Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта

Формирование доброжелательных межличностных взаимоотношений у старших дошкольников через игровую деятельность

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад №1 «Солнышко» ЗАТО Видяево

Обобщение педагогического опыта

Формирование доброжелательных межличностных взаимоотношений у старших дошкольников через игровую деятельность

Воспитатель: Горбунова Светлана Владимировна

        

ЗАТО Видяево

2018г

Условия формирования опыта

Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков, активное противостояние всему дурному, борьба со злом, готовность помочь или простить.

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду и т.д.), и в этом возрасте, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорасти.

Гуманное, доброжелательное  отношение к другим основано на способности к сопереживанию, к сочувствию, которое проявляется в различных жизненных ситуациях. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение среди людей.

Доброжелательные межличностные взаимоотношения – это совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное воздействие людей друг на друга, эффективное решение всевозможных задач общения в совместной деятельности.

Актуальность опыта

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Но самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - не в развале экономики, а в разрушении личности. В современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей уже в дошкольном возрасте искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, взаимопомощи, дружбе. Многие дети не умеют уступать и договориться, сочувствовать, радоваться успехам сверстника, порой проявляют жестокость по отношению друг у другу.

Тема становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна

и потому, что множество негативных  явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность), имеют свои истоки в  дошкольном детстве.

В детском саду для формирования доброжелательности у детей немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими, учатся согласовывать свои действия для достижения общего результата, учитывать особенности партнера.

Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для освоения социально ценных моделей взаимодействия и сотрудничества детей со сверстниками.

С другой стороны, для детей старшего дошкольного возраста характерно недостаточное развитие коммуникативных способностей и возможностей. Также на результативность развивающей работы с ребенком влияют собственные, личностные установки детей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ним и с окружающим миром. Поэтому проблема развития доброжелательных отношений у детей, создание положительного внутреннего микроклимата в группе сверстников, формирование коммуникативных навыков на сегодняшний день остаются актуальными задачами работы воспитателя в дошкольном учреждении.

Теоретическая база опыта

Исследованию особенностей формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста посвящены научные труды Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович,  Л.С. Выготского,  А.В. Запорожца, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской, Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой и других. 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками как одну из основных задач в области социально-коммуникативного развития дошкольников. Данное направление развития детей предполагает также усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в обществе, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к сверстникам, формирование готовности детей к совместной деятельности,                              умение договориться.

В большинстве существующих программ главным методом социально-эмоционального воспитания является усвоение моральных норм и правил поведения. На материале сказок, рассказов дети учатся оценивать характеры героев, их поступки, понимать, «что такое хорошо и что такое плохо». Предполагается, что такое понимание вызовет соответствующие действия ребенка, однако практика показывает, что это далеко не так. Большинство детей уже в три–четыре года отличают «хорошие» поступки от «плохих», но их действия, как правило, далеки от осознаваемых правил поведения.

Особо важное значение для всестороннего воспитания, особенно нравственного, придается игровой деятельности, в процессе которой ребенок активно познает окружающую действительность и овладевает общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предшествующими поколениями (Е.А. Аркин, А.В. Запорожец, Д.В. Менджерицкая, Д.М. Маллаев, П.А. Рудик, К.Д. Ушинский, А.П. Усова и др.). Исследования отечественных педагогов и психологов (М.Я. Басов, Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, А.Н. Леонтьев, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Рубинштейн, А.П. Усова, Д.Б., Эльконин и др.) показали, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста: в игре впервые возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые виды деятельности; в игре формируются или перестраиваются частные психические процессы; от игры теснейшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психические изменения личности. Именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. По мнению Нечаевой В.Г., Марковой Т.А. и др. игра выполняет функцию воспитания и формирования гуманных отношений.

Роль семьи в формировании личности ребенка и нравственном воспитании сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Именно семья выполняет главную функцию, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи. Выполняя воспитательную, образовательную функцию, семья формирует у ребенка те или иные правила и нормы поведения, цели, ценности и, наконец, закладывает фундамент духовного, мировоззренческого начала. Поэтому ни один другой социальный институт не в состоянии в этом смысле заменить ребенку семью. Из всех институтов социализации именно семья была и остается самым важным и влиятельным.

Технология опыта

На основании изученных материалов мной была сформулирована тема работы: «Формирование доброжелательных межличностных взаимоотношений у старших дошкольников через игровую деятельность».

Цель: способствовать формированию доброжелательных межличностных взаимоотношений у старших дошкольников через игровую деятельность.        

Задачи:

- создание эмоционально-положительного климата в группе;

- использование игровой деятельности как основного метода формирования доброжелательных межличностных взаимоотношений;

- моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к сверстникам;

- систематическое и комплексное ведение работы по формированию доброжелательных отношений в различных видах деятельности детей, при взаимодействии с семьями воспитанников.

Основные принципы работы:

- близость и понятность материала детям;

- безоценочность, т.к. любая оценка фокусирует внимание ребенка на собственных качествах, на достоинствах и недостатках другого и провоцирует сравнение себя с другими, что не способствует развитию чувства общности со сверстниками;

- поиск нравственного решения (проблемные ситуации, задачи);

- принцип новизны;

- исключение принуждения, т.к. любое принуждение может вызвать реакцию протеста, негативизма, замкнутости.

Работа по теме проводилась в несколько этапов.

1 этап: подготовительный.

Первый этап был связан с изучением психолого – педагогической литературы по проблеме. На этом этапе  были определены потребности  в данной работе и задачи для систематизации работы с детьми по формированию доброжелательных взаимоотношений.  

2 этап: диагностический.

Диагностика сформированности доброжелательных межличностных взаимоотношений у старших дошкольников осуществлялась по следующим критериям:

- социометрический статус ребенка;

- инициативность ребенка;

- чувствительность к воздействиям сверстника;

- преобладающий эмоциональный фон у ребенка;

- преобладающая направленность ребенка (коллективистическая, индивидуалистическая или компромиссная);

- уровень агрессивности ребенка.

На основе выделенных критериев мной были разработаны уровни доброжелательных межличностных взаимоотношений у старших дошкольников:

Высокий уровень: социометрический статус ребенка – «популярный»; ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия; с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия; позитивный эмоциональный фон и коллективистическая направленность ребенка; низкий уровень агрессивности.

Средний уровень: социометрический статус ребенка – «предпочитаемый»; ребенок редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми; в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру; нейтрально-деловой эмоциональный фон и компромиссная направленность ребенка; средний уровень агрессивности.

Низкий уровень: социометрический статус ребенка – «игнорируемый» или «отвергаемый»; ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими; ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников; негативный эмоциональный фон и индивидуалистическая направленность ребенка; высокий уровень агрессивности.

Диагностическое обследование детей проводилось с помощью следующих методов и методик:

- метод социометрии, методика «Капитан корабля» (А.А. Романов) - позволяет выявить социометрический статус каждого ребенка – «звезд» («популярных»), «предпочитаемых», «игнорируемых», «отвергаемых»;

- метод наблюдения - позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, их инициативность, чувствительность к воздействиям сверстника,  преобладающий эмоциональный фон;

- метод проблемных ситуаций, методика «Диагностика направленности ребенка» - позволяет определить преобладающую направленность ребенка (коллективистическую, индивидуалистическую или компромиссную);

- проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (М.З. Дукаревич) - позволяет оценить уровень агрессивного поведения ребенка;

- анкетирование, анкета для родителей старших дошкольников «Стиль воспитания» - позволяет определить преобладающий в семье стиль воспитания (описание методик представлено в приложении 1).

Результаты первичной диагностики

Данные, полученные на социометрическом этапе, показали, что представления старших дошкольников о доброжелательных взаимоотношениях недостаточно сформированы. Наблюдения за деятельностью детей свидетельствуют о том, что и реальные взаимоотношения детей не всегда складываются успешно.

Социометрия «Капитан корабля» показала, что 3 ребенка (21,5%) из группы имеют статус «звезды» («популярные»), 7 детей (50%) – статус «предпочитаемые», 1 ребенок (7%) – статус «игнорируемые» и 3 ребенка (21,5%) – статус «отвергаемые».

По результатам методики «Диагностика направленности ребенка» было выявлено, что 8 детей (57%) имеют индивидуалистическую направлен -              

ность, и лишь 2 (14%) и 4 ребенка (29%) – коллективистическую и компромиссную направленности соответственно, т.е. ответственно относятся к задачам и поручениям коллектива и доброжелательно относятся к своим товарищам.

Метод наблюдения показал следующие результаты:

1)высокий уровень инициативности имеют лишь 14% детей (2 ребенка). Эти  дети активно привлекают окружающих детей к своим действиям и предлагают различные варианты взаимодействия. 29% (4 ребенка) имеют средний уровень – часто проявляют инициативу, однако не бывают настойчивыми. Остальные дети (57%) крайне редко проявляют активность и предпочитают следовать за другими (низкий уровень).

2) 14% детей с удовольствием откликаются на инициативу сверстников, активно подхватывают их идеи и действия (высокий уровень чувствительности к воздействиям сверстников). 64% (9 детей) не всегда отвечают на предложения сверстников (средний уровень). 22% (3 ребенка) лишь в редких случаях реагируют на инициативу сверстников, это говорит о неспособности видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии межличностных отношений (низкий уровень).

3) преобладающий эмоциональный фон: у 36% (5 детей) – позитивный, у 22% (3 детей) – негативный, у 42% (6 детей) – нейтрально-деловой.

        По результатам методики  «Рисунок несуществующего животного» выявлено, что 2 ребенка (14%)  имеют высокий уровень агрессивности, 1 ребенок (7%) – средний уровень, 11 детей (79%) – низкий уровень агрессивности.

        Результаты анкетирования родителей  «Стиль воспитания» показали, что в 58% семей реализуется демократический стиль воспитания детей, по 21% семей приходится на авторитарный и либерально-попустительский стили воспитания.

3 этап: непосредственная работа с детьми и родителями по формированию доброжелательных отношений между старшими дошкольниками.

        Модель формирования доброжелательных межличностных взаимоотношений у старших дошкольников через игровую деятельность представлена в приложении 2.

На третьем этапе ставились следующие задачи:

  • формирование доброжелательного, эмпатийного поведения, нравственных качеств, представлений о добре, честности, дружбе, справедливости;
  • развитие коммуникативных навыков, навыков разрешения конфликтных ситуаций, пробуждение стремления к добрым поступкам;
  • формирование коллективной направленности личности ребенка, взаимоотношений сотрудничества в детском коллективе, умения сочетать удовлетворение своих желаний и интересов с потребностями партнеров;
  • формирование у детей заинтересованного отношения к жизни и деятельности сверстников, положительного отношения к их успехам, сочувствия к неудачам, стремления помочь и поддержать;
  • формирование у детей самоконтроля за своим поведением, ориентируясь на моральные правила. Предупреждение проявления эгоизма, жестокости по отношению к сверстникам, способствование яркому выражению отзывчивости, справедливости, заботливости в складывающих ситуациях в повседневной жизни группы;
  • обогащение знаний родителей по проблеме формирования доброжелательных взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками.

Работа по достижению поставленных задач была организована в форме «Клуба добрых друзей». В рамках деятельности данного клуба использовались игры, игровые комплексы, направленные на снижение агрессивности, досуги и развлечения (приложение 3), беседы и чтение художественной литературы (приложение 4), просмотр мультфильмов, рассматривание картин.

Проблему формирования детских взаимоотношений невозможно решить вне организации совместной детской деятельности и педагогического процесса в целом, поэтому воспитание доброжелательности между детьми осуществляется также в рамках познавательного развития, продуктивной, музыкальной (песни «Дорогою добра», «Дружат дети всей земли», «Настоящий друг», аудиосказка «Друзья познаются в беде», музыкальный этюд «Обидели. Поиграем на лужайке» и т.д.), театрализованной деятельности, совместной трудовой деятельности, в рамках ознакомления с художественной литературой, в кружковой работе, а также в самостоятельной деятельности, повседневной жизни детей, находит отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения.

Работа по формированию доброжелательности у старших дошкольников должна иметь игровую основу, строиться на уважении, доверии, взаимопонимании и взаимопомощи. Воспитатель должен поддерживать повседневную этическую установку на доброжелательность и уважение в детском коллективе. Необходимо предусматривать возможность ситуации успеха каждому ребенку, создавать условия для этической рефлексии. Детская деятельность должна иметь увлекательную форму, быть эмоциональной, методически разнообразно построенной, насыщена игрой, творчеством, деятельностью, упражнениями, педагогическими ситуациями. Необходимо обеспечивать ребенку эмоциональный комфорт – моральную поддержку, заслуженную похвалу.

На протяжении всей работы по формированию доброжелательных отношений среди дошкольников нужно постоянно держать в поле зрения конфликтующих детей из-за неумения управлять своим поведением и недостаточного владения игровыми навыками. Их нужно чаще включать в общественно-полезную деятельность: привлекать к изготовлению игрового оборудования и, таким образом, привлекать к жизни детского коллектива; предлагать такие роли, которые требуют аккуратности, дисциплинированности (начальник строительства, директор магазина, зав. библиотекой).

Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Поэтому педагогами в первую очередь используются естественно возникающие ситуации, например, связанные с приходом в группу сотрудников детского сада и их общением. Обращают внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждают их так же общаться между собой. Внимательное, доброе отношение к детям оставляет глубокий след в их сознании, находит отклик в играх, содействует развитию нравственных начал.

Существенное значение имеет организация предметно-развивающей среды, способствующей формированию доброжелательных взаимоотношений дошкольников со сверстниками. Это, прежде всего, создание условий для сюжетно ролевой игры, уголка психологической разгрузки, разработка «Экрана настроения», который позволит определять эмоциональное состояние каждого ребенка и выделять тех, кому необходима поддержка, а также созданный детьми и родителями альбом «Наша дружная группа».

Для того чтобы дети могли прочувствовать свои поступки, увидеть их результат был введен специальный персонаж – Дерево Добра. Дерево добра способно менять свой внешний вид в зависимости от поступков детей. Хороший поступок радует Дерево, на нем распускаются светлые цветочки. Плохой поступок огорчает его, цветочки темнеют. Таким образом, Дерево добра разрывает абстрактную связь между хорошо – плохо и реальным поступком. Он служит своеобразным стоп-сигналом, перекрывающим путь плохому поступку, и, напротив, является стимулом для совершения хорошего поступка. Заставляет задуматься над своими действиями, помогает осознать их значимость, служит внешним показателем поступка. В группе для него отводится специальный уголок, откуда хорошо видно всю группу. Кроме группового Дерева у каждого есть свое маленькое Дерево Добра.

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.

Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие этого – моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства. Смена позиций в игре, взаимоотношения, в которые дети вступают по поводу игры, создают благоприятные условия для понимания другого «вчувствования» в его положение, настроение, желание.

Наиболее благоприятны такие сюжетно-ролевые игры, в которых гуманные проявления входят в ролевые предписания: «Семья», «Больница», «Скорая помощь», а также игры, сюжет которых требует от детей умения действовать сообща, вместе принимать решения, находить выход их ситуаций: «Капитаны», «Строители» и др.

В своей работе я опиралась на «Программу гуманизации межличностных отношений в группе детского сада» В. Холмогоровой и Е. Смирновой. Главным ее методом является игра, в которой дети могут пережить общность и сопричастность в реальном взаимодействии.

Игры представляют собой специально выстроенную систему, в которой каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий. Внутри каждого этапа предложена желательная последовательность игр, развивающих те или иные аспекты взаимоотношений детей. Многократное повторение одних и тех же игр является важным условием их развивающего эффекта (игры представлены в приложении 5).

Во время проведения игр я показывала образцы игровых действий. Приглашала в игру только желающих, не настаивала, но старалась ненавяз-                  чиво привлечь к общей игре. Необычным и увлекательным для детей стал способ взаимодействия без слов и сюжет игр. Кроме того, содержание игр, равные права снимали напряженность, замкнутость, страх того, что кто-то кого-то может обидеть, не принять в игру. Доброжелательные отношения ослабляли защитные барьеры, направляли внимание детей друг на друга. Видя заинтересованность и положительные эмоции играющих детей, большинство наблюдавших постепенно присоединялись к игре. Но, не так-то просто увлечь «проблемного ребенка», поэтому сначала сама становилась с ним в пару. Если видела, что ребенок увлекся, переключала его на игру с другими детьми. В наиболее сложных случаях предлагала индивидуальное занятие, например, кубики, игру «Лего» и пр. От игры к игре, от этапа к этапу играющих становилось все больше. 

Целью первого этапа («Общение без слов») был переход к непосредственному общению, что предполагало отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило – запрещение разговоров между детьми. Использовался физический контакт (игры «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Волны», «Театр теней», «Ожившие игрушки»).

2 этап – Внимание к другому. Его целью стало формирование способности видеть сверстника, отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе (игры «Зеркало», «Передай настроение», «Разговор сквозь стекло», «Найди своего брата или сестру», «Радио», «Упрямое зеркало», «Из семечка – в дерево», «Общий круг»).

3 этап – Согласованность действий.

        Основная его цель – научить детей согласовывать свое собственное поведение с поведением других детей (игры «Сороконожка», «Лепим скульптуры», «Слепой и поводырь», «Лабиринт», «Путанка», «Змейка», «На тропинке», «Мостик», «Заколдованные друзья»).

        4 этап – Общие переживания.

        Четвертый этап состоит из игр, направленных на переживание общих эмоций (игры «Злой дракон», «Шпионы», «Обнималки», «Дискотека зайчиков», «Актеры», «Шторм»).

        5 этап – Взаимопомощь в игре.

        Главная цель данного этапа – учить детей проявлять сопереживание, сорадование, оказывать помощь друг другу (игры «Гномики», «Живые куклы», «Шляпа волшебника», «Старенькая бабушка», «День помощника»).

        6 этап – Добрые слова и пожелания.

        Шестой этап состоит из игр, специально направленных на словесное выражение своего отношения к другому. Его основная цель – научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей (игры «Добрые волшебники», «Комплименты», «Волшебные очки», «Конкурс хвастунов», «Связующая нить», «Открытки в подарок», «Волшебные ожерелья», «Спящая красавица»).

        7 этап – Помощь в совместной деятельности.

        Главная цель заключительного этапа – учить детей оказывать друг другу реальную помощь в совместной деятельности, развивать взаимопомощь, способность принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху (игры «Закончи рисунок», «Рукавички», «Общая картина»).

Формирование доброжелательных межличностных взаимоотношений у старших дошкольников неразрывно связано со снижением агрессивности у детей, поэтому в работу с детьми включила игровые комплексы, нацеленные именно на это (приложение 6). Каждый комплекс включает в себя игры, решающие следующие задачи:      

-формировать у детей чувства идентификации с коллективом;

- создать в группе атмосферу гуманного и доброжелательного отношения;

- создать условия для снижения эмоционального напряжения;

- нейтрализовать негативные переживания детей, развить толерантность и позитивный социальный опыт личности;

- преодолевать у детей состояние внутренней изоляции;

- развивать у детей способность видеть и понимать другого ребенка.

        Данные игровые комплексы способствовали выходу эмоционального перенапряжения, позволяли нейтрализовать негативные переживания детей, разрушать защитные барьеры между дошкольниками, преодолевать отчужденную позицию в их отношении к сверстникам, сплачивать детский коллектив. Особым успехом у детей пользовались игры, связанные с эмоциональным и тактильным контактом, релаксацией, эмоциональной разрядкой, разрушением защитных барьеров («Приветствие без слов», «Дракончик», «Липучка», «Морские звездочки», «Дискотека кузнечиков», «Дрозд», «Размотало – замотало»).

Исключительная роль в формировании доброжелательности у дошкольников отводится родителям. Вовлечение родителей в деятельность группы, заинтересованное участие в воспитательном процессе необходимо для решения данной проблемы и во многом способствует ее успешности. С  этой целью с родителями проводятся беседы, консультации («О нравственном воспитании», «Пример родителей в воспитании» и др.), совместные досуги и развлечения, родительские собрания («Выстраивание доброжелательных отношений родителей с детьми»), деловые игры («Формирование доброжелательных взаимоотношений старших дошкольников» (приложение 7)), , семинары - практикумы («Знаете ли вы своего ребенка?»), анкетирование с целью изучения знаний родителей о формировании у детей доброжелательных взаимоотношений, оформляются информационные стенды («Проблемные формы межличностных отношений дошкольников»), создаются памятки («Учим детей дружить», Учите детей общаться» и т.д.), организуется совместная деятельность детей и родителей. Необходимо помочь родителям увидеть актуальность и необходимость воспитания доброты, гуманного отношения детей к окружающим.  Необходимо формировать у родителей личностный смысл в усвоении знаний, которые помогут им правильно строить отношения с детьми, так как дети развивают свои силы и возможности в условиях семейной жизни и через общение с родителями.

Таким образом, осуществлялась комплексная и систематическая работа по формированию доброжелательных межличностных отношений между детьми.

4 этап: оценка результатов деятельности по формированию доброжелательных отношений между старшими дошкольниками.

Результативность опыта

        Работа дала положительный результат: в группе стало меньше конфликтов и ссор, снизилась агрессивность, количество демонстративных реакций. Дети стали больше играть вместе, замкнутые дети - чаще участвовать в совместных играх, застенчивые, неактивные дети - комфортно чувствовать себя среди сверстников. Дошкольники стали более доброжелательно, уважительно, внимательно относиться друг к другу, откликаться на просьбы друзей о помощи, радоваться успехам других детей, переживать за них. Дети стали более самостоятельны, отзывчивы, заботливы, детский коллектив стал сплоченнее и дружнее, климат в группе значительно улучшился.

Положительную динамику и оптимизацию межличностных отношений подтвердили результаты контрольной диагностики:

Контрольная социометрия показала, что 3 ребенка (21,5%) из группы имеют статус «звезды» («популярные»), 10 детей (71.5%) – статус «предпочитаемые», 1 ребенок (7%) – статус «отвергаемые», «игнорируемых» нет.

По результатам методики «Диагностика направленности ребенка» было выявлено, что 4 ребенка (28,5%) имеют индивидуалистическую направленность, 3 (21,5%) - коллективистическую и 7 детей (50%) компромиссную направленности, т.е. ответственно относятся к задачам и поручениям коллектива и доброжелательно относятся к своим товарищам.

Метод наблюдения показал следующие результаты:

1)высокий уровень инициативности имеют  29% детей (4 ребенка). Эти  дети активно привлекают окружающих детей к своим действиям и предлагают различные варианты взаимодействия. 35,5% (5 детей) имеют средний уровень – часто проявляют инициативу, однако не бывают настойчивыми. 35,5%  (5 детей) редко проявляют активность и предпочитают следовать за другими (низкий уровень).

2) 43% детей (6 детей) с удовольствием откликаются на инициативу сверстников, активно подхватывают их идеи и действия (высокий уровень чувствительности к воздействиям сверстников). 50% (7 детей) не всегда отвечают на предложения сверстников (средний уровень). 7% (1 ребенок) лишь в редких случаях реагируют на инициативу сверстников, это говорит о неспособности видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии межличностных отношений (низкий уровень).

3) преобладающий эмоциональный фон: у 71,5% (10 детей) – позитивный, у 7% (1 ребенок) – негативный, у 21,5% (3 ребенка) – нейтрально-деловой.

        По результатам методики «Рисунок несуществующего животного» выявлено, что 1 ребенок (7%)  имеет высокий уровень агрессивности, 1 ребенок (7%)  имеет средний уровень агрессивности, 12 детей (86%) – низкий уровень агрессивности.

        Результаты анкетирования родителей «Стиль воспитания» показали, что в 79% семей реализуется демократический стиль воспитания детей, в 7% семей - авторитарный и в 14% - либерально-попустительский стиль воспитания.

Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать вывод, что подобная организация работы позволяет повысить уровень доброжелательных межличностных отношений у старших дошкольников.

Список литературы

  1. Буре Р.С. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – СПб, 2002.
  2. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. – 2005.- №10.- С. 26-36.
  3. Клюева Н.В. Учим детей общению. – М.: «Сфера», 2003.
  4. Манукян Э.А. Семья и социализация детей // Отечественный журнал социальной работы. - 2011. - № 1. - С. 114 - 117.
  5. Сборник федеральных нормативных документов для руководителей дошкольной образовательной организации / авт.-сост. Т.В. Волосовец. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 456 с.
  6. Семенака С.И. Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет.- М: АРКТИ, 2004.- 80 с.
  7. Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. – М.: Эксмо, 2010. – 240 с.
  8. Смирнова Е.О, Холмогорова В.М. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений // Дошкольное воспитание. – 2003.- №9.- С. 68-76.
  9. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети. – М.: Эксмо, 2010. – 176 с.
  10. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  11. Смирнова Е.О., Хохлачева И.А. Особенности отношения родителей к ребенку с трудностями в общении // Вопросы психологии. - № 4. – 2008.
  12. Фесюкова Л.Б. Учусь управлять собой. – М.: «Сфера», 2010. – 208 с.
  13. Холмогорова В.М. Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада: психологическая методика «Школа добрых волшебников» / В. Холмогорова. – М.: Чистые пруды, 2007.-32 с.