Бинарные уроки

Золото Светлана Федоровна

бинарные уроки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

(Тюменская область)

Казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-мансийского автономного округа - Югры

«Ларьякская  школа-интернат

для обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья»

628650, с. Ларьяк, Нижневартовский район, улица Северная 1,

Тел./факс (3466) 21 42 86

Информационная карта

бинарного урока

 по письму и развитию речи и изобразительному искусству в 6 классе

по  теме «Осень золотая…желтый лист летит…».

1

Ф.И.О. учителей

Золото Светлана Федоровна, учитель русского языка и литературы, (высшая категория).

Козлова Елена Юрьевна, учитель ИЗО (первая категория).

2

Класс

6

3

Название образовательного учреждения

Казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-мансийского автономного округа - Югры

«Ларьякская  школа-интернат  для обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья»

628650, с. Ларьяк, Нижневартовский район, улица Северная 1,

Тел./факс (3466) 21 42 86

4

Контактные данные (почтовый адрес, мобильный телефон, адрес электронной почты)

Золото Светлана Федоровна -   (89224486880) zoloto-clair@rambler.ru ,  ул. Кооперативная 16,кв.1

 с/п.Ларьяк, Нижневартовский район, Тюменская обл., ХМАО.

 Козлова Елена Юрьевна -  (89224316219)  v2a3l4@ya.ru   ул. Титова 29, кв.3

с\п. Ларьяк, Нижневартовский район, Тюменская обл., ХМАО

5

Ф.И.О. руководителя школы

Кузьмин Евгений Александрович (директор школы)

6

Обоснование выбора темы.

Проведение данного урока бинарным было запланировано:

во-первых - в соответствии с календарно-тематическим планом по чтению и развитию речи и ИЗО;

во-вторых - с  темой по самообразованию учителя русского языка  и литературы «Развитие связной устной и письменной речи на уроках русского языка и чтения  у учащихся 5-9 классов, имеющих недостатки в интеллектуальном развитии», а также с темой учителя ИЗО «Коррекция сенсомоторных навыков путем развития графических действий». Развитие устной и письменной речи как средства общения является первостепенной задачей уроков русского языка  и чтения в специальной (коррекционной) школе  8 вида. Решение этой задачи предполагает формирование речевых и коммуникативных умений, обеспечивающих школьникам с интеллектуальной недостаточностью более успешную социальную адаптацию.

Согласно требованиям  Программ специальных (коррекционных) учреждений VIII вида 2008 года под редакцией В. В. Воронковой обучающиеся старших классов вышеназванных школ должны овладеть выполнением различных видов творческих работ по развитию связной устной и письменной речи. Одним из них может быть  составление рассказа по прочитанному тексту,  картине; описание природы по материалам наблюдения,  по предложенному плану, по опорным словам.

               Работа по развитию речи  проводится на протяжении всего периода обучения в школе ребенка с интеллектуальным нарушением. Это способствует не только устранению речевых недостатков, но и общему психическому развитию, развитию познавательных процессов, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы и т.д.                                                                                                                                                                                                                                      Дети  с проблемами в интеллектуальном развитии нуждаются  в расширении своих знаний об истории страны, развитии их устной и письменной речи, наглядно-образного мышления, развития их творческих способностей.   Школа обязана расширять их кругозор, оказывать им существенную помощь  в этом, так как в силу неразвитой познавательной деятельности,  они не могут самостоятельно открывать для себя что-либо новое. Школа призвана воспитывать  гражданина России, любящего свою Родину, способствуя к приобщению его к  историческим, литературным, духовным   и эстетическим ценностям.

Среди различных видов деятельности(учебная, трудовая, игровая) дети с проблемами в интеллектуальном развитии выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Тема «Золотая осень» благоприятствует к развитию интереса к творческой деятельности детей, связанной с изобразительной деятельностью и речевой.

Добиться успешной реализации целей данного бинарного урока возможно было  при условии использования разнообразных приемов и методов обучения. Большое значение при этом имело применение таких методов, как которые позволили развить технические умения и навыки, разными средствами изображения. Нетрадиционная форма урока, а также обучение  нетрадиционным средствам изображения  были направлены на активизацию восприятия, мышления, воображения, на формирование чувств и эмоционально-волевой сферы.

Данный урок предполагал развитие творческих способностей учащихся. В процессе рассматривания образца формировалось понятие о красивом сочетании цветов; правильной передаче в построении листьев, относительной величины элементов. Красочные образцы осенних листьев увлекли  и вдохновили детей, побудили их к активной деятельности на уроке и способствовали целенаправленному выполнению задания.  

7

Цель урока:

 Создание у обучающихся  условий для развития образного мышления, для развития творческих способностей.

8

Образовательные  задачи по письму и развитию речи:

Образовательные  задачи по ИЗО:

- обобщить знания учащихся по теме «Золотая осень»;

- расширить знания учащихся по теме с помощью  дополнительных художественных произведений,  помочь учащимся увидеть связь художественных произведений с явлениями природы;

- продолжить комплексное формирование общеучебных   и межпредметных навыков:

- устного  описания природы и практического изображения на листе,

 - умения сопоставлять информацию, подбирать слова,

- расширить семантический ряд по ключевым словам,  

- развивать умение выражать правильно свою мысль.

  - Оформить рамку для фотографий осенними стилизванными листьями в плоскосном изображении, используя различные средства художественного изображения: кисточку, поролоновую печатку;

- познакомиться с новыми понятиями: примакивание и печатка;

- формировать технические приемы работы с поролоном и кистью.

9

Коррекционные задачи по письму и развитию речи:

Коррекционные задачи по ИЗО:

 - способствовать развитию речевой практики учащихся, умения  употреблять слова в нужном значении;

- развивать речь учащихся, посредством активизации активного и пассивного словаря;

- работать над развитием высших психических функций: мышления, различных видов памяти на основе работы с карточками, над обобщающими вопросами, при формировании выводов.

- Развивать внимание, зрительную память;

-  мелкую  моторику  рук;

- сенсорные навыки.

-  способности к самостоятельной работе;

-  творческих способностей, интереса к обучению.

10

Воспитательные  по письму и развитию речи:

по ИЗО:

воспитывать учебную мотивацию, коммуникативные навыки, нравственные качества, чувство патриотизма;

воспитывать  аккуратность, старательность, любовь к родной природе.

11

Основные методы.

Словесные:  беседа, рассказ,  практический,  репродуктивный,  аналитический.

Наглядный: работа с презентацией, работа с образцом.

12

Приемы

 Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

13

Педагогические технологии  

Коррекционно-развивающие, элементы технологии   проблемного обучения, инновационные – ИКТ.

14

Форма урока

Нетрадиционная - творческая гостиная, бинарный.  

15

Навыки, умения  по русскому языку

Навыки, умения  по ИЗО

Употреблять слова в прямом и переносном смысле.

  навыки   составления предложений, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии, употребление слов в предложении.

- Уметь подбирать цвета изображаемых листьев;

- уметь сравнивать свой рисунок с эталоном;

- уметь составлять композицию (правильно расположить листья на паспарту).

16

 Цель на подготовительном этапе.  

 В процессе подготовительной работы ставилась цель:

  1. Расширить знания учащихся и развить речь   по теме «Золотая  осень», посредством расширения активного и пассивного словаря на основе личных наблюдений.
  2.  Знакомство с разными видами листьев, с нетрадиционными техниками и приемами исполнения, с художественными произведениями литературы и искусства.

17

Краткое содержание этапов  предварительной работы над темой.  

1.Ознакомление с темой.

2.Активизация словарного запаса по теме.

(ласковое солнце, пестрый ковер, стройные березки, багровые рябины, осенний ветер, золотая осень).

4.Чтение стихов и рассказов об осени поэтов и писателей ХМАО.

6.Разучивание коротких стихов об осени.

7. Устное сочинение по теме, по опорным словам.

8.Выходы на природу, любование природой.

9.Выполнение набросков.

10.Выполнение рисунков  по теме.

11. Построение разных видов листьев.

12. Рисование кленового дерева (для заданий)

13. Просмотр репродукций картин русских художников об осени.

14. Предварительное овладение техникой «монотипия».

18

Соответствие содержания материалов педагогическим целям, образовательным задачам, возрастному контингенту учащихся в подготовительном периоде.

Выбранные приемы и методы   соответствовали поставленным задачам,   уровню знаний, умений и навыков учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии данного возраста. Были  использованы   методы: методы организации и осуществления   учебно-познавательной деятельности,   методы контроля   эффективности учебно-познавательной деятельности и  методы стимулирования, а также использованы различные приёмы, в том числе  поискового характера, направленные на  выполнение различных заданий на активизацию и развитие интеллекта и творческих способностей ребёнка с интеллектуальной недостаточностью

19

Воспитательная и методическая ценность предварительной работы.

В ходе подготовки и реализации  целей с учениками  была проведена  большая предварительная работа для создания положительного эмоционального настроя. Они узнали картины русских художников: И.И. Левитана, В.Д. Поленова Н.М. Ромадина;    прочитали   художественные  произведения русских   поэтов и писателей, а также поэтов и писателей ХМАО; развивали свою речь, обогатили свой словарный запас.     Эта работа способствовала развитию   эмоциональных чувств ребенка, а также правильной эстетической оценке цветовой гаммы и цветовых отношений.

Нетрадиционная   форма урока эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого ребенка в активную работу. Такие  уроки противостоят пассивному слушанию или чтению: интеллектуально – пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации, их деятельность становится более организованной.

20

Результативность проделанной работы.

Все поставленные цели  при подготовке и проведении   бинарного открытого урока  удалось реализовать. Это  дало также детям возможность проявить  и развить свои творческие способности.  

Ученики оформили паспарту для  своих личных фото в осенних мотивах: осенними листьями на затонированном фоне и поэтическими строчками.



Предварительный просмотр:

КУ«Ларьякская  школа-интернат VIII  вида»

Методическая разработка

интегрированного урока письма и  развития речи и изобразительного искусства

для обучающихся 6 класса

специальной (коррекционной) школы VIII вида

 « Золотая осень»

Составители:

Золото Светлана Фёдоровна, учитель чтения и развития речи.

Козлова Елена Юрьевна,  учитель изобразительного искусства.

с/пЛарьяк2014 г.

План-конспект интегрированного урока

  письма и развития реи и изобразительного искусства в 6 классе.

Письмо и развитие речи

Изобразительное искусство

Урок развития речи

Урок овладения новой техникой  раскрашивания.

Тема  урока:

Осень золотая…

                                 желтый лист летит...

Тип урока. Интегрированный,  с использованием презентации.

Форма проведения урока:  творческая гостиная.

Цель урока. Создание у обучающихся  условий для развития образного мышления,

                      для развития творческих способностей.

Задачи урока:

  1. Образовательные  по письму и развитию речи:

   1. Образовательные по   ИЗО:

- обобщить знания учащихся по теме «Золотая осень»;

- расширить знания учащихся по теме с помощью  дополнительных художественных произведений,  помочь учащимся увидеть связь художественных произведений с явлениями природы;

- Оформить рамку для фотографий осенними стилизованными листьями в плоскостном изображении, используя различные средства художественного изображения: кисточку, поролоновую печатку;

- познакомиться с новыми понятиями: примакивание и печатка;

- формировать технические приемы работы с поролоном и кистью.

- продолжить комплексное формирование общеучебных   и межпредметных навыков:

- устного описания природы и практического изображения на листе,

 - умения сопоставлять информацию, подбирать слова,

- расширить семантический ряд по ключевым словам,  

- развивать умение выражать правильно свою мысль.

- Продолжить знакомство с произведениями русских художников, посвященных осени.

Использование межпредметных связей в  обучении русского языка, развития речи, литературы, ИЗО.

Коррекционно-развивающие:

- способствовать развитию речевой практики учащихся, умения  употреблять слова в нужном значении;

- развивать речь учащихся, посредством активизации активного и пассивного словаря;

- Развивать внимание, зрительную память;

- мелкую  моторику  рук;

- сенсорные навыки.

-творческих способностей, интереса к обучению;

- работать над развитием высших психических функций: мышления, различных видов памяти на основе работы с карточками, над обобщающими вопросами, при формировании выводов.

- способности к самостоятельной работе;

- творческих способностей, интереса к обучению.

Воспитательные:

воспитывать учебную мотивацию, коммуникативные навыки, нравственные качества, чувство патриотизма.

Воспитание аккуратности, старательности, любви к родной природе.

Основные методы.  Словесные:  беседа, рассказ,  практический,  репродуктивный,  

                                     аналитический.

                                    Наглядный: работа с презентацией, работа с образцом.

Знания.

Речевая практика, прямое и переносное значение.

Знать и называть авторов и названия произведений искусства, рассматриваемых на уроках.

Составлять предложения. Читать вслух осознанно, правильно, бегло, выразительно.

Навыки, умения

Употреблять слова в прямом и переносном смысле.

Совершенствовать  навыки   составления предложений, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии, употребление слов в предложении.

- Уметь подбирать цвета изображаемых листьев;

- уметь сравнивать свой рисунок с эталоном;

- уметь составлять композицию (правильно расположить листья на паспарту).

Оборудование (письмо):

Оборудование по ИЗО

  • Музыкальный фрагмент из произведений П.И. Чайковского «Времена года».
  • Карточки  для  работы.
  • Засушенные листья.
  • Задания на листьях.
  • Презентация к уроку;
  • Проектор.
  • Трафареты.
  • Краски.
  • Кисточки.
  • Поролон.
  • Салфетки.
  • Репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень».

  1. Рабочее место учителя по ИЗО:
  • Готовый рисунок листьев рябины, клена. Готовое паспарту.
  • Заготовка листьев для демонстрации последовательности  выполнения в цвете.
  • Кисточка, поролоновая печатка, краски, тряпочка для рук, натуральные листики  рябины, клена, заготовленные и вырезанные ранее листья деревьев, затонированная рамка (паспарту), лист  подкладной.
  • Картон для работы при раскрашивании.
  • Музыкальный клип
  1. Рабочее место учащегося:
  •   Готовое паспарту,
  •  Заготовленные и вырезанные ранее листья деревьев,
  • Лист  подкладного картона для работы при раскрашивании.
  • Кисточка, поролоновая печатка, краски, тряпочка для рук, баночка с водой.

Оформление класса.     Окна закрыты шторами с осенними листьями.

                                         У доски осенние деревья из оргалита. Стулья и парты для

                                          гостей (стулья расположены полукругом). На доске рисунок

                                         дерева - клен с осенними листьями  и заданиями.

 

Этап урока

Содержание урока

Работа со слайдами, музыкальное сопр.

Коррекционная работа

1.  Орг. Момент.

Учитель.

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости! Ребята, давайте поприветствуем наших гостей.  Сегодня прекрасный день! Я тоже рада приветствовать наших гостей   и вас, ребята! Давайте подарим друг другу отличное настроение  КЛИП   покажем хорошие  знания и умения.

Настройтесь на урок и повторяйте за мной слова:

Учитель.

 Я буду внимательным.

Я буду думать.

Буду старательным и активным.

СЛАЙД 1

На фоне осенних листьев тема урока

Приветствие.

Психологический настрой на урок.

II. Введение в тему.

Учитель. Снимает листок с

Заданием №1.

- Ребята, у вас на партах лежат листочки со стихами.

Прочитайте их выразительно. С правильной интонацией. У всех ребят в руках листья и веточки.

Федя.

Осень-щеголиха

Нарядилась лихо

В желтые сережки,

 красные сапожки,

А поверх одежки-

золотые брошки.

С. Иванов.

Вадим

Вот на ветке лист кленовый,

Нынче он совсем не новый!

Весь румяный, золотой.

Ты откуда, лист, постой!

Осенние листья желты и красны…

Простимся с корзинкой

До новой весны.

   В. Береснев

Кирилл

«Золотой дождь» 

Листья солнцем наливались.

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели,

Потекли и полетели,

Зашуршали по кустам,

Поскакали по сучкам.

Ветер золото кружит,

         Золотым дождём шумит!

М. Лесовая

Учитель

Наступила осень, пожелтел наш сад,

Листья на березе золотом горят.

Не слыхать веселых песен соловья,

Улетели птицы в теплые края.

Н.Алтухов.

- Скажите, о чем эти стихи?

- Как вы думаете, чему будет посвящён сегодняшний урок? (Ответы учеников)

Развитие речи обучающихся, формирование умения прогнозировать содержание деятельности.

Развитие умения работать при  посторонней аудитории.

III. Знакомство с темой урока.

Постановка задач.

Вступительное слово учителя:

Правильно, сегодня наш урок посвящается осени. За окнами у нас уже зима.   Мы постарались с Еленой Юрьевной создать обстановку, которая напомнила бы нам о самой красивой её поре   – «золотой осени», чтобы вы почувствовали  ее тепло, ее красоту.

 Осень – именно то время года, которое может дать человеку особый прилив творческих сил. Так думали Пушкин, Тютчев, Пришвин. Многие русские писатели, художники, композиторы пытались отобразить очарование осени. Вы можете вспомнить те стихи и тексты, которые мы учили с вами в 5 и 6 классах. И мы сегодня будем говорить об осени, работать с осенними листьями, слушать музыку.

Сегодня мы должны с вами вспомнить приметы, красоту этого времени года, работать с предложениями, выполнить творческую работу – попробуем закончить предложенные строчки стихов.

СЛАЙД №2.

Картина Левитана «Золотая осень»

IV. Основная часть урока. Введение в тему.

Задание №2.

В ваших стихах мы все услышали слово «золотой». Найдите его и то слово, с которым оно употребляется.  

- золотые  брошки (Федя);

- золотой  лист (Вадим);

- золотым  дождём (Кирилл);

- А что обозначает слово «золотой»?. Какого цвета золото?

Задание №3.

Давайте составим другие    словосочетания со словом «золотой» (Карточка):

золотое кольцо, золотой  характер, золотые слова, золотая осень, золотые руки, золотое сердце,  золотые  брошки, золотой  лист, золотой  дождь.

- Определить, в каком словосочетании слово золотой употреблено в  прямом значении, а в каком  в переносном.

- Разбор значений в словосочетаниях.

Задание №4.

- Выбрать словосочетания, которые относятся к осени, составление с ними предложений (каждый составляет предложение).

Беседа.

- Почему осень называют золотой?

- Ответы учеников.

Задание №5.

- Вставить слова в текст.

 Красив лес ____________.   Чист и прозрачен _____________.  Кружась в воздухе,   с деревьев слетают  легкие, желтые и  багровые   _____________ . Тихо в лесу, только под ногами ______________  опавшая листва. Трава на лесной полянке совсем ____________. На ___________дорожках всё больше и больше листьев.  Дует ___________ветерок и разносит их во все концы.

(Осенью,  лесных,  листья, шелестит, засохла, воздух, свежий,  золотой дождь.)

Задание №6.

А теперь попробуем  сочинить стихи. У вас на партах карточки, в которых есть слова

 ____________________________________

И все чаще веет  (холодом, золотом, болотом)

Вся земля покрылась (холодом, золотом, болотом)

__________________________________

За окошком осень (золотая, холодная)

Птицы на зимовку улетают.

_____________________________________

Золото

- Какая примета самая выразительная во время золотой осени? В какой цвет окрашиваются осенние листья? Что происходит с листьями? А как это явление называется?

- Ответы учеников. (Листопад)

- У  Елены Благининой есть такое стихотворение:

     Листья золотые, падают, летят,
    Листья золотые устилают сад.
     Много на дорожках листьев золотых,
     Мы букет хороший сделаем из них,
     Мы букет поставим посреди стола,
     Осень золотая в гости к нам пришла.

На дерево листья с предложениями детей.

Ответ: желтый, красный, богатый,

Развитие связной устной речи

Обогащение словаря, расширение кругозора

Развитие речевой практики, логического мышления.

Развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, делать выводы

Развитие речевой практики.логического мышления, осмысленного запоминания

Развитие творческих способностей.

V. Физминутка

-Ребята, давайте поблагодарим Светлану Федоровну за то, что она  вместе с вами  провела интересную работу. Вы наверное немного устали, давайте отдохнем.

-Следите глазами за движением осенних листочков.

Ученики следят за движением листьев.

Зрительная подготовка.

«Листья желтые» (электроннаяфизминутка)

VI. Введение в тему по ИЗО.

-На   уроках мы много говорили об осени, о ее золотой поре, рассматривали картину  И.Левитана «Золотая осень».

Слайд 3

VII. Подготовительный этап

-Но прежде, чем  продолжить  работу,  давайте вспомним, что мы с вами делали на предыдущих уроках? (жду ответа детей).

-Ребята, у вас в конвертах рисунки деревьев.  -Выберите листья какие мы с вами строили. ---Выберите, покажите и назовите.

 -Лист какого дерева?

-А это лист какого дерева?

-Какое дерево растет у нас?

-Возьмите и потрогайте аккуратно листья, что вы чувствуете? Какая поверхность листа- ровная?

-Сейчас   перейдем к практической работе.

Ответы детей: (рассматривкартину, строили листья, вырезали их, тонировали)

Ответы детей:

(шершавая, бархатная, гладкая)

 

VIII. Коррекционное задание

ЗАДАНИЕ №7.  «Найди и покажи».

 - На парте у вас много предметов. Сейчас мы проверим все ли у вас готово к работе.

- Я называю предмет, а вы кладете на него правую ладонь:

-  Готовая рамка, (паспарту)

- Заготовленные листы деревьев,

- Лист  подкладного картона для работы при раскрашивании.

-А  теперь отвернулись вправо, и показываем левой рукой:

-Кисточка,

 -поролон на палочке,

--краски,

-салфетка для рук,

 -баночка с водой,

-клей

-У всех все на столе! Очень хорошо.

-А сейчас проведем игру «Что нельзя»

-У вас красные  фишки, если нельзя- поднимаем перечеркнутый кружок, и соответственно если можно просто красную фишку.

Снимаю лист и кладу вниз доски

 - брать кисточку и краски в рот,

 - задевать краски и баночку с водой,

 -аккуратно придерживать окрашенный листок,

 -клей держать открытым.

IX. Практическая работа.

Раскрашивание листьев клена и рябины.

Мы продолжим с вами работу. Посмотрите на образец – вот,  что должно получиться в результате нашего творческого труда,   нравится?

-Ребята,  вот перед вами предмет - как его можно назвать?

Задание №8 .   Раскрасить лист.

Печаткой отпечатать лист.

А кто догадается, как мы будем это делать.

Мы будем рисовать поролоном, и этот предмет называется печаткой.

Каким образом я  буду применять? А прием называется примакивание.

 Давайте повторим хором

Показываю готовую рамку.

Да!

Примакивание.

Мой показ.

Примакивание.

Показываю поролоновую печатку

На доске карточка со словом

ПЕЧАТКА

X. Педагогический  рисунок (Учитель показывает последовательность.)

Показ техники примакивания учителем.

Посмотрите, как просто это делается:

  1. Возьмите свою поролоновую печатку-слегка намочите ее в воде и обмокните  в зеленую краску и примакивайте по  центру листика (обратите внимание-сила надавливания).
  2.  Тоже самое проделываем с оранжевой, красной краской.
  3. (Показ и сравнение)

Учитель: Посмотрите и сравните, чем они  отличаются друг от друга?

ЗАДАНИЕ №9.

«Прорисовать прожилки на листьях».

  Прорисовываем тонкой кистью прожилки.  

Обратите внимание, какие получаются листочки? Красивые как настоящие.

Дети смотрят показ.

(Дети выполняют работу

СЛАЙД №4

Ответ:  Нет прожилок.

Дозировка мышечных усилий.

Звучит мелодия П. Чайковского

Учитель ходит по

классу и помогает

ученикам.

ЗАДАНИЕ №10.

  «Разместить листочки на паспарту»

Показ размещения  и приклеивания  листиков к рамке. Сами можете расположить так, как вам нравится.

Козлова Е.Ю.

Вам нравятся ваши рамки?

Вспомните как они называются (паспарту).

Как вы думаете, для чего вам они могут пригодится?

А теперь сюрприз.

Пожалуйста, подойдите к доске и вставьте  свои фотографии в рамки  

Дети выходят к доске  и прикрепляют   свои фотографии к своим паспарту

XI. Подведение итога урока.

ЗОЛОТО И КОЗЛОВА:  

Мы сегодня очень хорошо поработали. А что же мы делали? Кто мне напомнит. Какие узнали новые слова – понятия?

  Вы все молодцы! Наводим порядок на парте.

- Мы составляли предложения, выполняли упражнения, составляли стихи.

КОЗЛОВА:

-а что же мы с вами делали

-Рисовали поролоновой печаткой листочки.

- Метод называется примакивание.

-Рисовали кисточкой  жилки на листочках.

Новые слова: примакивание и печатка.

- узнали новые слова «примакивание» и «печатка».

По ходу ответа детей, учитель может задавать им наводящие вопросы.  

Ученики убирают рабочие места.

Составление картины.

Задание №11. -Давайте вспомним картину, которая помогала нам весь урок. Почему-то она разрезана, давайте ее восстановим.  

Рефлексия.

Вернемся к нашему дереву.

Если вам понравился урок – прикрепим красные кленовые листья,

Не понравился – желтые.

Литература.

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб 1. – с. 13 – 15, 97 – 101.
  2. З. Ф. Малышева.  Чтение 6 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва Просвещение, 2011 г., с 42 – 43, 88 – 90;
  3. И.А.Грошенков. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. Москва «Просвещение», 1982 г.
  4. Интернет-источники:

 

____________________________________________________________________

Задание №5_______________________________________________________________________

Федя

- Вставить слова в текст.

 Красив лес ____________.   Чист и прозрачен _____________.  Кружась в воздухе,   с деревьев слетают  легкие, желтые и  багровые   _____________ . Тихо в лесу, только под ногами ______________  опавшая листва.  На ___________дорожках всё больше и больше листьев.  Дует ___________ветерок и разносит их во все концы.

( лесных,  осенью, листья, шуршит,  засохла,  воздух,  свежий)

______________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Вадим

- Вставить слова в текст.

 Красив лес ____________.   Чист и прозрачен _____________.   Кружась в воздухе,   с деревьев слетают  легкие, желтые и  багровые   _____________ . Тихо в лесу, только под ногами ______________  опавшая листва. Трава на лесной полянке совсем ____________. На ___________дорожках всё больше и больше листьев.  Дует ___________ветерок и разносит их во все концы.

( лесных,  осенью,  листья,  шуршит,  засохла,  воздух,  свежий)

_________________________________________________________________________

Кирилл

- Вставить слова в текст.

 Красив лес ____________.   Чист и прозрачен _____________.  Кружась в воздухе,   с деревьев слетают  легкие, желтые и  багровые   _____________ . Тихо в лесу, только под ногами ______________  опавшая листва. Трава на лесной полянке совсем ____________. На ___________дорожках всё больше и больше листьев.  Дует ___________ветерок и разносит их во все концы.

( лесных,  осенью,  листья,  шуршит,  засохла,  воздух,  свежий)

______________________________________________________________________________________

Задание №1

_______________________________________________________________________________

Федя.

Осень-щеголиха

Нарядилась лихо

В желтые сережки,

 красные сапожки,

А поверх одежки-

золотые брошки.

С. Иванов.

____________________________________________________

Вадим

Вот на ветке лист кленовый,

Нынче он совсем не новый!

Весь румяный, золотой.

Ты откуда, лист, постой!

Осенние листья желты и красны…

Простимся с корзинкой

До новой весны.

   В. Береснев

_______________________________________________________

Кирилл

«Золотой дождь» 

Листья солнцем наливались.

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели,

Потекли и полетели,

Зашуршали по кустам,

Поскакали по сучкам.

Ветер золото кружит,

Золотым дождём шумит!

М. Лесовая

____________________________________________________________

Учитель

Наступила осень, пожелтел наш сад,

Листья на березе золотом горят.

Не слыхать веселых песен соловья,

Улетели птицы в теплые края.

Н.Алтухов.

____________________________________________________________________------

Задание №3

золотое кольцо,  золотой  характер,  золотые слова,  золотая осень,  золотые руки, золотое сердце,  золотые  брошки,  золотой  лист,  золотой  дождь.

золотое кольцо,  золотой  характер,  золотые слова,  золотая осень,  золотые руки, золотое сердце,  золотые  брошки,  золотой  лист,  золотой  дождь.

золотое кольцо,  золотой  характер,  золотые слова,  золотая осень,  золотые руки, золотое сердце,  золотые  брошки,  золотой  лист,  золотой  дождь.

_______________________________________________________________________

золотое кольцо,  золотой  характер,  золотые слова,  золотая осень,  золотые руки, золотое сердце,  золотые  брошки,  золотой  лист,  золотой  дождь.

золотое кольцо,  золотой  характер,  золотые слова,  золотая осень,  золотые руки, золотое сердце,  золотые  брошки,  золотой  лист,  золотой  дождь.

золотое кольцо,  золотой  характер,  золотые слова,  золотая осень,  золотые руки, золотое сердце,  золотые  брошки,  золотой  лист,  золотой  дождь.

_________________________________________________________________________

золотое кольцо,  золотой  характер,  золотые слова,  золотая осень,  золотые руки, золотое сердце,  золотые  брошки,  золотой  лист,  золотой  дождь.

золотое кольцо,  золотой  характер,  золотые слова,  золотая осень,  золотые руки, золотое сердце,  золотые  брошки,  золотой  лист,  золотой  дождь.

золотое кольцо,  золотой  характер,  золотые слова,  золотая осень,  золотые руки, золотое сердце,  золотые  брошки,  золотой  лист,  золотой  дождь.

_________________________________________________________________________

золотое кольцо,  золотой  характер,  золотые слова,  золотая осень,  золотые руки, золотое сердце,  золотые  брошки,  золотой  лист,  золотой  дождь.

золотое кольцо,  золотой  характер,  золотые слова,  золотая осень,  золотые руки, золотое сердце,  золотые  брошки,  золотой  лист,  золотой  дождь.

золотое кольцо,  золотой  характер,  золотые слова,  золотая осень,  золотые руки, золотое сердце,  золотые  брошки,  золотой  лист,  золотой  дождь.

_________________________________________________________________________

золотое кольцо,  золотой  характер,  золотые слова,  золотая осень,  золотые руки, золотое сердце,  золотые  брошки,  золотой  лист,  золотой  дождь.

золотое кольцо,  золотой  характер,  золотые слова,  золотая осень,  золотые руки, золотое сердце,  золотые  брошки,  золотой  лист,  золотой  дождь.

золотое кольцо,  золотой  характер,  золотые слова,  золотая осень,  золотые руки, золотое сердце,  золотые  брошки,  золотой  лист,  золотой  дождь.

_________________________________________________________________________

Задание №6.

И все чаще веет (холодом, золотом, )

Вся земля покрылась (холодом, золотом)

 За окошком осень ( золотая, холодная )

 Птицы на зимовку (улетают, прилетают)

________________________________________________________________________

Задание №2

- золотые  брошки (Федя);

_________________________________________________________________

- золотой  лист (Вадим);

____________________________________________________________________

- золотым  дождём (Кирилл);

____________________________________________________________________

Задание №5

Выбрать словосочетания, которые относятся к осени, составление с ними предложений (каждый составляет предложение).

_________________________________________________________________

Заданием №1.

- Ребята, у вас на партах лежат листочки со стихами.

Прочитайте их выразительно. С правильной интонацией.

Задание №2.

В ваших стихах мы все услышали слово «золотой».

Найдите его и то слово, с которым оно употребляется.  

Задание №3.

Составьте словосочетания со словом «золотой».

Задание №4.

Выбрать словосочетания, которые относятся к осени.

Составить  с ними предложения.

_____________________________________________________________-

Задание №5.

Вставить слова в текст.

Задание №6.

Сочиняем  стихи!

Задание №7.

«Найди и покажи».

-___________________________________________________________

Задание №8.

Раскрасить лист. Печаткой отпечатать листочки.

____________________________________________

Задание №9.

Прорисовать прожилки на листьях.

___________________________________________________--

Задание №10.

Разместить листочки на паспарту.

Задание №10.

Составить картину.

_____________________________________

ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ

Зарядили в дожди сентябре,

Не жди хорошей погоды ты.

_________________________________________________________________________

Над полем журавли замерзшим кружат

Листья на золотые ветру шуршат.

Лист валит  желтый с устало валит дерева

Осень ворот у золотая стоит.

________________________________________________

Зарядили в дожди сентябре,

Не жди хорошей погоды ты.

_________________________________________________________________________

Над полем журавли замерзшим кружат

Листья на золотые ветру шуршат.

Лист валит  желтый с устало валит дерева

Осень ворот у золотая стоит.

________________________________________________

Зарядили в дожди сентябре,

Не жди хорошей погоды ты.

_________________________________________________________________________

Над полем журавли замерзшим кружат

Листья на золотые ветру шуршат.

Лист валит  желтый с устало валит дерева

Осень ворот у золотая стоит.

________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ларьякская специальная (коррекционная) общеобразовательная национальная школа-интернат» Тема урока: «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ… ЖЕЛТЫЙ ЛИСТ ЛЕТИТ…» Проводят учителя: Золото С.Ф Козлова Е.Ю


Предварительный просмотр:

Форма урока: Бинарный урок.

Урок проводят учитель русского языка и литературы и учитель истории.

Тема:        С. Алексеев. «Подвиг у Дубосеково».

                           (Второй урок по тексту).

Цели:        1. Продолжить работу с текстом рассказа,  создать условия для

                более глубокого анализа текста, повысить  интерес к истории,

                     литературе.

                      2. Провести пропедевтическую работу по истории с 5 классом.

                         Дать элементарные представления о предмете.  Расширить

                         исторические представления учащихся о победе русских войск

                         под Москвой и ее  значении во время Великой Отечественной

                         войны.

                      3. Обогатить словарный запас учащихся посредством работы с  

                          понятиями  героизм, мужество, подвиг, отвага, исторические

                         события».

                      4. Воспитывать патриотизм  у учащихся  через восприятие

                         смысла рассказа С. Алексеева  «Подвиг у Дубосеково».

Оборудование: учебник, компьютер, презентация, карточки, словарные

                                    слова,     карточки.

Виды деятельности учащихся:

- выразительное чтение рассказа;

- ответы на вопросы;

- работа с пословицами

- беседа;

- физкультминутка;

- работа с текстом

Предварительная работа: знакомство с произведениями о войне на уроках   внеклассного чтения.

Методы работы на данном уроке

  1. инновационные – ИКТ
  2.  словесные (беседа);
  3.  наглядные (ролик, презентация);
  4.  практические (работа с текстом, работа по карточкам).

Ход урока:

I.Орг. момент.

 1. Психологический настрой.

     

У нас на уроке гости. Посмотрите , поздоровайтесь. И начнем работу.

Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках чтения. Поэтому соберемся и будем активно и внимательно работать на уроке. Вы все знаете и все умеете, и у нас все получится.

II. Введение в тему.

Задания:

             

 1гр. (Ваня, Саша, Алексей) -  Объясните пословицу:

               За Москву-мать не страшно умирать.

2 гр. (Оксана, Света, Даша) – Расшифруйте слово:

         в и д п о г   и   м у с т в о ж  е           (подвиг и мужество)

Всем:     Составьте предложение с одним из этих слов (подвиг и мужество)

                      (Солдаты…)

Всем:

              - Почему Москву называют матерью?

              - Почему за нее не страшно умирать?

II. Актуализация знаний учащихся о Великой Отечественной войне.

  1. Вступительное слово учителя -словесника.

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с рассказом С. Алексеева «Подвиг у Дубосеково».

- О каком событии в нем идет речь?

 (о битве за Москву во время Великой Отечественной войны)

- А знаете ли вы, какой предмет изучает такие события?

Если не смогут ответить:

- Посмотрите на всех присутствующих учителей и

  - Как вы думаете, кто из них может рассказать нам о битве за Москву?

Давайте подумаем, учитель какого предмета может нам помочь?

---      Да, давайте пригласим Ирину Николаевну и попросим ее рассказать нам об этом историческом событии.

  Зотова И. Н. – учитель истории

         1. Ребята, прежде чем я расскажу о битве под Москвой, давайте выясним, что же такое ИСТОРИЯ? Как вы думаете, что это такое?
Итак, история – это наука о прошлом. На уроках истории мы будем изучать сами события, их даты,  места и будем узнавать о великих подвигах людей во имя родины.

И сегодня мы с вами вместе заглянем в прошлое.. в страшные годы, когда вся наша страна боролась с фашистами за свободу.

Вы помните, как называется эта война?

А когда она началась? А закончилась? Вы это должны знать, так как множество мероприятий в школе посвящены этой войне.

  1. Одно из главных сражений в этой войне происходило возле города Москва. Немцы во что бы то ни стало, хотели захватить столицу нашей Родины. но на их пути встали русские солдаты.

3. Ролик.

III. Проверка домашнего задания.

Итак, мы узнали с вами, что есть такая наука-история, которая изучает исторические события. Как вы думаете , обо всех ли событиях пишут рассказы и стихи?

- Только о великих. О героических.

На уроках чтения мы уже читали такие произведения. Давайте вспомним их.

А на прошлом уроке?

  1. Работа с текстом:

           Речевая разминка установка на правила чтения.

Аты-баты! Шли солдаты,
Уходили на войну,
Уходили, говорили:
«Русь не отдадим врагу!

А)  Проверка чтения текста учениками.

Б)  Работа по тексту:

   - Найдите абзац, где автор приводит исторические данные (Стр. 176 – 1-й абзац).

   - Найдите и прочитайте знаменитые слова Клочкова (Стр. 178)

   - Объясните, как вы понимаете эти слова?

2. Постановка вопросов к тексту.

- Вы уже хорошо знаете текст.

Продумайте и поставьте вопросы к тексту.

Молодцы!

IV.  Новый материал.

Зотова И.Н.

- Как вы думаете, почему об этом историческом событии написан рассказ? и почему он так называется?

Люди совершали подвиги во время войны. А что такое подвиг?

 (поступок, при котором человек может пожертвовать своей жизнью ради другого человека или родины). 

Какие черты характера проявляли солдаты во время войны, совершая подвиг?  

                         Героизм,  мужество, отвага.

                                         отвага — храбрость

                                      мужество — смелость
                                      героизм — героический поступок

Золото С.Ф.

В тексте мы встретились со словом «мужество». 

- Найдите его и прочитайте.(стр.178, 2-ой абзац снизу)

Объясните, как вы понимаете слова  «мужеству нет предела».

- Найдите следующее предложение

«Поклонилась за это им в пояс Россия»..(стр.178, 2-ой абзац снизу)

Зотова И.Н.

Объясните, как вы понимаете эти слова.

Памятник  на слайде

Золото С.Ф.

- Почему автор говорит нам, что

  «Разъезд Дубосеково - для каждого русского сердца дорогое место, святое место»?

V. Закрепление.

Беседа (итог работы по тексту):

Вопросы:

 1. Какие качества проявили русские солдаты?

Ответы детей: мужество,  отвагу, героизм, бесстрашие, смелость, храбрость.

2. Когда люди проявляют эти качества?

Ответ детей: Когда совершают подвиг, отдают свою жизнь за других. Жертвуют собой.

3. А все ли могут проявить эти качества? Каждый ли человек может совершить подвиг?

4. Можно ли сказать, что герои-панфиловцы пожертвовали своей жизнью и совершили подвиг?

- Давайте вспомним  название  нашего рассказа: «Подвиг у Дубосеково».

- Правильно ли автор дал название рассказу.

  1. Работа с пословицами:

Какая из пословиц подойдет к нашему рассказу?

За Москву-мать не страшно умирать.

Храбрость – сестра победы.

За Отчизну не жаль и жизни.

Смело иди в бой-Родина за тобой.

VI. Домашнее задание.

     

 Подготовить рассказ по тексту.

VII. Итог урока.

А что вам больше всего понравилось сегодня на уроке?

 

 Булат Oкуджава 1959

Аты - баты! Шли солдаты…

Аты-баты! Шли солдаты,
Уходили на войну,
Уходили, говорили:
«Русь не отдадим врагу!

Нет ведь краше, нет ведь лучше
Места на земле.
Уходи, фашист проклятый!
Мы дадим отпор тебе!»

Все собрались воедино-
Матушку сберечь.
- Посмотри, Москва за нами!
- Рубежи – стеречь!

И пошел народ российский
На врага стеной.
Немец, глядя на все это,
Побежал долой.

_________________________________________________________________

За Москву-мать не страшно умирать.

_________________________________

в и д п о г        м у с т в о ж  е

_____________________________________________________________________________________________

   Составьте предложение со словами

            мужество,             подвиг ___________________________________________

Составьте предложение со словами

            мужество,             подвиг

Составьте предложение со словами

            мужество,             подвиг

Составьте предложение со словами

            мужество,             подвиг

Составьте предложение со словами

            мужество,      подвиг_       ______________________________________________

 Составьте предложение со словами

            мужество,             подвиг

  За Москву-мать не страшно умирать.

  За Москву-мать не страшно умирать.

______________________________________________________

За Москву-мать не страшно умирать.

Храбрость – сестра победы.

За Отчизну не жаль и жизни.

Смело иди в бой-Родина за тобой.

_____________________________________________

За Москву-мать не страшно умирать.

Храбрость – сестра победы.

За Отчизну не жаль и жизни.

Смело иди в бой-Родина за тобой.

_____________________________________________

За Москву-мать не страшно умирать.

Храбрость – сестра победы.

За Отчизну не жаль и жизни.

Смело иди в бой-Родина за тобой.

_____________________________________________

За Москву-мать не страшно умирать.

Храбрость – сестра победы.

За Отчизну не жаль и жизни.

Смело иди в бой-Родина за тобой.

_____________________________________________

За Москву-мать не страшно умирать.

Храбрость – сестра победы.

За Отчизну не жаль и жизни.

Смело иди в бой-Родина за тобой.

_____________________________________________

За Москву-мать не страшно умирать.

Храбрость – сестра победы.

За Отчизну не жаль и жизни.

Смело иди в бой-Родина за тобой.

_____________________________________________

За Москву-мать не страшно умирать.

Храбрость – сестра победы.

За Отчизну не жаль и жизни.

Смело иди в бой-Родина за тобой.

_____________________________________________

За Москву-мать не страшно умирать.

Храбрость – сестра победы.

За Отчизну не жаль и жизни.

Смело иди в бой-Родина за тобой.

_____________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОДВИГ У ДУБОСЕКОВА

Слайд 2

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ Объясните пословицу ЗА МОСКВУ-МАТЬ НЕ СТРАШНО УМИРАТЬ Расшифруйте слова: ВИДПОГ МУСТВОЖЕ СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНИМ ИЗ ЭТИХ СЛОВ

Слайд 3

История – наука о прошлом

Слайд 4

Оборона Москвы

Слайд 5

ролик Видеоролик о подвиге Панфиловцев

Слайд 6

Аты-баты! Шли солдаты, Уходили на войну, Уходили, говорили: «Русь не отдадим врагу!»

Слайд 7

Задания по теме Найдите абзац, где автор приводит исторические данные (Стр. 176 – 1-й абзац) Найдите и прочитайте знаменитые слова Клочкова (Стр. 178) Объясните, как вы понимаете эти слова?

Слайд 8

ГЕРОИЗМ МУЖЕСТВО ОТВАГА Объясните значение этих слов

Слайд 9

Объясните, как вы понимаете слова «Мужеству нет предела» «Поклонилась за это им в пояс Россия»

Слайд 10

Памятник героям-панфиловцам у разъезда Дубосеково

Слайд 11

«Разъезд Дубосеково - для каждого русского сердца дорогое место, святое место» ?

Слайд 12

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

(Тюменская область)

Казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-мансийского автономного округа - Югры

«Ларьякская  школа-интернат

для обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья»

628650, с. Ларьяк, Нижневартовский район, улица Северная 1,

Тел./факс (3466) 21 42 86

Информационная карта

бинарного урока

 по чтению и развитию речи  и истории в 6 классе

по рассказу «Медаль» С. Алексеева.

1

Ф.И.О. учителей

Золото Светлана Федоровна, учитель русского языка и литературы, (высшая категория).

Зотова Ирина Николаевна, учитель истории (первая категория).

2

Класс

6

3

Название образовательного учреждения

Казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-мансийского автономного округа - Югры

«Ларьякская  школа-интернат  для обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья»

628650, с. Ларьяк, Нижневартовский район, улица Северная 1,

Тел./факс (3466) 21 42 86

4

Контактные данные (почтовый адрес, мобильный телефон, адрес электронной почты)

Золото Светлана Федоровна -   (89224486880) zoloto-clair@rambler.ru ,  ул. Кооперативная 16,кв.1

 с/п.Ларьяк, Нижневартовский район, Тюменская обл., ХМАО

Зотова Ирина Николаевна -  (89224488670, trina-lia@mail.ru),  ул. Мирюгина 14,кв.11

с\п.Ларьяк, Нижневартовский район, Тюменскаяобл., ХМАО

5

Ф.И.О. руководителя школы

Кузьмин Евгений Александрович (директор школы)

6

Обоснование выбора темы.

Проведение данного урока бинарным было запланировано:

во-первых - в соответствии с календарно-тематическим планом по чтению и развитию речи; во-вторых - с актуальной задачей школы на данный учебный год - тематикой патриотического воспитания;  

в-третьих -   с  темой по самообразованию учителя русского языка  и литературы Золото С.Ф. «Развитие связной устной и письменной речи на уроках русского языка и чтения  у учащихся 5-9 классов, имеющих недостатки в интеллектуальном развитии», а также учителя истории Зотовой И.Н.  – «Развитие мотивации   школьников с нарушениями интеллектуального развития на уроках истории».

     В последние годы вопросы обучения детей с интеллектуальными нарушениями в большей степени, чем когда-либо, рассматриваются с позиций обучения практическим умениям, формирования у детей жизненной компетенции, позволяющей адаптироваться в обществе.

    Одним из существенных приобретений, характерных для детей с интеллектуальной недостаточностью в период их обучения в специальной  (коррекционной) школе, является овладение устной и письменной  речью. Поэтому, выработка умения связно и логично излагать свои мысли в устной и письменной форме – одна из конкретных задач по развитию речи детей с нарушениями интеллекта на уроках чтения, письма и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII  вида.

          Одной из задач развития речи учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида является развитие словаря. Важными задачами словарной работы являются обогащение, уточнение и активизация словаря. Основа словарной работы — введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов, слов с прямым и переносным значением. В системе работы над лексической стороной речи значительное место отводится работе над синонимами и антонимами (с терминами «синоним» и «антоним» школьники с нарушением интеллекта не знакомятся). Работа над синонимами обогащает словарь ребенка, приучает его наиболее ясно, точно выражать свои мысли, устраняет однообразность речи, делает ее более яркой, выразительной.

Дети  с проблемами в интеллектуальном развитии нуждаются  в расширении своих знаний об истории страны, развитии их устной и письменной речи, наглядно-образного мышления, развития их творческих способностей.   Школа обязана расширять их кругозор, оказывать им существенную помощь  в этом, так как в силу неразвитой познавательной деятельности,  они не могут самостоятельно открывать для себя что-либо новое. Школа призвана воспитывать  гражданина России, любящего свою Родину, способствуя к приобщению его к  историческим, литературным, духовным   и эстетическим ценностям.  

7

Цель урока:

Создание   условий для  более глубокого

 анализа текста, для развития    интереса  к предметам истории  и литературе  учащихся с проблемами в интеллектуальном  развитии.

8

Образовательные  задачи по чтению:

Образовательные  задачи по истории:

- Развивать  активную  и репродуктивную  речь  учащихся,

- развивать умение  мыслить и анализировать текст;

- продолжить комплексное формирование общеучебных   и межпредметных навыков;

- расширять активный и пассивный словарный запас.

Провести пропедевтическую работу по истории с учащимися  6 класса.

Дать элементарные представления о предмете.  

Вызвать интерес к изучению предмета «история».

Вызвать интерес к великому русскому полководцу А.В. Суворову.

Дать элементарные представления о Суворове.

Коррекционные задачи:

- Способствовать развитию речевой практики учащихся, посредством составления рассказа;

- обогатить словарный запас учащихся посредством работы с   синонимами героизм, мужество, подвиг, отвага, понятиями  историческое  событие, прямое и переносное значение.

- работать над развитием умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное.

9

Воспитательные  по чтению:

по истории:

- воспитывать учебную мотивацию (посредством нетрадиционной формой урока),  нравственные качества.

- воспитывать патриотизм  у учащихся  через восприятие  смысла рассказа.

Воспитание чувства национальной гордости за героическое прошлое страны.

10

Основные методы.

Словесные:  беседа, рассказ,   работа с текстом,  практический,  репродуктивный,  аналитический.

Наглядный: работа с презентацией.

11

Приемы

 Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

12

Педагогические технологии  

Коррекционно-развивающие, элементы технологии   продуктивного чтения, инновационные – ИКТ

13

Умения  

Слушать и воспринимать текст, ставить вопросы к тексту,  выделять главное в прочитанном отрывке, составлять рассказ.

14

Форма урока

Нетрадиционная - бинарный урок, интегрированный.

15

Цель на подготовительном этапе.

  1. Расширить кругозор учащихся, заинтересовать темой «Исторические события».

16

 Краткое содержание этапов  работы над темой.  

 В процессе подготовительной работы ставилась цель: 

  1. Ознакомить с темой «Исторические события»; раскрыть ее значение.
  2. Прочитать дополнительную литературу по теме и расширить кругозор учащихся.
  3. Выполнить различные задания по теме: составление устных рассказов о героическом прошлом страны, составление и разгадывание кроссвордов, ребусов, викторин.

17

Соответствие содержания материалов педагогическим целям, образовательным задачам, возрастному контингенту учащихся в подготовительном периоде.

Выбранные  методы соответствовали поставленным задачам,   уровню знаний, умений и навыков учащихся данного возраста и данного контингента.   Класс по возможностям и способностям разделен на 3 группы. Были  использованы   методы: методы организации и осуществления   учебно-познавательной деятельности,   методы контроля   эффективности учебно-познавательной деятельности и  методы стимулирования, а также использованы различные приёмы, в том числе  поискового характера, направленные на  выполнение различных заданий на активизацию и развитие интеллекта и творческих способностей ребёнка с интеллектуальной недостаточностью.

18

Воспитательная и методическая ценность предварительной работы.

В ходе подготовки и реализации  целей с учениками  была проведена пропедевтическая работа по истории. Они приобщились к  истории, раскрыли смысл слова «история», «историческое событие», прочитали дополнительную художественную литературу о детстве и подвигах великих русских полководцев А.В. Суворова, М.И.Кутузова и Петра Первого, развивали свою речь, обогатили свой словарный запас.     Эта работа способствовала развитию  патриотических чувств ребенка.

19

Результативность проделанной работы.

Все поставленные цели  при подготовке к бинарному открытому уроку   удалось реализовать. Это  дало также детям возможность проявить  и развить свои творческие способности.  



Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

(Тюменская область)

Казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-мансийского автономного округа - Югры

«Ларьякская  школа-интернат

для обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья»

628650, с. Ларьяк, Нижневартовский район, улица Северная 1,

Тел./факс (3466) 21 42 86

 

Методическая разработка

бинарного  урока  чтения и истории

для учащихся 6 класса

по рассказу С. Алексеева

 «Медаль»

Урок подготовили и провели:

Золото Светлана Фёдоровна, учитель русского языка и литературы,

Зотова Ирина Николаевна, учитель истории.

с/п. Ларьяк.  2014 г.

План-конспект интегрированного урока по

 чтению и истории в 6 классе.

Тема урока.

Чтение

История

Рассказ С. Алексеева «Медаль»                

Пропедевтика. Знакомство с великим русским  полководцем А.В. Суворовым.

Тип урока. Интегрированный с использованием презентации,

                    урок получения новых знаний.

Форма проведения урока. Межпредметный бинарный урок.

Цель урока.  Создание   условий для  более глубокого

                     анализа текста, для развития    интереса  к предметам истории

                     и литературе  учащихся с проблемами в интеллектуальном

                     развитии.

Образовательные  задачи:

по чтению

по   истории

- Развивать  активную  и репродуктивную  речь  учащихся,

- развивать умение  мыслить и анализировать текст.

Провести пропедевтическую работу по истории с 6 классом.

 Дать элементарные представления о предмете.  

Вызвать интерес к изучению предмета «история».

- продолжить комплексное формирование общеучебных   и межпредметных навыков:  расширить активный и пассивный словарный запас.

Вызвать интерес к великому русскому полководцу А.В. Суворову.

Дать элементарные представления о Суворове.

Коррекционные задачи

- способствовать развитию речевой практики учащихся, посредством составления рассказа;

 - обогатить словарный запас учащихся посредством работы с  синонимами героизм, мужество, смелость, отвага, храбрость. понятиями  подвиг,  исторические  событие, прямое и переносное значение.

- работать над развитием умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное.

Воспитательные:

- воспитывать учебную мотивацию (посредством нетрадиционной формой урока),  нравственные качества.

- воспитывать патриотизм  у учащихся  через восприятие  смысла рассказа.

Воспитание чувства национальной гордости за героическое прошлое.

Основные методы. Словесные:  беседа, рассказ,   работа с текстом,  практический

                                   репродуктивный,  аналитический.

                                   Наглядный: работа с презентацией.

Приемы:   анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Педагогические технологии:   Коррекционно-развивающие, технология

                                                       продуктивного чтения, инновационные – ИКТ

Умения:   слушать и воспринимать текст, ставить вопросы к тексту,

                  выделять главное в прочитанном отрывке.

Виды деятельности учащихся:

1.Работа с текстом:

- чтение текста учащимися;

- постановка вопросов учащимися;

- ответы на вопросы;

- беседа;

- работа с пословицами;

- составление рассказа;

- физкультминутка.

Оборудование (рус язык):

  • Презентация к уроку;
  • Карточки для индивидуальной  и фронтальной работы, работы в парах.
  • Проектор.
  • Экран.
  • Иллюстрация. Суворов в детстве.

Оформление  доски:  дата, тема


Этап урока

Содержание урока

Работа со слайдами

Коррекционная работа

I.

 Орг. момент

  1. Вступительное слово учителя.

 Приветствие.

У нас на уроке гости.

 Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках чтения. Поэтому соберемся и будем активно и внимательно работать на уроке. Вы все знаете и все умеете, и у нас все получится.

Я пригласила на урок Ирину Николаевну. Она нам поможет сегодня лучше понять тему, узнать что-то новое.

Задание №1. Расшифровать слово «полководец».

СЛАЙД №1.

Тема урока.

Психологический настрой на урок.

Коррекционное задание

II. Знакомство с темой урока.

Постановка задач.

Золото:  Наш рассказ называется  «Медаль».

 Мы с вами уже познакомились  с текстом с новыми словами. Как вы думаете, что мы  сегодня будем делать на уроке?

Ответы уч-ся.

Работа с таблицей.

Что должны сделать на уроке

Что сделали.

Что новое узнали.

Чтение текста.

Прочитали текст.

Гренадер.

Работа с текстом:

вопрос-ответ

(ученик ученик)

Поставили вопросы.

Беседа о Суворове.

Рассказали о Суворове.

Суворов- великий русский полководец.

Рассказы о Суворове.

Составление рассказа о герое Шапкине.

Составили

Рассказ о Шапкине.

О том, что каждый смелый человек может стать героем.

В конце урока мы заполним 2 другие колонки и с вами вместе подведем итог.

Таблица на доске

Развитие речи обучающихся, формирование умения прогнозировать содержание деятельности.

III.

Введение в тему.

Беседа.

Как называется раздел, который мы сейчас изучаем?

Ответ:«Страницы истории».

Золото:А в школе у нас есть такой предмет?

Ответ:Да, есть.

Зотова: Да, ребята. Мы в старших классах будем изучать историю.

- А знаете ли вы, что обозначает слово  «история»?

Ответы детей:

Зотова: История – это предмет, на котором мы будем изучать прошлое нашей страны.

   Вы на уроке чтения изучаете рассказы об исторических событиях. Давайте вспомним, что означает слово «полководец»?

Золото: Это слово образовалось при помощи 2-х слов: полки и водить.

Зотова:

- А что такое полк? (это группа военных от 900 до 2000 человек)

- А как вы понимаете выражение «водить полки» - командовать.

Задание№2

  1. Определите, где на картинках полк, а где полководец?
  2. Как вы это определили?

Золото:

Мы прочитали несколько рассказов из этого раздела. Назовите рассказы и скажите, о каких полководцах в них ведется речь?

Ответы:  Петр I,  Кутузов.

Зотова: Да, ребята, это великие полководцы нашей Родины. Их было много. Это и  Петр I и  Кутузов,   вы о них узнали на уроке чтения. Это и множество других великих командиров русской армии, с которыми я вас познакомлю на уроках истории.

В рассказе «Медаль» вы прочитали еще об одном полководце. И  сегодня мы поговорим об  А.В. Суворове.  

Зотова.  

  1. Рассказ учителя истории о Суворове.

Мы с каждым из вас подготовили небольшие сообщения о Суворове. Давайте поделимся знаниями друг с другом.

Задание №3. Мини рассказы детей по слайдам.

(информация о Суворове от детей)

Рассказ №1.

КИРИЛЛ.

А.В. Суворов учил солдат боевому искусству постоянно.

Войска заранее приучались к   трудностям быстрых переходов.

Он говорил: «Победа зависит от ног».

Солдат бесстрашно смотрит в глаза опасности  - «Смерть бежит от сабли и штыка храброго».

Суворов развивал в солдатах стремление к взаимной выручке и поддержке в бою – «Сам погибай, а товарища выручай».

Суворовская школа была простой, но не была легкой – «Тяжело в учении – легко в бою». Так Суворов учил солдат.

Рассказ №2.

Вадим

Суворов участвовал почти во всех войнах, которые вела Россия. И каждая из войн была новой ступенью в развитии военного искусства. Солдаты и военачальники, которые воевали под его руководством, называли Суворова «Генерал ВПЕРЕД».

Суворов не проиграл ни одной битвы.

Рассказ №3.

Федя

Александр Васильевич родился в Москве. Он рос любознательным мальчиком, но физически был слабым,  часто болел. Мальчик мечтал стать военным. Он старался закалять свой организм, тренировать волю, характер: купался в студеной воде, скакал подолгу на коне, занимался физическими упражнениями.

Золото. И мы  с вами продолжаем работу с рассказами о русском подвиге.

А что такое подвиг?

Ответы учеников.

Вывод учителя:

- Это поступки, при котором человек может пожертвовать жизнью ради другого человека или Родины.

- какие черты характера проявляют солдаты, совершая подвиг?

Ответы учеников.

- А какими качествами должен обладать человек, который совершает подвиг?

Ответы учеников: (мужество) мужество, храбрость (храбрость), героизм, смелость.

- А чем награждают героев?

Ответы учеников:   Медалями, орденами.

Зотова. На этом слайде вы увидите медали, которые утверждены в честь А.В. Суворова.

Слайд№2

Слайд№3

Слайд№4

Слайды№5

Слайд №6

Слайд№7

Слайд №8

IV. Проверка домашнего задания.

 Работа с текстом. (Проверка дом. задания)

  1. Чтение текста учениками.
  2. Ученики задают вопросы по прочитанному отрывку друг другу.

Развитие связной устной речи,  развитие умения задавать вопросы,  связно формулировать свои мысли

V.

Основная часть.

  1. Раскрытие смысла  словосочетаний и слов:

Учитель:

- В тексте мы встретили слово «ГРЕНАДЕР».

Зотова И.Н. объясняет.

Задание №4.

Золото.

- Найдите в тексте   словосочетания и замените его другим, близким по значению:

- добрый солдат – хороший солдат;

- покоя себе не находит- переживает;

- медаль язык  придавила замолчал, (стыдно).

  1. Составление рассказа о Шапкине.

- Кто главный герой рассказа?

- Как Шапкин вел себя в первом бою?

- Что происходило после боя? (Суворов).

- Как он себя чувствовал после получения   медали?

- Ответьте на этот вопрос, используя эти словосочетания.

- Как вы думаете, Шапкину  было стыдно или радостно после вручения медали?

- Почему он вернул медаль?

- Как повел себя Шапкин в следующем бою?

- Как вы думаете, какую роль в этом сыграл Суворов?

- Стал ли Шапкин героем?

- Найдите в тексте   выражение «героями не рождаются - героями становятся».

- Как это выражение  относится к Шапкину?

     3. Расшифровать

Бро-сть-хра, ро-ге-изм, лость-сме

Какие черты характера  проявил солдат,

          когда совершил подвиг?

храбрость

мужество

смелость

- А может  быть вы вспомните слова, близкие по значению.

Героизм, отвага.

  1.  Составление рассказа о Суворове.

- Что узнали из текста о Суворове?

- В чем мудрость Суворова?                        

Н.В. Суворов - великий русский полководец. Верит в русского солдата. Учил солдата честности и геройству.

Зотова И.Н.

Но Суворов был не только умным полководцем, но и мудрым человеком. Как видели мы в рассказе, он мог создать такую ситуацию, при которой простой солдат из труса превращался в храброго и бравого вояку,то есть не родился наш Кузьма героем,он в первом бою оробел, струсил, но мудрый полководец сумел воспитать солдата,помочь ему преодолеть страх и стать героем в следующем бою. И сегодня вы узнали о такой истории.

Слайд№ 9

Обогащение словаря,

 расширение словарного запаса.

Коррекционная работа.

VI. Закрепление

1. Составление рассказа о Шапкине.

Кто главный герой рассказа?

(отвечают)

Если называют и Суворова,

- кто чаще встречается в тексте?

Шапкин.

Задание №5.

Давайте об этом главном герое составим рассказ. (Разрезной рассказ. Соберите рассказ.)

Рассказ.

  Для 1 группы уч.

Шапкин – молодой солдат русской армии.

В перовом бою он струсил и просидел в кустах.

Ему было очень стыдно, когда Суворов наградил его медалью за этот бой.

Он пришел к Суворову и признался, что не совершал подвига и  вернул ему награду.

В следующем бою Шапкин проявил отвагу и мужество и первым ворвался в турецкую крепость.

Шапкин стал героем.

Для 2 группы уч.

Шапкин – молодой солдат русской армии.

В перовом бою он струсил.

Ему было очень стыдно, когда Суворов наградил его медалью за этот бой. Он вернул награду Суворову. В следующем бою Шапкин совершил подвиг и стал героем.

Задание№6 . Сверка со слайдом.

Слайд№ 10

Разрезной текст. Расположить предложения в последовательности. Составление рассказа.

Развитие речевой практики, логического мышления, осмысленного запоминания

Развитие творческих способностей

Дифференцированное задание.

Самоконтроль.

VII. Подведение итогов урока.

  1. Работа с таблицей. Заполнение 2 и 3 граф.
  2. Задание: Прочитайте пословицы и выберите те, которые подходят к теме урока (объяснить).

Весна красна цветами, а осень плодами.

Не бояться смерти, а побеждать ее.

Славу свою добывай в бою.

VIII.

Рефлексия

Попробуйте оценить свою работу на уроке.

  1. Красный кружок - работал на «отлично».
  2. Синий кружок – работал хорошо.
  3. Зеленый кружок – работал на «3»

Развитие умения адекватно оценивать свою работу.

IX.

Литература.

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб 1. – с. 13 – 15, 97 – 101.
  2. З. Ф. Малышева Чтение 6 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва Просвещение, 2011 г., с 42 – 43, 88 – 90;
  3. Интернет-источники:

Презентация.

 


_____________________________________________________________________________________________

Составьте предложение со словами

мужество,             подвиг ___________________________________________

Составьте предложение со словами

мужество,             подвиг

Составьте предложение со словами

мужество,             подвиг

Составьте предложение со словами

мужество,             подвиг

Составьте предложение со словами

мужество,      подвиг_       ______________________________________________

Составьте предложение со словами

мужество,             подвиг

Храбрость – сестра победы.

Смело иди в бой-Родина за тобой.

Хра-сть-бро

_________________________________________________________________________________________

Ро-ге-изм

__________________________________________________________________________________________

Лость-сме

______________________________________________________________________________________________-

Хра-сть-бро

_________________________________________________________________________________________

Ро-ге-изм

__________________________________________________________________________________________

Лость-сме

______________________________________________________________________________________________-

Хра-сть-бро

_________________________________________________________________________________________

Ро-ге-изм

__________________________________________________________________________________________

Лость-сме

______________________________________________________________________________________________

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

добрый солдат  

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

покоя себе не находит  

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

медаль язык  придавила  

Шапкин – молодой солдат русской армии.

В перовом бою он струсил и просидел в кустах.

Ему было очень стыдно, когда Суворов наградил его медалью за этот бой.

Он пришел к Суворову и признался, что не совершал подвига и  вернул ему награду.

В следующем бою Шапкин проявил отвагу и мужество и первым ворвался в турецкую крепость.

Шапкин стал героем.

Шапкин – молодой солдат русской армии.

В перовом бою он струсил и просидел в кустах.

Ему было очень стыдно, когда Суворов наградил его медалью за этот бой.

Он пришел к Суворову и признался, что не совершал подвига и  вернул ему награду.

В следующем бою Шапкин проявил отвагу и мужество и первым ворвался в турецкую крепость.

Шапкин стал героем.

Шапкин – молодой солдат русской армии.

В перовом бою он струсил и просидел в кустах.

Ему было очень стыдно, когда Суворов наградил его медалью за этот бой.

Он пришел к Суворову и признался, что не совершал подвига и  вернул ему награду.

В следующем бою Шапкин проявил отвагу и мужество и первым ворвался в турецкую крепость.

Шапкин стал героем.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Весна красна цветами, а осень плодами.

Не бояться смерти, а побеждать ее.

Врага в бою разбил — честь и славу заслужил.

Славу свою добывай в бою.

Шапкин – молодой солдат русской армии.

Ему было очень стыдно, когда Суворов наградил его медалью за этот бой.

В следующем бою Шапкин проявил отвагу и мужество и первым ворвался в турецкую крепость.

 Шапкин стал героем.

В перовом бою он струсил и просидел в кустах.

Он пришел к Суворову и признался, что не совершал подвига и  вернул ему награду.

-----------------------------------------------------------

Шапкин – молодой солдат русской армии.

Ему было очень стыдно, когда Суворов наградил его медалью за этот бой.

В следующем бою Шапкин проявил отвагу и мужество и первым ворвался в турецкую крепость.

Шапкин стал героем.

В перовом бою он струсил и просидел в кустах.

Он пришел к Суворову и признался, что не совершал подвига и  вернул ему награду.

Шапкин – молодой солдат русской армии.

Ему было очень стыдно, когда Суворов наградил его медалью за этот бой.

В следующем бою Шапкин проявил отвагу и мужество и первым ворвался в турецкую крепость.

Шапкин стал героем.

В перовом бою он струсил и просидел в кустах.

Он пришел к Суворову и признался, что не совершал подвига и  вернул ему награду.

---------------------------------------------------------------

  1. Кто такой Шапкин.
  2. Что произошло в первом бою?
  3. Что он чувствовал, когда Суворов вручал ему медаль?
  4. Для чего он пришел к Суворову?
  5. Как повел себя Шапкин в следующем бою?
  6. Стал ли Шапкин героем?

  1. Кто такой Шапкин.
  2. Что произошло в первом бою?
  3. Что он чувствовал, когда Суворов вручал ему медаль?
  4. Для чего он пришел к Суворову?
  5. Как повел себя Шапкин в следующем бою?
  6. Стал ли Шапкин героем?

  1. Кто такой Шапкин.

    2. Что произошло в первом бою?

  1.  Что он чувствовал, когда Суворов вручал ему медаль?
  2. Для чего он пришел к Суворову?
  3. Как повел себя Шапкин в следующем бою?
  4. Стал ли Шапкин героем?

_____________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕДАЛЬ (С. Алексеев)

Слайд 2

Полк о водец Полки водить командовать

Слайд 4

СУВОРОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ Александр Васильевич родился в Москве. Он рос любознательным мальчиком, но физически был слабым, часто болел. Мальчик мечтал стать военным.

Слайд 5

Суворов участвовал почти во всех войнах, которые вела Россия. И каждая из войн была новой ступенью в развитии военного искусства. Солдаты и военачальники, которые воевали под его руководством называли Суворова «Генерал ВПЕРЕД». Суворов не проиграл ни одной битвы.

Слайд 6

А.В. Суворов учил солдат боевому искусству постоянно. Войска заранее приучались к трудностям быстрых переходов. Он говорил: «Победа зависит от ног». Солдат бесстрашно смотрит в глаза опасности - «Смерть бежит от сабли и штыка храброго». Суворов развивал в солдатах стремление к взаимной выручке и поддержке в бою – «Сам погибай, а товарища выручай». Суворовская школа была простой, но не была легкой – «Тяжело в учении – легко в бою». Так Суворов учил солдат.

Слайд 7

ГРЕНАДЕРЫ Солдаты, которые первыми идут в атаку

Слайд 8

Шапкин – молодой солдат русской армии. В перовом бою он струсил и просидел в кустах. Ему было очень стыдно, когда Суворов наградил его медалью за этот бой. Он пришел к Суворову и признался, что не совершал подвига и вернул ему награду. В следующем бою Шапкин проявил отвагу и мужество и первым ворвался в турецкую крепость. Шапкин стал героем.

Слайд 9

Славу свою добывай в бою