Игровые комплексы, направленные на снижение агрессивности

Игровые комплексы, направленные на снижение агрессивности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые комплексы, направленные на снижение агрессивности

Игровой комплекс №1

Разминка

«Приветствие без слов»

Задачи: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров. 

Ход игры:

 «Ребята, как вы обычно здороваетесь? Давайте придумаем, а как можно поздороваться без слов. Например, животные не умеют разговаривать, но они тоже могут приветствовать друг друга». Детям предлагается поздороваться носами, руками, кивками, похлопыванием по плечу, глазами, улыбками и т.д. Основное правило игры: "Ты попробуй поздороваться так, чтобы другому человеку от этого было приятно».

Основная часть

«Поиграем с ручками»

Задачи: способствовать развитию психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Развивать функциональную деятельность головного мозга.

Ход игры:

1.Дети растирают ладони до приятного тепла.

2. Большим и указательным пальцами одной руки массируем — растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

3. Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

4. Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

5. Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди.

6. Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

7.Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:

Эй, ребята, все ко мне. Кто стоит там в стороне? А ну быстрей лови кураж и начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми, никого не обойду.

С ноготками поиграю, друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю», плечи мягко разомну. Затем руки я помою, Пальчик в пальчик я вложу, на замочек их закрою и тепло поберегу.

Вытяну я пальчики, пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра, отдыхает детвора.

«Зеркало эмоций»

Задачи: формировать умения видеть не только внешние, но и внутренние особенности сверстника - его черты характера, умения, способности.

Ход игры:

Детям предлагается поиграть в «зеркало» с изображением определенного настроения. Детям предлагается: «Ребята, у вас бывает разное настроение. Давайте посмотрим, как это выглядит со стороны». Выбирается один ребенок, который выражает различное настроение: радость, грусть, гнев, отвращение, испуг. Остальные должны отгадать и повторить то настроение, которое показывает ведущий.

«Дракончик»

Задачи: сплочение детского коллектива. Преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров.

Ход игры:

Играющие выстраиваются в цепь, держа друг друга за талию. Первый старается поймать последнего, а последний старается убежать. Главное не расцепить цепь, чтобы «дракончик не рассыпался».

Заключительная часть

 «Копилка хороших поступков»

Задачи: формировать умения анализировать свои поступки и поступки других детей.

Ход игры:

Дети садятся в круг и пытаются по очереди вспомнить, все хорошее, что было сделано за день. Как только обнаруживается поступок, который единогласно признается хорошим его «складывают» в воображаемую копилку.

Игровой комплекс №2

Разминка

«Цветочная клумба»

Задачи: обучить детей социально приемлемым формам поведения. Преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям поиграть: «Ребята, представьте себе цветочную клумбу, на которой растет много цветов. Все цветы растут рядышком, и поэтому клумба похожа на разноцветный ковер. С наступлением утра все цветы распрямляют свои стебельки, расправляют листочки, поворачиваются к солнышку, улыбаются ему. Легкий ветерок помогает им поздороваться: они нежно и ласково дотрагиваются друг до друга лепестками и кивают головками цветов. Прохожие восхищаются дружной и красивой клумбой. Давайте понарошку изобразим такую клумбу».

Основная часть

«Непослушные детишки»

Задачи: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров; способствовать выходу эмоционального перенапряжения. 

Ход игры:

Дети располагаются произвольно. Воспитатель читает стихотворение, дети отвечают и выполняют называемые действия.

Воспитатель: Непослушные ребята

Меня слушать не хотят.

Ножками потопайте.

Дети: Нет, нет, нет!

Воспитатель: ручками похлопайте.

Дети: нет, нет, нет!

Воспитатель: головкой покивайте.

Дети: нет, нет, нет!

Воспитатель: со мною поиграйте.

 Дети: Нет, нет, нет!

 Воспитатель: Ах, какие озорные, непослушные какие! (Грозит пальцем.) Ножками не топайте!

Дети: будем, будем, будем! (Топают ногами.)

Воспитатель: ручками не хлопайте.

Дети: будем, будем, будем! (Хлопают в ладоши.)

Воспитатель: головкой не кивайте.

Дети: будем, будем, будем! (Кивают головой.)

Воспитатель: со мною не играйте.

Дети: будем, будем, будем! (Прыгают на месте.)

Воспитатель: ах, какие озорные, Непослушные какие!

(Держится за голову и качает ею.) Скачут детки-шалунишки, Могут потерять штанишки.

Дети прыгают на месте.

Тише, тише, ребятишки, Отдохните, шалунишки.

Дети приседают, имитируют сон.

«Паровозик»

Задачи:  преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров. 

Ход игры:

Все стоят в колонне, положив руки на плечи друг друга. Глаза закрыты у всех, кроме первого, который ведёт всю группу через разные препятствия.

«Липучка»

Задачи: нейтрализовать негативные переживания детей.

Ход игры:

Все дети убегают от «салочки», которая является «липучкой». Тот, кого поймала «липучка», присоединяется к ней, и они, взявшись за руки, продолжают ловить других детей. Каждый следующий, кого поймала «липучка», присоединяется к ней. Когда все дети будут пойманы, они встают в круг и говорят: «Я липучка - приставучка, я хочу тебя поймать».

Заключительная часть

 «Дочки – матери»

Задачи: обучение социальным формам поведения, релаксация, разрушение защитных барьеров.

Ход игры:

Дети садятся парами. Один ребенок изображает родителя, а второй ребенка. Родитель качает, гладит и заботится о своем сыне или дочери, убаюкивает. Затем дети меняются местами.

Игровой комплекс №3

Разминка

«Самопрезентация»

Задачи: обучение социальным формам поведения,  разрушение защитных барьеров.

Ход игры:

Дети образуют круг. Каждый ребенок, по очереди, становится в круг, называет свое имя, рассказывает о себе что-нибудь, затем каждый по кругу говорит, что-нибудь хорошее о ребенке, стоящем в кругу.

Основная часть

 «Передай маску»

Задачи: преодолевать у детей состояние внутренней изоляции; эмоциональное развитие, расширение поведенческого репертуара.

Ход игры:

Все сидят в кругу. Соседу с права нужно показать какое-то выражение лица, следующий ребенок должен показать такое же. Пройдя по кругу, дети рассказывают, какие эмоции изображали.

«Движения животных»

Задачи: развивать навыки аудирования, снизить мышечное напряжение.

Ход игры:

Повторяем движения по тексту.

Давай поскачем как кузнечик.

Давай повиляем хвостиком, как собачка.

Давай походим, как слоник.

Давай полетаем, как птичка.

Давай поплаваем, как рыбка.

«Ты мне нравишься»

Задачи: обучение социальным формам поведения,  разрушение защитных барьеров.

Ход игры:

Дети сидят или стоят в кругу. Ребенок бросает мяч и говорит: «Ты мне нравишься потому, что…». Мяч должен побывать у каждого ребенка.

Заключительная часть

«Морские звездочки»

Задачи: релаксация

Ход игры:

Звучит спокойная музыка. Дети ложатся на пол, раскинув в стороны руки и ноги, закрывают глаза, изображают морские звездочки.

Игровой комплекс №4

Разминка

Приветствие без слов

Задачи: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров. 

Ход игры: см. комплекс №1.

Основная часть

 «Поиграем с ушками»

Задачи: способствовать развитию психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Развивать функциональную деятельность головного мозга.

Ход игры:

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

а) «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).

б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в) «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

г) «Покрутим козелком»

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок — выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20—30 секунд.

д) «Погреем ушки»

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

Несколько секунд дети сидят тихо с закрытыми глазами.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения для малышей достаточно 5—6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

— Подходи ко мне, дружок, и садись скорей в кружок.

— Ушки ты свои найди, и скорей их покажи.

— Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами.

— А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались!

— А потом, а потом покрутили козелком.

— Ушко, кажется, замерзло, отогреть его так можно.

— Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.

— А раз кончилась игра, Наступила ти-ши-на!

«Дискотека кузнечиков»

Задачи: способствовать выходу эмоционального перенапряжения.

Ход игры:

Воспитатель включает танцевальную музыку и предлагает детям представить себя птичками и танцевать, как птички. Затем задание меняется, дети становятся медвежатами, зайчатами и т.д.

«Дрозд»

Задачи: разрушение защитных барьеров.

Время проведения: 2-3 минуты.

Ход игры:

Дети делятся на пары и повторяют движения по тексту:

Я дрозд и ты дрозд.

У меня нос и у тебя нос.

У меня ротик и у тебя ротик.

У меня щечки и у тебя щечки.

У меня ушки и у тебя ушки.

Мы любим друг друга.

Пары меняются по кругу.

Заключительная часть

Когнитивное упражнение «Чаша доброты»

Задачи: развивать толерантность и позитивный социальный опыт личности, формировать чувство самоценности и ценности других, способствовать принятию детьми друг друга, настроить на совместную деятельность и позитивный контакт друг с другом.

Ход игры:

Все встают в круг. Воспитатель поясняет: «Представьте, что мы с вами большая чаша, очень, очень большая. Давайте  наполним ее до краев своей добротой. Чувствуете, как чаша наполняется? А мы с вами становимся добрее?  Мы можем делиться с другими своей добротой, но наша чаша всегда будет оставаться полной. А теперь давайте поделимся с гостями нашей добротой, чтобы у всех было много доброты и хорошего настроения».

Игровой комплекс №5

Разминка

«Кто громче

Задачи: формировать произвольные формы поведения, снять эмоциональное напряжение.

Ход игры:

Ведущий предлагает,  как можно громче выкрикнуть, каждому ребенку, свое имя. По сигналу ведущего игра начинается и заканчивается. По ходу игры ведущий делает комментарии как можно смешнее, путая имена детей.

Основная часть

«Телефон настроения»

Задачи: обучение эмпатии, толерантности.

Ход игры:

Дети садятся в ряд. Взрослый говорит: «Ребята, вы все разговаривали по телефону. Когда он исправный, то вы слышите то, что вам говорят, а когда сломанный, то слышите неправильно. Давайте с вами попробуем поиграть. Для этого все закрывают глаза, а первый в ряду загадывает какое-то настроение. Он «будит» соседа и показывает свое настроение. Сосед будит следующего и так до конца цепочки. Последний называет настроение, которое ему показали. Если он называет правильно, то телефон можно считать исправным».

«Туристы»

Задачи:  преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров. 

Ход игры:

Воспитатель делит детей на две команды. Из одной команды создаются препятствия, а вторая команда туристы. Туристы идут по маршруту, преодолевая все препятствия. Затем команды меняются местами.

 «Колдун»

Задачи: формирование умения видеть не только внешние, но и внутренние особенности сверстника.

Ход игры:

 Детям предлагается следующий сюжет: «Жил-был злой колдун. Он был очень старым и хотел иметь ученика. Для этого он украл одного ребенка из нашей группы. Для того, чтобы его выручить, мы должны назвать все хорошее, что есть у этого ребенка, чтобы доказать колдуну, что такой хороший ребенок не подходит ему в ученики».

Заключительная часть

Копилка хороших поступков

Задачи: формировать умения анализировать свои поступки и поступки других детей.

Ход игры:

Дети садятся в круг и пытаются по очереди вспомнить, все хорошее, что было сделано за день. Как только обнаруживается поступок, который единогласно признается хорошим его «складывают» в воображаемую копилку.

Игровой комплекс №6

Разминка

 «Гимнастика для глаз»

Задачи: снять напряжение глазных мышц, способствовать развитию функциональной деятельности головного мозга.

Ход игры:

Дети глазами делают круговые движения в одну сторону, затем в другую. Смотрят сначала вниз в левый угол, затем вверх в правый по диагонали, потом наоборот. Выполняют разные геометрические фигуры. В заключение растирают ладошки до появления тепла и прикладывают ладони к закрытым глазам, передавая тепло рук.

Основная часть

«Рисуем страхи»

 Задачи: профилактика страхов социального характера.

Ход игры:

Детям предлагается бумага и карандаши, для того, чтобы они нарисовали все, что им не нравится, что боятся, что не любят. Затем все это разрывается на мелкие кусочки детьми и выкидывается в мусорную корзину.

Магазин настроения

Задачи: формировать умения видеть не только внешние, но и внутренние особенности сверстника - его черты характера, умения, способности.

Ход игры:

Дети садятся в ряд, выбирается ребенок, который приходит в «магазин настроения» и просит любое настроение: «Я пришел к вам за радостью (весельем, испугом, интересом)». Остальные дети должны исполнить просьбу покупателя и попытаться «заразить» весельем или напугать, успокоить, рассказать что-то интересное, страшное и т.д.

«Стрельба по мишеням»

Задачи: предоставить возможность для эмоциональной разрядки; профилактика агрессивных проявлений.

Ход игры:

Детям предлагается бумага, из которой они делают «снежки» и кидают в мишень.

«Размотало – замотало»

Задачи: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров; создать в группе атмосферу гуманного и доброжелательного отношения детей друг к другу; эмоциональный и тактильный контакт.

Ход игры:

Все становятся в круг. Размотало – все поднимают руки, потягиваются, замотало – обнимают себя. Предлагаются разные вариации: соседа справа, слева, всех замотало.

Заключительная часть

Когнитивное упражнение «Чаша доброты»

Задачи: развивать толерантность и позитивный социальный опыт личности, формировать чувство самоценности и ценности других, способствовать принятию детьми друг друга, настроить на совместную деятельность и позитивный контакт друг с другом.

Ход игры

Все встают в круг. Инструктор поясняет: «Представьте, что мы с вами большая чаша, очень, очень большая. Давайте  наполним ее до краев своей добротой. Чувствуете, как чаша наполняется? А мы с вами становимся добрее?  Мы можем делиться с другими своей добротой, но наша чаша всегда будет оставаться полной. А теперь давайте поделимся с гостями нашей добротой, чтобы у всех было много доброты и хорошего настроения».