Психоэмоциональное напряжение и мышечные зажимы

Шаповалова Ольга Александровна
Мышечный зажим - это состояние хронического напряжения всей мышцы, а чаще группы мышц, ответственных за выражение эмоции.
Синонимы: мышечный спазм, мышечный панцирь, мышечный блок.

Мышечные зажимы - причина многих неблагополучий и показатель их. Чем больше мышечных зажимов, тем быстрее человек устает, тем больше у него негатива, тем беднее и однообразнее эмоциональная жизнь. (Смотри статью Развитие эмоциональной сферы личности).

Не всякое мышечное напряжение можно назвать зажимом. Нормальное сокращение мышцы может отвечать текущим потребностям и прекращается вовремя. В отличие от нормального мышечного сокращения, мышечный зажим существует долгое время после породившей его ситуации, плохо поддается сознательному расслаблению и усиливается в ответ на некоторые эмоциональные раздражители.

Те спазмы и зажимы, о которых обычно говорят и с которыми работают психологи - это спазмы "первой степени запущенности" - они не сопровождаются потерей иннервации и серьёзными изменениями мышечной ткани - т. е. в этом случае мышцы и нервныеволокна функционируют нормально, но мозг отдаёт неправильные команды по управлению мышечным тонусом спазмированного участка. В таких ситуациях интенсивный психологический тренинг позволяет вправить человеку мозги и тем самым решить проблему. Но к сожалению бывают ещё и зажимы "второй степени запущенности", при которых серьёзно нарушается иннервация затронутого участка и частично атрофируются мышечные Волокна.

Мышечные зажимы и формирование страхов

Если какая-то ситуация вызвала в душе - то есть в теле - реакцию страха, это значит, что где-то в теле возникло мышечное напряжение. Чаще всего в ответ на страх мышечное напряжение возникает в воротниковой зоне (голова вжимается в плечи), в районе диафрагмы (замерло дыхание), в мышцах вокруг глаз (остекленели глаза) и в кистях (дрожат руки). Если реакция страха повторяется или длится (иногда это растягивается на часы, дни и даже годы), мышечное напряжение превращается в мышечный зажим: хранилище страха. Если мышечный зажим по рисунку страха сформировался у вас, вы начинаете ощущать страх даже тогда, когда ничего страшного вокруг вас не происходит, в вас срабатывает просто память тела, формируя общее ощущение Тревожности и острое ощущение страха, когда что-то похожее на опасную ситуацию появляется рядом с вами. И там, где человеку "с чистым телом" страшно не будет (или страх будет слабым, легко преодолимым), человеку с тяжелыми мышечными зажимами будет страшно всерьез, иногда - до тошноты и полной парализации тела.

Мышечные зажимы у детей

Тело даже новорождённого ребенка не вполне свободно от зажимов - с самого рождения практически каждый человек получает свой уникальный набор родовых травм и дефектов периода формирования плода, которые немедленно обрастают уравновешивающими их мышечными спазмами. Все эти вещи, влияют на дальнейшее развитие характера и способностей ребёнка наравне с генетикой, но, в отличие от генетики, их вполне можно поправить. Правда и методы тут нужны достаточно специфические - массаж, растяжка, мануальная терапия и всё такое прочее. А начинать надо ещё до наступления Беременности - адекватная физическая подготовка мамы способна существенно снизить количество родовых травм и врождённых дефектов у малыша.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие специальными театральными играми и выполнение специальных упражнений предполагает решение следующих задач:

  • Развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);
  • Развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений);
  • Развитие воображения (способность к пластической импровизации).

Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У детей отсутствие, этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение (“зажим”) всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела, лежа на полу.

Проводя коллективные развивающие игры и упражнения, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках.

Универсальная разминка.

Все мышцы нужно в равной мере подготовить к работе. Предпочтительно разделить разминку на разогрев по уровням:

  1. Голова, шея:
  2. Плечи, грудная клетка:
  3. Пояс, тазобедренная часть:
  4. Ноги, руки.

1. Голова, шея

Упражнение 1

Исходное положение: стоя, тело расслаблено.

1 - голова опускается на грудь, максимально напрягаются мышцы шеи.

2 - голова возвращается на исходное положение.

3 - наклонить голову вправо.

4 - исходное положение.

5 - запрокинуть голову назад потянув мышцы шеи.

6 - исходное положение

7 - наклонить голову влево.

8 - исходное положение.

Упражнение 2

Исходное положение: стоя, тело расслаблено. На счет “раз” голова опускается на грудь. Не возвращаясь в исходное положение, на счет “два”, “три”, “четыре” броском перевести голову вправо, назад, влево. Повторить 4 раза в одну и другую стороны.

Упражнение 3

Исходное положение: стоя, тело расслаблено. Голова плавно “сдвигается” в стороны, описывая круг, при этом выполняющий упражнения медленно приседает. При медленном вставании голова описывает круг в другую сторону.

2. Плечи, грудная клетка:

Упражнение 4

Исходное положение: стоя, мышцы максимально расслаблены.

1 поднять плечи вверх.

2 вывести плечи вперед.

3 опустить вниз.

4 отвести назад.

Повторить четыре раза.

Упражнение 5

Исходное положение: стоя, мышцы расслаблены.

Движение по схеме: крест. Квадрат, круг. И сдвиг параллельно полу.

КРЕСТ. Выполняется как горизонтальной, так и вертикальной плоскости.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ КРЕСТ: вперед - центр- вправо- центр- назад – центр- влево- центр.

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ КРЕСТ: вверх – центр – вправо – центр – вниз – центр – влево – центр.

КВАДРАТ: вперед – вправо – назад – влево.

3. Пояс, тазобедренная часть:

Упражнение 6

Исходное положение ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу.

Наклоны вперед, в правую и левую сторону При наклоне вперед спина должна быть, даже немного выгнутая. При вставании спина прогибается в обратную сторону, похожа на “горбик”. При наклоне в правую и левую стороны плечи развернуты параллельно полу, ноги остаются в исходном положении.

Упражнение 7

Разминка тазобедренной части (пелвиса)

Основные виды движений;

  1. Вперед – назад;
  2. Из стороны в сторону;
  3. Подъем бедра вверх (движется внешняя передняя сторона тазобедренного сустава)

Техника исполнения движений:

  1. При движении вперед пелвис чуть приподнимается и резко посылается вперед. При движении назад поясница остается на месте. Колени согнуты и направлены точно вперед (очень важно сохранять неподвижность коленей при движении).
  2. Движение из стороны в сторону может быть двух видов: просто смещение из стороны в сторону, не повышая и не понижая пелвиса, или движение по дуге (полукругу), Такое движение обычно используется во время свингового раскачивания пелвиса из стороны в сторону.
  3. Вариант на развитие координации движений.

Во время выполнения движений подключить движения головы.

Бедра идут вперед – голова опускается, бедра идут в сторону – голова наклоняется в правую или левую сторону, бедра – назад – голова откидывается назад.

4. Ноги, руки.

Упражнение 8

Исходное положение: сесть на корточки, правую прямую ногу вытянуть в сторону. На счет “раз – два” плавно перенести вес тела на правую ногу; левую вытянуть. При переносе веса тела с ноги на ногу необходимо держаться как можно ближе к полу. На счет “три – четыре” руки согнуть в локтях, локти поставить на пол около ноги, на которую перенесен вес тела.

Упражнение 9

“ Пальма”

Цель: Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических театральных упражнений и игр.



Предварительный просмотр:

9.09.16

Вырастить ребенка устойчивым к стрессу
             Мы живем в эпоху серьезных достижений в области биологии и медицины. В различных странах удалось справиться с болезнями, которые в прошлом уносили десятки тысяч жизней. Практически прекратились эпидемии таких смертельно опасных инфекций, как чума, черная оспа, холера, сыпной тиф; значительно снизилась смертность от многих других инфекционных заболеваний и туберкулеза, снижается процент детской смертности, побежден полиомиелит, возросла техника оперативных вмешательств при серьезных хирургических заболеваниях, появилась возможность для успешной пересадки жизненно важных органов, включая сердце.

Но в целом заболеваемость не уменьшилась. Из года в год в разных странах растет количество клиник, больниц и поликлиник, и все же их постоянно не хватает. Существенно изменилась структура заболеваемости. Место тяжелых инфекций заняли болезни, которые в обиходе нередко называют "болезнями цивилизации". Сюда относятся гипертоническая болезнь со всеми ее грозными осложнениями, вплоть до инсульта и инфаркта, стенокардия, опухоли, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, бронхиальная астма и другие заболевания аллергической природы, экземы и нейродермиты, а также алкоголизм и наркомания. Большинство этих заболеваний относят к категории так называемых 
психосоматических (сома - по-гречески "тело"). Этот термин означает, что изменения, которые происходят при этих заболеваниях во внутренних органах и системах организма (сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, дыхательной), врачи связывают с более или менее длительным эмоциональным напряжением (в виде страха, тоски, ненависти, обиды, отчаяния), возникающим в ответ на жизненные трудности и конфликты - как межличностные (т. е. между людьми), так и внутренние. Именно внутренним конфликтам приписывают основную роль в возникновении неврозов и психосоматических заболеваний.

Об этом необходимо знать родителям и учителям, поскольку многие психосоматические заболевания "помолодели" и их причины коренятся в неправильном взаимодействии старших и младших, последствия которого для последних могут стать необратимыми.

О природе стресса

Что представляет собой 
внутренний конфликтЭто конфликт между двумя одинаково сильными, но не совместимыми друг с другом потребностями, между двумя разнонаправленными тенденциями поведения. Так, если человек ради удовлетворения каких-то своих эгоистических потребностей (честолюбия, корыстолюбия, страха за свое благополучие, стремления к власти или чувственным удовольствиям) должен совершить поступки, противоречащие его представлениям о самом себе как о благородном и сильном человеке, поступки, которые могут ущемить его чувство чести и справедливости, - он оказывается в ситуации раздвоенности, конфликта с самим собой. Потребность, само существование которой противоречит основным воспитанным установкам поведения, не может быть удовлетворена непосредственно в поведении и вызывает хроническое эмоциональное напряжение. 

Другой причиной эмоционального напряжения становятся, как мы уже писали, столкновения с внешними препятствиями, мешающими удовлетворить потребность, вполне приемлемую для личности, или удары судьбы, такие как смерть близких, войны, конфликты. Независимо от того, по каким причинам - внешним или внутренним - не удается удовлетворить актуальную потребность, у человека возникает состояние стресса.

Слово "стресс" используется, по-видимому, чаще любого другого научного термина и в популярной литературе, и в быту. Однако многие из тех, кто широко пользуется этим термином для характеристики своего состояния или состояния своих близких, не всегда представляют точное его значение и весь сложный комплекс проблем, связанных с этим понятием.

С 1936 г. концепция стресса разрабатывается выдающимся канадским физиологом Гансом Селье и его последователями во всех странах мира. Он определял 
стресс как специфический ответ организма человека или животного на любое предъявленное ему требование; этот ответ представляет собой напряжение (русский перевод английского слова "стресс") всех защитных сил организма, мобилизацию его ресурсов, и прежде всего вегетативной, нервной и гормональной систем, для приспособления к изменившейся ситуации и решения возникших жизненных задач.

Фазы стресса:

Г. Селье выделяет три фазы такого реагирования организма:

1) 
реакцию тревоги, отражающую процесс мобилизации резервов;

2) 
фазу сопротивления, когда удается успешно преодолевать возникшие трудности без какого-либо видимого ущерба для здоровья. На этой фазе организм оказывается даже более устойчивым к разнообразным вредным воздействиям (интоксикации, кровопотере, лишению пищи, болевым ощущениям и т. п.), чем в обычном, исходном состоянии;

3) 
фазу истощения, когда вследствие чрезмерно длительного или избыточно интенсивного напряжения истощаются приспособительные возможности организма, снижается его устойчивость к заболеваниям и появляются разнообразные признаки физического неблагополучия: снижение аппетита, нарушение сна, расстройства стула, потеря веса, повышение артериального давления, нарушение сердечного ритма и т. п.

Стрессы "хорошие" и "плохие"

Г. Селье отмечал, что стресс - не всегда нечто только отрицательное, что это обязательный компонент жизни, сопровождающий эмоции любого знака, в том числе любовный экстаз и творческий подъем. Эти эмоции приносят удовлетворение и защищают от ударов жизни. Стресс может не только снизить, но и повысить устойчивость организма к вредным болезнетворным факторам, и в этом случае он называется 
эустрессом. В противоположность ему тот стресс, который может привести к болезни и гибели, называется дистрессом

Где же пролегает водораздел между этими двумя видами стресса? На первый взгляд, может сложиться впечатление, что эустрессу соответствует фаза сопротивления, а дистрессу - фаза истощения. Отсюда как бы сам собой следует вывод, что эта смена фаз закономерно происходит при длительном и интенсивном действии неблагоприятных факторов, что и подтверждено в экспериментах на животных, которых подвергают длительному лишению пищи, ограничению подвижности или наказанию электрическим током. Однако не все так просто.

Вопреки бедам

У человека все обстоит значительно сложнее. Трагический опыт таких катастроф, как Вторая мировая война, свидетельствует о том, что длительность и интенсивность стресса - не обязательное условие нарушения адаптационных механизмов. Действительно, широко известно, что у лиц, активно вовлеченных в многолетнюю и тяжелую ратную и трудовую деятельность, число психосоматических заболеваний не только не возросло, но даже значительно уменьшилось: зарубцовывались язвы желудка и кишечника, прекращались приступы стенокардии и бронхиальной астмы. У людей, часами и сутками лежавших в сырых и холодных окопах, очень редко возникали простудные и инфекционные заболевания и радикулиты. У жителей осажденного Ленинграда не выявлялась гипертоническая болезнь, впервые повышенное артериальное давление было зарегистрировано у многих жителей города только после прорыва блокады. Более того, психосоматические заболевания временно исчезали даже у лиц, переживших нечеловеческие условия концентрационных лагерей. 

Те узники лагерей смерти, которые оказывались духовно сломленными, воспринимали ситуацию как безнадежную и прекращали всякие попытки к сопротивлению, быстро погибали от истощения и болезней. 
Другие же люди, продолжавшие повседневную борьбу за существование и сохранение человеческого достоинства, не только выживали, вопреки голоду, недоброкачественной пище, изнуряющему труду и постоянной угрозе уничтожения, но и нередко к моменту освобождения у них не обнаруживалось признаков тех заболеваний, которыми они страдали до заключения в лагерь. В лагерных лазаретах ("ревирах"), где было особенно сильно влияние подпольных организаций Сопротивления, поддерживавших дух борьбы и моральной взаимопомощи, больные часто выздоравливали вопреки всем условиям и при полном отсутствии медикаментов. Хотя здоровье и жизнь сохранились у лиц, связанных лагерным братством, проявлявших стойкое мужество и готовность к сопротивлению, было бы большой натяжкой считать, что они переживали положительные эмоции. На долю борцов приходилось столько испытаний и страданий, сколько другие не узнают за всю долгую жизнь.

Поэтому с точки зрения классической концепции стресса выглядит парадоксом то, что у многих из этих людей после освобождения, когда все муки были уже в прошлом и эмоциональное состояние было несравнимо лучше, появлялись признаки новых психосоматических заболеваний или возобновлялись ранее перенесенные (подобно тому, как у ветеранов спустя многие годы вдруг открываются старые раны).

Болезни достижения

В то же время известно, что в мирное время порой достаточно кратковременного стресса, даже не представляющего непосредственной угрозы для жизни и во всяком случае не сопоставимого с фронтовым или лагерным стрессом, чтобы вызвать стойкое повышение артериального давления, обострение язвенной болезни, инфаркт или инсульт. Иногда для этого достаточно острого разговора с начальством или конфликта в общественном транспорте. 

Еще более удивительны заболевания, которые получили название болезней достижения, возникающие уже после того, как человек преодолеет серьезные трудности и добивается значительных успехов, т. е. когда состояние стресса уже должно было бы оставаться в прошлом. Врачам знаком так называемый постдиссертационный синдром, который развивается у научных работников после благополучного завершения большой и ответственной работы, особенно если они позволяют себе длительную передышку, расслабляются и не ставят новых задач. Казалось бы, люди в этих условиях должны испытывать только положительные эмоции, и с позиций классической концепции стресса возникновение при этом заболеваний остается совершенно необъяснимым. В то же время, если завершение работы по каким-либо причинам отодвигается (например, оказываются необходимыми серьезные исправления), заболевания, как правило, не возникают, хотя сама такая отсрочка сопряжена обычно с волнениями и напряженной работой в условиях цейтнота.

Таким образом, ни длительность, ни интенсивность стресса, ни характер эмоционального состояния в период стресса не определяют его влияния на здоровье. Что же в таком случае является решающим?

"Кто привык за победу бороться"

На этот вопрос позволяют ответить некоторые эксперименты на животных (крысах). Сначала у них искусственно провоцировали развитие некоторых заболеваний. После чего у этих животных вызывали различные эмоциональные состояния (положительные и отрицательные эмоции) с помощью раздражения электрическим током определенных зон мозга. 

Во многих исследованиях было показано, что при положительных эмоциях все проявления искусственно вызванных заболеваний уменьшаются, а при насильственном раздражении зон отрицательного подкрепления, наоборот, усиливаются так, что в конце концов могут привести к гибели животного. Казалось бы, полностью подтверждается древняя, как мир, идея о пользе положительных и вреде отрицательных эмоций - идея, скомпрометированная всеми перечисленными выше фактами о здоровье человека в условиях длительного стресса и после его завершения. Может быть, влияние эмоций на здоровье у человека и животных подчинено разным законам?..

Однако более тщательный анализ получаемых результатов показал, что противоречий нет и биологические закономерности сходны, надо только уметь их выявить. Было обнаружено, что раздражение зон отрицательного подкрепления приводит отнюдь не к однозначным результатам. Во многих случаях здоровье испытуемых животных действительно ухудшается, но не так уж редки случаи, когда оно улучшается, причем улучшение бывает почти столь же выраженным, как и при стимуляции зон положительного подкрепления. И 
определяющим фактором является поведение животного в процессе переживания отрицательных эмоций.

А поведение это может быть двух видов. В одних случаях животные забиваются в угол клетки, дрожат и замирают, обнаруживая все признаки страха (у них учащается моче- и каловыделение, шерсть встает дыбом, пульс частит), но при этом не предпринимают никаких попыток спастись или же совершенно безвольно распластываются на дне клетки, как бы примирившись со своей участью. Такое поведение получило название 
пассивно-оборонительного. Термин не слишком удачный, потому что подлинно оборонительного компонента в этом поведении нет. Противоположным ему является активно-оборонительное поведение.

Это поведение также может иметь различные проявления: животное может пытаться бежать из клетки, обнаруживая все признаки страха, но только не парализующего, а толкающего на поиск спасительного выхода; или крыса приходит в ярость, кусает и царапает клетку, может вцепиться в экспериментатора, пытается выдернуть из головы электроды. Во всех случаях такое оборонительное поведение носит активный характер. И систематические наблюдения позволили установить, что 
именно при активно-оборонительном поведении, так же как и при положительных эмоциях, уменьшается тяжесть болезненных процессов. Напротив, при пассивно-оборонительном поведении все формы патологии расцветают пышным цветом и нередко завершаются гибелью животного.

М. М. Козловская изучала влияние эмоционального состояния и поведения животного на артериальное давление. В эксперименте к коту приближалась собака. У котов, которые давали при этом активно-оборонительную реакцию и были готовы вступить в драку, учащался пульс и повышалось артериальное давление - но только на тот период, пока собака была в пределах досягаемости и драка была возможна. Как только собаку уводили, все показатели эмоционального напряжения, включая артериальное давление, быстро возвращались к исходному уровню. Таким образом, повышение давления в этом случае было только естественным компонентом вегетативной реакции, обеспечивающей активное поведение. Если же кот, почувствовав приближение собаки, вжимался в пол в дальнем углу камеры, обнаруживая признаки беспомощности и страха, то давление у него тоже повышалось, хотя и не до таких высоких цифр. Зато оно сохранялось на повышенном уровне длительное время после того, как собаку уводили. В этом случае повышение давления не выполняло никакой приспособительной функции и отражало только нарушение механизмов регуляции артериального давления в условиях пассивно-оборонительного поведения.

Есть основания полагать, что таков же механизм возникновения тяжелого психосоматического заболевания - гипертонической болезни - у некоторых людей, которые в силу ряда обстоятельств не могут реализовать своей глубокой, настоятельной потребности в контроле над ситуацией и над поведением окружающих. В результате они вынуждены отказаться от попыток такого контроля и от стремления навязать другим людям свою волю и необходимость смириться с этим переживают, часто неосознанно, как поражение.

Пассивность младенцев


Каждый организм на раннем этапе своего развития приобретает опыт пассивно-оборонительного поведения. На этом этапе такое поведение не может квалифицироваться как отказ от поиска по той простой причине, что еще не сформировались механизмы центральной нервной системы, обеспечивающие устойчивую поисковую активность. Поэтому пассивно-оборонительное поведение в первые недели или месяцы жизни является единственно возможным при столкновении с опасностью или превышающей возможности задачей.

Интересно, что высокоразвитые животные, обнаруживающие во взрослом состоянии высокую поисковую активность, после рождения переживают опыт беспомощности и полной зависимости от родителей и ближайшего окружения, т. е. период детства увеличивается в ходе эволюции. У человеческого детеныша этот этап особенно велик, поскольку именно в ходе общения со взрослыми и "присвоения" достижений цивилизации и протекает дальнейшее развитие нервной системы и поведения. В то же время высокая организация человеческого общества обеспечивает младенцу уход и безопасность на все время его беспомощности.

Роль раннего опыта

Однако опыт относительно пассивного поведения не пропадает бесследно: именно потому, что центральная нервная система ребенка чрезвычайно чувствительна к любым воздействиям (что и делает ее столь пластичной и готовой к обучению), опыт, приобретенный в это время, закрепляется навсегда. Мозг новорожденного предуготован к восприятию и к очень прочному закреплению впечатлений без всякой их критики. Поэтому и 
опыт зависимости, беспомощности и пассивно-оборонительного поведения является очень прочным, и субъект нуждается в его дальнейшем активном преодолении. По существу, весь дальнейший процесс развития организма представляет собой переучивание, но ранний опыт полностью изжит быть не может и содержит постоянную предпосылку для развития (при условиях, о которых пойдет речь ниже) пассивно-оборонительного поведения уже во взрослом состоянии. Но, разумеется, у взрослых особей тех видов, которые способны к активному поиску, пассивно-оборонительное поведение является регрессивным, т. е. отражает возврат на более ранние этапы развития, и может быть квалифицировано как отказ от поиска со всеми описанными последствиями.

Обучение активности

Каковы же основные условия преодоления раннего опыта естественной беспомощности и почему это преодоление может протекать не вполне успешно? Прежде всего, 
младенец должен ощущать себя находящимся под постоянной защитой ближайшего окружения, особенно матери. Он должен приобрести уверенность, что плач, единственно доступный ему способ реагирования на неприятные ощущения (голод, боль, дискомфорт в кровати, страх перед неизведанным), является достаточно эффективным и помогает ему контролировать ситуацию. 

Среди молодых матерей нередко бытует ошибочное и вредное представление, что не следует потакать капризам младенца и что можно отучить его от крика и плача, не обращая на него внимания. Во многих случаях этот способ действительно оказывается эффективным. Если при постоянном эмоциональном и поведенческом отклике на плач ребенка его крик через некоторое время может приобрести неприятно-требовательный характер и будет звучать при малейшем дискомфорте, то игнорирование плача более или менее быстро приведет к тому, что после этапа "закатывающегося крика" (попытке переломить ситуацию) он сначала перейдет в беспомощное, обиженное всхлипывание (ощущение собственного бессилия), а затем и вовсе прекратится, создавая у матери иллюзию успешной воспитательной акции. То, что ребенок при этом получит первый опыт бесполезности любых усилий, закрепляющий характерную для этого этапа жизни пассивно-оборонительную установку, останется за кадром. 

Необходимо помнить, что младенец, если он здоров, плачет только тогда, когда испытывает реальный дискомфорт (сырая постель, голод, рези в желудке). Если он болен, внимание к нему тем более необходимо. Поэтому он должен постепенно приобрести уверенность в том, что может привлечь к себе внимание криком и может положиться на хорошее отношение матери, ее постоянную защиту. Только с ее помощью он постепенно может развить в себе способность к активному взаимодействию с миром и поисковому поведению, только она способна бережно провести его через этап покровительства и поддержки к этапу самостоятельности и независимости.

Детские психотравмы. И родители, и воспитатели яслей и детских садов должны понимать, в чем специфика развития ребенка и какой вред может нанести неправильное отношение к нему, игнорирование его естественных потребностей в ласке, опеке и поддержке. В этой связи особого внимания заслуживает также общая эмоциональная обстановка в семье (или в заменяющем окружении), к которой ребенок особенно чувствителен. Семейные конфликты и ссоры в ближайшем к ребенку окружении, проявления взаимной неприязни неминуемо вызывают у маленького человека ощущение угрозы, неблагополучия, недостаточной защищенности, не говоря уже о том, что ухудшение настроения взрослых невольно сказывается и на их отношении к ребенку, на которого уже не хватает ни ласки, ни терпения. Все это в комплексе формирует детские психотравмы, которые, как показано во многих исследованиях, нередко на десятилетия предшествуют возникновению невротических и психосоматических расстройств. Объяснить это можно следующим образом. 

Пережив психотравмирующую ситуацию в том возрасте, когда он еще не способен к активно-поисковому ее преодолению, ребенок как бы закрепляется в своей исходной тенденции к пассивно-оборонительному реагированию, вместо того чтобы постепенно преодолеть эту тенденцию, "переболеть" ею. Конфликтная, или стрессовая, ситуация, возникающая уже во взрослом состоянии и затрагивающая значимые эмоциональные отношения человека, превращается при этом в удар по слабому звену: с одной стороны, она провоцирует закрепленный с детства стереотип пассивно-оборонительного поведения в любой сложной обстановке, т. е. вызывает отказ от поиска способов разрешения конфликта. С другой - она некоторыми своими сторонами напоминает ту конкретную ситуацию в детстве, которая была психотравмирующей, и благодаря сильному запечатлению той ситуации воспроизводит и детский тип реагирования. 

Представляется, что именно такого рода наблюдения легли в основу утверждений Фрейда о роли детских психотравм в развитии заболеваний у взрослых и о том, что в основе неврозов и психосоматических заболеваний лежит регрессивное поведение. Ведь возврат к закрепленной в детстве пассивно-оборонительной реакции - это и есть регрессия поведения, т. е. снижение его уровня к более примитивному.

"С мамой не страшно". Какова же роль матери и всего ближайшего окружения в активном преодолении предпосылок к пассивно-оборонительному поведению? Наиболее общий принцип состоит в том, что ребенок должен с самого раннего возраста осторожно, но настойчиво побуждаться к доступной ему активности, конечно, обязательно под покровительством родителей или же заменяющих их лиц. Это покровительство нужно для того, чтобы столкновения с первыми трудностями не спровоцировали бы и не закрепили реакцию пассивного страха - рядом с матерью, под ее защитой ребенок гораздо менее склонен к таким реакциям, легче их преодолевает и готов на более активные попытки исследования окружающего мира.

За свободу движений. Огромную роль в дальнейшем развитии поисковой активности играют условия, обеспечивающие ребенку максимальную свободу движений. На этом вопросе стоит остановиться подробнее. 

Исследования И. А. Аршавского показали, что спонтанная двигательная активность ребенка является фактором, не только способствующим развитию мышечной системы, но и увеличивающим энергетические резервы организма. При этом организм приобретает способность осуществлять активность, ранее для него недоступную. Таким образом, формируется система с положительной обратной связью, когда двигательная активность создает предпосылки для собственного развития. Но дело, по-видимому, не только в движениях как таковых. 

Для младенца движения - это фактически единственный способ исследования себя и окружающего мира, установления познавательных контактов со средой, и отсюда понятна огромная роль движений для развития психики и интеллекта. От действующих мышц постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию. Во всех случаях, когда двигательные поведенческие реакции у детей определяются не внутренними побуждениями, не стремлением к контакту с миром, а вызываются принуждением извне, потенциально имеющиеся у каждого ребенка творческие задатки подавляются зачастую необратимо. 

С другой стороны, при параличах, которые не обусловлены тяжелым повреждением мозга, попытки, пусть даже не вполне успешные, осуществить разнообразные произвольные контакты со средой нередко выражены особенно ярко. Они, в частности, ориентированы на активную компенсацию имеющегося дефицита, на преодоление трудностей, что проявляется в стремлении приподняться, сесть, встать, пойти, - и в этих случаях развитие интеллекта не только не страдает, но может даже превзойти таковой у обычно развивающихся детей. 

Дело, следовательно, не только и не столько в движениях как таковых, сколько в реализующейся через движения целенаправленной поисковой активности. Цель для человека, начиная с раннего возраста, подчеркивает И. А. Аршавский, в той мере, в какой она стимулирует активность, является самым организующим фактором его развития. Отсюда следует, что младенцу необходимо прежде всего предоставить условия для свободных спонтанных движений. А для этого 
необходимо уже в первые недели жизни отказаться от тугого пеленания и одевать ребенка в специальную свободную одежду. Вред пеленания не только физиологический, но и психологический, ибо оно закрепляет ощущение беспомощности и пассивной зависимости.

Чтобы малыш развивался. Младенца, освобожденного от пеленочных пут, необходимо достаточно рано и чем дальше, тем больше втягивать в различные игры - сначала простые, затем все более сложные. Надо активно привлекать его внимание к людям и предметам, начиная с блестящих и звучащих игрушек, которые подвешивают над кроватью так, чтобы ребенок мог до них дотянуться, прилагая, однако, для этого некоторые усилия. Необходимо почаще менять его положение в кровати и эпизодически брать его на руки, чтобы расширилось поле его зрения. 

В дальнейшем должен выполняться следующий принцип: 
по мере того как ребенок овладевает какими-то навыками, задачи, которые ставятся перед ним в игровых ситуациях, должны медленно, но неуклонно усложняться. Родители должны быть всегда готовы прийти на помощь ребенку, если он с чем-то не справляется, прежде чем он впадет в отчаяние от своего бессилия. Однако не следует и спешить с предложением помощи, пока ребенок обнаруживает готовность попытаться решить задачу самостоятельно еще и еще раз. Необходимо следить, чтобы неудачи не следовали одна за другой, но и успех не должен достигаться слишком быстро, без достаточных усилий, а главное - успех не должен быть полностью гарантирован еще до начала всяких усилий, ибо такая гарантия убивает поисковую активность. Достижение цели должно быть связано с преодолением препятствий, но сами они должны быть преодолимы. 

Чем старше становится ребенок, тем важнее соблюдать соотношение между успехом и неуспехом: 
комфортные, разнеживающие условия, удовлетворение всех желаний без поиска не менее вредно, чем постоянные удручающие неудачи. Необходимо помнить об опасностях "болезней достижения". Если даже у человека сформировалась потребность в поиске, но он, сознательно поставив себе сверхзадачу, достиг вожделенной цели, которую считает венцом всех усилий, - он находится в опасной ситуации. Он может в дальнейшем активно подавить свою потребность в поиске из желания остановиться на достигнутом, из опасения, что дальнейшая поисковая активность сопряжена с риском потерять уже приобретенное. Такое опасение - первый шаг к пропасти. Но и постоянные неудачи в конце концов обесценивают активный поиск, вызывают не только чувство безнадежности, но и страха перед любыми усилиями, ибо они приводят к нескончаемым наказаниям. Вспомните чеховского героя из "Вишневого сада", получившего прозвище "двадцать два несчастья", - он заранее настроен на неудачу любого действия, а при такой установке шансы на неуспех обязательно возрастают.



Предварительный просмотр:

15.06.2017

Назначение пальчиковых и жестовых игр

        По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Это подвижные физкультминутки прямо за столом, веселые стихи, которые помогут вашим детям стать добрее. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят.

        Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы не только дети видели ваше лицо, но и чтобы вы видели их лица и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно мешать малышам слушать.

        Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

        Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых – родителей и педагогов, тое есть от вас!!! Озорные стихи и считалочки не только позволят вам весело проводить физкультминутки, но и помогут разбудить детскую фантазию, творческую инициативу.

        Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.  К каждому стихотворению прилагается описание рекомендуемых движений для пальчиковой игры. Но это всего лишь условность. Вы можете с легкостью придумать упражнения самостоятельно или попросить детей сделать это. Все движения очень простые и могут повторяться из игры в игру. Главное заключается в разнообразии стихотворных строчек. Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам.

        Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.

        Годовалые дети легко воспринимают пальчиковую игру, выполняемую одной рукой, а трехлетние уже умеют играть двумя руками. Малыши четырехлетнего возраста способны участвовать в играх, где несколько событий сменяют друг друга, а более старшим ребятам вы можете предложить пальчиковую игру, оформив ее какими-либо небольшими предметами – кубиками, шариками и т.д.

Приемы и рекомендации по массажу в пальчиковых играх

        Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. При этом мышечная ткань интенсивно снабжается кислородом и активно освобождается от продуктов распада. Кроме того,  снижается содержание молочной кислоты в мышцах, выводятся органические кислоты, что эффективно снимает утомление после физической нагрузки. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.

Приемы массажа

  1. Поглаживание – выполняется ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными, продольными, кругообразными и комбинированными. Кроме того, применяются щипцеобразные, граблеобразные, гребнеобразные поглаживания и просто глажение.
  2. Растирание – при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и так же бывают зигзагообразными, спиралевидными и прямолинейными.
  3. Вибрация – похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т.д.
  4. Разминание -  при нем происходит смещение и сдавливание мышц. Его можно выполнять подушечками пальцев, фалангами согнутых пальцев, буграми больших пальцев, кулаком, основанием ладони.
  5. В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы».

        Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев.

Пальчиковая игра №1.

Раз, два, три, четыре, пять -

Пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки.

Вышли в садик погулять.

Ходим – ходим мы по лугу,

Указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой.

Там цветы растут по кругу.

Лепесточков ровно пять,

Считаем пальцы, в обратном порядке поглаживая их.

Можно взять и посчитать

Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке.

Пальчиковая игра №2.

Поиграли – отдохните,

Расслабляем руки и встряхиваем их.

Ваши пальчики встряхните.

Сгибайте ваши пальчики,

Обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу, приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз.

Совсем как ушки зайчики.

Стихотворение и все движения можно повторить.



Предварительный просмотр:

25.08.2017

Пальчиковые игры для малышей

Пальчиковая игра №3

Волк раскроет свою пасть,

1-4 строчки – указательный, средний, безымянный и мизинец на обеих руках прижимаем друг к другу, а подушечку большого пальца то прижимаем к сомкнутым четырем пальцам, то отпускаем, изображая волчью пасть. «Щелкаем пастью на обеих руках»

Хочет зайчика украсть:

Щелк да щелк, и снова щелк!

Не поймает зайца волк.

Пастью щелкает напрасно -

5-6 строчки – расслабляем пальцы на обеих руках и «бежим» ими по столу, прикасаясь к его поверхности подушечками.

Заяц бегает прекрасно!

Пальчиковая игра №4

В домике сидит волчок,

1-2 строчки – из обеих кистей рук делаем «подзорную трубу» или «бинокль» и приставляем к глазам.

Он глядит на вас в глазок,

Может дверку приоткрыть

3-4 строчки – из одной ладони делаем «волчью пасть», как в предыдущей игре, а пальцы другой руки подносим к «пасти» и захватываем их ею, выполняя поглаживающие движения подушечками.

И за пальчик укусить.

Если больно, то немножко

5-6 строчка – легкими движениями растираем ладони одна о другую.

Разотри свои ладошки!

Пальчиковая игра №5

Избушка на лужочке,

1 строчка – делаем «домик» из обеих рук, соединяя их подушечками пальцев и основаниями ладоней.

Двери на замочке.

2 строчка – соединяем пальцы в замок.

Ключик быстро подберем

3-4 строчки – выполняем вращение большими пальцами обеих рук (один вокруг другого), не размыкая замка.

И избушку отопрем.

Отряхнем ладошки,

5-6 строчки –размыкаем пальцы, расслабляем ладони и легкими движениями встряхиваем их.

Отдохнем немножко.



Предварительный просмотр:

8.09.2017

Пять правил при лечении тела силой сознания

Уильям Брауд выделил пять основных мысленных техник, которые, как он полагал, имеют важное значение в процессах самоисцеления.

Они включают:

Необходимость в расслаблении и покое.

Умение сосредоточить внимание на чем-то одном (например, дыхании), что способствует развитию психического самоконтроля и позволяет избежать отвлечения внимания. (Два предыдущих пункта достигаются путем медитации)

Освоить техники воображения и визуализации, ибо язык образов является предпочтительным для сознания.

Включение в процесс, желание достичь какой-то цели и ожидание, что цель будет достигнута.

Воскрешение в памяти сильных положительных эмоций в течение процесса исцеления.

Система, развитая Хозе Сильвой, включала эти пять элементов еще почти за двадцать лет до исследований Брауда. Исследования Брауда наконец-то обеспечили доверие к технике Сильвы в научных кругах. А теперь Вам предстоит изучить основную технику исцеления по методу Сильва.

Техника самоисцеления

Нижеприведенное является основной техникой. Более продвинутые техники вне рамок этой электронной книги.

Основная техника

1. Погрузитесь на свой медитативный альфа-уровень.

Загрузите упражнение для погружения на альфа-уровень. Это бесплатное аудио поможет погрузиться на альфа-уровень, подходящий для мысленного лечения.

2. Представьте ваше текущее состояние здоровья на мысленном экране.

О том, что такое мысленный экран, я писала в статье «Можете ли вы управлять «удачей»?».

Визуализируйте текущее состояние своего организма, включая беспокоящие вас легкие недомогания или боль. Вам необязательно помнить или знать, как в действительности выглядит тот или иной орган. Для вашего разума достаточно простых образов. Легкое можно представить как надувной шарик, а почку — как боб. Создайте характерную картину недомогания. Почувствуйте эмоции, связанные с этой проблемой.

3. Вообразите, как вы вылечиваетесь, становитесь крепче и здоровее.

Теперь вообразите, что недомогание исчезает. Создайте в своем воображении систему, устраняющую недуг.

Например:

Камни в почках могут быть измельчены в безвредный порошок, который затем выводится;

Опухоли могут быть представлены в виде крупных бляшек, в то время как ваша иммунная система и лейкоциты — как крошечные солдатики, атакующие опухоль. При каждой атаке опухоль уменьшается;

Воспаленная мышца может купаться в воображаемом целительном свете, уменьшающем боль и возвращающем мышцу в здоровое состояние.

Точный образ, который вы используете, не имеет значения — создавайте что-то, что вам о чем-то говорит. Это не нуждается в научной корректировке, а должно быть просто символичным. Ваше подсознание получит сигнал.

4. Пусть последним образом станете вы, излучающие здоровье

Почувствуйте радость и энергию от обладания совершенным здоровьем. Представьте, что это уже так и есть.

Поможет, если произнести положительное утверждение вроде:

«У меня совершенно здоровое тело и сознание»

или

«Мой ______ теперь замечательно функционирует и находится в превосходном состоянии»

5. Отпустите

Отпустите и поверьте в способность вашего организма к самоисцелению. Теперь вы можете погружаться на альфа-уровень. Поверьте в то, что процесс исцеления имеет место быть.

Пожалуйста, помните, что мысленное лечение не должно быть заменой визита к вашему врачу. В случае серьезных проблем всегда сначала консультируйтесь с врачом. Мысленное лечение является лишь дополнительным типом лечения — поскольку само название предполагает, что это должно использоваться параллельно, но не как замена современной медицине.

Независимо от того, каким видом лечения вы пользуетесь, — традиционной медициной, хирургией или более комплексными видами терапии, такими как акупунктура, йога или массаж, — программа «Живи в ритме Сильва» может удивительным образом ускорять и смягчать естественные процессы лечения.

«Что если я уже здоров?»

Если у вас нет проблем со здоровьем, вы можете продолжать медитировать и воображать себя остающимся абсолютно здоровым. Таким образом, у вас может никогда не быть повода для беспокойства, связанного с необходимостью самолечения.



Предварительный просмотр:

13.10.2017

Пальчиковые игры для детей 4-5 лет

Пальчиковая игра №6 «Слон»

На прогулку вышел слон,

Средний палец правой руки – «хобот», все остальные пальцы – «ноги» слона. Слон должен идти, опираясь на все четыре ноги, не касаясь хоботом земли.

Хоботом качает он.

Топ-топ, топ-топ…

Говорю слону я: «Стоп!»

Слон останавливается. Можно изображать слона попеременно правой и левой рукой.

        Пальчиковая игра №7 «Сороконожки»

По извилистой дорожке

Кисти рук подушечками опираются на стол (лапки сороконожек). По команде «сороконожки» начинают быстро двигаться. В движении участвуют все пальцы. «Сороконожки» могут менять направление движения по команде «направо»/»налево», обегая мелкие предметы на столе.

В сад бегут сороконожки.

Раз, два, три, четыре, пять -

Никому их не догнать.

        Пальчиковая игра №8 «Бабочка»

Утром солнце засияет -

Большие пальцы обеих рук перекрещиваются, а ладони располагаются горизонтально и превращаются в «крылышки» бабочки.

Бабочка с цветка взлетает.

Попорхает – утомится,

«Бабочка» садится на спинку стула (край стола, книжку ит.д.), складывает «крылышки», затем снова начинает летать.

Отдохнет – опять кружится.

Пальчиковая игра №9 «Маленький паук»

Это маленький паук,

Кисть руки опущена, подушечки пальцев опираются на стол (паук).

Мухам враг он, а не друг.

Паутинку он сплетает,

Пальцы медленно подергивают шерстяную нитку или шнурок.

Мух на ужин поджидает.

        Пальчиковая игра №10 «Дождевые червячки»

Если сухо – черви спят,

Указательный и большой пальцы обеих рук подушечками опираются на стол. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Слегка сгибаясь и вытягиваясь по поверхности стола, указательный и большой пальцы «ползут» по столу, изображая червяков.

В дождь они выходят в сад.

Между луж ходы кривые

«Червячки» ползут между блюдец с водой, как между луж.

Строят черви дождевые.



Предварительный просмотр:

17.11.2017

Новые пальчиковые игры для детей 4-5 лет

Пальчиковая игра №11 «Краб»

В синем море краб живет,

Локти развести в стороны, пальцы обеих рук переплести и направить вниз (лапки краба). Большие пальцы соединить подушечками друг с другом и слегка округлить (голова краба).

Быстро лапками гребет.

Пошевелить пальцами  - «лапками».

Тихо краб ползет по дну,

Краб идет по столу сначала в одну, а затем в другую сторону.

Ищет там себе еду.

        Пальчиковая игра №12 «Вороны»

Прилетели к нам вороны,

Кистями рук помахать в воздухе (крылья ворон).

Сели рядышком на клены.

Локти стоят на столе. Большой, указательный и средний пальцы каждой руки сложить в щепотку (клювы ворон) и качать ими вверх-вниз.

Стали громко каркать, спорить,

Отводя большой палец вниз, показывать, как открывается «клюв вороны».

Стали дом из веток строить.

Пальцами (клювом) брать со стола карандаши, спички, палочки для счета (веточки) и из них «складывать гнездо».

        Пальчиковая игра №13 «Улитки – недотрожки»

Вот улитки - недотрожки

Указательный и средний пальцы обеих рук одновременно максимально вытянуть вперед (рожки улиток). Остальные пальцы прижать к ладони.

Вместе высунули рожки.

А дотронемся до них -

Быстро согнуть указательный и средний пальцы, показывая, как улитки прячут свои рожки.

Спрячут рожки в тот же миг.

Пальчиковая игра №14 «Маленький паук»

Быстро вертится пропеллер -

Между указательным и средним пальцами зажать короткий карандаш. Движением пальцами подсунуть конец карандаша под безымянный палец и прижать его этим пальцем, а указательный палец с карандаша убрать. Передавать карандаш с пальца на палец, изображая вращение винта вертолета.

Вертолет взлететь готов.

Он отважно, без сомнений,

Путь найдет средь облаков.

В синем небе полетает,

Облака поразгоняет

И вернется точно в срок,

Как бы ни был путь далек.

        Нельзя помогать вращать карандаш большим пальцем. Важно как можно дольше вращать «пропеллер» и «не сломать» его, т.е. стараться, чтобы карандаш не падал.

        



Предварительный просмотр:

16.02.2018

Продолжаем играть с пальчиками

( для детей 4-5 лет)

Пальчиковая игра №15 «Вертолет»

Быстро вертится пропеллер -

Между указательным и средним пальцами зажать короткий карандаш. Движением пальцами подсунуть конец карандаша под безымянный палец и прижать его этим пальцем, а указательный палец с карандаша убрать. Передавать карандаш с пальца на палец, изображая вращение винта вертолета.

Вертолет взлететь готов.

Он отважно, без сомнений,

Путь найдет средь облаков.

В синем небе полетает,

Облака поразгоняет

И вернется точно в срок,

Как бы ни был путь далек.

Нельзя помогать вращать карандаш большим пальцем. Важно как можно дольше вращать «пропеллер» и «не сломать» его, то есть стараться, чтобы карандаш не падал.

        Пальчиковая игра №16 «Капитан»

По волнам на лодке белой

Ладони сложить лодочкой, соединив ребрами две пригоршни. Медленно выполнять волнообразные движения, показывая, как лодка качается на волнах.

Он плывет, большой и смелый.

Он – отважный капитан,

Увеличивая скорость и амплитуду движений, показывать, как лодка качается на высоких волнах.

Выдержал и ураган.

Видел капитан все страны,

Движения рук – спокойные, как в начале игры.

Пересек все океаны,

Ну а после, как герой,

К маме он приплыл домой.

        Пальчиковая игра №17 «Братья»

Пять братишек в теплый день

Локоть правой руки поставить на стол, пальцы выпрямить (братишки).

Повстречали пять друзей.

Локоть левой руки поставить на стол, пальцы выпрямить (друзья).

Локти стоят на столе, ладони напротив друг друга.

Старший братец – сильный малый,

Пошевелить большим пальцем правой руки.

Друг его – моряк бывалый.

Соединить подушечками большой палец правой руки с большим пальцем левой руки.

У второго братца друг

Пошевелить указательным пальцем левой руки.

Знает несколько наук.

Соединить подушечками указательный палец правой руки с указательным пальцем левой руки.

Средний братец  - долговяз,

Пошевелить средним  пальцем правой руки.

У него друг – водолаз.

Соединить подушечками средний палец правой руки со средним  пальцем левой руки.

У четвертого братишки

Пошевелить безымянным  пальцем правой руки.

Любит друг смешные книжки.

Соединить подушечками безымянный  палец правой руки с безымянным   пальцем левой руки.

А последний, младший брат

Пошевелить мизинцем   правой руки.

Ходит с другом в детский сад.

Соединить подушечками мизинец  правой руки с мизинцем  левой руки.

        



Предварительный просмотр:

9.03.2018

Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста
По книге В.Г. Алямовской и С.Н. Петровой "Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста".

Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей.

Существует множество рекомендации по снятию стрессовых состояний. Например, Ю. С. Николаев и Е. И. Нилов рекомендуют реагировать на неприятную ситуацию улыбкой и шуткой. Психиатр В. Леви предлагал выбрать себе идеал героя с веселым и добрым характером. Сам пользовался этим способом, чтобы наладить контакт с больными. 
          Неплохой эффект налаживания отношении, например, в семейной жизни дает игра "Я - ты, ты - я", когда на определенное время муж и жена меняются ролями и пытаются реагировать на различные ситуации с этих позиций. Но дело в том, что все эти и им подобные рекомендации вынуждают человека подавлять реакцию на раздражение и, таким образом, лишают его разрядки. Детям в силу специфики возрастных особенностей (в первую очередь из-за малого жизненного опыта) делать это крайне трудно, а отсутствие разрядки часто приводит к неврозу и впоследствии, как считают медики, к гипертонии.
          Как правило, человек, стремясь выйти из состояния стресса, старается израсходовать избыток выделившихся гормонов, которые обусловили раздражение. Одни колотят посуду, другие - кого-нибудь из окружающих, третьи - бегают, отжимаются, пилят дрова, лихорадочно стирают белье. Многие люди, и особенно дети, начинают что-нибудь жевать, часто не чувствуя при этом вкуса пищи. Другими словами, чаще всего человек при помощи физических действий пытается выйти из стрессового состояния.
           Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении условии для нормального физического развития. Наукой давно доказана взаимообусловленность физического здоровья и психического состояния человека. Ощущение физическою здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия способствует устойчивому чувству комфорта.
 
           Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, н, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. Самую высокую физическую нагрузку на физкультурном занятии или уроке дети испытывают в игре, но какой эмоциональный подъем наблюдаем мы при этом.
           Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Это обратное влияние опытные тренеры используют для регуляции психического состояния спортсменов.
          Учеными давно доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Использовать движения в качестве противовеса отрицательным эмоциям рекомендовала, например, Н. П. Бехтерева. Известный русский физиолог И. П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение.
          Вред недостаточной двигательной нагрузки давно известен. Но не менее опасно пренебрежение такими важными компонентами здорового образа жизни как сон, питание, закаливание.
         Значение правильно организованного сна для гигиены нервной системы ребенка переоценить невозможно. Еще И. П. Павловым было доказано, что во время сна восстанавливается физиологическое равновесие в организме. Причем такое восстановление не может быть достигнуто другими средствами и способами.
         В профилактике психоэмоционального напряжения детей не следует сбрасывать со счета питание. Необходимо уяснить для себя, что важен не только должный набор продуктов, обеспечивающий нормальные рост и развитие ребенка, но и сама организация питания. Прием пищи разумно проводить как большую релаксационную паузу.
         Эффективно воздействуют на психическое состояние детей, снимая напряжение и стресс, водные закаливающие процедуры. Но для достижения должного результата должны быть созданы соответствующие условия, при которых ребенок становится субъектом этой деятельности.
          В последние годы все большее значение в профилактике стресса придается обучению человека психосаморегуляции состояния. Исследования подтверждают, что дети гораздо быстрее и с большим эффектом научаются приемам аутогенной тренировки, нежели взрослые. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у детей живое воображение, которое помогает им быстро и легко войти в нужный образ.

          Использование упражнений по психосаморегуляции состояния дает возможность наполнить традиционную систему физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении новым смыслом и содержанием и создать технологию, которую мы могли бы смело назвать не только здоровьесберегающей, но и формирующей у детей позиции созидателя и разумного поведении в отношении своего физического и психического здоровья.
           Все вышеперечисленные основные средства профилактики психического напряжения детей являются структурными компонентами среды жизнедеятельности ребенка, а также системы физического воспитания детей в детском учреждении. Поэтому мы полагаем разумным изложение конкретных практических рекомендации начать именно с них.

        Профилактика психоэмоционального напряжения у детей коррекцией бытовых процессов.

                  Как указывалось выше, довольно большая группа средств физического воспитания может с успехом применяться в профилактике психоэмоционального напряжения детей во время их пребывания в образовательном учреждении (детском саду или учреждении типа "начальная школа-детский сад"). Но для того, чтобы эти средства могли служить достижению цели, должно быть усилено их психологическое содержание. 
              Кроме того, при структурировании системы физического воспитания в образовательном учреждении должна быть правильно выстроена иерархическая цепочка деятельности педагогического коллектива по степени значимости для физического здоровья и психологического благополучия детей. В соответствии с формулой здоровья на первое место в этой цепочке должна быть поставлена организация сна, затем организация питания, а далее оптимизация двигательной деятельности, тренировка терморегуляционной системы организма ребенка.

                                                            Организация детского сна.

                Неуравновешенность, суетливость, забывчивость, путаница в речи, некритичность в отношении своего поведения, по мнению ученых, часто свидетельствуют о том, что ребенок недосыпает. Об этом же говорит привычка тереть глаза, как будто их засыпало пылью. 
               У таких детей, отмечают исследователи, снижена нормальная работоспособность, нарушено нормальное течение нервных процессов. Хроническое недосыпание, подчеркивает С. М. Мартынов, превратилось в настоящую проблему детской медицины. По данным статистики, детей, начиная с ясельного возраста недосыпающих по 1,5-2 часа в сутки, примерно 5%
 
               Причина в недооценивании значения сна для жизни и здоровья детей до 8 лет и в образовательном учреждении, и дома, а также неумелая его организация дома и в детском саду. Это приводит к отсутствию благоприятных условий для полноценного сна.

Сколько времени должен спать ребенок?

              Ребенок двух-трех лет должен спать не менее 14 часов в сутки, четырехлетним и пятилетним детям следует обеспечить 13-часовой сон, а дети шести и семи лет должны спать 12 часов.
           Бытует мнение, что нет ничего страшного в том, что ребенок засыпает под звуки телевизора, разговоры. Считается, что такая спартанская манера воспитания позволяет вырастить ребенка неизнеженным. Но, отмечают специалисты, это довольно серьезное заблуждение.

Специальные электроэнцефалографические исследования показали, что в такой обстановке не может быть глубокого полноценного сна, а следовательно, нервная система не получает полноценного отдыха.
           Ребенок становится беспокойным, без повода раздражительным, часто плачет, теряет аппетит, худеет. Иногда у детей наблюдается вялость, заторможенность, апатия. Поэтому мы не рекомендовали бы родителям вступать в противоречие с законами физиологии.
            Наука кибернетика определяет сон как отключение мозга от сигналов внешнего мира. Но это отключение не для бездействия и покоя, а для отбора необходимой информации и сброса ненужной. Известный специалист в области физиологии сна профессор А. М. Вейн пишет: "Образно говоря, кратковременная память заполняется днем, а ночью содержащаяся в ней информация (не вся) медленно переходят в долговременную память".
 

            Не только профессор А. М. Вейн говорит о том, что в процессе сна происходит очищение мозга от избыточной информации, на это указывают многие физиологи, добавляя, что во время сна нормализуются обменные процессы в организме человека. А вот специалисты в области психиатрии и психологии отмечают, что полноценный сон является наилучшим лекарством от беспокойства.
            К сожалению, ритуал укладывания ребенка в постель и дома, и в детском саду превращается в тягостную для ребенка процедуру. К тому же сами взрослые часто не соблюдают излагаемые ниже требования к охране сна ребенка

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей средствами физического воспитания.

Оптимизация двигательной деятельности детей.

               Организация рационального двигательного режима является одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Кроме того, имеется прямая взаимосвязь, как указывают специалисты, между двигательным ритмом и умственной работоспособностью ребенка. Вредна, отмечают они, как недостаточная, так и излишняя двигательная активность.
              Отправной точкой при организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении. Она составляет в среднем от 10 до 15 тысяч локомоций в сутки для детей 6-7 лет; 10-12 тысяч - для детей 5-6 лет; 8-10 тысяч - для детей 3-4 лет; 6-8 тысяч - для детей 2-3 лет. Около 60-70% этого количества движений должно приходиться на период пребывания ребенка в образовательном учреждении.
               Оптимальным двигательный режим будет считаться при следующих условиях:

- соотношение покоя и двигательной деятельности составляет 30% к 70%;
- в течение дня у детей не наблюдается признаков рассеянности внимания или явно выраженного утомления;
- имеет место положительная динамика физической работоспособности детей;
- артериальное давление детей в течение всего дня соответствует возрастной норме.

            При организации двигательного режима должна быть учтена степень моторности каждого ребенка возрастной группы или класса.

По степени активности детей можно разделить на три группы:
- нормальные,
- моторные,
- малоподвижные.

Отмечено, что дети с нормальной двигательной активностью имеют лучшие показатели в развитии, нежели дети второй и третьей групп. У них более устойчивы психика и настроение.

У малоподвижных и моторных детей процессы саморегуляции менее совершенны. Мало того, исследователи отмечают, что у многих из них развиваются такие негативные черты характера, как зависть, нерешительность агрессивность, неуравновешенность и т. д. Эти дети нуждаются в индивидуальном медицинском и психолого-педагогическом сопровождении.
 

Например, в изменении режима и качества питания, увеличении или ограничении двигательной активности. Одним из способов нормализации двигательной активности моторных и малоподвижных детей является их дружба, основанная на общности интересов.
 

Оздоровительная утренняя гимнастика.

Цель утренней гимнастики - поднятие мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребенка. Этой целью и определяется методика ее организации.

Чтобы создать и сохранить устойчивое положительное настроение детей, в комплекс утренней гимнастики должны быть включены только хорошо знакомые детям физкультурные упражнения. Использование элементов обучения неизбежно создает ситуацию напряжения, поскольку не все дети успешно справляются с заданиями. Если они это осознают, то их астенические реакции могут усилиться.

Интерес к гимнастике поддерживается большим разнообразием упражнений и игр. Например, сегодня утренняя гимнастика может состоять из серии подвижных игр, завтра дети могут поработать на полосе препятствии, в следующий день это будет интересная пешая прогулка с небольшим марш-броском и
 
т. п. Будет разумно, если взрослые согласуют комплекс гимнастики с детьми.

Во время гимнастики детям должна быть предоставлена возможность самостоятельных действий на игровой или спортивной площадке. Взрослым необходимо позаботиться о том, чтобы им было чем заняться.
 

Например, поиграть в мяч или покачаться на качелях, погонять шайбу или попрыгать через скакалку. На самостоятельную двигательную деятельность отводится от 6 до 10 минут. Она является своеобразной психической разгрузкой для детей. О физической нагрузке в данном случае беспокоиться не стоит, дети всегда в состоянии регулировать ее и никогда не перегружаются.

Терапевтическая утренняя гимнастика всегда (кроме случаев неблагоприятной погоды) проводится на свежем воздухе не менее 30 минут. По существу это насыщенная разнообразной двигательной деятельностью утренняя прогулка. Ее место в режиме дня определено достаточно точно для каждой возрастной группы, начиная с 3-летнего возраста.

Характер погоды и условия сезона должны быть обязательно учтены. Это обуславливает вариативность утренней гимнастики.

Разминка во время напряженной интеллектуальной деятельности.

Эта гимнастика выполняется с движениями и без них. Она прекрасно снимает усталость не только при напряженной интеллектуальной деятельности, но и в тех случаях, когда по разным причинам движения на длительное время ограничены. Например, в поездке на загородном автобусе или во время полетов. Эта гимнастика очень пригодится детям в школе, так как помогает снять напряжение в связи со статичностью позы. Разработана гимнастика А. Коваликом.

Комплекс состоит из 9 упражнений, которые дети способны быстро освоить.
Упражнения выполняются сидя на стуле:

1. Опираясь то на пятки, то на носки, приподнимать стопы от пола и выполнять ими едва заметные движения наружу и внутрь.

2. Напрягая стопы, поджать под себя пальцы, затем распрямить их.

3. Напрягая мышцы плечевого пояса, выполнять едва заметные движения плечами и лопатками: сведение и разведение, приподнимание и опускание, вращение в одну и другую стороны.

4. Напрягая и расслабляя мышцы предплечья, сжимать пальцы в кулак и распрямлять их.

5. Напрягая мышцы спины, прогнуться в пояснице, свести и развести лопатки.

6. Втягивание и выпячивание живота, при выпячивании - вдох, при втягивании - выдох.

7. Напрягая мышцы шеи, выполнять едва заметные движения готовой вправо-влево, вперед-назад, по часовой и против часовой стрелки.

8. Движения глазными яблоками вправо-влево, вверх-вниз, по часовой и против часовой стрелки.

9. Опираясь ладонями о стол, а пятками - о ножки стула, напрячь и расслабить мышцы тела.

При разучивании комплекса каждое упражнение выполняется 2-3 раза, затем ежедневно добавляется по одному повторению.

Детям достаточно 8-10 повторений.

В начале обучения, пока мышцы недостаточно послушны, напряжение их лучше сопровождать едва заметными движениями.

Затем нужно научить детей выполнять эти упражнения без движений, только напряжением мышц. Напряжение держится 4-5 секунд (ребенок может считать про себя до 5), а затем следует полное расслабление.

Обучение можно считать законченным, когда ребенок сможет выполнять комплекс совершенно самостоятельно, запомнив последовательность упражнений.

В режиме дня детей необходимо обязательно найти место этим упражнениям. Мы рекомендуем их для использования в своей работе с детьми логопедам, дефектологам, учителям классов шестилетнего обучения и учителям начальных классов.

Этот вид гимнастики имеет особое значение для развития у детей навыков саморегуляции.



Предварительный просмотр:

21.09.2018

Пальчиковые игры на расслабление при подготовки руки детей 6-7 лет к письму

        Напряженные мышцы «непослушны», плохо управляемы. Для того, чтобы появилась возможность свободно и точно управлять ими, необходимо расслабить мышцы, снять с них напряжение. Дети могут почувствовать расслабление мышц только тогда, когда им сначала предлагают сильно сжать кулачки и долго подержать их в этом состоянии. А затем им предлагают их разжать (расслабить) и почувствовать это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. У каждого ребенка должно сложиться своеобразное представление о расслаблении («как кисель»).

  1. Игра «Кулачки». Сожми пальцы покрепче в кулачок (руки лежат на коленях), чтобы побелели косточки. Теперь расслабь руки.

Руки на коленях,

Кулачки сжаты.

Крепко, с напряженьем

Пальчики прижаты.

  1. Игра «Олени». Подними над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами («рога»). Напрягая руки, с силой раздвинь пальцы. Затем урони руки на колени, расслабься.

Посмотрите: мы – олени!

Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих.

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь – немного лени.

  1. Игра «Штанга». Встань. Представь, что поднимаешь тяжелую штангу. Наклонись, «возьми» ее. Сожми кулаки. Медленно поднимай руки. Они напряжены. Тяжело! Подержи штангу. Бросай ее.

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом.

Штангу с пола поднимаем…

Крепко держим… и бросаем!

Наши мышцы не устали –

И еще послушней стали!

  1. Игра «Звонок». Руки полусогнуты, опора на локти. Встряхивай по очереди кисти рук.

Поглаживание. Разгладь лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой рукой, и наоборот.

Постукивание. Постучи по столу расслабленной кистью правой, а потом левой руки.