Домашнее задание в актированные дни

Смоленская Светлана Анатольевна

Ребята, на этой странице расположено домашнее задание на все актированные дни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык  11 класс.    Приемы сжатия текста

  1. Прочитайте текст

ИМЯ – ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК

Октябрь. Дождевая морось. Хлябь. Люди, навьюченные  пухлыми сумками и пакетами, кучкуются на остановке в ожидании редкого по осени пригородного или дачного автобуса. Как стаи гусей, всегда сидящих против ветра, лица их обращены в одну сторону – в даль улицы, откуда должен появиться желанный транспорт. Но часто сновали лишь городские, как бы испытывая нас на молчаливое терпение. Терпения хватало всем. Никто ни разу не чертыхнулся, не помянул всуе ни власть, ни апостолов. И в конце пути я, кажется, догадался, почему…

В самом центре нашей толпы возвышался могучий усатый мужчина с лёгкой хозяйственной сумкой в руке. Он неунывающим взглядом озирал угрюмые лица людей, чему-то загадочно улыбался. Глядя на него нельзя было не потеплеть душой. А когда, наконец, появился наш рейсовый автобус и все сгрудились у передней двери, чтобы «обилетиться», мужчина добродушно пропустил в автобус всех женщин и только потом втиснулся сам.

Нас почти сразу прижали друг к другу. Но его природного радушия вполне хватило на общий уют. Обменялись краткими дорожными вопросами, ответами, выяснили, кому выходить раньше. Оказалось, что ему ехать до первых дач, что у объездной дороги.

- Вчера ездил на машине – а там событие: приблудная собака ощенилась. Голодные, бедолаги, скулят, - услышал от него. - Вчера у меня с собой толком ничего и не было. Завтра выходные. Кто-нибудь подкормит… А сегодня им туго придётся. Попросил жену собрать куски–косточки и еду… Машину не стал брать… С ней по такой хляби одна морока. Да  в автобусе и веселей, - озорно заключил он, окинув взглядом соседей…

А мне подумалось: нет, добрая душа, не в одной машинной мороке дело. Просто тебе хочется «потолкаться» среди людей. Ненавязчиво одарить их своим приятием и в который раз возвеличить мудрость народную, отлитую в поговорке – «в тесноте, да не в обиде»… Неуютно, непривычно добру в одиночестве и бездействии… - оно как бы теряет самоё себя…

Мы не представились друг другу. Да имя его ведомо всякому – Добрый Человек.

Моя остановка прервала нашу беседу. Но главное уже сказано  и ощутимо. День, насупленный, как безнадёжно усталый человек, вдруг солнечно улыбнулся.

(342 слова)

По В. П. Деткову 1998г.

2. Определим тему, основную мысль.

3. Сколько в тексте микротем? Как вы их выделили? Попробуйте обозначить их на в виде плана.

3. Словарная работа

морось

в даль улицы

неунывающий

сгрудились

радушие

ненавязчиво неуютно непривычно

возвеличить

- Объясните орфограммы в словах.

- Найдите их  и проговорите в словосочетании, так, как они звучат в тексте.

4. Объясните значение фразы «помянуть всуе».

5. Найдите в тексте слова, употребляющиеся в разговорной речи . С какой целью  они использованы автором в тексте?

6. Обратите внимание на ІІІ абзац текста. Что он собой представляет?

- Как он оформлен на письме? Запишите схему этого предложения на доске.

- Можно ли заменить прямую речь? Как?

7. Напишите сжатое изложение

8.Написать сочинение-миниатюру «Как вы понимаете фразу, вынесенную в заголовок: «Имя – Добрый Человек»? Не забудьте, что объём вашего сочинения должен быть не менее 70 слов.



Предварительный просмотр:

Литература   11 класс.    

 «В. Маяковский. Начало. Ранняя лирика»

  1.  Стихотворение  «А вы могли бы?»  

Словарная работа

Ноктюрн

Студень

будни

- Какой смысл скрыт в метафоре карта будней?

- Как взаимодействуют лирический герой и будни?

- Отметьте в стихотворении метафоры. Какие вещи в них сопоставляются? В чём необычность этих метафор? Чем они поражают?

- Как достигается масштабность картины, громадность образов?

Сделайте вывод.

2.Чтение и анализ стихотворения «Нате!»

- Какие мы увидим закономерности?

- Каковы основные образы стихотворения?

- На основе какого принципа взаимодействуют образы стихотворения? Выберите ключевое слово из предложенных.

- Распределите предложенные качества в соответствии с этими образами.

- В каких метафорах это выражается?

- Определить стихотворный размер стихотворения «А вы могли бы?» и «Нате!»

- Отметьте в прочитанных стихах рифмы с неполным звуковым совпадением рифмующихся слов.

3.Обобщение (Запишите кратко)

Ранние стихи В. Маяковского – вызов общественному вкусу, стремление встряхнуть обывателя, разбудит, показать дисгармоничность мира. Его лирический герой – сплошной крик, надрыв, это от отчаяния и одиночества, ему легче найти взаимопонимание со скрипкой, с животными («Хорошее отношение к лошадям»), нежели с людьми.

Исследователю творчества В. Маяковского Ю. Карабчиевскому стихи Маяковского не кажутся поэзией, потому что для него поэзия – это восприятие мира как чего-то целостного, гармоничного. А Маяковский алогичен, груб, гиперболичен, его метафоры абсурдны (поэта упрекают за это в механистичности и рационализме), очень развёрнуты, в его стихах нет гармонии.

Но ведь есть и другое искусство, искусство экспрессинизма, которое видит мир как хаос (экспрессия – крайнее выражение чувств, переживаний). Экспрессионизм – стремление передать личные ощущения, духовный мир художника. Образ приобретает предельную эмоциональность и напряжённость; все чувства (боль, страдание, любовь, надежда) – выражены в крайней степени. Это всегда крик боли, отчаяния или безудержный пафос воодушевления.

 - Подведите итог: каковы особенности поэтики (совокупности поэтических приёмов) В. Маяковского

4.Домашнее задание: 1) самостоятельно письменно проанализировать на выбор стихотворение В. Маяковского («Послушайте», «Хорошее отношение к лошадям»)



Предварительный просмотр:

Домашнее задание по литературе 8 класс

1.Подготовить рассказ о чиновниках и других обитателях города, их взаимоотношениях.

2. Подготовить рассказ о Городничем (1 вариант) и Хлестакове (2 вариант). План ответа.

1 вариант. Городничий.

План ответа:

1.Положение в городе.

2.Грехи городничего.

3.Отношение к Хлестакову.

4.Торжество и падение.

Характеристика:

2 вариант. Хлестаков.

План ответа:

1.Социальное положение.

2.Причина задержки в городе.

3.Поведение в неожиданной ситуации:

Характеристика Хлестаковщины:

3.Повторить литературоведческие термины; особенности драматических произведений.

1) элементы сюжета. (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

2)Какие события в комедии «Ревизор» являются

    - экспозицией

    - завязкой

    - развитием действия

    - кульминацией

    - развязкой

3)Назовите виды драматических произведений. Чем они отличаются друг от друга?

4)Какие средства комического изображения использует Гоголь в комедии?

Тема: Самостоятельная работа «Речевая характеристика героя».

1.План работы.

  1. К кому обращена речь?
  2. О чем говорит герой?
  3. Каков подбор слов?
  4. Каков характер предложений?
  5. Каков тон речи?
  6. Вывод. Черты характера героя, выразившиеся в этой речи.

               

                2.Задания по вариантам.

           1 вариант – Хлестаков (действие 2, явл.2; действие 3, явл.6).

           2 вариант – Городничий (действие 2, явл.8; действие 5, явл.8).

         



Предварительный просмотр:

УРОК №1

Тема: «Герой нашего времени»  - первый психологический роман в русской литературе.

Прочитайте лекцию.

Единственный завершенный роман Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. В «Отечественных записках» за 1839 г. были опубликованы «Бэла. Из записок офицера о Кавказе» и позже «Фаталист» с примечанием, что «М. Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей, и напечатанных и ненапечатанных». В 1840 г. там же печатается «Тамань» и следом выходит двумя частями-томиками «Герой нашего времени». Проблемное афористичное название предложил опытный журналист А. А. Краевский взамен первоначального авторского «Один из героев нашего века». «Собрание повестей», объединенных образом главного героя, оказалось первым в русской прозе социально-психологическим и философским романом, в жанровом отношении освоившим также многочисленные элементы драматического действия, особенно в самой большой и значительной повести — «Княжна Мери».

«Герой нашего времени» — это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода. Печорин — единственный главный герой (хотя «Евгений Онегин» назван именем одного героя, в нем чрезвычайно важен образ Татьяны, а также и Автора). Его одиночество в романе принципиально значимо. Освещены лишь отдельные эпизоды биографии Печорина; в предисловии к его журналу офицер-путешественник сообщает о толстой тетради, «где он рассказывает всю свою жизнь», но, в сущности, читатель и так получает представление о жизненном пути героя от детских лет до смерти. Это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое-то удовлетворение своим потребностям, попыток, неизменно оборачивающихся страданиями и потерями для него и окружающих, история утраты им могучих жизненных сил и нелепой, неожиданной, но подготовленной всем рассказанным смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и себе самому.

Большинство читателей и критиков только что вышедшего романа восприняли Печорина как героя вполне отрицательного. Этот уровень понимания проявил и император Николай I. Знакомясь с первой частью произведения, он решил, что «героем наших дней» будет непритязательный, честный (и недалекий) служака Максим Максимыч. Содержание второй части и отнесение заглавной формулы к Печорину вызвали у императора (в письме к жене) раздраженные сентенции: «Такими романами портят нравы и ожесточают характер». «Какой же это может дать результат? Презрение или ненависть к человечеству!» Сам Лермонтов несколько поддался общему настроению и в предисловии ко второму изданию «Героя нашего времени» (1841) заявил, что Печорин — «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Но в предисловии к журналу Печорина он был назван именно героем времени. Другое дело, что каково время, таков и герой. Ответ на предполагаемую реакцию читателей — «Да это злая ирония!» — лишь многозначительное «Не знаю». Как и в «Думе», Лермонтов не отделяет себя от своего поколения со всеми свойственными ему пороками. Другие акценты сделал В. Г. Белинский, обратившийся к публике еще суровее, чем автор в общем предисловии. Он сказал о Печорине: «Вы предаете его анафеме не за пороки, — в вас они больше и в вас они чернее и позорнее, — но за ту смелую свободу, за ту желчную откровенность, с которою он говорит о них». Смелая свобода во времена отсутствия свобод и смелости — это ли не признак истинного героя?

2. Запишите материал по теории литературы

Психологический роман –эпическое произведение, в котором внимание сосредоточено на внутреннем мире героя, движениях его души, осмыслении причин его поступков.

—Докажите, что «Герой нашего времени» является психологическим романом.

                   А.С.Пушкин                                                                            М.Ю.Лермонтов

             «Евгений Онегин»                                                                 «Герой нашего времени»

«энциклопедия русской жизни»                                                    «история души человеческой»

Эволюция души главного героя                                             Погружение в душу. Эволюции

                                                                                                                            нет

3. Особенности композиции

Сюжет – совокупность событий художественного произведения (события, расположенные в том порядке, в котором  о них сообщает автор).

  1. “Бэла” /4/
  2. “Максим Максимыч” /5/
  3. “Предисловие”
  4. “Журналу Печорина” /6/
  5. “Тамань” /1/
  6. “Княжна Мери” /2/
  7. “Фаталист” /3/

Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи (совокупность событий в их естественном хронологическом порядке)

  1. “Тамань”
  2. “Княжна Мери”
  3. “Фаталист”
  4. “Бэла”
  5. “Максим Максимыч”
  6. “Предисловие” к “Журналу Печорина”.

—Сколько в романе повествователей?

  • Сначала в повести «Бэла» мы узнаем о Печорине от простого русского офицера Максима Максимыча, человека доброго, честного, долгое время проведшего вместе с Печориным и доброжелательно к нему относящегося, но совершенно отличного от него по духу и воспитанию. Он может лишь отметить особенности поведения «странного человека», оставшегося для него (а значит, и для читателя) загадкой.
  • В рассказе «Максим Максимыч» повествователь меняется: это офицер, попутчик и слушатель Максима Максимыча в «Бэле», явно более близкий Печорину по возрасту, развитию, социальному положению, а главное — сходный по духу и умонастроению. Он делает попытку как-то объяснить особенности этого необычного человека.
  • И наконец, мы знакомимся с дневниками героя, его своеобразной исповедью, которая позволяет увидеть его душу как бы «изнутри», путем самораскрытия, досконального анализа и обнажения глубинных причин поведения героя, особенностей его характера.

  • Такое построение дает возможность автору:

— максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;

— проследить историю его внутренней жизни;

— раскрыть образ Печорина двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия;

— как бы оставляя героя в живых, показать свою, авторскую позицию.

4. Смысл названия романа

1). Что значит «герой»?Выберите нужный вариант:

  • -исключительный по доблестям человек;
  • -главное действующее лицо произведения;
  • -человек, являющийся выразителем какой-нибудь среды, эпохи

2)Почему «нашего» времени, а не «моего», не «вашего»?

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

 «Паспорт» героя

Имя литературного героя________________

Место жительства______________________

Время, в которое жил герой_______________

Образование __________________________

Род занятий __________________________

Портрет_____________________________

Черты характера ______________________

Привычки, увлечения___________________

Интересные факты о личности литературного героя____

Мое отношение к герою____________________________