Консультация для родителей "Что должны знать родители о психологической готовности ребенка к школе"

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей "Что должны знать родители о психологической готовности ребенка к школе"

Что должны знать родители о психологической готовности ребенка к школе.

Ваш ребенок подрос и ему уже пора идти в школу. Поступление в школу- чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей.

Готовность к школе – это не только обучение чтению, счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это прежде всего функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.

Функциональная готовность ребенка – стимуляция физиологических и психических процессов в его организме: развитие мелкой моторики рук, координации движений рук, пальцев и зрительного аппарата, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также знание и понимание окружающего мира. Очень большое влияние на готовность ребенка к школе оказывает эмоциональная сфера, интеллектуальная готовность, интерес к новому и навыки общения.

Главное, чтобы у дошкольника было сформировано желание идти в школу, то есть мотивация к обучению. Важно, чтобы он хотел учиться, мог овладеть знаниями и испытывал удовольствие и радость от учебы. Внутренняя позиция ребенка является основой готовности к обучению, поэтому так важно сформировать у него правильное отношение к школе, новому социальному статусу.

Если ребенок не готов к новой социальной роли – позиции школьника, если у него не сформирована мотивационная готовность к обучению, то, возможно возникнут трудности. Можно столкнуться со стойким нежеланием идти в школу, невысоким познавательным интересом, слабой учебной активностью, низкой работоспособностью и пассивностью.

Родителям стоит задуматься, если к 6-7 годам ребенок:

·        негативно относиться к любой умственной деятельности;

·        не любит отвечать на вопросы, не любит чтение;

·        не может подобрать синонимы или антонимы;

·        не может подчиняться правилам;

·        не умеет слушать говорящего и воспроизводить задания;

·        не умеет ориентироваться на заданную систему требований;

не умеет воспроизводить задание на основе зрительного восприятия образца.

 

Для предотвращения этих негативных проявлений родители должны:

·        рассказать ребенку, что значит быть школьником и какие обязанности у него появятся в школе;

·        никогда не говорить, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил;

·        на доступных примерах показать важность уроков, оценок, школьного распорядка;

·        воспитывать интерес к содержанию знаний и получению новых знаний;

Ребенок старшего дошкольного возраста обычно с удовольствием изучает буквы, стремится научиться читать и писать, проявляет высокую любознательность, изводя взрослых своими «почему?» и «хочу в школу».

Но не только умение писать, читать и считать определяют мотивационную готовность к школе. Конечно, хорошо, если до школы ребенок умеет писать и читать. Но ведь это всего лишь такой же навык (хотя и очень важный для развития ребенка), как катание на велосипеде или игра на музыкальных инструментах. Само чтение и умение считать не является физиологическими механизмами памяти, мышления, воображения и речи. Они развивают ребенка в том случае, когда опираясь на этот навык, родители продолжают совершенствовать функциональные структуры организма. Часто наблюдается такая картина. Родители все свои силы отдают тому, чтобы научить ребенка читать и считать, и, как только он освоит задачу, заканчивают процесс обучения. Но на самом деле работа только начинается. Ведь чтение и счет не должны становиться самоцелью. Нужно учитывать всю многогранность процесса развития ребенка, совершенствовать функциональные механизмы речи, внимания, мышления, памяти. Различие между ребенком, который рано научился читать, и тем, который научился позднее, сотрется к 3-4 классу, а возможно, другие дети и вовсе перегонят его.

Поэтому обучение чтению и счету- важная, но не главная часть в развитии ребенка. Важнее желание узнать новое, умение включаться в игры с другими детьми, подчинять свои интересы требованиям взрослых, контролировать свое поведение.

Признаки готовности к школе:

·        сильное желание учиться (созревание учебного мотива);

·        достаточно широкий круг знаний об окружающем мире;

·        способность к выполнению основных мыслительных операций;

·        достижение определенного уровня физической и психической выносливости;

·        развитие интеллектуальных, моральных, эстетических чувств;

·        определенный уровень речевого развития (коммуникация);

ребенок должен быть вежливым в общении со взрослыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дисциплинированным.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования многих способностей и качеств, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности.

Краткая характеристика каждого психического процесса:

Память-способность воспроизводить, запоминать, что очень важно для обучения в школе. Многие родители переживают, что у их ребенка «дырявая» память (не запоминает стихи, не может вспомнить свой адрес), бояться сложностей в учебе. Действительно, в школе необходимо запоминать много информации, а без запоминания и воспроизведения предыдущего материала невозможно усвоение нового. Для школы важно, чтобы ребенок мог управлять своей памятью, ставить перед собой осознанную цель-запомнить, приложив силу и волю. А для этого ему нужно помочь освоить приемы запоминания: повторение, выделение смыслов, разделение на части, схемы. Чем больше родители будут тренировать память детей, тем легче им будет учиться, усваивать новое. Например, рассказав сказку, можно попросить ребенка нарисовать картинки, а затем по ним пересказать сюжет.

Слух-почти всю информацию об окружающих предметах и явлениях дошкольник узнает на слух. В школе 70% учебного времени отводиться на то, чтобы слушать учителя, ответы одноклассников. Поэтому важно развивать активное слушание, способность удерживать внимание на важной информации, не отвлекаясь на посторонние звуки. Активное слушание развивается при чтении вслух сказок, историй. Расскажите ребенку сказку и попросите пересказать ее любимой игрушке. Эти игры развивают слуховое внимание. Если занимаясь с ребенком или что-то объясняя ему, вы замечаете, что он зевает вертится, отвлекается, то следует изменить громкость голоса, темп речи.

Внимание-способность к сосредоточению при выполнении определенных действий, выделении одних объектов среди других (знаки, рисунки, лица), это необходимо для умения видеть и удерживать образы, возникающие в процессе обучения.

Пример: по дороге из детского сада спросите у ребенка, во что были одеты его друзья, поинтересуйтесь, какого цвета был бант у подружки, куда она положила игрушку, которой играла. Эти задания научат ребенка быть наблюдательным и внимательным.

Пространственная ориентация-способность различать местоположения предметов, учитывать их перемещение. Это необходимо для общей ориентировки в пространстве и на бумаге. Чтобы данные операции не вызывали затруднений у первоклассника, нужно заранее подготовить и научить его четко ориентироваться в пространстве. Для этого полезно поиграть с ним в игры. Пример: спрятав что-нибудь, направляйте его поиск командами: «далеко», «близко», «слева», «справа». Идя по улице, порассуждайте, что где находится. Эти занятия помогут ребенку уверенно ориентироваться не только в окружении, но и нра бумаге.

Мышление-умение сравнивать предметы и явления, выделять важные признаки, связно отвечать на вопросы, рассуждать, продолжать незаконченное предложение.

Многие родители придают огромное значение физическому состоянию детей, конечно, они хотят, чтобы дети не болели. Но немногие родители уделяют внимание психическому и умственному развитию ребенка. Желательно заниматься с детьми специальными упражнениями каждый день 15-30 минут. Главное в занятиях не количество часов, а их тематика.