Мониторинг качества обученности по литературе.10 класс.
Мониторинг качества обученности по литературе.10 класс.2 варианта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_kachestva_obuchennosti_po_literature_ucheni.docx | 29.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг качества обученности по литературе учени___10А класса________________________
Вариант 1.
Часть I.
Соотнесите название произведения и автора.
Название произведения | Автор |
1.Зимою, около крещения, в 1939-ом году в Петербурге была сильная оттепель. Так размокропогодило, что совсем как будто весне быть: снег таял, с крыш падали днем капели, а лед на реках посинел и взялся водой. На Неве перед самым Зимним дворцом стояли глубокие полыньи. Ветер дул теплый, западный, но очень сильный. Со взморья нагонял воду, и стреляли пушки | А) А. Чехов "Лошадиная фамилия" |
2.У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все это не помогало, вызывало тошноту | Б) Н.Некрасов "Железная дорога" |
3 Весна, весна! Как воздух чист! | В) Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» |
4. Так думал молодой повеса, | Г) Е. Баратынский "Весна" |
5. И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, начали насаживать друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая. -- Смотрите, добрые люди: одурел старый! совсем спятил с ума! -- говорила бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая еще обнять ненаглядных детей своих. | Д) А.С.Пушкин «Евгений Онегин» |
6.Мы надрывались под зноем, под холодом, | Е) Н. Лесков "Человек на часах" |
Ответ:__________________________________________________________________________________________________
Часть II.
В.А. Жуковский
(1783 – 1852)
Море
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе?...
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя –
Ты бьешься, ты воешь, ты волны
подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
1822
1. Назовите литературное направление, в рамках которого развивалось
творчество В.А. Жуковского?_____________________________________________________________________________
2 Как называется художественный прием, который использует В.А.
Жуковский, говоря о море как о живом существе?
_______________________________________________________________________________________________________
3. Как называется вопрос, не требующий ответа, но имеющий лирико-
эмоциональное значение?
_______________________________________________________________________________________________________
4. На сколько частей можно разделить стихотворение? Каким предстает море в каждой части?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Найдите в тексте примеры возвышенной лексики. Какой характер они придают описанию? _______________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Эле́гия — лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали,
или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.
Жанр стихотворения «Море» В.А. Жуковский определил как элегия.Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть III.
Соотнесите термин и определение/ пример
термин | Пример |
| А) Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. |
| Б) в баснях лев - сила, власть; правосудие - женщина с весами аллегория |
| В) Ваш шпиц,прелестный шпиц,- не более наперстка… |
| Г) Что, дремучий лес, Призадумался, |
| Д) каменное сердце |
| Е) …прозрачный сумрак |
| Ж) Они сошлись: вода и камень, Стихи и проза, лед и пламень… |
| З) Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза |
| И) На заре морозной под шестой березой,за углом, у церкви,ждите,Дон Жуан… |
| К) Прогудела - как осенний прибой – И проплакала сама над собой. |
| А) комедия |
| Б) романтизм |
| В) пролог |
| Г) классицизм |
| Д) конфликт |
| Е) сюжет |
| Ж) пьеса |
Ответ:__________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Мониторинг качества обученности по литературе учени___10А класса________________________
Вариант 2.
Часть I.
Соотнесите название произведения и автора.
Название произведения | Автор |
1.Сужу-с не по рассказам; Запрет он вас, - добро еще со мной; А то, помилуй Бог, как разом Меня, Молчалина и всех с двора долой.
| А) Д.И.Фонвизин «Недоросль» |
2.Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку. (Еремеевна отходит.) Он, вор, везде его обузил. Митрофанушка, друг мой! Я чаю, тебя жмет до смерти. Позови сюда отца. | Б) А.С.Грибоедов «Горе от ума» |
3.Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветкам и травинкам. | В) А.С.Пушкин «Евгений Онегин» |
4.Он по-французски совершенно | Г) М.Пришвин "Кладовая солнца" |
5.Если крикнет рать святая: | Д) «Слово о полку Иогреве» |
6. Пристало ли нам, братья, | Е) С.Есенин |
ЧастьII.
«Как часто, пестрою толпою окружен…» Михаил Лермонтов
Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, —
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.
И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.
Так царства дивного всесильный господин -
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник незванную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их,
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
1.Какой предстает перед нами толпа на маскараде?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Наблюдая за развлечениями «пестрой толпы», автор подчеркивает, что в этот момент, «наружно погружаясь в их блеск и суету, ласкаю я в душе старинную мечту». О чем же грезит в этот момент лирический герой?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Какой прием лежит в основе стихотворения?_______________________________________________________________
4. Что нового мы узнали о внутреннем мире поэта? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Какими чувствами проникнуты выделенные строки?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какие эмоции сменяют друг друга на протяжении всего стихотворения?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть III
Соотнесите термин и определение/ пример
термин | Пример/определение |
1.Метафора | А) …в больших рукавицах, а сам с ноготок! |
2. Олицетворение | Б) Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку… |
3.Сравнение | В) Какая глыба, а? Какой матёрый человечище! |
4.Аллитерация | Г) В басне Крылова «Стрекоза» – ….. легкомыслия |
5. Антитеза | Д) ) Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы… |
6. Анафора | Е) Анчар, как грозный часовой , Стоит один во всей Вселенной |
7. Аллегория | Ж) Где роща ржуща ружей ржет…. |
8. литота | З) Покатились глаза собачьи Золотыми звёздами в снег… |
9.эпитет | И) Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем… |
10.гипербола | К) Рейн лежал перед нами весь серебряный… |
11. Высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения. | А) афиша |
12. Пояснение автора к тексту пьесы, касающееся обстановки, поведения актёров. | Б) сентиментализм |
13. Построение художественного произведения. | В) ремарка |
14. заключительная глава художественного произведения, знакомящая с дальнейшей участью героев | Г) реализм |
15. Перечень действующих лиц, объявление о спектакле. | Д) эпилог |
16. доминантой «человеческой природы» является чувство, а не разум | Е) кульминация |
17. изображение типичных героев в типичных обстоятельствах | Ж) композиция |
Ответ:__________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Ключи:
1 вариант 2 вариант
Часть 1. | ответ | баллы | Часть 1. | ответ | баллы |
1е | 1 | 1б | 1 | ||
2а | 1 | 2а | 1 | ||
3г | 1 | 3г | 1 | ||
4д | 1 | 4в | 1 | ||
5в | 1 | 5е | 1 | ||
6б | 1 | 6д | 1 | ||
Часть 2. | Часть 2. | ||||
1. | романтизм | 1 | До 3 б. | ||
2. | олицетворение | 1 | До 3 б. | ||
3. | риторический | 1 | контраст | 1 | |
4. | До 3 б. | 4. | До 3 б. | ||
5. | До 3 б. | 5. | До 2 б. | ||
6. | До 4 б. | 6. | До 3 б. | ||
Часть 3. | 1д 2г 3к 4а 5ж 6з 7б 8и 9е 10в 11ж 12.д 13е 14а 15в 16г 17б Всего: 17 б. | Часть 3. | 1з 2д 3е 4ж 5и 6б 7г 8а 9к 10в 11е 12в 13е 14д 15а 16б 17г Всего: 17б. | ||
Всего: 36 б. «5»-35-36 «4»-27-34 «3»-19-26 «2»-0-18 | Всего: 38 б. «5»-37-38 «4»-28-37 «3»-20-29 «2»-0-19 |