Проекты

Маркова Ирина Анатольевна

На этой странице Вы можете найти материалы, необходимые  для реализации  проектов, а также некоторые реализованные моими детьми проекты. Решение проектной задачи "Зелёная красавица" - участник областного конкурса  научно-исследовательских проектов "Зелёное "Сколково" на земле Саратовской" (20.11. 2013 - 30.03.2014)

Проекты "Мир добрых волшебников", "О чём рассказали награды", "Живые капельки"  хранятся на сервере "Моё место". Ссылка - на странице в навигации "Мои интернет-публикации", а материалы для организации работы детей - на этой странице.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Четкое описание учебного цикла – объем и последовательность учебных заданий и описание деталей выполнения учащимися планирования своего обучения.

Время реализации 6-7 недель.
1 неделя.
1 Введение в проект через игровую ситуацию.
2. Стартовая диагностика.
3. Актуализация знаний: Презентация учителя для детей, для родителей.
4. Деление на группы (по интересам), руководители отбирают по симпатиям и интересам (по цепочке, 1 человек отбирает 1 раз).
2 неделя.
1. Работа групп "Историки".
2. Организация территории Добрых дел: дом, библиотека, класс.
3 неделя.
1. Работа групп "Исследователи".
2. Организация территории Добрых дел: дом, библиотека, класс.
4 неделя.
1. Работа групп "ПИСАТЕЛИ - СКАЗОЧНИКИ".
2. Организация территории Добрых дел: дом, библиотека, класс.
5 неделя.
1. Работа групп "Искусствоведы".
2. Организация территории Добрых дел: дом, библиотека, класс.
6 неделя.
1. Работа групп "Творцы".
2. Организация территории Добрых дел: дом, библиотека, класс.
7-8 неделя
1. Подготовка к защите проекта
2. Защита проектов. Конференция.
3. Подведение итогов проекта.



Предварительный просмотр:

1



Предварительный просмотр:

Проект  «Мир добрых волшебников»                                                                                       Формирующее оценивание. Карта З – И – У

                                 

        

                       ЗНАЮ

      ИНТЕРЕСУЮСЬ

           УЧУСЬ

                        Готовы  вы ли вы к путешествию? КАК вы узнаете, что готовы?

Мне родители читали волшебные сказки ( слушал с дисков)

Я сам прочитал волшебные сказки

Я часто читаю книги из библиотеки

Я слышал, что некоторых людей называют «добрыми волшебниками»

                       О  чём бы ты хотел спросить писателя – сказочника ?

Для  кого он писал свои сказки?

Сколько времени он сочинял сказку?

От чего  он хотел предостеречь людей?

Мог ли встретить похожее в жизни?

Какие чудеса ты посоветовал бы писателю изменить, добавить. Почему?

                                       Как  сочинить волшебную сказку?

Что  такое «волшебство», «волшебный».

Что такое «зачин»?

Что такое «кульминация»?

Что такое «концовка»?

Какие основные события повествования?

Каким может быть «зачин»?

Какой может быть «кульминация»?

Как можно закончить сказку? Почему?

Какие поступки совершали герои?

Для чего применить «доброе волшебство»? «злое волшебство»?



Предварительный просмотр:

Группа  «Исследователи»                                   Проект «Мир добрых волшебников»

Показатель

Отлично

Мы довольны

Можем лучше

Комментарий учителя

Тема и цель исследования чётко сформулированы

+

+

Формулировка целей корректировалась

Описан план исследования

+

+

Устно, подробно

Описаны методы исследования

+

+

Устно, с использованием стратегий метапознания

Исследование отвечает на проблемный вопрос

+

+

Частично

Все аргументы подтверждены ссылками на источники информации

+

+

Да

Используется несколько разных источников

+

Да

Используются разнородные источники (печатные издания, Интернет, мнения экспертов)

+

+

Да

Табличные и числовые данные для наглядности проиллюстрированы диаграммами, схемами, графиками.

+

Использованы готовые схемы и диаграммы

Подготовленная презентация отражает все основные вопросы исследования

+

+

Да



Предварительный просмотр:

Формирующее оценивание                                                                        

Самооценка ученика успешности своего участия

в коллективной работе группы

Учебный проект «Мир добрых волшебников», 2011 г., Маркова И.А.

Фамилия, имя ученика __________________________________________

Критерии

Замечательно

 

Хорошо

  

Я мог бы сделать

лучше

Я подобрал нужные

картинки и

фотографии к нашей

презентации

Я описал не меньше

трёх фактов и сделал выводы

Я представил

доказательства из

своего собственного

опыта.

Я заранее готовлюсь к

выступлению в другой

группе о нашей

совместной работе

Я оформил мой

«Дневник Доброго волшебника»

Я учусь говорить

четко и понятно,

чтобы успешно

выступать на защите

проекта

Я внимательно

слушаю, когда

рассказывают другие

ученики

Я ответил на вопросы

проекта

Я наблюдал за собой и

понял, какие стратегии

в обучении мне  помогают больше

всего, чтобы стать

успешным учеником.



Предварительный просмотр:

Примеры формирующего оценивания .  Проект  «Мир добрых волшебников»

1. Листы достижений

0_____________________10  Работали по плану

0_____________________10  Общались по Интернету

0_____________________10  Приходили к общему мнению

0_____________________10 Работали дружно не ссорились

0_____________________10 Выполнили работу до конца, качественно

 Общая оценка  складывается из трёх оценок : самооценка, оценка группы + оценка учителя по критериям.

2.

               Ответственность (в сказках А.С. Пушкина)

Вопросы

Взрослые

Дети

Примечания

1.

Кто любит волшебные сказки А.С.Пушкина?

+

+

2.

На кого старались повлиять, используя волшебство?

+

3.

Кто пользовался силой

( результатами ) волшебства?

+

4.

Кто бы мог изменить события в сказках? Как?

+

5.

Как вы думаете, для кого писал свои сказки А.С.Пушкин?

+

Почему он писал сказки для взрослых?  (У взрослых много ответственности, дети этому учатся).


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как фактор формирования  социального опыта младшего школьника.

Федеральный  компонент нового  государственного стандарта  выделяет одну из главных  целей начальной школы – развитие личностных качеств  и способностей  обучающихся  должно опираться на приобретённый ими опыт практической деятельности. Вследствии этого  ведущая роль отводится системно-деятельностному подходу: практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, приобретению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Наряду с этим усиливается  воспитательная роль школы. Одной из новых воспитательных  задач является – формирование социального опыта школьников.

Социальный опыт при этом выступает как  необходимое звено успешной социализации  обучающихся. Накопление социального опыта проявляется в действиях, поступках, взаимодействии и деятельности.

Выделяют стадии  освоения и проявления социального опыта:

  1. Репродуктивная: воспроизведение эталонов взаимодействия с людьми.
  2. Адаптивная: приспособление имеющегося опыта к определённой ситуации.
  3. Локально-моделирующая: выработка стратегии поведения.
  4. Системно-моделирующая: попытка влияния на разрешение ситуации.

Цикличность этого процесса  ведёт к формированию и  развитию социального опыта.

Какие  средства формирования социального опыта  школьников предполагает государственный стандарт :

  • технология совместной деятельности  в педагогическом взаимодействии ;
  • педагогическая поддержка формирования  социального опыта детей.

При этом необходимыми  условиями  являются создание ситуаций успеха, социального выбора и  творческого самоопределения для каждого ребёнка.

Поступление ребёнка в школу , адаптационный период в первом классе – это уже  первый   опыт социального  взаимодействия ребёнка в школе.

  Три года я работаю  над  методической темой по самообразованию «Системно - ориентированное  сопровождение  естественного  развития  ребёнка».

Тема  моей методической работы как учителя начальных классов  была  определена  в соответствии  с  методической темой  школы  и  с  введением  новых  государственных  образовательных стандартов 2 поколения.

Цели профессионального развития я определила следующие:

- изучить и обобщить  психолого-педагогическую литературу  по  проблеме «Системно-ориентированное  сопровождение  естественного  развития  ребёнка»;

- освоить содержание и методику по  формированию ключевых компетентностей  и  развитию  интеллектуальных умений  обучающихся с учётом  требований  единого  общеобразовательного стандарта.

Конечно, работа  начинается  с диагностики обучающихся, родителей  и  уровня развития коллектива.  

Новый государственный стандарт – это общественный  договор, в котором соединяются  индивидуальные потребности личности (и семьи) + государственный заказ + социальный заказ. Родители в обычной общеобразовательной школе на сегодняшний день  являются и  заказчиками  и  полноправными участниками общеобразовательного процесса, деятельность которых влияет на  результат обучения и воспитания ребёнка. Именно  поэтому  они  знакомятся с результатами  диагностики,    к родительскому  собранию для каждого  готовятся  письменные рекомендации в виде таблицы:

В чём успехи  ребёнка.

 Что мешает  развитию   ребёнка.

Как организовать деятельность.

По результатам  диагностических исследований  можно  ставить определённые  цели  и  планировать  пути их реализации для достижения определённого результата.

Особое внимание хочу  уделить  организации проектной деятельности, так как  информационные  предметные проекты ( «Движение есть жизнь», «В мире животных», «Научно-технические открытия и достижения»,  «Пословицы в нашей жизни», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение», «Страницы истории Отечества» , «Такие разные праздники») дают возможность  для  развития   учебно-познавательной  и информационной компетентностей ребёнка, у  одарённых детей –  формированию надпредметных   знаний и умений. Именно  поэтому  дети  участвуют  в конкурсах  проектов разных  уровней, и эта деятельность  приносит  им  успех, и самое главное  - опыт.

Опыт – новообразование  ребёнка, и   его  возможно сформировать  только через  индивидуальную работу с каждым  учеником. В формировании  этого опыта    помогает  такая форма  деятельности как  коллективный социально – значимый проект, результат  которого  сложился  из  исследовательской, творческой, трудовой  деятельности  каждого ребёнка.

 Наш первый опыт  такого проекта  назывался «Мир добрых волшебников». Почему именно  так была определена тема?  Можно сказать, с рождения и до старости  мы с удовольствием  входим в  мир сказки через  иллюстрации, музыку, чтение, постановку и т.д. Тема волшебства, фантазии, неожиданного  изменения  форм и взаимоотношений  очень близка детям, актуальна для них. Поэтому главным  вопросом нашего проекта  был : «Где  живёт волшебство?». Мы составили маршрут нашего проекта «Территорию  добрых дел»: библиотека, дом (родные, друзья), наш класс. В библиотеке  школьники находили не только нужную  информацию, но и изменили  обычный статус пользователя на статус  друга, участвуя в  акциях  проекта: «Подарок  библиотеке», «Книге – вторую жизнь». Семья стала  полноправным участником проекта :

  1. «Волшебный  дневник    успехов   семьи»

Что  надо  сделать  сегодня  в  семье

Добрый  Волшебник (хочет исполнить)

Благодарность

        

  1. Волшебная  грамота «Я - сам!»

        

Я – сам!        /  Дата

1.

Уборка  постели.

2.

Порядок   на  полках.

3.

Рабочее  место на  столе.

4.

Моя комната.

5.

Игры и  игрушки.

6.

Мой  дневник.

7.

Мой  портфель.

8.

Моя  одежда.

        Итого баллов:

«5» - САМ ( самостоятельность, активность, мастерство)

  1. Письмо – благодарность «Когда  мой  ребёнок  бывает  Волшебником».

По  окончании  проекта  дети  посвятили  мамам  стихи, вот одно из них:

              О    МАМЕ.                                

                                                      КАДРОВА   ВЕРОНИКА

Я ХОЧУ  ВАМ  РАССКАЗАТЬ  О  МАМЕ,

НЕТ  НА  СВЕТЕ  ЛУЧШЕ  ЧЕЛОВЕКА,

ХОЧЕТСЯ  СРАВНИТЬ  ЕЁ  С  ЦВЕТАМИ,

А,ТОЧНЕЙ, С ПОДСНЕЖНИКОМ  ВЕСЕННИМ.

ТАК  ЖЕ  КАК  ЦВЕТОК  ОНА  КРАСИВА,

СЛОВНО  ЛЕПЕСТОК  ОНА  НЕЖНА,

КАК И СТЕБЕЛЁК  ОНА  РАНИМА,

САМАЯ  ПРЕКРАСНАЯ ОНА.

МАМА, МОЯ  МИЛЕНЬКАЯ  МАМА,

КАК ЖЕ Я ТЕБЯ, РОДИМАЯ, ЛЮБЛЮ!

ЗНАЙ, ЗА ДОБРОТУ,  ЗА ЛАСКУ, ЗА ТЕРПЕНЬЕ,

Я  ТЕБЯ ЗА ВСЁ  БЛАГОДАРЮ!

Актуальность  проекта: содействие формированию нравственного иммунитета  ребёнка, социального  опыта  является одной из важнейших  воспитательных задач современной школы. В этом помогло нам новое направление педагогики и психологии – сказкотерапия , содержащая  специальные методы работы со сказкой, формируя систему ценностей  ребёнка – нравственный  иммунитет.

Цель  проекта: продемонстрировать  на  примере  детской  литературы, что рождение  волшебства  в  сказке,  иллюстрации, музыке, в жизни  связано  с  особым  творческим  состоянием человека.

Задачи  проекта :

*развивать  нравственный   иммунитет  ребёнка, формировать  систему ценностей  личности – стремление  делать  добрые  дела  через активизацию творческого  начала  ребёнка;

*посредством  знакомства  детей и родителей  с  творчеством «волшебных»  художников-иллюстраторов , композиторов ,  сказочников  повысить  уровень  художественного  восприятия, обогатить  творческое  воображение  и  фантазию;

          Этапы   осуществления  проекта «Мир  добрых  волшебников»  

1 этап. Первичная диагностика. Анкетирование  обучающихся :

  1. Какое  Волшебство  я  знаю  из  сказок?
  2. Что  я  считаю  Добрым  Волшебством?
  3. Я  бываю  Добрым  Волшебником?
  4. Какому   волшебству  я  бы хотел  научиться?
  5. За  что  Золушку  можно  назвать  Доброй  Волшебницей?
  6. Какой  зонтик  раскроет  надо  мною  Оле -Лукойе?
  7. Три  желания, которые  выполнит  моя волшебная  палочка?

2  этап. Информационный.

  1. Знакомство  с  творчеством  художников-иллюстраторов  детской  

               сказки.

  1. Углубление  и  обобщение знаний  о  писателях-сказочниках.
  2. Работа  над  словарём  проекта, знакомство с теорией  волшебства, в том числе  метод  «шесть  шляп» (основан  на  идеях Э. Де Боно).
  3. Выборы  способов  сочинения  новой  сказки.

3  этап. Исследовательский.

  1. Опрос  творческими  группами  обучающихся, педагогов, родителей. Обобщение  результатов.
  2. Исследование  и  составление  карты  маршрута «Территория  добрых  дел».

4 этап. Творческий.

  1. Поэтапное  освоение  методов  работы  со  сказкой: сочинение  сказок  по  началу, по  общему  концу, с  определёнными  сказочными  героями, с заданным  сюжетом , со знакомыми  сказочными  героями , но с противоположными  характерами воздействия (Баба Яга – добрая) и т.д.
  2. «Нарисуйте, в кого бы  вас  превратил  Добрый  Волшебник»
  3. «Нарисуйте, во что  бы  вас  могли   заколдовать»
  4. Сочинение и иллюстрирование  авторских  сказок.
  5. Конкурс  на  лучшую  иллюстрацию – обложку сборника сказок.
  6. Составление  сборника  сказок.

5 этап. Работа с родителями  на  протяжении всего  проекта.

6 этап. Подведение  итогов  проекта.

 Итоговая  диагностика.

  • Где  живёт  Волшебство?
  • Что  изменяется в ходе  волшебства?
  • Бываешь ли ты Добрым Волшебником? Когда?
  • Чему  можешь  научить других ? Что  хочешь  научиться  делать сам?
  • Чем  понравился  проект?

В результате дети пришли к выводу: Волшебству (переходу  из  одного состояния  в другое)  мы  можем  учиться  и можем  создавать  его  сами, потому  что  доброе волшебство – это  способность  человека  творчески  изменять  себя, развиваться, поддерживать  в себе  особое творческое  состояние, по-доброму  влиять на окружающий мир.

                                    Один из результатов -  творческие  дела:

  • Научились  выполнять  домашние  дела, которые  раньше  не  выполняли  сами. Стихи  для  мамочки.
  • В  библиотеке  нефтебазы  починили  книги  и  журналы.
  • Создали  сборник   детских  сказок.

  В  результате  работы  над проектом  у обучающихся  формировалась  познавательная, речевая,  коммуникативная, трудовая  деятельность, направленная на позитивные изменения  в  себе и вокруг  себя. Формировалась  способность  воспитанников  успешно  заниматься учебной  и  внеучебной  деятельностью  в паре, в группе.

В ходе тесного  сотрудничества учителя,  родителей и детей на  протяжении  всего проекта  формировалась  система  ценностей личности   - развитие  нравственного  иммунитета ребёнка  , его желания  и умения делать добрые дела . Совместная  исследовательская  , познавательная  и творческая  деятельность,  связанная с миром  детской  литературы, живописи, музыки  обогатила   духовный  мир   семьи, развила    поведенческую, коммуникативную  и   творческую  активность  ребёнка.

Итак, развитие, обучение, воспитание, ребёнка и формирование  опыта  школьника  будет успешным, если  цели  учителя, обучающегося, родителя совпадают. Формирование социального опыта  через проектную деятельность  являются  одним из путей такого сотрудничества.

Литература:

  1. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации  духовно-нравственного образования в современных условиях/ Т.Г.Жарковская //Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - № 6
  2. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./ А.Мудрик //Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. М.: Инноватор, 1996. – Вып. 6.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  4. Саяпина Н.Н. Формирование  социального опыта  учащихся в условиях реализации стандарта второго поколения.- Саратов : НИОСарИПКиПРО, 2009.

           

         


Предварительный просмотр: