Формирование элементарных математических представлений через экологическое воспитание

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию материал из опыта работы, надеюсь, что кому-то  он поможет в реализации новых идей в своей педагогической деятельности

ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Герман Галина Петровна,

Воспитатель

структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области – детский сад «Солнышко», расположенный по адресу 446640 Самарская область, муниципальный район Алексеевский, с.Алексеевка, ул. Советская, 39

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Особенностью работы по формированию математических знаний у

 дошкольников  в условиях ДОО является интеграция образовательной области  «Познавательное развитие» с другими образовательными областями: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с возрастными  возможностями и особенностями воспитанников. Реализуется комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных  областях.

 Цель образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ( форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорных способностей ребёнка, "переработку" его обеспечивают интеллектуальные способности. Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала.

Ребёнку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Занимательный материал влияет на формирование произвольности психических процессов, на развитие произвольности внимания, на произвольную память. Потребность в общении, в элементарном поощрении вынуждает ребёнка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

На занятиях по математике занимательный материал (или игра, или загадка, или персонажи сказок, или другой материал) оказывает влияние на развитие речи, требует от ребёнка определённого уровня речевого развития. Если ребёнок не может высказывать свои пожелания, не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание.

Индивидуальный подход в проведении занятий по математике дает возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить их интерес к этим занятиям, обеспечить активное участие всех детей в общей работе. Это ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных детей, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества.

В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла-наблюдения, экскурсии, формирование обогащённых представлений, но и такие их виды, в которых представлена, так называемая отражательная деятельность ребёнка: изобразительная деятельность, музыкальное развитие. Широко используются и знания по формированию элементарных математических представлений - дети осваивают не только экологические преставления, но и овладевают разными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы.

          ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В своей группе  стараемся  вести образовательную деятельность согласно тематическому планированию с учетом интеграции образовательных областей. Тему дети начинают на занятиях по окружающему миру, затем продолжают на занятиях по ФЭМП и др. видах деятельности. На занятии «Ребёнок и окружающий мир». Например: тема занятия «Перелетные птицы».  Дети знакомились с птицами, выделяли яркие отличительные признаки их внешнего вида, поведения, условия существования. На занятиях по ФЭМП при знакомстве с цифрой два к детям прилетала ласточка. Дети считали ее крылья. Вспоминали, какие птицы ещё прилетают в наши края.

При знакомстве с образованием числа четыре и цифры четыре к детям прилетала бабочка. Дети рассматривали бабочку. Говорили, что у бабочки четыре крыла. Её крылышки покрыты мелкими чешуйками, которые очень нежные. И если бабочку поймать, то можно повредить эти чешуйки, сломать ей крылышки, и наша бабочка погибнет. Вспомнили правила поведения в природе. При изучении темы «Насекомые» говорили о том, что у всех насекомых по шесть ног, два усика, два глаза. Важным компонентом системы работы является самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. В нашей группе создана зона экологически развивающей среды: экологические игры, разнообразные модели, иллюстрации, книги. Назову несколько экологических игр, которые оказывают значительную помощь в развитии логико-математического мышления.

•          Игра «Сосчитай». Дети согласовывают числительные с существительным. Игра проводится с учетом развития детей, индивидуального подхода к каждому ребенку.

•          Игра «Кто больше?». Дети отвечают на вопросы , находят ответы и показывают картинку с правильным ответом :

•          - Кто больше :корова или коза? птица или пчела? муравей или муха?

•          -У кого больше ног:  у коровы или телёнка? у щенка или собаки?

Задавала логические задачи: У собаки 2 задних ноги, 2 передних, 2 правых ноги, 2 левых. Сколько ног у собаки?

•          Игра «С кем дружит муравей?» дети разбирают табличку обитателей леса, ориентируются, кто где живёт, делают выводы, с кем может дружить муравей и почему?

•          Игра «Кто и где живет?» дети называют, анализируют, сравнивают. Учатся заботиться об окружающем, не нарушать жизнь зверей в природе.

•          Игра «Кто на что похож?» Набор геометрических фигур, из которых дети составляют любое насекомое и др.

В старшем дошкольном возрасте,  важным становится обогащение и дифференциация знаний о живом, о разнообразии природных объектов, связях в природе. На этом этапе развития наблюдения являются ведущим методом работы. Большие возможности заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми на прогулке.

            Осенью, когда мы с детьми выходили на свой участок, предлагала полюбоваться осенними красками , дети собирали  букеты разноцветных листьев. Дети разглядывали опавшие листья, оценивали, красив ли будет каждый лист в букете. Сравнивали, уточняли узкий или широкий лист, чем понравился. Считали, в каком букете больше листьев; наиболее любознательные  дети раскладывали один лист под другим и тоже давали правильные ответы. Играли в дидактическую игру «Чем похожи  и чем отличаются?». Для наиболее любознательных детей использовала более сложные задания.

Обращали внимание на толстые и тонкие стволы деревьев. Дети, обхватив их руками, определяли, какие из них толще. Предлагала рассмотреть высокие и низкие деревья, толстые и тонкие сучья, низкие и высокие кустарники.

При знакомстве детей с темой «Части суток», в рассказе В. Бианки «Муравьишка», они узнали, что как только наступает ночь, муравьиный домик закрывается, а рано утром, когда взойдёт солнце, муравейник открывается. Утром вылетают бабочки, чтобы попить цветочный сок и собрать пыльцу. И живут они только один день. На основе этого произведения было разработано итоговое занятие «Как Муравьишка домой спешил», где дети обобщали полученные знания в течение учебного года. В зависимости от индивидуальных особенностей детей, подбирала задания сложные и простые.

Также активно велась работа с родителями в индивидуализации образовательного процесса по формированию элементарных математических представлений через экологическое воспитание. Дети совместно с родителями участвовали в акции «Посади дерево», где считали деревья, сравнивали по величине, играя в игры «Которое  по счету?», «Что больше?». При изготовлении кормушек для конкурса «Лучшая кормушка», дети с помощью условной мерки измеряли кормушки, определяя, чья кормушка больше. В зависимости от индивидуальных особенностей детей, также осуществлялся подбор заданий с учетом сложности.

Непрерывное экологическое образование способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживание всему живому, а также способствует формированию элементарных математических представлений  у детей в интересной и разнообразной форме, с учётом их индивидуальных особенностей.

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Таким образом, педагогические технологии взаимодействия детей с природой, многоплановы и позволяют формировать индивидуальные элементарные математические представления детей, с учетом их индивидуального развития.