Работа с родителями


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Театрализованные игры как средство развития речи дошкольников»

Цель: повысить компетентность  педагогов и родителей в вопросах развития речи детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

- раскрытие значения театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника; 

- знакомство с игровыми методами и приёмами развития речи через театрализованную деятельность;

- привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в детском саду.

Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Ведь речь – основа психического развития дошкольников. Большую помощь  в развитии речи может оказать театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность помогает формировать связную и диалогическую речь, обогащать словарный запас, совершенствует артикуляционный аппарат, звуковую культуру  и выразительность речи, помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств, способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, выразительности речи. Кроме того, театрализованная деятельность является действенным средством профилактики застенчивости, замкнутости, профилактики агрессии, страхов у детей, развивает умение общаться, пальчиковую моторику, внимание, память, мышление, способствует социально-эмоциональному развитию ребенка.

Наш мастер-класс посвящён игровым методам и приёмам театрализованной деятельности, которые непосредственно связаны с развитием речи.

Что включает в себя работа над образом в ходе театрализации? (определение образа (выделение характерных черт героя), мимика, голос, жест, знание текста роли).

Работа над голосом - развитие речевого аппарата детей и совершенствование интонационной выразительности. Методы и приёмы, используемые на этом этапе широко известны (артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, упражнения на развитие диапазона и силы голоса, упражнения на интонационную выразительность). Рассмотрим прием «начитывание контрастных отрывков», который применяется для развития интонационной выразительности.

Задания: 1. проговорить фразу Лисички-сестрички «Я - лисичка, я - сестричка, я хожу не слышно» и  фразу Лисы Алисы: «Ах вот ты где, Буратино...Я тебе сейчас все объясню». Фразы необходимо проговаривать с разной интонацией, присущей определённому образу лисы.

2. проговорить фразы кузнеца с различной эмоциональной окраской: Рано утром мастер-кузнец вынес на базар продавать целую кипу пик. Бодро и весело зазывает он покупателей: «Купи кипу пик!» (представь, что ты этот веселый кузнец). День клонится к вечеру. Жарко. А пики никто не покупает. Устал кузнец, из последних сил жалобно уговаривает: «Купи кипу пик» (изобрази усталого кузнеца). Славный богатырь Добрыня достал кошелек. Обрадовался кузнец, радостно закричал: «Купи кипу пик» (изобрази радостного кузнеца).                                                                                 Перейдем к следующему этапу построения художественного образа - заучивание роли. Приемы, которые я хочу вам продемонстрировать, взаимосвязаны и применяются на данном этапе в определённой последовательности (по ходу объяснения участники выполняют соответствующие задания по тексту потешки «Собака на кухне
пироги печет»: Собака на кухне пироги печет. Кот в углу сухари толчет. Кошка в окошке        платье шьет.   Курочка в сапожках         избушку метет. Вымела избушку,        положила голичок. Лег голичок под порог на бочок).

Прием «Книжечка» используется непосредственно во время прочтения текста. Воспитатель читает текст. Затем жестом ладони детей «превращаются» в раскрытую книгу. Дети, глядя в  «воображаемую книгу», по очереди как бы «читают» из неё те предложения, которые запомнили.

Чтобы выстроить из этих предложений ранее прочитанный текст, используется следующий прием – «Волшебный сундучок». Детям демонстрируется сундучок с ленточками. Воспитатель спрашивает, кто запомнил самое первое предложение и предлагает этому ребенку вытянуть из сундучка первую цветную ленточку и произнести это предложение. Таким же образом другими детьми воспроизводятся все последующие предложения. И так постепенно с помощью воспитателя выстраивается текст.

При использовании следующего приема – «Театра на фланели», в процесс запоминания текста включается зрительная память. Эти игровые действия проходят по принципу составления рассказа по серии сюжетных картин, каждая из которых воспроизводит в изображении последующее предложение текста. В совокупности эти приёмы способствуют более лёгкому запоминанию текста и развитию речи ребенка.

Важно то, что приемы, которые используются для развития речи посредством театрализованной деятельности, могут широко применяться и в других видах деятельности дошкольника:

- в музыкальной  - использование приёма «голосовая импровизация» для расширения диапазона и тембра голоса в соответствии с предложенными персонажами: дети выбирают определённый инструмент, соответствующий по звучанию тембру голоса предложенных персонажей (например, медведица, медведь и медвежонок). Далее имитируют голос персонажа, пропевая и обыгрывая текст. Например:

На полянке, на лугу три медведя жили,

Три медведя жили, малину есть любили.
Как малину найдут сразу песню запоют.
Папа-мишка низко пел: «ля-ля-ля-ля-ля-ля»
Мама нежно песню пела: «ля-ля-ля-ля-ля-ля»
А Мишутка-медвежонок звонко песню распевал,
Да малину доедал: «ля-ля-ля-ля-ля-ля».

- в физкультурно-оздоровительной деятельности (использование игрового приема «Повторяйка» для развития двигательной активности детей. Дети совместно выбирают  образ; первый участник показывает одно движение, присущее выбранному образу; задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ. Игра сопровождается текстом.

Например:

Уселась кошка на окошко        
И стала лапкой уши мыть (слова педагога – «Понаблюдав за ней немножко, ее движенья можем повторить»).

Уселась кошка на окошко         
И стала лапкой уши мыть.         
Потом задумалась немножко -         
Решила грудочку помыть (слова педагога – «Понаблюдав за ней немножко, ее движенья можем повторить»).

Уселась кошка на окошко        
И стала лапкой уши мыть.         
Потом задумалась немножко -         
Решила грудочку помыть.         
Довольная собой осталась,         
С хвостом пушистым разыгралась (слова педагога – «Понаблюдав за ней немножко, ее движенья можем повторить»).

        - в художественной деятельности (практическое задание - лепка героев сказки репка с обыгрыванием, герои создаются поочередно из одного кусочка пластилина, можно придумать новое окончание сказки).

Театрализованная деятельность не исчерпала своих возможностей и продолжает активно вовлекать детей в процесс творчества. Следовательно, чрезвычайно важно искать новые методы и приемы, создавать специфическую предметно-окружающую среду, способствующие развитию творческой личности ребенка и развитию речи в частности.



Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад «Аленка»

п. Майский Абатского района, Тюменской области

Интерактивная форма работы с родителями в рамках родительского собрания

Воспитатель

Горбунова Светлана Владимировна

п. Майский, 2012 г.

Интерактивная форма работы с родителями в рамках родительского собрания (старшая группа). Занятие с элементами тренинга «Познай своего ребенка»

Цель: осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми.

Задачи:

  1. выработка тактики сотрудничества с родителями по устранению причин эмоциональных нарушений у дошкольников;
  2. донесение до сознания родителей необходимости единых согласованных действий со стороны семьи и детского сада;
  3. приобщение родителей к познанию внутреннего мира ребенка.

Предварительная работа:

  1. рисование детей на тему «Моя семья»;
  2. выбор детьми фигур;
  3. подготовка материалов к тестированию, упражнениям, анкетированию;
  4. оформление информации для родителей «Основные причины эмоционального неблагополучия детей»;
  5. подбор спокойной музыки для релаксации.

В зале полукругом расставлены стулья, на которых сидят родители. В поле зрения родителей находятся два мольберта с детскими рисунками на тему «Моя семья» (рисунки анонимны, тема тоже не указана).

На первом мольберте расположены яркие, светлые рисунки; семья обычно изображена в полном составе; члены семьи стоят, взявшись за руки, или объединены какой-либо деятельностью. Фигуры людей хорошо прорисованы, детализированы, отчетливо видны черты лица, присутствуют различные украшения.

На втором мольберте расположены темные, мрачные рисунки. Линии, проведенные детской рукой, размашистые, резкие. Угловатые фигуры не детализированы (не прорисованы пальцы рук, отсутствуют черты лица). Люди на рисунках или отделены друг от друга какими-то барьерами, или же изображены в одиночестве.

Для «выставки» специально подбираются наиболее контрастные рисунки, отражающие две крайности эмоционального состояния детей.

Игра – приветствие «Здравствуйте, давайте познакомимся»

Воспитатель предлагает всем участникам присесть и демонстрирует ритуал знакомства: по кругу передавая мяч, каждый сообщает имя ребенка и что они делают вместе с ребенком каждый вечер.

Родителям предлагается внимательно посмотреть на мольберты и догадаться, на какую тему рисовали дети. Выслушав все мнения, воспитатель сообщает, что дети рисовали на тему – «Моя семья», но каждый передал свое восприятие домашней атмосферы.

Беседа воспитателя с родителями (всеобуч):

        Воспитатель: По свидетельству психологов, отношения в семье проецируются на детские рисунки. Не случайным является цветовое решение. Темные, мрачные тона говорят о негативном эмоциональном состоянии ребенка или неприятии им изображаемых членов семьи. Барьеры между людьми в виде неодушевленных предметов ассоциируются с существующими в действительности барьерами общения, близость же фигур на рисунке свидетельствует об их реальной эмоциональной близости. Отсутствие на рисунке кого-либо из членов семьи может означать, что ребенок «избавляется» от эмоционально неприемлемых ему людей.

         Изображение себя преувеличенно маленьким (или в углу листа) свидетельствует о неуверенности, замкнутости, робости ребенка, а рисование себя чрезмерно большим говорит о повышенном чувстве значимости, привлечении внимания к своей персоне. Если ребенок вообще не рисует себя, значит, он не видит своего места в семье.

        Чрезмерно заостренные. Угловатые фигуры, резкие размашистые движения карандаша, также как и темные цвета, - признак негативного эмоционального состояния ребенка во время рисования. Очевидно, это задание было ему неприятно, и он стремился выполнить его быстрее.

        

(Воспитатель дает возможность родителям несколько минут подумать над информацией, подойти поближе к рисункам, рассмотреть их, не называя при этом фамилий «художников». Иногда у родителей возникают спонтанные реакции: «Неужели это наши дети рисовали?», «С чем же связано такое негативное восприятие своей семьи?», «Может быть, они просто рисовать не умеют, поэтому такие плохие рисунки получились?»).

То, что вы видите, практически не связано с изобразительными навыками. Ведь это дети одной возрастной группы, и навыки рисования у них примерно одинаковы. Кроме того, вы прекрасно знаете другие работы своих детей – они неоднократно выставлялись для просмотра в группе. Связано это, прежде всего, с эмоциональным дискомфортом в семье, ведь, как считают специалисты, рисунок является проекцией его душевного состояния.

Давайте подумайте, почему дети именно так изобразили свою семью, а некоторые вообще не включили себя в ее состав? («Может быть, мы много наказываем детей, и они обижаются»; «Возможно, мы мало времени уделяем своим детям и поэтому отдаляемся от них»; «Может быть, ребята просто хотели на рисунках показать себя более взрослыми, самостоятельными, независимыми?» и др.).

Безусловно, ваши догадки правильные, но они не исчерпывают всей сложности душевных переживаний ребенка, чувствующего себя в своей семье дискомфортно. К числу основных причин эмоционального неблагополучия относятся:

  1. неблагоприятная обстановка дома. Например, конфликты между папой и мамой, свидетелем которых является ребенок, в результате чего ребенок становится неуверенным в себе, робким, стеснительным; физические наказания детей.
  2. деформирована самооценка (занижена, завышена или амбивалентна, т.е. противоречива и неустойчива) и ожидаемая оценка со стороны близких и взрослых. Например, девочка говорит: «Мама считает, что я и плохая, и хорошая иногда: когда я ей помогаю – я хорошая девочка, а когда нет – плохая».
  3. повышенный уровень тревожности: ребенок чрезвычайно боязлив, подвержен разнообразным страхам, часто испытывает чувство тревоги за себя, своих близких.

В такой ситуации, первое желание любого человека – ее изменить, наладить отношения с ребенком.

Существует принцип, без соблюдения которого попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Принцип этот – безусловное принятие ребенка.

Безусловно принимать ребенка – значит, любить его не за то, что он красивый, умный, талантливый, помощник и т.д., а просто так, за то, что он есть.

Психологами доказано, что любовь, ласка, забота – это основные жизненные потребности ребенка. Никогда и ни при каких условиях у него не должно возникать сомнений в расположении родителей, в своей психологической защищенности. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, любим. Делать это можно разными способами: ласковыми прикосновениями, улыбкой, словами: «Я очень скучала по тебе, пока была на работе», «Я очень люблю играть с тобой» и т.д.

Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день не только ребенку, но и взрослому.

Удовлетворение потребности в любви и принятии – необходимое условие нормального психического развития детей. Если они не получают знаков безусловного принятия, то возможны отклонения в поведении, иными словами, эмоциональные нарушения. И, возможно, родителям для улучшения ситуации необходимо поменять свою родительскую позицию.

Тест «Кто я?»                                                                                        Я предлагаю вам тест. Мы не будем обсуждать и анализировать ваши ответы. Вы сделаете это сами. Тест очень прост. 10 раз задайте себе один вопрос «Кто я?» и запишите ответы на листочке бумаге.

Когда работа закончена, воспитатель предлагает родителям оценить ее результаты:

Посмотрите, на каком месте стоит ответ «Я мать» или «Я отец». Если вы написали об этом вначале, значит, родительская позиция является для вас наиболее важной жизни. Если же такой ответ встречается в числе последних или не встречается вообще, это может свидетельствовать о том, что вы несколько отдалились от своего ребенка, отвлеклись на повседневные заботы или же очень загружены работой.

Конечно, результаты тестирования нельзя воспринимать как истинное положение вещей. Мы только призываем вас задуматься над тем, не потерялось ли в повседневно суете ваше главное предназначение – материнство и отцовство. И решать это только вам самим!

Упражнение «Узнай своего ребенка»

Сейчас возьмите, пожалуйста, фигуры с именем вашего ребенка. Именно эти фигуры ваши дети выбрали из числа всех предложенных. С точки зрения психологии, их выбор не случаен. Он свидетельствует об определенной их потребности в чем-либо.                                         Воспитатель дает общую интерпретацию выбора в работах детей: треугольник - потребность в лидерстве, управлении, круг - потребность в общении, квадрат - потребность в познании; желтый - потребность в общении; красный - потребность в двигательной активности; синий и белый - потребность в спокойствии и уединении; зеленый - потребность в самовыражении и самоутверждении; черный и коричневый - потребность в свободе и самостоятельности (тревога, негативизм, неуверенность).

Возьмите эти сведения на заметку и постарайтесь в процессе общения с ребенком его потребность удовлетворить.

Упражнение «Что меня в моем ребенке радует, а что огорчает?»                Для того, чтобы повысить эффективность вашего общения с ребенком, я предлагаю вам следующее упражнение: на листочках, которые разделены на две части, в левую колонку запишите все, что вас огорчает в ребенке, в правую все, что радует в ребенке.                                                                 После этого каждый участник зачитывает, что его радует, что огорчает в его ребенке, а ведущий выписывает на ватман общие проблемы. Затем делит участников на группы, которые будут работать над разработкой путей решения одной из названных проблем. Участникам предлагается план для облегчения групповой работы:

  1. Могут ли родители, справится с возникшей проблемой без посторонней помощи с возникшей проблемой?
  2. Если нет, то кто может помочь?
  3. Если да, то, как родители могут справиться с проблемой самостоятельно?
  4. К каким специалистам и источника можно обратиться для получения дополнительной информации по решению возникшей проблеме
  5. Предположение о причине возникшей проблемы
  6. Способы решения проблемы.
  7. После проработки каждая группа защищает свою работу.

Просмотр родителями послания от детей (презентация).

Обратная связь:

Участники заполняют заранее подготовленные анкеты – отзывы.

На этом родительское собрание подошло к концу. Я надеюсь, что сегодня все мы приобрели что-то полезное и ценное, положили в свою жизненную «копилку» что-то, что поможет вам еще лучше узнать своих детей, справляться с возможными проблемами, смотреть на свои действия и действия своих детей с перспективой на будущее, ведь счастливое детство – залог успешного будущего!



Предварительный просмотр:

Родительская конференция «По дороге в школу»


Цель: создать условия для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.        
Задачи:
- Формирование активной педагогической позиции родителей;        
- Вовлечение родителей в процесс определения понятия «Готовность ребенка к школе»;        
- Вооружение практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.        
Форма работы: групповая

Уважаемые  родители! Мы рады приветствовать  вас на родительской конференции «По дороге в школу». Скоро ваши дети пойдут в школу. Очевидно, что это важнейший этап в жизни всей семьи, событие, которого и родители, и родственники, и сам ребенок ждут с волнением и радостью, а порой и с тревогой. Что ждет ребенка в школе: успех, эмоциональный комфорт, радость учения или неподъемно сложные программы? Как ребенок отреагирует на новую для себя жизненную ситуацию: бодростью и удовольствием от каждого школьного дня или усталостью, подавленностью, нежеланием идти в класс? Как помочь, чем поддержать, чему научить в последние оставшиеся месяцы беззаботного дошкольного детства? Что в родительском поведении и в семейной атмосфере поможет ребенку, а что только осложнит его жизнь?

Эти и другие вопросы, несомненно, волнуют вас – тех родителей, кто понимает, что 1 класс - это важный старт в образовательном марафоне, и от того, как сложатся отношения ребенка со школой, будет зависеть настроение, здоровье, благополучие не только вашего школьника, но и всей семьи – и на много лет вперед. И каждый из Вас, конечно, хотел бы, чтобы его ребёнок был как можно лучше подготовлен к этому событию.

А что это значит – готовность ребёнка к школе? Сегодня мы попытаемся рассмотреть это понятие с нескольких позиций: позиции вас – родителей, психологов, ФГОС ДО и школы.

Вначале хотелось бы познакомить вас с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования по ФГОС, т.е. каким должен быть наш выпускник детского сада (раздатка):

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Поговорим о готовности к школе с психологической точки зрения. Но для начала попросим вас разбиться на три подгруппы (далее каждая подгруппа получает задание, связанное с тем или иным видом готовности).

Готовность ребенка к школе состоит из нескольких составляющих.

1. Рассмотрим одну из них – это личностная готовность. Она выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.  Обычно дети с желанием идут в школу. В психологии существует такое понятие – мотивация – побуждение к действию, процесс, управляющий поведением человека, можно еще ее назвать и причиной, по которой человек поступает так, а не иначе. Так же и у будущего школьника есть мотивы, по которым он желает идти в школу.

Задание первой подгруппе: Перед вами несколько карточек. На них обозначены некоторые мотивы. Мы предлагаем вам выбрать те из них, которые, как вы считаете, являются правильными, т. е. у ребенка выработана положительная мотивация поступления в школу.

Примерный перечень мотивов: «Хочу учиться, чтобы быть, как папа», «Люблю писать», «Научусь читать», «У меня братик есть маленький, ему тоже буду читать», «В школе буду задачи решать», «Мне форму купят красивую», «У меня будет новенький ранец и пенал», «В школе Саша учится, он мой друг...», «Буду много знать, стану умной».        
          Итак, посмотрим, что вы выбрали (
подгруппа озвучивает ответ).        
          Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (форма, портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, а значит, развитие познавательных интересов. Быть школьником для ребенка – это ступенька вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается им как ответственное дело. У него появляется круг прав и обязанностей. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, ему трудно в школе.        
          2. Мы переходим к следующему аспекту – эмоционально-волевая готовность. Справляться с эмоциями даже взрослому человеку бывает трудно. Поэтому необходимо воспитывать в детях эмоциональную устойчивость. Не менее важным является воспитание воли.

Задание для второй подгруппы: Давайте рассмотрим ситуацию и подумаем, правильно ли поступает мама, и как бы вы поступили на ее месте.        
          «Илюша предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности, не любит. Вот и сейчас выполнил рисунок, не приложив усилий: видно, что может рисовать лучше, но не старается. Но мама, посмотрев его работу, говорит: «Хорошо, молодец». Для неё главное, чтобы сын был занят. Мальчик тут же бросает свой «шедевр» и создаёт новый, ничуть не лучше прежнего. И мама опять хвалит малыша. Она считает: «Подумаешь, не дорисовал. Подумаешь, неправильно держит карандаш! Пойдёт в школу – научится. Не беда, что принимается сразу за несколько дел. Лишь бы занят был. Вот пойдёт в школу, тогда…»        (
подгруппа озвучивает ответ).        
         Волевой готовности будущего первоклассника должно уделяться серьезное внимание. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но то, что требуется. А это не так-то просто, когда так хочется поделиться с товарищами по парте последними важными новостями. Но чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью. К концу дошкольного возраста ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное усилие в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего волевого действия.
           3. Есть еще одна составляющая готовности ребенка к школе – интеллектуальная готовность, т.е. те знания, умения и навыки, которыми должен обладать будущий ученик.

  Задание для третьей подгруппы: назвать в порядке важности знания, умения и навыки, необходимые будущему первокласснику (с точки зрения родителей) (подгруппа озвучивает ответ). 

          Выполняя данное задание, вы частично составили «портрет идеального первоклассника» с вашей точки зрения. А каков же «портрет идеального первоклассника» с позиции школы? Что он должен знать и уметь на момент поступления в школу? Каковы наиболее распространенные проблемы обучения детей в школе? Разобраться в этом нам поможет учитель начальных классов. Слово предоставляется Ольге Юрьевне Усольцевой.

Выступление учителя начальных классов. Вопросы родителей.

           Сейчас я предлагаю вам всем известную сказку «Колобок» на психологический лад и попрошу Вас принять активное участие в ее разборе.

Итак, сказка «Колобок».

Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали, чтобы испечь? Правильно! По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.

Заповедь первая: Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.

По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться. Колобок спрыгнул с подоконника и покатился.

Заповедь вторая: какая, как вы думаете? Не оставляйте маленьких детей без присмотра.

Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

Заповедь третья: Научите ребенка общаться с окружающим миром.

А теперь ему кто встретился? (лиса) А лиса какая? Ласковая, хитрая.

Заповедь четвертая: чтобы наш ребенок не попал в такую сложную ситуацию, что нужно сделать? Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

Что сделала хитрая лиса с колобком? Съела лиса колобка.

Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить из сложных жизненных ситуаций.

Вот такая известная сказка у нас получилась.

Давайте сделаем вывод: так что же значит фраза «ребенок готов к школе»?

           “Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться” (Венгер Л.А.)

Наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому цель подготовки к школе – формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Задача детского сада и родителей – помочь ребенку.

Приглашаю вас в круг. Передавая клубок по кругу, предлагаю вам закончить предложение «Чтобы помочь моему ребенку стать хорошим учеником, я ...»

Родителям раздаются памятки: «Памятка родителям будущих первоклассников», «Игры со звуками» (как одна из основных трудностей по итогам диагностики готовности к школе), проведение графического диктанта.

Спасибо всем за встречу. Мы надеемся, от нее вы получили много пользы, и ваши дети со 100% готовностью пойдут в школу и будут нас радовать своими успехами!



Предварительный просмотр:

Родительское собрание в форме деловой игры «Формирование доброжелательных межличностных взаимоотношений у старших дошкольников» 

Цель: обогащение знаний родителей по проблеме формирования доброжелательных взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками.

Задачи:

1.​ познакомить родителей с аспектами формирования доброжелательных отношений между детьми, с приемами формирования доброжелательности и снятия негативных эмоций;

2.​ способствовать формированию у родителей умений по установлению правильных взаимоотношений с детьми;

3.​ приобщить родителей к познанию внутреннего мира ребенка.

Форма: деловая игра.

Материал и оборудование: картинки с изображением животных, диадема и накидка феи, музыка, цветная бумага, клей, ватман, фигурки птиц, животных и насекомых из бумаги, шаблон «чудо - дерева», яркие и темные бумажные цветы, информационные памятки.

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы надеемся, что наша встреча позволит убедиться в том, насколько актуальна проблема формирования доброжелательности у дошкольников. С ранних лет детям следует объяснить важность заботливого и сочувственного отношения к другим. Нужно научить их входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других. Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном общении, становятся близкие взрослые. В семье ребенок получает первый опыт эмоционального общения и первые наглядно-действенные представления о том, как «можно» и как «нельзя» вести себя с окружающими. 
Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним, но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо, если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным.         
Планомерная и целенаправленная работа по формированию у детей доброжелательности, совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения только обогатит опыт детей, что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.          
Вот такую модель детского поведения покажете вы, родители. 


«Путешествие в Детство». Превращение родителей в детей. 
Ход путешествия. 
Я хочу вам предложить увлекательное путешествие в детство, где вы - маленькие мальчики и девочки 
(звучит тихая, таинственная музыка). 
Взрослые! Если грустите, 
Кошки скребут на душе – 
Детство в аптеке спросите: 
В капельках или в драже…  
В ваших глазах отразится 
Небо такой синевы…  
Солнцем, травинкой и птицей 
Будто бы станете вы. 
Снова деревья большие, 
Хочется петь и играть! 
…Может, вы даже решите 
Больше детей не ругать?  
Чтобы отправиться в путешествие нужно надеть шапку – невидимку. Ладонью покрываем голову и закрываем глаза 
(надеваю накидку, диадему – превращаюсь в фею). 
Теперь вы не мамы и папы, не Сергеи Петровичи и Натальи Николаевны, а - дети: Сережа, Наташа, Таня, Леша. А чтобы вам не было одиноко и страшно я - Фея, помогу вам путешествовать. Для вас у меня есть сюрприз, но он откроется только в конце путешествия 
(Дерево добра). 
1. В путешествие нужно взять друзей и хорошее настроение. Приглашаю всех встать в круг. 
Дружба наша так крепка, 
Вот тебе моя рука. 
В круг мы вместе встанем, 
Руку дружбы всем протянем. 
Встанем в круг приветствия. Рукопожатием и улыбкой передаем тепло наших рук и горячие улыбки 
(звучит музыка). 
Комментарии: такой круг приветствия воспитывает доверительные отношения друг к другу, положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность.  

2. Обычная улыбка не только помогает улучшить настроение, но и предотвратить ссору. Интересно, а можно ли поссориться, улыбаясь и говоря сердито совсем негрубые слова? Открою вам секрет: если очень хочется поругаться, используйте вкусные и красивые слова.

Проводится игра «Веселая ссора»: участники ссорятся, используя названия сладостей, цветов или фруктов, затем в знак примирения с улыбкой пожимают друг другу руки или обнимаются.  
3. Путешествие началось, наденем шапки - невидимки и закроем глаза. 
(Звучит музыка шум моря). Мы оказались на берегу прекрасного моря. Давайте превратимся в морские волны, будем двигаться как они.

Затем желающим предлагается «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

Комментарии: игра способствует разрушению защитных барьеров, преодолению отчужденной позиции в отношении к сверстникам.

4. Путешествие продолжается, наденем шапки – невидимки (звучит музыка веселая задорная). Мне кажется, мы попали в «Зоопарк» Для этой игры мне нужно несколько «детей». Игра называется «Отгадай, кто это?» Раздаю картинки с изображением животных, а вы без слов мимикой и жестами должны показать животное, остальные «дети» отгадывают. Картинки: медведь, лошадка, петух, обезьяна, змея, заяц, слон. 
Комментарии: такой вид игры развивает умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации, снимает фиксированность на собственном Я и обращает внимание на сверстника. 
5. Дальше отправимся путешествовать? Тогда надеваем шапки – невидимки. 
(звучит музыка леса). 
Мы в лес, словно в сказку, 
Пойдемте, друзья, 
Возьмем с собой знанья, 
Без них нам нельзя.  
Узнаем по голосу  
Птиц и зверей. 
Веди нас, тропинка, 
В лес поскорей!  
Нас ждут приключенья, загадки, успех, 
Ведь лес - это чудо и сказка для всех. 
Вы «дети» изобразите лес с помощью цветной бумаги и клея, используя метод обрывания. Работа будет коллективная в двух подгруппах 
(материал: цветная бумага разных цветов, клей - карандаш, большой лист ватмана, готовые вырезанные фигурки птиц, животных, насекомых). Фон - музыка леса. 
Комментарии: работа в коллективе способствует развитию сотрудничества, умению согласовывать общий сюжет. 
6. Путешествие продолжается. Но что это - неслышно музыки, неужели путешествие подходит к концу. Самое время вернуться к сюрпризу. Это чудо-дерево и цветы (темные и яркие). Если вам понравилось наше путешествие, прикрепите к дереву яркие цветы, если нет – темные.

Участники прикрепляют соответствующие своему впечатлению цветочки.
– Мне тоже очень понравилось путешествовать с вами по удивительному миру «Детство». Получила огромное удовольствие, играя с вами. У нас получилось замечательное дерево. Молодцы! 
7. Давайте еще раз наденем волшебные шапки – невидимки 
(звучит тихая таинственная музыка). Мы опять стали взрослыми. 
Берегите друг друга! 
Добротой согревайте! 
Берегите друг друга, 
Обижать не давайте. 
Берегите друг друга, 
Суету позабудьте… 
И в минуту досуга, 
Рядом вместе побудьте!

8. Рефлексия (Каким приемам формирования доброжелательных взаимоотношений вы сегодня обучились? Что сможете применить в общении с детьми?). Раздача родителям информационных памяток.