Мониторинг качества обученности по литературе.10 класс.

Сапрыкина Елена Анатольевна

Мониторинг качества обученности по литературе.10 класс.2 варианта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_kachestva_obuchennosti_po_literature_ucheni.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг качества обученности по литературе учени___10А класса________________________

Вариант 1.

Часть I.

Соотнесите название произведения и автора.

Название произведения

Автор

1.Зимою, около крещения, в 1939-ом году в Петербурге была сильная оттепель. Так размокропогодило, что совсем как будто весне быть: снег таял, с крыш падали днем капели, а лед на реках посинел и взялся водой. На Неве перед самым Зимним дворцом стояли глубокие полыньи. Ветер дул теплый, западный, но очень сильный. Со взморья нагонял воду, и стреляли пушки

 А) А. Чехов "Лошадиная фамилия"

2.У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все это не помогало, вызывало тошноту

Б) Н.Некрасов "Железная дорога"

3 Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

В) Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

4. Так думал молодой повеса, 
Летя в пыли на почтовых, 
Всевышней волею Зевеса 
Наследник всех своих родных.
 

Г)  Е. Баратынский "Весна"

5.  И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, начали насаживать друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая.

  -- Смотрите, добрые люди: одурел старый! совсем спятил с ума! -- говорила бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая еще обнять ненаглядных детей своих. 

Д) А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

6.Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной.
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мёрзли и мокли, болели цингой.

Е) Н. Лесков "Человек на часах"

Ответ:__________________________________________________________________________________________________

Часть II.

В.А. Жуковский

(1783 – 1852)

Море

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе?...

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя –

Ты бьешься, ты воешь, ты волны

подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

1822

1. Назовите литературное направление, в рамках которого развивалось

творчество В.А. Жуковского?_____________________________________________________________________________

2 Как называется художественный прием, который использует В.А.

Жуковский, говоря о море как о живом существе?

_______________________________________________________________________________________________________

3. Как называется вопрос, не требующий ответа, но имеющий лирико-

эмоциональное значение?

 _______________________________________________________________________________________________________

4. На сколько частей можно разделить стихотворение? Каким предстает море в каждой части?

 _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Найдите в тексте примеры возвышенной лексики. Какой характер они придают описанию? _______________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Эле́гия — лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали,

или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

Жанр стихотворения «Море» В.А. Жуковский определил как элегия.Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть III.

Соотнесите термин и определение/ пример

термин

Пример

  1. Метафора

А) Вечер. Взморье. Вздохи ветра.  

     Величавый возглас волн.

  1. Олицетворение

Б) в баснях лев - сила, власть; правосудие -  женщина с весами     аллегория

  1. Сравнение

В)  Ваш шпиц,прелестный шпиц,- не более наперстка

  1. Аллитерация

Г) Что, дремучий лес,

Призадумался, 
Грустью темною 
Затуманился?

  1. Антитеза

Д) каменное сердце

  1. Анафора

Е) …прозрачный сумрак

  1. Аллегория

Ж) Они сошлись: вода и камень,

      Стихи и проза, лед и пламень…

  1. инверсия

З) Не напрасно дули ветры,

    Не напрасно шла гроза

  1. эпитет

И) На заре морозной под шестой березой,за углом, у церкви,ждите,Дон  Жуан…

  1. литота

К)  Прогудела - как осенний прибой –

      И проплакала сама над собой.

  1. Произведение, предназначенное для постановки на сцене.

 А) комедия

  1. Противоречие, столкновение между героями или между героями и  обстоятельствами.

Б) романтизм

  1.  ряд событий (последовательность сцен, актов)

В) пролог

  1. Вид драматического произведения со смешным, забавным или сатирическим сюжетом.

Г) классицизм

  1. вводная часть какого-либо текста, введение, предисловие;

Д) конфликт

  1. теория "трех штилей", драматургическое триединство, основной конфликт между чувством и разумом 

Е) сюжет

  1. двоемирие, одиночество лирического героя, тема свободы

Ж) пьеса

Ответ:__________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

Мониторинг качества обученности по литературе учени___10А класса________________________

Вариант 2.

Часть I.

Соотнесите название произведения и автора.

Название произведения

Автор

1.Сужу-с не по рассказам;

Запрет он вас, - добро еще со мной;

А то, помилуй Бог, как разом

Меня, Молчалина и всех с двора долой.

 

А) Д.И.Фонвизин «Недоросль»

2.Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку. (Еремеевна отходит.) Он, вор, везде его обузил. Митрофанушка, друг мой! Я чаю, тебя жмет до смерти. Позови сюда отца.

Б) А.С.Грибоедов «Горе от ума»

3.Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветкам и травинкам.

В) А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

4.Он по-французски совершенно 
Мог изъясняться и писал; 
Легко мазурку танцевал 
И кланялся непринужденно; 
Чего ж вам больше? Свет решил, 
Что он умен и очень мил.

Г) М.Пришвин "Кладовая солнца"

5.Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Д) «Слово о полку Иогреве»

  6.  Пристало ли нам, братья,
       начать старыми словами
       печальные повести о походе Игоревом,
       Игоря Святославича?

Е) С.Есенин

ЧастьII.

«Как часто, пестрою толпою окружен…» Михаил Лермонтов

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки, —

Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье

С глазами полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня

За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин -
Я долгие часы просиживал один,

И память их жива поныне

Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей

Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник незванную гостью,

О, как мне хочется смутить веселость их,
И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..

1.Какой предстает перед нами толпа на маскараде?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Наблюдая за развлечениями «пестрой толпы», автор подчеркивает, что в этот момент, «наружно погружаясь в их блеск и суету, ласкаю я в душе старинную мечту». О чем же грезит в этот момент лирический герой?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Какой прием лежит в основе стихотворения?_______________________________________________________________

4. Что нового мы узнали о внутреннем мире поэта? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Какими чувствами проникнуты выделенные строки?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие эмоции сменяют друг друга на протяжении всего стихотворения?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть III

Соотнесите термин и определение/ пример

термин

Пример/определение

1.Метафора

А) …в больших рукавицах, а сам с ноготок!

2. Олицетворение

Б) Коль любить, так без рассудку,

     Коль грозить, так не на шутку…

3.Сравнение

В) Какая глыба, а? Какой матёрый человечище!

4.Аллитерация

Г)  В басне Крылова «Стрекоза» – ….. легкомыслия

5. Антитеза

Д) ) Улыбнулись сонные березки,

        Растрепали шелковые косы…

6. Анафора

Е) Анчар, как грозный часовой ,

     Стоит один во всей Вселенной

7. Аллегория

Ж) Где роща ржуща ружей ржет….

8. литота

З) Покатились глаза собачьи

   Золотыми звёздами в снег…

9.эпитет

И) Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем…

10.гипербола

К) Рейн лежал перед нами весь серебряный…

11. Высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения.

А) афиша

12. Пояснение автора к тексту пьесы, касающееся обстановки, поведения актёров.

Б) сентиментализм

13. Построение художественного произведения.

В) ремарка

14. заключительная глава художественного произведения, знакомящая с дальнейшей участью героев 

Г) реализм

15. Перечень действующих лиц, объявление о спектакле.

Д) эпилог

16. доминантой «человеческой природы» является чувство, а не разум 

Е) кульминация

17. изображение типичных героев в типичных обстоятельствах

Ж) композиция

Ответ:__________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

Ключи:

1 вариант                                                                                              2 вариант

Часть 1.

ответ

баллы

Часть 1.

ответ

баллы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Часть 2.

Часть 2.

                1.

романтизм

1

До 3 б.

2.

олицетворение

1

До 3 б.

3.

риторический

1

контраст

1

4.

До 3 б.

                        4.

До 3 б.

5.

До 3 б.

                        5.

До 2 б.

6.

До 4 б.

                        6.

До 3 б.

Часть 3.

10в

11ж

12.д

13е

14а

15в

16г

17б                Всего: 17 б.

Часть 3.

10в

11е

12в

13е

14д

15а

16б

17г                       Всего: 17б.

Всего: 36  б.                                                                                                                «5»-35-36

«4»-27-34

«3»-19-26

«2»-0-18

Всего: 38 б.

«5»-37-38

«4»-28-37

«3»-20-29

«2»-0-19