Замятин Александр Николаевич, учитель технологии МБОУ Горковская средняя общеобразовательная школа

Методическое объединение учителей технологии

ОБРАЗОВАНИЕ

СРЕДНЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ

КВАЛИФИКАЦИЯ

ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ДОЛЖНОСТЬ

УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ

СТАЖ РАБОТЫ

37 ЛЕТ

СТАЖ РАБОТЫ В ДАННОМ УЧРЕЖДЕНИИ

27 ЛЕТ

Сайт педагога:http://nsportal.ru/zamyatin-aleksandr-nikolaevich

 

Труд – это не только лопата и плуг,

          но и мысль. Как важно, чтоб наши

          постигли на собственном опыте,

           что мысль это не легкий труд, и

           как раз его сложность, трудность

          приносит человеку большую радость.

                                          (В.А. Сухомлинский)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                 .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учет репродуктивной деятельности  школьников на уроках технологии.

      Труд – это не только лопата и плуг,

                        но и мысль. Как важно, чтоб наши

                        постигли на собственном опыте,

                        что мысль это не легкий труд, и

                        как раз его сложность, трудность

                        приносит человеку большую радость.

      

                                                                                            (В.А. Сухомлинский).

        

Особое место на уроках технологии занимает практическая работа учащихся, в результате которой создается изделие определенного функционального назначения. Процесс изготовления любого изделия требует от ребенка активных действий. Об активности можно судить, прежде всего, по внешним ее признакам - ученик размечает, режет, шьет, клеит, лепит и т. д., то есть осуществляет определенные трудовые действия. В то же время трудно сказать, насколько активен ребенок внутренне. Именно преобладание репродуктивной деятельности  школьников следует считать одним из главных недостатков современного урока труда. Учащиеся в большинстве случаев ориентируется на создание копии изделия, демонстрируемого учителем в качестве образца. Реализация творческих возможностей учащихся, как правило, возможна лишь на этапе оформления изделия, причем необходимо отметить, что формированию умения грамотно, с учетом функционального назначения оформлять изделия специального внимания не уделяется. Каждый ребенок оформляет изделие произвольно, сообразуясь с собственным пониманием целесообразности и красоты.

  Чем больше человек знает и умеет, тем легче ему удовлетворить потребность своего самовыражения в конкретном творчестве. Трудовые навыки, эстетическое осмысление предмета, творческие способности развиваются только в работе.  

 Сама жизнь приводит нас к убеждению, что необходим переход к некоторому новому качественному уровню преподавания.

Раньше воспитание детей и приобщение их к труду почти полностью лежало на родителях, теперь эту функцию в значительной степени выполняет школа. Если дети не будут работать с инструментом под руководством учителя, то неизбежно часть из них будет это делать дома без надзора взрослых, так как потребность в такой деятельности заложена в самой природе человека. Что могут «изобрести» школьники, если пустить их творчество на самотёк, не нуждается в пояснении и вполне понятно каждому взрослому. Известно, какой огромной притягательной силой для мальчика обладает финка, штык, пистолет, кастет, граната и т.п. А если такие предметы попадут в руки школьников, то они не оставят их в покое до тех пор, пока не испытают в действии. Темпы роста детской преступности вряд ли случайно совпадают со временем с началом роста проблем трудовой подготовки. Творческое обучение в школьных мастерских чрезвычайно положительно влияет на «трудных» учеников. Всем известно, что к таким детям в первую очередь находит ключ учитель труда.    

 Основная причина, мешающая учителю решать главную задачу, состоит в том, что мы учим детей на уроках труда делать вещи, но не учим их создавать мир вещей, мир, в котором нам удобно, в котором мы живем со своими друзьями, близкими людьми, через который выражаем себя.

К сожалению, современные дети в значительною мере подвержены влиянию «вещизма», что всегда связано с недостаточной эстетической развитостью. В этой связи уместно вспомнить слова выдающегося русского художественного критика ХIX в. В.В.Стасова: «Есть еще пропасть людей, которые воображают, что нужно быть изящным только в музеях, в картинах, в статуях, в громадных соборах, наконец, во всем исключительном, особенном, а что касается до остального, то можно расправляться как ни попало — дескать, дело пустое и вздорное. Что может быть несчастнее и ограниченнее таких понятий! Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует уже лишь там, где потребность в изящных нормах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на все сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь…»

Пока же существуют традиция, в соответствии с которой каждая изготавливаемая ребёнком поделка выполняется им как одиночный предмет, в сущности, изолированный от других предметов материальной среды. А между тем в действительности так никогда не бывает: ни одна вещь, которой мы пользуемся, не существует и не функционирует сама по себе, она связана с обстановкой, с другими вещами и предметами, среди которых находится, а также с потребностями, физиологическими и психологическими особенностями человека, который ею пользуется. Все эти вещи, в свою очередь, порождают совершенно определенный психологический климат, так или иначе воздействующий на создавшего их человека. В идеале под окружающей средой, с которой предмет должен гармонировать, понимаются не только предметы, но и все множество специфических условий этой среды: её обыденный или праздничный тип, особенности

характера и образа жизни людей, живущих в данной среде, и пр. Разумеется, всё это достаточно сложно. Воспитание такого человека, который способен организовать полную гармонию, является, видимо, одной из целей большой и серьезной работы школы.

Если попытаться, точнее, сформулировать задачу, которую предстоит решать современному учителю, то она состоит, очевидно, в формировании у детей особого типа мышления, которое можно назвать «дизайнерским». Именно руководствуясь им как комплексом, состоящим из особой установки сознания, оценочных суждений и способов творческой деятельности, человек может формировать в себе эстетическое отношение к миру вещей.

Начать эту работу следует как можно раньше и вести по определенным этапам. Одной из задач первого этапа будет формирование у детей соответствующей установки сознания, с которой они подходят к работе по изготовлению отдельных бытовых вещей. Как же формируется эта установка? Хорошо известно, что основой любой установки сознания являются те или иные знания. Руководствуясь ими, человек начинает проявлять интерес к совершенно определенным сторонам действительности, избирательно на нее реагирует. В начальных классах возможно и необходимо дать понятие об основных принципах создания красивых вещей. Хотелось бы обратить внимание учителя на некоторые положения, разработанные специальной наукой, — технической эстетикой. Их можно взять за основу в разработке уроков. Большинство уроков по трудовому обучению комбинированные, поэтому темы уроков формулируются так, чтобы максимально заинтересовать учеников, вызвать у них познавательные стремления. Я составляю расширенный план изучения нового материала, в котором указываю:                                                                                    - о чем должны узнать ученики, какие действия научиться выполнять и какими способами;                                                                                                                                                                                                 - какие виды самостоятельной работы будут использоваться;                                                                                  - каким сторонам творческой деятельности необходимо уделить особое внимание с целью их развития;                                                                                                                                                               - какой дополнительный информационный  материал будет использован при решении проблем;                                                                                                                                                                         - какие сведения необходимо запомнить, заучить, осмыслить;                                                                       - какую практическую работу по изготовлению и оформлению изделия необходимо выполнить (при этом следует отметить, какие способы действия и навыки предстоит усвоить в процессе изготовления и оформления данного изделия, какие способы действия даются проблемно, а какие репродуктивно);                                                                                                                                                                                                     - какие проблемные задания предлагаются ученикам для формирования новых способов действия;                                                                                                                                                                     - какие умения и навыки будут прививаться проблемным методом и какие типы проблемных ситуаций будут для этого использованы;                                                                         Работая над своими поделками, ученики каждый раз будут осмысливать пользу и красоту, выразительность вещи. Действительно красивая вещь — это вещь уместная, подходящая к обстановке. При выполнении любой вещи необходимо соблюдать конкретные требования. Напомним некоторые из них:

   Все части предмета должны быть соразмерны,  т.e. пропорциональны друг другу, а предмет в целом также должен быть пропорционален человеку, который будет им пользоваться. Очень полезны для осознания данного требования задания, в которых при конструировании предмета ученики ориентируются, например, на размер определенной игрушки: делают автомобиль или трактор, мастерят для него гараж, прицеп и пр. Осознание учениками и учет такого требования, как соразмерность вещи, позволяет более грамотно в целом конструировать гармоничную форму. Например, когда ученики делают подставку для книг из фанеры, выпиливая её лобзиком (7класс), оба названных требования как бы помогают друг другу лучше проявиться.

Назначение подставки требует, чтобы она была устойчивой, не опрокидывалась. Этим диктуется определенная форма изделия и определенные пропорции: подставка должна быть более тяжелой.

 - Любую вещь из любого материала нельзя делать без ущерба для практического употребления. Должны соответствовать предмету такие качества материала, как твердость или мягкость, цвет, гладкость или шероховатость поверхности и пр. В любом художественном изделии это соответствие должно выражаться наиболее ясно, чтобы производить наиболее сильное впечатление. Хороший вкус любит подлинное. Так, посуда, раскрашенная “под дерево”, теряет художественные достоинства, так как качества этих двух материалов весьма различны. Очень важно, чтобы ученики усвоили: художественность вещи определяется не денежной стоимостью материала, из которого они сделаны, а тем, насколько мастеру удалось выявить и подчеркнуть все достоинства этого материала.

- Красота вещи заключается в определенности ее характера, в художественной выразительности формы и в полной ее согласованности с назначением самой вещи. Ученики “конструируют”, например, разделочные доски в форме бабочек, кленовых листьев, зверей и пр., хотя наиболее подходящими, гармоничными и, следовательно, художественными для этих изделий будут как раз обычные простые формы: круг, квадрат, овал. Желательно обращать внимание детей на данное конструктивное требование.

- Существенную роль в изделиях играет цвет. Он также должен соответствовать назначению предмета. Цвет может сделать вещь веселой, радостной, строгой, торжественной или грубой, кричащей, фальшивой. Особенно важен даже не отдельный цвет сам по себе, а сочетание цветов — как внутри изделия, так и сочетание цвета изделия с цветовой гаммой его окружения. Работа с цветом при конструировании изделий ведется на уроках постоянно. В изделиях из дерева чаще всего уместны условные тона, важно лишь, чтобы ребенок научился пользоваться цветом как средством художественной выразительности.

Очень часто на уроке труда учитель предлагает ученикам «украсить» предмет, если после его изготовления осталось лишнее время, при этом не обсуждается, нужно ли вообще для сделанной вещи украшение и что оно ей даст. Тем самым мы утверждаем учеников в ложной мысли, что украшенный предмет лучше, чем неукрашенный. Этой мыслью в дальнейшем они часто и руководствуются в тех случаях, когда им нужно оформить свой быт, себя самих, а также исходят из подобного убеждения и в оценке окружающего предметного мира. Поэтому на уроках труда при изготовлении бытовых вещей так важно сформировать у детей правильное отношение к их украшению. Лучше всего, если ученик подумает об этом до изготовления предмета. Многие бытовые вещи в качестве украшений имеют как раз необходимые конструктивные детали: например, при изготовлении полочки для цветов (8класс) предлагаю детям подчеркнуть форму полочки элементами резьбы по дереву, которая одновременно подчеркивает форму изделия, сообщая вещи дополнительное настроение.  

 Конечно, все перечисленные требования к художественному оформлению изделий носят достаточно общий характер, в конкретной же вещи все это проявляется в присущих только ей деталях. Человек не может быть творческим наполовину, так же как не может быть признан результатом творчества объект, у которого одна часть противоречит другой – форма не соответствует содержанию. Например, красивый, но не пригодный для поездок велосипед или легковой автомобиль с двигателем и ходовой частью, выполненными по последнему слову техники, но с убогим и  грубым внешним видом. Такие объекты в сознании потребителя никак не могут восприни- маться как прекрасное.  

Из урока в урок ученики получают определенную информацию, приобретают соответствующий круг знаний, и из урока в урок эта информация осмысливается в самостоятельных творческих разработках. Изделие создается не путём копирования образца, а разрабатывается учеником самостоятельно. На первых этапах доля самостоятельности может быть и небольшой, поскольку особое внимание придется уделять обучению приемам работы, но творчество будет присутствовать обязательно и на этих уроках.

Пятиклассники учатся изготавливать изделие из проволоки и тонколистового металла, используя приемы сгибания и вырезания; пользуясь ими, можно, например, красиво украсить подсвечники.

 Учитель не просто показывает пятиклассникам эти удобные и интересные приемы оформления изделия, не только научит им детей, но еще и обязательно заострит внимание учеников на “привязанности” каждого из способов к определенной жизненной ситуации.

Еще пример: изготовление из дерева подставки для карандашей и бумаги (6класс).                          

Связь красоты и пользы в подобном изделии выглядит иначе. Его основное назначение — украшать, в чём и заключается «полезность» данной вещи, тем не менее, все основные требования, о которых говорилось выше, здесь тоже проявляются.

 Из приведенных примеров мы видим, что в работе со школьниками учитель не заостряет каждый раз подробное внимание на осмыслении и соблюдении всех дизайнерских требований.

Обучающая творческая деятельность рассматривается нами, в первую очередь, как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, быстрой обучаемости, смекалки и изобретательности, стремлению добывать звания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельности в выборе и решении задачи, трудолюбия, способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях и т.д. Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: модель, макет, игрушка и тому подобное. Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.

Однако, чтобы создать конкретный продукт, нужны, кроме общеобразовательных, общепрофессиональные знания, в том числе о способах деятельности: правила работы инструментами, технология изготовления изделия, правила создания художественных композиций, а самое главное — овладение ими на высоком уровне. А так как у школьников  свои индивидуальные интересы, способности, склонности, то надо в учебный процесс включить самые различные виды труда, поощряя проявление творчества. Такое разнообразие работ, многостороннее опробование своих сил позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития, сделать процесс обучения интересным для детей. Только тогда, когда человек достигнет определенного уровня навыков в ремесле, получит значительный багаж знаний, он сможет воплотить творческие идеи и реальные изделия и подняться на более высокую степень мастерства. Таким образом, знание ремесла, трудовые навыки не должны рассматриваться в отрыве от решения творческих задач. «Вкус и понимание искусства должны развиваться в ногу с развитием собственных умений» (Кель О.С.).  

Только снабдив учащихся определенным минимумом общепрофессиональных знаний, можно говорить о самостоятельном создании ими конкретных и разнообразных, оригинальных, творческих продуктов, можно говорить об обучении школьников творчеству.

Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и счастливой жизни — к этому и стремлюсь  в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся такой целью и будет стремиться к ней, выиграют, в конечном счете, наши дети.



Предварительный просмотр:

 

МБОУ «Горковская средняя общеобразовательная школа»

 

Конспект урока технологии
в 6 классе

Резной геометрический орнамент. 

.

подготовил

учитель технологии

Замятин Александр Николаевич

 С. Горки 2015 г.

 

Тема: Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий в технике трехгранно-выемчатой резьбы.

 Цели урока:

Образовательная: ознакомить учащихся с образной и смысловой русской национальной художественной культурой через декоративно-прикладное искусство; формировать знания учащихся о народном орнаменте; дать представление о видах орнамента, его композиции, построении, символике; приобретение учащимися навыков построения орнаментальной композиции, умения выделить основные ритмические моменты и творчески представить их в самостоятельной работе.

Развивающая: Развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся; развивать творческое воображение детей средствами изобразительного искусства методом глубокого погружения в материал.

Воспитательная: формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства - самобытного и неповторимого, а так же формировать осознанное видение связи прошлого и настоящего времени.

Тип урока: комбинированный

Основной метод проведения урока: словесный, наглядный.

Оборудование: Презентация, тетрадь в клетку; кисти № 2; гуашь; карандаш; ластик.

Дидактический материал к учебному занятию: Подборка иллюстраций работ народных мастеров; работы учащихся прошлых лет.

Место проведения: учебная мастерская

Ход урока

I. Организационный момент. (3 мин.)

 Эмоциональный настрой коллектива учащихся. Проверка степени готовности к уроку.

Объявление темы и цели урока.

II. Изучение нового материала. (40 мин.)

 Тема сегодняшнего урока «Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий в технике трехгранно-выемчатой резьбы». Запишите в тетрадях дату и тему урока.

1. История возникновения орнамента. Демонстрация презентации «Виды орнаментов».

Орнамент имеет свою историю. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. В древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.

По-видимому, одним из первых орнамент украсил глиняный сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и, главное, “защищали” от проникновения через горловину злых духов.

Это также относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле.

С усовершенствованием орудий труда стало возможным украшать не только глиняные сосуды, но и изделия из дерева и камня. Украшения были в виде неглубоких точек, прямых и кривых линий. Зависимость человека от тайных сил природы способствовала созданию более сложного орнамента - геометрического, который в те давние времена имел определенный символический смысл. Необъяснимые тогда явления природы привели к поклонению им - дождю и ветру, луне и звездам, земле и воде. Но центральное место отводилось солнцу - источнику света, тепла и жизни. Часто встречающееся изображение круга связано с культом солнца, от которого зависел урожай, следовательно, судьба крестьянина-землепашца.

Со временем изображение солнца в виде круга с лучами и изображение воды в виде волнистой линии потеряли изначальный смысл, но они остались любимыми мотивами орнамента в народном искусстве. Розетка с солнцем помещается обычно в центре, а волнистая линия воды обрамляет изделие или же несколько рядов волнистой линии образуют сетку, покрывающую поверхность. Такие простейшие узоры характерны почти для всех древних народов Земли. Но возникли они совершенно самостоятельно, так как в те далекие времена практически отсутствовала какая-либо связь между народами.

С течением времени развивались торговые и политические связи между странами и народами. А вместе с ними, в ХI-ХIII веках на русскую землю пришли такие мифические существа, как райская птица Сирин, птица с человеческим лицом, но без ног, вынужденная по этому все время летать; сирены - морские существа, имеющие голову и тело женщины, но рыбий хвост . С далекого Востока пришли легенды об огненной птице Феникс возрожденной из пепла; о единороге, считавшемся владыкой подземного царства; о льве - царе зверей на земле лев. Изображения этих существ часто встречаются в украшениях домов и построек Русского Севера и Поволжья и в росписях прялок. Единоборство льва и единорога также стало элементом орнаментального украшения - это стоящие на задних лапах звери, повернутые друг к другу мордами; их передние лапы скрещены или опираются на «древо жизни» - символ плодородия. Постепенно невиданные легендарные существа приняли у народных мастеров облики узнаваемых из их собственной жизни существ. Например, единорога изображали конем, но только с рогом на лбу; лев стал похож на собаку или коня; «древо жизни» постепенно превратилось в обыкновенное дерево. Таким образом, постепенно складывались устойчивые (но не застывшие) формы, а вместе с ними и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции.

Виды орнамента. (Слайд 2)

Растительный орнамент (Слайд 5). Самый распространенный в народном искусстве после геометрического и самый излюбленный во многих видах ДПИ. Разные времена и разные народы давали свои растительные мотивы. В раннем средневековье особенно популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко - тюльпан и пион; в период модерна - лилия и т.д. Можно сказать, что растительный орнамент использует самый многочисленный комплекс мотивов, а разных вариаций таких мотивов существует бесконечное множество. Причем один и тот же мотив может быть сильно приближен к натуре, а может быть упрощен до неузнаваемости. Фантастический орнамент. В его основе лежат изображения мифических существ: птицы Сирин, сирен, единорогов, львов и др. Часто его использовали в резьбе по дереву, вышивке, росписи по дереву.

 Меандровый орнамент (Слайд 6). - в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр;

Геометрический орнамент. (Слайд 7).  Характерен для многих эпох и народов. Несмотря на предельную простоту, до сих пор сохранил эстетическую ценность. Основу построения такого орнамента составляет четкое чередование геометрических элементов в заданном порядке. Очень часто употребляется с другими типами орнамента. Не следует забывать, что прообразом геометрического орнамента была природная форма. Например, греческий меандр символизирует волну, круг - солнце, плетенка - воду.

Беседа о порядке построения орнаментальной полосы.

Основные способы построения орнаментальной полосы

«куст», «дерево», «волна»

По закономерностям построения обычно выделяют три широко распространенные разновидности орнаментального рельефа:

- орнаментальные ленты (фризы, окаймления, бордюры);

- сетчатые орнаменты (заполняющие поверхность предмета сплошным узором).

Бордюр - орнамент, в котором повторяемые фигуры перемещаются вдоль одной прямой (или кривой) линии.

На основе различных видов симметрии получают вариации бордюрного орнамента.

Раппорт - законченная наименьшая по размеру площадь рисунка, которая повторяется точно по вертикали и горизонтали (для сетчатого раппорта) или в одном направлении (для линейного раппорта) необходимое число раз без просветов фона.

Симметричные орнаментальные композиции уравновешены и статичны. Наиболее статичны композиции с использованием осевой (зеркальной) симметрии. Симметрично могут быть построены как элементы композиции, так и мотивы, состоящие из групп элементов, или вся композиция в целом.

IV. Практическая работа. (40 мин.)

V. Завершение урока. Анализ работ учащихся. (7 мин.)

Анализ результатов проводиться по трем направлениям:

1. Уровень овладения приемами построения орнаментальной полосы;

2. Выразительность и цветовой настрой придуманной композиции;

3. Аккуратность в выполнении работы.

VI. Подведение итогов. (3-4 мин.)

- На этом наш урок закончен. До свидания.

Список использованной литературы

1. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М., 1979.

2. Василенко В.М. Народное искусство. М., 1974.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. www.lobzik4you.ru 
  2. http://les.novosibdom.ru/ 
  3. tehnolog/mashstroy/270…obrabotki.html