Программа работы со слабоуспевающими обучающимися

Сапрыкина Елена Анатольевна

Программа работы со слабоуспевающими обучающимися

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_neuspev_slabouspav.docx54.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ

ОБУЧАЮЩИМИСЯ 

                                               

Братск   2020

                               

Пояснительная записка

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых и детей.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время обучающийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а так же весь комплекс проблем, который может сложиться у ребёнка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности, ребёнка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать обучающемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

1. Цель:

  • выполнение Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 - ФЗ от 29 декабря 2012года;
  • принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний обучающихся.

2. Задачи:

  • создание условий для успешного освоения обучающимися учебных программ;
  • отбор педагогических технологий для организации учебного процесса  и повышение  мотивации у слабоуспевающих учеников;
  • реализация разноуровнего обучения;
  • изучение особенностей слабоуспевающих  обучающихся,  причин их отставания в учебе и слабой мотивации.
  • формирование ответственного отношения обучающихся к учебному труду

3. Типы неуспевающих школьников

Деление неуспевающих школьников на типы можно осуществить в зависимости от характера соотношения свойств личности школьников:

  • особенности мыслительной деятельности, связанные со способностями возможностями;
  • направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению.

На этой основе выделено три типа неуспевающих школьников:

  • неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.
  • обучающиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника.
  • неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.

Первый тип неуспевающих школьников.

   Для всех школьников этого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, так как в силу ограниченности своих познавательных возможностей свое отставание они правильно видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Отсутствие морального конфликта способствует сохранению позиции школьника и формированию положительной моральной направленности, так как понимание причин неуспеха при положительном отношении к учению является хорошим стимулом для преодоления недостатков. Об этом говорит тот факт, что школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей.

Второй тип неуспевающих школьников.

   Обучающиеся этого типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. Однако на качестве их учебной работы отражается прежде всего то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности, небрежное ее выполнение, низкий темп. У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, что определяет отрицательное отношение к учению.

Третий тип неуспевающих школьников.

   Для этого типа, как и для первого характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность, полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. У этих школьников весьма отчетливо проявляется узость мышления. Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу.

4. Причины, вызывающие школьную неуспеваемость: пропуск уроков, недостаточная работа дома, слабые способности, нежелание учить предмет, недостаточная работа на уроке, необъективность выставления оценок на уроке, предвзятое отношение учителя на уроке, большой объем домашнего задания, недостаточное внимание учителя, высокий уровень сложности материала.

5. Причины и характер проявления неуспеваемости

Причины неуспеваемости                                               Характер проявления

Низкий уровень развития учебной мотивации

(ничто не побуждает учиться). Влияют:

  • обстоятельства жизни ребенка в семье;
  • взаимоотношения с окружающими
  • взрослыми

Неправильно сформировавшееся

отношение к учению, непонимание его общественной значимости . 
Нет стремления быть успешным

в учебной деятельности

(отсутствует заинтересованность

в получении хороших отметок, вполне

устраивают удовлетворительные)

Интеллектуальная пассивность

как результат неправильного

воспитания. Интеллектуально пассивные

обучающиеся – те, которые не имели ни

правильных условий для умственного

развития, ни достаточной практики

интеллектуальной деятельности,

у них отсутствуют интеллектуальные

умения, знания и навыки, на основе

которых строится обучение

При выполнении учебного задания,

требующего активной мыслительной

работы, отсутствует стремление его

понять и осмыслить. 
Вместо активного размышления –

использование различных обходных

путей: зазубривание, списывание,

подсказки товарищей, угадывание

правильных вариантов ответа. 
Интеллектуальная пассивность может

проявляться как избирательно в

отношении учебных предметов, так

и во всей учебной работе. Вне учебных

занятий многие из таких учащихся

действуют умнее, активнее и

 сообразительнее, чем в учении

Неправильные навыки учебной работы,

со стороны педагога нет должного

контроля над способами и

приемами ее выполнения

Обучающиеся не умеют учиться,

не умеют самостоятельно работать,

потому что пользуются

малоэффективными способами

учебной работы, которые

требуют от них значительной траты

лишнего времени и труда: заучивают

текст, не выделяя логических частей;

начинают выполнять практические

задания раньше, чем выучивают

правило, для применения которого эти

задания задаются; не проверяют свои

работы или не умеют проверять;

выполняют работу в медленном темпе

Неправильно сформировавшееся отношение

к учебному труду: пробелы в воспитании;

неправильная организация учебной

деятельности в ОУ

Нежелание выполнять не очень

интересное, скучное, трудное, отнимающее

много времени задание. Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных

обязанностей. Невыполненные или частично

выполненные домашние задания. 
Неаккуратное обращение с учебными

пособиями

Отсутствие или слабое развитие

учебных и познавательных

интересов – недостаточное внимание

к этой проблеме со стороны

педагогов и родителей

Знания усваиваются без интереса,

легко становятся формальными, т. к.

не отвечают потребности вих

приобретении, остаются мертвым

грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к

дальнейшей деятельности

6. Профилактика неуспеваемости

Этапы урока                                                                          Акценты в обучении

1 Контроль подготовленности обучающихся

Специально контролировать усвоение

вопросов, обычно вызывающих у

учащихся наибольшее затруднение.

Тщательно анализировать и

систематизировать ошибки,

допускаемые учениками в устных

ответах, письменных работах, выявить

типичные для класса и концентрировать

внимание на их устранении.

Контролировать усвоение материала

учениками, пропустившие предыдущие

уроки. По окончанию разделения темы

 или раздела обобщать итоги усвоения

 основных понятий, законов, правил,

 умений и навыков школьниками,

 выявить причины отставания.


2. Изложения нового материала.


Обязательно проверять в ходе урока

степень понимания обучающимися

основных элементов излагаемого

материала. Стимулировать вопросы со

стороны обучающихся при затруднениях в

освоении учебного материала.

Применять средства поддержания

интереса к усвоению знаний.

Обеспечивать разнообразие методов

обучения, позволяющих всем учащихся

активно усваивать материал.


3. Самостоятельная работа обучающихся

на уроке


Подбирать задания  наиболее

существенным, сложным и трудным

разделам учебного материала, стремясь

меньшим числом упражнений, но

данных в определенной системе,

достичь большего эффекта. Включать в

 содержание самостоятельной работы на упражнение по устранению ошибок,

допущенных при устных ответах и в

письменных работах. Инструктировать о

порядке выполнения работы.

Стимулировать постановку вопросов к учителю

 при затруднениях в самостоятельной работе.

Умело оказывать помощь ученикам в

работе, всемерно развивать их

самостоятельность. Учить умениям

планировать работу, выполняя ее

самостоятельно и осуществлять контроль.


4. Организация самостоятельной работы

 вне класса


Обеспечить в ходе домашней работы

повторения пройденного, концентрируя

внимание на наиболее существенных

элементах  программы, вызывающих

обычно наиболее затруднения.

Систематически давать домашнее

задание по работе над типичными

ошибками. Четко инструктировать

учащихся о порядке выполнения

домашних работ, проверять степень

понимания этих инструкций

слабоуспевающими школьниками.

Согласовать объем домашних заданий

с другими учителями класса, исключая

перегрузку, особенно слабоуспевающих

учеников.

7. Ключевые моменты в организации учебного процесса со слабоуспевающими детьми

  Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и  методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

Организовать индивидуально-групповую работу, применяя тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

На уроках и  дополнительных занятий применять приемы: «Карточки помощи», «Памятки для обучающихся», шире использовать игровые задания, которые  дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха. 

При опросе  слабоуспевающим  школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал, имел неудовлетворительную отметку по мониторингу.

В ходе опроса  и  при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих  учеников концентрируется на наиболее важных и  сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала,  стимулирует вопросами  учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

   В ходе самостоятельной  работы  на уроке, дополнительных занятиях,  слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных  работах. При выполнении работы отмечаются положительные моменты для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в  работе   и  указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

    При организации домашней  работы  для  слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок, проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий не  допускает перегрузок.

8. Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на уроке

Актуальная проблема ОУ – «не потерять», «не упустить» обучающихся с низкой учебной мотивацией. Для этого, необходимо ответить как минимум на три вопроса:    Кого учить? Чему учить? Как учить?
 
Кого учить? Особенности неуспевающих обучающихся:

  • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;
  • отсутствие познавательного интереса;
  • не сформированы элементарные организационные навыки;
  • обучающиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;
  • нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника;
  • дети, в основном, из асоциальных семей;
  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;
  • частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта.

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

  • низкий уровень умственного развития.

Причины: педагогическая запущенность, частые заболевания, пропуски занятий, органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга, которые

Проявляется в не умении устанавливать причинно-следственные связи, учитывать все признаки предмета или явления, видеть общее и. д.

  • несформированность учебных навыков. Ребенок не умеет учиться: работать с текстом, выделять главное, существенное, организовать свое время и распределить усилия и т. д.
  • дефицит внимания с гиперактивностью, которая  характеризуется: отвлекаемостью;

подвижностью, неусидчивостью и т. д.

  • отсутствие познавательного интереса, которое обусловлено: отсутствием системного занятия с ребенком, развития его познавательные способности.
  • несформированность произвольной сферы, которая проявляется  в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
  • конфликтные отношения со сверстниками, учителями, отказ от усилий в учебной деятельности.
  • низкий познавательный интерес;
  • низкий уровень развития словесно-логического мышления;
  • низкая работоспособность: утомляемость, истощаемость, медленный темп работы 
  • Чему учить?
    Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Стандартам образования.
    Как учить?
    Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.
    Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
     Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать обучающихся общеучебным умениям и навыкам.
    Нужно  организовать учебный процесс так, чтобы вызвать и развить у обучающихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению. Для этого повысить работоспособность через разнообразие видов деятельности, проветривании кабинета, проведении физкультминуток, соблюдении принципа необходимости и достаточности.

В образовательном процессе использовать разнообразные виды работ со слабоуспевающими учениками:  карточки для индивидуальной работы, задания с выбором ответа, деформированные задания, «разрезные» теоремы, перфокарты, карточки – тренажеры, творческие задания,  карточки-информаторы, карточки с образцами решения, карточки-конспекты. 
Для эффективной организации работы с обучающимися учитель – предметник:

  • должен знать психическое развитие ребёнка: 
  • восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный);
  • внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное);
  • память (вербальная, невербальная);
  • стремиться понять и принять каждого ребёнка;
  • создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке;
  • проявлять  разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость,   веру в возможности ученика;
  • уметь встать на позиции ученика;
  • уметь вести непринуждённый диалог;
  • стремиться к внешней занимательности;
  • использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план);
  • учить работать со словарями и другим справочным материалом;
  • в обучении применять опережающее обучение, различные формы групповой работы, взаимоопрос, самоконтроль, конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения;
  • при формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов);
  • рационально распределять учебный материал («трудное» – сначала!);
  • применять частую смену видов деятельности на уроке;
  • многократно проговаривать и закреплять материал урока;
  • стремиться к алгоритмизации деятельности.

В работе со слабыми обучающимися учитель – предметник  должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:
1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
2.  Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься  дома.
5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ.

6.  Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
7.Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
         Обучающиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами.
Как этого добиться?
Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.
Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока при закреплении, при проверке домашнего задания, при самостоятельной работе.

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля, карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания, карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами, карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения, карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Рационально применить дифференциальный подход при выполнении домашних заданий:

  1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется обучающемуся).
  2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
  3. Индивидуальные дифференцированные задания.
  4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки обучающихся (вариант определяет учитель).
  5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
  6. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
  7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
  8. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

 Необходимо создать на уроке ситуацию успеха:

  • помочь «сильному» ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
  • «слабому» – выполнить посильный объем работы.

Решению этих и других проблем может служить правильно организованная учителем поурочная система работы, основанная на применении педагогических технологии:

  • обучение в сотрудничестве.  Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве;
  • интерактивные формы обучения (групповая форма работы по два, три, пять обучающихся). Создаются благоприятные условия для понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают), помощи со стороны обучающихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная), для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную отметку за свой труд;
  • проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности обучающихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися.
    Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.
  • технология “полного усвоения”. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
    Таким образом, 
    дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время
  1. Деятельности учителя – предметника со слабоуспевающими обучающимся и его родителями.

9.1.Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности обучающегося.

9.2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

  1. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя отметки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить ( количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 обучающихся).
  2. Комментировать отметку  ученика (необходимо отмечать правильность и недостатки, чтобы устранить  их  в дальнейшем).
  3.  Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, наметить коррекционную работу с обучающимся.
  4. Учитель - предметник должен определить время, за которое обучающийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.
  5. Учитель - предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных отметок (2 и более ).
  6. Учитель - предметник должен выставлять полученные обучающимися неудовлетворительные отметки в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей.
  7. Учитель – предметник  не должен снижать отметку обучающемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.
  1. Деятельности классного руководителя
  1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости обучающегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу (методы работы: анкетирование обучающихся, родителей, собеседование), учитывая, причины неуспеваемости: пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине), недостаточная домашняя подготовка, низкие способности, нежелание учиться, недостаточная работа на уроке, необъективность выставления оценки на уроке, большой объем домашнего задания, высокий уровень сложности материала.

В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная).

Уважительными причинами считаются болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х дней,  мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие, освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя, по семейным обстоятельствам (по заявлению родителей на имя директора ОУ)

 Неуважительными причинами считаются пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия обучающегося.

  1. Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случай единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через собеседование с социальным педагогом (если прогулы систематические).
  2. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания  или недостаточной работы на уроке  классный руководитель обязан провести профилактическую работу с учеником или совместно с родителями.
  3. По необходимости организовать помощь слабоуспевающим учащимся со стороны актива класса.
  4. В случае выполнения п. 8.1.-8.4. и отсутствии положительного результата классный руководитель сообщает о данном учащемся администрации школы с ходатайством о проведении малого педсовета.

11. Деятельность обучающегося

9.1. Ученик обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания.

9.2. Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.

9.3. Ученик, пропустивший занятия по уважительной или без уважительной причины, обязан самостоятельно изучить учебный материал,  в случае затруднения  может обратиться к учителю за консультацией.

12. Деятельность родителей

12.1. Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.

12.2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение ОУ.

12.3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем - предметником в случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам .

12.4. Родители имеют право посещать уроки, по которым обучающийся показывает низкий результат.

12.5. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу,  администрации ОУ.

12.6. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер  к родителям.

 13. Деятельности администрации ОУ

13.1. Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими обучающимися.

13.2. Педагогический совет принимает решение об оставлении слабоуспевающего обучающегося на повторный курс обучения.

13.2.   План деятельности заместителя директора по УВР

№п/п

Содержание

 мероприятия

Форма проведения

Сроки

1.

 Составить списки слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся по итогам предыдущего года обучения

Данные по неуспевающим и слабоуспевающим обучающимся взять из сводной ведомости успеваемости за прошлый год

Сентябрь

2

Провести собеседование с классными руководителями по поводу согласования и уточнения списка слабоуспевающих и неуспевающих учащихся. Выяснить причины их отставания.

Информацию предоставляют классные руководители.

Сентябрь

октябрь

3.

Провести собеседование с учителями- предметниками по согласованию и уточнению плана работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися.

 Предложить учителям представленный выше план работы. В план учителю включить обязательно:

* *индивидуальную работу по ликвидации пробелов.

*ведение тематического учета знаний слабых детей.

*ведение коррекционной работы

Сентябрь-октябрь

4.

Собеседования с учителями по итогам четверти с просмотром ведения тематического учета знаний и тетрадей с результатами индивидуальной работы с обучающимися

Тематический учет знаний покажет, что западает у ученика, над чем должен индивидуально работать учитель.

По четвертям

5.

Индивидуальные беседы с учителями  о состоянии дел у слабоуспевающих обучающихся по результатам проведенных контрольных работ.

Учителя-предметники представляют карты коррекционной работы с обучающимися

В течение года

6.

 Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел.  

Собеседование с обучающимися

Ежемесячно

7.

Организация дополнительных занятий по запросам родителей.

Собеседование с учителями -  предметниками.

В течение года

9.

 Ведение тематического учета знаний неуспевающих обучающихся (классный журнал)

Проверка состояния учёта знаний неуспевающих

Ежемесячно

10.

Отражение индивидуальной работы со слабым учеником в рабочих тетрадях по предмету.

Проверка рабочих тетрадей неуспевающих обучающихся

Ежемесячно

11.

Проверка рабочих тетрадей слабоуспевающих детей (выполнение домашних заданий, работа на уроке)

Контроль за ведением рабочих тетрадей

Ноябрь- февраль

12.

Индивидуальные беседы со слабоуспевающими детьми

Беседа.

По мере необходимости

13.

Проверка коррекционной работы учителей - предметников со слабоуспевающими детьми

Персональный контроль - Посещение уроков

Ноябрь, март

14

Контроль посещаемости

слабоуспевающих  обучающихся

Собеседование с классными руководителями

Ежедневно

15.

Организация классными руководителями взаимопомощи слабоуспевающим.

По итогам четверти

16.

Опрос слабоуспевающих (накопление отметок)

Проверка классных журналов

По четвертям

17.

Проверка дневников обучающихся

Запись домашних заданий, контроль со стороны родителей

четверти

18.

Организация повторения в конце года.

Текущий контроль

май

14. Планируемый результат

  • Ликвидация неуспеваемости.
  • Положительная динамика абсолютной успеваемости обучающихся.
  • Повышение качественной успеваемости  обучающихся.
  • Повышение учебной мотивации обучающихся.

15. Контроль за выполнением данной программы.

15.1. Ежедневный контроль осуществляет классный руководитель, учителя-предметники, родители.

15.2. Общий контроль за выполнением данной программы осуществляет заместитель директора по УВР.

16. План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися

 

 

Мероприятия

Срок

1.Установление причин неуспеваемости обучающихся через встречи с родителями, беседы с классным руководителем, с обучающимся, через изучение рекомендаций, данных педагогом - психологом

  

 В течение года

2.   Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение индивидуальных заданий. Создание ситуаций успеха на уроках

В течение учебного года

3.   Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих обучающихся класса

В течение учебного года

4.    Организация учителями-предметниками коррекционной работы  с обучающимися

В течение учебного года

5.   Работа с родителями неуспевающих обучающихся: индивидуальная беседа, беседы с педагогом – психологом,  учителями -  предметниками

Цель: Определение уровня взаимодействия учителя предметника с классным руководителем, родителями обучающихся в решении задач по успешности обучения детей.

В течение учебного года, по необходимости

6.Контроль за организацией работы со слабоуспевающих

 В соответствии с планом  ВШК

7.Контроль за ведением слабоуспевающими обучающимися тетрадей, дневников

 В течение каждой четверти