Проект Времена года

Мелконьян Анжела Киворковна

Введение

 Тема проекта: «Времена года».

Обоснование выбора темы.

Мир, окружающий ребёнка - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, источник познания, творчества. Дети от природы любознательны. Круг их интересов широк. Среди вопросов, которые они задают взрослым, есть и такие, которые вызваны различиями явлений и объектов природы. Чтобы ребятам лучше понять явления окружающей их природы, надо родителям чаще бывать с детьми в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту и заметить необычное, интересное. Как распускаются листья, почему осенью они опадают. От нас, взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него будет развиваться речь. Чем больше ребёнок разглядел, подметил нового для себя, тем ярче и образнее станет и его речь, тем охотнее он будет общаться со сверстниками, взрослыми. Умение излагать свои мысли поможет в дальнейшем лучше учиться в школе. Участвуя в данном проекте, ребёнок на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, не исчезает бесследно. Так как в процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учится думать и отвечать на вопрос «почему?» И пусть эта работа мысли сложная, но именно так в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умения делать умозаключения, выводы.

 

Актуальность.

В настоящее время ребята стали всё меньше общаться с природными

объектами. Дети все больше времени проводят за компьютерными играми, сотовым телефоном, телевизором. Бесспорно, никакой фильм или компьютерная игра не заменят живого общения с природой. Ребенок должен иметь возможность вдыхать запах цветов, слушать пение птиц, бегать босиком по траве. Учиться вникать в тайны природы, а затем воплощать свои замыслы в творческих работах (рисование, лепка, аппликация, моделирование).

         Во все времена природа своим многообразием, яркостью, динамичностью воздействует на чувства ребенка, затрагивает его душу.

          Познавательная и творческая деятельность, связанная с познанием явлений природы в их взаимосвязи, интересна и увлекательна, что подтверждает актуальность темы проектной деятельности «Времена года».

 

Участники проекта: воспитатели, дети группы коррекционной направленности с общим недоразвитием речи, родители.

 

Вид проекта: групповой.

 

Срок реализации проекта: долгосрочный.

 

Тип проекта: познавательно-творческий.

 

Цель проекта: воспитание у детей бережного отношения к природе на основе наблюдений за сезонными изменениями. Организация тематических выставок детских работ, воплощающих творческие замыслы ребят, которые основаны на личных наблюдениях.

 

Задачи проекта:

1.     Закрепить знания детей о временах года, взаимосвязи различных явлений природы.

2.     Формировать умение воспитанников составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицы по временам года.

3. Стимулировать проявление доброго отношения к окружающему миру в повседневной, образовательной, игровой деятельности дошкольников.

4. Воспитывать любовь к природе при проведении экскурсий по улицам Лазаревского, в парк, выставочный зал с произведениями искусства.

5. Способствовать укреплению сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

 

Проектные продукты:

v творческая мастерская по направлениям: «Природа - наш дом», «Времена года»;

v компьютерная презентация «Времена года»;

v  выставка творческих работ, макетов, альбомов, созданных детьми с помощью педагогов и родителей.

 

План работы над проектом

 

п/п

Этапы проекта

 

Задачи этапов

Сроки реализации

 

1

 

Организационный

1.     Выбор темы проекта.

2.     Составление плана работы по организации

проектной деятельности с дошкольниками с

привлечением родителей ребят.

3.     Проведение анкетирования родителей по

теме: «Экологическое воспитание в семье».

4.     Накопление педагогами разнообразной

информации по теме проекта.

 

Октябрь 2016

 

2

 

Основной

1.     Организовать наблюдения за сезонными

изменениями, происходящими в природе.

2.     Знакомить дошкольников с познавательной

информацией по теме проекта с использованием красочного иллюстративного материала, аудио- и видеофрагментов (пение птиц, звуки явлений природы), фрагментов музыкальных произведений о временах года (на занятиях и при посещении библиотеки детского сада).

3.     Создать (при участии родителей) альбомы

«Приметы», «Поговорки и пословицы», «Стихи», «Загадки» и макет по теме проекта (использовать их в игровой и образовательной деятельности).

4.     Провести занятия по темам «Зима»,

«Весна», «Лето», «Осень» с использованием подвижных и дидактических игр, мнемотаблиц, викторин, созданием творческих работ ребят по рисованию, лепке, аппликации. Организовать выставки творческих работ воспитанников.

5.     Оформить для презентации проектные

продукты.

 

 

Ноябрь – март

2016-2017

 

3

 

Заключительный

1.     Распечатать текстовый вариант проекта,

подготовить сообщение к компьютерной презентации проекта «Времена года».

2.     Представить проект и проектные

продукты на краевой научно-практической конференции дошкольников и педагогов МДОБУ №118 «Приглашение к открытию».

3.      Представить проект и проектные

продукты на итоговом родительском собрании.

 

 

Апрель, май 2017

Планируемые результаты:

-дети овладеют понятиями «времена года», «признаки», «погода», «как природа рисует красками» и др.

-дети овладеют простейшими приемами организации наблюдений, экспериментирования, выявления причинно-следственных связей.

-у детей сформируется потребность и способность интересно и с пользой проводить время.

- дети проявят активность и творчество в продуктивной деятельности.

 

Ход работы над проектом

 

         На организационном этапе: была выбрана тема проекта, составлен план работы по организации проектной деятельности с дошкольниками с привлечением родителей ребят, проведено анкетирование родителей по теме «Экологическое воспитание в семье».

        На основном этапе: организованы наблюдения за сезонными изменениями, происходящими в природе (см. фото 1).

 

 

 

Фото 1.  Наблюдения за сезонными наблюдениями в природе

 

          

                     

 

 

                   Педагоги провели экскурсию в библиотеку (см. фото 2).

 

 

 

              Фото 2.Экскурсия в библиотеку, поиск информации

 

Для проекта были подобраны справочники, познавательная, художественная литература, пословицы, поговорки, народные приметы, загадки. Музыкальное произведение «Времена года» П.И.Чайковского, звуки природы (пение птиц, шум дождя, ветра, грома), иллюстративный материал были взяты и в сети Интернет.

         Организовали экскурсию в Свирское ущелье и прогулку к морю                  (см. фото 3,4).

                                                                                                           

                              Фото 3.Экскурсия в Свирское ущелье

           Фото 4. Прогулка к морю

 

Посетили выставку в ЦНК им. К.С.Мазлумяна «Времена года», где ребята познакомились с произведениями таких художников, как А.Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Большая вода», «Золотая осень», А.Пластов «Первый снег» и др. Посетили выставку в Центральной районной библиотеке                         им. А.И. Одоевского «Первоцветы» (см. фото 5).

 

 

 

Фото 5. Посещение выставки «Первоцветы»

в Центральной районной библиотеке им. А.И.Одоевского

 

Обсуждали с ребятами смысл пословиц, поговорок, примет времен года. К примеру:

«Береги нос в большой мороз»

«Весна красна цветами, а осень пирогами»

«Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь»

«Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна»

Изучение пословиц и поговорок способствует формированию у детей более полной картины окружающего мира: они приучают детей любить и уважать природу, прививают чуткость и внимательность ко всему, что нас окружает.

Познакомили ребят с творческим наследием П.И. Чайковского, наши воспитанники играли и рисовали под музыку из музыкального альбома «Времена года» (см. фото 6).

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Фото 6.  Игры и творчество наших ребят

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читали детям и потом беседовали по произведениям: В. Бианки «Синичкин календарь», С. Маршака «Двенадцать месяцев», К. Ушинского «Четыре желания».

Воспитанники представили альбомы «Времена года», созданные с помощью родителей: «Пословицы и поговорки», «Стихи и загадки», «Мое любимое время года» (см. фото 7).

 

 

 

 

 

 

Фото 7. Альбомы «Времена года»

 

Педагогами были проведены занятия по теме проекта: «Осень. Подготовка птиц к отлету», «Зима. Зимующие птицы», «Весна. Первоцветы» (см. фото 8,9,10).

 

 

 

 

             

Фото 8. Интегрированное занятие по природе и художественному творчеству       

                                             «Осень. Подготовка птиц к отлету»

 

 

 

Фото 9. Интегрированное занятие по природе и художественному

 творчеству «Зима. Зимующие птицы»

 

 

 

Фото 10. Интегрированное занятие по природе и художественному

творчеству «Весна. Первоцветы»

 

Провели дидактические игры «Зимующие или перелетные», «Когда это бывает?", «Закончи предложение», «Кто что делает?», «Подбери признак».

Познакомили детей с русской народной игрой-забавой «Снежки», подвижной игрой «Совушка», «Гори, гори ясно!», «Плетень» (см. фото 11).

 

 

 

 

                            Фото 11. Подвижные игры

 

Воспитанники овладели понятиями «времена года», «признаки», «погода», «как природа рисует красками», они узнали о взаимосвязи человека с окружающей средой. Ребята научились составлять описательные рассказы о временах года, используя мнемотаблицы (см. фото 12)

 

 

 

Фото 12. Работа с мнемотаблицами

 

Была проведена консультация для родителей по теме: «Экологическое воспитание в семье»

Организованы выставки творческих работ, макетов, альбомов, созданных детьми с помощью родителей на тему «Осенняя поляна», «Зимняя поделка», «Весенняя пора», «Летнее настроение» (см. фото 13)

 

 

          «Зимняя поделка»

          «Весенняя пора»

 

 

«Летнее настроение»

           «Осенняя поляна»

                            Фото 13. Выставка творческих работ

                    

На заключительном этапе работы педагоги оформили текстовый вариант проекта «Времена года». Воспитанники поделились приобретенными знаниями по теме проекта с ребятами средней группы «Мультяшки»                   (см. фото 14).

 

 

Фото14. Описательные рассказы по мнемотаблицам «Времена года»,                         пальчиковая гимнастика

 

Проект и созданные проектные продукты будут предоставлены на итоговом родительском собрании.

Цель проекта: воспитывать у детей бережное отношение к природе через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов – достигнута.

Задачи: выполнены.

         Работа над проектом будет продолжена, с целью развития коммуникативного навыка у детей, воспитания бережного отношения к природе, дальнейшего формирования у воспитанников навыков познавательной деятельности, содействия сотрудничества воспитанников и их родителей.

         Проект и проектные продукты подготовлены к участию в краевой научно-практической конференции дошкольников МДОБУ №118 «Приглашение к открытию».

         Проект вызвал интерес у педагогов, воспитанников, родителей, что говорит об актуальности выбранной темы.

Используемые источники и литература

 

 

 

 

Автор

 

Название книги, журнала

 

Город

 

 

Издание

 

Год

1

Воронкевич О. А.

Добро пожаловать в экологию!

Рабочая тетрадь.

 

Москва

Издательство

«Детство – пресс»

2016

2

Горбатенко О. Ф.

Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.

Волгоград

2-е изд.

2008.

3

Копцева Т.А.

«Природа и художник»,

Москва

«Сфера»

2001

 

4

 

Лопатина, А.А.

Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания

Москва

Амрита-Русь 2-е изд. - М.:

2008.

5

Лыкова И.А.

 

«Цветные ладошки»

Москва

М., ИД «Цветной мир»

2011

6

Шорыгина Т.А.

«Беседы о природных явлениях и объектах»

Москва

«Сфера»

2010

Сеть «Интернет». Сайты общего доступа.- www.maam.ru.,www.library.ru,