Статья "Интегративный подход по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

Этот материал из опыта работы  может быть использован педагогами в свой педагогической деятельности

«Интегративный подход по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Герман Галина Петровна

Воспитатель

Детского сада «Солнышко» с.Алексеевка

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС,  дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

Многие видные психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева) считают, что формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.

В старшей группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах. Обучение проводится на протяжении учебного года. В летний период рекомендуется закреплять полученные детьми знания в играх, на занятиях физической культурой, на прогулках и в повседневной жизни.

Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приемы ( сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций).

Большинство занятий носит интегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности его решения. Обучение детей включает как прямые, так и посредственные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию.

Занятия предполагают различные формы объединения детей (пары, малые подгруппы, вся группа) в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности. Это позволяет воспитывать у дошкольников навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности.

При объяснении нового материала необходимо опираться на имеющиеся у дошкольников знания и представления, поддерживать интерес детей в течение всего занятия, использовать игровые методы и разнообразный дидактический материал, активизировать внимание на занятиях, подводить их к самостоятельным выводам, учить аргументировать свои рассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов детей.

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательная  деятельность  с воспитанниками в ДОУ проводится  в различных формах:

·        основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, поэтому математическое содержание может реализовываться в ходе игр с правилами, сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-драматизаций и др.

·        организованная образовательная деятельность детей  (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)

·        демонстрационные опыты(с песком, водой, сыпучими материалами);

·        сенсорные праздники на основе народного календаря;

·        театрализация с математическим содержанием;

·        обучение в повседневных бытовых ситуациях;

·        беседы;

·        самостоятельная деятельность в развивающей среде;

 

Все полученные знания и умения также закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание.

В процесс обучения полезно включать пословицы, считалки, загадки. С их помощью дошкольникам предлагается объяснить ход решения различных математических задач. Это способствует и речевому развитию детей.

Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми на занятии. Кроме того, предлагаются задания для родителей с целью привлечения их к совместной деятельности с воспитателем. С родителями ведется консультирование на тему: «Влияние логических игр на умственное развитие детей», «Формирование математических представлений посредством дидактических игр у детей старшего возраста», Развитие временных представлений  у детей старшего дошкольного возраста» и т.д. Родители активно участвуют в образовательном процессе, организуются открытые просмотры, математические викторины, круглые столы.

Каждый воспитатель должен предъявлять особые требования к своей речи. Необходимо обратить внимание на употребление специфической терминологии. Недопустимо включение в речь терминов, понятий и символов, используемых в методической литературе для взрослых, таких как, эквиваленты, условная мерка и другие. Воспитатель должен следить за четкостью и доступностью своей речи, правильностью и осознанностью речи детей.

Важным  условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей  среды в возрастных группах.

С целью стимулирования интеллектуального развития детей в группе  оборудован   уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры:

·        игры с цифрами и числами: «Математическая ромашка», «Буквы и цифры», «Соседи числа»; Игры путешествия во времени: «Часы-вкладыши», «Круглый год», «Дни недели», «Живая неделя»; Игры на ориентировку в пространстве: «Домик для цветных карандашей», «Собери букет», «Составь узор и расскажи о нем»;

·        игры с геометрическими фигурами: «Подбери по форме», «Ассоциации», «Геометрические фигуры», «Танграм», «Цвет и форма», «Что за форма?»;

·        игры на логическое мышление: «Найди отличия», «Колпачки», «Бусы» «Шнуровки», «Лабиринты» и другой игровой занимательный материал: «Кубики и цвет» «Геометрические сортеры», «Логический куб», «Логический шар», «Геометрическое лото», «Математический конструктор», наборы «Учись считать», «Числовая лесенка», «Кубик-рубик», «Пятнашки» и т.д. 

·        собран и  систематизирован наглядный материал по логическому мышлению: загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием. 

Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.

Все полученные знания и умения подготавливают к усвоению детьми более сложных математических задач на следующей ступени развития. А это значит, что, формируя элементарные математические представления в детском саду, мы готовим ребенка к изучению математики в школе!