Для вас, ребята
Материал в помощь ученикам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Писать на отлично! ( флеш ролик) Правило. Стихотворение. Ребусы. Сказочные героини. Игра «Собери грибы». Образуй новые слова. Назови предметы (диктант). Вывод. Исправь ошибки ( флеш ролик) . Исправь ошибки ( флеш ролик) . Содержание плаката: Возврат к содержанию .
ПИСАТЬ НА ОТЛИЧНО!
Согласные шипящие звуки [ ч'] и [ щ '] всегда мягкие . Поэтому для обозначения мягкости другая буква не требуется. ЗАПОМНИ: В СОЧЕТАНИЯХ ЧН , ЧК , ЩН , НЧ МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ !
Ёло чк а и бело чк а, Ко чк а, то чк а, стрело чк а, Бо чк а, по чк а, спи чк а, Ре чк а, ру чк а, пти чк а. Сро чн ый, ули чн ый, но чн ой, То чн ый, шуто чн ый, ре чн ой. Знаем мы наверняка, Как писать ЧН , ЧК .
,,, б а б о ч к и л к ч о т с а и и ч о к л ё , с е с т р и ч к а с е с 3 ч к а ,, ,
Назови имена сказочных героинь. Русало чк а Снегуро чк а Красная Шапо чк а Дюймово чк а Куро чк а Ряба
дочка точька очки очки мечьта хищник хищник коньчик сочный сочный Никогда в таких словах Не пишите мягкий знак! дочка
молоко моло чн ый цветок цвето чн ый сердце серде чн ый внук вну чк а ночь но чк а печь пе чк а мощь мо щн ый овощ ово щн ой птенец пте нч ик телефон телефо нч ик чн чк щн нч Образуй новые слова.
Назови предметы на картинках . Какое правило нужно употребить, чтобы грамотно написать эти слова? крю чк и пе чк а яи чн ица
сини чк а скворе чн ик бабо чк а
листо чк и по чк и колю чк и
дево чк и каме нщ ик пограни чн ик
чн чк нч щн ? ЧН,ЧК, НЧ, ЩН ПИШИ БЕЗ МЯГКОГО ЗНАКА Сформулируй правило.
Исправь допущенные ошибки.
Исправь допущенные ошибки.
Флеш ролики: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/351a667f-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/view/ http://school-collection.edu.ru/catalog/res/351a6680-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/view/ http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f35051c3-e2c4-4cb8-bf4e-d5c423384454/view/ Картинки, фото: http://74.ru/i/forum/files/i_4280582_2.jpg http://www.ankerok.ru/images/bochki-top.jpg http://www.nickkirov43.ucoz.ru/_nw/0/s16557.jpg http://www.ivarus.ru/products_pictures/Ochki%20O2-U%20SPEKTR.jpg http://seahunter.ru/shop/images/Fins/tusa_ff9.jpg http://www.free-lancers.net/posted_files/N9D56AE8D8DA7.jpg http://www.retropost.ru/i/wishes/184kpv.jpg http://creative.usr.lg.ua/arxiv/2006/38/images/news%20Alcheavsk/snegurka.jpg http://crazymama.ru/images/cartoon/1796_2.jpg http://www.nevaserial.ru/published/publicdata/Z95208NEVASERIA/attachments/SC/products_pictures/d174.jpg http://www.geocaching.su/photos/areas/20502.jpg http://gorodbor.ru/shop/img/basket_empty.gif http://www.solnet.ee/sol/004/raskraski/s01.gif http://www.solnet.ee/sol/004/raskraski/s03.gif http://www.solnet.ee/sol/004/raskraski/s04.gif http://www.poznayka.ru/uploads/world/mushroom.jpg http://www.time2go.ru/time/408_Iaichnica_big.jpg http://forum.stovemaster.ru/files/thumbs/t_russian_stove_189.jpg http://www.remont-vann.ru/irxy.php?in=4157702b.jpg&x1=360&y1=400 http://img-fotki.yandex.ru/get/1/nikita-korovkin.0/0_17be_baee1baa_XL http://www.eva.ru/pictures/contest_photos/26629.jpg http://letopisi.ru/images/0/0e/Nestling_box.jpg http://img-2005-05.photosight.ru/15/861815.jpg http://www.iojo.ru/_ph/16/929736208.jpg http://club.itdrom.com/files/gallery/gal_photo/nature/9154.jpg http://s41.radikal.ru/i091/0902/4e/e65e05df5eda.jpg http://www.hammondsplains.ca/images/kid/small%20girls%20playing%20with%20blocks.jpg http://www.grani21.ru/0804-apr/2008-04-22-08.jpg http://www.vminsk.by/archive/2007/01/11/1minsk_winter1.jpg Литература: В.Волина. Учимся играя. Новая школа, Москва 1994
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
бере г к
айсбер г к
кра б п
пля ш ж
ло ка ж ш
тру ка п б
ука ка с з
варе ка ж ш
стри ка ж ш
гря ка т д
шу ка п б
була ка в ф
луко ка в ф
http://mult-pict.narod.ru/fon3.htm-картинки - из мультфильмов на белом фоне http :// lori . ru / albums /135/ tsvety - na - belom - fone - картинки цветов на белом фоне pedsovet .su/load/321 - шаблон
Предварительный просмотр:
Басня
(это краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение или рассказ).
Законы басен:
короткий занимательный сюжет напоминает сказку
несколько героев (животные) мало описаний
много диалогов легко иллюстрировать
аллегория (иносказание) авторская насмешка
поучение (мораль)
Знаменитые баснописцы:
Эзоп (6 век до нашей эры) – был рабом в Древней Греции, остроумным
и находчивым.
Федр – (около 70 г. нашей эры)- римский баснописец.
Леонардо да Винчи – (1452-1519г.) – итальянский живописец, скульптор,
архитектор, учёный, инженер, а также баснописец.
Жан де Лафонтен – (1621-1695г.) – французский писатель, драматург, сатирик,
поэт и баснописец.
А.П.Сумароков – ( 1717 – 1777 г.) – русский писатель, поэт, драматург,
баснописец.
Г.Э.Лессинг – ( 1729 - 1781 г.) – немецкий драматург, литературный критик,
а также баснописец.
И.А.Крылов – (1769 – 1844 г.) – русский писатель, баснописец, драматург,
академик Петербургской Академии Наук, написал более 200 басен.
Л.Н.Толстой – ( 1828 – 1910 г.) – русский писатель, педагог.
С.В.Михалков – (1913 – 2009 г.) – современный русский писатель, поэт,
баснописец, драматург, общественный деятель.
Эти пословицы пришли в нашу речь из басен Крылова:
- Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши! (Стрекоза и муравей)
- У сильного всегда бессильный виноват. (Волк и ягнёнок)
- В сердце льстец всегда отыщет уголок. (Ворона и лисица)
- Слона-то я и не приметил. (Любопытный)
- А вы, друзья, как ни садитесь,
всё в музыканты не годитесь. (Квартет)
- Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник. (Щука и кот)
- А Васька слушает , да ест. (Кот и повар)
- А ларчик просто открывался. (Ларчик)
- Видит око, да зуб неймёт. (Лисица и виноград)
- Чем кумушек считать трудиться,
- Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Зеркало и обезьяна)
- Ай, моська, знать она сильна,
- Что лает на слона! (Слон и моська)
- Сильнее кошки зверя нет. (Мышь и крыса)
- Вперёд чужой беде не смейся, голубок. (Чиж и голубь)
- А воз и ныне там. (Лебедь, щука и рак)
- И многие, многие другие…
Предварительный просмотр:
Жанры русского устного народного творчества:
былина пословица
дразнилка потешка
загадка прибаутка
заклинание притча
закличка сказ
колыбельная сказка
легенда скороговорка
миф считалка
поговорка
Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение
о вымышленных лицах и событиях,
преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
приметы сказок:
зачин троекратный повтор волшебные герои
концовка заклинания волшебные предметы
эпитеты олицетворения волшебные превращения
архаизмы (устаревшие слова) борьба добра со злом
герои сказок (сказочные персонажи)
положительные
отрицательные
герои-помощники
нейтральные
сказки бывают
народные авторские
(литературные)
виды сказок:
богатырские бытовые
волшебные
анималистические
(про животных)
Предварительный просмотр:
Из чего состоит литературное произведение:
Заголовок = заглавие = название
Пролог – вступительная часть литературного произведения.
часть=отрывок=фрагмент
Абзац – это часть текста от одной красной строки
до следующей красной строки.
Глава = часть = раздел книги, статьи, повести …
Строфа – это часть текста с повторяющимся ритмом и рифмой.
Цитата – точная дословная выдержка из какого-нибудь текста
или чьего-нибудь высказывания.
Авторы литературных произведений:
Писатель – человек, который занимается литературным трудом,
пишет художественные литературные произведения.
Поэт – писатель, автор стихотворных, поэтических произведений.
Баснописец – автор басен.
Драматург – автор драматических произведений (для театра).
Сценарист – автор сценария фильма.
Псевдоним – вымышленное имя автора произведения.
Зачем? Одни - из скромности, другие – из опасения, что книга
не будет иметь успеха, или потому что собственная фамилия кажется не очень красивой и звучной; а бывает и так, что псевдоним – как бы часть жизни писателя или отражение его личности.
Например:
«Антоний Погорельский» - Алексей Алексеевич Перовский.
«Нави Волырк» - Иван Андреевич Крылов.
«Казак Луганский» - Владимир Иванович Даль.
«Антоша Чехонте» - Антон Павлович Чехов.
«Максим Горький» - Алексей Максимович Пешков.
«Лидия Чарская» - Лидия Алексеевна Чурилова
«Корней Чуковский» - Николай Васильевич Корнейчуков.
«Саша Чёрный» - Александр Михайлович Гликберг
«Аркадий Гайдар» - Аркадий Петрович Голиков
Предварительный просмотр:
Литература XIX (19) века
басня литературная сказка исторические рассказы
знаменитые сказочники:
И.А.Крылов А.С.Пушкин А.О.Ишимова
В.А.Жуковский («История России в рассказах
И.В.Киреевский для детей»)
О.М.Сомов
П.П.Ершов
Н.М.Языков В.И.Даль
В.Ф. Одоевский сбор и обработка народных сказок
М.Ю.Лермонтов «Словарь живого великорусского языка»
Антоний Погорельский
С.Т.Аксаков
1-й научно-фантастический роман
Мир природы приходит в литературу «4338 год. Петербургские письма.»
А.К.Толстой С.Т.Аксаков
А.Майков Д.Н.Мамин-Сибиряк 1-я литературная сказка (1828 год)
А.Плещеев Л.Н.Толстой «Чёрная курица, или Подземные жители»
Ф.Тютчев А.П.Чехов автобиографические произведения
Н.А.Некрасов К.Д.Ушинский
А.Фет И.С.Тургенев учебные книги:
«Азбука», «Русские книги для чтения»
(для школы в Ясной Поляне, 1859 год)
«Детский мир и хрестоматия», «Родное слово» (1861 год)
путевой очерк
«В сказках видна и душа народа русского, и мудрость. Они – богатство наше, и надобно детям читать побольше сказок».
(В.А.Жуковский)
Предварительный просмотр:
Величины.
Меры (единицы) массы.
грамм килограмм центнер тонна
1.000 100 10
Меры (единицы) длины.
миллиметр сантиметр дециметр метр километр
10 10 10 1.+000
Меры (единицы) площади.
миллиметр2 сантиметр2 дециметр2 метр2 километр2
100 100 100 1.000.000
Меры (единицы) объёма.
миллиметр3 сантиметр3 дециметр3 метр3 километр3
1.000 1.000 1.000 1.000.000.000
Если идём вправо (преобразовываем в более крупные) – нули отбрасываем,
если идём влево (преобразовываем в более мелкие) – нули приписываем.
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь величин
Часто в задачах встречаются следующие величины:
множитель | множитель | произведение |
длина | ширина | площадь |
цена | количество | стоимость |
скорость (v) | время (t) | расстояние (s) |
производительность | время работы | выполненная работа |
масса одного предмета | количество предметов | общая масса |
ёмкость одного предмета | количество предметов | общая ёмкость |
расход на один предмет | количество предметов | общий расход |
Для того, чтобы было понятнее и можно было быстрее решить задачу,
удобно её краткую запись представить в виде такой таблицы.
При решении задач с данными величинами надо помнить простые правила:
произведение – это результат действия умножения.
чтобы найти неизвестный множитель,
надо произведение разделить на известный множитель.
Предварительный просмотр:
Задача.
Это небольшой текст, в котором есть числа и вопрос:
У Кати было 3 груши. Она съела 1 грушу. Сколько груш у неё осталось?
Решить задачу – значит произвести вычисления и найти ответ на вопрос.
Части задачи:
Условие У Кати было 3 груши. Она съела 1 грушу.
Вопрос Сколько груш у неё осталось?
Решение 3 – 1 = 2 (г.)
Ответ: осталось 2 груши.
Твои «шаги» при решении задачи:
- Внимательно прочитай задачу.
- Мысленно нарисуй картину к задаче.
- Определи, что в задаче известно из условия.
- Теперь определи из вопроса, что надо найти (целое или часть).
- Начерти и заполни схему к задаче (рисунок, таблицу, чертёж…)
- Определи, каким действием будешь искать неизвестное.
- Запиши решение в виде числового равенства.
- Запиши ответ на вопрос задачи.
(Справляешься? Молодец!)
Предварительный просмотр:
Задачи на движение ( встречное и противоположное).
Формулы движения:
Расстояние = скорость х время S = v х t
Скорость = расстояние : время v = s : t
Время = расстояние : скорость t = s: v
Формулы встречного и противоположного движения:
Расстояние = общая скорость х время s = (v1 + v2) х t
Время = расстояние : общая скорость t = s : (v1 + v2 )
Скорость = расстояние : время – скорость
(Общая скорость – это
скорость сближения или скорость удаления)
Чертёж к задаче на встречное движение:
V V
t
S
Чертёж к задаче на противоположное движение:
V V
t
S
Предварительный просмотр:
Математические знаки.
знаки: | числа: | |
+ плюс | арабские | римские |
- минус | 1 | I |
* умножить | 2 | II |
: разделить | 3 | III |
= равно | 4 | IV |
= неравно | 5 | V |
> больше | 6 | VI |
< меньше | 7 | VII |
( ) скобки | 8 | VIII |
х неизвестное число | 9 | IX |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 цифры | 10 | X |
С помощью цифр мы записываем разные числа.
С помощью чисел мы называем количество предметов (1, 7, 20, 37 …)
или предметы по порядку ( - первый, -пятый, десятый …).
Математические выражения
равенства неравенства
1 + 2 = 3 6 < 8
15 – 5 – 4 = 6 40 + 5 > 15
2 . 9 = 18 10 > 6 : 2
12 : 3 = 4 5 . 5 < 10 + 20
2 + 4 = 5 + 1 18 > 13 > 9
Уравнения –
это равенства, которые содержат неизвестное число:
х + 4 = 10 х . 4 = 20
10 - х = 7 24 : х = 8
Предварительный просмотр:
Законы сложения, вычитания, умножения и деления с 0 и 1.
а + 0 = а
Если к любому числу прибавить ноль, получится то же самое число.
0 + а = а
Если к нолю прибавить любое число, получится то же самое число.
а – 0 = а
Если из любого числа вычесть ноль, получится то же самое число.
а – а = 0
Если из любого числа вычесть его самого, то получится ноль.
а х 1 = а
Если любое число умножить на 1, получится то же самое число.
1 х а = а
Если 1 умножить на любое число, получится то же самое число.
а : 1 = а
Если любое число разделить на 1, получится то же самое число.
а : а = 1
Если любое число разделить на самого себя, получится 1.
а х 0 = 0
Если любое число умножить на ноль, получится ноль.
0 х а = 0
Если ноль умножить на любое число, получится ноль.
0 : а = 0
Если ноль разделить на любое число, получится ноль.
а : 0
На ноль делить нельзя!!!
Увеличить на… – это прибавить.
Уменьшить на… – это отнять (вычесть).
Увеличить в …раз – это умножить.
Уменьшить в … раз – это разделить.
Предварительный просмотр:
Периметр. Площадь.
Периметр геометрической фигуры– это сумма длин всех её сторон (это границы фигуры).
в а
а а
Чтобы найти периметр прямоугольника, надо сложить его длину и ширину и умножить на два: Рпрям = ( а + в ) х 2
Чтобы найти периметр квадрата, надо его сторону умножить на 4:
Рквад = а х 4
Чтобы найти одну из сторон прямоугольника, зная его периметр, надо его периметр разделить пополам и вычесть известную сторону:
а = Рпрям : 2 – в
Площадь геометрической фигуры –
это её внутренняя территория.
S в S а
а а
Чтобы найти площадь прямоугольника или квадрата, надо длину умножить на ширину: Sпрям = а х в Sквад = а х а
Чтобы найти одну из сторон прямоугольника, зная его площадь, надо площадь разделить на его известную сторону: а = Sпрям : в
Предварительный просмотр:
произведение
2 х 3 = 6
множитель множитель произведение
это числа, это число,
которые умножают которое получают
при умножении
Переместительный закон умножения:
От перестановки множителей произведение не изменяется:
2 х 3 = 3 х 2
а х в = в х а
Умножение – это сокращённое, свёрнутое сложение одинаковых слагаемых.
частное
6 : 2 = 3
делимое делитель частное
это число, это число, это число,
которое на которое которое получают
делят делят при делении
Умножение можно проверить делением, а деление – умножением:
5 х 2 = 10 10 : 5 = 2
4 х 2 = 8 8 : 2 = 4
Деление – это сокращённое, свёрнутое вычитание одинаковых чисел.
Предварительный просмотр:
сумма
2 + 3 = 5
слагаемое слагаемое сумма
это числа, это число,
которые складывают которое получают
при сложении
Переместительный закон сложения:
От перестановки слагаемых сумма не изменяется:
2+3=3+2
а+в=в+а
разность
4 – 1 = 3
уменьшаемое вычитаемое разность
это число, это число, это число,
из которого которое которое получают
вычитают вычитают. при вычитании
Сложение можно проверить вычитанием, а вычитание – сложением:
5 + 3 = 8 8 – 5 = 3
9 – 3 = 6 6 + 3= 9
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Таблицы сложения и вычитания
+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
2= | 1+1 | ||||
3= | 2+1 | ||||
4= | 3+1 | 2+2 | |||
5= | 4+1 | 3+2 | |||
6= | 5+1 | 4+2 | 3+3 | ||
7= | 6+1 | 5+2 | 4+3 | ||
8= | 7+1 | 6+2 | 5+3 | 4+4 | |
9= | 8+1 | 7+2 | 6+3 | 5+4 | |
10= | 9+1 | 8+2 | 7+3 | 6+4 | 5+5 |
11= | 9+2 | 8+3 | 7+4 | 6+5 | |
12= | 9+3 | 8+4 | 7+5 | 6+6 | |
13= | 9+4 | 8+5 | 7+6 | ||
14= | 9+5 | 8+6 | 7+7 | ||
15= | 9+6 | 8+7 | |||
16= | 9+7 | 8+8 | |||
17= | 9+8 | ||||
18= | 9+9 | ||||
Предварительный просмотр:
Твой помощник – натуральный числовой ряд:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 …
- +
минус плюс
отнять прибавить
вычесть сложить
предыдущее последующее
уменьшить увеличить
разность сумма
наименьшее наибольшее
убывание возрастание
меньше больше
Таблица сложения и вычитания однозначных чисел.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
Предварительный просмотр:
Типы простых задач
- Нахождение целого (суммы, уменьшаемого)
(находим, сколько всего или сколько было)
?
- Нахождение части (слагаемого, вычитаемого, разности)
(находим другую часть, или остаток, или сколько взяли…)
3.Увеличение числа на несколько единиц.
(в задаче есть слова «на…больше», но бывает ловушка!
4.Уменьшение числа на несколько единиц.
(в задаче есть слова «на …меньше», но бывает ловушка!
5. Разностное сравнение.
(в задаче спрашивается «На сколько больше или меньше…»)
Предварительный просмотр:
Уравнение
(это равенство с неизвестным числом, обозначенным латинской буквой.)
Решить уравнение – это значит найти неизвестное число.
Если подставить его в уравнение, должно получиться верное равенство.
10 Х 2 Х + 2 = 10 В этом уравнении неизвестно слагаемое: Чтобы найти слагаемое, надо из суммы вычесть другое слагаемое. Х = 10 – 2 Х = 8 Проверка: Подставляю корень 8 + 2 = 10 10 = 10 Ответ: 8 | х 5 4 Х – 5 = 4 В этом уравнении неизвестно уменьшаемое: Чтобы найти уменьшаемое, надо сложить разность и вычитаемое. Х = 4 + 5 Х = 9 Проверка: у р а в н е н и я в 9 – 5 = 4 4 = 4 Ответ:9 | 9 Х 3 9 – х = 3 В этом уравнении неизвестно вычитаемое: Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. Х = 9 – 3 Х = 6 Проверка: данное уравнение: 9 – 6 = 3 3 = 3 Ответ: 6 |
Предварительный просмотр:
Уравнение
(это равенство с неизвестным числом, обозначенным латинской буквой.)
Решить уравнение – это значит найти неизвестное число.
Если подставить его в уравнение, должно получиться верное равенство.
х . 2 = 10 В этом уравнении неизвестен множитель: Чтобы найти множитель, надо произведение разделить на другой множитель: Х = 10 : 2 Х = 5 Проверка: Подставляю корень 5 х 2 = 10 10 = 10 Ответ: 5 | х : 5 = 2 В этом уравнении неизвестно делимое: Чтобы найти делимое, надо делитель умножить на частное: Х = 5 х 2 Х = 10 Проверка: у р а в н е н и я в 10 : 5 = 2 2 = 2 Ответ:10 | 10 : х = 5 В этом уравнении неизвестен делитель: Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное: Х = 10 : 5 Х = 2 Проверка: данное уравнение: 10 : 2 = 5 5 = 5 Ответ: 2 |
Предварительный просмотр:
Числа бывают
одно чётные
много значные нечётные
В любой группе чисел есть наибольшее и наименьшее.
предыдущее
(идущее перед ним при счёте)
у любого числа есть
последующее
(идущее за ним при счёте)
11 один
12 две
13 три
14 четыр
15 пят
16 шест
17 сем
18 восем
19 девят
20
10 – десять 40 – сорок 70 – семьдесят
20 – двадцать 50 – пятьдесят 80 – восемьдесят
30 – тридцать 60 – шестьдесят 90 – девяносто
Трёхзначные числа
(это числа, записанные тремя цифрами)
100 = сто = 1 сотня = 10 десятков = 100 единиц
200 = двести = 2 сотни = 20 десятков = 200 единиц
300 = триста = 3 сотни = 30 десятков = 300 единиц
400 = четыреста = 4 сотни = 40 десятков = 400 единиц
500 = пятьсот = 5 сотен = 50 десятков = 500 единиц
600 = шестьсот = 6 сотен = 60 десятков = 600 единиц
700 = семьсот = 7 сотен = 70 десятков = 700 единиц
800 = восемьсот = 8 сотен = 80 десятков = 800 единиц
900 = девятьсот = 9 сотен = 90 десятков = 900 единиц
Предварительный просмотр:
Читай выражения по-разному!
5 + 3 = 8
часть часть целое
слагаемое слагаемое сумма
сумма чисел 5 и 3 равна 8
к 5 прибавить 3 получится 8
5 да 3 будет 8
8 – это 5 да 3
сложить 5 и 3 – получится 8
5 увеличить на 3 – станет 8
8 – 3 = 5
целое часть часть
уменьшаемое вычитаемое разность
разность чисел 8 и 3 равна 5
от 8 отнять 3 останется 5
из 8 вычесть 3 получится 5
8 убавить на 3 станет 5
8 без 3 – это 5
8 уменьшить на 3 получится 5
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
пресные, солёные
равнинные горные озёра проточные, бессточные
в
о
д бывают:
о родник реки болото
ё (источник, имеют:
м ключ ) исток
ы 2 берега
течение моря океаны (4)
притоки
дно
устье
бассейн
весной наблюдается паводок, половодье
Предварительный просмотр:
Тихий Атлантический Индийский Северный Ледовитый
моря океаны
в о д а тропики
(северный и южный)
2 полярных круга
масштаб географическая карта экватор (40.000км)
глобус 2 полюса
(северный и южный)
меридианы
с у ш а (все одинаковой длины)
параллели (разные!)
полуострова материки острова
(континенты)
Евразия Африка Северная и Южная Австралия Антарктида
(Европа + Азия) Америка
Предварительный просмотр:
масштаб
карта, ориентирование
план
горизонт
линия стороны
горизонта горизонта
компас
(прибор для определения сторон света)
север
северо- северо-
запад восток
запад восток
юго- юго-
запад восток
юг
Предварительный просмотр:
П о ч в а
это поверхностный плодородный слой земли.
состав почвы:
перегной (гумус)
песок, глина
вода, воздух
останки животных
остатки растений
минеральные вещества
органические вещества
свойства почвы:
плодородие (главное свойство)
пропускает воду
удерживает воду
пропускает воздух
рыхлость
свой цвет
типы почв:
песчаные луговые
глинистые болотные
подзолистые торфяные
смешанные чернозёмные
охрана почв:
перекопка (вспашка)
боронование
удобрение
полив (орошение)
защита почвы:
снегозадержание
посадка лесополос
распашка вдоль склона
Предварительный просмотр:
ледяные пустыни
тундра холодный
леса
степи умеренный
пустыни
(саванны, джунгли) жаркий
природные зоны тепловые пояса
климат
О
Б
Л
А
Ч
Н п о г о д а ветер
О южный
С северный
Т восточный
Ь западный
(юго-восточный
юго-западный
северо-восточный
северо-западный)
осадки
атмосферные наземные
дождь роса
снег иней
град туман
Предварительный просмотр:
плоская холмистая
равнина
холм (сопка) рельеф местности овраг
(балка)
вершина
склон
подошва вулкан
гора
ледник жерло, кратер
скала, утёс магма, лава
Выветривание и подземные силы меняют облик поверхности нашей планеты.
Предварительный просмотр:
Солнечная система
планеты солнце созвездия
Меркурий (звезда) (скопления звёзд)
Венера
Земля (Луна)
Марс кометы
Юпитер
Сатурн метеориты
Уран
Нептун
Плутон
Космос, или Вселенная, - пространство, в котором расположены
все небесные тела.
Звезда – раскалённый газовый шар, излучающий свет и тепло.
Планета – шарообразное холодное космическое тело,
которое вращается вокруг звезды.
Луна – естественный спутник планеты Земля.
Комета – небесное тело, имеет вид туманного пятна
с яркой головой и хвостом.
Метеорит – металлическое или каменистое тело, падающее
на Землю из межпланетного пространства.
Затмение – временное затемнение Солнца или Луны (когда они
закрыты от нас другим небесным телом или попали в его тень).
Астрономия – наука о небесных телах – звёздах и планетах.
География – наука о Земле.
Предварительный просмотр:
хозяйство человека
сфера промышленность сельское транспорт,
обслуживания хозяйство связь
детские сады, школы, железнодорожный,
поликлиники, больницы, автомобильный,
магазины, столовые, воздушный, водный
парикмахерские, театры…
добывающая обрабатывающая животноводство растениеводство
карьеры, рудники заводы, фабрики пастбища, поля, сады,
шахты, скважины электростанции фермы огороды
(посёлки) (города) (деревни, сёла)
богатства природы
живые неживые силы природы
природные богатства природные богатства
растения, воздух, почва, вода, солнечный свет, ветер,
животные запасы подземных кладовых течение рек
Предварительный просмотр:
Экологическая система.
Это такое сообщество совместно обитающих живых организмов
и тот участок земли, на котором они чувствуют себя как дома.
Три роли организмов в экосистеме:
растения животные бактерии, грибы
производители потребители разрушители
«кормильцы» «едоки» «мусорщики»
Главная роль в экосистеме принадлежит растениям: они усваивают
воздух и воду с растворёнными в ней минеральными веществами
и тем самым создают органические вещества.
В экосистеме есть всё, что нужно для жизни её обитателей:
воздух, вода, минеральные вещества, почва.
И только солнечный свет они получают из космоса.
В экосистеме нет ничего лишнего, ненужного: всё,
что в ней производится, полностью используется её обитателями.
Экосистема существует как угодно долго без посторонней помощи.
В любой природной экосистеме есть свой круговорот веществ.
Предварительный просмотр:
ГЛАГОЛ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ НАРЕЧИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
(нет предлогов) (нет предлогов)
Что делает? Кто? Что? Какой? Я мы Где? пять
Что делают? Кого? Чего? Какая? Ты вы Куда? шесть
Что делали? Кому? Чему? Какие? Он она Когда? второй
Что сделают? Кого? Что? Какое? Оно они Откуда?
Кем? Чем? Как?
О ком? О чём?
ПРЕДЛОГ ЧАСТИЦА СОЮЗ МЕЖДОМЕТЬЕ
БЕЗ ЗА НЕ НИ , А ,НО АХ, ОХ, ЭХ,
ДО ПО ЖЕ БЫ ,ЧТО УХ, АЙ, ОЙ
ПЕРЕД С ЛИ ЛЬ ,ПОТОМУ ЧТО
НА В ЗА И
У ОКОЛО
ПОДЛЕЖАЩЕЕ Кто? Что?
СКАЗУЕМОЕ Что делает?
ОПРЕДЛЕНИЕ Какой? Какая? Какое? Какие?
ДОПОЛНЕНИЕ Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем? О ком? О чём?
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО Где? Когда? Куда? Откуда? Как? . . .
Предварительный просмотр:
1. Знаки препинания в конце предложения:
Как хорошо зимой в лесу!
2. Пропуск, замена букв (три раза это слово):
Лампа, лампа, лампа.
3. Перенос (все случаи переноса):
Лужай-ка, лу-жайка.
4. Смягчительный Ь (три разных слова):
Деньки, большой, коньки.
5. Разделительный Ь (разобрать по составу; три разных слова):
Воробьи, братья, льёт.
6. Разделительный Ъ (Разобрать по составу; три разных слова):
Подъём, объявление, съёжился.
7. Ь на конце существительных после шипящих (три разных слова):
ж.р. ж.р. ж.р.
Дочь, помощь, молодёжь.
8. Ь глагола неопределённой формы (три разных слова):
Что делать? Учиться, бегать, собираться.
9. Жи-ши, ча-ща, чу-щу (три разных слова):
Мыши, ежи, лежит.
или
Час, удача, мочало.
10. ЧК, ЧН, ЧТ (три разных слова):
Точно, ночной, птенчик.
или
Чтобы, учтём, почти.
11. Сочетания –ОЛО-, -ОРО- (три разных слова):
Соловей, молодец, половинка.
или
Корова, порог, морозный.
12. Словарное слово (три раза это слово):
Морковь, морковь, морковь.
13. Имена собственные (три разных слова):
Москва, Светлый, Калининград.
14. Предлоги (три разных слова с тем же предлогом):
В лесу, в классе, в реке.
15. Правописание приставок (три разных слова с той же приставкой):
Побежал, позвонил, поход.
16. Безударная гласная в корне:
Морской - море
17. Парные звонкие и глухие согласные:
Шубка – шубы
18. Непроизносимые согласные:
Сердце- сердечко
19. Двойная согласная (три разных слова):
Одиннадцатое, весенний, класс.
20. НЕ с глаголом (три разных слова):
Не бегает, не растёт, не знаю.
21. Родственные слова. Корень слова (три слова с
одним корнем).
Домашний, домик, домовой.
22. Разбор слова по составу:
Опечатка
23. Соединительная гласная в сложных словах (три
разных слова):
Теплоход, рыболов, мухомор.
или
Мореход, вездеход, пылесос.
24. Правописание суффиксов –ИК-, -ЕК-.
Горошек – горошки
или
Домик - домики
26. Родовые окончания прилагательного:
ж.р. ж.р.
Весна (какая?) ранняя.
27. Родовые окончания глагола:
ср.р. ср.р.
Поле (что сделало?) пожелтело.
28. Определи:
а) число;
б) род;
в) падеж;
г) время;
д) лицо.
29. Запятая при интонации перечисления:
В парке растут липы, тополя, берёзы.
30. Разбор предложения по частям речи:
прил. сущ. гл. п. сущ.
Седые туманы плывут к облакам.
31. Разбор по членам предложения:
п. прил. сущ. гл. сущ.
На лесной поляне расцвели подснежники.
32. Связь слов в предложении:
какой? где? что сделали?
На лесной поляне расцвели подснежники.
33. Словосочетания:
Весной зацвела душистая черёмуха.
Черёмуха (какая?) душистая.
Зацвела (когда?) весной.
34. Звукобуквенный разбор:
Лейка – 2 гл., 2 сл.
л [л'] – согл., звон.(непарн.), мягк.(парн.).
е [э] – гл., удар.
й [й'] – согл., звон.(непарн.),мягк.(непарн).
к [к] – согл., глух.(парн.), тв.(парн).
а [а] – гл., безуд.
5 б., 5 зв.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Смотреть и скачать диафильмы
http://www.tvoyrebenok.ru/diafilmy.shtml
Аудиосказки онлайн
http://www.liveinternet.ru/users/3900572/post155845179/
Детский портал "Солнышко": http://www.solnet.ee/
Коллекция сказок:
http://skazkater.narod.ru/skazka_kol.htm
Детский сайт "Киндер ру", библиотека:
http://www.kinder.ru/
Детская энциклопедия "Потому ру": http://potomy.ru/
Сайт для детей 1001 сказка": http://www.1001skazka.com/
Малая детская энциклопедия: http://www.zoltec.org.ua/
Электронные книги: http://www.lukoshko.net/
Пословицы и поговорки: http://www.pogovorki.net/
Орфографический словарь: http://alfavit.dljavseh.ru/
Толковый словарь Ожегова: http://www.ozhegov.org/
Детская библиотека (книги для чтения):
http://www.kid.ru/index3.php3
Справочно-информационный портал Грамота. ру
(русский язык для всех):
http://www.gramota.ru/spravka/letters?rub=plural
Учим французский язык самостоятельно
(для начинающих):
http://www.vzmakh.ru/french/
Английский язык для детей
http://www.homeenglish.ru/children.htm
Детский канал "Карусель"
http://www.karusel-tv.ru/
Сайт "Страна друзей"
http://www2.stranadruzey.ru/cgi-bin/sd.fcgi
Сайт "Теремок"
http://www.teremoc.ru/index.ph
Предварительный просмотр:
Правописание приставок Согласные в приставках раз-,рас-,из-,ис-,без-,бес- пишутся так, как слышатся. Если корень начинается со звонкого согласного, пишется з, если с глухого - с .
Приставки с гласной а: за-, на-, над-. Приставки с гласной о: от-, ото-, под-, подо-, по-, до-, об-, про-, о-. Приставки з- не бывает, есть приставка с-. | Буквы о, ё после шипящих в корне слова После шипящих в корнях слов под ударением звук [о] обозначается буквой ё, если при изменении слова или при образовании родственного слова в этом корне звук [о] не слышится- пчёлы – пчела, жёлтый – желтеть Если сделать это невозможно, звук [о] обозначается буквой о - шорты , шорох Обозначение звука [ы] после звука [ц] В корнях слов после Ц звук [ы] обозначается буквой И – цирк, цифра. Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц. В окончаниях после Ц пишется буква Ы – огурцы. В словах на –ция пишется буква буква И – станция, милиция. |
Словарные слова 3 класс 1 четверть М…лина, остр…в, п…сок, п…рог, р…кета, инт…ресный, м…рковь, г…гант, ра…т…ян…е, пр…вет, шел…ст, ог…род, медл……, …сина, ябл…ко. 2 четверть. Ш…к…лад, ш…фёр, г…зета, тр…мвай, оч…нь, …бычный, дев…чка, б…гаж, учит…ль, инж…нер, …дин, …рех. | Части речи
Обозначает предмет, явления природы, животных и людей и отвечает на вопросы кто? что?
Обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать? |
Квадрат. Р = а • 4 а = Р : 4 S = а • а Прямоугольник. Р = а •2 + в • 2 Р = (а+в) • 2 а = Р : 2 – в S = а • в а = S : в | Таблица умножения 2•2 = 4 3•3=9 4 •4=16 5 •5=25 6 •6= 36 7 •7=49 8 •8=64 9 •9=81 3 • 2=6 4 •3=12 5 •4=20 6 •5=30 7 •6=42 8 •7=56 9 •8=72 4 •2=8 5 •3=15 6 •4=24 7 •5=35 8 •6=48 9 •7=63 5 •2=10 6 •3=18 7 •4=28 8 •5=40 9 •6=54 6 •2=12 7 •3=21 8 •4= 32 9 •5=45 7 •2=14 8 •3=24 9 •4=36 8 •2-16 9 •3=27 9 •2=18 |
Свойства сложения Переместительное. а + в = в + а Сочетательное. (а + в) + с = а + (в + с) Свойства умножения Переместительное. а • в = в • а Сочетательное. (а • в) • с = а • (в • с) | Порядок действий В выражениях без скобок сначала выполняются по порядку слева направо умножение и деление, а затем сложение и вычитание. 2 1 3 48 – 42:6 + 9
В выражениях со скобками сначала выполняют действия в скобках. 1 2 4 3 (408 + 27 - 420) : (30 : 6)
|
Сложение 1 слагаемое (-) 2 слагаемое (-) сумма 6 + 3 = 9 Вычитание уменьшаемое(+) вычитаемое (-) разность 6 - 3 = 3 Умножение 1 множитель(:) 2 множитель(:) произведение 6 • 3 = 18 Деление Делимое (•) делитель (:) частное 6 : 3 = 2 | Дроби 5 числитель(показывает, сколько частей взяли) 9 знаменатель (показывает, на сколько частей разделили)
Чтобы найти дробь от числа, нужно число разделить на знаменатель и умножить на числитель. 4 Чтобы найти 5 от числа 45, нужно 45: 5 • 4 = 36 Чтобы найти число по дроби, нужно разделить на числитель и умножить на знаменатель. 4 Чтобы найти число, если 5 равно 28, нужно 28: 4 •5 = 35 |
Гласные звуки [а] [о] [ы] [э] [и] [у] Буквы, обозначающие гласные звуки на письме а я о ё ы и э е у ю Буквы ё е я ю обозначают два звука
| Единицы длины 1см = 10 мм 1дм = 10 см = 100 мм 1м = 10 дм = 100 см = 1000 мм 1 км = 1000 м Единицы массы 1 кг = 1000 г 1 ц = 100 кг 1т = 10 ц = 1000 кг Единицы времени 1 час = 60 мин 1 год = 12 месяцев 1 мин = 60 с 1 век = 100 лет 1 сутки = 24 часа |
Согласные звуки Звонкие парные Звонкие непарные [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [р] [л] [м] [н] [й] Глухие парные Глухие непарные [п] [ф] [к] [т] [ш] [с] [х] [ц] [ч] [щ] Твердые парные [б] [п] [в] [ф] [г] [к] [д] [т] [з] [с] [л] [м] [н] [р] [х] Мягкие парные [б′] [п′] [в′] [ф′ [г′] [к′] [д′] [т′] [з′] [с′] [л′] [м′] [н′] [р′] [х′] Твердые непарные Мягкие непарные [ж] [ш] [ц] [ч′] [щ′] [й′] | Фонетический анализ слова 1 Произнеси слово, выдели слоги, поставь ударение, запиши транскрипцию. 2 Произнеси слово, укажи в нем последовательно все звуки, охарактеризуй их: а) гласный звук: ударный или безударный, какой буквой обозначен; б) согласный звук: звонкий или глухой (назови пару), твердый или мягкий (назови пару), какой буквой обозначен. 3 Запиши количество звуков, букв. |
Разбор слова по составу 1. Найди и выдели окончание и основу. Для этого измени форму слова: настольный, настольного, настольным, о настольном. Окончание –ый, основа настольн- 2. Выдели корень. Для этого подбери к слову однокоренные слова: стол, столик, столовая. Общая часть слов – стол-. Это корень. 3. Выдели суффикс и докажи, что такой же суффикс есть и в других словах. Суффикс –н-, такой суффикс есть в словах школьный, классный. 4. Выдели приставку и докажи, что такая приставка есть в других словах. Приставка –на-. Такая приставка есть в словах наручный, настенный | Предложение. По цели высказывания:
По интонации :
По наличию второстепенных членов:
|
Грамматическая основа (главные члены предложения) Подлежащее Сказуемое Как найти в предложении грамматическую основу. 1. Найди слово, которое называет то, о ком или о чём говорится в предложении. 2. Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? ЧТО? 3. Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении. 4. Проверь, отвечает ли слово на вопросы что делает? что делал? что будет делать? каков? | Второстепенные члены предложения
Обозначает место, время, причину, цель, образ действия и отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? Подчеркивается -.-.-.-.
Обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? Подчеркивается ~~~~~~~~~~~
Обозначает, на какой предмет или явление направлено действие и отвечает на вопросы кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? Подчеркивается - - - - - |
Однородные члены предложения Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же членом предложения. Однородные члены не зависят друг от друга, являются одним и тем же членом предложения. Между однородными членами предложения, не соединенными союзами, ставится запятая. Осенью цветут астры, гладиолусы, хризантемы. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Между однородными членами, соединенными союзами а, но, ставится запятая. Между однородными членами, соединенными неповторяющимися союзами и, или, запятая не ставится. Между однородными членами, соединенными повторяющимися союзами и, или, запятая ставится перед вторым и последующими союзами. |
Правописание суффикса –ок Пишется всегда под ударением. После шипящих в - суффиксе –ок - всегда пишется гласная о Правописание суффиксов –ец- и -иц-. В именах существительных мужского рода пишется суффикс –ец-. В именах существительных женского рода пишется суффикс –иц-. Правописание сочетаний –ичк-,-ечк- Сочетание –ичк- пишется в словах, образованных от слов на –ица. В остальных суффиксах пишется сочетание –ечк- Правописание сочетаний –инк-,-енк- Сочетание –инк- пишется в словах, образованных от слов с суффиксом –ин- и окончанием –а Сочетание –енк- пишется в словах, образованных от слов на -на, -ня. | Склонение имен сущестительных
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Словарные слова 3 класс.3 четверть. Т………тор…я, пр…фе…….я, г…л…рея, к…ртоф…ль, к…стрюля, м…тро, …птека, в…гон, б…лот…, ч…л…век, в…сток, зап…д, сев…р, пш…ница, п…года, к…л…ндарь, б…седа, б…тинки, п…м…дор, с…пог, к…гда, лучш…, т…релка, лаг…рь, ф…мил…я. 3 класс .4 четверть. Ж…вотн…е, к…стюм, …к…ан, б…бл……тека, …десь, м…г…зин, в…кру…, г…ряч…й. | Правописание окончаний имён существительных после шипящих и ц В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишется буква о, а без ударения в этих же окончаниях пишется буква е. Правописание окончаний имён существительных во множественном числе.
|
Имена прилагательные Качественные прилагательные называют такой признак, который может проявляться в большей или меньшей степени. Имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сильный – сильнее – более сильный – сильнейший – самый сильный Относительные прилагательные называют такой признак, который относится к предмету или действию. Указывают на материал, время, место нахождения, вес, длину, назначение предмета. Деревянный, утренний, лесной. Притяжательные прилагательные указывают на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей?чья?чьё?чьи? Папин(плащ), волчье (логово), сестрицын | Правописание ь после шипящих Ь пишется ь не пишется * у существительных * у существительных женского рода мужского рода дочь, ночь , дрожь ключ, нож, калач * в неопределённой * у существительных форме глагола в род. пад. мн. числа беречь, жечь (нет) туч, лыж, луж * у глаголов 2-лица * в краткой форме ед.числа имен прилагательных играешь, бежишь хорош, пригож, могуч
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правописание окончаний имён прилагательных
Безударные окончание имён прилагательных проверяй по вопросу. Какой? – м.р. –ый, -ий ж.р. – ой, ей После шипящих и ц под ударением пишется буква о, без ударения – е | Местоимения Местоимение – это слова, которые указывают на предмет или признак, но не называют его. Я,ты,мы,вы,он,она,оно,они,такой,то,этот,все и др. Личные местоимения
Личные местоимения изменяются по падежам. Местоимения с предлогами пишется раздельно. (у нас, за ними, обо мне) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Морфологический разбор имени существительного 1. Назови часть речи. 2. Запиши слово в начальной форме. 3. Укажи постоянные признаки: одушевленное-неодушевленное, собственное-нарицательное, род, склонение. 4. Укажи непостоянные признаки: падеж, число. 5. Укажи, каким членом предложения является. На поляну выбежал заяц. 1. (На) поляну – имя существительное. 2. Начальная форма – поляна. 3. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, ж.р., 1 скл.. 4. Непостоянные признаки: ед.ч., предложный падеж. 5. В предложении является обстоятельством: (выбежал) на поляну | Морфологический разбор имени прилагательного 1. Назови часть речи. 2. Запиши слово в начальной форме. 3. Укажи постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное. 4. Укажи непостоянные признаки: падеж, число, род ( только в ед. числе). 5. Укажи, каким членом предложения является. 1. (за) высоким (забором) – имя прилагательное 2. Начальная форма – высокий 3. Постоянные признаки: качественное 4. Непостоянные признаки: ед.ч., творительный падеж, м.род. 5. Забором (каким?) высоким - определение ~~~~~~~~~ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Синтаксический анализ предложения 1. Определи цель высказывания предложения. 2. Определи интонацию. 3. Найди грамматическую основу. 4. Найди второстепенные члены предложения и определи, распространенным или нераспространенным является предложение. 5. Укажи, есть ли в предложении однородные члены. Образец. С юга потянул тёплый ветер. Предложение повествовательное, невосклицательное, грамматическая основа – ветер потянул, распространенное, однородных членов нет. |
Для того чтобы прочитать многозначное число, его запись разбивают справа налево на классы по 3 цифры в каждом. В последнем (слева) классе может оказаться 3, 2 или 1 цифра. При записи многозначного числа нужно следить за тем, чтобы в каждом классе (кроме первого слева) было три цифры. Если в каком-нибудь классе отсутствуют один, два или три разряда, то в этих разрядах пишут нули. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как определить вид глагола 1. Чтобы определить вид глагола, необходимо задать к нему вопросы. 2. Если глагол отвечает на вопросы что делать? что делает? что делал? что будет делать? — это глагол несовершенного вида. 3. Если глагол отвечает на вопросы что сделать? что сделал? что сделает? — это глагол совершенного вида. Прочитал — вопрос что сделал? Глагол совершенного вида. Рисовал — вопрос что делал? Глагол несовершенного вида. | Не с глаголами Частица не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не употребляются: ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, неволить, нездоровится и др. Правописание ться и тся Если глагол употреблён в начальной форме (отвечает на вопрос что делать? что сделать?), на конце пишется тъся — улыбаться, смеяться. Если глагол употреблён в формах 3-го лица, единственного или множественного числа (отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?) на конце пишется тся — волнуется, улыбаются. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как определить спряжение глагола 1. Если окончание ударное, спряжение определить легко. 2. Если окончание безударное, образуй форму 3-го лица множественного числа (в этой форме иногда можно ясно услышать окончание — -ут/-ют или ат/-ят) или начальную форму. 3. Если в начальной форме глагол оканчивается на -итъ (кроме глаголов брить, стелить), то это глагол 2-го спряжения. 4. Если в начальной форме глагол не оканчивается на -ить и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол 1-го спряжения. Глаголы-исключения: Гнать, дышать,держать, обидеть, Слышать,видеть, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, А ещё смотреть, вертеть. | Правописание окончаний глаголов
Глаголы хотеть, бежать - разноспрягаемые | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Садись за уроки всегда в одно и то же время. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо. Сотри со стола пыль. Смени, если необходимо, загрязненный лист бумаги. Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол для правши, дальний правый угол для левши). Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике. Приготовь письменные принадлежности для занятий. Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе. Убери со стола все лишнее. Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно, расстегни воротничок рубашки, если он давит шею. Открой учебник … «Садимся за уроки»
КАК ГОТОВИТЬ ДОМАШНЮЮ РАБОТУ 1. Домашнюю работу начинай с работы над ошибками. Используй «памятку». 2. Повтори правила, которые плохо помнишь. Попробуй найти свои примеры на это правило. 3. Найди и прочитай правило, которое необходимо для выполнения домашнего задания. 4. Прочитай задания упражнения. Подумай, как правильно их выполнить. 5. Выполни упражнение письменно.
Выработай привычку садиться за приготовление уроков всегда в одно и то же время. Аккуратно записывай все задания в дневнике каждый день. Начинай занятия с самого трудного для тебя. Перед выполнением письменных работ прочитай, повтори правила, определения. Устные задания лучше учить так: прочитай текст внимательно, раздели на смысловые группы, вслух повтори. Потом прочитай текст еще раз и расскажи только те места, которые хуже всего запомнились. Вечером перед сном просмотри выученные тексты. Заучивать дословно надо определения, правила, цитаты, теоремы, стихи, новые слова по иностранному языку. Заучивать дословно лучше всего в несколько приемов в течение нескольких дней. Все записи в тетрадях веди четко, аккуратно, время от времени просматривай. Расширяй кругозор чтением. Выписывай при чтении интересные мысли. «Как выполнять домашнее задание»
Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило. Прочитай задания упражнения. Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему. Выполни упражнение письменно. Проверь всю работу. «Как готовить домашнее задание по русскому языку»
Приведи в порядок рабочее место, приготовь все необходимое для работы. Сядь удобно, как учат в школе. Прочитай задание, подумай, посмотри какие правила необходимо применить при выполнении упражнения. Вспомни, если забыл, посмотри в учебник. Если необходимо, посмотри подобные предложения, выполненные в классе под руководством учителя. Не спеша, приступай к письму. Пиши, не напрягаясь и не вольно. Не отвлекайся на посторонние дела. Пользуйся черновиком, если задание трудное. Выполнив упражнение, проверь его. Аккуратно исправь ошибки, если есть. Если грязно написал, перепиши. «Правила выполнения письменного задания»
Перечитай произведение или отрывок. Определи, о чем говорится в тексте. Какие чувства вызывают у тебя события, герои? Представь героев в своем воображении («нарисуй» словесную картинку). Определи подтекст (скрытую мысль, если она есть). Сформулируй задачу чтения: как относишься к персонажам, событиям и что сообщишь слушателям. В соответствии с задачей выбери речевые средства выразительности: тон, темп. Выдели паузы и ударения. Проверь себя: соответствуют ли выбранные тобой средства по содержанию и смыслу текста. Прочитай текст выразительно. «Как подготовиться к выразительному чтению»
Подумайте, с какой целью вы будете говорить. Определите тему, основную мысль, основной тон вашего высказывания (торжественный, спокойный, возмущенный, критический т.д.). Соберите или отберите необходимый материал. Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании (повествование, описание, рассуждение). Почему? Определите возможный стиль вашего высказывания (разговорный, публицистический, научный, официально-деловой). Составьте план. В нем должны быть сформированы вопросы, которые вам необходимо раскрыть, продумайте их последовательность, смысловую связь, переходы от одной части вашего будущего высказывания к другой. Проговорите свое высказывание, следя за тоном, логическими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами, мимикой. «Как готовиться к устному выступлению»
Читая черновик про себя, следите, раскрыты ли в нем тема и основная мысль, все ли изложено последовательно, согласно плану. Во время чтения делайте пометки на полях, затем внесите в черновик необходимые исправления. Прочитайте черновик вслух; прислушайтесь: нет ли в нем речевых ошибок. Устраните их. Проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок, исправьте их. «Как работать над черновиком изложения и сочинения»
Определите тему и основную мысль сочинения. Подумайте: кого, в чем вы будете убеждать своим сочинением? Соберите или отберите необходимый материал. Составьте план. Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его. Как работать над сочинением
Как готовиться к изложению Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Найдите в тексте опорные слова и словосочетания. Составьте план. Для этого разделите текст на части. Озаглавьте каждую из них. Найдите слова, которые нужно проверять. Объясните их написание. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на точное употребление слов и словосочетаний. После того как напишете изложение, Не забудьте проверить свою работу.
КАК ПРАВИЛЬНО СПИСАТЬ ТЕКСТ 1. Внимательно прочитай текст. 2. Подумай, понятно ли тебе, о чем идет речь в тексте. 3. Прочитай первое предложение, стараясь запомнить, как пишутся слова. 4. Списывай частями или целыми предложениями, проговаривая слова по слогам. 5. Проверь себя, сверяя написанное с образцом.
Как составить текст-повествование Определите: 1. О чём вы будете рассказывать (какова тема текста)? 2. Какая мысль в рассказе будет основной? 3. Как лучше озаглавить текст? 4. С чего можно начать рассказ (о чём будет говориться во вводной части)? 5. О чём вы расскажете в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым напряжённым, чем всё завершилось)? 6. Как можно закончить рассказ (какая будет концовка)?
Как составить текст-описание 1. Определите своё отношение к предмету, который будете описывать. 2. Выделите признаки предмета. 3. Подумайте, какие слова и словосочетания можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.
Как составить текст-рассуждение 1. Тезис, краткое сообщение о том, что вы будете доказывать. 2. Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому, что...», «Объясняется это тем, что...» и т. п. 3. Вывод.
Как работать над ошибками и исправлять текст сочинения 1. Прочитайте сочинение и ознакомьтесь с замечаниями учителя. 2. Выполните замечания по содержанию (С): найдите лишнее (не на тему); дополните, если нужно, текст; замените неудачный заголовок; напишите новое начало или другую концовку. 3. Измените, если нужно, части текста: их порядок, количество предложений в каждой части (Z). 4. Подумайте, какие слова лучше употребить в тексте, чтобы он был более точным. 5. Исправьте те предложения, которые неверно построены (П). 6. Найдите слова, которые написаны с ошибкой (I). Исправьте. 7. Напишите после исправления второй вариант сочинения. Стремитесь к тому, чтобы тема и основная мысль текста были раскрыты. Употребляйте слова точно. Используйте синонимы. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 начало
Как работать над ошибками в написании слов 1. Произнесите слово и найдите орфограмму. 2. Разберите слово по составу и узнайте, в какой части слова допущена ошибка. 3. Если ошибка в приставке, вспомните, как пишется приставка, или посмотрите в «Словаре», в учебнике «Русский язык». 4. Если ошибка в корне, узнайте, на какое правило эта ошибка. Подберите проверочное слово. 5. Если ошибка в суффиксе, посмотрите в «Словаре» или в учебнике, как он пишется. 6. Если ошибка в окончании, определите, какой частью речи является слово, и вспомните, как проверяется безударное окончание имени существительного, прилагательного или глагола. 7. Подберите два-три слова на то же правило и напишите.
1. Поставь в слове ударение. 2. Выдели корень. 3. Подчеркни гласную, которую нужно проверить. 4. Проверь гласную изменением слова. Образец: л е са — л е с , д о ма — д о м . Помни: В проверяемом и проверочном словах пишется одна и та же буква. КАК ПРОВЕРИТЬ БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ В КОРНЕ СЛОВА
КАК ПРОВЕРИТЬ СОГЛАСНУЮ В КОРНЕ СЛОВА 1. Произнеси слово, найди и подчеркни букву, которую нужно проверить. 2. Проверь согласную изменением слова («один-много», «много-один») так, чтобы после этой согласной стояла гласная буква. Образец: гри б — гри б ы , зу б ки — зу б ок .
КАК ВЫПОЛНИТЬ ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ (ФОНЕТИЧЕСКИЙ) РАЗБОР СЛОВА 1. Прочитай слово вслух. 2. Определи, сколько в слове слогов. 3. Назови ударный слог. 4. Выдели в слове гласные звуки (ударные, безударные). 5. Найди согласные звуки (твердые, мягкие, звонкие, глухие). 6. Определи, сколько в слове звуков, сколько букв.
Алгоритм проверки безударной гласной корня: 1. 2. 3. 4. Найди в слове корень. Есть ли в слове безударная гласная? Нет Да Сравни проверяеиое или проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное. Измени слово или подбери родственное.
Алгоритм проверки парных звонких/ глухих согласных на конце слова 1. 2. 3. Произнеси проверяемое слово. Есть ли на конце слова звуки [п],[ф],[к],[т],[с] или [ш]? Да: нужно проверять. Нет: проверять не нужно. Измени слово так, чтобы после согласного был гласный. Слышится звонкий. Слышится глухой. Пиши букву б, в, г, д, з или ж. Пиши букву п, ф, к, т, с или ш.
Алгоритм проверки употребления разделительного Ъ: 1. 2. 3. Есть ли в слове приставка? Есть ли после приставки е, ё или я? Оканчивается ли она на согласный? Да. Нет: ъ не пишется Да. Нет: ъ не пишется Да: ъ пишется. Нет: ъ не пишется
Алгоритм употребления ь после шипящих на конце имен существительных. 1. 2. 3. Проверяемое слово - имя существительное? Да. Нет: проверь по словарю Оканчивается ли оно на шипящий (ж, ч, ш, щ)? Да. Нет: проверь по словарю Определи род: женский, мужской. Женский: пишется ь. Мужской: ь не пишется.
Алгоритм проверки слитного /раздельного написания приставки/ предлога: 1. 2. Употребляется ли проверяемое слово без предлога/приставки? Нет: пиши слитно, это приставка. Да. Можно ли вставить вопрос или иное слово? Да, можно: пиши раздельно, это предлог, а не приставка. Нет, нельзя: пиши слитно, это приставка.
1 Поставь существительное в нач.форму 2 Расскажи всё, что можно узнать о существительном по нач.форме 3 Назови форму, в которой существительное оказалось в предложении род тип скл. падеж число Имя существительное Разбор слова как части речи одуш. неодуш. Если какое – нибудь сущест -вительное окажется в пред- ложении вместе с пред- логом, не забудь об этом упомянуть. Это важно! Подсказка
Имя прилагательное 1 Назови нач.форму прилагательного 2 Найди существительное, с которым оно согласуется 3 Назови форму, в которой прилагательное оказалось в предложении время число падеж Разбор слова как части речи
Глагол 1 Поставь глагол в нач.форму 2 Расскажите то, что можно узнать о глаголе по нач.форме 3 Назови форму, в которой глагол оказался в предложении или вид тип спр. время число и род лицо и число Разбор слова как части речи
Однородные члены предложения Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову обычно отвечают на один и тот же вопрос выполняют одну и ту же роль в предложении Это значит, все они - сказ., или все - подлеж.,, или дополн. и т. д. 1 2 3
Алгоритм проверки однородных членов и знаков препинания 1. Прочитать предложение. Сколько в нем подлежащих, сказуемых, второстепенных членов? По одному. По 2 или несколько. 2. Какие это члены? Назови их. На какой вопрос они отвечают? К какому слову относятся (с каким словом связаны)? 3. Есть ли между ними союз "и"? Нет: мужду однородными членами нужна запятая (или запятые). Проверь написанное. Да: перед "и" запятая не нужна
Запятая перед одиночным союзом И Одиночный союз и Что он связывает? Однородные члены предложения Части сложного предложения , , пример пример Дети пели играли и Гром гремит, молния сверкает и
Простое и сложное предложение 1 грам.основа - 1 часть 2 грам.основы - 2 части 3 грам.основы - 3 части 100 грам.основ - 100 частей предложения Простые Сложные 1 грам.осн. больше 1 грам.осн.
Синтаксический разбор предложения старт 1. 2. Цель высказывания Строение Повеств. Вопросит. Побудит. Простое Сложное односост. нераспр. распр. двусост. Разбери по членам предложения 1) Сосчитай, сколько частей 2)Посмотри, как они связаны 3) Каждую часть разбери по членам предложения
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА Произнеси слово, раздели слово на слоги, выдели ударный слог, обозначь ударение. 2. Укажи гласные звуки последовательно, расскажи о них: ударный, безударные. 3. Определи согласные звуки, расскажи о них: звонкие, глухие, парные, непарные, твердые, мягкие. 4. Определи количество звуков и букв. Голубка – 3 слога, 2-й слог ударный. [ г ] – согласный, звонкий парный, твёрдый г [ а ] – гласный, безударный о [ л ] – согласный, звонкий непарный, твёрдый л [ у ] – гласный, ударный у [ п ] – согласный, глухой парный, твёрдый б [ к ] – согласный, глухой парный, твёрдый к [ а ] – гласный, безударный а 7 зв. 7 б. голубка – голубь, голубок
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь (мягкий знак) ЗНАЧЕНИЕ: семя – зерно, предназначенное для посева; семья – группа живущих вместе близких родственников. СЕМЯ СЕМЬЯ ПРОИЗНОШЕНИЕ: семя – [ ] , семья – [ ] . НАПИСАНИЕ: семя – семья. Разделительный мягкий знак пишется в корне после буквы, обозначающей согласный звук, перед буквами: е , ё , и , ю , я .
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ и Ь (твёрдый и мягкий знаки) подъезд семья Разделительный Ъ пишется после приставки , оканчивающейся на согласный, перед корнем , начинающимся с букв: е , ё , ю , я . Разделительный Ь пишется в корне после буквы, обозначающей согласный звук, перед буквами: е , ё , и , ю , я . подъезд съехал объём объявление вьюга семья деревья ружьё воробьи согл. Ь е ё и ю я согл. Ъ е ё ю я
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ Написание букв а , е , и , о , я в безударных слогах корня надо проверять. Рассуждай так: Если непонятен смысл слова, узнаю его смысл. Найду ударный гласный. Выделю корень. Найду в корне безударный гласный звук, написание которого нужно проверить. Подберу проверочное слово: для этого изменю форму слова ( л е са - л е с ) или найду однокоренное слово ( перел е сок ) так, чтобы гласный был под ударением. З и ма – самое холодное время года, которое наступает вслед за осенью и сменяется весной. 2. Ударный гласный [ а ] : з и ма . З и ма . Корень з и м . Безударный гласный [ и ] в корне: з и ма . Изменю форму слова: з и ма – з и мы . Найду однокоренные слова: з и ма – з и мушка , з и мний . В проверочных словах под ударением гласный звук [ и ] . В корне пишу букву и . З и мы, з и мний – з и ма.
ПЕРЕНОС СЛОВ СПОСОБЫ ПЕРЕНОСА 1. Слова переносят по слогам: лам-па, сест-ра . 2. Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую строку: яма, ар-мия, Юлия. 3. Буквы й , ъ и ь не отделяют от впереди стоящей буквы: ла й -ка, пал ь -то, об ъ -езд. 4. В словах с двойными согласными одну букву оставляют на строке, вторую переносят на другую строку: А н - н а, су б - б ота. 5. Нельзя отрывать от приставки конечную букву: по д -бросить, по д -писать. 6. Нельзя отрывать первую букву от корня: по- с троить, при- у чить, со- б рать.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Обозначает: конкретные предметы ( дерево , ствол , тигр ); явления природы ( гром , молния , дождь ); события ( праздник , рождение );признаки как предмет ( белизна , смелость ); действие, состояние как предмет ( бег , сон ). 2. Отвечает на вопросы: к т о? ч т о? 3. Бывает одушевленным ( к т о? человек , птица ) и неодушевленным ( ч т о? книга , цветок ), собственным ( Оля , Астана ) и нарицательным ( девочка , город ). 4. Имеет род (мужской – лук , женский – капуста , средний - яблоко ), склонение (1-е – книга , 2-е – карандаш , 3-е - тетрадь ). 5. Изменяется по числам и падежам – склоняется. 6. В предложении чаще всего бывает подлежащим, дополнением, обстоятельством.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Обозначает признаки предмета: ( яблоко ) красное , спелое , сочное . 2. Отвечает на вопросы: к а к о й? к а к а я? к а к о е? к а к и е? 3. Изменяется по родам, числам и падежам в зависимости от рода, числа и падежа имени существительного. 4. В предложении чаще всего бывает определением: Имя прилагательное Имя существительное род число падеж род число падеж Золотые и багряные листья устилают ковром мокрую землю. х х х какие? какую?
ГЛАГОЛ Обозначает действие и состояние предмета: бежит , спит . 2. Отвечает на вопросы: к а к о й? к а к а я? к а к о е? к а к и е? 6. В предложении чаще всего бывает сказуемым. 3. Относится к I или II спряжению. 4. Изменяется по временам: НАСТОЯЩЕЕ ПРОШЕДШЕЕ БУДУЩЕЕ читает читал будет читать 5. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам – спрягаются: НАСТОЯЩЕЕ БУДУЩЕЕ ед. ч. мн. ч. 1-е л. 2-е л. 3-е л. I спряжение Е II спряжение И Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам: Неопределённая форма – заметить . М. р. – л заметил . Ср. р. – л о заметил о . Ж. р. – л а заметил а .
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО Порядок разбора Часть речи (значение, вопрос). Начальная форма (именительный падеж, единственное число). 3. Постоянные признаки: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное, род, склонение. 4. Непостоянные признаки: падеж, число. 5. Роль в предложении. Разбирай имена существительные так: Земля покрылась снежным ковром. 1. Ковром – имя существительное, так как слово ковёр обозначает предмет, отвечает на вопрос ч т о? 2. Начальная форма ковёр. 3. Неодушевлённое, нарицательное, мужской род, 2-е склонение. 4. Стоит в творительном падеже, единственном числе. 5. В предложении является дополнением. Записывай так: Ковром – сущ., ч т о?, ковер , неодушевл., нарицат., м. р., 2-е скл., в т. п., в ед. ч., дополнение. х чем?
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО 3. Род, падеж, число. Порядок разбора Часть речи (значение, вопрос). 2. Начальная форма (мужской род, именительный падеж, единственное число). Разбирай имена прилагательные так: Белой берёзой . 1. Белой (берёзой) – имя прилагательное, так как обозначает признак предмета, отвечает на вопрос к а к о й?, зависит от имени существительного берёзой . 2. Начальная форма белый. 3. Стоит в женском роде, творительном падеже, единственном числе. Записывай так: Белой (берёзой) – прилаг., к а к о й?, белый , в ж. р., в т. п., в ед. ч.
ВРЕМЯ ГЛАГОЛА Светит солнышко . Поют птички . Появились первые клейкие листочки . Скоро птички выведут птенцов . Действие уже совершилось, прошло. Глаголы отвечают на вопросы: ч т о д е л а л? ч т о с д е л а л? читал, сидел, пропел Действие будет происходить, произойдет. Глаголы отвечают на вопросы: что будет делать? что сделает? будет читать, будет сидеть, прочитает, споёт Действие совершается сейчас, в момент речи. Глаголы отвечают на вопросы: ч т о д е л а е т? ч т о д е л а ю т? читает, сидит, поют НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ
БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛА Ед. ч. 2-е л. 3-е л. и Мн. ч. 1-е л. 2-е л. 3-е л. -ат , -ят I спряжение II спряжение Все глаголы на – ить , кроме глаголов брить, стелить. Все остальные глаголы, не относящиеся ко II спряжению: гулять, встать, колоть, здороветь. 7 глаголов-исключений на – еть : видеть, ненавидеть, смотреть, терпеть, вертеть, зависеть, обидеть. 4 глагола-исключения на – ать : гнать, дышать, держать, слышать. Ед. ч. 2-е л. 3-е л. е Мн. ч. 1-е л. 2-е л. 3-е л. -ут , -ют I спряжение II спряжение Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями узнают по неопределенной форме
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА Часть речи (значение, вопрос). Неопределенная форма. Спряжение. Время. Число и лицо для глаголов настоящего и будущего времени. Число и род для глаголов прошедшего времени. Роль в предложении. ПОРЯДОК РАЗБОРА Разбирай глаголы так: Отец часто говорил с сыном о книгах. Говорил – глагол, обозначает действие предмета, отвечает на вопрос ч т о д е л а л? Неопределенная форма говор ить , суффикс – и -. II спряжение. Стоит в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде. В предложении является сказуемым. Записывай так: Говорил – гл., говорить , II спр., пр. вр., ед. ч., м. р., сказ. Говоришь – гл., говорить , II спр., наст. вр., ед. ч., 2-е л., сказ.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Словосочетание – это два слова, связанных по смыслу и грамматически. На зеленой ножке выросли серёжки. выросли на ножке на зеленой ножке Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. ясный день поехал на дачу поют хором Главное слово день, Зависимое слово ясный. Главное слово поехал, Зависимое слово на дачу . Главное слово поют, Зависимое слово хором. Связь слов в словосочетании выражена с помощью окончания, предлога и интонации. Главные члены предложения не зависят друг от друга, поэтому словосочетанием не являются. Они составляют основу предложения. где? какой? какой? куда? как? х х х х х
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Ярко светит осеннее солнце. ПРЕДЛОЖЕНИЕ главные члены второстепенные члены подлежащее сказуемое Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Они составляют основу предложения. Подлежащее чаще всего выражено именем существительным. Сказуемое чаще всего выражено глаголом. какое? как? х х
РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ Предложение разбирай так: Укажи, какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). Укажи, какое это предложение по интонации (восклицательное, невосклицательное). Выдели главные члены предложения – подлежащее и сказуемое – основу предложения . Определи вид предложения по наличию второстепенных членов предложения (распространенное, нераспространенное). Установи с помощью вопросов связь слов в предложении. Серые облака затянули небо. 1. По цели высказывания – повествовательное . 2. По интонации – невосклицательное . 3. В предложении говорится об облаках. Облака – это подлежащее . Об облаках что сказано? Они затянули . Это сказуемое . Облака затянули – главные члены предложения, основа предложения . 4. Второстепенные члены предложения: небо , серые . Предложение распространенное . 5. Облака (какие?) серые . Серые – второстепенный член предложения, поясняет подлежащее. Затянули (что?) небо . Небо – второстепенный член предложения, поясняет сказуемое. какие? что? х х
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Дети вокруг ёлки кружились , пели , плясали . Кот , петух да баран жили в лесной избушке. Удивительная тишина наступила и в поле , и в роще , и в воздухе . В траве виднелись красные и желтые шляпки грибов. Однородные члены предложения: отвечают на один и тот же вопрос; относятся к одному и тому же слову. Между однородными членами предложения ставится запятая. Если между двумя однородными членами стоит союз и или да в значении и , запятая не ставится. Если союз и повторяется, запятая ставится. ( , , ) ( и ) ( , и ) (и , и , и ) что делали? кто? кто? кто? где? где? где? какие? какие?
