Участие в работе методических объединений

Цыдыпова Юлия Дылыковна

В своей работе делюсь своим опытом с коллегами, с учителями района, сети. Принимаю участие в межрайонных, районных и сетевых семинарах учителей школ. Участвую  в школьных, районных научно- методических конференциях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_i_zlo.docx17.35 КБ
Файл zashchita_proekta.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ занятия по внеурочной деятельности.

 На данном занятии внеурочная деятельность организована по 3-м направлениям развития личности учащихся:

- общекультурное –« Кукольный театр», рук-ль Сундуева М. Ц.

- духовное – «Обычаи и традиции бурятского и русского народов», Цыдыповой Ю. Д.

- нравственное – « Этика и эстетика», Гомбоевой О. Б.

Возраст уч-ся 8-9 лет, уч-ся 2 и 3-х классов, в группе 15 уч-ся.

С целью заинтересовать уч-ся мы выбрали общую сквозную тему, которая отражается во всех этих трёх направлениях.

Тема: Добро и зло

Цель:

- показать различия между понятиями  добро и зло, показать актуальность этих понятий для детей;

- воспитывать желание совершать добрые дела.

Задачи:

  1. –формирование основ определенного поведения, принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом.
  2. – формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию
  3. – содействовать формированию способности  к самостоятельным поступкам, совершаемого на основе морального выбора к принятию ответственности за их результаты.

Данная тема «Добро и зло» актуальна на сегодняшний день и выдерживалась на протяжении всего занятия.

На мотивационном этапе занятия удалось вызвать понимание необходимости и значимости предстоящей темы. Детям самим удалось вывести тему урока. Сама тема занятия показывает, что у уч-ся возникают познавательные потребности, сопереживания и желание самосовершенствоваться, делать добрые поступки.

 Обсуждение проблем добра и зла – есть возможность у детей выражать свои мысли и чувства. Учащимися усвоено новое с помощью формулировки нравственного значения слов «Добро» и «Зло». Эмоциональная активность группы нашла выражение в показе кукольного театра. Репродуцирование традиции и культуры народа своеобразит занятие, даёт связь с обыденной жизнью, возможность успешно проходить социализацию, осваивать ценности и культурные нормы на новом жизненном этапе. На этапе рефлексии отражаются оценочные отношения ребят к добру и злу.  

Все приёмы, используемые на занятии, подобраны с целью духовно-нравственного развития личности ребенка, его самовыражения и самопознания. Отсюда видно, что  воздействие на познавательную сферу деятельности школьников осуществлялось современными приемами ФГОС: сравнения, анализирования, высказывания своих мыслей и современного приема по ФГОС «Диаманта», которым в конце занятия формируется вывод по теме «Добро и зло».

На данном занятии реализованы следующие принципы:

- Принцип гуманистической направленности, где учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются проявление индивидуальности школьников;

-  Принцип системности, где есть взаимосвязь со всеми участниками внеурочной деятельности;

- Принцип вариативности – свобода выбора и добровольного участия в деятельности, поиска удовлетворения желаний;

- Принцип успешности и социальной значимости. Важно достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, для одноклассников, для школы.

        Отсюда методика проведения занятия соответствует:

  1. Содержанию занятия поставленной цели;
  2. Познавательным и воспитательным ценностям подобранного материала с требованиями ФГОС;
  3. Эмоциональной насыщенности;
  4. Интересу учащихся к внеурочной деятельности, их активности;
  5. Уровню развития группы, возрастным и индивидуальным особенностям ребят;
  6. Форме организации работ.

Цели и задачи деятельности раскрыты, занятие прошло убедительно

А вот у бурят все ваши добрые дела называются белыми делами и обязательно увеличиваются, если человек совершает добрые поступки. Есть такое поверье у бурят: добро, созданное, с малых лет увеличивается, т. к. одно доброе дело считается как сто добрых дел. Даже существуют мудрые заповеди 10 благих дел (10 хара нугэл, 10 сагаан буян.

        Издавна наши предки говорили:

- обогрей замёрзщих, накорми голодных, приюти бездомных;

- не смейся над чужой бедой;

-- Получив добро- помни,  сделав – забудь.

        Понятие буян (благое дело тесно связано с понятием грех (нугэл).

        У бурят много запретов.

        - Ребята, назовите мне 10 плохих дел, которые говорили наши предки.

И даже в сказках раскрываются плохие и хорошие дела, есть добрые и злые герои. Сейчас мы посмотрим одну сказку.

-Узнали сказку?

- Что вы для себя взяли? (нельзя убивать, врать)

- Какой вывод сделаем по сказке?

        Наше занятие подходит к концу. Давайте подведём итог всему сказанному.

Итак, наше главное слово

  1. Добро (и последнее слово…Зло)
  2. Назовите 2 прилагательных к слову добру. Добро какое?
  3. 3 глагола к первому существительному - Добро ( что делает?) радует, побеждает, увеличивается, строит, спасает)
  4. 2 словосочетания (одно к слову Добру, а другое к слову Зло)
  5. 3 глагола к слову Зло. Зло (что делает?) огорчает, проигрывает, уменьшается, разрушает, убивает, уничтожает)
  6. 2 прилагательных к существительному Зло
  7. Зло

Вы согласны? Старайтесь делать только добро, творите добрые дела, этим вы заряжаете свою энергию, улучшаете настроение, а мир вокруг вас станет ещё краше.

Рефлексия.

- Если бы вам предложили бы выбрать дорогу добра и зла, то какую бы выбрали.

 Выберите из этой чаши. Как вы думаете, что означает белая фишка, а что – чёрная?

        Итак, вы выбрали только добро, никто не выбрал зло.

Давайте спрячем зло далеко, чтобы его вообще не существовало.

и эмоционально, а главное – понравилось детям.          



Предварительный просмотр:

Тема моей работы: Развитие звукопроизношения  в процессе сценического искусства.

Актуальность моей работы в том, что у детей младшего школьного возраста всё больше наблюдаются дефекты звукопроизношения. И вовремя неисправленные дефекты могут привести к трудностям при обучении в школе.

Если недостатки звукопроизношения не преодолеваются по мере роста ребенка и совершенствования его речи, они могут являться признаком более сложного нарушения речи, которое требует логопедической помощи и специального обучения.

Исходя из этого,  я ставила  цель своей работы в выявлении неправильных звукопроизношений у детей и нахождении средств по устранению дефектов произношений.

Все мы знаем, что правильное четкое произношение звуков у детей напрямую зависит от скоординированной работы их артикуляционного аппарата. У некоторых в возрасте 4 – 6 лет наблюдается смазанная, нечеткая речь, которая является следствием вялых, неточных движений, недостаточной подвижности и тренированности мышц губ, языка, поэтому для формирования правильного произношения и быстрого преодоления физиологических нарушений речи необходимо развивать мышцы губ, щек, языка, нижней челюсти, совершенствовать координацию их движений.

        Для реализации цели своей работы в 2009-10 учебном году мною была изучена логопедическая литература, выявлены у детей дефекты звукопроизношения, установлены причины неправильного произношения. Практическая работа проводилась через средства логопедической и фонетической ритмики.

        Логопедическая ритмика направляла на преодоление речевых нарушений путём развития воспитания через разучивание стишков и песен, выполнение общеразвивающих упражнений на уроках,  чтение сказок и разучивание танцевальных движений.

        Для укрепления мимической мускулатуры использовались элементы логоритмики, физминутки.

Фонетическая ритмика помогает выполнять различные движения корпуса головы, рук, ног с проговариванием речевого материала на уроках.

        Упражнения на ориентировку в пространстве являются составным этапом каждого занятия, его организующим началом. Упражнения данного раздела направлены на то, чтобы научить детей подготовительного класса организованности во время проведения занятий, например, строиться в шеренгу, колонну, цепочку, быстро находить свое место в строю, сразу проверять интервалы, сохранять правильную дистанцию, ходить по кругу, в заданном направлении, разными видами шага.

         Ритмико-гимнастические упражнения способствуют развитию мышц шеи, плечевого пояса, корпуса, ног, согласованию движений рук с движениями ног, туловища, головы, выработке координации движений и необходимых музыкально - ритмических навыков.

Игры под музыку направлены на то, чтобы научить детей изменять движения одновременно со сменой музыки, в соответствии с музыкально - ритмическим образом.

Творческие задания позволяют каждому ребенку реализовать свои индивидуальные, ритмические, театральные и другие способности, делают занятия эмоционально богаче, способствуют у детей выработке в уверенности в себе и повышению самооценки.

Достижение целей логопедической и фонетической ритмики и решение указанных задач осуществляется учетом следующих принципов:

  1. принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями  в развитии;
  2. принцип развивающего обучения основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключается в том, что обучение должно вести за собой развитие ребенка;
  3. принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия фонетической ритмикой;
  4. принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приемы активизации познавательных способностей детей. Перед ребенком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип, способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребенком изучаемого материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
  5. принцип постепенного повышения требований, предлагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующих навыков;
  6. принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых и музыкальных заданий;
  7. принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

Реализация данных принципов происходит в процессе использования следующих средств:

     - упражнений, активизирующих  внимание;

    - упражнений, регулирующих мышечный тонус;

- ходьбы и маршировки в различных направлениях;

- счетных упражнений, формирующих чувство музыкального темпа;

- ритмических упражнений;

- упражнений на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

- пения;

- упражнений в игре в процессе сценического действия;

- игровой деятельности;

- упражнений для развития творческой инициативы.

        Комплексное воздействие логопедической и фонетической ритмики помогает  укрепить костно-мышечный аппарат, способствует формированию пространственно-временных представлений и развивает способность произвольно передвигаться в пространстве.

        Также моя работа предусматривает  различные упражнения на развитие мелкой и общей моторики,  на развитие дыхания; игровые упражнения на проговаривание свистящих, шипящих, сонорных звуков; использование пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением; проговаривание скороговорок и чистоговорок; разучивание и разыгрывание мини-сказок и мини-сценок, проведение театрализованных праздников.

С помощью специально подобранных упражнений учащиеся разучивают скороговорки различной степени трудности, отрабатывают правильное произношение звуков,  обсуждают  и отрабатывают интонационное решение в произношении различных фраз, учатся различным театральным позам, разучивают комплексы упражнений на развитие координации движений, пластики тела.  Специально подобранные упражнения позволяют обучать младших школьников работать в группе, паре, чувствовать настроение, характер партнёров по сцене.

        Работа над произношением не может проводиться в отрыве от орфографии и поэтому  на уроках русского и бурятского языках вводятся  в обучение элементы транскрибирования.        

 На занятиях чередуются выполнение артикуляционных упражнений или проговаривание слов с рассмотрением и описанием картинок, составлением целой картинки из частей, отгадыванием загадок, проведением пальчиковых игр и физминуток. Все это не только повышает заинтересованность ребенка на уроках, но и дает возможность переключить его внимание на другой вид деятельности. Этим ребенок имеет возможность избежать утомления и получить радость от общения.

        Также для формирования правильного произношения звуков, даже если звукопроизношение идет нормальными темпами, т. е. своевременно преодолены возрастные  физиологические дефекты речи, ему все же необходима помощь взрослых в развитии хорошей дикции и воспитании интонационной выразительности речи (ее мелодичности, ритма, ударения, эмоциональности). Не всегда можно добиться этого только по подражанию. Чаще всего требуется проведение словесных игр, чтение или пересказывание простых текстов, заучивание стихотворений и скороговорок, объяснение смысла пословиц, отгадывание загадок, составление рассказов по сериям картин и другие речевые игры.

Усвоение учащимися правильного произношения – этот процесс сложный, длительный и поэтому, она продлилась  в течение 5-ти лет. В своей работе я рассмотрела, что использование средств ритмики, сценических действий на уроках, внеклассных занятиях  обеспечивает не только организацию психического процесса, развития речи у младших школьников, но и улучшения произношения. Я считаю, что сценическое искусство способствует устранению дефектов речи и формированию правильного произношения.