Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Тема: Весна

Мелконьян Анжела Киворковна

Предмет: итоговое занятие по развитию речи

Продолжительность: 30 минут

Возраст детей: подготовительная группа

 

Цель: развитие у дошкольников умения воспринимать образ весны через разные жанры искусства: художественный, поэтический, музыкальный.

 

Задачи:

- продолжать формировать у детей умение правильно воспринимать образ весны, чувствовать настроение, отраженное художником, композитором, поэтом, писателем в своих произведениях и передавать его словом;

- учить дошкольников передавать настроение с помощью интонации, способствовать развитию выразительности детской речи;

- упражнять словообразованию прилагательных от существительных, развивать словарный запас.

 

Развивающая среда: репродукция картины «Весна. Большая вода» И.Левитана, колокольчик, флажок, цветные фишки, медальки.

 

Оборудование: запись музыкального произведения П.И.Чайковского «Март. Песнь жаворонка» из фортепианного цикла «Времена года», «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года».

 

Предварительная работа: чтение и заучивание стихов, поговорок, пословиц, загадок о весне, пение песен, рассматривание и рисование пейзажных картин о весне.

 

Ход занятия:

1часть

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в картинную галерею, где мы познакомимся с новой картиной (дети проходят в группу, садятся на стулья по трем подгруппам).

В группе оформлена выставка детских картин о весне. Воспитатель обращает внимание детей на рисунки, дети рассматривают их, затем рассаживаются за столы по подгруппам.

 

- А для начала давайте послушаем музыкальное произведение П.Чайковского о времени года.

 

Вопросы к детям:

- Мы с вами прослушали музыку. Как вы думаете, о каком времени года? (о весне)

- Какая музыка по характеру? (грустная, медленная, спокойная)

- Чьи голоса слышны в этом произведении? (голоса птиц, звук капели)

 

- А теперь послушайте, какое стихотворение написал поэт Трутнев Е. «Когда это бывает?» о весне:

 

Голубые, синие небо и ручьи,

В синих лужах плещутся стайкой воробьи,

На сугробах ломкие льдинки – кружева,

Первая проталинка, первая трава.

 

- Какие приметы весны вы услышали в этом стихотворении? (ответы детей).

 

Затем воспитатель открывает картину.

 

- Ребята, давайте с вами рассмотрим картину, которую написал художник Исаак Левитан «Весна. Большая вода».

(Рассматривание картины)

 

Вопросы к детям:

 

- Ребята, как вы думаете, что художнику хотелось рассказать нам про весну? (приметы весны, изменения в природе)

- А что художнику казалось красивым и интересным?

- Как вы думаете, почему Левитан назвал так свою картину? (он изобразил половодье)

- Правильно. «Половодье» - полая вода – значит большая вода. Когда реки вскрываются, освобождаются ото льда и выходят из берегов. Широко, привольно, бескрайне разлилась вода так, что кажется будто она слилась с голубым небом.

- А есть ли в картине солнце? Как вы думаете?

- Есть. Оно не нарисовано, но по теням от деревьев в воде и на берегу, мы узнаем о нем. Солнце еще не яркое, но чувствуется его тепло.

- А что изображено на переднем плане слева? (лодка)

- Она стоит у согретого солнцем берега. Наверно в ней приехал художник, чтобы написать свою картину с натуры.

 

- Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на картину?

- Чувство нежности, очарования от весеннего пробуждения природы, радости от чистоты и ясности картин, от ожидания тепла и буйного расцвета природы.

 

2 часть

Физминутка:

 

Раз – два – три – четыре – пять,

В лес отправимся гулять.    (Обычная ходьба).

На носочки дети встали, по дорожкам побежали.    (Бег на носках).

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем.   (Ходьба на пятках).

Отдохнули, вот и славно.

Поговорим теперь о главном.

 

3 часть

 

- Ребята, послушайте пожалуйста отрывок из рассказа писателя И.Соколова – Микитова «Лесные картинки» :

 

      «Радостна, шумна и пахуча весна! Звонко поют птиц. Звенят под деревьями веселые ручейки. Смолкой пахнут набухшие ветки. Теплый ветер пробегает в высоких вершинах. Скоро, скоро оденется лес листвою. Зацветет черемуха, защелкают соловьи. Прилетят и закукуют кукушки. Побегами молодой травы покроются лесные полянки. Хороша, радостна, весела весна в лесу!»

 

Вопросы к детям:

(работа с детьми по подгруппам)

 

- Какими словами автор назвал весну? (радостна, шумна, пахуча, хороша)

- Какие слова можно образовать от слова весна? (весенний, веснушки, веснянка)

- О чем можно сказать весенняя? (вода, трава, река)

- А о чем можно сказать весенний? (ручеек, сад, снежок)

 

- А о чем можно сказать весеннее? (солнце, небо, облако)

- А теперь назовите признаки весны. Какая она? (теплая, красивая, горячая, солнечная, голубая)

- Какое солнце весной? (теплое, яркое, лучистое)

 

- МОЛОДЦЫ!

 

4 часть

 

- Ребята, хотите поиграть? Становитесь дружно в круг. Посмотрите, у меня есть звонкий колокольчик:

 

Колокольчик расписной

Он всегда, всегда со мной.

Дин – дон, дин – дон

Раздает заданья  он!

 

- Ребята, о весне вы знаете много стихов, загадок, пословиц, примет. Но говорить будет тот, кто услышит около себя звон колокольчика. Должен сказать любое предложение о весне.

 

 игра: «Кто внимательный?»

 

- Солнце светит.

- Весна пришла.

- Травка зеленеет.

- Идет дождь.

- Шумит ледоход. (И т.д.)             - МОЛОДЦЫ!

 

Подведения итогов

Вопросы к детям:

- О чем говорили на занятии?

- Что понравилось?

- С каким настроением заканчивается для вас занятие? Приклейте значок на доске.

 

Варианты значков:

- «Солнышко» - на душе светло, радостно.

- «Тучка» – на душе пасмурно и грустно.