Методическая работа

Аветисян Татьяна Алексеевна

Предварительный просмотр:

Анализ

результатов введения ФГОС второго поколения в практику работы ОУ  средствами УМК «Гармония».

Сегодня начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. В связи с этим развивается вариативность образовательных программ и учебно-методических комплектов.

 В течение 2х  лет я работаю по учебно-методическому комплекту «Гармония».

И хоть ФГОС второго поколения еще только вводится в практику, но уже можно анализировать свою работу по новым стандартам.


       В учебных пособиях  УМК «Гармония» заложены новые подходы к решению методических проблем. Идёт всестороннее развитие ребёнка: эмоциональные, познавательные интересы, умение общаться, полно выражать свои мысли. В учебниках даны такие методические подходы к организации учебной деятельности, которые создают условия для понимания изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя и ученика, и ребят друг с другом, обеспечивают ситуацию успеха.

Представлю своё мнение на примере предмета русского языка.  «К тайнам нашего языка» автор Соловейчик М.С.

Учебное пособие построено  так, что вызывает большой интерес к изучению языка.

Деятельностный подход УМК «Гармония» к обучению предполагает:

  • наличие  познавательного мотиваи конкретной учебной цели;
  • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
  • выявление и освоение учащимися  способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
  • формирование  самоконтроля;
  • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

На уроках дети сами «добывают» знания, отвечая на проблемные вопросы. А затем мы сравниваем свои выводы с сообщениями в учебнике. Проблема ставится на каждом уроке. После определения темы урока детьми, они  уже сами стараются поставить вопросы, на которые им предстоит ответить на уроке.

        А так же для повышения грамотности авторы используют особый способ письма – письмо «с окошками». Такой способ позволяет детям «уйти» от ошибки там, где он не осознаёт наличие опасности, но не может решить орфографическую задачу.

Чтобы заинтересовать ребят авторы комплекта применяют такой приём, как использование персонажей (дошкольника Антона и мальчика иностранца, изучающего русский язык).


В комплекте с учебником я использую тетрадь-задачник, которая позволяет не только совершенствовать отдельные умения школьников, но и закладываются основы их учебной самостоятельности, более экономно расходуется время и силы каждого ученика.


На  уроках большое внимание я уделяют вопросам речевой культуры. Этому посвящены и специальные темы учебника (рубрики «Правильно ставь ударение», «Правильно произноси звуки», «Правильно заменяй звуки»).

Постоянно веду работу с различными видами словарей. В этой работе так же помогает учебник, в который  включены различные виды словарей. Начиная с первого класса в работе, активно используется такие словари как: орфографический («Как правильно писать?»), толковый («Что значит слово?»), орфоэпический («Как правильно говорить?»).

В 3-м классах появится грамматический словарь: «Словарь трудностей», « Какого рода и числа слова? Как правильно изменить слово?» Орфографический словарь использую не только как справочник, но и как пособие по орфографии, как дидактический материал, на основе которого создаю различные лексические, грамматические, орфографические упражнения. Выполняя их, ученики думают над теми или иными вопросами языка и речи и одновременно запоминают написание конкретных слов. Таким образом, расширяется круг словарей, что положительно влияет на грамотность детей.


     До конца 4 класса не встречается слово «сочинение», хотя школьники обучаются созданию своих высказываний. Дело в том, что в жизни пишут не абстрактные «сочинения», а вполне конкретные жанры: записки, письма, поздравления, телеграммы, дневники, инструкции, создают словесные зарисовки, загадки, рассказы, размышления,  кулинарные рецепты и т.д. Вот мы и учились написанию не сочинений «вообще», а текстов определенных жанров. Слово сочинение введётся в обиход в конце 4 класса, чтобы обеспечить готовность ребенка к средней школе.

 В данном учебнике процессы освоения правописания и обучение культуре речи оказываются неразрывно связаны между собой.

Повышение эффективности орфографической работы происходило за счет развития орфографической зоркости, становления умения писать с «окошками» и обучения решению орфографических задач. Еще в период обучении грамоте организовала знакомство с признаками орфограмм («опасных при письме мест»). Благодаря упражнениям, предложенным в учебнике, в 1 классе произощло зарождение орфографической зоркости.

Во 2-м классе – сделала новый важный шаг. Ввела особый способ письма – с «окошками». «Знаю, как написать – пишу; не знаю – оставляю «окошко», - вот ход рассуждения второклассника. Следующий этап - обучение решению орфографических задач. Теперь «окошки» оставляли в тех случаях, когда ученик не сумел решить задачу, или не владел нужным способом действия.

Так обеспечивала движение от общего к частному: от нахождения всех орфограмм – к постепенному освоению способов решения задач.

На уроках русского языка дети чувствуют себя раскрепощёнными, не бояться высказываться и при этом ошибаться. Они знают, что в ходе рассуждения придём к правильному решению обсуждаемого вопроса.


    На уроках
«математики» провожу работу, направленную на формирование у школьников приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения, в этом так же помогает учебник и тетрадь на печатной основе.

В учебнике представлены задания различных видов:

  • детям предлагаются варианты ответов, необходимо выбрать верный;
  • высказываются различные точки зрения,
  • комментируются способы математических действий,
  • анализируются ошибки, и другие.

Курс построен по тематическому принципу и ориентирован на усвоение системы понятий и общих способов действий. Знания, умения и навыки, усвоенные учащимися при изучении каждой темы, находят активное применение при выполнении учебных заданий во всех последующих темах.

Например: Составление и усвоение таблицы умножения начинается во 2 классе со случаев умножения числа 9. Это позволило мне:

 - поупражнять учащихся в сложении двузначных чисел с переходом через разряд при замене произведения суммой;

 - сосредоточить внимание на более сложных для запоминания случаях табличного умножения.

Методический подход к формированию понятий и общих способов действий

 В основе методического подхода лежит установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями. Так при знакомстве с умножением, мы работали с предметными моделями – выражали свои действия словами – чертили схему – записывали символами. Данный подход позволил мне учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление и постепенно вводить его в мир математических понятий, символов, т.е. в мир математических знаний.

Система учебных заданий нацелена

- на осознание школьниками учебных задач (1),

- на овладение способами их решения (2),

 - на формирование умения контролировать и оценивать свои действия (3).

Например, 2 класс, тема «Сочетательное свойство умножения»

     Сначала предлагала частично-поисковые, творческие задания. Процесс их выполнения связан с догадкой, опирающейся на опыт ребенка и на ранее усвоенные знания, умения и навыки, с обсуждением различных возможных способов действий, с организацией целенаправленного наблюдения, позволяющего включить в активную познавательную деятельность всех учащихся.

Цель этого этапа – осознание школьником той учебной задачи, на решение которой должна быть направлена его последующая деятельность. Задания, предлагаемые для организации этой деятельности отличаются - вариативностью формулировок, - возможностью действовать различными способами, - необходимостью активно привлекать ранее усвоенные знания, умения и навыки.

 Приоритет на всех этапах усвоения математического содержания (кроме контроля) отдавала обучающим заданиям.

Для этой цели использованы различные методические приемы: 

- организация целенаправленного наблюдения;

 - анализ математических объектов с различных точек зрения;

- установление соответствия между предметно – вербальной – графической – символической моделями;

- предложение заведомо неверного способа выполнения задания – «ловушки»;

 - сравнение данного задания с другим, которое представляет собой ориентировочную основу;

 - обсуждение различных способов действий.

(Контролирующие задания (репродуктивные, частично-поисковые, творческие) использовала только для выявления результатов работы с обучающими заданиями на этапе контроля. Они позволяли сделать вывод об уровне усвоения материала.

Методика обучения решению текстовых задач

В соответствии с этой методикой учащиеся знакомятся с текстовой задачей (во 2 классе) только после того, как у них сформированы те знания, умения и навыки, которые необходимы им для овладения обобщенными умениями решать текстовые задачи.

В их число входят:

 а) навыки чтения;

б) усвоение конкретного смысла действий сложения и вычитания, отношений «больше на» «меньше на» разностного сравнения;

 в) приобретение опыта в соотнесении предметных, вербальных, графических и символических моделей;

 г) сформированность приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, аналогия, обобщение);

д) умение складывать и вычитать отрезки;

е) знакомство со схемой как способом моделирования.

Благодаря использованию различных методических приемов и схематического моделирования мне удалось сформировать у учащихся моего класса умение решать задачи.

На протяжении всех четырёх лет обучения, вместе с ребятами учатся их помощники Маша и Миша. Диалоги между Машей и Мишей помогают не только привлечь учащихся к обсуждению того или иного вопроса, но и самому включиться в эту работу, заняв тем самым не контролирующую позицию, а помогающего детям и сотрудничающего с ними. Если в первом классе дети старались сразу посмотреть на рассуждения героев и затем доказывать, правы они или нет, то теперь сами ищут ответ в дискуссии, а потом проверяют свою точку зрения. Работая таким способом, у ребят формируются приёмы умственной деятельности: анализа, синтеза, обобщения.


          Для отработки вычислительных навыков подспорьем являются печатные тетради, в которых дан дополнительный материал к каждой теме. Много даётся заданий для развития логического мышления, как в тетради, так и в учебнике.


    Привлекают ребят такие задания, в которых, не делая вычислений надо найти верное решение.

         На уроках
литературного чтения свою работу направляю на формирование правильной читательской деятельности. Перед началом чтения произведения в учебнике продумана работа над трудночитаемыми словами (чтение по слогам – чтение целыми словами).
Работу направляю на чтение, осмысление читаемого в процессе и по окончании чтения. Это обеспечивается системой вопросов и заданий, развивающих умение прогнозировать читаемое.

На уроках развиваю эмоциональную сферу. Этому служат задания, привлекающие внимание детей к авторским ремаркам, поведению персонажей.

Так же использую различные формы драматизации, которая в учебнике направляется специальными заданиями (постановка «живых картин», чтение по ролям, развёрнутая драматизация, использование пантомимы и мимики и т. д.).
Детям на уроке нравится быть режиссерами, художниками. Вместе продумываем декорации, костюмы персонажей, обговариваем текст и разыгрываем произведения на уроках.

Ребята сами пытаются писать произведению, на основе печатной тетради. Дети творчески подходят к такой работе. Уроки проходят на высоком эмоциональном уровне.


На каждом уроке работаем над речью учащихся.
Данный курс литературного чтения направлен на формирование мировоззрения детей. Этому способствует систематизация собранных произведений по темам, характер вопросов и заданий, которые предлагаются после текстов.


На уроках развиваю творческие способности учащихся. Этому способствуют специальные задания, обучающие иллюстрированию (словесному, графическому), выразительному чтению (подчеркни те слова, которые нужно выделить голосом, чтобы прочитать выразительно; выбери верный вариант расставленных пауз в стихотворении, устно обоснуй свой ответ), творческому пересказу, сочинению небольших высказываний и т. д.
Такой комплексный подход формирует у ребёнка способность быть читателем – становление правильности, беглости, осознанности, выразительности чтения, умения работать с текстами разных жанров.

Итак,  УМК «Гармония» - это гармонично развивающее обучение школьников. И при своем анализе результатов введения ФГОС второго поколения в практическую работу по средствам УМК «Гармония», могу с уверенностью сказать, что мой ученик будет соответствовать портрету выпускника начальной школы.



Предварительный просмотр:

                                                    Классный руководитель Аветисян Т.А.

        Слайд 1
Добрый день! Ну, а что это значит?
Значит, день был по-доброму начат,
Значит, день принесёт и удачу,
И здоровье, и радость нам всем!

     Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них - здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества.

Исследования показывают, что 25% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Во время обучения в школе показатели здоровья учащихся ухудшаются (к выпускным классам % соотношение вырастает наполовину).
Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков.
Слайд 2
Здоровье человека зависит:
• на 50% - от образа жизни;
• на 25% - от состояния окружающей среды;
• на 15% - от наследственной программы;
• на 10% - от возможностей медицины.
(по данным исследований Всемирной организации здравоохранения).
И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Всё это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающего формирование у обучающихся состояний переутомления.
Учитывая сказанное, в своей работе я стараюсь придерживаться здоровьесберегающей организации учебного процесса.
Слайд 3
Цель: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе.
Слайд 4
Задачи:
- организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
- создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
- научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;
- воспитание культуры здоровья;
- развитие творческих способностей;
- мотивация на здоровый образ жизни;
- научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;
- внедрение инновационных педагогических технологий;
- принятие участия в научно-практических конференциях.
    

       Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включая ребёнка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления.

Слайд 5 Это достигается использованием:

- игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игры);
- драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов;
- подвижными играми на переменах;
- наглядности;
- занимательных упражнений;
- фантазирования;
- творческого характера домашних заданий (составить задачу, например, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему).

Всё это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.

Слайд 6
У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является чередование различных видов учебной деятельности ( 5-7 за урок):
- игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игры);
- драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов;
- наглядности;
- занимательных упражнений;
- фантазирования;
- творческого характера домашних заданий (составить задачу, например, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему).

Слайд 7
  Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
*метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор действия, выбор способа действия);


* активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь);


* методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценка).

Широко  используются   в практике нестандартные  уроки:  уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, уроки - игры, уроки – соревнования, и другие.

Это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.

   1. К о м ф о р т н о е   н а ч а л о  и  о к о н ч а н и е  у р о к а, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления:

а) использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня все получится», «Я справлюсь» и т. д.;

б) умение настроить себя на положительную волну: «Улыбнись самому себе»;

Орг.момент.

У: Здравствуйте, ребята! Обычно люди говорят при встрече это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровье.

Давайте поздороваемся со всем миром и пожелаем всем здоровья.

Д:

Здравствуй, солнце золотое!!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, кедр и дубок.
Мы живем в родном краю -
Всех мы вас приветствуем!

  в) рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые отражают настроение на уроке.

    Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения и  усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер  незаменимым помощником учителя  в деле снижения утомляемости учащихся.

 Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье.  Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

    Я считаю, что перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и нервозности, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.

Слайд 8   

  Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, он обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц,

ослабить умственное напряжение.

      Проведение физкультурных минуток:
* расслабление кистей рук;
* массаж пальцев перед письмом;
* дыхательная гимнастика;  Повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках.
* предупреждение утомления глаз.

А гимнастика  для  глаз - снять зрительное утомление. У меня собрана электронная база физминуток.
Недостаток двигательной активности - одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьника.

    Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
Требования:
- они должны быть разнообразны;
- проводятся на начальном этапе утомления;
- предпочтение отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

На уроках физкультуры особое внимание уделяю корригирующим упражнениям по предупреждению нарушения осанки и плоскостопия.

Стараюсь учитывать  и н д и в и д у а л ь н ы е  с п о с о б н о с т и  и  о с о- б е н н о с т и  детей.

Не могут дети в классе быть все одинаковыми, поэтому нельзя к ним применять одни и те же приемы работы.

У п о р я д о ч е н и е  с и с т е м ы  д о м а ш н и х  з а д а н и й, их дозировка, выбор, творческий характер.

(Эти методы помогают ребенку осознать, что у него, как и у любого человека, всегда есть право выбора.) Объем домашних заданий и степень их сложности соизмеряются с возможностями каждого ученика. Предлагаются детям разноуровневые задания.

 В к л ю ч а ю  в  с о д е р ж а н и е  у р о к о в  «анатомические диктанты», упражнения, текстовые задач, задания, связанных с изучением своего собственного здоровья.

  Очень важным я считаю, что учебный материал должен содержать как можно больше материала, способствующего осознать детьми ценность своего здоровья.

Это работа над различными пословицами и поговорками о здоровье:

У: На доске записаны пословицы, давайте их прочитаем.

Здоровыми быть – горе забыть.

Со спортом дружить – сильными быть.

Чтоб больными не лежать, надо спорт уважать.

У: Почему так говорят?

Найдите в этих пословицах прилагательные. В какой форме они стоят? Запишите в тетрадь только те прилагательные, которые являются антонимами, выделите окончания.

На уроках русского языка применяю материал о здоровье при написании диктантов, орфографических минуток и т.д.

Много провожу классных часов на тему сохранения здоровья. Классные часы,  уроки здоровья, походы, экскурсии в природу помогают  формированию у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

Слайд 9

В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

   

  Одна из важнейших задач, возложенная на родителей, -  контроль за соблюдением режима дня школьника и сбалансированного питания.

На родительских собраниях, я знакомлю родителей с основными принципами организации здорового питания детей.  Ведь от того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности. В классе  11детей из 12 охвачены горячим питанием.

Ежемесячно на классных часах затрагивалась тема здоровья. Ребята разучивали роли персонажей литературных произведений, читали произведения и обсуждали их.  (мультфиль, презентации)

Слайд 10.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически

     

     

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день! Ну, а что это значит? Значит, день был по-доброму начат, Значит, день принесёт и удачу, И здоровье, и радость нам всем!

Слайд 2

Факторы, влияющие на здоровье 2

Слайд 4

Задачи: - организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья ; - создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения ; - научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром ; - воспитание культуры здоровья ; - развитие творческих способностей ; - мотивация на здоровый образ жизни ; - научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни ; - внедрение инновационных педагогических технологий ; - принятие участия в научно-практических конференциях.

Слайд 5

игровые ситуации на уроках, разные формы уроков (КВН, викторины, сказки, игры ); - драматизацииядиалогов с движением, разыгрывание сценок литературных сюжетов ; - наглядность; - занимательные упражнения; - фантазирования ; - творческий характер домашних заданий (составить задачу, например, нарисовать иллюстрацию к про изведению, при думать загадку на тему).

Слайд 6

* метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор действия, выбор способа действия ); * активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь ); * методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценка).

Слайд 7

Физкультминутки

Слайд 8

В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Слайд 9

" У кого есть здоровье, есть надежда, а у кого есть надежда - есть всё " Арабская пословица



Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы.        

  Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
       Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

Применение ИКТ на уроках усиливает: - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.

 Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  • а в общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Применение на уроках ИКТ способствует так же:

  • сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
  • сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
  • обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции), видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.

Основной целью применения ИКТ является:

  • развитие мышления
  • формирование приемов мыслительной деятельности.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний
  • продвигает ребенка в общем развитии
  • помогает преодолеть трудности
  • вносит радость в жизнь ребенка
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации ( принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Применение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.

Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ 

  1. Владеть основами работы на компьютере.
  2. Иметь навыки работы с мультимедийными программами.
  3. Владеть основами работы в Интернет.

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.

 В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Одним из предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия. ИКТ предоставляю возможность оказаться в цветущем саду

или увидеть, как появляются и распускаются почки.

Слайды, выведенные на большой экран,– прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно. В результате я собрала коллекцию уроков-презентаций для уроков природоведения (1- 4 класс). Возможен показ документальных фильмов по теме урока, опыты, динамические картинки.     После просмотра опытов дети могут самостоятельно делать выводы.

Русский язык
Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Я разработала мультимедийные презентации и с успехом использую их на уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и интегрированных уроках, контроле ЗУН. При этом для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.
Для меня недостаточно пользоваться только готовыми электронными ресурсами. Хочется в короткие сроки создавать качественные
свои электронные ресурсы, отвечающие всем современным требованиям к воспитательно-образовательному процессу в школе. Я составляю свои презентации с учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы, к тому же в этом случае материал располагаю в нужном мне порядке, использую рисунки, схемы, таблицы, заставки.
Иллюстрации, сопровождающие теоретический материал, концентрируют внимание каждого учащегося, способствуют более глубокому усвоению знаний и умений. Примеры, приведённые по каждой рассмотренной теме, дают возможность закрепить полученные знания.
Правописание трудных слов – одно из направлений русского языка. При изучении этих слов я использую презентацию.
Презентация построена таким образом:

  • сначала ребята отгадывают слово с помощью ребуса,
  • проговаривают слово, находят ударный слог, объясняют правописание слабой позиции,
  • появляется запись слова с пропуском буквы в слабой позиции, ученики записывают слово в тетрадь, выделяют орфограмму,
  • затем знакомятся со значением этого слова с помощью учителя (смысл слова), происхождение слова (этимология),
  • делят слово на слоги, дают характеристику каждого звука, записывая при этом слово в транскрипции, сравнивают буквенную и звуковую запись слова,
  • подбирают к слову однокоренные слова,
  • подбирают синонимы, антонимы (если это возможно),
  • следующий слайд демонстрирует сочетаемость слов с изучаемым словом,
  • выделение этого слова в фразеологизмах, пословицах, поговорках,
  • составление предложения с этим словом, или запись предложения со слайда.

Такая работа поможет реализовать один из принципов работы с трудными словами – целенаправленный выход в речевую практику. К написанию словарных слов нужно обращаться на разных этапах урока:

  • на чистописании это может быть поговорка или пословица,
  • четверостишие можно использовать как письмо по памяти и т.д.

Активизирует мыслительную деятельность учащихся использование на уроках ребусов и дидактической игры «Собери слово». ИКТ дают возможность учителю, не имеющему художественных способностей, быстро составлять яркие ребусы. В моей копилке уже больше 100 ребусов. Мало времени требуется учителю и при подготовке к творческому словарному диктанту. Благодаря использованию ИКТ диктант проходит быстро, чётко, не приходится определения повторять.

 На уроках математики появилась возможность наглядного иллюстрирования одной из сложнейших тем – задач на движение. В 3 и 4 классах применяю слайд-фильмы с анимированными задачами на движение.  Видя наглядно, куда и как движутся объекты, дети лучше понимают, о каком из видов движения идёт речь в задаче. Мне и моим ученикам уже трудно представить себе проведение устного счёта без применения ИКТ.  Очень много тренажёров на отработку вычислительных навыков.

При работе над задачами использую компьютерные анимационные слайды. Преимущество их в том, что в любое время я могу вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных его фрагментах, побеседовать с учащимися, выслушать различные мнения. Возможность анимации позволяет удачно продемонстрировать на уроке, например, математики по теме:  « Сложение и вычитание чисел первого и второго десятка», состав чисел. Анимационный графический рисунок помогает осмыслить механизм сложения и вычитания. Следует отметить, что дети самостоятельно делают «открытие» путём постановки учебной задачи.

Использование ИКТ на уроках математики позволяет не только применять разнообразные виды работы, но и существенно сэкономить время при проведении проверки, самопроверки, взаимопроверки.

А на уроках литературного чтения мы имеем возможность познакомиться с писателем или поэтом, побывать в его родном городе, побродить по улицам Оденса, где провёл своё детство Х.К.Андерсен, оказаться в Оменье, где жил Д.Родари, или заглянуть в Константиновскую земскую школу, где учился С.А.Есенин, и даже увидеть его похвальный лист, посетить Тарханы

– имение бабушки М.Ю.Лермонтова, увидеть родителей С.А.Есенина или М.Цветаевой.

    Это помогает детям проникнуться идеями произведений этих поэтов, писателей. Усилит эффект звукозапись стихотворений, музыкальных произведений, картины известных художников, фото-пейзажи. Уроки литературного чтения также будут неинтересны и скучны, если я не буду включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, я предлагаю записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает моих детей выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

 Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах  маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других.

 Пониманию темы сочинения помогают подборы эпитетов, выбор стихотворений, отрывков из художественных текстов. ИКТ позволяют провести подбор с существенной экономией времени.

Цветные рисунки и фотографии в методических пособиях не могут иметь большой иллюстрационный материал, т.к. это резко повышает их себестоимость. В то время, как цифровые технологии позволяют с минимальными затратами представить учащимся расширенный

иллюстративный ряд на экране, в формате, видимом всем учащимся. Видеофрагменты выполняют функцию, аналогичную использовавшимся ранее учебным кино- и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводим их на качественно новый уровень, так как существует возможность использования паузы, увеличение фрагмента,

сопровождения его текстом, выносками. Поэтому при написании сочинений по картине использование ИКТ просто необходимо. Цифровые технологии позволяют изучить даже отдельные фрагменты картины, увеличить детали.

Самыми любимыми уроками стали для нас уроки закрепления пройденного материала. Здесь открывается огромный простор для фантазии. Такие уроки проходили у нас и в форме виртуальных путешествий, и в форме интеллектуальных игр. Возможности ИКТ применяются нами и во внеурочной деятельности. Мы часто проводим классные часы в нетрадиционных формах. Я считаю, что использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребят положительные эмоции. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.    

Преимущества мультимедийных технологий в  сравнении с традиционными наиболее многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя.  При условии системного использования ИКТ в учебном процессе, в сочетании с традиционными методами обучения, можно значительно повысить эффективность обучения.

Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».

Исследования психологов показывают, что в среднем лишь 15% информации эффективно усваивается учеником с помощью органов слуха и 25%-с помощью органов зрения. Вместе с тем результат комбинированного действия на указанные каналы восприятия превышает суммарное действие каждого из них в отдельности и составляет 65%. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов.      

Можно выделить следующие особенности данной технологии: 

  1.  Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране.
  2. С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями.
  3. В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты.
  4. В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.
  5. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.
  6. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
  7. Повышение производительности урока.
  8. Установление межпредметных связей с другими предметами.
  9. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и учителями-предметниками.
  10. Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
  11. Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.

Педагогу в настоящее время необходимо    научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке,  владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.  Для учителя компьютер -  это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ. 


Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих классов, а для меня стали нормой работы.

Я  стараюсь делать свои презентации к урокам, а также использую презентации с Интернета.  Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и, в некоторых случаях, моторную. Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся.

В заключение хочется привести высказывание известного педагога К.Д. Ушинского: “Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование ИКТ на уроках в начальной школе "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда". Древняя мудрость

Слайд 2

ИКТ – информационно-коммуникативные технологии Применение ИКТ на уроках усиливает: положительную мотивацию обучения; Активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Слайд 3

Использование ИКТ позволяет проводить уроки: На высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация). Обеспечивает наглядность. Привлекает большое количество дидактического материала. Повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза. Обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разноуровневые задания).

Слайд 4

Применение ИКТ способствует повышению качества образования. Развитие мышления. Формирование приемов мыслительной деятельности. Цель применения ИКТ:

Слайд 5

Электронные ресурсы Мультимедийные курсы Презентация к уроку Логические игры Тестовые оболочки Ресурсы Интернет Электронные энциклопедии

Слайд 6

ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: Повышает качество знаний Продвигает ребёнка в общем развитии Помогает преодолеть трудности Вносит радость в жизнь ребёнка Позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития Создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе

Слайд 7

Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИТ Владеть основами работы на компьютере Иметь навыки работы с мультимедийными программами Владеть основами работы в Интернет

Слайд 8

Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решить одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний