Занятие по природе. Тема: «КАЖДАЯ ПТИЦА СВОЁ ГНЕЗДО ЗАЩИЩАЕТ»

Мелконьян Анжела Киворковна

ЗАДАЧИ:

      Обогащать содержание речевого общения детей.

      Побуждать высказывать своё мнение, рассуждать, формулировать мысль в виде короткого текста.

      Произвольно строить предложения разной грамматической структуры.

      Образовывать однокоренные прилагательные.

      Подбирать слова, близкие по смыслу.

      Обогащать словарь образными словами и выражениями.

      Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей.

      Воспитывать интерес к письму.

 

МАТЕРИАЛ:

Наборное полотно, доска, магнитные буквы. Карточки со словами  ПТИЦА, ПОЁТ, ЛЕТИТ, ПЛЫВЁТ, ГНЕЗДО, ВЬЁТ. 

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

 

1.  - Воспитатель загадывает детям загадку:

За море летала,

Весь мир повидала.

Веточку нашла.

Гнёздышко свила.      (птица)

 

-  Педагог спрашивает детей:

Как вы догадались, что это птица?

Кто или что ещё умеет летать?

Зачем птице веточка?    (Выслушивает рассуждения детей)

 

- Работа на доске:

Ребёнок  выкладывает слово  –  ПТИЦА         (на доске, магнитные буквы)

Воспитатель просит назвать по порядку все звуки в этом слове.

Сколько слогов в слове -  ПТИЦА.     ( два,  ТИ, ЦА)

Назовите все гласные звуки в слове, затем – все согласные.   (и, а, п, т, ц)

 

- Работа детей за столами.

Необходимо выложить на столе предложения со словами   - ПТИЦА, ПОЁТ, ЛЕТИТ, ПЛЫВЁТ.

 

2.   - Загадывание следующей загадки:

Без рук, без топорёнка,

Построена избёнка.    ( гнездо)

 

- Работа на доске:

Ребёнок  выкладывает слово  –  ГНЕЗДО        (на доске, магнитные буквы)

Необходимо выложить на столе предложения со словами   - ПТИЦА, ПОЁТ, ЛЕТИТ, ПЛЫВЁТ

 

- Воспитатель предлагает детям назвать, чьё гнездо, например:

У орла -  (орлиное)

Воробья – (воробьиное)

Сороки – (сорочье)

Лебедя – (лебяжье)

Гуся – (гусиное)

Ласточки – (ласточкино)

 

- Выложить предложение на столе со словом «гнездо».

Коллективно решают, какое предложение наиболее интересное.

 

3.    – Воспитатель знакомит детей с пословицей:

«Каждая птица своё гнездо защищает».

 

- Только ли о птицах эта пословица.

-  Почему?  (Выслушивает рассуждения детей)

 

4.  – Разучивание скороговорки:

«Пара птиц порхала – порхала, да и выпорхнула».

(Соревнуются команды, кто лучше и чётче прочтёт скороговорку)

 

Подберите по смыслу слова к слову «порхать» -  летать, виться, кружиться.

 

5.  -  Загадывание детям загадки о скворечнике:

Стоит ствол,

На стволе – кол.

На колу – дворец,

Во дворце – певец.

- Воспитатель предлагает послушать рассказ Юрия Баркова «Незваная гостья» об обитателях скворечника.

Послушайте внимательно рассказ Ю. Баркова «Незваная гостья» о том, кто ещё может жить в скворечнике. Читает рассказ.

Юрия Баркова «Незваная гостья» об обитателях скворечника:

Небо голубое. На дорогах сверкают лужи, а воздух пахнет талой землей и почему-то арбузными корками.

Самое время скворцам прилетать! Но сколько раз я ни вставал спозаранок, сколько ни прислушивался к птичьим голосам, так скворцов и не видел. А как-то поутру подул теплый ветер, пока­залось солнце, и откуда-то сверху послышался тихий протяжный свист.

«Неужели скворцы?» Я глянул вверх и заметил на березе пять черных птиц. Они неподвижно сидели на ветке у самой вершины. По­том переполошились, закричали, разом поднялись с дерева и полетели к реке.

А потом, спустя полчаса снова пожаловали к нам в сад. Стали про­верять свои прошлогодние квартиры, выбрасывать из них сор, куриные перья.

Но что такое?

Один черный вертлявый скворец места себе не найдет. С опаской поглядывает то на меня, то на свой дом на березе, а внутрь залезть побаивается: «Может, там кто поселился?» И правда, вскоре пока­залась темная мордочка.

Я схватил палку и постучал по стволу: «Вылезай-ка живей!»

И тут из скворечника выпрыгнула белка. Взвилась по стволу кверху, прыгнула на сарай и ускакала. Пусть непоседа в лесу живет. Там, в ельнике, ей места хватит.

Беседа по содержанию:

Воспитатель: Как вы думаете, почему рассказ называется «Незваная гостья»? (Ответы детей).

Воспитатель: Кто эта гостья? Ответы детей.

Воспитатель: В чей домик она забралась? Ответы детей.
Воспитатель: Что там произошло? Ответы детей.
 

- Предложить детям пересказать этот рассказ своими словами.

( Выслушивают одного ребёнка).

- Скажите пожалуйста, подходит ли к этому рассказу пословица:

Воспитатель знакомит детей с пословицей:

Подходит ли к этому рассказу пословица - «Каждая птица своё гнездо защищает». (Ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете только ли о птицах эта пословица? Ответы детей.

Воспитатель: Почему? Ответы детей.

Воспитатель: Объясняет значение пословицы "Каждая птица своё гнездо защищает". Думаю, это пословица означает, что каждый человек склонен защищать свою территорию и то, что ему принадлежит.

 

На этом занятие закончено. Молодцы.

Рефлексия: Что интересного и нового вы сегодня узнали?

О чем вы можете рассказать другим детям. Своим родителям. (Ответы детей)