Задания на карантин

Смоленская Светлана Анатольевна

На этой странице вы найдете задания на время карантина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Домашнее задание по русскому языку 8 класс

Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложения соответственно их синтаксической функции. Составь схемы предложений.


1. Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побр…дить по рощам по лугам и по долам и по горам. (И.А.Крылов)
2. То к темю их пр…жмет то их на хвост нанижет то их понюха…т то их оближ…т. (И.А.Крылов)
3. Однажды Лебедь Рак да Щука ве…ти с поклажей воз взялись. (И.А.Крылов)
4. Проказница Мартышка Осел Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть кв…ртет. Достали нот баса альта две скрипки и сели на лужок под липки. (И.А.Крылов)
5. Казак на север держ…т путь казак (не)хочет отдохнуть ни в чистом поле ни в дубраве ни при опасной пер…праве. (А.С.Пушкин)
6. Сквозь шум волн на берег долетали не то вздохи не то тихие ласково зовущие крики. (А.М.Горький)
7. Около родника зеленеет короткая бархатная травка.
8. (Ни)что не шевелилось ни одна травинка внизу ни один лист на верхней ветке дерева.
9. В степи за рекой по дорогам в…зде было пусто.
10. Все кругом зелен…ая трава на улице шумящая от ветра листва на деревьях солнце над головой выглядел… (не)сказан…о радос…ным и пр…вл…кательным.
11. Дела мои последнее время шли и вкривь и вкось.
12. Нулевым р…зультатом матча остались (не)довольны как игроки так и болельщики.
Выполни фонетический и морфологический разборы слова привлекательным, синтаксический разбор 9-го предложения.

Контрольный диктант№5

«Предложения с однородными членами»

     1 Все  и день  и природа   великолепно. 2 Со?нце не?печет  а только греет и окрашивает в бе?конечно разнообразные цвета желтеющую и краснеющую зелень леса. 3 Деревья (с)верху (до)низу унизан?ы разноцветными листьями желтыми оранжевыми красноватыми и ярко?красными.4  Тихо кругом в глубине леса  на поляне. 5 Слышно лиш?  как ж?лтый лист отделившись от ветки  уже (не) питающей его своими соками падает и задевает другие листья  еще (не) упавшие но уже пожелтевшие.6 Они уст(е/и)лают всю землю.
      7 Куда девались птицы ра?певающие от з?ри до з?ри? 8 Все прошло замерло как зам?рает этот ш?рох от падающего листа.9 Высоко?высоко в голубом небе длин?ой ломаной линией летят птицы. 10 И птицы и осен?ий говор природы и грезы уходят в (не)возвратное прошлое. 11 Воротятся опять и птицы  и весен?ий говор природы но это будет не тот говор не те птицы. 12 А грезы не воротятся. (130 слов)

      (По Д. Мордовцеву)

 

Грамматическое задание

Начертите схему  предложения:       

1 и 3

Подчеркните грамматическую основу в предложениях

4 и 1

Объясните знаки препинания в предложениях:

7



Предварительный просмотр:

                                       Практикум на уроках литературы

    Тема: Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». Жанр и композиция.

 

Задание 1.

«Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, Белинский определил их жанр как роман. В истории русской литературы утвердилось это определение Белинского; и «Мертвые души», сохранив в подзаголовке слово «поэма», признаны гениальным романом из русской жизни.

Размышляя над жанром «Мертвых душ», великий критик согласился с автором, основываясь на высоком патетическом лиризме Гоголя, на обещании его  показать во второй и третьей частях «Россию с другой стороны» и вывести новые лица и новых героев». (Э.Э.Найдич)

  1. Почему «Мертвые души» можно назвать и романом, и поэмой? Отвечая на этот вопрос, используйте словарь литературоведческих терминов.

Задание 2.

«Худ. структура «Мертвых душ» очень своеобразна. Сюжет состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне связанных между собой  звеньев: помещики, городские чиновники и жизнеописание Чичикова. Каждое из этих  звеньев помогает обстоятельнее и глубже раскрыть идейный и художественный замысел Гоголя.

Повествование в «Мертвых душах» начинается без обычной для русской прозы экспозиции- деловито и энергично. Мы не знаем, как Чичиков пришел к мысли о покупке мертвых душ, нам неизвестна его прошлая жизнь. Все это откроется только в последней, одиннадцатой,  главе. Такое построение сюжета усиливает внутреннюю динамику рассказа».(С.И.Машинский)

  1. В чем своеобразие художественной структуры (композиции) «Мертвых душ»?
  2. Каков был идейный замысел Гоголя? Как композиция произведения помогает его раскрыть?
  3. Какую композиционную роль играет «Повесть о капитане Копейкине»?

Задание 3.

 «Гораздо важнее буквального – иносказательный, метафорический смысл названия поэмы. Мертвые души – это помещики, чиновники, сам Чичиков. Этот смысл был очевиден уже для первых читателей Гоголя. Но есть в названии книги и глубокий духовный смысл. Он раскрыт Гоголем в предсмертной записи дневника: «Будьте не мертвые, а живые души». Выражению «мертвые души» Гоголь придавал тот специфический смысл, в котором мы употребляем его и сегодня: «мертвая душа» - это духовно умершая душа. Гоголевский замысел созвучен христианскому нравственному закону,  с которым связана главная идея «Мертвых душ» - идея духовного возрождения человека». (В.А.Воропаев)

  1. Сколько значений вкладывал гоголь в выражение «мертвые души»?
  2. В чем заключается глубокий философский смысл поэмы Гоголя?
  3. Как вы думаете, о чем мечтал писатель, создавая свою поэму?
  4. Чем близка поэма современному читателю?

Система образов поэмы.

Задание 1.

«Наше знакомство с помещиками начинается с Манилова и заканчивается Плюшкиным, и в этом есть своя внутренняя логика. ОТ одного помещика к другому углубляется процесс оскудения человеческой личности, развертывается все более страшная картина разложения крепостнического общества. Духовный, нравственный мир губернской знати ещё более узок. Мелкий корыстный расчет определяет их поведение, доводит человеческую личность до полной деградации. Завершает этот процесс Чичиков. Ловкий, хитрый, изворотливый, он представляется Гоголю самым страшным явлением в этом зверинце. Недаром последняя, одиннадцатая глава посвящена именно ему». (С.И.Машинский)

  1. Как вы думаете, в чем заключается внутренняя логика расположения героев в поэме?
  2. Почему Чичиков – самое страшное явление «в этом зверинце»?

Задание 2.

«Почти все персонажи «Мертвых душ» воспринимаются читателем  как бы двойным зрением: мы видим их, во-первых, такими, какими они, уверенные в себе, кажутся самим себе, и, во-вторых, такими, какими  они, соотнесенные с идеалом писателя,  на самом деле являются. Этот контраст между мнимой значительностью и истинной ничтожностью, между выскзываемым благородством и и подлинной низостью – источник глубокого комизма». (С.И. Машинский)

  1. Дайте краткую характеристику всем помещикам, которых посещал Чичиков.

Задание 3.

«Сила денег для Чичикова вовсе не грубая, внешняя, а внутренняя сила духа, мысли, воли, своего рода бескорыстия, героизма, самопожертвования». (Д.С.Мережковский)

  1. Что движет Чичиковым? Для чего ему деньги?
  2. Докажите на примерах из текста поэмы, что для Чичикова «сила денег… внутренняя сила духа, воли,… героизма, самопожертвования».



Предварительный просмотр:

Материалы к изучению романа М.А. Булгакова

«Мастер и Маргарита» на литературе в 11 классе

Урок 1

Тема: М. Аф. Булгаков. Личность писателя. Творческая судьба. 1891 - 1940 г.г. История создания, композиция, жанровое своеобразие.  «Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой.

Материал по биографии, творческой судьбе писателя.

15 мая 1891 года родился в Киеве, в семье доцента, потом профессора духовной академии. Семья большая (7 детей),  интеллигентная, очень известная в Киеве до революции благодаря известности отца. До революции жила в знаменитом доме № 13 по Андреевскому спуску.

1916 год. Окончил медицинский факультет Киевского университета, служил врачом в действующей армии во время Первой мировой войны, потом в Смоленской губернии и в Вязьме. Об этом в цикле рассказов "Записки врача".

1919 год.  Снова в Киеве, пережил 6 - 7 смен военных властей, навсегда возненавидел жестокость и насилие.  Осенью снова призван в армию.  1920 год в конце Гражданской войны тяжело заболел.  О киевских событиях в романе "Белая гвардия".

1921 год. Приезд в Москву. Трудности быта, голод и холод в послевоенной Москве.  Об этом в повести "Записки на манжетах", это  критический взгляд на жизнь в молодой советской республике. Изгнанный из наробраза за доклады в поддержку русских писателей-классиков, оказался в итоге на грани голодной смерти.  

1922 -         1924 годы. Начало литературной деятельности. "Чтобы поддержать существование, служил репортёром и фельетонистом и возненавидел эти звания. По ночам сочинял весёлые фельетоны, которые мне самому казались не смешнее зубной боли".   Роман "Белая Гвардия", на сюжете которого получилась  потом   пьеса  "Дни Турбиных" для постановки на сцене театра. Пьеса "Бег". Сочувственный взгляд на белогвардейское движение, антивоенный, гуманистический взгляд на Гражданскую войну.

1922 год. "Записки на манжетах ". Работает литературным правщиком (редактором) в газете железнодорожников "Гудок". Там же печатает публицистику, сатирические фельетоны, цикл рассказов, повестей.  "Дьяволиада" о судьбе маленького человека - винтика немилосердной бюрократической машины советской республики, который в какой-то момент выпал из своего гнезда, потерялся среди её шестерёнок и метался среди них, пока не сошёл с ума. Чиновничья система  - это ничего не производящая машина, а только жующая свою бесконечную бумажную жвачку. Её цель - создать видимость кипучей деятельности.  Главный герой Коротков, нежный тихий блондин, бессилен перед могуществом бюрократического аппарата молодой советской республики.  

1924 год. "Роковые яйца" - Фантастическая повесть-предостережение об опасных медицинских и глобальных социальных экспериментах. Главный герой профессор Персиков открыл некий красный луч, от которого живые организмы с невероятной скоростью размножаются, сверхъестественно активны и растут до гигантских размеров. Открытие требует тщательного изучения, но пресса уже раструбила о необыкновенном открытии, которое якобы преобразит жизнь страны. Открытие попадает в невежественные руки, и под воздействием луча из обыкновенных кур расползаются по земле гигантские змеи, крокодилы. Это повесть - предостережение перед годом великого перелома. С этого момента писатель под бдительным оком чиновников от литературы.

1925 год.  Повесть " Собачье сердце"  - эксперимент по созданию человека из собаки. Результат фантастического эксперимента Шариков - существо агрессивное  и наглое. Если таким хамам без культуры, духовности, чести, совести дать власть, они натворят много бед, погубят все добрые начинания.  По остроте критики, сатиры на  советскую действительность  она не уступает "Роковым яйцам". Но впервые она была напечатана только в 1987 году и сразу стала любимейшей для многих почитателей таланта М.Булгакова.

Роман "Белая гвардия" подвергся жесточайшей критике за то, что в нём нет "писательского

 миросозерцания, тесно связанного с ясной общественной позицией", т.е. нет у него классовой пролетарской позиции. В повести есть сочувствие разбитым в Гражданской войне белым. Он не мог их осуждать за ненависть к большевикам.  Это сейчас мы осознаём, что Гражданская война была одна из самых трагичных событий в истории государства, что огромные потери, которые понесли в ней и красные, и белые, - наши общие потери.

1926 - 1928 годы. Пьесы во МХАТе и других театрах. "Дни Турбиных" и "Зойкина квартира" прошли с огромным успехом, с аншлагом. Началась бесконечная травля писателя критиками. Булгакову больно было читать статьи и рецензии с откровенной ложью и клеветой. Но его пьесы живы до сих пор, ставятся на сценах театров, т. к. они неконьюктурны, а общечеловечны, в них поднимаются важные этические поблемы.

"Багровый остров", "Бег", "Кабала святош", "Последние дни",  "Адам  и Ева",  "Блаженство".

Начало 30-ых годов. Много пишет, но ничего не печатают, не издают, не ставят на сцене. Становится не на что жить. Появляются мысли о самоубийстве. Талантливый писатель загнан в угол, выхода нет. Пишет письмо-просьбу Сталину. Неожиданно получает должность ассистента режиссёра в театре.

Время работы над романом.

1928 год. Начал работу над романом с условным названием "Инженер с копытом".

1929 - 30-ые годы не работает над ним из-за запрета на издание его произведений. С марта 1929 года все пьесы исключены из репертуаров всех театров.

1932 год. Работал над переводом мольеровского "Мещанина во дворянстве", биографией Мольера.

1934 год. Завершил первый вариант романа и отложил до 1937 года.

1937 год. Переименовал роман в "Мастер и Маргарита" и до конца жизни работал над ним, но он так и остался незавершённым. Автор знал, что его в ближайшем будущем не напечатают. У романа было 8 редакций: менялся сюжет, композиция, система образов, название. Но роман приобрёл законченность и художественную завершённость.  

1940 год 10 марта умер от тяжёлой, мучительной болезни.

Это одна из тысяч судеб наших гениальных соотечественников, загубленных временем и его идеологами. Но они не помешали ему стать и быть Мастером.  Как и его герой, автор не верил в возможность издания романа.

На все предыдущие произведения писателя было 298 разгромных критических статей. Анна Ахматова, прочитав роман в рукописи, сказала: "Он - гений".  Каждый читатель,  критик, исследователь романа-лабиринта со сложной философской проблематикой  понимает его по-своему, видит в героях собственные проблемы.

История романа.

Лишь в конце 1966 - начале 1967 годов роман увидел свет в журнале "Москва".

Рукопись романа спасла и сохранила верная жена Елена Сергеевна. Его появление вызвало эффект неожиданного фейерверка среди тёмной ночи. Произведение потрясло читающую публику (советские люди шестидесятых годов были читателями)  и темой, и языком, и мистикой сюжета, и фантастическими ходами. В те времена это было абсолютно безбожное государство. Там, где нет Бога, появляется сатана. За полувековую известность романа не выработалось единого мнения литературоведов, критиков, читателей по поводу мировоззрения автора и его отношения к своим героям.  Но писатель и его произведение признаны выдающимися в русской и мировой литературе. Это особое произведение, где воедино сплавились миф и реальность, сатирическое описание Москвы и москвичей 30-ых годов и романтический сюжет о любви, бесстрастный реализм, ирония и сарказм, занимательность  приключенческого сюжета и необычность героев.

Автор называл роман "закатным", т.е. итоговым.

Он сложной жанровой природы: в его композиции  переплетаются общими героями три сюжетные линии: московские страницы романа, роман о Понтии Пилате и Иешуа Га Ноцри, любовь Мастера и Маргариты. Уже в самом начале романа ощущается какая-то таинственная связь между происходящим в Москве в двадцатом веке и в Ершалаиме два тысячелетия назад. Оба эти события происходят в одинаковый день календарного года, в четверг на  Страстной неделе накануне Пасхи, которая отмечается в христианском мире в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.  

Роман Булгакова - философский. Автор хочет выяснить, что же лежит в основе человеческого поведения:   - стечение обстоятельств, ряд случайностей, от самого человека не зависящих;

  - предопределение, судьба, написанная Богом на небесах;

  - следование определённым правилам, идеалам.  

Домашнее задание: перечитать главы 1,2,4,5,7,9,12.  

Урок 2,3.

Тема: Московские страницы романа. Сатирическая «дьяволиада» Булгакова в романе.

Цель: Проанализировать страницы, сюжетные действия, отражающие российскую действительность 30-х годов 20 века.

Показать, как сатирическими художественными приёмами автор критикует  эту действительность. Научить понимать связь времён: настоящего и прошедшего.

Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

И. Гёте "Фауст"

Предварительное задание: перечитать главы, посвящённые событиям в Москве.

Главы: 1,2, 4, 5, 7, 9, 12.

Гл.1.2

Гл. 4 "Погоня" Описание коммунальной квартиры - символа коммунальной советской жизни. Попытка кота проехать в трамвае.

Гл. 5. "Было дело в Грибоедове" Взаимоотношения в МАССОЛИТе.

Гл. 7.  "Нехорошая квартира" Из квартиры № 50 бесследно исчезают люди. Описание Воланда и его свиты.  

Гл. 9. "Коровьевские штуки" Квартирный вопрос.  

гл.12. "Чёрная магия и её разоблачение".

Подготовиться к  беседе по прочитанным главам

Домашнее задание.  Подготовиться к письменному ответу на вопрос: какой "диагноз"  ставит писатель московским обывателям, рисуя забавную сценку с котом на остановке, а потом в трамвае. (Можно по любому другому отрывку, где современность проходит испытание вечными человеческими истинами).

Развёрнутый ответ на вопрос "Почему в жизни не всегда добро побеждает зло и почему в мире столько несправедливости?" (На такие вопросы не бывает точного ответа).

Прочитать главы 2,13,16,25,26,32.

Урок 4

Тема: Роман о Понтии Пилате, написанный мастером. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав.

 

Предварительное задание. 

 Прочитать главы романа о Понтии Пилате и Иешуа га Ноцри. 2,13,16,25,26,32.

гл.2 Понтий Пилат

гл. 13 Явление героя  

гл. 16 Казнь

гл. 25.  Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кариафа.

гл.26 Погребение  

гл. 32 Прощение и вечный приют.

Анализ прочитанных глав.

История самого романа, написанного Мастером: гл. 13: Мастер, историк по образованию, выиграл деньги, мог не работать, написал роман, роман не напечатали, но началась травля критики, важно не что и как написано, а кто написал, в романе увидели посягательства на основы государственной системы. Никто роман не читал, но все знали, что он плохой. Больше других старался критик Латунский. Мастер сжёг рукопись романа, его  довели до психбольницы, где он умер. Так в советском государстве было со всяким, кто имел талант, своё мнение и хотел в искусстве идти своим путём. Судьба их была трагична, их в государстве было много: сам писатель М. Булгаков, О. Мандельштам, А. Ахматова, А. Солженицын идр.

Событие, описанное в романе (распятие Иисуса Христа),    часто используют писатели (например, Ч. Айтматов "Плаха").  Описание жизни и распятия есть в Библии, в Новом завете, Евангелие от Матфея (стр1049), от Луки (1122.)

гл. 2 .  

Беседа Понтия Пилата с Иешуа Га-Ноцри.

 - Что вы можете сказать об Иешуа, прочитав эту часть? Кто он такой?

-  За что предъявляют Иешуа самое главное обвинение?    

  - Какое мнение сложилось у Пилата об Иешуа?

   1. Посмотрите, как  просто он объясняет  "что есть истина?"

   2. Иешуа всех людей, даже злодеев, тиранов  называет "добрые люди", он считает, что злых людей на свете нет.

 - Но если злых людей на свете нет, то откуда берётся зло, и его становится всё больше и больше?

   3.  - Почему же Пилат всё-таки отдал приказ о распятии Иешуа? 

  - Почему автор обратился к далёкому прошлому?  

  - Что было написано в пергаменте Левия Матвея?  

  - Когда Понтий Пилат осознаёт свою вину перед Иешуа?

 - За что и как был наказан Понтий Пилат?

 - У какого писателя вы уже видели такое наказание за гордость?

 - Как завершён роман о Пилате?

Домашнее задание.  Читать главы 13, 19 - 24.

Устный рассказ на тему  "Почему трусость  - самый тяжкий порок?"

Цитатный материал: о чём спорят Иешуа Га Ноцри и Понтий Пилат? (три философские линии)

Урок 5

Тема: История Мастера и Маргариты. История любви. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике романа.

Цель: Проанализировать главы романа о любви Мастера и Маргариты. 19 глава романа.

 Беседа по содержанию 19 главы

- Кто такая Маргарита?  Как она живёт? Почему её гложет постоянная тоска?  Была ли она счачтлива до встречи с Мастером? Почему?

  - Какая она?

-  Кто рассказывает историю взаимоотношений Мастера и Маргариты

 - Как он говорит о любви?

- Как вы думаете, она бывает?  Когда?  Почему она возникла сразу у Мастера и Маргариты?  

- Почему править бал в ночь полнолуния Воланд вызвал именно Маргариту?

- Почему после бала Маргарита просит не за себя и Мастера, а за Фриду?

- Что она просила для себя?

История самого  Мастера 

  -  Что и почему говорит Мастер, снова встретившись с Маргаритой у Воланда?

- Кто из них борец?

-Кто в романе просит за Мастера и Маргариту?

- О чём мечтали Мастер и Маргарита?  

 - Что с ними случилось в реальной жизни?

Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос "Почему состоялась любовь Мастера и Маргариты".