Педагогические проекты

Золото Светлана Федоровна

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

(Тюменская область)

Департамент образования и молодежной политики

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ларьякская специальная (коррекционная) общеобразовательная национальная школа-интернат VIII вида»

628650, с. Ларьяк, Нижневартовский район, улица Северная 1,

Тел./факс (3466) 21 42 86

                         

                                    Информационная карта проекта

                                         «Ларьяк - души моей истоки»

Требования

Информация об участнике

1.

Название проекта

 «Ларьяк - души моей истоки»

2.

Авторы:

Зотова Ирина Николаевна.   Учитель истории, методист.      

Золото Светлана Федоровна.  Учитель русского языка и литературы.  

Козлова Елена Юрьевна.  Инструктор по труду, учитель ИЗО.  

Матыгулина Наталья Валерьевна.  Учитель географии.

3.

Название учреждения

Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ларьякская специальная (коррекционная) общеобразовательная национальная школа-интернат VIII вида»

4.

Научный руководитель

                    - - - - - - - - -

5.

Перечень рекомендательных писем, отзывов и т.п.

Рецензия.

Справка о проведении общешкольного мероприятия.  Книга отзывов. Стр. 19-21.

6.

География проекта

Нижневартовский район.  ХМАО. Школы России.

7.

Участники проекта

Педагоги и учащиеся школы.   Жители  села.  

8.

Обоснование актуальности проекта

Творческий проект  «Ларьяк-души моей истоки» посвящено празднованию 83-ей годовщины со дня основания ХМАО-Югры , а также 85-летию Нижневартовского района.

Формирование знаний и представлений у учащихся национальной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья об истории округа и района носит целенаправленный характер.

Школьники  приезжают из дальних угодий и поступают  в школу-интернат. Большинство детей недостаточно хорошо  знают  историю своего края, культуру своего народа и народов, населяющих эту землю.

Югорская земля богата не только природными ресурсами, но и талантливыми людьми. Говоря  о Родине, о её духовном, историческом и культурном наследии, нам необходимо помнить о том, что именно мы являемся тем звеном, той частью народа, который это наследие обеспечивает и хранит.  Мы  обеспечиваем преемственность и связь поколений,  и должны создавать благоприятные условия для того, чтобы молодежь стала  хранителем   культурной памяти нашего народа.  

Школьники с ограниченными возможностями интеллекта испытывают трудности восприятия окружающего мира. И по этому, важной целью является воспитание умения ценить красоту и богатство предметов творческой деятельности, развивать эстетические чувства через восприятие представленных творческих работ, а также формировать потребность у детей проявлять свои творческие способности.

9.

Основные цели и задачи проекта

Изучить  материалы по истории округа и о культурном наследии сельского поселения Ларьяк.

Разработать план мероприятий по теме проекта.

Разработать и провести общешкольное мероприятие.

Формировать знания и представления учащихся об истории  родного края и вкладе людей в развитие культуры округа.

Вызвать интерес к истории сельского поселения Ларьяк и к творческой деятельности жителей села.

Воспитывать умение ценить красоту и богатство предметов творческой деятельности. Развивать эстетические чувства через восприятие представленных творческих работ, а также формировать потребность у школьников проявлять свои творческие способности.

Воспитывать любовь к родной земле, уважение к людям, воспевшим ее своим творчеством.

10.

Краткое содержание проекта

Для реализации проекта были выбраны формы тематического вечера, мастер-класса, выставок творческих работ.  В таких формах организации и проведения могли проявить себя как дети, так и взрослые (педагоги и приглашенные).

Были выявлены жители села, увлекающиеся какой-либо творческой деятельностью.

Цели достигались через теоретический и наглядный материал, участие детей в празднике и выставки представленных творческих работ, а также интервью  с приглашенными.

Большой интерес вызвали фотографии села прошлых лет, фото участников-приглашенных  и их изделий,  а также работы самих учащихся нашей школы, беседы с приглашенными.

Оживляли мероприятие художественные номера – песни хора, танец приглашенных девочек, танец школьной группы, стихотворения, песня о Ларьяке.

Третьим этапом было проведение мастер-класса с приглашенными гостями, на котором была показана техника работы с кожей и мехом при изготовлении хантыйского оберега.

Во время чаепития  в неформальной обстановке гости выразили свою благодарность за интересное мероприятие и сделали записи в «Книге отзывов». 

11.

Краткое описание опыта реализации

Продумана тематика.

Составлен план мероприятий и сценарий.

Проведена пропедевтическая работа (классные часы и беседы).

Проведены предварительные беседы с участниками проекта.

Продумано и подготовлено оформление зала.

Подобран и подготовлен необходимый реквизит и одежда.

Подобран материал к презентации.

Сняты сюжеты и созданы видеоролики.

Подготовка детей – участников проекта.

Собраны творческие работы жителей села.

Выставка творческих работ  учащихся по  теме «Моя Югория».

Выставка творческих работ  учащихся,  выполненных в разных техниках и из  различных материалов.

Выставка творческих работ жителей села, приглашенных участников проекта.

Разработка, подготовка  и организация мастер-класса по коже и меху.

Чаепитие и Благодарственные письма.

12

Сроки выполнения, реализации проекта

Мероприятие посвящено 83- годовщине  ХМАО и проведено 06 декабря 2013 года.

13.

Бюджет проекта

Проект финансирования не требовал.

Слайд №1.   Звучит фоновая торжественная музыка

                                           Звучит фоновая торжественная музыка

                         ( Голос за кадром )  

Слайд №2

Здесь без друзей веселых

нам не прожить никак:

округ, район, поселок –

Сердце моё – Ларьяк!

Это исток, начало,

Счастью пришла пора!

Что нам судьбою стало?

Что наша жизнь!? Югра!

Танец с огнем.

Матыг.        Дорогие ребята,   уважаемые гости, коллеги!

Фоновая музыка

Зотова.        Сегодня мы отмечаем очередную годовщину со дня образования нашего Ханты-Мансийского автономного округа.

Матыг.        Еще полвека назад Ханты-Мансийский автономный округ представлял собой огромные просторы безжизненных болот и непроходимой тайги... Не было городов. Малочисленные  убогие поселения встречались очень редко.

Зотова.        Сегодня на  площади   523 тысячи квадратных километров раскинулись современные, красивые города и поселки, в которых  достойно проживает 1 миллион 350 тысяч человек, 20 тысяч из которых люди коренных национальностей.

Слайд№4 (карта, музыка)

Матыг.        Эта огромная территория, равная по площади таким странам, как Франция, Украина, Германия – называется Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.  

Пермяков              Югорский край, как ты велик,

                    Гостеприимен, щедр, красив

                    Кругом леса, болота и снега,

                    И это все моя Югра!

                    Я здесь родился, вырос и живу!

                    Югра, я так тебя люблю!

Песня «Точка на карте» (Касумбеков  К.К. и Неттина Т.Г.)

(Выходят Матыгулина, Сорокина, Филимонов)

Сор.        Ручейки, горные потоки и равнинные реки, большие и маленькие – сливаясь воедино, создают мировой океан.

Филим.        Громадные территории национальных округов, краёв и областей составляют вместе  великую и могучую страну – Россию.

Сор.        И эти огромные   территории     состоят из наших городов, наших поселков и деревень, в которых живут   люди, живем мы с вами.

Филим.          Это наши  Ларьяк, Корлики, Варьёган и другие  поселки составляют большую страну. И это мы с вами – жители этих маленьких поселков, являемся  частью великого  народа.

Сор.             Наш любимый поселок Ларьяк является частью большого округа   и огромной страны,  и мы будем сегодня говорить только о нем, а также о творческих людях, которые здесь проживают, и которые пришли к нам на встречу.

                              (приветствие аплодисментами)

Зотова.        А знаете ли вы, что в энциклопедии "История Сибири" село Ларьяк упоминается  уже в 17 веке, оно тогда состояло всего лишь из  десяти деревянных  домиков, и в нем проживало как местное, так и   русское население.

Филим.          Они тут встретились навеки –

                        Лихой Сабун и гордый Вах,

                        И окружают эти реки

                        Поселок мой родной – Ларьяк.

                        Как я хочу тобой гордиться,

                        Земля величья и добра!

                        Ведь я – души твоей частица,

                        Мой щедрый и суровый край!

Заочная экскурсия  по старому Ларьяку

Слайды  №5-15

 Козлова         Перед вами фотография начала 20-го века берег реки,

                         усыпанный обласами.

                        Так выглядело здание магазина «Промышленные товары» до

                        2000 года.

                         Сейчас на экране здание Кооперативного

                         звероводческогопромышленного хозяйства, сейчас – это жилое

                         здание.

                        А так развозили хлеб по магазинам.

                                  На этой фотографии изображен магазин №3, в который люди

                        приходили за продовольственными товарами.

                       А вот так выглядела Ларьякская церковь и убранство внутри.

                       Глядя на эти фотографии, мы можем представить, как

                       выглядел Ларьяк и его окрестности в начале 20-го века.   __________

     Козлова.      Есть у нас в поселке неравнодушные люди, которые активно изучают историю возникновения и развития села, передают знания о родном крае малышам, будущим гражданам страны. При этом они ничем не афишируют своего труда, хотя он и не проходит бесследно.

   Юлия Владиславовна Вайсалова – воспитатель детского сада «Малыш». Юлия Владиславовна активный участник различных  конкурсов. Ее воспитанники становились призерами в различных номинациях. В прошлом году она участвовала в районном конкурсе «Воспитатель года» и получила приз зрительских симпатий.

    Юлия Владиславовна, приглашаем Вас к микрофону.

-  Юлия Владиславовна, Вы родились в Ларьяке? Мы узнали, что Вы изучаете историю  Ларьяка. С чего началось Ваше увлечение?

 - Что вас больше всего интересует в истории старого Ларьяка, и что Вам

    нравится в современном поселке.

- Будете ли вы продолжать эту работу?

- Спасибо вам за ваш увлекательный рассказ.

    (Козлова Е.Ю. и Вайсалова Ю.В.)

Зотова.        Окруженный двумя реками, поселок был не только защищен от лесных пожаров, но имел вдоволь рыбы и различной дичи, и это обеспечивало населению существование без голода и стихийных бедствий.  

Матыг.                При Советской власти более 30-ти лет Ларьяк являлся культурным центром для национального населения верхнего Ваха.  До 1964 года поселок был центром Ларьякского района.

Зотова.        Мы с вами живем в современном поселке, уютном и красивом, с благоустроенными домами и широкими дорогами, с развитой сетью культурных учреждений и объектов социального значения.

Слайд №15.   Ролик на черемухе

ФИЛЬМ О ЛАРьЯКЕ  

Матыг.        Мы гордимся природными богатствами – лесами, реками, озерами, наполненными дичью и рыбой. Но самое большое  наше богатство – это люди.  

 Слайд  №16.   Ролик на сл. Аэропорт

                                                      ( фото   жителей Ларьяка)

Слайд  №17.  ХАНТЫ

Зотова.     Когда мы говорим о Родине, о её духовном, историческом или культурном наследии, мы почти никогда не задумываемся над тем, что именно мы являемся тем звеном, той частью народа, который это самое наследие и обеспечивает, и хранит.  Ведь это мы  даем знания, лечим от болезней,  открываем тайны искусства, возим, кормим, строим и создаём для будущего.        

(Выходит хор)

Матыг.        Мы  с вами  обеспечиваем преемственность и связь поколений,   наша замечательная молодежь станет хранителем   культурной памяти нашего народа.    

                       Мы уверены – наши  люди  еще завоюют всенародную известность и  громкую  славу, наши дети и внуки прославят своими добрыми делами свою Родину!

         (Уходят)

Вынос стула

Гимн молодежи

                                     (После гимна девочки выходят)

                 (На сцену выходят Зотова, Матыгулина, Сорокина, Филимонов)

Слайд №18.  Скрипка.

Зотова.        Сегодня на нашей творческой встрече многолюдно.  И наши двери всегда   открыты для тех, кто желает прикоснуться к прекрасному!  И все сегодняшние гости - люди интересные, чей самобытный труд приумножает духовные богатства нашей Земли.

Матыг.        Их мастерство наполняет нашу жизнь  красотой слова, тайнами краски, глубиной и непостижимостью звука,  откровением,  и осознанием своего бытия, и своим мастерством   щедро  делятся с другими.  

Филим.        Дорогие друзья! Мы с большим удовольствием примем участие в разговоре с этими людьми!  Ведь их увлечения вносят в  нашу   жизнь красоту, духовность, радость и доброту.  

Сор.           «Вот тебе два дела, сделай хоть одно из них,

Коль прославиться делами хочешь пред людьми.

Или то, что сам ты знаешь, передай другим,

Или то, чего не знаешь, от  других возьми.»

Зотова.        Эти слова могут стать замечательным эпиграфом к нашему путешествию от человека к человеку, кто может показать свои успехи  в личном творчестве, да на дела других посмотреть.  

 

Сор.        Что такое жизнь современного человека?  Кроме основной работы,  она состоит из семейных  забот,  бытовых проблем, воспитания детей, учебы…    

Филим.        Она состоит из множества встреч с друзьями, коллегами по работе.

Матыг.         В нашей жизни часто не хватает  добрых эмоций  и приятных впечатлений.    И   в таких случаях нам на  помощь приходят творчество,  различные увлечения. У каждого они разные – у одних     игра на гитаре, песня под караоке, у других -  рисование акварелью или  выпечка кулинарного шедевра.

     

Зотова.        Эти увлечения  наполняют нашу жизнь уверенностью, делают её  интересней и  ярче.   Ведь как это здорово, когда что-то значимое и полезное делаешь не только для себя, но и для друзей.

Слайд № 18. Больница (музыка)

На экране фото больницы.  

Зотова.                  В этой организации работает людей не больше, чем в какой-

                               либо другой. Но их труд особый. Они стараются  

                                предотвратить беду, сохранить наше здоровье.

Матыг.                 А если беда все же случилась – помогают восстановить наше

                               здоровье, уменьшить боль, проявляют чуткость и

                               милосердие к больным людям.

(Все ведущие уходят)

________________

Козлова

                 Мы приветствуем простых и скромных людей, которые каждый  день именно этим и занимаются.

                       К людям этой профессии особые требования. Здесь недопустимы небрежность и равнодушие, их возможные ошибки очень дорого обходятся.      

         А снять   напряжение помогает творчество, в какой бы области оно  не проявлялось.

                       Мы часто видим их на сцене. Кроме пения они еще умеют многое такое, что скрыто от посторонних глаз. И сегодня нам представлена редкая возможность это увидеть.        

                       И мы приглашаем выйти к нам

                                Козлову Татьяну  Семеновну

           Любченко Татьяну Михайловну

           Межуеву  Елену Юрьевну

Слайд №20.

 Татьяна  Семеновна, чем Вы любите заниматься в свободное время?

 --  Как давно вы стали выпекать торты?

 --   Где Вы берете идеи для своих кулинарных шедевров?

 --   Вы специально где-то учились?

Слайд №21.

 Елена Юрьевна, мы знаем, что Ваши открытки полбзуются большой  

      популярнлостью в поселке.

--  Много ли времени нужно для изготовления одной открытки?

--  Какие материалы нужны Вам для этого?

--  Как называется эта техника?

 Слайд №22 - 23.

 

Татьяна Михайловна,расскажите о Вашем увлечении.

-- У Вас двое маленьких детей, когда Вы успеваете создавать такую красоту?

--  Какие эмоции Вы испытываете, когда творите своими руками?

Большое спасибо, что Вы пришли к нам на встречу. Желаем вам творческих успехов.

  (Выходят Сорокина, Филимонов, Итерман, Вика)

Слайд № 24. (Кисточки)

Сор.        Кто они – люди искусства? Откуда берется у них желание и потребность писать, рисовать, сочинять?

 Филим.   Почему они хотят  поделиться своими тайнами   о смысле жизни,

                   о любви, о красоте родного края…

Итерман.         Любите живопись, поэты,

                           Лишь ей, единственной, дано

                           Души изменчивой приметы

                           Переносить на полотно!...

Филим.        Это к нам,   гражданам России,  обращена душа мастера…

Сор.         Мы так нуждаемся сегодня в красоте, доброте и гармонии, чтобы не потеряться в этом жестоком мире, научиться ценить и беречь красоту природы, красоту человека.

ВИКА.       Словно волшебнику радужной сказки,

       Бог дал Художнику кисти и краски,

       Чудо - палитру, мольберт и холстину,

       Чтоб сотворил он такую картину,

                      Где будут горы, восход и закаты,

                      Синее море и злые пираты,

                      Желтый песок, белоснежные льдины…

                     Все, что в душе – то на этой картине.

(Щелчок)

ФИЛИМ.        Есть предметы искусства, которым не страшны столетия. В том числе картины, рисунки и эскизы, выполненные рукой мастера.

Сор.        Какие-то из них выставлены в галереях и музеях,

                       какие-то хранятся дома.

ФИЛИМ.   Некоторым картинам суждено стать шедевром мирового значения, другие просто дороги как память… Таких, конечно, больше. Но разве стали они менее дорогими для человека, который их написал, или для людей, которым они нравятся?  

(Уходят Вика и девочки)  

 Фон музыка

Козлова

         Мы просим Веронику Геннадьевну Тупиковскую рассказать о своих работах.

    --  Вероника Геннадьевна, как давно Вы живете в Ларьяке?

    --  Что Вам больше всего нравится писать, где Вы находите сюжеты для

          Ваших картин, какой материал Вы любите использовать?

    --  Какое у Вас любимое место в Ларьяке?

(Входят Юля, Света, Настя с картинами)

(Входят Хохлянкина,  Даниленко)

Слайд №25

Хохлянкина Н.

У русских песен крылья лебединые,

До глубины открытая душа.

По вечерам, над золотом рябиновым

Они плывут куда-то не спеша.

ДАНИЛЕНКО

Без музыки не проживу и дня!

Она во мне, она вокруг меня.

И в пеньи птиц, и в шуме городов,

В молчаньи трав и в радуге цветов,

И в зареве рассвета над землёй…

Она везде и вечно –  спутник мой.

_________________

Козлова.          Наши встречи продолжаются и  я приглашаю к беседе

                           Татьяну Владимировну Тулину.

Слайд №26    (Музыка тише)

Татьяна Владимировна,  Вы   руководите  детским хором, хором старшего поколения. Вы музыкант,  композитор, исполнитель собственных песен. Это – кроме того, что Вы преподаете в школе искусств, а также и у нас.

-- Расскажите нам, как Вы приехали   в Ларьяк?

--  Какое было первое впечатление от поселка?

--  Когда ВЫ написали свою первую песню?

-- У Вас много песен о Ларьяке?

Татьяна Владимировна,  не   откажите нам в маленькой просьбе   спойте  для всех нас!

(Микрофон)

 

Песня в исполнении Т.В. Тулиной.

 Слайд №27.

Матыг.1.        Если люди пишут стихи,  значит, это кому-то нужно. Используя поэтические образы, они передают  не только свои мысли и чувства,  но и озвучивают такие вопросы и проблемы, которые волнуют многих людей.  

Зотова.        Несложно придумать рифмы к словам, важно, чтобы в этих словах  жила мысль, понятная многим.    

Матыг.        Интересно, а как это получается у Любовь Николаевны Гамолко.

Зотова.        К сожалению,  Любовь Николаевна не может присутствовать

                      сегодня  у нас на вечере. Однако,  Любовь Николаевна любезно

                      разрешила нам послушать ее стихотворение «Белая гора».

                     А прочитает его Рябочкина Ольга Юрьевна.

                     Александра Владимировна. (О Любовь Николаевне и о Белой

                     горе)

Слайд № 28.   Белая гора и Музыка.

                           

Белая гора

Осенним днём гляжу в окошко

И вижу: Белая гора

Принарядилася немножко,

Оделась в золото с утра.

Снежок пушистый заискрится

Студёная придёт пора

Наряд жемчужно – серебристый

Накинет Белая гора.

Весною, когда грянут ливни,

А лист пока что будет спать,

Гора вдруг станет синей-синей-

Издалека её видать!

А летом лес, в себя влюблённый,

Гордясь нарядами, стоит

В расцвете красок всё зелёных,

В свои объятья нас манит.

В её цветастом гардеробе

Одежд не счесть и всё – новьё!

Но почему – то вот в народе

Прозвали Белою её.

Слайд № 28

Козлова.        Как известно, все дороги ведут домой.  И сейчас мы поговорим о людях,  которые работают в нашей   школе и которые тоже занимаются творчеством.    Грани  интересов у них самые различные,   в этом нетрудно убедиться. Это – Ковалева Татьяна Васильевна, Ефимова Мария Алексеевна  и Калчу Алена Степановна.

Слайд № 29.

--- Татьяна Васильевна,  Вы очень давно живете в Ларьяке.

---  Работа в Вашей жизни занимает огромное место, а как Вы отдыхаете? (Лена и Юля  девочки выносят картинки)

--- Татьяна Васильевна! Что такое декупаж? Расскажите об этой технике.

--- Много ли у Вас работ? Что Вы с ними  делаете?

Слайд №30

--- Алена Степановна! На многих школьных праздниках мы видим

     прически сделанные Вами.

     Вы этому где-то учились?

--- Много ли времени уходит на создание одной прически?

---  Испольэуете ли Вы  какие-нибудь  необычные материалы для работы?

--- А какая Ваша работа Вам больше всего запомнилась?

Слайд №31

Ефимова Мария Алексеевна, (Вика, Наташа и Оля  выносят картинки)

---   Есть ли определенное название Вашему занятию?

---  Почему Вам нравится работать с разноцветными ленточками?

---  Когда Вы беретесь за эту работу?

---  Какие цветы Вы любите вышивать?

--- Какая из этих работ Вам больше всего нравится?

Слайд № 32

 Матыгулина.   У нас еще Н.Ф. пишет стихи, у него есть  дружеские  

                             посвящения к различным событиям, шаржи и эпиграммы. Его

                              работы, опубликованы в сборниках «Кедровая грива», «Под

                              Северным небом», «Высокие широты»,  а также издан

                             авторский сборник стихов под названием

                              «И я по памяти брожу».

                            Николай Федорович, просим Вас  выйти к нам.

_________________

Козлова          Сегодня   Николай Федорович был приглашен  на  

                                                 презентацию  сборника «Высокие широты»,   посвященного  

                                                 85-летию района,  которая состоялась в Излучинске.

                          В этом сборнике были напечатаны стихи Николая Федоровича.

--- Николай Федорович,  сложно ли писать стихи?

--- Что нужно для озарения?

--- У Вас есть любимые стихотворение?

Ночная гроза

От страха липкие ладони

Но свет рассеян на тропе

От звездочки на ненбосклоне,

Что мной подарена тебе.

Кругом сверкало и гремело,

Лишь тонкий лучик от звезды

Вплетал в мои следы умело

Великой вечности следы.

Свирепых молний перепалки

Ещё сильней сгущали мрак,

И я, испуганный и жалкий,

Добрался к дому кое-как.

А свет звезды – он был иль не был…

Но я навеки пропаду,

Когда в ночи, в огромном небе

Его однажды не найду.

 Слайд №33

Зотова.        Занятие творчеством – неотъемлемая часть нашей работы с воспитанниками. Ребята занимаются разными видами творческой  деятельности на уроках трудового обучения, на кружках и в свободное время. А наши талантливые педагоги передают свои знания и мастерство.

Матыг.        В школе регулярно устраиваются выставки детских работ, которые неоднократно посещали жители села и его гости.

Зотова.        Кроме того, лучшие работы направлялись в Ханты-Мансийск, Нялино, Нижневартовск, а также на всероссийские конкурсы,  где они неоднократно отмечались грамотами и дипломами.

Матыг.        Сегодня мы предлагаем на вашему вниманию выставку коллективных и индивидуальных работ   наших учащихся.

     

Зотова.        У этих ребят уже есть потребность создавать что-то своими руками. И мы уверены, что это поможет им в будущей взрослой жизни.

(Выход девочек на танец)

Матыг.        А сейчас мы предлагаем вам посмотреть танец в исполнении нашей танцевальной группы. Кстати, костюмы для этого номера не предоставлены спонсорами, а сшиты руками наших воспитанников под руководством наших педагогов.

                   ТАНЕЦ  Хантыйский (девочки).

(После танца девочки садятся)

(Выходят Зотова, Матыгулина,Сорокина, Филимонов)

Зотова.        Дорогие ребята, вы сегодня поближе познакомились с людьми, которые не только достойно трудятся на своих рабочих местах, но и находят время для творчества.

Матыг.        Много еще   встреч ожидают нас на этом пути. Среди вас, ребята, тоже есть таланты, которые нужно развивать.  Творите, делитесь своим творчеством с другими, и тогда ваши сердца наполнятся чувством радости и гордости.

Филим.        Радости и гордости за себя, за своих близких, за свою малую родину, за наш родной край, частицей которого вы являетесь.    Низкий поклон всем тем, кто не оставляет наши сердца равнодушными.

        

(Начинает выходить хор для заключительной песни)

Сор.        Пусть артисты и художники найдут своего зрителя, поэты и писатели – своего читателя, а певцы и музыканты – своих слушателей.

Зотова.        Пусть рукодельницы вызывают у нас   эстетическое удовольствие, а кулинары – наслаждение красотой и вкусом.

(Выходят дети)  Музыка тихо.

Матыг.        А всем ребятам и гостям, принимавшим участие  в нашей встрече, больших успехов в дальнейшем творчестве, и огромное всем спасибо!

        (Песня «Твори добро»)

                               (в паузе  перед последним куплетом песни)            

(Голос за кадром)

Не привыкайте к чудесам,

Дивитесь им, дивитесь,

Присматривайтесь к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам

И припадайте к родникам-

                Ничто не повторится…

Дети поют еще раз  «Твори добро»

Музыку Тише после окончания песни.

Зотова.     Любите поселок, в котором вы живете.

                   Любите наш Нижневартовский район.

Матыг.    Любите наш округ и нашу огромную и великую страну – Россию!

(Вместе):         До новых встреч!

   

                                          Выход С.Ф.



Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

(Тюменская область)

Казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-мансийского автономного округа - Югры

«Ларьякская  школа-интернат

для обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья»

628650, с. Ларьяк, Нижневартовский район, улица Северная 1,

Тел./факс (3466) 21 42 86

 

 

Творческий проект

Казачество. История. Культура. Быт.

Урок подготовили и провели:

Зотова Ирина Николаевна, учитель истории, методист

Золото Светлана Фёдоровна, учитель русского языка и литератур

Матыгулина  Наталья Валерьевна, учитель биологии,

.

с/п. Ларьяк.  2014 г.

Цель проекта:    воспитывать ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, способствуя приобщению  к духовным ценностям исторического  и культурного  наследия Родины. Формирование представлений о быте и элементах культуры казачества.

    В процессе подготовительной работы ставилась цель:

       Создание условий для знакомства и изучения всех имеющихся

       источников знаний о культуре и быте своего народа.

 Задачи:

  • Развитие интереса к познанию традиций и обрядов представителей интересов отечества, его защитников – казаков, знакомить с бытом казаков; активизировать словарь (станица, хутор, курень, и т.д.).
  • Приобщение к истории казачества. Приобщение к знаниям истории казачества.
  • Познакомить со старинными казачьими домами; рассказать о традициях бережного отношения казаков к своим традициям, о ценностях этих представителей русского народа.
  • Создать  условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического, творческого самовыражения личности.
  • Воспитание гражданственности и чувства любви к Родине, бережного отношения к культуре, сохранению традиций народа. Воспитывать чувства патриотизма и уважения у подрастающего поколения к личностям и событиям истории России, духовному наследию и общенациональным ценностям. 

Предполагаемый результат:

  • Расширение представлений о казачестве, о его истории, традициях, быте, заповедях.

  1.  Подготовительный этап.

- расширение теоретических знаний о казачестве.

- создание макета казачьего хутора.

- сбор материалов.

- подготовка сценария.

- подготовка атрибутики, оборудования и мультимедийного сопровождения.

- знакомство с фольклором.

- привлечение учащихся к участию, побуждение их заинтересованности к предстоящей работе.

- привлечение учащихся школы искусств.

- привлечение представителя казачества.

  1. Этап реализации.

- ознакомительные уроки.

- активизация словаря.

- рисование на тему казачества.

- оформление зала для заключительного мероприятия (эстетика и приближение к реальности).

- проведение внеклассного мероприятия (минимальное текстовое сопровождение, упор на реализацию элементов постановки).

- основные этапы и элементы сценария, анализ их реализации).

Звучит фоновая музыка. Хор стоит на сцене.

                                                   Клип о России

Неверова                     Я люблю тебя, Россия, милая земля!

Твои горы, лес и реки, и твои поля.

Как прекрасна ты, Отчизна, в правоте своей!

Нет страны моей дороже, нет земли родней!

Бабиков                Ясным светом заливает солнце синеву,

                         Я с тобой, земля родная, радуясь, живу

Ты светла и ты красива, Русская земля,

Я люблю тебя, Россия –  Родина моя!

Хохлянкина        Над широкими полями облака плывут,

В тихой роще над рекою соловьи поют,

Я к земле могучей, сильной сердцем прикоснусь.

Ты живи, моя Россия, золотая Русь!

Хор исполняет песню «Русь»

Щетинин                 Россия- мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла

Ты многое бы рассказала.

Все  дети уходят, садятся на свои места.

(Входят ведущие)

Матыгулина         У каждой страны есть свои герои – бесстрашные, бескорыстные.  

Каким он был – наш, русский герой?

Ролик – мультфильм.

Зотова        «Если б у меня были казаки – я завоевал бы весь мир», говорил Наполеон после поражения в   войне 1812 года.

Матыгулина        Кто же они такие – эти легендарные казаки, перед которыми в страхе застывали враги?  

Зотова                Казаки всегда славились   выносливостью, бешенной  яростью и бесстрашием в поединках,   храбростью и верностью своему боевому братству. Пословица «Где казак, там и слава»  говорит сама за себя.

Матыгулина        Они отличаются необыкновенным трудолюбием, верностью своему делу и своим товарищам, и данному слову.

Ведущие отходят в сторону , выходит Даниленко Н.

Даниленко Н.

Много было под конями ветра.

Шли они в пустынях и лесах.

Память о казачестве бессмертна,

Подвиги казачества в сердцах.

Сколько бед в дорогах повстречали!

Те, кто шел на ЮГ, Урал, в Сибирь…

Казаки Россию создавали

И создали даль её и ширь.

Путь тот не измерить в километрах,

Он пролег сквозь моры, славу, страх…

Память о казачестве бессмертна,

Подвиги казачества в сердцах.

Песня   «Ехал казак» (Поет Карина)

После песни появляется казак.

Сценка.        С котомкой за плечами, с саблей казак идет с войны домой. Подходит к костру, садится, курит трубку, о чем-то думает.

Зотова        Казаки -  уникальный народ. За долгие века своего существования казаки создали  свою культуру и язык.

Матыгулина        У каждого народа – свои обычаи. Праздники, свои песни и сказки. В

них отражается душа  народа:  уклад его жизни, любовь к труду    и

земле, почитание отцов и традиций.

Зотова              И сегодня мы с вами временно поживем   в казачьей станице. И мы все условно станем казаками и казачками. Познакомимся с историей, культурой, бытом и традициями казаков.

Матыгулина        Казаки как народность появились очень давно от одного из

                                  племен кочевого народа. А племя это  называлось Кос-Сака (или

                                   Ка-Сака),  и поселилось оно на берегу реки Дон. Сегодня это

                                  территория Краснодарского Края,   Кубани.                        

Зотова                      Казаки  селились также и на реке Днепр,   Там и до сих пор

                                  расположен украинский город Запорожье.  

Матыгулина        Это было свободное племя, для которого вольная воля была       превыше всего.

Зотова        Казаки принимали к себе всех людей, которые бежали от своих хозяев-помещиков, к ним   присоединялись     беглые каторжники, а  также люди, недовольные властью.   И все  они становились свободными, и всем находилось место.

Матыгулина         Прибывший отовсюду бродяжий люд принимал казачий устав и научился исполнять казачьи законы.  Казаки селились также и в степи. Они строили свои городки и ставили бедные плетневые шалаши, чтобы не жалко было их бросить.  Городок окружал частокол  и  плетень из лозы.

Зотова                В то время казаки землю не пахали, хлеба не сеяли, а жили добычею.  Когда не было военных походов, занимались охотой, рыболовством. В казаки принимали всякого. Нужно было только одно условие – вера в Христа и стремление к свободе.

Матыгулина        Свободно, но трудно жилось казакам. Тяжело доставались им свобода и слава казачья, и славу эту и свободу они почитали превыше всего. С той поры пошла поговорка «Хоть жизнь собачья, так слава казачья».

Зотова                А еще ценилась воинская доблесть, храбрость, неутомимость, меткая стрельба были дороже  богатства.    

Матыгулина        Казачьи поселения назывались «станицами».

Зотова                       Каждая станица выбирала себе старшего, которого называли

атаманом.  «Без атамана  казак - сирота». Атаман казаку был как отец родной.

Выходит Стаян Рассказ об атамане и папахе.

После рассказа к нему выходят мужчины.

Песня «Любо, братцы, любо…»

Все уходят.

Матыгулина        Все важные решения принимались сообща. Казаки собирались на

главной площади станицы, рассаживались по кругу и решали какой-то вопрос. Это собрание и назвали «круг». Вся власть принадлежала

казачьему кругу. То, что постановил круг, было свято – это был закон, который беспрекословно выполнялся, потому что он принимался общим голосованием. Здесь выбирали атаманов, и лишали их этого звания, если те не оправдывали доверия казачьей общины.

Зотова                Казачья служба долгая.  Не один год, а то и десяток лет проходил,

Прежде,  чем казаки  возвращались домой.    

Казак встает и идет к дому. Его встречает казачка – жена и дочь. Заходят в

дом. Выходят казак и казачка из дома. Занимаются домашними делами.

Девочки с коромыслами. Казачка вешает банки на плетень, убирает в доме.  Девочка качает люльку. Казак режет хлеб, чистит картошку, кушает,  казачка наливает ему молоко. Казак с казачонком вяжут плетень.

Матыгулина         Много у казачки всяких дел. Надо и  печь истопить, и пряжу спрясть, и  холсты постирать,  и маленького ребёнка укачать. А в курене у казачки много помощников.

Казачка                 «Кто рано встает, тому Бог даёт». А наша семья встала очень рано. И

печь у нас  уже топится, и скотина накормлена, и в поле выгнана. А в печи у меня  уже и каша варится,   и хлеб уже подходит.

Зотова                      Казак рождался воином. В семье его называли не мальчиком, а

казачьим сыном.  Новорожденному друзья и родственники

приносили подарки только военные: патрон или пулю, лук  и стрелы.  Дед дарил шашку или ружьё, сабля сохранялась из рода в род, переходила от  отца к сыну, потом к внуку.  Её украшали золотом или  серебром, вешали на почетное место, под образа.

Казачья колыбельная.

Казачья колыбельная песня

Слова М. Ю. Лермонтова.

Спи, младенец мой прекрасный,

   Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

   В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

   Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

   Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,

   Бранное житье;

Смело вденешь ногу в стремя

   И возьмешь ружье.

Я седельце боевое

   Шелком разошью...

Спи, дитя мое родное,

   Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду

   И казак душой.

Провожать тебя я выйду -

   Ты махнешь рукой...

Сколько горьких слез украдкой

   Я в ту ночь пролью!..

Спи, мой ангел, тихо, сладко,

   Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,

   Безутешно ждать;

Стану целый день молиться,

   По ночам гадать;

Стану думать, что скучаешь

   Ты в чужом краю...

Спи ж, пока забот не знаешь,

   Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу

   Образок святой:

Ты его, моляся богу,

   Ставь перед собой;

Да, готовясь в бой опасный,

   Помни мать свою...

Спи, младенец мой прекрасный,

   Баюшки-баю.

Мальчик качается на лошадке

Матыгулина         Воспитывали казачат в уважении и послушании. С детства казак

приучался чувствовать себя военным. О сражениях ему пела мать, когда он был еще в колыбели.    Дед и  отец рассказывали своим сыновьям  о службе, о войне.

Зотова                    Трёхлетние казачата ездили верхом на лошади по двору, а в 7-8 лет

                                 бесстрашно скакали  без седла по улице, по степи, смело плавали в

                                 лодке через реку, стреляли из ружья.  На праздниках  участвовали в

                                 скачках. На всем скаку поднимали с земли платки и бусы.

Танец казачат с  сабельками.

Матыгул.                 Казачка умела делать всё. Не было казачки, которая не могла бы

шить. Кроить одежду, вязать чулки, носки. Кружева. Вышивать

рушники, салфетки. Особенно казачки славились кулинарным талантом.

Зотова                    Она умела достойно встать вместе с казаками с оружием в руках на

защиту своих детей, куреня,  станицы. А когда провожала мужа-

казака на войну, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберёг всадника, а затем родителям, чтобы читали молитвы о его спасении.

Песня «Малошка-душа». Исполняют девочки из школы искусств. Маша, Аня , Таня, Карина

Матыгулина         Наверное, ни у одного народа, кроме казачьего, на долю женщины не выпало столько горя, страданий,  испытаний и мук. На протяжении почти всей истории казачьего народа тяжело складывалась жизнь казачки. Много страданий пришлось на долю матерей и жен. И не без основания воспел их святые слезы трогательный старинный казачий сказ.

Бабушка-казачка у прялки, прядет шерсть. К ней подбегают детки.

1 ребёнок.                Бабушка. Расскажи нам сказку.

2 ребёнок.                 Бабушка, ну пожалуйста!

Бабушка.                Ну ласточки, касатушки, уговорили. Слухайте, раз такое дело.

Бабушка читает сказ.

 Казачий сказ.

Это случилось давно, соколики, еще в те времена, когда казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем море.  Однажды спустилась на землю Пречистая Дева Мария. вместе со Святым Николаем .  В лучшей своей жемчужной короне тихо скользила Она вдоль обширного казачьего края, и услышала   горький плач своих детей по погибшим воинам. И когда наступил знойный день, пересохли от жалости уста Её, и нечем было их освежить. Никто в станице не отвечал на их стук, никто не подходил к дверям, и только громче еще раздавались за ними горькие рыдания.Тогда подошли они к широкой  реке. И только наклонилась к её струям Дева Мария, как упала корона с Её головы, упала и скрылась под водою.

«Ах, - сказала Она, - пропали мои прекрасные жемчуга, никогда больше не будет у меня таких красивых».

Но когда возвратилась она в свой Небесный дом, то увидела на Её золотом троне такие же сияющие зерна драгоценного жемчуга.

«Как же они попали сюда? – воскликнула Она. – Ведь я их потеряла. Наверное,

 их нашли казаки и передали для меня».

«Нет, матушка, - сказал Ей Сын, - это не жемчуга, а слёзы казачьих матерей.

Ангелы собрали их и принесли к Твоему престолу.Вот почему в казачьей Земле жемчуга до сих пор связаны со слезами.

Казачка.         Ольга, Наталка пойдите по воду. Да коромысла не забудьте взять.

Девочки берут коромысла и проходят вдоль улицы, красуясь, к колодцу.

Зотова          Вот и ходили казачки с коромыслом и ведрами, ходили, что лебёдушки плыли. В косы ленты яркие вплетали, бусы одевали. В старину, как казачка коромысло носила, судили о её здоровье и характере.

Зарисовка-танец с коромыслами. Воду несут в дом казачке.

Казак с казачонком смотрят танец, хвалят. «Любо!  Хороши дочери!».

Матыгулина        У  казака дома дел и забот было тоже много, плетень подправить, и в загоне со скотиной управиться, и военной науке сыновей научить, да и в кузнице   у нашего кузнеца много заказов. С самого раннего утра он  трудится со своим маленьким помощником.

Сценка «В кузнице»

Казак-отец:         Ты уже почти взрослый, сын. Хочу научить тебя кузнечному делу.

Сын:                   А зачем?

Казак-отец:         Станешь кузнецом – люди тебя уважать будут. Без кузнеца ни конь не поскачет, ни телега не поедет, без кузнеца меча не выковать, и плуга не сделать. Как тогда воевать, чем землю пахать?

Сын:                        Хорошо, отец , научи меня кузнечному делу.

(Куют подкову, закаливают  ее в  воде)

Казак-отец:         (поднимает подкову)   Вот молодец, это твоя первая подкова. А подкова людям счастье приносит.

Сын:                        А как она счастье приносит?

Казак-отец:        Если найдешь подкову, ее надо прибить над воротами.    Подкова

напоминает чашу, вот люди и считают, что в доме будет достаток и

богатство.

Сын                    Спасибо,  отец, за науку.

Зотова                Умеют казаки трудиться, умеют и веселиться.

(С двух сторон входят коробейники, казаки и казачки.)

  ДАНИЛЕНКО        Собирайся, народ!

Всех ярмарка казачья зовёт!

                  (Казак и казачка со своей семьей идут на ярмарку с корзинами.)

 

 Сапочин                 Заходите. Не пожалеете,

Коли время имеете!

  Бабиков.                Будьте, как дома. Не стесняйтесь!

По ярмарке нашей прогуляйтесь!

Кунин                Мы приехали сюда!

 ИтЕрман                 Свой товар продать!

Даниленко         Себя показать!

 Сапочин                Тары-бары, растабары.

Есть хорошие товары!

 Бабиков                Не товар, а сущий клад!

Подходите нарасхват!

 Кунин                Яблоки садовые!

 Итерман                Огурцы ядрёные!

Даниленко                Платки, гребешки!

 Сапочин                Не скупись, покупай!

 Бабиков                Подороже выбирай!

 Кунин                А вот шоколад!

Купил плитку. Будешь рад!

 Итерман                Кому надо мармелад?

Покупай мармелад!

Даниленко            Горячие пирожки!

С пылу, с жару!

Гривенник за пару!

  Сапочин                Ай да квас! С медком!

                        С ледком! И  густой  и  забористый!

 Бабиков.                Небольшой расход!

Подходи честной народ!

  Кунин                Есть ниточки!

Есть катушечки!

 Итерман.                Подходите – поиграем, девчоночки-душечки!

 Даниленко        Эй, девчонки-хохотушки!

Запевайте-ка частушки!

 Сапочин.                Начинайте поскорей, чтоб порадовать гостей!

Казак с семьей слушают частушки, одобряют детей, подбадривают.

Частушки поют дети.

1.     Я частушку запеваю

Первую, начальную.

Я хочу развеселить

Публику печальную.

2.  Здесь народу очень много

Здесь народу сто один.

И из этого народа

Мне понравился один.

4. Говорят я боевая.

Боевой остануся.

Ох, и горе тому будет

Кому я достануся.

5. Мы подружки боевые,

Боевые только две.

Мы нигде не подкачаем,

Ни в работе, ни в гульбе.

7. Мы казачки молодые.

Мы нигде не пропадем.

Сами музыку играем

Сами пляшем и поем.

9. Мы частушки вам пропели,

Дорогие зрители

Нынче сами мы поэты,

Сами исполнители!

Лотошники угощают частушечников.

 

Частушечники и лоточники уходят.

Матыгулина         На казачьих ярмарках торговали да покупали, веселились, ремеслом хвалились, а ещё и силушку меряли.  

                                   Эй, ребята! Ермил, Илья,  идите сюда!

Силушку молодецкую потешите, людей добрых повеселите, нас всех порадуйте своей удалью молодецкою!

   Зотова                      Выходите, казаки! Кто тихи, а кто и лихи!

                                      Удаль, силу показать

                                      Свои косточки размять!

Игра 1        «Кто сильнее?» ( С гирями)

Игра2        Игрушки висят на канате. Ребята должны подняться по канату и достать игрушку.

Игра  3        Мотальщица. Казачки всегда были хорошими мастерицами.  С детства

учились прясть, вышивать, шить, вязать. Девочки сматывают нитку.

С обоих концов нитки привязывают два клубка, середина нитки обозначается бантиком. С двух сторон  девочки сматывают нитку. Побеждает та, которая быстрее дойдет до середины.

Игра  4        На поясах.  Мальчики берут друг друга за пояс и стараются вытолкнуть

                    за круг.

        

Казак:        Вот уж день к концу клонится, скоро ярмарка закроется.

Казачка:                 Купцов здесь было немало,

                             Много ценного товара

                                    У каждого казака  полны закрома            

         Чего там только нема:

Кукуруза и пшеница,

И подвал от овощей ломится

Своя картошка, свекла и морковка

Соления на каждой полке

Кто никогда  не ленится,

Тот своими запасами  гордится.

Казак  и казачка            приходят домой.  Рассматривают  все приобретенное  на

                                           ярмарке  и       складывают в сундук.

Казачка               Ох и хороша была ярмарка!  И  накупили мы всего! Вот  моя  

Юльянка, мала, да уже хозяйка!

По ярмарке весь день ходила, ни про кого не забыла. Покажи,

дочка, чего купила?

Юльянка.              Родному батюшке – кушак, чтоб подпоясывался.

                                 Любимой матушке – платок, посередине – золотой цветок.

                                 Братьям – соколам -  по новым сапогам!

                                 Маленьким сестрицам – по новым рукавицам!

Казачка.         Гости наши  званные, желанные!

                         По обычаям казачьим

                         Всем гостям поклон наш низкий!

                         С добрым словом и любовью

                         С хлебом- солью, с хлебом-солью

   

Казак              А теперь приглашаем вас всех к столу.

 

 



Предварительный просмотр:

ВОЙНА. ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ.

Задачи:  Сформировать представления об учениках и учителях, работающих в годы Великой Отечественной войны в учреждениях образования.

Воссоздание обстановки тех лет на примере конкретных жизненных ситуаций.

Формирование патриотических чувств молодёжи.

Воспитание ответственности, значимости своей позиции в ситуации выбора поведения.

Повышение престижа профессии учителя.

Предварительная подготовка:

  1. Создание творческой группы.
  2. Изучение литературы по данной теме.
  3. Сбор материалов.
  4. Изучение истории села в контексте темы.
  5. Встреча с учениками военных лет.
  6. Руководство проектными группами.
  7. Проведение репетиций.
  8. Подготовка одежды для участников.
  9. Подготовка  материалов.

Оборудование:

  1. Видеоролики.
  2. Презентация.
  3. Музыкальное оформление.
  4. Класс оформлен в стиле военных лет.
  5. Черные шторы для затемнения.

Для сценок:

  1. Карта местности.
  2. Повязки.
  3. Каски.
  4. Свечи.
  5. 125-граммовые  блокадные  кусочки хлеба.
  6. Лампа керосиновая.
  7. Свечи.
  8. Фонарь.
  9. Портрет Сталина.
  10.  Оружие (деревянные автоматы).
  11.  Сшитые из газет тетради.
  12.  Ручки перьевые.
  13. Чернильницы.
  14.  Красный мел.

Одежда:

  1. Пионерские галстуки.
  2. Школьная форма с белыми передниками.
  3. Для немца (черный костюм, кепка).
  4. Для партизан (2 кителя и свитера).
  5. Для учительницы (юбка плиссерованная).

 

«Учитель – мирный человек,

Но в сорок первом

Каждым нервом

Он защищал двадцатый век,

Чтоб жили школы в двадцать первом…»

 Фон выпускного бала, музыка 40-х годов, танец

Зотова           Ой, мои  ребятки! Вот и выпускной, совсем большие!

                          Разлетитесь кто куда… О чем вы мечтаете?

Вова             Я в селе останусь.

Валера            А я в институт мечтаю поступить.

Андрей             А я еще думаю…

Наташа            А я замуж хочу  и детей много – много…

Ваня               А  я на завод пойду, как отец..

Юля               А я хочу артисткой стать, как Любовь Орлова… Всех приглашу на       свой спектакль…    

Зотова            Хорошие мечты у вас, ребята. Пусть они все сбудутся.      

Вталкивают Сашу в двери

Саша:            Вы что еще тут сидите? Там внизу уже все собрались.

                        Пойдемте рассвет встречать!  

Зотова:            Они мечтали. И мечты эти были красивые, светлые.

Они еще не знали, что им не суждено встретить этот мирный рассвет

На фоне музыки «Прощание славянки»

Матыгулина:         Страна цвела. Но враг из-за угла. 

Свершил налет, пошел на нас войною. 

В тот грозный час, 

Стальною став стеною,  

Вся молодость оружие взяла,  

Чтоб отстоять Отечество родное.

Матыгулина:  Учитель и война. Кажется, нет понятий более далеких друг от друга. Учитель - это самая мирная профессия.

Зотова:  Учитель. Когда произносят это слово, мы представляем школу, классы и любознательных учеников. Во все времена на учителя возлагается очень важная роль – учить и воспитывать детей. Это значит  – формировать новые поколения.

Матыгулина:    Но что происходит, когда начинается война? Какой выбор есть у простого учителя? Взять в руки оружие и идти воевать, стрелять…? Или продолжать делать свое дело? Продолжать делать то, что умеешь лучше всего – учить детей?

Зотова:      И сегодня мы откроем книгу непридуманных историй о том, как учили и учились в страшные годы Великой Отечественной войны. Как учителя, несмотря на всю опасность и трудности, старались пронести свои знания сквозь бомбёжки, страх и смерть.

Матыгулина:     Оружие  учителя – указка и ручка. Но  когда началась война, многие учителя покинули классы и ушли на фронт сражаться с немецкими захватчиками,  спасать нашу  Отчизну.

Зотова:    Многие из них проявили стойкость и героизм, защищая  Отечество, многие  погибли. Но мужество учителя проявляли не только на фронте. Многие оставались в тылу врага и продолжали работу с детьми. Ведь было очень важно, чтобы и в это тяжелое время дети не только получали знания, но и понимали, что происходит с их страной, с их народом. Учителя понимали, что война рано или поздно закончится и стране, нужны будут  образованные люди.

Кадры: дети, учителя, школа во время войны (хроника)

Матыгулина:  На захваченных территориях фашисты уничтожили материальные ценности школ. Учебные здания превращали в казармы, полицейские участки, конюшни, гаражи. Много школьного оборудования они перевезли в Германию. Но даже в осаждённых фашистами городах школы продолжали работу.

(Сценка) Дети в пионерских галстуках.

Автор:                      Мне рассказывал смоленский паренек:

Федя (встает, показывает на доске указкой):                       

                              В нашей школе деревенской

                                    Шел урок.

                                    Проходили мы

                                    Частицы НЕ и НИ.

Автор:                        А в селе стояли фрицы в эти дни.

Вадим (руками показывает):                

                              Обобрали наши школы и дома.

                                    Наша школа стала голой, Как тюрьма.

Кирилл (сидя, горестно):  

                             Из ворот избы соседской

                                    Угловой

                                    К нам в окно глядел немецкий часовой.

Автор:                        И сказал учитель:

Золото:                     Фразу дайте мне

                                   Чтобы в ней встречались сразу НИ и НЕ

Гаврила (На доске написана фраза) (подходит к доске и подчеркивает ):

                             Мы взглянули на солдата у ворот

                                  И сказали «От расплаты

                                   НИ один фашист проклятый

                                   НЕ   уйдет!»

Золото:    На оккупированной территории многие бывшие учителя участвовали в партизанской борьбе, немало их и погибло.

Писатель А. Астафьев пишет в своих воспоминаниях «А я таким вот и помню деревенского учителя с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь… (А.Астафьев)

Повесть Василя Быкова “Обелиск” рассказывает о замечательном человеке, учителе – Морозе Алесе Ивановиче.  Писатель рассказывает о тех временах, когда Белоруссия была захвачена немцами. Гитлеровский режим поддерживали полицаи - предатели из «своих». Среди белорусов были те, кто подчинялся им, но были и такие люди, которые всячески противостояли полицаям. Именно такими являются герои повести – школьный учитель Алесь Мороз и несколько его учеников: Павел Миклашевич, Коля Бородич, братья Кожаны, Николай и Андрей Смурные. 

Каждого  высвечивает фонарь

Учитель Алесь (Николай):   Я Мороз Алесь Иванович. Война в  41.  Я  при немцах остался работать в школе, детей учить. Я думал  “Плохому я не научу. А школа необходима, не будем учить мы - будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили. Я за них ещё поборюсь. Сколько смогу, разумеется”.

Ученик Бородич (Юра): Это был Учитель с большой буквы – он старался, чтобы мы, его ученики выросли, хорошими людьми. Алесь Иванович помогал каждому из нас,– спасал от голода, нищеты, жестокости родителей. И этим заслужил нашу любовь.

Полицай Каин (Балышев): Я  «прославился» своей жестокостью и издевательствами по отношению к белорусам. Я преданно служил немцам и Гитлеру.  

Ученик Смурной (Каткалев): Нас поймали, когда мы устроили покушение на полицая по кличке Каин. Каин был разъярен. Он требовал, чтобы к полицаям явился Мороз. Тогда он обещал отпустить всех нас. 

Ученик Миклашевич (Алексей): Партизаны уговаривали Алеся не ходить к немцам. Говорили, что полицаи расстреляют всех. Но наш учитель Мороз попытался спасти наши жизни. Когда нас повели на расстрел, Мороз прошептал мне, что отвлечет немцев, а я должен бежать. И я сделал это. И остался жив. А вот Мороз погиб, как и остальные ребята. Всех их немцы на рассвете расстреляли.

Фрагмент из кинофильма «Обелиск»

Золото: Возможно, кто-нибудь   спросит:  а  был ли подвиг? Ведь учитель Мороз за войну не убил ни одного фашиста. Я думаю, что подвиг в том, что борьбу с фашистами учитель Мороз вёл до самого последнего своего часа. Борьбу за своих учеников.

Зотова:

На третьем фронте вставая горою,
на фронте учёбы, на фронте книг, -
учитель равен солдату-герою - 
тот же  армеец  и фронтовик. 

Сценка

Золото:     Много лет  учительствовала в селе Ксения Андреевна.  Школа стояла немножко в стороне от села. Фронт проходил совсем недалеко. Части Красной Армии отошли за реку и укрепились там. А колхозники собрали партизанский отряд и ушли в ближний лес. Школьники носили им туда еду, рассказывали, где и когда были замечены немцы. Костя Рожков доставлял на тот берег красноармейцам донесения от командира лесных партизан. Шура Капустина однажды сама перевязала раны двум партизанам. Даже Сеня Пичугин, известный тихоня, высмотрел как-то за селом немецкий патруль и, разведав, куда он идет, успел предупредить отряд.

Ребята и учительница о чем- то говорят. С трех разных сторон подходят немцы.

Немец:           Стой! Пионерен?  (подталкивают автоматами к партам)

                        Шнеллер,  шнеллер, бистро!

Кс.Анд.         Что вы хотите? Что вам угодно? Зачем вы пугаете детей?      
Ребята рассаживаются. Они сидят молча, не спуская глаз с учительницы.

Входят немец и полицаи

Немец:         В лесу скрываются  красный партизанен. Наш солдатен видели как пионерен бегали туда-сюда  в лес. Если вы скажет где прячутся партизанен, то все будет карашо, если не скажут- расстрел.

Кс.Анд.     Ребята! Этот человек хочет, чтобы мы сказали ему, где

находятся наши партизаны. Я не знаю, где они находятся, я там никогда не была. И вы тоже не знаете. Правда?

Андрей:            Не знаем, не знаем!

Юля:                 Кто их знает, где они!

Андрей:    Ушли в лес – и все.

       Немец:             Я буду сам считать до трех. И если никто мне не сказать, что я просил, я буду стрелять вашу упрямую учительницу. А потом – всякий, кто не скажет. Я начинал считать! Раз!…два….

Немец схватил учительницу и толкнул к стене. Навел на нее автомат.

Кс.Анд.              Пусть все молчат, кому страшно, пусть  отвернется. Не надо  смотреть, ребята. Прощайте! Учитесь хорошенько. И этот наш урок запомните…

Немец:          Я сейчас буду говорить «три».

Вова:          Она правда не знает!
Немец:.      А кто знай?
Вова:          Я знаю…  Я сам туда ходил и знаю. А она не была и не знает.
Немец:       Ну, показывай.

Кс.Анд.      Зачем ты говоришь неправду?

Вова:          Я правду говорю.  Ксения Андреевна, я сам знаю…

Костя и немцы склонились над картой. Пока немцы смотрят в карту, Костя убегает. За ним немцы, за ними учительница. Слышны выстрелы.

Золото:           В это время, заслышав в селе стрельбу, подоспели из лесу партизаны. Не прошло и пяти минут, как они привели в класс обезоруженных немцев.

Входят партизаны, вводят немцев. Усаживают их. Входит учительница, немцы сидят.

Партизаны:   Встать! У нас в классе полагается   вставать, когда учительница входит.

Фашисты послушно поднимаются.

Золото:  Как вы думаете, в чем подвиг учительницы?

Зотова:  Да, ребята, иногда труд учителя можно приравнять к подвигу. Так

                было и в блокадном Ленинграде.

Проект (Ленинград)

Зотова: Блокада Ленинграда – одна из важнейших и трагичных страниц в этой войне. Многое мы уже знаем о том, как люди выживали и боролись. Но когда задумываешься о тех событиях, всегда возникает множество вопросов, на которые пока нет ответа.

Саша

Я никогда героем не была,

не жаждала ни славы, ни награды.

Дыша одним дыханьем с Ленинградом,

я не геройствовала, а жила.

И не хвалюсь я тем, что в дни блокады

не изменяла радости земной,

что, как роса, сияла эта радость,

угрюмо озарённая войной.

И если чем-нибудь могу гордиться,

то, как и все друзья мои вокруг, 

горжусь, что до сих пор могу трудиться,

не складывая ослабевших рук.

Горжусь, что в эти дни, как никогда, 

мы знали вдохновение труда…

Акулина:         Мы  заинтересовались темой «Школа в блокадном Ленинграде». Для этого мы   нашли материалы   и изучили его, отобрали самый интересный и сейчас хотим  с вами поделиться.

Катя:     Цель данного проекта:

Изучить материалы, в  которых есть информация о том, как учились дети и как работали учителя в блокадном Ленинграде.

В ходе изучения материалов, мы узнали, что в это сложное время школа жила, дышала и трудилась. Мы должны учить всех детей и учить хорошо, говорили учителя Ленинграда.

Андрей:     В первые месяцы войны сотни тысяч ленинградских детей были эвакуированы вглубь страны. Но с блокадой Ленинграда массовая эвакуация прекратилась, поэтому в осажденном городе осталось около 400 тысяч детей школьного и дошкольного возраста.

Акулина:    Было  принято решение   продолжать обучение детей. В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников   приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ.

С 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели более 30 тысяч учащихся старших классов. Общее число детей, приступивших к занятиям в блокадном городе, составляло менее четверти довоенного количества ленинградских школьников.

Катя: Занятия проходили в необычной обстановке. Часто во время урока раздавался вой сирены, предупреждая о бомбежке. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.    

Андрей:   И зимой в ленинградских школах педагоги и ученики продолжали  учебу. Это было равносильно подвигу. Страшный голод косил население города, не было электричества, встали трамваи, замерз водопровод.   Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в классах. В школах стало необычно тихо, дети не бегали и не шумели на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.

Акулина:         Учиться ребятам приходилось в тяжёлых условиях.  Урок  продолжался 20-25 минут – больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели не хватало бумаги.  Классы не отапливались, не только мерзли худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Детей, продолжавших заниматься в суровую зиму, ленинградцы трогательно и с большим уважением называли «зимовщиками». Всё меньше становилась дневная норма хлеба. 125 блокадных граммов умещались на маленькой детской ладошке.

Раздать хлеб.

Катя: Было очень интересно узнать, что в январе 1942 года в школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в эти дни, когда население города страшно голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом.  Для маленьких ленинградцев это было сказочным, волшебным праздником. Одна из учениц писала: «6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Все жадно ели суп-лапшу, кашу, хлеб и желе и были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти».

Коля: Несмотря на истощение, дети вносили свой посильный вклад в дело защиты любимого города. Они   совмещали  работу с учебными занятиями.   Подросткам приходилось работать наравне со взрослыми. Они вставали к станкам на военных заводах, дежурили на крышах домов и тушили зажигательные бомбы на чердаках,   ухаживали за ранеными и больными, помогали ловить шпионов и диверсантов. Дети старшего школьного возраста вместе с взрослыми трудились на фабриках и заводах,  выступали с концертами перед раненными. Но трудности не страшили ребят: они знали - на фронте ещё труднее.

Акулина:   Ленинградские учителя и их воспитанники вписали одну из самых героических и славных страниц в историю   школы. В блокадные страшные дни они помогли отстоять Ленинград. Учителя помогали  детям  обрести веру в то, что выстоим, победим.  За активное участие в обороне города свыше 5 тысяч школьников было награждено медалью «За оборону Ленинграда». Многие педагоги и работники школ были награждены орденами и медалями.

Даниленко Н:

На фронте отец.  

Далеких сражений доносится гул.
Груз тяжкой работы лёг маме на плечи,
А он бы и плечи мужчины пригнул.

Осенней порою я в школу пошёл.
Я вечером с книгой садился за стол.
А жизнь мне уроки свои задавала.
То воду таскал, то дрова я колол.

Задачу решаю. За окнами - мгла.
И мама - с шитьём у того же стола.
И свечка горящая - нет керосина! - 
Сгоняет усталые тени с чела
.

Фоновая музыка «Адажио»

Зотова:

Ребята, я хочу рассказать вам о польском учителе, Януше Корчаке. Имя этого человека связано с героизмом, мученичеством и огромной любовью к детям. Отказавшись от собственной семьи, этот известный польский педагог, автор многочисленных книг о детях и для детей, стал отцом сотен сирот. Януш  работал в госпиталях, больницах, детских лагерях. Он очень любил всех детей! Он основывал «Дом сирот».

Польша оккупирована немцами.  Корчак остро противился всему фашистскому.

Летом 1942 года поступил приказ о переводе «Дома сирот». Маленьких детей отправляли в концлагерь Треблинка, что находился на территории Польши и вошел в историю войны как один из самых жестоких лагерей смерти.

Несколько раз Янушу  Корчаку, предлагали спастись. Сначала польские партизаны, а затем и немецкий офицер, который знал, сколько книг для детей написал Корчак. Однако учитель категорически отказался. «Предать детей и пустить их умирать одних, – сказал он, – Это невозможно!».

Шествие маленьких смертников и их учителя к вагонам, что должны были доставить их в Треблинку, очевидцы назвали маршем смерти. Весь детский дом шел ровной колонной, никто не голосил и не пытался убежать, во главе колонны – Старый доктор, держащий за руки двоих воспитанников. Весь «Дом сирот» и их директор погиб в газовой камере концентрационного лагеря Треблинка.

Фон музыка «Адажио»

Заходят дети со свечами

Концлагерь… полночь и луна,

Прожектора и звезды блещут,

Здесь до рассвета тишина,

Барак: ни стула, ни стола,

На нарах спят вповалку дети,

Худые, бледные тела,

Ручонки тонкие, как плети.

С питомцами наедине

Лишь во дворе стоит охрана,

Он смотрит, как в последнем дне

Встает заря за узкой рамой.

«Служить врагам!» - он напрямик

Отверг такой призыв отказом,

Не мог детей пустить одних

Он в камеры со смертным газом.

И жизнь свою спасти не мог,

Начать с нацистами трудиться,

Известный в мире педагог,

Как он смотрел бы людям в лица.

Раздался лязг, открыт запор,

Распахнутые настежь двери,

Детей выводят всех во двор

Последний раз перепроверить.

Солдаты строем подошли,

И в оцепленье встали сразу,

Уже виднеются вдали

Цистерны с ядовитым газом.

Не знают дети, что их ждет,

Он рядом, и сверкают глазки,

Звучит команда: «Все вперед!»,

А он рассказывает сказки.

Идет он посреди ребят,

Вокруг солдат немые позы,

И падают на автомат

Из глаз врагов скупые слезы.

Пришли, звучит последний сказ,

И голос задрожал немного,

Уже включен смертельный газ,

Открыта в небеса дорога…

Зотова:     А сколько учителей приняли смерть, оставшись неизвестными миру?

Акулина:        Учителей своих не позабуду.
Учителям своим не изменю.
Они меня напутствуют оттуда,
Где нету смены вечеру и дню.

Катя:

Тихо, ребята, минутой молчания
Память героев почтим, 
Их голоса тоже когда-то звучали, 
По утрам они солнце встречали, 
Сверстники наши почти
.

Почтим память тех, кто отдал свои жизни за наши жизни!

Писатель Астафьев  говорил, что войну выиграл русский учитель, потому что именно благодаря ему наши солдаты, командиры, рабочие оказались, по сравнению с немцами, лучше подготовленными к преодолению трудностей, к сопротивлению врагам. Для учителя важнее всего не багаж знаний, а то, какими станут его ученики.

Под музыку «День Победы» 

Зотова:             Весна. Победа. Радость.

А школа по-прежнему трудилась, жила и готовилась к  очередному выпускному балу…  

Фон музыка, выпускной

(Выходит группа выпускников. Ведут диалог)

Николай:  Ой, как представлю, лет пять пройдёт. Мы получим

                       Профессии,  станем взрослыми!”        

Юра:            Может, кто и замуж выскочит.

Лена:           Ага, или женится.

Николай:                Не, это потом. Я охотником  буду, в тайгу пойду. Романтика!

Алексей:   А я хочу лётчиком быть, испытателем.

Юля:           А я мечтаю о любви…

Песня  “С чего начинается Родина” танцевальная пара исполняет вальс)

На фоне музыки  звучат слова:

Зотова:         Всё! Мир, институт, работа, любовь. Но только не Война.

  На фоне вальса звучат слова:

Золото:                 «Учитель – мирный человек,

Но в сорок первом

Каждым нервом

Он защищал двадцатый век,

Чтоб жили школы в двадцать первом…»