Главные вкладки

    Мой компас

    Костина Марина Николаевна

    Программы, уроки, внеклассные занятия, мероприятия...

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Региональная программа

    «Правовое просвещение и формирование основ законопослушного

    поведения обучающихся 1-4 классов общеобразовательных

    учреждений»

    Пояснительная записка

    Региональная программа «Правовое просвещение и формирование основ законопослушного поведения обучающихся обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений» разработана на основании Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребенка, принятой 20.11.1989г. (Сб-к междунар. договоров СССР, 1993г.), Семейного кодекса РФ от 29.12.1995

    №223-РФ (ред. от 01.09.2012), Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии с поручением Минобрнауки Архангельской области (Письмо министерства образования и науки Архангельской области от 23.01.2013 №109/02-01-16/345 «О реализации поручений Президента»).

    Одним из направлений государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан является развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях общего образования различного вида и типа посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права.

    Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования определяют формирование гражданской позиции обучающегося, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические демократические ценности одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы.

    Региональная программа «Правовое просвещение и формирование основ законопослушного поведения обучающихся обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений» (далее – Программа) является частью системы правового просвещения и формирования основ законопослушного поведения обучающихся в Архангельской области и ориентирована на формирование гражданской идентичности, на формирование у обучающихся законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца.

    Программа разработана с учетом

    - целей и задач воспитания обучающихся, определенных Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ и 2федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;

    - повышения актуальности формирования у обучающихся ценностей гражданского общества и правового демократического государства;

    - возрастных закономерностей развития обучающихся, их возможностей и способностей на каждой ступени образования;

    - прав и обязанностей детей и молодежи и возраста, с которого эти права и обязанности наступают;

    - содержания примерных программ обучения школьников по предмету «Обществознание»;

    - деятельностного характера образования, направленного на формирование универсальных учебных действий, коммуникативной, практической, творческой деятельности;

    - обеспечения вариативности и гибкости в использовании содержания данной программы в условиях конкретного образовательного учреждения.

    Цели и задачи программы

    Обучающиеся 1-4 классов

    Цель: формирование правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности жизнедеятельности человека.

    Задачи:

    1. знакомство обучающихся с основными правами человека (право на имя, на неприкосновенность частной жизни, на труд и образование и др.);
    2. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других

    народов;

    1. формирование умения выражать свое мнение и конструктивно разрешать конфликты;
    2. воспитание ответственности за свои поступки.

    НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    Планируемые результаты освоения программы

    В результате освоения программы обучающийся должен знать

    - правила поведения, принятые в современном обществе;

    - названия основных документов в области защиты прав человека;

    - основные документы, подтверждающие социальный статус человека;

    - о равных возможностях людей, вне зависимости от национальной принадлежности;

    - права человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;

    - органы (службы), которые занимаются защитой прав ребѐнка;

    уметь

    - уметь раскрыть сущность определений из области прав человека;

    - проявлять уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

    - осознать свою этническую и национальную принадлежность;

    - выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других;

    - конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

    - проявлять осторожность и осмотрительность при общении с незнакомыми и малознакомыми людьми;

    - самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей, классом, школой, обществом;

    - устанавливать причинно-следственные связи между правами, обязанностями и ответственностью;

    - проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость к окружающим людям;

    владеть

    - приемами решения практических ситуаций;

    - правилами поведения безопасного для себя и окружающих;

    - приемами бесконфликтного общения и поведения;

    - алгоритмом действий в случае нарушения прав ребенка.

    1 класс

    Название раздела, темы

    Кол-во

    часов

    Раздел «Право и ответственность»

    1.

    Наше право

    1

    2.

    Ценность жизни

    1

    Раздел «Гражданские права и свободы»

    3.

    Я и мое имя

    1

    Раздел «Семья и семейные отношения»

    4.

    Моя семья

    1

    Раздел «Образование: права и обязанности»

    5.

    Как важно быть грамотным

    1

    Раздел «Здоровье и безопасность»

    6.

    Урок безопасности

    1

    7.

    Безопасная улица

    1

    Раздел «Защита прав и ответственность ребенка»

    8.

    День защиты детей

    1

    Итого:

    8

    2 класс

    Название раздела, темы

    Кол-во

    часов

    Раздел «Право и ответственность»

    1.

    Наше право

    1

    2.

    Ценность жизни

    1

    Раздел «Гражданские права и свободы»

    3.

    Личные документы

    1

    Раздел «Семья и семейные отношения»

    4.

    Семейный отдых

    1

    Раздел «Образование: права и обязанности»

    5.

    Мой труд

    1

    Раздел «Здоровье и безопасность»

    6.

    Если хочешь быть здоров

    1

    7.

    Урок безопасности

    1

    8.

    Безопасная улица

    1

    Раздел «Защита прав и ответственность ребенка»

    9.

    День защиты детей

    1

    Итого:

    9

    3 класс

    Название раздела, темы

    Кол-во

    часов

    Раздел «Право и ответственность»

    1.

    Наше право

    1

    2.

    Что такое ответственность?

    1

    Раздел «Гражданские права и свободы»

    3.

    Кто где живет?

    1

    4.

    Право на собственное мнение

    1

    5.

    Законы дружбы

    1

    Раздел «Семья и семейные отношения»

    6.

    Семейный отдых

    1

    Раздел «Образование: права и обязанности»

    7.

    Мой труд

    1

    8.

    Права и обязанности обучающихся

    1

    Раздел «Здоровье и безопасность»

    9.

    Урок безопасности

    1

    10.

    Безопасная улица

    1

    Раздел «Защита прав и ответственность ребенка»

    11.

    Правонарушение. Виды ответственности

    1

    12.

    День защиты детей

    1

    Итого:

    12

    4 класс

    Название раздела, темы

    Кол-во

    часов

    Раздел «Право и ответственность»

    1.

    Наше право

    1

    2.

    Что такое ответственность?

    1

    Раздел «Гражданские права и свободы»

    3.

    Государство – это мы

    1

    4.

    Дети планеты Земля

    1

    5.

    Право на тайну

    1

    Раздел «Семья и семейные отношения»

    6.

    Мой дом

    1

    Раздел «Образование: права и обязанности»

    7.

    Наша школа

    1

    Раздел «Здоровье и безопасность»

    8.

    Урок безопасности

    1

    9.

    Безопасная улица

    1

    Раздел «Защита прав и ответственность ребенка»

    10.

    Правонарушение. Виды ответственности

    1

    11.

    Как защитить свои права

    1

    12.

    День защиты детей

    1

    Итого:

    12



    Предварительный просмотр:

    Информационная справка

    Учебный предмет «Русский родной язык»

    Язык — это основное средство человечества, которым мы пользуемся для того, чтобы мыслить, общаться и учиться. Посредством языка люди развивают свою индивидуальность, выражают свои чувства и мысли, обмениваются ими. Владение богатым и разнообразным языком имеет большое значение для понимания и существования в обществе, где встречаются культуры, мировоззрения, поколения и языки. Знание родного языка облегчает также языковое развитие и обучение в других областях. Русский язык как родной относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников. В отличие от остальных учебных предметов русский язык как родной в школе выполняет две функции: – является предметом изучения и обучения ему; – средством изучения всех остальных предметов. В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, направленных на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации, сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России, впервые установлены требования к результатам освоения основных образовательных программ общего образования по компетенциям: предметным, метапредметным (общеучебным) и личностным, важнейшей составляющей которых является сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем. В связи с этим необходимо уделять самое серьезное внимание вопросам русского языка как родного.

    История вопроса

    Методика преподавания русского языка начала складываться с того времени, как русский язык был введен в число учебных дисциплин в школах России, — с конца XVIII века. Отсутствие родного языка как учебного предмета в планах существовавших тогда учебных заведений России сдерживало развитие народного просвещения, так как требовался язык-посредник: при обучении грамоте (письму и чтению) им служил церковнославянский язык, а при изучении специальных учебных предметов — какой-либо иностранный язык, которым надо было еще предварительно овладеть на уровне общения. Чтобы родной язык стал учебным предметом в школе, нужны определенные условия, которых в первой половине XVIII в. не было. Но постепенно они сложились: был утвержден простой шрифт, пригодный для массового гражданского книгопечатания (1710), во второй половине XVIII в. создана богатая художественная литература; сделано научное описание отечественного языка (в 1755 г. появилась «Российская грамматика» М.В. Ломоносова), а также правила российской стилистики (1748, «Риторика»« М.В. Ломоносова), составлен 5-томный «Словарь Академии Российской» (1789–1794); написаны школьные учебники российской грамматики; разработана методика преподавания родного языка. Созрело общественное мнение о необходимости изучения родного (русского) языка вообще и в учреждаемых школах. Стали создаваться общества по изучению русского языка: «Российское собрание» в С.-Петербурге1735–1743 гг.; «Вольное Российское собрание» в Москве — 1771–1783 гг. В 1783 г. организована Российская Академия во главе с Е. Р. Дашковой по изучению русского языка и литературы. Назрела необходимость новой (после Петра I) реформы русской школы, которая должна стать общеобразовательной. В конце XVIII в. (5 августа 1786 г.) императрица Екатерина II утвердила «Устав народным училищам в Российской империи». Общеобразовательной школа в соответствии с новым «Уставом» не стала, так как он не распространялся на крепостных крестьян. Средней новая школа тоже не стала, хотя второй тип — главные народные училища, вводимые в губернских городах, были рассчитаны на 5-летний срок, но по набору учебных дисциплин эти училища не позволяли выпускникам сразу поступать в университеты. Новый «Устав» вводил в училищах русский язык как учебный предмет, изучаемый во всех классах. Общекультурное значение этого факта огромно. Была открыта дорога массе людей к знаниям, к творчеству на родном языке. Для учащихся создавались учебники (В.П. Светов, А.А. Барсов, Н. Курганов, П. Соколов, И. Орнатовский, И.Ф. Тимковский, П. Перевлесский, П. Басистов, А. Смирнов, Н.И. Греч, А.Х. Востоков, В. Половцев и др.), готовились руководства для преподавателей к работе по родному языку (В.П. Светов, Н.И. Греч, Е. Гугель и др.). К 40-м гг. XIX в. накопился богатый методический материал работы по родному русскому языку, что дало возможность Ф.И. Буслаеву на основе отечественного и зарубежного опыта создать обобщающий труд по методике русского языка «О преподавании отечественного языка» (1844). С этого времени методика преподавания русского языка начинает приобретать статус самостоятельной области человеческого знания.

    За строчками современных документов

    В Концепции модернизации образования в РФ сказано: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Языковая компетенция личности Ольга Александрова, ведущий научный сотрудник лаборатории дидактики русского языка Института содержания и методов обучения РАО, кандидат педагогических наук, в статье «Владение родным языком определяет достижения человека во всех областях жизни» рассказывает об изменениях в подходе к предмету «Русский родной язык», обусловленных новым образовательным стандартом. Она отмечает, что метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский родной язык» на формирование личности ребенка. Русский родной язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык — это средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем – на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык — основа формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиции моральных норм. В свете актуализации метапредметных результатов обучения русский язык как учебный предмет в системе школьного образования приобретает особый статус, поскольку формирование основ функциональной грамотности является непосредственной задачей именно учебного предмета «Русский язык». Основными показателями функциональной грамотности на метапредметном уровне служат коммуникативные универсальные учебные действия. К ним относятся: владение всеми видами речевой деятельности, умение построить речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, умение точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения, соблюдать в процессе коммуникации речевые и языковые нормы общения, правила русского речевого этикета и другое. Развитие коммуникативных умений происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Индикатором функциональной грамотности являются также познавательные учебные действия. И это тоже связано, с одной стороны, с коммуникативными учебными действиями, а с другой — с когнитивными. Язык и мышление неразрывно связаны (это основы теории обучения русскому языку), поэтому познавательные универсальные учебные действия выражаются в умении формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, которые опровергают или доказывают определенный тезис. Это и информационные умения по извлечению необходимой информации из различных источников. Функциональная грамотность также предполагает сформированность регулятивных универсальных учебных действий: ребенок должен уметь планировать последовательность своих действий, изменять стратегию своего общения, осуществлять самоконтроль, оценку, самооценку, самокоррекцию. Таким образом, сегодня в школьном курсе русского языка актуализируется направленность на достижение метапредметных результатов обучения. И в этом заключается новизна подхода, который определяется новым стандартом и реализован в Примерной программе. При этом метапредметные коммуникативные умения формируются на уроках русского языка на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Примерная программа строится на основе коммуникативнодеятельностного подхода, поэтому содержание курса русского языка представлено в ней не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса предъявляется в виде двух блоков: под цифрой 1 дается перечень понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования; под цифрой 2 перечисляются основные виды учебной деятельности, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данных понятий. В Примерной программе утверждается принятый в современной методике обучения русскому языку компетентностный подход, поэтому в ней выделяются три сквозные содержательные линии: содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций; содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции. Первая содержательная линия представлена в Примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка». Вторая содержательная линия включает разделы, которые отражают устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация». Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа. В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Содержание Примерной программы детализируется в тематическом планировании. Тематическое планирование представляет содержание программы по темам, а также включает характеристику основных видов деятельности учащихся на уровне учебных действий. Кроме того, в тематическом планировании указывается примерное количество часов на изучение каждого раздела курса. Отличительной особенностью Примерной программы является ее направленность на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов изучения предмета «Русский (родной) язык». Особо следует сказать о личностных результатах освоения выпускниками основной школы содержания курса русского языка. Они особенно важны сегодня, поскольку отражают ценностные ориентиры учебно-воспитательного процесса: воспитание уважительного отношения к родному языку, сознательного отношения к нему как к феномену культуры, понимания его роли в жизни человека, общества и государства; формирование представлений о речевом идеале и потребности ему следовать, способности оценить эстетические возможности русского языка. Примерная программа определяет инвариантную часть учебного курса, за пределами которой остается возможность авторского выбора той вариативной составляющей содержания образования, которую автор считает возможной для реализации требований к освоению содержания программ основного общего образования.