Игровые комплексы, направленные на снижение агрессивности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_kompleksy_napravlennye_na_snizhenie_agressivnosti.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые комплексы, направленные на снижение агрессивности
Игровой комплекс №1
Разминка
«Приветствие без слов»
Задачи: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров.
Ход игры:
«Ребята, как вы обычно здороваетесь? Давайте придумаем, а как можно поздороваться без слов. Например, животные не умеют разговаривать, но они тоже могут приветствовать друг друга». Детям предлагается поздороваться носами, руками, кивками, похлопыванием по плечу, глазами, улыбками и т.д. Основное правило игры: "Ты попробуй поздороваться так, чтобы другому человеку от этого было приятно».
Основная часть
«Поиграем с ручками»
Задачи: способствовать развитию психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Развивать функциональную деятельность головного мозга.
Ход игры:
1.Дети растирают ладони до приятного тепла.
2. Большим и указательным пальцами одной руки массируем — растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
3. Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.
4. Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
5. Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди.
6. Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
7.Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:
Эй, ребята, все ко мне. Кто стоит там в стороне? А ну быстрей лови кураж и начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми, никого не обойду.
С ноготками поиграю, друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю», плечи мягко разомну. Затем руки я помою, Пальчик в пальчик я вложу, на замочек их закрою и тепло поберегу.
Вытяну я пальчики, пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра, отдыхает детвора.
«Зеркало эмоций»
Задачи: формировать умения видеть не только внешние, но и внутренние особенности сверстника - его черты характера, умения, способности.
Ход игры:
Детям предлагается поиграть в «зеркало» с изображением определенного настроения. Детям предлагается: «Ребята, у вас бывает разное настроение. Давайте посмотрим, как это выглядит со стороны». Выбирается один ребенок, который выражает различное настроение: радость, грусть, гнев, отвращение, испуг. Остальные должны отгадать и повторить то настроение, которое показывает ведущий.
«Дракончик»
Задачи: сплочение детского коллектива. Преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров.
Ход игры:
Играющие выстраиваются в цепь, держа друг друга за талию. Первый старается поймать последнего, а последний старается убежать. Главное не расцепить цепь, чтобы «дракончик не рассыпался».
Заключительная часть
«Копилка хороших поступков»
Задачи: формировать умения анализировать свои поступки и поступки других детей.
Ход игры:
Дети садятся в круг и пытаются по очереди вспомнить, все хорошее, что было сделано за день. Как только обнаруживается поступок, который единогласно признается хорошим его «складывают» в воображаемую копилку.
Игровой комплекс №2
Разминка
«Цветочная клумба»
Задачи: обучить детей социально приемлемым формам поведения. Преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям поиграть: «Ребята, представьте себе цветочную клумбу, на которой растет много цветов. Все цветы растут рядышком, и поэтому клумба похожа на разноцветный ковер. С наступлением утра все цветы распрямляют свои стебельки, расправляют листочки, поворачиваются к солнышку, улыбаются ему. Легкий ветерок помогает им поздороваться: они нежно и ласково дотрагиваются друг до друга лепестками и кивают головками цветов. Прохожие восхищаются дружной и красивой клумбой. Давайте понарошку изобразим такую клумбу».
Основная часть
«Непослушные детишки»
Задачи: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров; способствовать выходу эмоционального перенапряжения.
Ход игры:
Дети располагаются произвольно. Воспитатель читает стихотворение, дети отвечают и выполняют называемые действия.
Воспитатель: Непослушные ребята
Меня слушать не хотят.
Ножками потопайте.
Дети: Нет, нет, нет!
Воспитатель: ручками похлопайте.
Дети: нет, нет, нет!
Воспитатель: головкой покивайте.
Дети: нет, нет, нет!
Воспитатель: со мною поиграйте.
Дети: Нет, нет, нет!
Воспитатель: Ах, какие озорные, непослушные какие! (Грозит пальцем.) Ножками не топайте!
Дети: будем, будем, будем! (Топают ногами.)
Воспитатель: ручками не хлопайте.
Дети: будем, будем, будем! (Хлопают в ладоши.)
Воспитатель: головкой не кивайте.
Дети: будем, будем, будем! (Кивают головой.)
Воспитатель: со мною не играйте.
Дети: будем, будем, будем! (Прыгают на месте.)
Воспитатель: ах, какие озорные, Непослушные какие!
(Держится за голову и качает ею.) Скачут детки-шалунишки, Могут потерять штанишки.
Дети прыгают на месте.
Тише, тише, ребятишки, Отдохните, шалунишки.
Дети приседают, имитируют сон.
«Паровозик»
Задачи: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров.
Ход игры:
Все стоят в колонне, положив руки на плечи друг друга. Глаза закрыты у всех, кроме первого, который ведёт всю группу через разные препятствия.
«Липучка»
Задачи: нейтрализовать негативные переживания детей.
Ход игры:
Все дети убегают от «салочки», которая является «липучкой». Тот, кого поймала «липучка», присоединяется к ней, и они, взявшись за руки, продолжают ловить других детей. Каждый следующий, кого поймала «липучка», присоединяется к ней. Когда все дети будут пойманы, они встают в круг и говорят: «Я липучка - приставучка, я хочу тебя поймать».
Заключительная часть
«Дочки – матери»
Задачи: обучение социальным формам поведения, релаксация, разрушение защитных барьеров.
Ход игры:
Дети садятся парами. Один ребенок изображает родителя, а второй ребенка. Родитель качает, гладит и заботится о своем сыне или дочери, убаюкивает. Затем дети меняются местами.
Игровой комплекс №3
Разминка
«Самопрезентация»
Задачи: обучение социальным формам поведения, разрушение защитных барьеров.
Ход игры:
Дети образуют круг. Каждый ребенок, по очереди, становится в круг, называет свое имя, рассказывает о себе что-нибудь, затем каждый по кругу говорит, что-нибудь хорошее о ребенке, стоящем в кругу.
Основная часть
«Передай маску»
Задачи: преодолевать у детей состояние внутренней изоляции; эмоциональное развитие, расширение поведенческого репертуара.
Ход игры:
Все сидят в кругу. Соседу с права нужно показать какое-то выражение лица, следующий ребенок должен показать такое же. Пройдя по кругу, дети рассказывают, какие эмоции изображали.
«Движения животных»
Задачи: развивать навыки аудирования, снизить мышечное напряжение.
Ход игры:
Повторяем движения по тексту.
Давай поскачем как кузнечик.
Давай повиляем хвостиком, как собачка.
Давай походим, как слоник.
Давай полетаем, как птичка.
Давай поплаваем, как рыбка.
«Ты мне нравишься»
Задачи: обучение социальным формам поведения, разрушение защитных барьеров.
Ход игры:
Дети сидят или стоят в кругу. Ребенок бросает мяч и говорит: «Ты мне нравишься потому, что…». Мяч должен побывать у каждого ребенка.
Заключительная часть
«Морские звездочки»
Задачи: релаксация
Ход игры:
Звучит спокойная музыка. Дети ложатся на пол, раскинув в стороны руки и ноги, закрывают глаза, изображают морские звездочки.
Игровой комплекс №4
Разминка
Приветствие без слов
Задачи: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров.
Ход игры: см. комплекс №1.
Основная часть
«Поиграем с ушками»
Задачи: способствовать развитию психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Развивать функциональную деятельность головного мозга.
Ход игры:
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.
а) «Найдем и покажем ушки»
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).
б) «Похлопаем ушками»
Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
в) «Потянем ушки»
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
г) «Покрутим козелком»
Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок — выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20—30 секунд.
д) «Погреем ушки»
Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
Несколько секунд дети сидят тихо с закрытыми глазами.
Примечание. Количество повторений каждого упражнения для малышей достаточно 5—6 раз. Действия можно сопровождать стихами:
— Подходи ко мне, дружок, и садись скорей в кружок.
— Ушки ты свои найди, и скорей их покажи.
— Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами.
— А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались!
— А потом, а потом покрутили козелком.
— Ушко, кажется, замерзло, отогреть его так можно.
— Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.
— А раз кончилась игра, Наступила ти-ши-на!
«Дискотека кузнечиков»
Задачи: способствовать выходу эмоционального перенапряжения.
Ход игры:
Воспитатель включает танцевальную музыку и предлагает детям представить себя птичками и танцевать, как птички. Затем задание меняется, дети становятся медвежатами, зайчатами и т.д.
«Дрозд»
Задачи: разрушение защитных барьеров.
Время проведения: 2-3 минуты.
Ход игры:
Дети делятся на пары и повторяют движения по тексту:
Я дрозд и ты дрозд.
У меня нос и у тебя нос.
У меня ротик и у тебя ротик.
У меня щечки и у тебя щечки.
У меня ушки и у тебя ушки.
Мы любим друг друга.
Пары меняются по кругу.
Заключительная часть
Когнитивное упражнение «Чаша доброты»
Задачи: развивать толерантность и позитивный социальный опыт личности, формировать чувство самоценности и ценности других, способствовать принятию детьми друг друга, настроить на совместную деятельность и позитивный контакт друг с другом.
Ход игры:
Все встают в круг. Воспитатель поясняет: «Представьте, что мы с вами большая чаша, очень, очень большая. Давайте наполним ее до краев своей добротой. Чувствуете, как чаша наполняется? А мы с вами становимся добрее? Мы можем делиться с другими своей добротой, но наша чаша всегда будет оставаться полной. А теперь давайте поделимся с гостями нашей добротой, чтобы у всех было много доброты и хорошего настроения».
Игровой комплекс №5
Разминка
«Кто громче?»
Задачи: формировать произвольные формы поведения, снять эмоциональное напряжение.
Ход игры:
Ведущий предлагает, как можно громче выкрикнуть, каждому ребенку, свое имя. По сигналу ведущего игра начинается и заканчивается. По ходу игры ведущий делает комментарии как можно смешнее, путая имена детей.
Основная часть
«Телефон настроения»
Задачи: обучение эмпатии, толерантности.
Ход игры:
Дети садятся в ряд. Взрослый говорит: «Ребята, вы все разговаривали по телефону. Когда он исправный, то вы слышите то, что вам говорят, а когда сломанный, то слышите неправильно. Давайте с вами попробуем поиграть. Для этого все закрывают глаза, а первый в ряду загадывает какое-то настроение. Он «будит» соседа и показывает свое настроение. Сосед будит следующего и так до конца цепочки. Последний называет настроение, которое ему показали. Если он называет правильно, то телефон можно считать исправным».
«Туристы»
Задачи: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров.
Ход игры:
Воспитатель делит детей на две команды. Из одной команды создаются препятствия, а вторая команда туристы. Туристы идут по маршруту, преодолевая все препятствия. Затем команды меняются местами.
«Колдун»
Задачи: формирование умения видеть не только внешние, но и внутренние особенности сверстника.
Ход игры:
Детям предлагается следующий сюжет: «Жил-был злой колдун. Он был очень старым и хотел иметь ученика. Для этого он украл одного ребенка из нашей группы. Для того, чтобы его выручить, мы должны назвать все хорошее, что есть у этого ребенка, чтобы доказать колдуну, что такой хороший ребенок не подходит ему в ученики».
Заключительная часть
Копилка хороших поступков
Задачи: формировать умения анализировать свои поступки и поступки других детей.
Ход игры:
Дети садятся в круг и пытаются по очереди вспомнить, все хорошее, что было сделано за день. Как только обнаруживается поступок, который единогласно признается хорошим его «складывают» в воображаемую копилку.
Игровой комплекс №6
Разминка
«Гимнастика для глаз»
Задачи: снять напряжение глазных мышц, способствовать развитию функциональной деятельности головного мозга.
Ход игры:
Дети глазами делают круговые движения в одну сторону, затем в другую. Смотрят сначала вниз в левый угол, затем вверх в правый по диагонали, потом наоборот. Выполняют разные геометрические фигуры. В заключение растирают ладошки до появления тепла и прикладывают ладони к закрытым глазам, передавая тепло рук.
Основная часть
«Рисуем страхи»
Задачи: профилактика страхов социального характера.
Ход игры:
Детям предлагается бумага и карандаши, для того, чтобы они нарисовали все, что им не нравится, что боятся, что не любят. Затем все это разрывается на мелкие кусочки детьми и выкидывается в мусорную корзину.
Магазин настроения
Задачи: формировать умения видеть не только внешние, но и внутренние особенности сверстника - его черты характера, умения, способности.
Ход игры:
Дети садятся в ряд, выбирается ребенок, который приходит в «магазин настроения» и просит любое настроение: «Я пришел к вам за радостью (весельем, испугом, интересом)». Остальные дети должны исполнить просьбу покупателя и попытаться «заразить» весельем или напугать, успокоить, рассказать что-то интересное, страшное и т.д.
«Стрельба по мишеням»
Задачи: предоставить возможность для эмоциональной разрядки; профилактика агрессивных проявлений.
Ход игры:
Детям предлагается бумага, из которой они делают «снежки» и кидают в мишень.
«Размотало – замотало»
Задачи: преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров; создать в группе атмосферу гуманного и доброжелательного отношения детей друг к другу; эмоциональный и тактильный контакт.
Ход игры:
Все становятся в круг. Размотало – все поднимают руки, потягиваются, замотало – обнимают себя. Предлагаются разные вариации: соседа справа, слева, всех замотало.
Заключительная часть
Когнитивное упражнение «Чаша доброты»
Задачи: развивать толерантность и позитивный социальный опыт личности, формировать чувство самоценности и ценности других, способствовать принятию детьми друг друга, настроить на совместную деятельность и позитивный контакт друг с другом.
Ход игры
Все встают в круг. Инструктор поясняет: «Представьте, что мы с вами большая чаша, очень, очень большая. Давайте наполним ее до краев своей добротой. Чувствуете, как чаша наполняется? А мы с вами становимся добрее? Мы можем делиться с другими своей добротой, но наша чаша всегда будет оставаться полной. А теперь давайте поделимся с гостями нашей добротой, чтобы у всех было много доброты и хорошего настроения».