Главные вкладки

    Предметная неделя - математика

    Рябенко Людмила Юрьевна

    Здесь размещены планы проведения недели математики, полезные материалы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ВЕЧЕР «ПОЛЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЧУДЕС»

     ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  8 – 11  КЛАССОВ.

    Цель: Развитие  эрудиции, интеллекта, речи и памяти обучающихся.  Привитие интереса к предмету, формирование коммуникативных навыков  и  волевых качеств личности.

       Тройки игроков можно определять заранее, а можно непосредственно в зале путем проведения легких конкурсов. В ходе игры каждый участник имеет возможность передать привет другу, педагогу, родителям или ведущему. Форма привета – песня, стихотворение, дружеский шарж и т.д. Если участник отгадывает три буквы, то он имеет право на одну из двух шкатулок: одна – пустая, а в другой – сладкий приз (шоколадка). Под музыку на сцену выходят участники, который представляет ведущий (фамилия, имя, класс, хобби, успехи в учении и увлечения и т.д.)

    ИГРА ПЕРВОЙ ТРОЙКИ.

       Этот человек родился в Тверской губернии. Его сын на могильном камне написал, что «… отец наукам изучался дивным и неудобновероятным способом…» В 1700 г. Петром 1 он был учинен российскому благородному юношеству учителем математики. Создал первый учебник по математике и навигации для школы. М.В. Ломоносов хранил этот учебник до конца своих дней и назвал его «вратами учености». В знак признания достоинств этого математика Петр 1 пожаловал ему другую фамилию, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с такой же силой, с какой магнит притягивает к себе железо. Назовите фамилию этого великого математика. (Ответ: Магницкий Л.Ф.)

        В ходе вращения барабана могут выпасть: «П»- приз; «+»- очки удваиваются; «МП»- математическая помощь (за помощью игрок может обратиться к зрителям или позвонить по телефону), «Б»- банкрот. В случае выпадения сектора «П», ассистент выносит на сцену ящик, в котором находится приз: фотоальбом, книга с кроссвордами, авторучка, математические чертежные инструменты и так далее.

    ИГРА ВТОРОЙ ТРОЙКИ.

       Ведущий читает стихотворение С. Боброва «Про число «пи»- 3, 1415926…»

    Гордый Рим протрубил победу

    Над твердыней Сиракуз,

    Но трудами Архимеда

    Много больше я горжусь.

    Надо нынче нам заняться,

    Оказать старинке честь,

    Чтобы нам не ошибаться,

    Чтоб окружность верно счесть.

    Надо только постараться

    И запомнить всё как есть:

    Три –четырнадцать – пятнадцать –

    Девяносто два и шесть!

        Несколько интересных сведений. Куда бы ни обратили свой взор, мы видим «проворное и трудолюбивое» число π : оно заключено и в самом простом колёсике, и в самой сложной автоматической машине. Французский математик Франсуа Виет улучшил результат Архимеда и нашёл значение числа π  с девятью десятичными знаками. Голландский математик Лудольф Ван Цайлен через 200 лет получил для числа π 34 цифры (вычисления заняли всю его жизнь). Вычисление точного значения во все века неизменно оказывалось тем блуждающим огоньком, который увлекал за собой сотни, если не тысячи, несчастных математиков, затративших бесценные годы своей жизни в тщетной надежде решить задачу, не поддававшуюся усилиям предшественников, и тем снискать себе бессмертие. А кто же явился автором обозначения числа π? Он же впервые применил двоеточие для обозначения действия деления. (Ответ: Джонс.)

    ИГРА ТРЕТЬЕЙ ТРОЙКИ.

    Ведущий читает стихотворение С.Шестакова.

    Опять ужасная. Опять в журнале будет двойка.

    Слеза стекает на тетрадь. Нет сил держаться стойко.

    Несчастный класс сидит в тоске, от горя чуть не плачет.

    А на доске, а на доске ужасные задачи!

    Их целых пять. Их даже шесть! Они страшней прививки.

    Они мешают спать и есть, пить кефир и сливки.

    Как час расплаты настаёт, такая вот работа.

    Холодный прошибает пот, в глазах круги без счёта.

    А за столом, пугая всех, грозя кнутом и ссылкой,

    Сидит ужасный человек с язвительной улыбкой.

    Суров, неумолим и тих, внушая страх и трепет,

    Он соберет работы их и всем по двойке влепит!

    И греет лишь одно сердца учеников несчастных:

    Что две минуты до конца мучений их ужасных,

    Что прозвенит звонок опять – луч света в школьном царстве,

    И можно вновь спокойно спать, забыв о дне ужасном!

    О чём идет речь в стихотворении? Другими словами ответьте на вопрос: «Проверка учеников на выживание – что это?» (Ответ: контрольная)

    ФИНАЛЬНАЯ ИГРА.

       Греческий ученый, родоначальник греческой философии и науки. Был знаком с вавилонской астрономией. Платон, знаменитый греческий философ, рассказывал, что этот учёный, наблюдая звёзды, упал в колодец, а стоящая рядом женщина, посмеялась над ним, сказав: «Хочет знать, что делается в небе, а что у него под ногами – не видит…» Древнегреческий учёный Прокл приписывает ему следующие открытия: того, что диаметр делит круг пополам, о равенстве вертикальных углов, о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и др. Он сделал ряд открытий в области астрономии, установил время равноденствий и солнцестояний. Определил продолжительность года, предсказал одно солнечное затмение. Был причислен группе «семи мудрецов». Кто этот учёный? (Ответ: Фалес)

    СУПЕРИГРА.

        В древности учение об этом математическом понятии было в большом почете у пифагорийцев. С ним они связывали мысли о порядке и красоте в природе, о созвучьях аккордов в музыке и гармонии во Вселенной. Оно применялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре, искусстве. И является условием правильного наглядного и красивого построения или изображения. Современная запись определения этого понятия с помощью математических знаков была введена знаменитым немецким математиком 17 века Готфридом Вильгельмом Лейбницем. В 19 предложении 7 книги Евклид доказывает основное свойство этого математического понятия. Его использовали для решения разных задач и в древности, и в средние века, легко и быстро с его помощью решаются задачи и в наше время. О каком математическом понятии идёт речь? (Ответ: пропорция)

        Жюри подводит итоги игры. Награждаются победители и все участники. Вечер заканчивается словами ведущего: «Мы сегодня узнали много интересного из курса математики. Наш вечер прошел сегодня интересно. Это не последняя наша встреча. Приглашаю всех принимать активное участие в работе!»


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    М А Г Н И Т С К И Й

    Слайд 3

    Д Ж О Н С

    Слайд 4

    К О Н Т Р О Л Ь Н А Я

    Слайд 5

    Ф А Л Е С

    Слайд 6

    П Р О П О Р Ц И Я



    Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятию по математике «Своя игра»

    Цели:  - привитие интереса к предмету через соревнование;

                    - развитие внимания, сообразительности, находчивости, мышления, наблюдательности, любознательности;

                   - развитие умения работать в команде;

                   - воспитание доброжелательного отношения друг к другу;

                  - воспитание ответственности, собранности, математической культуры.

    Оборудование: мультимедийное устройство, компьютер.

    Ход мероприятия.

    Игра построена по принципу телевизионной викторины «Своя игра». В игре участвуют 2 команды. Игроки сами выбирают тему и количество баллов. На обдумывание вопроса команде даётся одна минута. В том случае, если участник игры не отвечает на вопрос, право ответа переходит к другой команде.

    1. Организационный момент.

    Пусть эпиграфом к нашему мероприятию послужат слова А. Маркушевича:

    «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели

    2. Разминка.

    • В каком городе и когда стали впервые измерять углы в градусах? (более 3 тыс. лет назад в Вавилоне)
    • Что означает в переводе с греческого слово «геометрия»? (землемерие: гео – земля, метрио – измеряю)
    • Какое число делится на все числа без остатка? (0)
    • При каком царе впервые русские меры (верста, сажень, аршин, вершок, пуд, фунт, золотник и другие) были определены в соответствующую систему? (при Петре 1)
    • Витя Верхоглядкин отыскал правильную дробь, которая больше 1, но держит свое «открытие в секрете». Почему? (такой дроби нет)
    • Витя Верхоглядкин провел 11 диаметров окружности. Потом он подсчитал число проведенных радиусов и получил 21. Правильный ли его ответ? (нет)

    3. Игра. Игроки сами выбирают тему и количество баллов. Переход к выбранному вопросу и обратно к таблице осуществляется по гиперссылкам. Правильный ответ появляется по щелчку мыши.

    История геометрии

    10

    20

    30

    50

    70

    Задачи - шутки

    10

    20

    30

    50

    70

    Задачи на смекалку

    10

    20

    30

    50

    70

    Занимательная геометрия

    10

    20

    30

    50

    70

    История геометрии.

    10 очков. Какое творение древнегреческой математики лежит в основе учебника по геометрии? Кто автор? («Начала», Евклид)

    20 очков. Кто, по преданию, из великих геометров древности сказал вражескому солдату, пришедшему его убить: «Не тронь моих чертежей!»? (Архимед)

    30 очков. Кому принадлежат слова: «В геометрии нет особых путей для царей!»? (Евклид)

    50 очков. Какая теорема в средние века называлась «магистром математики»? (теорема Пифагора)

    70 очков. Кто является создателем первой неевклидовой геометрии, давшей начало многим другим геометриям? (Лобачевский Н.И.)

    Задачи – шутки.

    10 очков. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км)

    20 очков. Что тяжелее: килограмм гривенников или полкилограмма двугривенных?

    30 очков. Сколько горошин может войти в пустой стакан? (одна)

    50 очков. Считаем: 32, 52, угол в квадрате. (90)

    70 очков. Одна девочка писала: «Двести сорок да двести сорок будет четыреста сорок». Она не ошиблась, но в чем дело? (двести сорок + двести сорок = четыреста сорок: сорока – птица)

    Задачи на смекалку.

    10 очков. Назовите два числа, разность которых равна их сумме. (0 + 0 = 0 – 0)

    20 очков. Назовите два числа, сумма которых равна их произведению. (2 + 2  = 22)

    30 очков. Какие три числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот же результат? (1 + 2 + 3 = 123 = 6)

    50 очков. Найдите сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. (1 +… + 100 =   = (1 + 100) 50 = 5050)

    70 очков. Какой цифрой заканчивается произведение всех чисел от 7 до 81? (0)

    Занимательная геометрия.

    10 очков. Постройте египетский треугольник. (прямоугольный треугольник со сторонами 3, 4, 5)

    20 очков. Квадрат и ромб имеют равные стороны. Площадь какой фигуры больше? (квадрат)

    30 очков. Дана трапеция АВСD, в которой проведены диагонали. О – точка их пересечения. Заштрихованы треугольники АВО и ОСD. Какая из заштрихованных фигур имеет большую площадь? (площади равны)

    50 очков. Сколько прямоугольников? (18)

    70 очков. Сколько здесь треугольников? (18)

    4. Игра со зрителями:  ребусы.

           вершина  

        луч

      диаметр

      диагональ

     

    5. Финал.  Тема финала – «История математики». Делаем ставки!

    Вопрос:  Как называется прибор, выполнявший все четыре арифметических действия, который был создан в 1673 году немецким физиком и математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем? (арифмометр)

    5. Подведение итогов игры. Награждение победителей.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    для любителей геометрии

    Слайд 2

    Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. А. Маркушевич

    Слайд 3

    Разминка В каком городе и когда стали впервые измерять углы в градусах? более 3 тыс. лет назад в Вавилоне Витя Верхоглядкин отыскал правильную дробь, которая больше 1, но держит свое «открытие в секрете». Почему? такой дроби нет Что означает в переводе с греческого слово «геометрия»? землемерие: гео – земля, метрио – измеряю

    Слайд 4

    Разминка Какое число делится на все числа без остатка? 0 При каком царе впервые русские меры (верста, сажень, аршин, вершок, пуд, фунт, золотник и другие) были определены в соответствующую систему? при Петре I Витя Верхоглядкин провел 11 диаметров окружности. Потом он подсчитал число проведенных радиусов и получил 21. Правильный ли его ответ? нет

    Слайд 5

    История геометрии 10 20 30 50 70 Задачи - шутки 10 20 30 50 70 Задачи на смекалку 10 20 30 50 70 Занимательная геометрия 10 20 30 50 70

    Слайд 6

    История геометрии 10 очков . Какое творение древнегреческой математики лежит в основе учебника по геометрии? Кто автор? «Начала», Евклид

    Слайд 7

    История геометрии 20 очков. Кто, по преданию, из великих геометров древности сказал вражескому солдату, пришедшему его убить: «Не тронь моих чертежей!»? Архимед

    Слайд 8

    История геометрии 30 очков. Кому принадлежат слова: «В геометрии нет особых путей для царей !»? Евклид

    Слайд 9

    История геометрии 50 очков. Какая теорема в средние века называлась «магистром математики»? теорема Пифагора

    Слайд 10

    История геометрии 70 очков. Кто является создателем первой неевклидовой геометрии, давшей начало многим другим геометриям? Лобачевский Н.И.

    Слайд 11

    Задачи - шутки 10 очков. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? 30 км

    Слайд 12

    Задачи - шутки 20 очков. Что тяжелее: килограмм гривенников или полкилограмма двугривенных? Килограмм гривенников

    Слайд 13

    Задачи - шутки 30 очков. Сколько горошин может войти в пустой стакан? одна

    Слайд 14

    Задачи - шутки 50 очков. Считаем: 3 2 , 5 2 , угол в квадрате. 90 

    Слайд 15

    Задачи - шутки 70 очков . Одна девочка писала: «Двести сорок да двести сорок будет четыреста сорок». Она не ошиблась, но в чем дело? двести сорок + двести сорок = четыреста сорок : сорока – птица

    Слайд 16

    Задачи на смекалку 10 очков . Назовите два числа, разность которых равна их сумме. 0 + 0 = 0 – 0

    Слайд 17

    Задачи на смекалку 20 очков. Назовите два числа, сумма которых равна их произведению. 2 + 2 = 2  2

    Слайд 18

    Задачи на смекалку 30 очков. Какие три числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот де результат? 1 + 2 + 3 = 1  2  3 = 6

    Слайд 19

    Задачи на смекалку 50 очков. Найдите сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. 1 + … +100 = (1 + 100)  50 = 5050

    Слайд 20

    Задачи на смекалку 70 очков. Какой цифрой заканчивается произведение всех чисел от 7 до 81? 0

    Слайд 21

    Занимательная геометрия 10 очков . Постройте египетский треугольник. прямоугольный треугольник со сторонами 3, 4, 5

    Слайд 22

    Занимательная геометрия 20 очков. Квадрат и ромб имеют равные стороны. Площадь какой фигуры больше? квадрат

    Слайд 23

    Занимательная геометрия 30 очков . Дана трапеция ABCD , в которой проведены диагонали. O – точка их пересечения. Заштрихованы треугольники ABO и ОС D . Какая из заштрихованных фигур имеет большую площадь? площади равны

    Слайд 24

    Занимательная геометрия 50 очков. Сколько прямоугольников? 18

    Слайд 25

    Занимательная геометрия 70 очков . Сколько здесь треугольников? 18

    Слайд 26

    Если осталось время

    Слайд 27

    Четырехугольники 1) Какой четырёхугольник по очень важному признаку являются лишним? 2) Какая из этих фигур обладает наибольшим количеством свойств? 3) Для какого четырёхугольника имеет смысл выражение: «Найдите среднюю линию»? 4) Название какой фигуры в переводе с греческого языка означает «обеденный столик»?

    Слайд 28

    Вершина Луч

    Слайд 29

    диаметр диагональ

    Слайд 30

    Финал Как называется прибор, выполнявший все четыре арифметических действия, который был создан в 1673 году немецким физиком и математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем? арифмометр

    Слайд 31

    Конкурс «Древнегреческие учёные»

    Слайд 32

    Конкурс «Древнегреческие учёные» 1) Девизом каждого, кто нашел что-то новое, является слово «Эврика!». Так воскликнул ученый, открыв новый закон. Он же с большой точностью вычислил значение  – отношение длины окружности к её диаметру. №2. Архимед 2) Кто из этих учёных участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою? №1. Пифагор

    Слайд 33

    Конкурс «Древнегреческие учёные» 3)Много интересного рассказывают про этого учёного. Вот, например, один случай. Учёный, наблюдая звёзды, упал в колодец, а стоявшая рядом женщина посмеялась над ним, сказав: «Хочет знать, что делается на небе, а что у него под ногами, не видит». №3. Фалес 4)Кто из этих учёных помогал защищать свой город Сиракузы от римлян и при этом погиб? Легенда гласит: когда римлянин занёс меч над учёным, тот не просил пощады, а лишь воскликнул: «Не трогай мои чертежи!» В миг гибели учёный решал геометрическую задачу. №2. Архимед

    Слайд 34

    Конкурс «Древнегреческие учёные» 5) Кому из них принадлежат слова: «Числа правят миром» №1. Пифагор 6) Кто из этих учёных сформулировал следующие теоремы: а) Вертикальные углы равны; б) В равнобедренном треугольнике углы при основании равны; в) Диаметр делит круг пополам и другие . №3. Фалес