышивание)        .

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: Перечень предметов и инструментов для вышивания (канва, мулине, иголка, ножницы, схема для вышивки). Нить мулине и примерный расход на выполнение изделия. Подготовка к вышиванию. Появление вышивки на Севере. Размер ткани, который потребуется под проект. Обработка края ткани. Уход за вышитыми изделиями. Правила безопасности при работе с ножницами, иглой.

УМЕНИЯ: Выполнение изделия по готовому рисунку. Ориентировка в задании по образцу, планирование по технологической карте. (Анализ выполненных изделий проводит учитель совместно с учащимися). Правильное расположение готовой вышивки.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Подготовка ткани к вышивке (стирка, глажка). Вышивка детали швом «через край». Выкроить, пришить опушку.

УПРАЖНЕНИЕ: Выполнение шва «через край» на образце.

ТЕМА: Работа с сукном и мехом.

ИЗДЕЛИЕ: Сувениры с использованием северной тематики. Панно «Олени»

Вводное занятие.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: Виды художественных промыслов России и Крайнего Севера. Краткие сведения об орнаменте, композиции и мотиве национальной аппликации. Значение аппликации в оформлении национальной одежды народов ханты и ненцев. Подготовка ниток и инструмента к работе. История аппликации.

Виды простейших и украшающих швов на основе простейших швов («вперед иголку», «козлик», «потайной»). Обработка изделия.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Составление композиции изделия. Выполнение внутриконтурных и вне контурных швов. Отделка панно мехом. Обработка края изделия.

УМЕНИЯ: Планирование задания по технологической карте. Выполнение простейших стежков «вперед иголка», «назад иголка». Закрепление нитки в начале и в конце работы одним из способов. Перевод рисунка на ткань, с помощью копировальной бумаги. Подбор меха, ниток по цветовой гамме. Инструменты (иглы, пяльцы, ножницы). Правила безопасной работы с инструментами.

Самостоятельная работа и анализ её качества.

Нарезание меховых полосок для изготовления сувениров со стороны мездры, не подрезая ворса.

IV ЧЕТВЕРТЬ  

ТЕМА: Вязание крючком.

ИЗДЕЛИЕ: Прихватка, мочалка.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: История возникновения вязания. Ассортимент бытовых изделий (на основе простейшего вязания). Инструменты и материалы. Виды крючков. Подбор крючков в соответствии с выбором ниток. Подготовка ниток к вязанию: стирка, сушка, намотка на клубки и мотки. Использование ниток, бывших в употреблении. Приёмы вязания и условные обозначения петель в схемах. Техника вязания коротким крючком. Расчет петель. Понятие схемы рисунка. Клубок ниток, как образ народного творчества. Правила поднятия петель. Последовательность подготовки к вязанию ниток, бывших в употреблении. Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы с крючком, умения: ориентировка в задании по образцу, планирование на основе комбинированной технологической карты. План работы предварительно обсуждается. Оценка качества работы в сравнении с образцом.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Вязание воздушных петель и столбиков без накида. Вязание столбиков с накидом. Вязание изделия. Намотка ниток в красивые клубки и мотки. Подбор крючков в соответствии с выбранными нитками. Подбор ниток по цветовой гамме. Вязание воздушных петель и столбиков без накида. Чтение простейших схем. Вязание изделия прямоугольной формы. 

Лабораторная работа. Влажно-тепловая обработка кружевных изделий. Кружева для отделки воротников, манжет.

УПРАЖНЕНИЯ: Условные обозначения воздушных петель, столбиков без накида.

Самостоятельная работа и анализ её качества. Связать  резинку по кругу для носка.

Контрольная работа, подведение итогов за год. Подготовка к выставке.

К концу обучения национально-прикладному искусству в 5 классе учащиеся должны ЗНАТЬ: название сторон меха; характеристику ручных швов; последовательность выделки шкуры.

Должны УМЕТЬ: Читать простейшие схемы при вязании; выполнять простейшие стежки; подбирать нитки по цветовой гамме; вязать изделия прямоугольной формы.

.

VI КЛАСС

I ЧЕТВЕРТЬ

Вводное занятие.

ТЕМА: Плетение из бисера.

ИЗДЕЛИЕ: Нагрудное женское украшение.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: Народные художественные ремёсла Ямало-Ненецкого автономного округа. Способы причудливого переплетения бисеринок. Подбор бисера по цвету и размеру. Умение передавать в работе выбранный орнамент. Леска 0,18; 0,2. Привозной материал-бисер занял достойное место в декоративно-прикладном искусстве народов Крайнего Севера. Правила безопасной работы учащихся.

УМЕНИЯ. Ориентировка в задании по образцу изделия. Составление плана работы в процессе беседы по комбинированной технологической карте. Анализ качества работы в сравнении с техническими требованиями.

бисерных украшений народов ханты.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Выбор орнамента. Составление композиции изделия. Перенос орнамента на схему. Составление композиции изделия. 

УПРАЖНЕНИЯ. Изображение орнамента на бумаге по клеточкам. Узор вырезают, раскрашивают и приклеивают в тетрадь. Использование данного орнамента в бисерной работе.

II ЧЕТВЕРТЬ

Вводное занятие.

ТЕМА: Вязание на спицах.

ИЗДЕЛИЕ: Носки, ремонт носков.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: Ассортимент носков. Традиционные орнаменты вязаных изделий. Сочетание цветов. Подбор ниток и спиц. Технология и последовательность вязания носков. Способы вязания. Декоративные резинки. Вязание по кругу. Схемы вязания и чтение схем по образцам изделий вязания. Снятие мерок и расчет петель первого ряда для вязания носков. Расчет петель для пятки. Рациональные приёмы и приспособления для оформления большого пальца варежки. Способы убавления мыска носка.

УМЕНИЯ: Ориентировка в задании по образцу. Составление плана работы на основе предметной технологической карты. Во время работы план повторяется и уточняется. Анализ качества выполненной работы в сравнении с образцом.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Снятие мерок и расчет петель для вязания по кругу. Вязание пятки. Убавление петель. Вязание мыска носка. Вязание резинки и центральной части носка. Вязание изделия с простейшим орнаментом.

УПРАЖНЕНИЯ: Вязание одного вида резинки по кругу. Снятие мерок и расчет петель для изделия. Основные мотивы традиционных русских орнаментов в вязаных изделиях.

III ЧЕТВЕРТЬ

Вводное занятие.

ТЕМА: Работа с сукном и мехом.

ИЗДЕЛИЕ: Изготовление сувениров, игрушек.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: Мастерицы района по национально-прикладному искусству. История сувенира, их предназначение. Изготовление сувениров на Крайнем Севере. Декоративное оформление сувениров. Составление эскиза изделия. Охрана труда, санитарно-гигиенические требования. Подбор ткани, ниток и фурнитуры. Норма расхода ткани и меха. Правила безопасной работы учащихся.

УМЕНИЯ: Ориентировка в задании по рисунку и готовой выкройке. Анализ выкройки в процессе общей беседы и индивидуально, раскладка выкройки на ткани. Составление плана на основе текстовой технологической карты и запись его в тетради. Обсуждение качества работы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Выбор рисунка. Составление композиции изделия. Перенос рисунка. Составление композиции изделия, перенос рисунка на ткань, экономное использование ткани и меха. Раскрой. Пошив и отделка изделия. Правила закрепления ниток в начале и конце работы.

УПРАЖНЕНИЯ: Выполнение простейшей композиции потайным швом.  

ТЕМА: Азбука художественной вышивки.

ИЗДЕЛИЕ: Фрагмент 1/2 части полотенца с декоративной вышивкой по кайме простыми украшающими стежками (30x40 см). Дорожка с вышивкой.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: Понятие о ручной художественной вышивке, ее основном назначении, области применения. Общие правила ручного шитья: организация рабочего места, инструменты и приспособления, материалы для работы. Классификация и название простых ручных украшающих стежков и швов («вперед иголку» и его варианты, стебельчатый, тамбурный, строчка, петельный) и технологические требования на их выполнение. Подготовительные операции: выбор ткани и ниток для вышивки, рисунка для будущего изделия, подбор инструментов и приспособлений, перевод узора вышивки на ткань. Законы и правила построения вышивки по кайме. Выбор цветового решения. Технология изготовления полотенца, дорожки с вышивкой простыми декоративными швами. Способы заделки углов, оформление и обработка срезов однодетального изделия. Окончательная отделка изделия: стирка, подкрахмаливание, утюжка.

УМЕНИЯ: Ориентировка в задании по образцу и эскизам изделия. Анализ и планирование работы в групповой беседе с учащимися. Построение чертежа выкройки прямоугольного изделия по заданным размерам. Раскрой, разработка эскиза, выбор цветового решения вышивки с помощью учителя. Оценка качества работы в соответствии с технологическими требованиями к изделию.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:  Подготовка рабочего места, выполнение общих правил ручного шитья. Самостоятельное изготовление однодетального изделия с простои декоративной вышивкой по кайме, и основывается выбор стежков и швов для вышивки. Швы на кайме выполняются по прямым линиям на расстоянии 5-7 мм друг от друга или на основе комбинаций с волнистыми и ломаными линиями. Рисунок вышивки составляется заранее с определенной последовательностью швов, затем размечается на ткани. Долевые срезы (верхний срез полотенца) обрабатывается швом вподгибку с закрытым срезом (до 1см в готовом виде) и подшивается ручными потайными стежками нитками в цвет ткани. Нижний срез обрабатывается бахромой. Стирка, подкрахмаливание и утюжка готового изделия.

УПРАЖНЕНИЯ: Разработка эскиза рисунка вышивки каймы на бумаге в клеточку в цвете. Подбор игл и ниток для вышивки. Выполнение образцов швов, закрепление начала и конца швов, отмеривание ниток. Разделка бахромы на кисточки и закрепление косыми ручными стежками нитками в цвет ткани.

IV ЧЕТВЕРТЬ

Вводное занятие.

Основные виды женского художественного творчества в Древней Руси: узорное ткачество, вышивка, золотое шитье и др. Просмотр иллюстративного материала. Искусство кружевоплетения, художественной вышивки, ручного вязания в настоящее время. История и художественная значимость этих видов прикладного искусства.

ТЕМА: Кружевные изделия из хлопчатобумажных ниток.

ИЗДЕЛИЕ: Кружевные салфетки (по выбору).

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Материалы для изготовления салфеток. Технология выполнения новых приемов, встречающихся в салфетках («поко», «пышный столбик» и др.). Формы салфеток. Применение салфеток в современном интерьере. Правила подбора крючка для пряжи. Организация рабочего места. Основы материаловедения: свойства хлопчатобумажной нити, способы ее распознавания. Использование пряжи, бывшей в употреблении, способы выпрямления нити, бывшей в употреблении. Правила сматывания нити на клубок.

Уход за готовыми кружевными изделиями. Стирка, отбеливание, подкрахмаливание. Правила приготовления растворов. Средства для отбеливания, крахмаления. Глажение. Обработка изделий желатином. Подсахаривание изделий.

УМЕНИЯ:  Художественно-содержательный анализ объектов предстоящей работы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:  Подготовка пряжи, инструментов. Роспуск вязаных изделий. Сматывание пряжи на клубки. Образование кольца из воздушных петель, из рабочей нити. Вязание по кругу, замыкание рядов полустолбиком. Закреплениеумений в чтении графических схем.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: Кружева связанные по длине и ширине. Формы и виды воротников. Нитки, используемые для вязания кружев.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:  Снятие мерки окружности шеи. Расчет количества петель. Вязание воротника. Влажно-тепловая обработка готового изделия. Примерка.

Практическое повторение Вязание декоративных изделий: игольницы, декоративные подушки, карандашницы, закладки, кошельки, футляры - работа по выбору.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

К концу обучения в 6-м классе учащиеся должны ЗНАТЬ: правила техники безопасности; названия специальных и измерительных инструментов, применяемых при шитье и вязании; правила подбора инструментов; названия основных видов стежков, швов, петель, вязок; основные свойства хлопчатобумажной и шерстяной пряжи; правила обработки пряжи и вязаных изделий;  правила чтения и записей узоров, орнаментов; технологию выполнения помпона, кисточек и других отделок.

Учащиеся должны УМЕТЬ:

соблюдать требования безопасности труда; пользоваться инструментами для ручных работ; владеть элементарными приемами работы с тканью, навыками выполнения основных приемов вязания крючком и спицами; распознать хлопчатобумажную и шерстяную пряжи; вязать узоры по записям и схемам; выполнять убавки и прибавки в трикотажных изделиях; изготавливать отделочный материал; ухаживать за готовыми изделиями. К концу обучения национально-прикладному искусству в 5 классе учащиеся должны ЗНАТЬ: виды меха, кожи, которые используются для пошива головных уборов; направление волосяного покрова при раскрое; приёмы вязания и условия обозначения петель в схемах, должны УМЕТЬ: Подбирать мех по цвету, длине, густоте волосяного покрова; вязать столбики с накидами и без накидов; вязать один вид резинки по кругу.

VII КЛАСС  

I ЧЕТВЕРТЬ  

Вводное занятие.

Ознакомление учащихся с задачами предстоящего учебного года и планом работы на четверть. Закрепление рабочих мест. Повторение правил безопасной работы.

ТЕМА: Вязание на спицах.

ИЗДЕЛИЕ: Вязание носков с орнаментом.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: История возникновения носков. Ассортимент и орнаментация вязаных изделий. Технология и последовательность вязания носков на четырёх спицах. Приёмы введения ниток отделочного цвета при вязании по кругу. Правила снятия мерок и расчёт количества петель для первого ряда вязания. Наименование частей носка.

Вязание резинки на четырех спицах. Расчет количества петель и вязание пятки для придания прочности носкам. Последовательность вязания пятки. Способы оформления мыса носка. Убавление петель и приёмы закрытия петель для оформления мыса носка. Традиции, обряды, пословицы, поговорки, связанные с приданным невесты и надеванием носков и шерстяных чулков.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Вязание резинки на спицах по кругу: Техника вязания пятки. Вязание центральной части носка. Вязание мыска носка.

УМЕНИЯ: Последовательность вязания носка и отдельных его частей.

Наименование частей носка. Подбор ниток и спиц для вязания носка. Снятие мерок и расчет петель для вязания носка. Правила расчета петель для вязания носка, пятки. Введение в работу нитки отделочного цвета. Вязание пятки носка. Набор петель носка после вывязывания пятки. Убавление петель. Оформление мыса носка.

Практическое повторение.

ИЗДЕЛИЕ: Вязание носков. Выполнение заказов школы.

УМЕНИЯ: Ориентировка в задании по технологической карте. Расчет петель на необходимый размер. Учет времени, затраченного на вязание носков в соответствии с требованиями.

II ЧЕТВЕРТЬ

Вводное занятие.

ТЕМА: Плетение из бисера.

ИЗДЕЛИЕ: Национальное нагрудное украшение.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: Мифическое объяснение появления орнамента у хантов и ненцев. Отражение в орнаментной символике животных и птиц. Подбор орнамента на узор из бисера, цветовое решение. Плетение укороченными рядами для оформления углов на украшение. Бисерные подвески на украшениях. Виды национально-прикладного искусства народов Крайнего Севера. Нагрудное украшение из бисера женщин ханты и ненцев и отличие от нагрудных украшений коми. Заменитель бисера у народов Крайнего Севера.

Санитарно-гигиенические требования при работе с бисером (освещение, осанка).

УМЕНИЯ: Ориентировка в задании по образцу и самооценка качества изделия.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Составление простой композиции по схеме. Зарисовка орнамента на клетчатой бумаге. Плетение узора по намеченной схеме. Подбор бисера, лески (0,2; 0,25). Перенос орнамента со схемы на свою работу.

УПРАЖНЕНИЯ. Плетение подвесок для украшения по образцу.  

III четверть

Вводное занятие.

ТЕМА: Работа с мехом и кожей. Изделие из кожи с использованием меха.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: Дом и очаг народов Крайнего Севера. Устройство жилища.

Трудолюбие как одно из качеств хорошей невесты, хозяйки. Работа женщины, чумработницы. Способы орнаментации материала (меха). «Зверем избеганный стал узорный сах, оленем избеганный стал узорный сах» (ханты песня). Составление орнамента из меха. Соединение частей орнамента, соблюдая направление меха. Виды орнамента, их предназначение. Оберег.

Правила техники безопасности при работе с кроильным ножом, лезвием ножницами, иглой.

Украшение одежды и обуви орнаментами из меха женщиной ханты, ненцев, коми.

УМЕНИЯ: Ориентировка при шитье изделия по готовому образцу.

Анализ образца изделия в процессе беседы и составление плана его изготовления на основе предметной технологической карты. Оценка качества работы поэтапно и после выполнения всего задания на основании сравнения с готовыми образцами.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Подготовить мех к раскрою (намочить, расправить шкурку, подобрать мех по густоте и цвету). Сделать выкройку на бумаге. Перенести орнамент на мездру. Кроильным ножом или лезвием выкроить. Сшить орнамент швом «через край». Расправить и пришить к изделию.

ТЕМА: Работа с сукном и мехом.

ИЗДЕЛИЕ: Сувенир, коллаж из сукна и меха.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: Охота на диких оленей как средство к жизни Обработка шкуры. Украшение бытовых вещей народов Крайнего Севера. Меховая мозаика. Знакомство с видами потайных швов, известных у народов ханты и ненцев. Виды ткани. Краткие сведения о технологии изготовления сувениров и их предназначение. Правила влажно-тепловой обработки изделия. Охрана труда, санитарно-гигиенические требования.

УМЕНИЯ. Ориентировка в задании по образцу и рисунку. Составление плана работы в процессе беседы на основе комбинированной технологической карты.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Раскладка выкройки на ткани. Выполнение ручных стежков, строчек, используемых при изготовлении сувениров, Цветовое решение изделия.

Использование технологических карт при изготовлении изделия. Изготовление сувениров из цветного сукна. Использовать кусочки из натурального меха.

УПРАЖНЕНИЯ. Обработка среза изделия бахромой, бисером, тесьмой.

IV ЧЕТВЕРТЬ

Вводное занятие.

ТЕМА: Вязание крючком.

ИЗДЕЛИЕ: Вязание салфеток крючком.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: Вязание крючком как прикладной вид искусства. Ассортимент изделий, связанных по кругу. Использование мотивов в композиции вязаных изделий. Цветовая гамма и подбор ниток, крючков для выбранного изделия. Эскизирование модели. Техника вязания по кругу. Технология вязания квадрата. Техника вязания по кругу. Правила введения нити другого цвета при вязании квадрата. Правила безопасной работы учащихся. Способы соединения квадратов в зависимости от назначения изделия. Окончательная отделка вязаных изделий. Влажно-тепловая обработка.

УМЕНИЯ: Ориентировка в задании по образцу изделия и рисунку. Составление плана работы по технологической карте. Запись плана в тетрадь. Анализ качества выполненной работы в сравнении с образцом и в соответствии с требованиями.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Вязание полустолбиков и столбиков с накидом. Оформление углов квадрата. Соединение рядов при вязании по кругу. Вязание петель подъёма. Введение в работу нитки другого цвета. Вязание изделия (тапочки).

УПРАЖНЕНИЯ: Правила начала и окончания вязания. Контрольная работа и подведение итогов.

Подготовка к выставке.

К концу обучения в VII классе учащиеся должны ЗНАТЬ: виды орнаментов и их предназначение; правила снятия мерок и расчет количества петель для первого ряда вязания; наименование частей носка;

должны УМЕТЬ: составлять орнамент из меха; соединять части орнамента; убавлять и закрывать петли; вводить в работу нитки отделочного цвета.

VIII КЛАСС

I ЧЕТВЕРТЬ

Вводное занятие.

Беседа о результатах прошедшей в VII классе производственной практики. Ознакомление учащихся с планом работы и задачами на новый учебный год. Беседа о профессии «мастер золотые руки». Правила безопасной работы в мастерской.

ТЕМА: Плетение из бисера.

ИЗДЕЛИЕ: Плетение изделия из бисера (по выбору): кошелек, шкатулка, украшение.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: Мозаичные изделия из бисера. Ценность бисерных изделий. Русский бисер. Природа - наш помощник. Заменитель бисера у народов Крайнего Севера. Санитарно-гигиенические требования при работе бисером (освещение, осанка). Знакомство с техникой «косого плетения». Виды орнамента по способу и мотивам.

УМЕНИЯ: Ориентировка в задании по образцу. Подбор необходимого бисера для выполнения изделия. Составление схемы бисерного украшения. Умение объяснить способ выполнения изделий и проверить правильность его выполнения. Представления о цветовой гамме.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Выбор орнамента и изображения его схематично на клетчатой бумаге. Плетение кошелька по схеме.

II ЧЕТВЕРТЬ

Вводная беседа.

ТЕМА: Работа с сукном и мехом.

ИЗДЕЛИЕ: изготовление сувениров из меха, кожи и сукна.

 ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: Хантыйские и ненецкие национальные предметы быта.

Украшение бытовых вещей народов Крайнего Севера. Композиция, орнамент, мотив. Виды обуви женщин ханты, ненцев, коми. Их предназначение. Виды мехового сырья. Подготовка материала для шитья изделий из меха.

Виды мехового сырья, хранение и уход за меховыми изделиями. Инструменты: кроильный нож, лезвие, игла, ножницы. Правила безопасного пользования ими.

УМЕНИЯ: Составление плана работы в групповой беседе. Ориентировка в задании по предварительному объяснению учителя. Способы обработки шкур и кроя изделия.

Самостоятельное построение чертежа в натуральную величину.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Подготовка материала к работе. Выкройка орнамента и сшивание. Выкройка и сшивание деталей из меха, кожи и сукна. Отделка изделия.

УПРАЖНЕНИЯ: Выполнение расстрочного шва на образце.

УМЕНИЯ: Ориентировка в задании по технологической карте. Расчет петель на необходимый размер. Учет времени, затраченного на вязание носков в соответствии с требованиями.

 ТЕМА: Русская народная счетная  вышивка в отделке простейших швейных изделий.

ИЗДЕЛИЕ: Дорожка или салфетка с вышивкой мережкой.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: Простейшие сведения из истории русской народной счетной вышивки. Знакомство с образцами изделий народных мастеров счетной вышивки, современной вышивкой при отделке изделий бельевого ассортимента и легкого платья, панно и картинами. Отражение в вышивке современного направления моды, национального колорита и одновременно индивидуальности человека. Знакомство с простейшими мотивами счетной строчевой вышивки поткани с выдернутыми нитями по утку или основе. Техника выполнения простых линейных мережек (кисточки, раскол, столбики) или фасонным ажуром (перекресты, жучок). Ткани и нитки для вышивки. Приемы создания простейших ажуров с помощью цветных ниток. Расчет и надрезание нитей для образования перекрестных прямолинейных мережек.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Организация рабочего места для вышивки. Выдергивание ниток из ткани под вышивку и бахрому. Выполнение мережки по краю изделия простых мотивов прямолинейных форм, заметывание рубца, правила расчета нитей и изготовление мережки кисточки для образования бахромы.

УПРАЖНЕНИЯ: Выдергивание и расчет нитей для вышивки прямолинейных мережек. Выполнение образцов ажурных мережек - перевитые столбики, жучок.

III ЧЕТВЕРТЬ

Вводная беседа.

ТЕМА: Вязание на спицах.

ИЗДЕЛИЕ: жилет с мысообразным вырезом и орнаментом.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: Вязание как один из видов прикладного искусства. Основные мотивы традиционных русских орнаментов вязаных изделий. Раппорт и ритм узора. Геометрический и растительный орнамент. Виды соединительных и отделочных швов.

Технология вязания двухцветного орнамента. Приёмы вязания и введения в работу ниток отделочного цвета при вязании орнамента. Расчет петель на изделие с учётом раппорта рисунка.

Фольклор, обряды, традиции русских посиделок.

УМЕНИЯ: Составление и чтение схем по образцам двухцветного орнамента. Ориентировка в задании по схеме из «журнала мод». Составление плана вязания. Анализ качества работы в сравнении с техническими требованиями.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Вязание изделия по плану. Вязание спинки, вязание полочек.

Сшивание жилета по боковым швам штопальной иглой. Отделка вязаных изделий. Вязание узора с геометрическим рисунком.

УПРАЖНЕНИЯ: Вязание образца двухцветного орнамента. Изготовление трех видов отделки.

IV ЧЕТВЕРТЬ

Вводная беседа.

ТЕМА: Вязание крючком.

ИЗДЕЛИЕ: Вязание салфетки, скатерти, дорожки.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: Вязание крючком - вид женского художественного рукоделия.

Его применение в предметах народного быта и убранстве крестьянской избы. Кружево в традиционном русском костюме (рубаха, передник). Роль кружева в оформлении столового и постельного белья. Использование узкого кружева в изделиях для оформления современного интерьера. Подбор ниток и крючков для вязания кружева. Подготовка ткани к обвязыванию. Ажурное вязание.

Простейшие виды обвязок изделий (носовые платки, салфетки, ночные сорочки).

УМЕНИЯ: Последовательность подготовки ткани к обвязыванию края ткани (носовой платок, салфетка). Правила подбора крючков и ниток в зависимости от вида ткани.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Подготовка ткани к обвязыванию края ткани.

Приёмы обвязки края ткани, Вязание столбиков с двумя накидами и столбиков из одной петли. Обвязывание края ткани. Вязание узкого кружева. Отделка изделия.

УПРАЖНЕНИЕ: Вязание образца одного вида кружев.

Практическое повторение.

ИЗДЕЛИЯ: выполнение заказов школы.

УМЕНИЯ: Работа с пооперационным разделением труда. Учёт выполненной работы, проверка качества в соответствии с техническими требованиями.

Контрольная работа и подведение итогов (10 час.)

К концу обучения VIII класса учащиеся должны ЗНАТЬ: виды национальной обуви и их предназначение. Способы обработки шкур народным способом, способы соединения деталей из бисера,

должны УМЕТЬ: Обрабатывать шкуры народным способом. Подбирать необходимый бисер и леску для плетения из бисера. Читать схемы вязания изделий и выполнять вязку.

IX класс

I ЧЕТВЕРТЬ

Вводная беседа.

Задачи обучения в IX классе. Организация и работа в мастерской. Сообщение об экзаменах и подготовке к ним в течение года.

ТЕМА: Плетение из бисера.

ИЗДЕЛИЕ: Нагрудное женское украшение.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: Появление бисера на Севере. Орнамент.

Появление орнамента. Значение орнамента в бисерных украшениях.

Нагрудные бисерные украшения гайтаны - их предназначение. Виды и предназначение нагрудных украшений у женщин Крайнего Севера.

УМЕНИЯ: Ориентировка в задании по образцу изделия. Самостоятельное составление плана плетения нагрудного украшения. Умение пользоваться литературой.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Выбор орнамента. Перенос орнамента на схему. Самостоятельный подбор бисера для выполнения работы. Выполнение нагрудного национального украшения. Отделка украшения подвесками. Оценка качества готовых изделий. Подведение итогов выполнения планового задания.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

ОБЪЕКТ РАБОТЫ: Составление схемы для плетения из бисера по любому рисунку.

УМЕНИЯ: Ориентировка в задании по техническим условиям при выполнении операций.

II ЧЕТВЕРТЬ  

Вводная беседа.

ТЕМА Работа с мехом и сукном.

ИЗДЕЛИЯ: Сувениры с использованием меха и сукна, а также другого материала.  

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: Виды различных сувениров. Оригинальная идея, приносящая стабильный заработок. Использование материалов и идей из социальных сетей. Моделирование изделий из меха и сукна. Работа чумработницы по моделированию и раскрою одежды и других видов изделий из сукна и меха. Примерный расход сукна и меха на одежду и другие меховые изделия. Чертежные инструменты (кроильный нож, лезвие). Правила техники безопасности при работе с кроильным ножом, лезвием, ножницами. Использование при сшивании меха жил оленя, а сейчас капроновой нити.

УМЕНИЯ: Понятие о стандартной фигуре и конструировали детской малицы и другой одежды из меха. Ориентировка в задании по рисунку модели малицы. Составление плана пошива на основе технологической карты. Анализ качества работы в сравнении с техническими требованиями.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Пошив рукавиц, чуней для рыбалки. Снятие мерок. Подбор сукна и меха. Выкраивание деталей с помощью ножниц, ножа или лезвия. Сшивание деталей швом «через край». Выкраивание подкладки. Прикрепление подкладки по насечкам

ТЕМА: Вышивка и использованием бисера, лент и другого материала.

ИЗДЕЛИЕ: По выбору из журнала или информационных сайтов.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: 

Бисер и другие декоративные материалы. Бижутерия, бижутерийные материалы.

Способы и технологические приемы выработки изделий с использованием бижутерийных материалов. Бижутерийная нить, шейное украшение, ожерелье. Бижутерийный жгут. Инструменты и оборудование

Открытые способы фиксации пайеток. Фиксация пайеток двумя стежками. Фиксация пайеток тремя, четырьмя стежками. Фиксация пайеток петельными стежками.

Бисерное рококо, бисерный вереск, объёмное шитьё стеклярусом и «рисом», многолепестковые цветы из стекляруса и «риса», объемные контуры из стекляруса и «риса», воланы из стекляруса, принципы шитья бисером по канве. Подготовка основы к бисерной вышивке. Рисунки для бисерного шитья по «счету». Изучение инструкций по безопасности труда, санитарии и гигиене. Ознакомление с организацией рабочего места. Применение вышивки в оформлении интерьера, отделки современных швейных изделий. Дизайн и его роль в создании товаров и услуг. Эскиз, счётные схемы. Канва. Себестоимость изделия. Составляющие компоненты стоимости вышитого изделия (выполнение вышивки, материалы, электроэнергия, износ оборудования, рыночная цена, затраченное время, качество изделия). Пути снижения себестоимости изделия: материало, энергосберегающие и безотходные технологии, рациональная организация технологического процесса. Что такое композиция? Традиции размещения и сочетаемости различных элементов орнаментов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Составление композиции вышивального мотива  Организация рабочего места для вышивки. Создание композиции по выбору. Организация рабочего места. Закрепление канвы. Использование канвы с рисунком. Использование схемы для вышивания панно. Работа над творческим проектом. Влажно-тепловая обработка изделия.

УПРАЖНЕНИЯ: Перевод рисунка на ткань. Работа с пяльцами. Закрепление канвы, лент. Разметка рисунка на канве. Увеличение рисунка. Способы вышивания на пяльцах.

 Основные швы и элементы узоров. Шов «вперёд иголку», шов «назад иголку», шов «шнурок» («обвитая обмётка»), шов «вперёд иголку», шов «назад иголку», шов «шнурок» («обвитая намётка»), шов стебельчатый, шов петельный, шов тамбурный, шов «петля с прикрепом», шов «полупетля с прикрепом», шов полупетля с прикрепом зигзагом», шов «петля незатянутая», шов «крест», шов крестообразный, шов «узелки», шов «вытянутый стежок с прикрепами», шов «вытянутый стежок с завитком», шов «закрученная лента», шов «лента с перехватами вприкреп», шов «сетка», шов «петелька с глазком».

III ЧЕТВЕРТЬ

Вводная беседа.

ТЕМА: Вязание на спицах.

ИЗДЕЛИЕ: Вязание набора из шапки, шарфика, рукавиц с узором.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: Мотивы узоров, характерных для Севера и Юга России. Композиция двухцветных и многоцветных орнаментов. Фурнитура для отделки вязаных изделий. Раппорт узора. Построение чертежа. Вопросы техники безопасности. Расчет петель на изделие. Прибавление и убавление петель.

УМЕНИЯ: Ориентировка в задании по образцам и схемам взятых из журналов по вязанию. Составление плана по текстовой инструкционной карте. Анализ качества работы в сравнении с техническими условиями

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Выбор изделия по журналу. Расчет петель на изделие собственного размера. Вязание изделия. Плотность вязания. Сшивание шапочки по боковым швам. Утюжка готового изделия.

УПРАЖНЕНИЯ: Вывязывание образца, раппорта.

ТЕМА Работа с сукном (пошив летней ягушки).

ИЗДЕЛИЕ: Пошив орнамента из сукна на летнюю ягушку, сумку и другие изделия из сукна.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: Традиции и обряды, связанные с надеванием ягушки (паницы). Краткие сведения о технологии женской летней ягушки (паницы), декоративной сумки, покрывала и др. Декоративное оформление летней ягушки (паницы). Ткани, используемые для этого. Последовательность и технология изготовления ненецкой (ханты) летней ягушки, сумки, покрывала и др. вещей из сукна. Старинные способы раскроя ягушки, сумки. Покрывала и др. вещей из сукна.

Охрана труда при работе с ножницами, булавками, утюгом.

УМЕНИЯ: Ориентировка в задании по образцу и рисункам. Составление плана работы по текстовой технологической карте. Применение отходов ткани при раскрое орнамента.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Правила подготовки ткани к раскрою. Перевод контурных линий выкроек на парные детали одним из существующих способов. Раскрой орнамента. Выполнение ручных операций. Наметывание орнамента на ткань. Присоединение орнамента швом «через край». Влажно-тепловая обработка изделия.

УПРАЖНЕНИЯ: Определение долевой и уточной нитей в детали кроя.

Практическая работа.

ИЗДЕЛИЕ: Диванная подушка, игольница.

УМЕНИЯ: Выполнение изделия, самостоятельно составив план работы. Анализ качества работы в сравнении с техническими условиями на пошив изделий из сукна.

IV ЧЕТВЕРТЬ

Вводная беседа.

ТЕМА: Вязание крючком.

ИЗДЕЛИЕ: вязание крючком салфеток и других изделий.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ: Традиционное русское кружево. Виды кружев. Районы художественных промыслов по плетению кружев на коклюшках (Вологда, Вятка, Елец и т.д.). Типичные ремесла, которыми владела крестьянская девушка. Приёмы вязания филейного кружева. Вязание на основе пышных столбиков. Вязание прямой сетки. Виды сеток. Чтение схем филейного вязания с пышным столбиком. Окончательная отделка готового изделия. Способы выравнивания плотной филейной вязки. Обряды, традиции, связанные с рождением ребёнка. Роль полотенца в крестьянском быту. Поговорки, пословицы, прибаутки связанные с приданым невесты.

УМЕНИЕ: Чтение схем и условная запись филейного вязания. Композиционные решения в оформлении традиционных русских полотенец.

Ориентировка в задании по образцу изделия. Составление плана работы (последовательность обработки) в процессе работы по комбинированной технологической карте. Анализ качества работы поэтапно и в готовом виде в сравнении с образцами.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Выбор композиции. Вязание прошвы. Приёмы вязания ровного края прошвы. Окончательная отделка кружева. Вязание более сложных узоров.

 Практическое повторение и подготовка к квалификационным экзаменам (28 час.)

 ОБЪЕКТЫ РАБОТЫ: Заказы школы. Вязание носков, варежек. Ремонт вязаных изделий. Ремонт меховых изделий.

УМЕНИЯ: Ориентировка в задании по техническим условиям.

По окончании IX класса учащиеся должны ЗНАТЬ: ассортимент вязаных изделий, размеры и виды ниток, используемых для вязания. Способы обработки меха, основные виды техник, применяемые при изготовлении аксессуаров, основные виды материалов для изготовления аксессуаров;

должны УМЕТЬ: связать изделие по журналу, сшить меховое изделие-сувенир, обработав шкурку народных способом, правильно хранить меховые изделия; составить схему и сплести из бисера орнамент, владеть техникой создания эскиза, владеть техникой изготовления лекал,

владеть техникой изготовления аксессуаров, владеть техникой оформления готовых работ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Сафонова Н. Кружки художественной вышивки. М., Просвещение. 1983 г.
  2. Трудовое обучение во вспомогательной школе. М., Просвещение, Головнев А.В., Зайцев Г.С.История Ямала. Тобольск-Яр-Сале,1992 г. Народное образование, 1996 г.
  3. Кулемзин В.М., Лукина Н.В.. Знакомьтесь: ханты. 80 "Наука". Новосибирск, 1992 г.
  4. Хомич Л.В. Ненцы. Русский двор. Санкт-Петербург. 1995 г. Выделка мехов. Тюмень 1993 г.
  5. Энциклопедия. Шитьё и рукоделие. М., Научное издательство «Большая русская энциклопедия», 1994 г.
  6. А.М.Щербакова. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. М., «Издательство НЦ ЭНАС» 2002 г.