Готовимся к ЕГЭ

Зиатдинова Татьяна Александровна

в помощь ученикам для успешной сдачи экзамена

Скачать:


Предварительный просмотр:

        В тексте, предложенном для анализа, современный публицист Виктор Дроганов поднимает нравственную проблему: что может разрушить веру в людей, в их добрые намерения? Рассказчик, возвращаясь в своё прошлое, со стыдом  и болью вспоминает о том, как он и его одноклассники относились к Коле Бабушкину. Презрительно-высокомерное отношение одноклассников подчёркивает степень их неоправданной жестокости.  В тот день у Коли был день рождения, и он, увидев на своём столе книгу, решил, что это подарок ему. Восторженная улыбка появилась на его лице, но рассказчик зло приказал положить книгу на место. А Коля испугался, выронил книгу, густо покраснел. Одноклассники так и не смогли понять Колю Бабушкина, а ведь то, как он  благоговейно, словно святыню, взял книгу в руки,  даёт возможность понять, как богат духовный мир этого подростка. Прошло уже более 30 лет, а рассказчик так и не может себе простить, что он сделал больно человеку и не нашёл в себе мужества исправить ошибку.                                                                                 Автор считает, что веру в людей, в их добрые намерения могут разрушить жестокие поступки, неприязненное отношение  к человеку, поэтому никогда не стоит жалеть того, что можешь дать, и никогда не нужно отнимать того, что у тебя просят. Я полностью разделяю позицию автора, потому что человеческая жизнь коротка и не стоит тратить её на жестокие и необдуманные поступки.         Именно так же вели себя одноклассники Лены Бессольцевой, героини повести Виктора Железникова «Чучело». Конечно, ей было ужасно больно и обидно, что ребята презирают её, насмехаются над ней, устроили самую настоящую травлю. Но Лена не сломилась, выстояла, хотя и уехала из города. А ребята поняли свою ошибку, и их слова «Прости нас, Чучело!» звучат как раскаяние.  В своей замечательной книге «Письма о добром и прекрасном» академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что «надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто хорошее обогащает человека духовно».                                                                                                                                                                               Спешите делать добрые дела, не разрушайте веру в людей своими необдуманными поступками! Я благодарна автору за то, что он ещё раз заставил меня задуматься над данным вопросом.

   



Предварительный просмотр:

         Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся проблема выбора профессии.  Что может повлиять на изменение отношения человека к выбору профессии?   Именно этот вопрос, который не может не беспокоить современного человека, затрагивает современный драматург, писатель Евгений Валерьевич Гришковец. Рассказчик вспоминает о дне открытых дверей биологического факультета университета, потому что хотел поступить именно на биофак. Он ожидал увидеть учёного – биолога, похожего на жюльверновского Паганеля, но ничего этого не произошло. Во-первых, в назначенное  время  никто не пришёл, им пришлось прождать минут двадцать. Во-вторых, недоброжелательное отношение сотрудницы института, которая недружелюбно смотрела на будущих студентов, её беглый показ всех возможностей биологического факультета разочаровали рассказчика. Он не встретил в университете ни одного человека, который совпадал бы с его представлением о том, как должен выглядеть учёный-биолог.                                                                                                                                                                       Автор считает, что на выбор профессии влияют не только способности подростка, но и сами представители той или иной профессии. Я разделяю позицию автора, так как считаю, что люди, увлечённые своим делом, способны «заразить» своей профессией, и наоборот, если человек к своему делу относится равнодушно, обыденно, то он  может оттолкнуть ….                          Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни. Герой рассказа Антона Павловича Чехова «Ионыч» Дмитрий  Старцев  выбрал благородную профессию врача. Он был хорошим доктором, полностью отдавался своему делу. Казалось бы, именно на таких людях и держится медицина, именно на таких врачей и хочется походить. Но, перестав настойчиво пополнять свои знания, герой сделался обычным обывателем, который целью жизни видит лишь свое благополучие. Не хотела бы я быть таким доктором или лечиться у него.

Аргумент из личного опыта.

        В заключение хочу поблагодарить автора текста за то, что он дал мне возможность поразмышлять над этой проблемой.

                                                             



Предварительный просмотр:

        Проблем в современном мире   много, одна из них – проблема сострадания. Способно ли чувство сострадания объединить недавних врагов?    Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает русский советский писатель Владимир Фёдорович Тендряков.  Описывая трагедию, разыгравшуюся в немецком госпитале, автор передаёт состояние и чувства людей, ставших свидетелями страшного зрелища.. Герой рассказа Аркадий Кириллович, увидев дрожащего от холода раненого немецкого солдата, стянул с себя полушубок и накинул ему на плечи. В этот момент они перестали быть врагами. А через некоторое время мы узнаём, что под горящими стенами погибли два солдата: немецкий, бросившийся в огонь, и татарин, кинувшийся его спасать.                                                                                        Автор считает, что никакие силы не способны уничтожить в людях запасы человечности, сострадания. Именно  чувство сострадания способно объединить недавних врагов.  С мнением автора трудно не согласиться. В любом человеке изначально заложены доброта, порядочность, милосердие, отзывчивость. И проявляются эти качества, как правило, в критических ситуациях.  

Мне сразу вспоминается Мария, героиня повести Виталия Закруткина «Матерь человеческая». На её глазах казнили мужа и сынишку, сожгли всю деревню… Почему Мария, увидев раненого немецкого солдата, не заколола его вилами? Что заставило её встать перед ним на колени, смочить водой его потрескавшиеся губы, всю ночь провести рядом, а утром, когда он умер, вытащить и похоронить его? Это были как раз те запасы доброты и человечности, о которых пишет Тендряков.   Похожая ситуация рассматривается также Л.Н.Толстым в романе «Война и мир», когда Петя Ростов пожалел пленного французского барабанщика. Его  чувства мне понятны: ребёнок испытал чувство сострадания, встретив, пусть даже на войне, другого ребёнка. Но более всего меня поразила сцена, когда оборванные французские солдаты вышли из леса и направились к русским солдатам. Русские солдаты могли бы их убить, тк они враги, но жестокости уже нет в душе народа. Французов накормили, дали им водки. «Тоже люди», - сказал один из русских солдат. А позднее об этом же скажет и Кутузов. Значит, действительно, никакие силы не способны уничтожить в людях запасы человечности и сострадания.                                                          

В заключение хотелось бы отметить, что именно чувство сострадания способно раскрыть в человеке его лучшие качества, сохранить в человеке человека.   Я искренне благодарна автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.



Предварительный просмотр:

Шаблоны сочинений ЕГЭ

Первый шаблон:

1. Составляете план. Формулируете проблему.
- В современности остается проблема…
- Эта проблема беспокоит любого современного человека и затрагивает …
- В сущности, эта проблема существует с далеких времен и остается актуальна в наше время.
- Так как я являюсь жителем России, то эта проблема волнует и меня.
2. Коротко раскройте проблему, включая цитаты из текста.
3. Изложите позицию автора. Какие бывают позиции автора? Позиция может быть: двойственная, нейтральная, негативная, умеренная, радикальная и позитивная. Мысли автора. Он считает, думает, высказывает, его волнует, беспокоит и тревожит… Позиция автора, скорее всего, заключается или связана с ….
4. Прокомментируйте высказывания и позицию автора.
- Я понимаю беспокойство, волнение или тревогу автора, потому, что …
- Я не могу не согласиться с автором, потому, что…
- Я полностью согласен с ним, во-первых, так как (потому, что)… во-вторых… Многим известно, что… Точно очевидно, по моему мнению, факт того, что… Мне представляется\кажется…
- Совершенно точно,… Эта мысль полностью доказана в литературном произведении так же, как и в реальной жизни.
- Чтобы доказать свою правоту, я буду основываться на…
- Так как у меня небольшой жизненный опыт, то это свидетельствует…
- Чтобы убедить вас в своей правоте\аргументах\доказательствах, я приведу пример из произведения … с судьбой героя. Это классическое зарубежное (отечественное) произведение.
- Подобную ситуацию анализировал и писатель… в своем произведении…
- В … главе, герой произведения показывает такие, свои качества, как…\он сталкивается с выбором.
- Сюжет произведения\ судьба героя\ размышления автора заставляют нас задуматься …\сделать вывод.
- Затем пишите краткий вывод.

Второй шаблон:

Роль литературных произведений для жизни общества? Такая проблема остро встает в произведениях… (Ф.И. автора)
Всплывает вопрос о том … (проблему стоит писать своими словами, а не так, как это описал автор в начале произведения) касается всех слоев общества и никто не будет равнодушен к этой проблеме. Автор (публицист, писатель…) задумывается над … и пишет об этом (ощущается его) заинтересовано. Его отношения к этой важной для него, проблеме, ощущается в эмоциональной и взволнованной манере написания письма (тут следует привести пример), попытки сделать читателя произведения своим союзником, единомышленником. Когда автор рассуждает (проблема)…, то обращается (следует указать на материал автора, в котором он рассматривает данную проблему: описание природы, рассуждения, цитирование высказываний великих людей, взволнованный монолог, художественное повествование, диалоги, чье-то воспоминание и тому подобное).
Мы соглашаемся с писателем (публицистом, Ф.И. писателя, автором) в том, что…

(Я согласен с позицией автора, так как она была убедительной, потому, что…) Высказывания, мысли … понятны мне. (А можно написать, что трудно будет не согласиться с таким выводам, которые появляются в произведении). Я думаю, что каждый человек в жизни хоть раз, но сталкивался с примерно такой ситуацией (встречал таких же людей, задумывался над этим вопросом, приходилось решать такие вопросы и так далее).
Небольшая характеристика сочинения, которая состоит из трех частей:

1. Вступительная часть. Во вступительной части должна прозвучать проблема (ее формулировка). Начинать сочинение следует с красивой и умной цитаты из произведения, со своих мыслей по этой проблеме и с разных риторических вопросов. Потом следует заметить, что об этом вопросе (проблеме) рассуждает (размышляет) в своем произведении и автор (Ф.И.О. автора). Такое начало свяжет вступительную часть и основную.
2. Основная часть.
Что входит в основную часть:

а) Основная часть должна начинаться с комментариев по проблеме. Это вызывает у вас затруднение, то откройте произведение и посмотрите, что пишет об этой проблеме автор. Затем прочтите его комментарии и напишите 2-3 предложения. В предложениях сконцентрируйте свое внимание на абзацах и выделите в них микротемы (в произведении найдите несколько предложений или словосочетаний, которые четко несут смысл проблемы и подтверждающие смысл текста).
б) Сформулируйте четко позицию и мнение автора произведения по этой проблеме (найдите в тексте предложения, которые содержат вывод автора произведения).
в) Изложите свое мнение о проблеме. Когда вы писали сочинение, то в нем высказывали точку зрения автора, теперь опишите, несогласие или согласие с его точкой зрения. Изложите свое мнение по этой проблеме. Подберите 2 аргумента, которые доказывают вашу правоту. Например, опыт из жизни. Можно написать жизненный пример знаменитых людей, статьи из журналов и газет, поговорки и пословицы. Если вы опираетесь на литературное произведение, то это должно носить декларативно-указательный характер (то есть поверхностно упомянуть, что в другом литературном произведении затрагивался данный вопрос или проблема), если вы просто упомяните, что уже поднимался этот вопрос в других произведениях, это не будет означать, что вы знаете текст и согласны с позицией писателя.
3. В заключение напишите о проблеме еще раз и ваш вывод, который будет содержаться в одном, двух предложениях.

Не забывайте о логике. Все разделы вашего сочинения должны логически быть связаны. Самое главное, старайтесь не допускать речевых, пунктуационных и орфографических ошибок. Одна и та же мысль, должна фигурировать в тексте один раз. В своих высказываниях будьте этичны.

Проблем, которые встречаются в тексте:

1. Воспитание и проблемы наследственности (Возможно ли человеку вырваться из пут наследственности?). Склонность и задатки человека определяются наследственностью. Но лишь сам индивид имеет возможность развить способности, которые даны природой.
2. Литературные проблемы, то есть проблемы финансов и творчества (Есть ли возможность творить за деньги и ради них?). Самой главной причиной появления данного произведения, это потребность обратить внимание людей на что-то.
3. Проблема интеллигентности (какой человек считается интеллигентным?) Интеллигентность – это качество, которое необходимо любому воспитанному человеку. Интеллигентный человек не может быть только эрудированным и образованным, это такое качество человека, которое проявляется по отношению к другому человеку или окружающим.
4. Проблема того, соответствует ли природа людям, которые живут на этой территории (Связан ли пейзаж и ландшафт местности с духовной воспитанностью людей?) Ландшафт и пейзаж местности (страны) рассказывает о людях, их отношениях к природе, друг к другу и представлениях о красоте.
5. Книги и их роль в жизни людей (Нужны ли хорошие книги?). В чем состоит проблема любого произведения? (как происходит чтение любимого произведения?). Книга помогает человеку понять окружающий мир, жить в нем. Если книга хорошая, то в ней всегда можно уловить суть.
6. Искусство и его роль в жизни любого человека. Способность литературного произведения влиять на человека. Что оно может? Что означает, чувство родины? Хорошее литературное произведение, побуждает человека к действию, пробуждает чувства, заставляет думать и просто наслаждаться хорошей литературой. Чувство родины должно всегда быть внутри человека. Это чувство способствует тому, чтобы человек, неважно в каком случае, пытался ее защитить.
7. Проблема человека, его талантливости. У каждого ли человека есть талант? Талант необходим в разных профессиях, а не только в искусстве. Талант дается человеку природой и чтобы его раскрыть, требуются большие усилия. Чтобы сохранить свой талант, данный от рождения, и индивидуальность, человек должен обладать огромной духовной силой.
8. Взаимоотношения природы и человека. Проблема того, сможет ли человек узнать и понять, что мешает дому, его миру, в котором он живет? Судьба индивида и состояние планеты полностью зависят от поведения человека. Вкратце о человечестве – это «фурункул» планеты. Угрозу для планеты составляет поведение и жизнедеятельность человека.
9. Проблема сложности жизни. Что надо предпринять, чтобы не растерять свою нравственность и самого себя. Возможно ли жить без совершения ошибок? Как детство влияет на жизнь в целом. Неизбежность состоит в том, если человек долго живет, то он совершит много ошибок. В детстве проявляется суть любого человека.
10. Проблема в понимании красоты. Есть ли возможность видеть прекрасное? Проблема духовности человека, «слепота» или «глухота». Чтобы слышать и видеть красоту, душа должна быть чиста. Эмоционально обогащает человека и влияет на его настроение, постоянно меняющееся состояние природы, пейзажа. Человеку требуется научиться видеть изменения. Если человек духовно «зрячий», то он может видеть и чувствовать красоту мира.

Шаблон написания сочинения:

1. Формулировка проблемы.

  • Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся…
  • Именно этот вопрос, который не может не беспокоить современного человека, затрагивает…
  • Следует отметить, что данная проблема существует давно, однако актуальна она и в наши дни.
  • И меня, жителя современного общества (современной России), этот вопрос не может не волновать.

(Формулировку проблемы можно найти ниже)

2. Комментарий проблемы с элементами краткого пересказа, цитирования.

3. Изложение авторской позиции.

  • Позиция автора данного текста позитивная (радикальная, умеренная, негативная, нейтральная, двойственная).
  • Он считает (полагает, думает, высказывает мысль о том), что…
  • Автора тревожит (беспокоит, волнует)…
  • Авторская позиция, по моему мнению, связана с … / заключается в …

4. Комментарий к авторской позиции.

  • Мне близка тревога (волнение, беспокойство) автора, так как…
  • Я согласен с… в том, что…
  • С мнением автора трудно не согласиться, так как…
  • Я полностью разделяю его точку зрения, во-первых, потому, что… во-вторых…
  • Общеизвестно, что… Совершенно очевиден, на мой взгляд, тот факт, что… Мне кажется / представляется… Действительно, …
  • Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.
  • Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на…
  • Мой небогатый пока жизненный опыт свидетельствует…
  • В качестве убедительного доказательства / аргумента можно также привести судьбу героя известного произведения … классика отечественной (зарубежной) литературы…
  • Похожая ситуация рассматривается также писателем… в произведении…
  • В эпизоде… герой проявляет такие качества, как… / оказывается в ситуации жизненного выбора…
  • Судьба героя / сюжет произведения / размышления писателя заставляют задуматься над… / прийти к выводу о том, что…
  • Краткий вывод.

* В шаблоне предлагаются варианты готовых речевых формул. В каждом пункте приводится несколько вариантов выражения одной и той же мысли. Текст сочинения должен быть ЦЕЛОСТНЫМ, не разбитым на пункты.

Еще один план сочинения

С чего начать?

(1 абзац)

Привести общие сведения об обсуждаемой проблеме.

Сослаться на авторитетное мнение.

Создать эмоциональный настрой.

Оформляем постановку проблемы

(1 абзац)

Поставить проблемный вопрос:

Автор ставит перед читателями (какую?) проблему…

Автор рассуждает над (какой?) проблемой…

В данном тексте поднимается (какая?) проблема…

Текст заставляет каждого из нас задуматься над (какой?) проблемой…

Проблема может быть: общественно значимая, социальная, философская, политическая, идеологическая, нравственная, морально-этическая, злободневная, актуальная, серьезная, насущная, острая, глубокая, неразрешимая.

Поставленная автором проблема заставляет читателя: глубоко задуматься / серьезно размышлять / переосмыслить свое отношение к…

Оформляем комментарий (2 абзац)

Автор раскрывает проблему на примере…

В центре внимания автора…

Автор убеждает читателя в том, что…

Следует обратить внимание на мысль автора о том, что…

Автор посвящает свою статью…

Автор обращается к литературе для аргументации своей позиции…

В комментарии можно ответить на любой из следующих вопросов с подтверждающим аргументом из текста: к какой категории относится проблема? насколько и почему актуальна? традиционна или нова проблема? какие точки зрения по этой проблеме существуют? способы привлечения внимания читателя автором (из задания В8: эмоционально воздействует на читателя с помощью / передает глубину проблемы, используя / убеждает читателя в правоте своей позиции через / делает свою мысль более точной, яркой, убедительной с помощью)?

Оформляем позицию автора

(3 абзац)

Позиция автора такова:

Позиция автора вполне конкретна:

Я вижу авторскую позицию в следующем:

Выражаем соглашение с автором

(4 абзац)

С мнением автора трудно не согласиться.

Я полностью согласен с автором.

Приводим 2 аргумента: литературный (4 абзац)

+ жизненный (можно отвести отдельный абзац – 5)

Мне сразу вспоминается один из героев рассказа…

В жизни эта проблема коснулась и меня лично.

Мы часто можем встретить людей, которые…

Последний абзац

Резюмирование (повторение в обобщенной форме основной идеи текста)

Я искренне благодарен автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.

Другой план сочинения

1 абзац. Вступление. 2-3 предложения, касаются темы текста, но безотносительно к данному тексту. Переходная фраза, в которой Вы представляете текст:

  • Как раз об этом и пишет (рассказывает, размышляет, повествует) автор текста, Ф.И.;
  • Именно этой теме и посвящен текст Ф.И.;

2. абзац. Проблемы, которые поднимает автор, комментарий одной проблемы.

  • В статье (тексте, очерке, рассказе, отрывке из… и т.д.) рассказывается (разрабатывается, трактуется и т.д.) тема…;
  • Тема … относится к числу вечных (общих, особенно любимых публицистами, писателями и т.д.);
  • В статье (рассказе и т.д.) автор поднимает (формулирует, решает) (сложную, серьезную, злободневную, острую, неразрешимую) проблему…;
  • Многие проблемы, о которых говорится в тексте, по-настоящему волнуют современного читателя. К таким проблемам относится и вопрос о …;
  • На первый взгляд, проблема кажется странной (банальной, узкой, частной, избитой, незначительной), но автор сумел в ней увидеть (рассмотреть, показать)…;
  • В жизни каждого человека случаются вещи, о которых говорит автор текста;
  • Почему мы не всегда обращаем внимание на …?;
  • Актуальность статьи благодаря затронутой теме (поднятой проблеме) не вызывает сомнения;

3 абзац. Позиция автора. Желательно употребить само слово «позиция».

  • Позиция автора такова …;
  • Позиция автора четко сформулирована во фразе …;
  • Автор высказывает (формулирует, выражает) (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую и т.д.) мысль …;
  • По мнению автора …;
  • Автор (писатель, публицист и т.д.) убежден, что …

4 абзац. Согласие/несогласие с автором. Желательно соглашаться.

  • Я согласен с позицией автора;
  • Мне близка и понятна позиция автора;
  • Безусловно, автор прав в своем убеждении;

5 абзац. 2 (или более) аргумента (каждый новый аргумент с нового абзаца).

Доказательства из художественной литературы (название произведения, герои, конкретный эпизод), личного опыта и т. д.

6 абзац. Заключение (перефразированное вступление). Вывод.

  • Действительно, автор затронул актуальную тему…

Алгоритм работы над сочинением.

1 абзац. Ищем проблему, прописываем ее. Задаем к ней вопрос.

2 абзац. Комментируем проблему с отрицательной стороны.

                        И что в итоге? (Что ждет в будущем?) Мы будем… (=отвечаем на вопросы). Разве этого мы хотим? Разумеется, нет! Поэтому мы должны, как справедливо заметил … , следить… .

3 абзац. Отвечаем на вопрос «Что думает по этому поводу автор?».

Далее личностная позиция, аргументы и вывод. 

  

Шаблон 1.

1. (ФИО автора) ставит очень важную проблему –  проблему…

Основная проблема, поставленная (ФИО автора в Т. падеже), связана с…. …                                                                                                           Что такое … ? Вот проблема, которую поднимает…   (формулировку проблемы можно найти в задании А29, 30)                                                                                                                                                          

2. Комментарий проблемы (= краткий пересказ, цитирование). (комментарий нельзя брать из задания В8)

3. Позиция автора  данного текста (позитивная, негативная, нейтральная, двоякая).   Он считает, что…

4.   Я согласен с … ( в том, что…).

1. Во-первых, потому что …

    Во-вторых,…

2. Доказательства этой мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.

3 В качестве доказательства можно привести следующие аргументы.         

4. В качестве доказательства могу сказать следующее.                                                                                5. Доказать это можно так.                                                                                                                          6.Краткий вывод.

 

Шаблон 2.

                        Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема… . Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает …. . Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.

                        С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями. …

                         В жизни эта проблема коснулась и меня лично. …

Шаблон 3.

Проблем в современном мире очень много. Одна из них - ….  .Именно эту проблему, которая не может не волновать современного человека, затрагивает (автор текста) в своём тексте. . (можно найти в задании А28, 29, 30)

 

Комментарий проблемы

(Ф.И. автора) размышляет о…. Он считает, что (нельзя цитировать и списывать точку зрения из А28, В8).

С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. (Общеизвестно…, Действительно…) или (Во-первых,…  Во-вторых,…), (Я думаю,…Мне кажется,…) Привести  2 аргумента.

(Ф.И. автора) в своём тексте поднял(а), несомненно , важную проблему - …  .Я искренне благодарен автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим(и) вопросом(амии).

 

Формулировки проблем.

1.Роль (чего-то или кого-то) в жизни человека.

2.Проблема влияния (чего-то или кого-то) на человека.

3.Проблема предназначения (чего-то или кого-то).

4.Проблема (чего-то или кого-то) в нашей стране.

5.Проблема вытеснения (чего-то) (чем-то).

6.Проблема взаимоотношений поколений («отцов и детей»).

7.Проблема памяти (о ком-то или о чем-либо).

8.Проблема нравственного выбора.

9.Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи.

10.Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи.

11.Проблема нравственного долга.

12.Проблема защиты и сохранения природы.

13.Проблема сохранения и развития русского языка.

14.Проблема чинопочитания и угодливости.

15.Проблема семейных (родственных) отношений.

16.Проблема исторической памяти.

17.Проблема коммерциализации культуры…



Предварительный просмотр:

Шаблон 1                                                                                                                                                                             _        Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся…                                                                      Комментарий к проблеме                                                                                                                                                                    Автор считает, что….. (позиция автора)                                                                                                                                               Я полностью разделяю его точку зрения.                                                                                                                                                   В качестве убедительного доказательства / аргумента можно   привести судьбу героя известного произведения … классика отечественной   литературы…                                                                                                                                    В эпизоде… герой проявляет такие качества, как… / оказывается в ситуации жизненного выбора…                                             Я искренне благодарен автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.

Шаблон 2.

        Сослаться на авторитетное мнение. (Герой произведения И.С.Тургенева Евгений Базаров считает, что «каждый человек сам себя воспитать должен».) Я с ним полностью согласен, но всё же формирование личности начинается в семье, в детском возрасте.                                                                                       ….в своём тексте рассуждает над   проблемой……         Автор убеждает читателя в том, что…          Я вижу авторскую позицию в следующем:                                                                                                               С мнением автора трудно не согласиться. Мне сразу вспоминается один из героев рассказа ( романа, повести)…   Похожая ситуация рассматривается также писателем… в произведении…                                        Я искренне благодарен автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.

Шаблон 3.

1 абзац. Вступление. 2-3 предложения, касаются темы текста, но безотносительно к данному тексту. Переходная фраза, в которой Вы представляете текст:                                                                             Как раз об этом и пишет (рассказывает, размышляет, повествует) автор текста, Ф.И.                                          2. абзац. Актуальность статьи благодаря затронутой теме (поднятой проблеме) не вызывает сомнения. Формулируем проблему.                                                                                                                               3 абзац. Позиция автора. Желательно употребить само слово «позиция».                                                                   Позиция автора четко сформулирована во фразе…                                                                                                               4 абзац. Согласие/несогласие с автором. Желательно соглашаться.                                                     Безусловно, автор прав в своем убеждении.                                                                                                                   5 абзац. 2  аргумента (каждый новый аргумент с нового абзаца).                                                                                     6 абзац. Заключение (перефразированное вступление). Вывод.                                                            Действительно, автор затронул актуальную тему…

Шаблон 4.

                        Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема… . Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает …. . Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.

                        С мнением автора трудно не согласиться…….. Я полностью разделяю его точку зрения. А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями. …

Шаблон 5

Проблем в современном мире очень много. Одна из них - ….  .Именно эту проблему, которая не может не волновать современного человека, затрагивает (автор текста) в своём тексте. (можно найти в задании А28)

 Комментарий проблемы

(Ф.И. автора) размышляет о…. Он считает, что (нельзя цитировать и списывать точку зрения из А28, В8).

С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. (Общеизвестно…, Действительно…) или (Во-первых,…  Во-вторых,…), (Я думаю,…Мне кажется,…) Привести  2 аргумента.

(Ф.И. автора) в своём тексте поднял(а), несомненно , важную проблему - …  .Я искренне благодарен автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим(и) вопросом(амии).

Шаблон 6.

Я назвал бы этот текст ……., потому что проблема, поднятая  …….., посвящена…….

В тексте, предложенном для анализа, автор рассматривает ряд важных вопросов. Особое внимание автор уделяет проблеме….

  1. Комментарий самой проблемы как таковой – сразу после того, как она сформулирована:
  • насколько актуальна проблема;
  • кому и  в  каких ситуациях   приходится   сталкиваться   с подобной   проблемой;
  • какова «история вопроса»;

 На какие стороны проблемы обращает наше внимание писатель?

Автор: обращает наше внимание

……открыто заявляет о своей гражданской позиции…

 Размышляя над позицией автора, хочется отметить…

Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых,…

В заключение хотелось бы отметить…или Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать…



Предварительный просмотр:

№ п/п

        Проблема

                              Аргументы

1.

Проблема социального неравенства (маленького человека).

  1. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (роман). Многие герои романа  живут за чертой бедности.
  2. Реалия сегодняшнего дня: 2/3 россиян нищенствуют. Бездомные люди в морозные ночи замерзают на улице.

2.

Проблема «отцов» и «детей».

  1. Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба» (повесть). Взаимоотношения Тараса и его сыновей. Материнская любовь к Остапу и Андрию.
  2. Телевизионный фильм по пьесе А.Вампилова «Старший сын», главные роли в котором играют Николай Караченцов, Евгений Леонов, Михаил Боярский.

3.

Проблема знаний, образования, воспитания. Школа, учитель.

  1. Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (комедия). Митрофанушка – бездельник и лентяй. Не хочет получать знания. В результате вырастает ни к чему не приспособленный человек.
  2. М.В.Ломоносов. Его жизнь – пример того, как нужно учиться, чего можно добиться, имея глубокие знания.

4.

Проблема «футлярности» жизни (обывательская мораль, замкнутость).

  1. М.Е.Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» (сказка). Главный герой устранился от жизненных невзгод, заботился лишь о себе и своем благополучии.
  2. А.П.Чехов «Человек в футляре» (повесть)Учитель древних языков устранился от жизни, погрузил всё, даже душу в «футляр». Он не сделал ничего полезного, поэтому после смерти о нём быстро забыли.

5.

Проблема счастья (его понимание), смысла жизни.

  1. Л.Н.Толстой «Война и мир» (роман-эпопея). Наташа Ростова видит счастье в семье. Смысл её жизни – любовь, умение отдавать себя людям.
  2. Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (поэма). Каждый понимает счастье по-своему. ? крестьян затевают спор, выясняя, кто же на Земле по-настоящему счастлив. Выясняется, что это Гриша Добросклонов, который борется за счастье народа.

6.

Проблема патриотизма, лжепатриотизма

  1. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» (повесть). Тарас – патриот, верен народу и его традициям. Его сын Остап тоже патриот, а Андрий стал предателем.
  2. М.Ю.Лермонтов «Бородино» (баллада). Автор показал истинный патриотизм русских воинов в борьбе с врагом.

7.

Проблема жизненного выбора, проблема подвига.

  1. А.М.Горький «Старуха Изергиль» (рассказ). В «Легенде о Данко», которая входит в рассказ, главный герой сам сделал свой выбор, пожертвовав жизнью ради спасения людей.
  2. А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (повесть). Пётр Гринёв сделал свой выбор – служить Отечеству. И когда Пугачёв предлагал Гринёву  взамен на жизнь идти к нему на службу, Пётр отказался. Он готов погибнуть, но не предать свои идеи.

8.

Проблема одиночества.

  1. М.А.Шолохов «Судьба человека» (рассказ). Андрей Соколов потерял на войне всю семью: от бомбёжки погибли жена и дочери, разрушен дом, в день победы погиб старший сын. Герой очень одинок. Одинок и мальчик-сирота Ваня, который в войну остался без родителей, у него нет ни семьи, ни дома.
  2. И.С.Тургенев «Отцы и дети» (роман). Базаров одинок во взглядах, в любви, в дружбе.

9.

Роль личности в истории.

  1. А.С.Пушкин «Борис Годунов» (трагедия). Основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился доверия и уважения  народа, его поддержки.
  2. В истории немало примеров: Ленин, Сталин, Ельцын…

10.

Проблема милосердия (сострадания, человечности).

Жестокость, бесчеловечность.

  1. Л.Н.Толстой «Война и мир» (роман-эпопея). Наташа обладает чутьём к чужой боли. Пьер – истинная доброта, душевность, он не может видеть чужого страдания.
  2. М.А.Шолохов «Тихий Дон» (роман-эпопея). Жестокость показана как естественная реальность в годы революции. При этом герои остаются людьми.

11.

Проблемы войны и мира (человек на войне, противоестественность, бесчеловечность, жестокость войны).

  1. М.А.Шолохов «Судьба человека» (рассказ). Влияние войны на судьбы людей.
  2. Б.Васильев «А зори здесь тихие…» (повесть). Трагическая судьба молодых девушек-зенитчиц.

12.

Проблема дружбы (верности, предательства и т.д.)

  1. А.Приставкин «Ночевала тучка золотая» (повесть). В повести рассказывается о детях, которые ведут борьбу за свою жизнь. Они выдерживают все: войну, болезнь, голод, скитания, межнациональную рознь. И помогла им в этом дружба.
  2. Образец дружбы истинной, благород ной - лицейское братство Пушкина, Пущина, Кюхельбекера, Дельвига…

13.

Проблема экологии, мировоспри ятия, отношения человека к приро де.

  1. В.Астафьев «Царь-рыба» (повесть). Главные герои этого произ ведения Природа и Человек. Царь-рыба – это огромный осетр, с которым борется человек: это символ освоения и укрощения природы. В повести речь идет о трагедии человека, который тесно связан с природой, но забыл  об этом и губит и себя, и  ее.

        2.    Статья Конституции об охране природы гласит: «Каждый обязан              сохранять природу и окружаюшую среду, бережно относиться к природным богатствам.

14.

Проблема развития и сохранения русского языка, роль языка в жизни человека.

  1. В.Набоков «Дар». Последний и лучший роман о русском языке, об ответственности человека за то, как он использует этот дар судьбы.

         2.       И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе». В стихотворении «Русский язык» писатель называет русский язык «поддержкой и опорой», необходимой человеку в  трудные минуты. Он наделяет язык такими эпитетами, как великий, могучий, правдивый и свободный. И каждый из них имеет глубокий смысл.

15.

Проблема отношения к чтению. Книга и ее роль в жизни человека.

  1. А.М.Горький «Детство», «В людях», «Мои университеты» (трилогия). Чтение книг делает человека образованным, формирует его сознание. Эту мысль подтверждает жизнь известного русского писателя 20 века А.М.Горького., о которой мы узнаём из его автобиографической трилогии.

      2.   Интерес к книге у моих современников, к сожалению, пропал. Литературу многие изучают по сборникам краткого изложения содержания произведений. Редко встретишь девушку или юношу с томиком стихов…

16.

Проблема столкновения мечты с действительностью

  1. А.Грин «Алые паруса» и др. повести. А.Грин силой своей мечты создал целый мир, в котором живут отважные, чистосердечные мужчины, поэтичные и прекрасные женщины. Таковы главные герои его повести «Алые паруса» - Ассоль и Грей. Девушка всегда верила в чудеса. И нашелся молодой капитан, который смог осуществить  ее мечту. И помогла в этом сила любви.

        2.   Древние греки говорили, что желание уже само по себе творит. Сила желания, мечты способны перевернуть жизнь и изменить человека.

17.

«Детская» проблема. Роль детства в жизни человека.

  1. Л.Н.Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность» (трилогия). В автобиографической трилогии  на примере жизни главного героя Николеньки Иртеньева показан процесс формирования человеческой личности, развития детской души.

        2.     А.Приставкин «Ночевала тучка золотая» (повесть). В этой повести представлена суровая проза жизни детей времен ВОв, сумевших выстоять и продолжить жизнь.

18.

 Проблема любви (трагической, неразделенной и др.)

1. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» (роман). Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. А любовь может противостоять любому злу.

2. Л.Н.Толстой говорил, что, сколько сердец, столько родов любви.

19.

Проблема творчества (вдохновения, писательский труд…)

1. Б.Пастернак «Док тор Живаго» (роман). Главный герой Юрий Живаго выражает взгляды самого Пастернака на миссию поэта в мире. Пастернак считает, что творчество – это божий дар.

2. «Рукописи не горят» - в этой фразе из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»  заключена вера в неудержимую силу творчества, искусства.

20.

Семейная проблема, проблема дома и бездомия.

1. Л.Н.Толстой «Война и мир» (роман-эпопея). Идеал Толстого – семья, взаимоотношения в которой построены на добре и правде. Болконские, Ростовы. Это не просто семьи, это целые жизненные уклады, основанные на национальных традициях.

2.  М.А.Шолохов «Тихий Дон» (роман-эпопея). В центре повествования история семьи донских казаков Мелеховых.

21.

Проблема борьбы добра и зла.

1. В.Распутин «Уроки французского» (рассказ). В рассказе показана душевная теплота учительницы, ее умение помочь своему ученику. Рассказ пронизан гуманизмом, стремлением писателя, по его словам, вернуть людям все то добро, которое они в свое время сделали для него.

2. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» (роман). Роман посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события 20-х годов 20 века и библейских времен. Временной интервал в два тысячелетия лишь подчеркивает, что проблемы добра и зла вечны и непреходящи. Они актуальны для человека любой эпохи.

22.

Проблема наркомании, алкоголизма и других пагубных привычек.

1. Чингиз Айтматов «Плаха» (повесть). Молодые люди, подстегиваемые алкоголем и наркотиками, признают только одно – деньги. Зло порождает зло. Автор проводит параллель: волк-человек. И кажется невероятным, что он показывает человеческое в звере и обнажает звериное в людях.

2. Легко ли быть молодым? Во все времена было нелегко. Но сейчас возникло много новых молодежных проблем. Среди них наркомания, токсикомания, алкого лизм. Эти проблемы волнуют общество, медиков, педагогов и, конечно же, самих подростков.

23.

Проблема жестокости, насилия.

1. В.Железников «Чучело» (повесть). Главная героиня – слабое, беззащитное существо, нескладная, со странностями девочка Лена. Очень быстро она становится жертвой своих одноклассников.

2. Анна Ахматова в года сталинизма пережила нечеловеческие страдания. Ее сына, Льва Гумилева, несколько раз арестовывали. Ей приходилось целыми днями стоять в очереди около тюрь мы, чтобы передать сыну пере дачку. Под впечатлением этих событий и родилась поэма «Реквием». В этом произведении заключена общечеловеческая мысль о недопустимости, не гуманности насилия над людскими душами и судьбами.

24

Проблема памяти, исторической памяти, Родины, истории.

  1. А.Н.Толстой «Петр Первый» (роман). В истории нашей страны много славных и бесславных войн, дипломатических интриг. И мы должны знать прошлое, чтобы понять настоящее. А помогает нам в этом исторический роман А.Толстого, в котором отражена эпоха петровских преобразований и личность великого Петра.

2. Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека.

              В.Распутин

25

 Проблема ответственности за свои поступки.

  1. «Слово о полку Игореве». Князь Игорь очень любил родную землю и поэтому, собрав небольшую дружину, он отправился на защиту родной земли. Им руководило желание свободы, чувство патриотизма. Но при этом Игорь  пошел на половцев самостоятельно, без поддержки других князей.  И поход этот оказался неудачным.

2.  М.А.Булгаков «Собачье сердце» (повесть). Видя несовершенство человека, профессор Преображенский мечтает улучшить его породу. Но эксперимент по созданию человека искусственным путем, поставленный гениальным ученым, обещает иметь тяжелые последствия для общества. Профессор первым видит эту опасность и находит в себе силы исправить ошибку. Это решение говорит о том, что профессор умеет отвечать за свои поступки.

26.

Проблема самопожертвования, самоотречения.

  1. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» (роман). Маргарита  ради любимого человека уходит от обеспеченной жизни, от любящего мужа. Она бросает все и становится единственной опорой Мастера.  Ради того, чтобы еще раз увидеть любимого человека Маргарита заключает договор с дьяволом и губит свою бессмертную душу. Разве это не самопожертвование?

2.  А.М. Горький «Старуха Изергиль» (рассказ). Легенда о Данко рассказывает о том, как юноша ради спасения обессилевших  людей пожертвовал своим сердцем, которое осветило спасительный путь.

27.

Проблема истины, правды.

  1. А.М.Горький «На дне» (пьеса). В пьесе показаны две  «правды», которые исповедуют два героя – Лука и Сатин. Странник Лука проповедует ложь во спасение. А правда Сатина состоит в том, чтобы трезво смотреть на вещи и не обманывать себя ложными надеждами.

2. Главный герой Мастер в своем неожиданном, искреннем, смелом романе выразил авторское понимание истины. Что есть истина? Об этом спорят Иешуа  и Понтий Пилат. В поиске истины Булгаков видит смысл человеческой жизни.

28.

 Проблема власти законности.

1. Л.Бородин «Третья правда» (повесть). Главный герой егерь Иван Рябинин задержал злостного браконьера, но тот оказался «высок чином», и «засудили» Ивана, обвинив его в терроре и связи с бандой.  Не смог Иван на суде доказать свою правоту. Правду говорят в народе: «Прав тот, у кого больше прав».

2. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» (роман). Иешуа убежден в том, что всякая власть является насилием над людьми, настанет время, когда власти не станет. А жестокий  Понтий Пилат, прокуратор Иудеи,  уверен, что мир основан на насилии и власти. Однако власть и величие не сделали его счастливым.

29.

Христианские проблемы (библейские мотивы,

евангелийские мотивы, проблема веры)

  1. А.М.Горький «На дне» (пьеса). Все персонажи пьесы во что-то верят: Анна верит в Бога, татарин – в Аллаха, Настя – в роковую любовь, Барон – в свое прошлое. Клещ ни во что не верит, а Бубнов и не верил никогда ничему. А ведь без веры жить невозможно.

2. «…Каждому будет дано по его вере»

               М.Булгаков

30.

Проблема интеллигентности

  1. Б.Пастернак «Доктор Живаго» (роман). Главный герой романа - врач Юрий Живаго. Произведение носит автобиографический характер. За страницами, описывающими Юрия Живаго, встает собирательный образ русской интеллигенции, которая не без колебаний и духовных потерь приняла революцию.

2.  Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев - это интеллигент до корней волос. Образован, культурен, тактичен. Всю жизнь посвятил научной деятельности, в 90 лет преподавал в Санкт-Петербургском университете. Вот истинный образец интеллигентности.

31.

Проблема внутренней борьбы в человеке

1. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (роман). В образе главного героя показан трагически неразрешимый конфликт человека, одержимого идеей

2. М.А.Шолохов «Тихий Дон»  (роман-эпопея). Чудовищные колебания, метания главного героя; несоответствие внутренних устремлений Григория Мелехова и окружающей его жизни.

32.

Проблема смерти и бессмертия.

1. Б.Пастернак «Доктор Живаго» (роман). Герой – Юрий Андреевич Живаго, врач, мыслящий, с поисками,  умирает в 1929 году. После него остаются записи и написанные в молодые годы стихи. Они стали выражением радости, превозмогающей страх смерти.

2. И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско» (рассказ). Проблема смерти подспудно начинает звучать с самых первых страниц произведения, постепенно становясь ведущим мотивом. Автор показал, насколько ничтожна жизнь человека в глазах окружающих, если о ней так быстро забывают.

33.

Проблема сохранения культурного наследия.

1. М.А.Булгаков «Белая гвардия» (роман). Данная проблема раскрывается на примере судьбы семьи Турбиных. В этой дворянской семье царит культ высокой русской культуры, духовность, интеллигентность. Они ни при каких  обстоятельствах не меняют своих убеждений.

34.

Проблема столкновения взглядов и мировоззрений.

1. И.С.Тургенев «Отцы и дети» (роман). Столкновения и споры главного героя – нигилиста  Евгения Базарова и  аристократа Павла Петровича Кирсанова. В основе их споров конфликт общественно-политический и конфликт отцов и детей.  Точки зрения героев на вопросы политики, общественной жизни, науки, искусства, природы различны. Это объясняется разным мировоззрением.

35.

Проблема национализма.

1. В повести рассказывается о детях, которые ведут борьбу за свою жизнь. Они выдерживают все. Алхузур выхаживает больного Кольку, а тот в свою очередь спасает  чеченского мальчика от русского солдата, который мог его убить. Взаимовыручка определяет их дальнейшую судьбу. Затем мальчики скрепили свое братство кровью. И больше ничто не могло их разлучить.

2. В годы Великой Отечественной войны рядом сражались люди разных национальностей. Не было никаких различий. Они шли в бой за правое дело.

36.

Проблема деревни.

1.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Одна из самых задушевных книг академика Д.С.Лихачева. В ней в форме писем к друзьям он  дает мудрый, честный  ответ на вопросы, жизненно важные сегодня для каждого из нас.  Это урок патриотизма и  гражданственности, образец человеческой мудрости и доброты.

                 Тема

                                         Содержание

О смысле (цели) жизни

Если есть у человека великая цель, она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна.

О дружбе

 Подлинные друзья приобретаются в молодости. Ведь молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и беречь друзей, ибо дружба очень помогает и в горе и в радости, Берегите молодость до глубокой старости.

О лени, трудолюбии

Нет несчастнее ленивого человека, вечно избегающего  труда, усилий. Если ты привыкнешь к работе, то работа всегда будет доставлять тебе радость.

О  доброте, о счастье

 В чем самая большая цель жизни?  Увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего  счастье всех людей.  Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все больший круг вопросов.

О патриотизме и национа лизме

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

О любви

 Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Нужно уметь замечать недостатки в любимом человеке и помогать бороться с ними. Любовь должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. И не должна быть любовь слепой. Слепой восторг перед Германией привел к нацизму. Слепой восторг перед Италией – к фашизму.

О мудрости и хитрости

Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость постепенно чахнет и рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других. И прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье.

О верности

 Верность – важное качество человека. Каждому из нас должна быть присуща верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом; верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и узком смысле этого понятия; верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете, верность есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости.

О жизни

 Жизнь – это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать». Так думали исстари. Душно бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни.  Нужно хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, Сю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не принимает жизнь, ее ценности, ее красоту. Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы. Самая большая ценность в мире – жизнь. А жизнь бесконечно глубока.

О терпимости, об отноше нии к людям

Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто хорошее обогащает человека духовно.

О красоте

Заметить красоту в природе, в городе, в человеке сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в котором живет человек.

О достоинстве

Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство требует доброты, великодушия, не быть эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим. Ради достоинства жизни надо уметь извиняться, признавать свои ошибки.

Об обмане, лжи, вранье

Обманывая, человек прежде всего обманывает себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали. Вранье всегда видно. У людей особое чувство подсказывает, врут им или говорят правду.

О созидании и творчестве

Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. Жить нужно созидая.

Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы творить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, то есть ауру добра.. творчество беспрерывно. Так что жизнь – это и есть вечное созидание.

О памяти, исторической памяти

Человек рождается и оставляет о себе память.  Какую он оставит о себе память? Об этом нужно заботиться не с определенного возраста, а с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. И очень важно, какую память он о себе оставит.

Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Нужно знать историю – историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. И нужно активнее защищать  все то, что делает нашу жизнь осмысленной, богатой, одухотворенной.

О цели и самооценке

Когда человек выбирает себе в жизни цель, он невольно дает себе оценку. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость.

О заботе

Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одной страны. С самого рождения человек окружен заботой. И в нем чувство заботы появляется очень рано.  За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях. Эта забота перерастает в память об ушедших родителях. Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист. Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого.

О сострадании

Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром. Чувство сострадания заставляет нас бороться за сохранение памятников культуры, за природу, за уважение памяти. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.

О недостатках

Не мучайтесь своими недостатками, если они у вас есть. Будьте просты и снисходительны к своим недостаткам. Не страдайте от них. Хуже нет, когда в человеке развивается  «комплекс неполноценности», а вместе с ним озлобленность, недоброжелательность к другим лицам, зависть. Человек теряет в себе самое хорошее – доброту.

О поведении

В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не распускайтесь, уважайте людей, которые вас окружают. Не бойтесь своих физических недостатков. Относитесь к ним с достоинством, и вы будете элегантны. Будьте правдивы. Не будьте смешны!  Простота в человеке, правдивость, отсутствие претензий – вот самая привлекательная «форма» в человеке, которая становится и его самым элегантным «содержанием».

Об обидчивости

Излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны. Обижаться нужно только тогда, когда вас намеренно обижают. На простую невнимательность, забывчивость обижаться не надо. Напротив, проявите к этому человеку особую внимательность. Это будет красиво и благородно. Старайтесь сами никого не обижать.

О чести и совести

Между честью и совестью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходжит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или преувеличенной. Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Речь идет о так называемой «чести мундира».

Честь истинная -  всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой души.

О карьеризме

Человек с первого своего дня развивается, он устремлен в будущее. После учебы наступает время овладения положением в жизни. Движение идет по инерции. Главным для человека становится  устройство себя в выгодном положении.  Подлинное содержание цели в жизни утрачено. Это и есть карьеризм. Внутреннее беспокойство, делающее человека несчастным лично и нестерпимым для окружающих.

Об интеллигентности

Человек должен быть интеллигентен! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах как для окружающих, так и для самого человека. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого, в терпимом отношении к людям. Интеллигентность нужно в себе развивать.

О воспитанности

Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или школе, но и… у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность. Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими годами и по положению.

О зависти

Зависть – ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует. Чтобы избавиться от чувства зависти, нужно развивать  свои способности, склонности, свою неповторимость в этом мире, быть самим собой.  И вы никогда не будете завидовать. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит не нашли себя.

О жадности

Жадность – это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, забвение товарищества.  Жадность в человеке даже не смешна, она унизительна.  Она враждебна себе и окружающим. Иное дело – разумная бережливость; жадность – ее искажение, ее болезнь. Бережливостью владеет ум, жадность овладевает умом.

Об умении вести спор

 В жизни часто приходится спорить, возражать, не соглашаться. Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, отстаивая свои убеждения. В споре обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и … самоуважение. Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать – это пустой человек и спор пустой.

Далее академик  учит, как правильно вести спор.

Об отношении к языку

Неряшливость в одежде – это неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует  о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. По-настоящему сильный, здоровый, уверенный в себе человек не будет без нужды говорить громко,  ругаться и употреблять бранные и жаргонные слова. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно, потому что наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды.

О чтении, любви к книге, о литературе

Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии, Это его обязанность перед обществом, в котором он  живет. И перед самим собой. Основной способ интеллектуального развития – чтение. Нужно развивать в себе  интерес к чтению. Интерес может быть результатом самовоспитания. Нужно читать осознанно. «Скоростное чтение» создает только видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых профессиях.

Литература дает нам колоссальный опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только  чувство красоты, но и  понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрее.

О телевизоре и книге

 Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь смотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, отвлекает вас от забот. Но постарайтесь выбрать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего, сядьте поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее , чем многие передачи.

О счастье

 Быть счастливым – значит иметь привязанности, любить глубоко и серьезно,  уметь жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого, - несчастные, живущие скучной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве или мелких, низменных, «скоропортящихся» наслаждениях.

О духовной культуре и бездуховности

Казалось бы, вещи материальны, а они стали частью нашей духовной культуры, нашей «души». Ведь мы говорим «от всей души», «мне это нужно для души», «сделано с душой». Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, - это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен  этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть «бездуховность» - жизнь механизма, ничего не чувствующего, не способного любить, жертвовать собой, иметь идеалы.

Об учении

Учение – вот что нужно человеку с самого раннего возраста. Учиться нужно всегда. Все крупные ученые не только учили, но и учились до конца жизни. Перестанешь учиться – не сможешь учить. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учебы – молодость. Именно в этом возрасте ум человека более восприимчив. Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков. Учитесь любить учиться!

О русском характере

Основные черты русского характера: доброта, открытость, терпимость, отсутствие национального чванства, благожелательность.

Об отношении к искусству

 Искусство играет важную роль в жизни человека. Наделенный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, счастливее. А самая большая ценность, которой награждает человека искусство, - это ценность доброты.  Еще Лев Толстой говорил об  «объединяющем начале» искусства и придавал этому качеству первостепенное значение. Искусство заставляет человека с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости. Искусство человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку. Пониманию искусства следует учиться прежде всего у самого себя – у своей искренности.

О зле

Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека, с мучительным чувством зависти, с еще более мучительным чувством недоброжелательности, с недовольством своим положением в обществе, с вечной злобой, разочарованием в жизни. Злой человек казнит себя своею злобою.

О памятниках культуры

Культурное прошлое нужно охранять. Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими потомками.

О патриотизме

Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать.

Шаблоны части С

1

План части С

Содержание

Примечания

Формулировка проблемы

(Автором проблема может быть: поставлена, изложена, рассмотрена, выдвинута, поднята, сформулирована, затронута, исследована, проанализирована)

? ? ? Эти вопросы хотя бы раз в жизни задаёт себе каждый человек. Волнуют они и автора предложенного текста. В нём говорится …

Формулировка проблемы должна быть предельно понятной. 

Комментарий к  проблеме

Рассматривая данную (социальную, философскую…) проблему … на примере … , писатель (публицист) говорит нам о том, что … . С одной стороны, он привлекает наше внимание к …  . С другой – заставляет задуматься над …   .

В комментарии не должно быть:

-пересказа текста;

-рассуждений по поводу всех проблем;

-комментариев о действиях героев;

-общих рассуждений о тексте.

Позиция автора

Я считаю, что суть позиции автора заключена в следующем: …

Автор либо дает оценку (открытую или скрытую) каким-либо событиям или явлениям, либо предлагает пути разрешения проблемы.

Собственное мнение

Не могу не согласиться с мнением автора. Действительно, …

Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной:

-с удовольствием прочитал…

-нельзя остаться равнодушным…

- к сожалению, …   и т.д.

Аргументация собственного мнения

( помни об антиаргументах!)

Каждый из нас может привести немало аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых, …  . Во-вторых,  …  .

Помни: аргументация должна соотноситься с проблемой текста и быть созвучна позиции автора.

Вывод

Как видим, писатель (публицист, академик, ФИО …) затрагивает важные проблемы жизни и предлагает различные способы их решения.

2

План части С

Содержание

Примечания

Формулировка проблемы

(Автором проблема может быть: поставлена, изложена, рассмотрена, выдвинута, поднята, сформулирована, затронута, исследована, проанализирована)

Автора текста, который я прочитал, как и многих из нас, волнует проблема …

Формулировка проблемы должна быть предельно понятной. 

Комментарий к  проблеме

Рассматривая проблему на примере жизни одного из своих героев, (ФИО автора) обращает наше внимание на то, что … Автор отмечает, что  …  , и подчёркивает …

В комментарии не должно быть:

-пересказа текста;

-рассуждений по поводу всех проблем;

-комментариев о действиях героев;

-общих рассуждений о тексте.

Позиция автора

Позиция автора, на мой взгляд, сформулирована весьма  чётко:  …

Автор либо дает оценку (открытую или скрытую) каким-либо событиям или явлениям, либо предлагает пути разрешения проблемы.

Собственное мнение

Я разделяю точку зрения автора, потому что, во-первых, …  , во-вторых, …

Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной:

-с удовольствием прочитал…

-нельзя остаться равнодушным…

- к сожалению, …   и т.д.

Аргументация собственного мнения

Справедливость собственной позиции могу доказать с помощью следующих доводов.

В повести (романе, рассказе) (ФИО автора, название) поднимается эта же проблема и предлагаются подобные пути её решения. Так, …

И в жизни мы не раз становимся свидетелями ситуаций, подобных этой: …

Помни: аргументация должна соотноситься с проблемой текста и быть созвучна позиции автора.

Вывод

Обобщая сказанное, можно сделать вывод…

3

План части С

Содержание

Примечания

Формулировка проблемы

(Автором проблема может быть: поставлена, изложена, рассмотрена, выдвинута, поднята, сформулирована, затронута, исследована, проанализирована)

Статья (ФИО) рассматривает так хорошо известную нам всем проблему …

Формулировка проблемы должна быть предельно понятной. 

Комментарий к  проблеме

Комментируя её, сразу хочется сказать, что она касается не только героев данного текста, но, к сожалению, и каждого из нас. Вряд ли найдётся человек, который никогда в жизни не сталкивался с этой проблемой. И в данном отрывке …

В комментарии не должно быть:

-пересказа текста;

-рассуждений по поводу всех проблем;

-комментариев о действиях героев;

-общих рассуждений о тексте.

Позиция автора

Решая данную проблему, автор приходит к следующему выводу: …  .

Автор либо дает оценку (открытую или скрытую) каким-либо событиям или явлениям, либо предлагает пути разрешения проблемы.

Собственное мнение

Должен согласиться: (ФИО) прав, утверждая, что …  Я тоже считаю, что …

Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной:

-с удовольствием прочитал…

-нельзя остаться равнодушным…

- к сожалению, …   и т.д.

Аргументация собственного мнения

Попытаюсь проиллюстрировать свою точку зрения.

В литературе немало примеров, подтверждающих позицию автора. Так.  В (название, автор) …

Кто из нас не сталкивался  в реальности с ситуацией, когда …

Помни: аргументация должна соотноситься с проблемой текста и быть созвучна позиции автора.

Вывод

Как видим, автор  сумел заметить насущные проблемы нашего времени и донести их до понимания читателя.

Нравственные проблемы

№п/п

Проблема

Аргументы

1

Проблема мужества.

1. Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке». В повести рассказывается о мужестве советского летчика Алексея Мересьева, который в годы войны был тяжело ранен, долго добирался до своих и отморозил ноги. В результате их пришлось ампутировать Но желание летать и  уничтожать врагов страны было так велико, что летчик даже с протезами вернулся в строй и продолжал воевать до Победы.

2.    Участники паралимпийских игр также проявляют мужество, так как они не только проявляют волю к спортивным победам, но и ежедневно борются со своим недугом.

2

Проблема хамства, грубости.

  1. В.М.Шукшин «Обида» (рассказ). В рассказе речь идет об обычном житейском случае,  о… хамстве. Сашке Ермолаеву нахамила продавщица, ее поддержала очередь. И все это в присутствии маленькой дочки. Сашке стыдно перед дочерью за этих людей. Как поступить? Сашка решил применить силу. И лишь счастливая случайность, только вмешательство жены предотвратило катастрофу. Иначе могло произойти непоправимое.

2. Подобный  случай из личной жизни (отношение к пожилым в общественном  транспорте и подобное).

3

Проблема чести, совести, долга, благородства, служения людям.

1. М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова». Удалой купец Степан Калашников, защищая честь своей жены Алены Дмитриевны, убивает в бою царского опричника Кирибеевича, обидчика жены. За это он казнен по приказу царя. Так своей смертью купец смыл позорное пятно с семьи.

2. Яркий пример защиты чести жены, семьи -  дуэль А.С.Пушкина.

3. А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (повесть). Отправляя главного героя Петра Гринева на службу, его отец сказал ему: «Помни пословицу: Береги платье снову, а честь смолоду». И Петр всегда придерживался этой пословицы, остался верен слову офицера, не нарушил присяги, не запятнал честь.

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29



Предварительный просмотр:

Клише: 

1)  В своем тексте публицист (писатель) NN рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на проблему (чего?);

2)Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?); 

Составление комментария проблемы.(К2-2б)

Комментарий обязательно должен опираться на текст

-Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной?  
-Почему эта проблема привлекла внимание автора? 
-Кого и почему особенно интересует эта проблема? 
- На каком материале автор рассматривает проблему? 
-Для чего он это делает? 
-Каково авторское отношение к проблеме? 

1)Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, NN рассказывает историю о
/повествует о ... / приводит факты…, говорит о взаимоотношениях…
2)NN показывает, что ....
3)Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, NN повествует о .... Особенно грустно / страшно, по мнению автора, что
4)Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошел ее вниманием.
5)Действительно, проблема ... очень серьезна и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в средствах массовой информации. ..
6)Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению  

Формулировка авторской позиции и своего мнения .(К3-1б)

Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы .Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы:

1) Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?

2) Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев  

1)Автор озабочен (встревожен, обеспокоен) тем, что

2)Писатель (публицист) через слова героя приводит весьма убедительные доводы в пользу того, что…

3)Писатель словами героя завершает свои рассуждения вполне закономерным выводом о том, что

Высказываем собственное отношение

 1) Нельзя не согласиться с автором текста в том, что ... (далее идет формулировка важного тезиса).
2) Я согласен с автором данного текста в том, что (далее идет формулировка важного тезиса). 

Аргументация собственного мнения.(К4-3б)

1)В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман/ рассказ /пьесу NN (указывается автор и дается название произведения). В этом произведении ... Главную героиню(героя) этого произведения отличает ...

2)Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ/ роман / пьесу NN (указывается автор и дается название произведения). В этом произведении

Аргумент из жизни:

1)Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что  

2)У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного жизненного опыта, которые доказывают необходимость / важность ..

Каждый аргумент пишем с новой строки

 Вывод:

1)В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну

2)Все вышесказанное позволяет сделать вывод:

3)Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте 

4)В заключение хочется сказать, что каждый из нас должен…