Новикова Наталья Николаевна - учитель трудового обучения Горковской МС(К)ОШИ

Методическое объединение учителей технологии

Должность в соответствии с квалификационными требованиями: учитель.

Специальность: логопед

Квалификационная категория: первая

Преподаваемый предмет: трудовое обучение

Дата рождения:  1975 год

Высшее образование:  Уральский государственный педагогический университет 2009 г.

Курсовая переподготовка: 

Аттестация:

Стаж работы (педагогический): 14 лет

Тема самообразования:

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

 

Методическая разработка   общешкольного мероприятия

                                                                        Составитель: Новикова Наталья Николаевна,

 учитель профессионально- трудового

 обучения  по швейному делу.

Горки

Аннотация.

Данное мероприятие   проводилось  по итогам учебного года в рамках предметной недели по трудовому обучению. Форма проведения мероприятия – игровая  (соревнование между двух команд).  Участники игры – ученицы 5 – 9 классов. Судейское жюри  следит за ходом работы участников игры: кто вперед просигналил готовность отвечать, за правильностью ответов, количеством набранных командами жетонов и на финальном задании следит за отведенным командам временем. Выполняя задание в течение игры, участники зарабатывают время  для выполнения финального задания, которое определит команду - победителя.

Такая форма проведения мероприятия повышает активность ребят, уровень успешности и создает эмоциональное благополучие.  А главное - практическая значимость мероприятия: каждая мастерица увидела результат своего труда и поняла, что на уроках швейного дела она получает нужные, полезные умения, которые пригодятся ей в жизни. А все остальные дети, присутствующие на мероприятии, задумались о необходимости швейного дела и прониклись уважением к людям этой профессии.

E:\фото\DSC02214.JPG                                                                                                    E:\фото\DSC02193.JPG

                                                                                     

                                                 

                                                                       

                                                     

Цель:  

- способствовать  положительной учебно-трудовой  мотивации, через демонстрацию личных достижений учащихся.

Задачи:

- способствовать  развитию эмоционально — волевой сферы, с целью переключения энергии эффективных переживаний на личностно — значимую деятельность, во время досуга;

- способствовать коррекции нарушения психофизических функций посредством выполнения творческих заданий, умение концентрировать внимание, развитие зрительного и слухового внимания,  конструктивного мышления;

- способствовать расширению кругозора;

- способствовать   воспитанию   интереса  к   прикладному творчеству  (лоскутное шитье).

Методы проведения:

- частично-поисковый метод;

- словесный метод;

- наглядный.

Оборудование:   мультимедийный проектор;  экран.  

Раздаточный материал для  команд:   сигнальные карточки для каждой команды, 2 конверта с геометрическими фигурами (разрезной квадрат), жетоны (для раздачи за правильный ответ).

Наглядность:

На стене  выставка  работ учащихся, выполненных в технике  лоскутного шитья  (подушки, картины, мягкие  игрушки, прихватки, пледы и т.д.).

Плечевые и поясные изделия изготовленные ученицами старших классов на уроке трудового обучения.

 

Ведущий.                Внимание!  Внимание!  

Сегодня в этом зале не по телевизору и не в кино

Вы увидите игру

«Швей не слабое звено».

Ученица 1.                      «Игла не игрушка  -  моя верная подружка».

                                 От иголки мало толку,

                          Если без ушка иголка.          

                         Как и руки без труда

                        Не годятся никуда.

Ученица 2.                  Чтоб иголка шила с толком  

                                       Строчка ровная  была    

                                       Чтобы ткань не загибалась

                                 Чтоб работа удавалась

Надо к этому стремиться

Надо этому учиться

Ведь без знаний и труда

Ни туда и ни сюда.

Ученица 3.          На уроках нас учили,

                            И  чему мы научились,

                             Мы сегодня вам  расскажем,

                             Дело рук своих покажем.

  Вместе.                          Вы нас строго не судите,

                                    За ошибки нас простите.

                                    Мы ещё не мастерицы,

                                    Мы лишь швеи – ученицы.

 Ведущий.      Представляем вашему вниманию  команды учениц - мастериц.  Сегодня им предстоит проявить свою смекалку, находчивость,  сплоченность, блеснуть знаниями,  приобретенными на уроках труда.

Условия игры:  

Во время игры очередность не устанавливается. Отвечает та команда, которая первая просигналит о готовом ответе. За правильный ответ команда получает жетон.  Но не забывайте пословицу  «Поспешишь -  …  (людей насмешишь)».

Если ответ  команды  неверный, ход переходит другой команде.

За игрой следит опытное жюри.

 Разминка

 Расшифруйте пословицу, которая является девизом    игры  (слайд 2).

«Собирай по капельке – наберёшь кузовок».

Как вы понимаете данную пословицу?

 - Выполняя задания  игры, команды будут зарабатывать время.  Каждый заработанный, в течение игры,  жетон равен 5 секундам.  Вот так собирая «по капельке» - секундам вы наберете целый «кузовок» времени для выполнения финального задания, которое выявит победителя игры.

Задание.  «Вопрос - ответ».  Внимательно прослушайте вопрос и варианты ответов. Подумайте. Только после этого сигнальте карточкой.

1. Ткани  растительного происхождения получают из чего?

а) льна
б) шерсти
в) шёлка

2. Короткие брюки выше колен:

а) бермуды

б) шорты

в) бриджи

3. Домашнее платье с застёжкой спереди:

а)  Халат

б) Сарафан

в) Туника

 4.  В машинной игле ушко находится:

  а) в середине иглы
 б) рядом с остриём
 в) там же, где у  ручной  иглы

5. Для обработки нижнего среза изделия используют машинные швы:

а) стачной
б)   запошивочный

в)  шов вподгибку с закрытым срезом.

6. Сырьём для получения шелковых нитей является:

а) волокна тутового шелкопряда
б) волокна льна
б) волокна овечьей шерсти.

Задание.   «Игра со словами омонимами» (слова, совпадающие по звучанию и написанию, но различные по значению).

1. В природе это явление наблюдается во время грозы. А в швейном производстве так называют один из видов застежки.  

а) гроза

б) молния

в) ливень

2. Так  называют женщину, которая  старается  понравиться кому-либо. А в швейном изделии   этим,  словом называют    отрезную  деталь переда или спинки.

 а)  модница

 б)  кокетка

в) кривляка

3. В географии, этим словом, обозначают  отделившийся  от главного русла реки водяной поток.  А в одежде их может и не быть. Но если они есть, то они бывают длинные и короткие,  узкие или широкие. Бывают втачные, цельнокроеные, реглан.

 а) воротник

 б) рукав    

в)полотнище.

4. У  мелких животных так называется конечность. Так же называется мелкая ветвь хвойного дерева.  В швейной машине  она прижимает материал к зубчикам продвигателя ткани.            

а)  ножка          

б)   лапка    

в)  ручка.

Игра со зрителями.  «Шапочный разбор».

1. Какой сказочный герой носил головной убор, сшитый из носка? (Буратино).

2. Как  назывался головной убор русских воинов?  (Шлем).

3. Назовите головной убор монарха (царя).   (Корона).

4. Каким волшебным свойством наделили шапку в русских народных сказках?  (Шапка-невидимка).

5. Головной  убор мушкетёров. (Шляпа).

6. Какой головной убор носили звездочёты?  (Колпак).

7. Назовите головной убор младенца. (Чепчик).

8. Какая страна носит название головного убора?  (Панама).

9. Из какой шляпы фокусник достаёт кролика?  (Из цилиндра).

Задание.  «Фразеологизм».  

 Объясните значение  следующих  выражений.

1. «Работать спустя рукава».

а) хорошо работать

б) плохо работать

в)  работать с опущенными рукавами

Ответ:  (слайд 3)  Это выражение имеет прямое отношение к моде, в  15-17 веках на Руси встречалась верхняя одежда с очень длинными рукавами. Они не позволяли работать быстро и хорошо.

2.«Ходить козырем».

а) передвигаться  неуклюжей  походкой

б) ходить с  высоко поднятой головой

в)  стесняться

Ответ: (слайд 4)  Означает ходить с высоко поднятой головой, связано с модой 18 века. Козырь – это высокий воротник, который носили  тогда на Руси. Опускать, поворачивать голову было действительно неудобно, и человек ходил с высоко поднятой головой.

3. «Распоясался совсем»

 а) неряшливо одетый

б) стал непослушным

в) носит одежду без пояса

Ответ: (слайд 5)  Оказывается,  на Руси считалось неприличным ходить  без пояса, и если его публично снимали с человека, то этим хотели его унизить.

4. В каких случаях о человеке  говорят: «Не лыком шит».

а) плохо одетый  человек

б) умеет делать что-либо не хуже других

в) человек не умеющий работать

Ответ: (слайд 6)   Выражение связано во-первых с тем, что плетение лаптей из лыка считалось очень простой работой, а во-вторых, с тем, что ношение лаптей было признаком  бедности. Первоначально «не лыком шит» означало «он не из простых», а потом – «он не  такой уж простак».

Ведущий. Обратите внимание на выставку работ. Наши ученицы  тоже «не лыком шиты».

Все работы выполнены   в технике лоскутного шитья.

Лоскутное  шитье – это искусство с богатой историей.  Первые упоминания об искусстве датированы 11 веком (10 веков назад). Причиной появления лоскутного шитья явилась бедность. Старым вещам и обрезкам ткани давали новую жизнь в виде ковриков,  лоскутных одеял и других изделий окружающего быта. В настоящее время отношение к этому виду искусства кардинально изменилось, изделия,  выполненные в этой технике, по праву занимают достойное место    среди произведений декоративно – прикладного  искусства.

Для выполнения   работ  в технике лоскутного шитья необходимо  умение из различных лоскуточков составить рисунок.

Следующее задание   способствует  развитию  этих умений.

Задание.   «Китайская  головоломка».  

(слайд 7) (Каждой команде выдается по одному конверту с геометрическими фигурами)

 Используя все фигуры необходимо собрать  предлагаемый  рисунок.

Задание.    Определи  по схеме машинный шов.  

(слайд 8)  (ведущий показывает карточку с изображением схемы шва, командам необходимо определить шов)

1.

     (двойной шов)

2.

    (стачной шов)

3.

 (накладной шов с двумя закрытыми срезами)

4.

  (подрубочный шов)

- Для чего служат швы? (чтобы шить одежду)

- Что такое одежда? (изделие покрывающее тело человека полностью или частично).

Сведения об одежде. (Рассказ ведущего)

(слайд 9) История одежды древняя. Она берёт  начало у первобытных дикарей, которые носили звериные шкуры.  

(слайд 10)Позднее разные народы  - древние римляне, греки, скифы, китайцы имели свои только им понятные одежды. Менялись костюмы медленно и отражали  те перемены, которые происходили в стране, национальной культуре.

(слайд  11) Мода, как направление одежды, появилась в 14 веке в Париже (Франция) и со временем стала распространяться по всей  Европе – в Италии, Англии, Испании.

(слайд  12) В Россию мода пришла в 1701 году, когда Пётр 1 издал указ с точностью перечисляющий все виды одежды, которые должны носить русские люди и мужчины и женщины от нарядных костюмов до нательного белья, от шапок  до башмаков. Россия начала менять гардероб.

 (слайд  13)Традиционно в женский костюм входили: рубаха, сарафан, душегрея, в холодное время – шугай (шуба).

(слайд 14) На голову девушки завязывали повязку (ленту) или венец, а замужние женщины – кокошник.

(слайд 15) Мужской костюм состоял из рубахи  - косоворотки и портов.  Верхней одеждой являлись кафтан (длиннополая одежда), зипуны (короткая суконная куртка без воротника), шубы и тулупы. Современная мода  разнообразна по стилям.

(слайд 16) Фольклорный стиль, одежда включающая элементы народного костюма. (слайд 17) Спортивный стиль. Спортивная одежда  характеризуется свободой форм, обеспечивающих удобство человека в движении.

(слайд 18) Классический стиль характеризуется подчеркнутой строгостью и элегантностью форм.  Такая одежда современна при любых направлениях моды.

(слайд 19) Романтический стиль  отличается большим разнообразием форм и деталей,  нарядностью отделки.

В последнее время  выделилось молодежное направление в одежде, одновременно может сочетаться несколько стилей одежды. Спортивный и романтический и классический.

(слайд 20) В национальной одежде народов Крайнего Севера),  как и много веков назад одежда сохранила свой первоначальный вид и названия. (Подскажите названия национальной одежды)   (малица,   сах,   ягушка).

Давайте вспомним  девиз игры («собирай по капельке – наберешь кузовок»).

-  В нашей швейной мастерской  каждый день кипит работа. Девочки получают новые знания,  осваивают  разную технику шитья и технологию пошива швейных изделий. Сейчас они продемонстрируют  тот самый «кузовок» знаний и умений в своих работах.

Демонстрация швейных  изделий, изготовленных ученицами в течение  учебного года на уроках, факультативных занятиях, кружке. 

 Под музыку на подиум  выходят ребята в швейных изделиях.

Ведущий:   Впереди у нас осталось последнее задание, которое и выявит победителей игры. Посчитайте количество жетонов.  Решите задачу: Каждый заработанный вами жетон равен 5 секундам. Сколько вы заработали секунд?  (команды подсчитают свое время).

Судейское жюри проследит за истечением времени по секундомеру.

6 задание  (отводится заработанное командами  время, по истечении времени работа останавливается)

Проведи аналогию швейных изделий:

 в первом столбике -  так назывались швейные  изделия раньше,  

во втором столбике – современные названия швейных изделий

порты – брюки

кафтан – пальто

телогрея – кофта

летник – плащ

колпак – шапка

перстень – перчатки

Подведение итогов работы

Награждение.

Литература:

1. Большой энциклопедический словарь, М. – 2006 г.

 2. Жуков В.П./ Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. –   М: Просвещение, 1980 – 447 с.

3. Ожегов С.И./ Словарь русского языка, М. – «Русский язык», 1983 г.

4. «Начальная школа»,  № 13 -  2005 г.

5. Пословицы и поговорки/ сост. Сысоев В.Д. – М.: П62 АСТ: Астрель : Хранитель, 2008. – 191 с.

6. Швейное дело/ Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина – М. «Просвещение» 2006г.