Рабочая программа по русскому языку.6 класс(углубленное изучение,учебник под ред. В.Бабайцевой)
Рабочая программа по русскому языку.6 класс(углубленное изучение,учебник под ред. В.Бабайцевой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit_russk_6_kl_uglub.docx | 24.84 КБ |
6_russk_shablon.rar | 34.09 КБ |
perechen_kontrolnykh_ugl_russk_6_kl.doc | 122.5 КБ |
tematich_plan_russk_6klass.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
I Статус документа
Рабочая программа по предмету «Русский язык. » для 6 класса создана на основе:
= Закона «Об образовании» РФ№ 273 от 21.12.2012
= Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089)
= Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № »
=Учебного плана МБОУ «СОШ № » на 2014-2015 учебный год
=Календарного учебного графика работы МБОУ «СОШ № » на 2014-2015 учебный год
= Примерной программы для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации 2012г и учебно – методического комплекса В.В.Бабайцевой, издания «Дрофа», 2012 год;
= Обязательного минимума содержания основного общего образования по предмету «Русский язык» (5-11 классы)
II Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в общественной и личной жизни человека имеет владение русским языком как основным государственным языком России. Язык является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточие духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания. Русский язык является неотъемлемой частью культуры русского народа, поэтому преподаванию языка отводится в школьной программе одно из первых мест.
Новизна данной программы заключается в том, что углубленное изучение русского языка планируется с 5 класса; обусловлена следующими основными принципами, определяющими содержание и построение программы:
- принципом системности, обусловливающим отбор, интерпретацию и организацию теоретических сведений, позволяющим не изолировать формирование и совершенствование коммуникативной компетенции от формирования языковой компетенции;
- принципом изоморфизма, позволяющим использовать одни и те же приемы при изучении разноуровневых языковых единиц;
- принципом структурно-семантического единства. Триада – форма, семантика и функции – определяет характер построения программы. Последовательно отмечаются формальные и семантические свойства языковых единиц, так как структурные признаки создают объективные условия для классификации и квалификации единиц языка и речи, а значения ( языковое и речевое) корректируют и дополняют структуро – семантические показатели;
- принципом историзма, позволяющим объяснять многие языковые явления с точки зрения языковых исторических законов;
- принципом преемственности и перспективности, позволяющим постепенно расширять и усложнять языковой материал;
- принципом функционального подхода, требующего учета функций единиц при обучении речи, обусловливающим внимание к тексту.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Программа направлена на реализацию в образовательном процессе деятельностного подхода через организацию основных видов деятельности обучающихся (они отражены в календарно-тематическом планировании), что позволит обеспечить достижение планируемых результатов изучения русского языка.
При организации процесса обучения в рамках реализации данной программы предполагается применением проблемно-диалоговой технологии, технологии организации групповой деятельности, проектной технологии, информационно-коммуникационных технологий, технологии критического мышления.
Программа предусматривает интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся в форме проектно-исследовательской деятельности, технологии критического мышления.
Цель обучения – формирование универсальных учебных действий в режиме апробирования и подготовки к введению ФГОС в основном среднем общем образовании,обеспечивающих творческое применение знаний для решения жизненных задач,умения самообразования.
= Формирование формирование лингвистической компетенции, которая включает необходимые знания по лингвистике и важнейшие сведения о лингвистах; формирование языковой компетенции, включающей в себя знание самого языка, владение языковыми нормами, в том числе орфографическими и пунктуационными; формирование коммуникативной компетенции, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности
= Развитие умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
= Овладение основами речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
= Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к языку и ценностям отечественной культуры;
В результате изучения русского языка на углубленном уровне выпускник научится:
Знать/понимать:
1) функции языка, роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, связь языка и культуры народа, роли языка в жизни человека и общества;
2) место родного языка в системе гуманитарных наук и его роль в образовании в целом;
3) основы научных знаний о родном языке; взаимосвязь его уровней и единиц;
4) базовые понятия лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы; жанры научного стиля и разговорной речи; функционально – смысловые типы речи ( повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского языка, основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) основные единицы языка, грамматические категории языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) различные виды анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксический анализ словосочетания и предложения;
8) коммуникативно – эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) эстетическую функцию родного языка, эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Выпускник научится:
- использовать различные виды монолога и диалога;
- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использования языковых средств;
- обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета;
- различать самостоятельные части речи (существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, слово категории состояния) по совокупности признаков и аргументированно доказывать принадлежность слова к той или иной части речи;
- находить орфограммы в соответствии с изученными правилами;
- различать лексические и функциональные омонимы с учетом значения и синтаксической функции слова;
- использовать языковые средства, устраняя разнообразное повторение слов в тексте;
- производить морфемный и морфологический разбор изученных частей речи;
- соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи;
- строить тексты различных типов речи, учитывая при их создании роль изученных частей речи; анализировать и создавать тексты изученных стилей (отзыв о книге, индивидуальная характеристика, описание места, биография, правила, случаи из жизни);
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию;
- понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их;
- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах;
- извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников (включая противоположные точки зрения на ее решение);
- создавать устные монологические и диалогические высказывания в учебно – научной сфере общения;
- публично защищать проект;
- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата;
- различать и анализировать тексты разных типов и стилей с точки зрения специфики использования в них языковых средств;
- характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики;
- выразительно читать поэтические и прозаические тексты;
- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
Выпускник получит возможность научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
III Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном учебном плане на изучение русского языка в 6 классе отводится 6 часов в неделю, всего – 204 часа, продолжительность изучения русского языка в 34 учебные недели, что определяется календарным учебным графиком работы МБОУ «СОШ № », темпом обучаемости, индивидуальными особенностями обучающихся и спецификой используемых учебных средств.
IV Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Изучение предмета «Русский язык» формирует личность обучающегося и расширяет набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
V Содержание учебного предмета
Содержание обучения литературы представлено основными содержательными линиями:
1.Морфология
2.Имя существительное
3.Глагол
4.Имя прилагательное
5.Имя числительное
6.Наречие
7.Слова категории состояния
В результате освоения предметного содержания литературы у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности.
В процессе изучения русского языка осуществляется знакомство с его разделами,что предполагает овладение учащимися основами исследовательской деятельности в рамках предмета "Русский язык", обеспечивает преемственность ступеней образования (школа - вуз гуманитарного профиля), т.е. способствует успешной подготовке к профессиональной деятельности в гуманитарной области. При этом акцент делается на формировании общей языковедческой культуры, умении анализировать языковые явления с использованием знаний в области истории и теории языка с привлечением работ известных языковедов.
Данное содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок по содержанию программы.
VI Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
– интерес к учебному материалу;
– представление о причинах успеха в учебе;
– положительное отношение к школе, к изучению русского языка;
– уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.
Метапредметные результаты:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- способность к осуществлению логических операций, сравнения, анализа, обобщения, классификации;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении проблем;
- умение принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
VII Методическое и материально-техническое сопровождение программы
Бабайцева В.В.Теория.Русский язык.Углубленное изучение 5-9 класс, – М., Дрофа, 2012;
Бабайцева В.В. Сборник заданий 6 -7 класс– М., Дрофа, 2011;
Бабайцева В.В. Рабочая тетерадь к учебнику. – М., Дрофа, 2013;
Программа под ред. В.Бабайцевой для классов с углубленным изучением русского языка. – М., Дрофа,2013
Жердева Л.А. Русский язык в средней школе: Карточки-задания: 6 кл. – М.: ВЛАДОС, 2010.
Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь. – Л.: Просвещение, 2009.
Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 6 классе. – М.: ВЛА-ДОС, 2013.
Федин С.Н. Лучшие игры со словами. – М.: Рольф, 20011.
Мисири Г.С., Габ С.П. Русский язык. – М.: Высшая школа, 2010.
Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 кл.: Кн.для учителя / В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева. М.: Просвещение, 2011.
Изложения: тексты с лингвистическим анализом. В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева.- М.:Линка-Пресс, 2009.
Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-7 классы. – Саратов: Лицей, 2009.
Образовательные электронные ресурсы:
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://school-sector.relarn.ru/ -школьный сектор ассоциации РЕЛАРН
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://pedsovet.alledu.ru/ -Всероссийский августовский педсовет
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Предварительный просмотр:
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
№ | ТЕМА | Кол-во Писали 5 4 3 2 Успев. Качеств. Ср. б. |
1 | Контрольный диктант по теме "Повторение изученного в 5 классе" | |
2 | Сочинение-рассуждение о земляках | |
3 | Изложение-описание | |
4 | Сочинение о родном крае,семье | |
5 | Контрольный диктант по теме "Существительное". | |
6 | Сочинение по картине | |
7 | Изложение с предварительным анализом текста | |
8 | Контрольный диктант по теме "Глагол" | |
9 | Сочинение-описание по картине | |
10 | Устное изложение | |
11 | Сочинение-рассуждение на основе смысловой схемы текста-образца | |
12 | Подробное изложение | |
13 | Контрольный диктант по теме "Прилагательное" | |
14 | Устное изложение | |
15 | Подробное изложение с предварительным анализом текста | |
16 | Сочинение-повествование | |
17 | Контрольный диктант по теме " Числительное" | |
18 | Сочинение-миниатюра с использованием наречий | |
19 | Подробное изложение с предварительным анализом текста | |
20 | Контрольный диктант по теме "Наречие" | |
21 | Отзыв о прочитанной книге | |
22 | Сочинение на лингвистическую тему | |
23 | Контрольный тест по теме "Слова состояния" | |
24 | Сочинение-описание |
Контрольный диктант №1 «Повторение»
Осень.
Пришёл сентябрь. После знойного лета наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут грибы. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опенки. В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчетливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая лесная травинка.
В погожие дни многие птицы готовятся к отлету. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.
Дополнительные задания
- Синтаксический разбор: 1 вариант – В шумные стайки собираются скворцы,
улетают на юг певчие птицы.
2 вариант - В дальний путь отправляются дикие гуси,
покидают родные болота длинноногие журавли.
2. Морфемный разбор: тонконогие быстрокрылые
3. Морфологический разбор: отправляются улетели
Контрольный диктант №2 «Существительное»
Встреча в деревне
Владимир Сергеевич работал геологом в одной поисковой партии в далекой Сибири. Он приехал в Москву в свое геологическое управление с интересными породами, ожидал результатов их анализов и решил свободные денечки провести у друзей в деревне.
В крепком рюкзаке у него лежали все необходимые пожитки: спортивные брюки, мягкие тапочки, клетчатая рубашка, садовый нож, полбуханки свежего хлеба. В папке лежали любимые фотографии.
Интересно было их рассматривать и слушать захватывающие рассказы геолога. Владимир Сергеевич объездил всю нашу огромную страну, был на Диксоне, на Урале. Потом он показал корень женьшеня.
Это был маленький ветвистый корешок бледно-желтого цвета. Он умещался на ладони и был очень похож на худенького человечка с кривыми ручками и ножками.
(И. Дик) (110 слов)
Задания.
1. Выполнить морфемный разбор:
1-й вариант – свободные, провести, тапочки.
2-й вариант – садовый, рассказы, показал.
2. Выполнить синтаксический разбор предложения:
1-й вариант – «Владимир Сергеевич работал геологом в одной поисковой партии в далекой Сибири».
2-й вариант – «Он умещался на ладони и был очень похож на худенького человека с кривыми ручками и ножками».
3.Морфологический разбор:
1 вариант- в Сибири
2 вариант-на ладони
Контрольный диктант №3 «Глагол»
Потеплело, и от зари и до зари заливаются соловьи. Майская прохлада укрощала их пение, а теперь самое время слушать неугомонную серенькую невеличку. Всю ночь не смолкает соловьиная трель в прибрежных кустах неширокой, но красивой речонки.
Соловьи любят приречные кустарники, заросли лесных низин, в которых по утрам расстилается густой туман. Но не стоит забираться в лесную глушь, чтобы насладиться их пением. Выйдите из дома, расположитесь в тени душистой сирени. Беспредельная радость охватит вас, когда вы услышите эти безыскусные чарующие переливы. Голос певца то замирает, то громче возносится, и эхо вторит соловьиной песне.
Трудно кому-либо состязаться с соловьем в пении. В птичьем хоре все покрывает его голос. Его воспевали в своих стихах поэты, композиторы слагали о нем песни.
1. Выписать 5 слов с различными орфограммами. Обозначить условия выбора орфограмм.
2. Синтаксический разбор предложения.
1-й вариант – 1
2-й вариант - последнее
3.Объяснить знаки препинания в первых двух предложениях.
4. Морфологический разбор глагола:
1 вариант-расстилается
2 вариант- заливаются
Контрольный диктант №4 «Прилагательное»
Летняя гроза
Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, он готовится к бою. Сильный порыв ветра резко вырывается из-за вершин деревьев, кружится черной пылью по дороге и мчится вперед.
Ударили сверху по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю наотмашь обрушилась стена холодной воды. Справа сверкнула молния, прокатился по небу рокочущий гром.
Насколько быстро проходит летняя гроза! Вот чуть-чуть светлеет слева туманная даль. Небо начинает голубеть. Где-то над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий прозрачный пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь еще не прошел. Это капают с деревьев и ярко-ярко блестят на солнце дождинки.
(По Б. Тимофееву) (104 слова)
Задания.
1. Выписать 5 слов с различными орфограммами. Обозначить условия выбора орфограмм.
2. Синтаксический разбор предложения.
1-й вариант – Вот чуть-чуть светлеет слева туманная даль.
2-й вариант – Это капают с деревьев и ярко-ярко блестят на солнце дождинки.
3. Выполнить морфологический разбор.
1-й – легкий.
2-й вариант – прозрачный.
Контрольный диктант №5 «Числительное»
Кто не знает художника Виктора Михайловича Васнецова?! Возможно, кое у кого из вас есть репродукция одной его картины.
Вот перед нами Аленушка. Она сидит на берегу лесного ручья и тоскует о родном братце. Некому рассказать ей о своей печали, не у кого спросить помощи. Осенняя природа молчаливо сочувствует горю девушки. Ничто не нарушает тишины старого леса.
Вот три славных богатыря едут по степи. Что-то привлекло их внимание и заставило насторожиться. Зорко охраняют богатыри свою страну. Никто из врагов не пройдет на родную землю.
С самого раннего детства увлекался Васнецов чудесными народными сказками, героическими былинами. Некоторые сюжеты запечатлел он на своих картинах. Замечательный русский художник говорил: «Плох тот народ, который не помнит, не любит, не ценит своей истории!»
Задания
- Выполните фонетический разбор:
1 вариант – есть , 2 вариант – его
2. Выполните морфемный разбор:
1 вариант – три
- вариант – одной
3.Объяснить расстановку знаков в последнем абзаце текста.
4.Просклонять числительные
1 вариант- двадцать пятый
2 вариант- восемьдесят шестой
Контрольный диктант№ 6 «Наречие»
Зеленую иву увидишь повсюду: в огородах, садах, у проезжих дорог. Немало растет ее по берегам лесных речонок, вдоль ручьев. Люди по-разному называют иву.
Еще не зазеленел по-весеннему лес, а уж цветет, отражаясь в талой воде желтыми пуховками, нежная ива. Чуть-чуть пригреет солнце – вьются над цветущими ивами, собирая золотую пыльцу, вылетевшие из ульев пчелы.
Ива – неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать ее тонкий ствол и воткнуть даже неглубоко в землю – примется, пустит корни, начнет расти.
В ивовых зарослях с начала весны поселяются соловьи и без устали распевают свои песни. Корни ив защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины. Изредка вздрагивая от невзначай набежавшего ветра, негромко шепчется ива, обнажая серебристую изнанку своих листьев.
Как хороша эта ива, свесившаяся вниз над водой, в которой отражаются небо и циника, плывущие вдаль. (129 слов.)
(По И. Соколову-Микитову.)
Задания.
1. Выписать 5 слов с разными орфограммами.
2. Морфологический разбор:
1-й вариант – неглубоко.
2-й вариант – вдаль.
3. Синтаксический разбор предложения:
1-й вариант – Зеленую иву увидишь повсюду: в огородах, садах, у проезжих дорог.
2-й вариант – Люди по-разному называют иву.
Контрольный тест по теме «Категория состояния»
1. Укажите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния.
1) Кто-то вышел и ТИХО у забора стал пробираться в нашу сторону, к огребу. (Коковин Е.)
2) Всё было ТИХО и мёртво. (Авдеев М.)
3) Снова ТИХО в вечереющих зарослях. (Федосеев Г.)
4) Путники свернули с дороги к ТИХО журчавшему ручейку. (Павлов Н.)
2. Укажите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния.
1) Щенок дрожал, хотя было совсем ТЕПЛО. (Коковин Е.)
2) В юрте ярко горел огонь, распространяя свет и ТЕПЛО. (Арсеньев В.)
3) На ней [Шурочке] было белое гладкое платье с красными цветами за поясом, с правого бока; те же цветы ярко и ТЕПЛО краснели в её волосах. (Куприн А.)
4) Гинзбург ТЕПЛО простился с Мишей. (Беляев А.)
3. Укажите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния.
1) Крестовников держался СПОКОЙНО, словно подрывать лавины было для него привычным делом. (Кубанский Г.)
2) В полумраке комнаты было СПОКОЙНО, уютно. (Кубанский Г.)
3) Дым от костра поднимался СПОКОЙНО кверху. (Арсеньев В.)
4) Море было сравнительно СПОКОЙНО, только короткие порывы ветра неожиданно набегали то спереди, то сзади и мешали грести. (Арсеньев В.)
4. Укажите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния.
1) В конце своей улицы Васёк увидел тетку. Она, суетливо и НЕЛОВКО обходя лужи, шла вдоль забора, придерживая обеими руками концы полушалка. (Осеева В.)
2) Дед НЕЛОВКО, боком присел на нары и замер, боясь пошевелиться. (Осеева В.)
3) Когда на эстраду вышел Леонид Николаевич и НЕЛОВКО поклонился, гром аплодисментов рассыпался по зале. (Гарин-Михайловский Н.)
4) Мне было НЕЛОВКО перед Костей: ведь это я уговорил его искать клад.(Коковин Е.)
5. Укажите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния.
1) За дальностью расстояния волн не было видно, и только по белой кайме у берега можно было догадаться, что море НЕСПОКОЙНО. (Арсеньев В.)
2) Вечером собаки вели себя НЕСПОКОЙНО. (Арсеньев В.)
3) В городе было НЕСПОКОЙНО. (Павлов Н.)
4) Дженни НЕСПОКОЙНО спалось остаток ночи. (Выгодская Э.)
6. Укажите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния.
1) РАДОСТНО и ясно завтра будет утро. (Ахматова А.)
2) Однажды под окном на раките РАДОСТНО засвиристел скворец. (Носов Е.)
3) Иностранец РАДОСТНО закивал головой. (Рыбаков А.)
4) Сомнения улетучивались, на сердце снова становилось ясно и РАДОСТНО. (Воскресенская З.)
7. Укажите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния.
1) СЛЫШНО было лишь дыхание людей да успокоительно-мерное тиканье приборов. (Платов Л.)
2) Из частого лесу, где оставался ещё снег, чуть СЛЫШНО текла ещё извилистыми узкими ручейками вода. (Толстой Л.)
3) Левину СЛЫШНО было за дверью, как кашлял, ходил, мылся и что-то говорил доктор. (Толстой Л.)
4) Только СЛЫШНО было ржание лошадей и каркание бекаса. (Толстой Л.)
8. Укажите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния.
1) Было УДИВИТЕЛЬНО, что в такую погоду сапоги капитана оставались сухими и блестящими. (Крапивин В.)
2) С утра погода была УДИВИТЕЛЬНО тихая. (Арсеньев В.)
3) Время шло УДИВИТЕЛЬНО медленно. (Коковин Е.)
4) Лицо было мальчишеское, УДИВИТЕЛЬНО худое и скуластое. (Коковин Е.)
9. Укажите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния.
1) С утра дул ветер, ХОЛОДНО светило солнце.(Рудов В.)
2) Огромное старческое лицо с седой короткой щёткой волос на голове и с седой бородой клином было сурово и ХОЛОДНО.(Куприн А.)
3) Мне было ХОЛОДНО, одиноко и жалко самого себя. (Астафьев В.)
4) Стройно и неподвижно стояли голые деревья, ХОЛОДНО блистая инеем. (Авдеев М.)
10. Укажите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния.
1) Нюра отстала от подруг, и светлый сарафанчик её ОДИНОКО мелькал за деревьями. (Осеева В.)
2) Выстрел прогремел ОДИНОКО и сухо.(Рудов В.)
3) ОДИНОКО и сиротливо стоит железнодорожная станция. (Мирошниченко Г.)
4) На душе было ОДИНОКО и тоскливо. (Осеева В.)
Тексты изложений.
№1.
Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно ими пользоваться.
Чем, например, отличается спорый дождь от грибного? Слово «спорый» означает — быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом. Хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.
При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.
Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы — липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки. Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба — плотва.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!
Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков — от мерного звука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.
Вот это — только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде.
№2.
Весенний вечер в лесу.
За вершинами леса скрылось солнце. Прохладно и сыро в лесу. Слышно, как дышит, оживает земля. Пахнет весенними почками, пробудившейся теплой землей.
Вот сам с собою шевельнулся на земле прошлогодний мокрый листочек. Под ним показалась из земли зеленая стрелка молодой травы.
Много звуков в вечернем лесу.
Заливаются на деревьях первые дрозды. На вершине высокого дуба громко воркует дикий голубь – витютень.
«Витютень на ду-у-убе сижу! Витютень на ду-у-убе сижу!» - выговаривает важно витютень.
Глухо турлычут в прозрачных весенних лужах лягушки.
Вытянув длинные шеи, свистя крыльями, пролетели над лесом дикие утки.
«Чуфшшш! Чуфшшш!» - вдруг громко чуфистнул и забормотал на поляне краснобровый красавец тетерев-косач.
«Гу-гу-гууу! Гу-гу-гууу!» - гугукнул заяц, очень похоже, бесшумно пролетая, ему отозвалась лесная сова.
Страшно ухнул в лесу и захохотал филин.
Взмахивая крыльями, тихо потянули над макушками леса длинноносые лесные кулики.
Ниже и ниже спускается весенняя прохладная ночь.
№3.
Пожилой инженер ехал из Сибири к своей дочери в Ленинград. У него было больное сердце. Ночью в пути ему стало плохо. Он нуждался в срочной медицинской помощи. Начальник поезда обратился по радио ко всем пассажирам: «Если в поезде есть врач, просим прийти в шестой вагон и оказать больному медицинскую помощь».
Среди пассажиров оказалось пять врачей и одна медицинская сестра. Хотя была полночь, все они немедленно явились к больному.
Первой пришла пассажирка из соседнего вагона — молодой врач. Она только что окончила медицинский институт и ехала работать в больницу. Вслед за ней явился седой профессор —знаменитый хирург.
Всем хотелось помочь больному. Один пассажир принес таблетки от сердечной боли, но они не помогали. Больному становилось все хуже и хуже. Ему нужно было редкое лекарство.
Когда поезд проезжал мимо железнодорожной будки, из вагона бросили записку с просьбой сообщить по телефону на станцию, чтобы к приходу поезда подготовили нужное лекарство и кислородную подушку.
Ночью дежурный врач на станции приняла эту телефонограмму, но у нее нужного лекарства не оказалось. До прихода поезда оставалось два часа. Она решила сходить в городскую аптеку. От станции до города было 8 километров. Чтобы успеть к поезду, врач бежала в аптеку не по дороге, а прямо через поля и овраги.
Когда она прибежала в аптеку, до прихода поезда оставалось 30 минут. Нужное лекарство было у нее в руках, но как доставить его к поезду за полчаса?
Тогда аптекарь позвонил своему другу, у которого был мотоцикл, и попросил его отвезти врача на станцию.
Лекарство доставили вовремя. Жизнь больного была спасена.
№4.
«Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.
Привел сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу: «Пусть не ходит мать в хату, посели ее в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза.
Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай». Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: « Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и принеси мне!»
Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его красота жены. Он убил мать, вынул из груди ее сердце, положил на кленовый листик, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом; упало горячее материнское сердце на камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».
Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и безкорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди».
№5.
Однажды солнечным июньским утром я пришел на озеро и забрался с удочкой на поваленную бурей березу, стоявшую в воде на сучьях. Закинув удочку, я ждал поклевки. Время тянулось медленно, а поплавок ни разу не шелохнулся. Прошел час, но по плавок по-прежнему лежал на воде. Изредка небольшой ветерок поднимал рябь, и поплавок раскачивался на набегавших волнах.
Я решил сменить наживку и, обернувшись к банке с червями, вдруг увидел белку. Она внимательно смотрела на меня своими глазами-бусинками. Я замер с поднятой удочкой в руке. Несколько секунд мы не шелохнувшись смотрели друг на друга. Руки мои устали, но я не двигался, боясь спугнуть белку.
Мне захотелось погладить ее или дать ей кусочек хлеба. Но только я повернулся, белка умчалась.
Я еще несколько раз приходил на озеро и рыбачил с этой березы, но белка больше не приходила. Видимо, у нее появились какие-то свои заботы. (140)
№6.
Прелестная, с нежно-голубыми, как бирюза, лепестками и ярко-желтой, точно из золота сделанной, серединкой незабудка является одним из лучших украшений нашей весенней флоры. Особенно крупными и яркими бывают так называемые болотные незабудки, растущие на сырых лугах и по берегам канав. Сделанный из таких дивных незабудок букет замечательно красив, а если его развязать и разложить в виде венка на глубокой тарелке с водой, то прелесть цветов еще более увеличится. В таком виде незабудки очень долговечны и, если при этом периодически менять воду в тарелке, могут сохраняться совершенно свежими и роскошно цветущими очень долго.
Интересно, что сок незабудки имеет, говорят, оригинальное свойство. Стоит раскаленное докрасна стальное лезвие или вообще какое-либо стальное изделие окунуть несколько раз в этот сок и подержать в нем до тех пор, пока оно не остынет, — сталь закаляется так, что режет железо и точильный камень. Этим способом, как говорят, приготовляли сталь для знаменитых дамасских клинков. (146)
№7.
Испокон веку хлеб был не просто едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и мерилом человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывавшим особое, можно сказать, святое чувство. За хлеб, который нужен был умирающим от голода детям в годы войны, отдавали свои жизни сотни людей.
Конечно же, сегодня не зачерствели души наших людей, и в подавляющем большинстве своем они высоконравственно относятся к хлебу. Как-то в годовщину великой нашей Победы в одном из парков Ленинграда раздавали людям печеный хлеб. Это был не тот обычный хлеб, какой мы привыкли видеть в магазине, в столовой, дома. Это были буханки того самого блокадного ленинградского хлеба, который только напоминал собой хлеб и истинная ценность которого была в свое время равна ценности жизни.
Люди, молодые и старые, подходили, бережно, как святыню, брали этот хлеб, пробовали его. Многие плакали. Эти слезы шли из глубины потрясенного человеческого сознания, из глубины души. (160)
Предварительный просмотр:
Календарные сроки | № п/п | Темы уроков | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности учащихся | Возможные формы контроля | ||||||||||
Освоение предметных знаний (базовый / повышенный уровни) Предметно – ориентированные компетенции | Универсальные учебные действия | ||||||||||||||
1-17 | Повторение изученного в 5 классах | Предметно- ориентированные компетенции: Знать: понятие орфограммы и пунктограммы,основные понятия фонетики,морфемики , словообразования,основыне орфограммы,понятия лексикологии и фразеологии,различные виды разборов, роль русского языка в развитии интеллектуальных,творческих способностей и морально-нравственных качеств личности. Уметь: обосновывать выбор орфограммы, проводить разные виды разборов (фонетический ,морфемный, синтаксический, морфологический, лексический),составлять текст-рассуждение,осуществлять речевой самоконтроль; | Личностные: Выпускник научится: - воспитывать качества личности, обеспечивающие социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; - осознавать роль языка как средства содействия ознакомлению с культурой своего народа -реализовывать мотивы образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода., -принимать систему ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. -совершенствовать собственную речевую культуру.
Выпускник получит возможность для формирования: Познавательные: -Освоение базовых понятий, -проведение различных видов анализа слова, словосочетания и предложения; -создание текстов, различных по жанру и стилю, -владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы), -способность к решению творческих задач, участие в проектной и учебно-исследовательской деятельности - выявлять общность и различия сравниваемых событий и явлений, - создание текстов разных типов; -извлекать информацию из предоставленных источников, -умение выбирать источник информации, - объяснять смысл изученных понятий и терминов, -развитие смыслового чтения, включая умение определить тему, выделить основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов -приобретение опыта самостоятельного поиска информации -способность овладевать совокупностью социокультурных знаний об окружающем мире. -устанавливать причинно-следственные связи -развитие исследовательских учебных действий: поиск и выделение информации, обобщение и фиксация информации. -Уметь прогнозировать содержание по заголовку текста, извлекать информацию из разных источников, выделять основную мысль и устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: -умение самостоятельно определять сферу своих интересов; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему -умение демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и неучебных ситуациях. -способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др., контролировать и корректировать деятельность, давать ее оценку - Умение самостоятельно организовать собственную деятельность; - Умение составить план в соответствии с поставленной задачей -выбор средства реализации поставленных целей; - умение работать по алгоритму, с памятками, правилами; - умение понимать и использовать диаграммы, таблицы, схемы. - умение самостоятельно вести поиск информации - умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. Коммуникативные УУД: – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; – уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; – оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы | Групповая работа Индивидуальная работа | Словарный диктант Изложение Тест Контрольная работа. | ||||||||||
18-21 | Понятие о морфологии | Предметно- ориентированные компетенции: Знать: понятие о частях речи,знаменательные и служебные части речи,морфемный состав как один из признаков частей речи, разные виды слушания (ознакомительное,детальное,выборочное) Уметь: классифицировать части речи,относить слово к определенной части речи,обосновывая выбор.рассуждать на грамматичекую тему,делать комплексный анализ текста, соблюдать нормы речевого поведения в различных коммуникативных ситуациях. | Наблюдение за языковыми явлениями Решение познавательных задач Индивидуальная работа Групповая работа Конструирование единиц языка | Составление графических схем Изложение Тест Контрольная работа Сочинение | |||||||||||
22-54 | Имя существительное | Предметно ориентированные компетенции: Знать:понятие о существительном,роль в речи, разряды существительного,особенности употребления,морфологические признаки и их особенности,словообразование существительных,источники пополнения,понятие функциональных омонимов,правила написания существительных с НЕ, правописание суффиксов существительных,падежных окончаний,нормы употребления существительных в речи,особенности подготовки выступления перед аудиторией с докладом; защитой реферата, проекта; Уметь:рассуждать на грамматическую тему,составлять план параграфа, пересказывать, писать сочинение о семье и родном городе и изложение-описание,составлять текст по опорным словам,доказывать принадлежность слова к определенной части речи,владеть разными видами речевой деятельности в различными коммуникативных условиях. | Исследовательская работа Наблюдение за языковыми явлениями Групповая работа Конструирование единиц языка | Изложение Словарный диктант Тест Сочинение Контрольная работа | |||||||||||
55-96 | Глагол | Предметно –ориентированные компетенции: Знать: понятие о глаголе ,его роль в речи,понятие возвратных глаголов и переходных, виды глагола,наклонения и время,спряжение и словобразование,правописание ТЬСЯ и ТСЯ, НЕ с глаголами, личных окончаний,правописание суффиксов,способы оценки коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания. Уметь: составлять тексты с глаголами, производить взаимозамену,писать сочинение по картине и изложение с предварительным анализом текста,пересказывать,составлять план параграфа,рассуждать на грамматическую тему, доказывать принадлежность слова к определенной части речи, владеть разными видами чтения и аудирования. | Творческие работы Групповая работа Конструирование единиц языка Наблюдение за языковыми явлениями | Изложение Тест Контрольная работа Проверочная работа Изложение Сочинение | |||||||||||
97-133 | Прилагательное | Предметно –ориентированные компетенции: Знать:понятие о прилагетельном,роль в речи,правописание с НЕ, формы полные и краткие, разряды прилагательных,степени сравнения и способы их образования,нормы употребления в речи, способы словообразования,правописание суффиксов.и сложных прилагательных, принципы анализа речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач Уметь: составлять вопросы к параграфу,редактировать текст,составлять текст по опорным словам,устоно излагать содержание текста,писать сочинение по картине,рассуждать на грамматическую тему, доказывать принадлежность слова к определенной части речи,выступать перед аудиторией с докладом; защищать реферат, проектную работу;
| Наблюдение за языковыми явлениями Творческие работы Групповая работа Конструирование единиц языка | Контрольная работа Тест Изложение Сочинение | |||||||||||
134-156 | Числительное | Предметно –ориентированные компетенции: Знать: понятие о числительном,роль в речи,разряды по значению,правописание Ь в числительных,собирательные,дробные,порядковые числительные,образование других частей речи от числительных,писать изложение и сочинение-повествование, рассуждать на грамматическую тему, доказывать принадлежность слова к определенной части речи, разные способы редактирования текстов; Уметь: рассуждать на грамматическую тему, доказывать принадлежность слова к определенной части речи,составлять предложения и текст с числительными,склонять их в устной речи,писать изложение с предварительным анализом текста,сочинение-повествование,адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей | Наблюдение за языковыми явлениями Групповая работа Конструирование единиц языка Творческие работы | Тест Словарный диктант Изложение Контрольная работа Сочинение | |||||||||||
157-180 | Наречие | Предметно –ориентированные компетенции: Знать: понятие о наречии,разряды наречий по значению,употребление в речи,правописание наречий с НЕ, степени сравнения наречий,их словообразование,переход других частей речи в наречия,понятие финкциональных омонимов, понятия основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации Уметь:читать параграф учебника,состалять простой план, составлять текст-описание и повествование по опорным словам,писать сочинение-миниатюру с использованием наречий и подробное изложение с предварительным анализом текста, рассуждать на грамматическую тему, доказывать принадлежность слова к определенной части речи, строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми | Групповая работа Систематизация изученного | Проверочная работа Словарный диктант Составление схем Тест Сочинение Изложение | |||||||||||
181-190 | Категория состояния | Предметно –ориентированные компетенции: Знать: понятие о словах категории состояния,разряды по значению,роль в речи,правописание с НЕ,понятие функциональных омонимов, особенности аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи Уметь: составлять текст со словами категории сосотояния,писать отзыв о прочитанной книге и сочинение на лингвистическую тему, рассуждать на грамматическую тему, доказывать принадлежность слова к определенной части речи, осуществлять коммуникативную рефлексию. | Творческие работы Групповая работа Конструирование единиц языка Наблюдение за языковыми явлениями | Проверочная работа Словарный диктант Составление схем Тест Сочинение Изложение | |||||||||||
191-204 | Повторение изученного в 6 классе. | Предметно –ориентированные компетенции: Знать:морфемный состав,синтаксическую функцию и правописание слов разных частей речи,разные виды чтения (по-исковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, ре-феративное) Уметь: делать комплексный анализ слова,подбирать синонимы и антонимы к словам,определять тип и стиль речи,составлять текст по опорным словам,писать сочинение-описание,использовать социальные нормы речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности. | Групповая работа Систематизация изученного | Контрольная работа Словарный диктант Тест |