"Дети группы риска"

Шаповалова Ольга Александровна

                  Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, Е.И. Казакова, выделяет три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка - психофизические, социальные и педагогические. Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет такие группы факторов риска, как: - медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.); - социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, асоциальные семьи, неприспособленность к жизни в обществе); - психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, трудности общения, невротические реакции и т.д.); - педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, отсутствие интереса к обучению и др.) 

          В данном разделе речь пойдет о детях «группы риска» с психологическими проблемами в развитии, т.е. о детях, которые имеют выраженные индивидуально-типологические и индивидуально-психологические особенности. Как правило, эти особенности остаются характерной личностной чертой на протяжении всей последующей жизни. При воспитании и обучении таких детей необходим индивидуальный подход

Скачать:


Предварительный просмотр:

Риск – ожидаемое неблагополучие при неуспехе деятельности – приводит к осложнениям, препятствует как школьной, так и социальной адаптации ребенка. Таким образом, основная отличительная особенность детей «группы риска» заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (как правило, у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права – право на уровень жизни, необходимый для полноценного развития, и право на образование. Это происходит вследствие того, что не всегда в условиях учебно-воспитательного процесса к таким детям применяется индивидуальный подход, без которого решить их проблемы практически невозможно. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они или не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети «группы риска» не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить отношение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать полноценной личностью.

По психологическому фактору можно выделить следующие категории детей с проблемами в развитии (Таблица 2):

1) дети с недостаточными способностями к обучению (ЗПР);

2) дети с высокими способностями к обучению (одаренность);

3) дети с нейродинамическими нарушениями поведения (гиперактивность, гипоактивность);

4) дети с особенностями развития межполушарной ассиметрии (леворукость, амбидекстрия);

 5) дети с отклонениями в эмоциональной сфере (агрессивность, тревожность, демонстративность, замкнутость).

Следует отметить, что леворукие дети включены в группу риска не случайно. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Обозначенные проблемы детей «группы риска» следует рассматривать как отклонения в развитии не выходящие за границу нормы, как «крайние варианты» нормы. При этом уровень отклонения может быть как достаточно высоким, так и слишком низким. Выделенные психологические проблемы «детей группы риска» имеют биполярную структуру:

высокий уровень интеллекта (одаренность) – низкий уровень интеллекта (ЗПР);

высокая подвижность (гиперактивность) – медлительность (гипоактивность);

недостаточный уровень эмоционального самоконтроля (агрессивность) – высокий уровень эмоционального самоконтроля (тревожность);

повышенная потребность в эмоциональном общении (демонстративность) – сниженная потребность в эмоциональном общении (шизоидность).

Таблица 2. Дети с психологическими проблемами в развитии

Дети с отклонениями в развитии интеллектуальной сферы

Дети с нейродинамическими нарушениями поведения

Дети с отклонениями в эмоциональной сфере

Дети с особенностями развития межполушарной ассиметрии

1.Задержка психического развития (ЗПР)

2. Одаренность

1. Гиперактивность 2.Гипоактивность (медлительность)

1. Агрессивность

2. Тревожность 3.Демонстративность 4.Шизоидность (замкнутость)

1. Леворукость

2. Амбидекстрия