Консультация для родителей "Как развивать речь детей в раннем возрасте".

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей "Как развивать речь детей в раннем возрасте".

Как развивать речь детей в раннем возрасте.

Все чаще современные родители интересуются ранним развитием детей: пытаются найти какую-либо информацию в интернете, обсуждают эту тему с другими родителями и т.п. И это понятно, ведь каждый из нас хочет видеть своего ребенка умным, гармонично развитым и успешным человеком в будущем. При этом не все взрослые понимают, что развитие в раннем возрасте должно соответствовать возрастным нормам и возможностям ребенка (в 1 год - ребенок употребляет в речи осознанно 10-15 слов, в 2 года- использует в речи простые фразы, например , «дай пить», «мама, дай» и т.д.)

То, что развитие малыша должно быть разносторонним в настоящее время является общепризнанным фактом, не нуждающимся в дальнейшем подтверждении. Однако о том, что речевое, познавательное и двигательное развитие в раннем возрасте должны идти параллельно и абсолютно недопустимо работать только над развитием чего-то одного родители часто не учитывают. Поэтому первые 1,5-2 года ребенок получает лишь присмотр, уход и заботу о своевременном физическом развитии, а интенсивная работа над познавательным и речевым развитием начинается, как правило, только на третьем или четвертом году жизни ребенка.

Большинство молодых родителей не знают, что за речью ребенка важно следить с младенчества. Ведь начинается она с лепета, эмоциональных реакций на голос близкого взрослого, его интонации, повторения за взрослым звуков и звукосочетаний.

В возрасте до двух лет происходит интенсивное речевое и познавательное развитие малыша, недостаток которого впоследствии восполняется с большим трудом. Именно в этот период общение с ребенком должно постоянно и обязательно сопровождаться не только мимикой и жестами, но и грамотной речью взрослых. Малыш должен стать «активным участником» речевых диалогов, в которых центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребенку, на который он сам же и дает ответ.  Взрослый должен стимулировать речевую активность и познавательную потребность ребенка, поощрять его интерес к окружающему миру. Только при этом условии те слова, которые ребенок сначала только воспринимал, а затем понимал, при определенных условиях он начинает произносить самостоятельно и целенаправленно, и к терем годам будет иметь достаточно подготовленную почву для активного использования речи в процессе деятельности и общения.

Предлагаем некоторые специальные приемы и виды деятельности, использование которых в общении с детьми раннего возраста поможет взрослым стимулировать речевую активность малыша, и будет способствовать его развитию.

1.ГОВОРИМ ВСЛУХ.

Когда ребенок находится поблизости, взрослый может начать описывать вслух то, что видит, слышит, чувствует, думает. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими, простыми предложениями понятными для малыша. Например: «Где игрушка?», «Я  вижу игрушку», «Игрушка на столе», «Саша будет играть с игрушкой»; «Где рубашка?», «Я вижу рубашку», «Рубашка на полке» , «Мама надевает Саше рубашку».

2.ГОВОРЮ ЗА ТЕБЯ (ИЛИ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР).

Этот прием отличается от предыдущего тем, что взрослый описывает все действия ребенка: что он видит, слышит, трогает, чувствует. Как бы говорит за него, учитывая его опыт, произнося слова, которые ребенок впоследствии сможет начать использовать самостоятельно.  Например, «Саша видит мяч», «Мяч большой», «Мяч красивый», «Мяч круглый», «Саша толкает мяч», «Мяч катится».

3.ДОПОЛНЯЕМ.

Взрослый повторяет  и дополняет все сказанное ребенком, не принуждая его к повторению (вполне достаточно того, что ребенок его слышит). Например, ребенок говорит «Каша», взрослый дополняет «Манная каша очень вкусная», «Кашу кушают ложкой».

Используя в речи распространенные предложения с богатой лексикой, сложные языковые формы, взрослый постепенно обогащает речь ребенка, учит его полностью высказывать свою мысль, заканчивать ее.

4.ПОЕМ, ПРИГОВАРИВАЕМ.

Использование взрослым в общении с малышом песенок, потешек и приговоров доставляет огромную радость обоим. Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов – это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше начнется знакомство малыша с фольклором, тем больше шансов на то, что ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Сопровождение действий взрослого и ребенка словами (особенно рифмованным стихотворным текстом) способствует непроизвольному обучению умению вслушиваться  в звуки речи, улавливать ее ритм, выразительность, образность. Ребенок, подражая взрослому, постепенно начинает играть словами и звуками, словосочетаниями.

Многие пестушки сопровождают первые сознательные движения ребенка, помогая ему таким образом «закреплять пройденный материал», ассоциировать свои действия со звуковым его сопровождением,  налаживая  связь между действиями и речью. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит и в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном контакте со взрослым, ведь родители развлекают детей потешками, играя с их ручками и ножками, пальчиками (Сорока-сорока кашку варила», «ладушки-ладушки»), подбрасывая на руках или коленях, а большинство детей любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Фольклорные произведения как раз и способствуют насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

5. ВЫБИРАЕМ.

Для формирования у ребенка ответственности и ощущения собственной значимости с раннего детства необходимо предоставлять ему возможность выбора, позволять играть активную роль в том, что касается лично его. Уже в 1.5-2 года ребенок может вполне самостоятельно выбирать, с чем он хочет играть, чем будет заниматься, если это право ему предоставлено взрослыми.

6. ЗАМЕЩАЕМ.

В возрасте 2 лет малыш с удовольствием будет кормить взрослого кашей(песком), используя для этого палочку (ложку), а потом причешет его той же палочкой, потому что это уже расческа. Он с легкостью представит себе, что кубик – это пирожок, а коробка – плита. Психологически погружаясь в деятельность, малыш осваивает разнообразные виды замещений. Любой предмет в его действиях может взять на себя функцию другого предмета, и это формирует основу особой психической функции – воображения, и оказывает благотворное влияние на психическое развитие ребенка в целом.

Трехлетний малыш с радостью будет бегать по комнате, изображая себя самолетом, или мяукать, потому что он не мальчик, а котенок. С огромным восторгом ребенок воспринимает предложение взрослого: «Представь, что мы -……  Сейчас мы  отпра вимся ….». Такие игры активизируют любознательность и наблюдательность малыша, учат его фантазировать и творить.

7.ИГРАЕМ.

Ранний возраст является толчковым этапом для формирования предпосылок у ребенка к овладению полноценной игровой деятельностью, а в частности умением играть в ролевые игры. В более старшем возрасте, этот вид деятельности (ролевая игра) будет основным, ведущим за собой развитие малыша. Поэтому так важно организовать с ребенком уже в раннем  возрасте  элементарные  сюжетно-ролевые действия. Поощряя склонность ребенка к подражанию, взрослый способствует пониманию и осознанию им прямого и переносного смысла слов, развитию внимательности к деталям. Так, например, организовав игру в телефон, взрослый стимулирует речевое развитие малыша, в то же время, повышая  его  коммуникативную  компетентность, формируя уверенность в себе. К тому же «звонить» можно не только используя игрушечный аппарат, «телефоном» может стать даже обычный кубик, поэтому игра в телефон позволяет одновременно тренировать ребенка  в использовании предметов-заместителей.

8.ИГРАЕМ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Уже на первом году жизни ребенок неудержимо рвется  к песку, воде, заинтересованно обследует палочки и камешки. Многообразие и доступность материалов и объектов, которые малыш может исследовать и изучать, рассматривать, пробовать на вкус, которыми он может манипулировать, делать свои маленькие открытия, оказывает огромное влияние на рост речевой и познавательной активности маленького человека. Конечно все это происходит лишь при условии помощи взрослого, совместной деятельности с ним. Малыш с удовольствием знакомится с природным материалом, изучает его свойства, функции и создает свои первые «творческие шедевры»: замки из палочек или песка, ямы вырытые  при помощи совка; торты, украшенные камешками и цветами; кораблики из дощечек; кукол из соломы.

9. ЛЕПИМ, РИСУЕМ, ТВОРИМ.

Начиная со второго полугодия жизни, основными средствами общения ребенка становятся  предметные действия. Малышу уже не достаточно простого внимания со стороны взрослых. У него возникает необходимость  в совместной деятельности по обследованию нового предмета и манипуляции с ним. В ней лежат главные интересы ребенка, происходит наиболее интенсивное его психическое и личностное развитие, реализуется познавательная активность ребенка, которая проявляется в его неутомимом стремлении к получению новых впечатлений, поиске новой информации об окружающем мире.

Одновременно с этим возникают и предпосылки к овладению продуктивностью (рисованием, лепкой, аппликацией), в процессе которой ребенок  знакомится со свойствами и качествами предметов. Знания, приобретенные действенным путем, прочно закрепляются в сознании малыша. Кроме того, развитие специальных движений, необходимых для овладения разными видами продуктивной деятельности способствуют моторному развитию малыша (силы, точности, плавности), стимулируют речевую активность ребенка, развитие коммуникативной функции речи. Он учится взаимодействовать, просить о помощи, уступать, ждать, то есть приобретает навыки взаимоотношений с другими людьми.

Однако развивающий эффект продуктивная деятельность имеет лишь в сотрудничестве малыша со взрослым. Именно он передает ребенку, как способ действия, так и желание его выполнять, помогает превратить каракули малыша в интересный рассказ, к которому можно неоднократно возвращаться, «прочитывать» и дополнять. Когда таких «рассказов» наберется достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» их бабушкам и дедушкам. Ребенок, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, что он говорит, надежно овладевает родным языком.

10.ПОЕМ, ИГРАЕМ, ТАНЦУЕМ.

Значение музыкальных игр в развитии ребенка очень велико. Практически все малыши эмоционально реагируют на музыку, с удовольствием подпевают, любят «играть» на шумовых инструментах, двигаться под музыку, обожают игры «По кочкам», «Баба сеяла горох» и т.д. Задача взрослого – стимулировать у ребенка интерес  к музыке и песне. Пусть поначалу ребенок просто проговаривает окончания песенных слов. Взрослый должен петь песню вместе с  малышом, но в отличие от него, петь ее правильно.

Впоследствии ребенок запомнит слова и начнет  исполнять  небольшие песенки или их отрывки самостоятельно. Предоставляя малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, петь о том, что он видит вокруг, взрослый способствует развитию разносторонней творческой личности.