статья "Развитие экологического самосознания дошкольников через проектную деятельность"

Этот материал из опыта работы  может быть использован в работе педагогами детских садов

Развитие экологического самосознания дошкольников через проектную деятельность.

Герман Галина Петровна,

воспитатель,

Детский сад «Солнышко» с. Алексеевка, м. р.  Алексеевский

 «Голоса природы звучат для тех, кто вступает в нее с открытым сердцем.» (Н. Рерих).

Природа является одним из самых эффективных путей развития личности ребенка, развития его самосознания, т.к. ее объекты привлекая дошкольников, прежде всего красотой, яркостью красок и разнообразием, являются  источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.

 Изучение разных программ, методических пособий   позволило нам  выбрать и применить на практике наиболее интересные методические приемы, спроектировать, спланировать и выстроить систему воспитательно-образовательной работы.

В своей работе   используем  парциальную программу О.А. Воронкевич «Добро  пожаловать в экологию!». Цель нашей  работы : способствовать развитию экологической культуры через проектную деятельность, познакомить дошкольников с природой родного края, научить воспринимать природу во всех ее проявлениях, воспитывать бережное отношение к ней и потребность ее охранять, привлечь родителей к воспитанию экологической культуры  и развитию самосознания  детей. В своей деятельности используем такие методы и приемы работы по экологическому воспитанию дошкольников: проектный метод; наблюдения за природой; поисковая деятельность детей; метод моделирования; метод интеграции (театрализованная, музыкальная, двигательная деятельность); экологические беседы; проведение дидактических игр; беседы, вопросы, разъяснения; опыты; чтение художественной литературы; использование загадок, пословиц, поговорок и т.д.

Развитие экологического самосознания детей реализуем  через такие формы образовательной работы с детьми как: организованная НОД; совместная деятельность; праздники и развлечения; наблюдения в природе; экскурсии в музеи и выставки; организация конкурсов и поделок из природного материала; просмотр видеофильмов, слушание музыки; целевые прогулки;

Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезонам  и среде обитания, обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).

Своеобразие и новизна работы заключается в том, что вовлекая родителей в образовательный процесс по  экологическому воспитанию,  мы получили положительные результаты  в развитии экологического самосознания  у дошкольников и их родителей.

Обоснованность выдвигаемых педагогических подходов заключается в повышении качества дошкольного образования через организацию образовательной деятельности посредством  внедрения и реализации проектной деятельности; необходимость формирования самосознания и экологической культуры дошкольников. Проектная деятельность  позволяет  в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОО систематизировать, расширять и применить знания детей о природе, учить ребенка любить и беречь природу, творчески вовлекать  родителей в образовательный      процесс.

Актуальность. Взаимоотношение человека с природой – чрезвычайно актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате невысокого уровня экологической культуры   у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей.

Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Поэтому перед педагогами стоит задача, как можно больше показать детям необходимость видеть красоту, уникальность, универсальность природы. Воспитание экологической культуры является богатым источником познавательного развития детей. Во время прогулок, экскурсий, НОД ребенок развивается всесторонне, у него воспитываются многие положительные качества.

Практическая значимость. В результате проделанной работы с вовлечением родителей в образовательный процесс достигнуты положительные результаты:

-сформированы начала экологической культуры у детей;

-сформировано осознанное и правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

-у детей сформированы навыки практической деятельности по охране природы: бережно относятся к растениям, животным, птицам; оказывают посильную помощь птицам и животным в разное время года; соблюдают правила поведения в природе;

-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности: рисование, лепку, аппликацию, оригами.

С детьми и родителями были реализованы проекты: «Мир растений», «Осень», «Весна идет! Весне дорогу!», «Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые». Продукт проектной деятельности: изготовление поделок из природного материала «Дары Осени» (совместное творчество родителей и детей), создание с помощью родителей экологической тропы детского сада «Березовая аллея», «Зеленая клумба», создание плаката «Правила поведения в природе», организация мини-музея группы «Домашнее подворье», интегрированная НОД «Птицы зимой», цикл наблюдений за ростом растений «Добрый Травянчик», участие в конкурсе «Зеленая планета глазами детей». Участие родителей в праздниках и развлечениях «В гостях у Курочки Рябы», «В гости к бабушке Арине», «Осень- в гости просим!». Родителями созданы модели для д/и «Собери животное», д/и «Собери растение».

Известно, что понимание природы рождается впервые как чувство, прежде всего, эстетически, т.к. природа является основой красоты, источником живописи и музыки. Поэтому человек, по-настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы в детстве, будет оберегать и охранять ее как источник радости и счастья всю жизнь.